Жить и умереть в «Очереди»

Каково это — оказаться в хаосе и выстоять в нём.

Началось всё с «Василисы», истории пожилой женщины, что потеряла своего мужа в странном городе, зависшем на краю гибели. Местная система власти выстраивает в мегаполисе огромные башни, что-то вроде оружия массового поражения, которые вот-вот уничтожат его бунтующих жителей.

Жить и умереть в «Очереди»

История города продолжается в игре «Маргинальное действие» — события происходят в другом районе: благодаря местному театру время там застыло за секунду до катастрофы, а главному герою предстоит решить участь местного населения.

И вот в Steam вышла «Очередь», третья игра в серии, рассказывающая историю девушки Ангелины из уничтоженого восточного района мегаполиса, которую вместе с другими жителями власти согласились переселить в новые дома. Все они покорно выстроились в огромную очередь и начали превращаться из людей в нечто иное.

Жить и умереть в «Очереди»

Последние две игры харьковского художника, что зовёт себя Mact, выполнены в необычном стиле коллажа, причём частично игры состоят из сохранённых картинок подписчиков паблика автора. Несколько месяцев назад мы уже общались с ним: узнали, что его игры в некоторой степени отражают «нелёгкий социальный процесс» вокруг Украины, но тем не менее протестом его произведения назвать сложно — скорее это рефлексия.

Для хорошего протестного высказывания эти игры слишком большие, они не настолько сконцентрированы в одной точке, чтобы ими можно было эффективно бить.

Mact, автор «Очереди»

Но «Очередь», по ощущениям, как раз-таки более сконцентрирована, и аллюзии в ней вполне очевидны. «Загнивающий район на востоке — сборный образ из городов возле военной зоны и самой военной зоны, — говорит Mact. — Вроде бы он есть, но для властей это скорее неприятная проблема, объект, с которым не хочется работать, но как-то закрыть проблему надо».

В зависимости от стиля прохождения игрок может получить одну из четырёх концовок, и две из них — это бунт героя простив системы.

«Украина без тебя» — это отсылка к андерграундной группе «Холодный дом» из Сум, — говорит автор. — По локации ещё разбросаны плакаты с их логотипом».
«Украина без тебя» — это отсылка к андерграундной группе «Холодный дом» из Сум, — говорит автор. — По локации ещё разбросаны плакаты с их логотипом».

Ещё это история про угрюмую отстраненность людей друг к другу, которую я и в себе ощущаю.

Mact, автор «Очереди»

Все мы когда-нибудь стояли в очередях: в поликлинике, в налоговой, в магазине с одной работающей кассой. Все мы знаем, в кого превращаются люди, попадая в такую ситуацию, и как себя ведут. Но в произведении Mact ситуация, конечно, гораздо серьёзнее: речь о беженцах, которые пытаются спастись от голодной смерти и покорно выстраиваются в одну длинную цепочку.

Жить и умереть в «Очереди»

Игру можно пройти, ничего не делая — просто отстоять в очереди, но на это уйдёт около 10-12 часов, и вряд ли вы захотите заниматься столь странным делом. Ангелина по сути своей — бунтарь: вместе со своим мутировавшим псом Фином она последовательно устраняет людей в очереди и продвигается к новому дому. Но для этого ей и самой, скорее всего, придётся превратиться в нечто иное.

Вариантов тут несколько: можно узнать слабость конкурента, пройдя простенькую мини-игру, и надавить. Можно подкупить человека: мамочке с ребёнком на руках отдать детское питание, печальной девушке в чёрном — антидепрессант, и так далее. Ну или же можно хладнокровно избить оппонента: в конце концов, все люди в очереди — отвратительные мутанты, многих из которых Ангелина раньше знала.

Боевая система простая: есть разного вида удары, подавление сопротивляемости врага, увеличение собственной защиты и так далее. Удары наносятся строго по очереди
Боевая система простая: есть разного вида удары, подавление сопротивляемости врага, увеличение собственной защиты и так далее. Удары наносятся строго по очереди

Всю игру вам предстоит заниматься рутиной: обшаривать ящики, запускать Фина в какие-то норы в поисках ресурсов (выглядит как однообразная мини-игра, которую уже после пары раз проходишь на автомате), подкупать, убеждать или драться. Человек за человеком. И так — до самого конца. Вы двигаетесь в одну сторону и устраняете людей, занимая их место в очереди.

Есть и прокачка. Я неосознанно воспользовался багом игры и в самом начале прокачался практически до максимума (но баг уже залатали)
Есть и прокачка. Я неосознанно воспользовался багом игры и в самом начале прокачался практически до максимума (но баг уже залатали)

Если бы речь шла о какой-то другой игре, то вся эта рутина (особенно мини-игры) обернулась бы в катастрофическим провалом. Но всё-таки «Очередь» — концептуальное произведение с вполне конкретным сообщением внутри, и однообразные действия здесь воспринимаются как часть этого сообщения.

«Очередь» — страшная игра. Пожалуй, даже страшнее «Маргинального действия» и «Василисы». Она кажется более реальной, несмотря на необычный визуальный ряд и сюжетный пазл, который игроку предстоит собирать самостоятельно. Остаётся только надеяться, что никто из нас никогда не попадёт в такую очередь, а если и попадёт — то сможет «выстоять в хаосе» и победить.

Жить и умереть в «Очереди»
2929
21 комментарий

С нами Босх!

17
Ответить

Или Cyriak. Черт, реально же его работы напоминает.

3
Ответить

Чо пацаны Дыбовский?

7
Ответить

Игра про СПГС.

5
Ответить

Еще полвека назад Терри Гиллиам такое делал для Летающего Цирка, и всегда казалось, что такая графика и анимация хорошо идет только для комедии.

«Очередь» — страшная игра.

Прям вот реально страшная? Когда играешь - страшно?
(Или слово используется в значении "убогая"?)

Ответить