«Мы не прекращали работу над „Корсарами 4“»: интервью с создателем серии

Большой разговор с Дмитрием Архиповым о «Корсарах» — на фоне скандала.

Недавняя новость о сборе средств на четвёртых «Корсаров» стала поводом для скандала. Бывший руководитель «Акеллы» и создатель серии обвинил бывших коллег в «воровстве бренда» — по его словам, компания Black Sun Game Publishing не имеет никакого права на использование названия «Корсары» и занимается чем-то вроде рейдерского захвата. В ответ на обвинения представители Black Sun выпустили заявление, в котором пригрозили Архипову судом.

В связи с этими событиями мы поговорили о легендарной серии с её создателем и выяснили, что надежда на релиз «той самой» четвёртой части, замороженной ещё в далёком 2009 году, ещё есть.

«Мы не прекращали работу над „Корсарами 4“»: интервью с создателем серии

Дмитрий, для начала опишите, пожалуйста, ещё раз, как вы видите сложившуюся ситуацию.

Компания Black Sun не имеет никакого отношения к бренду «Корсары». Создавая собственный бизнес, ребята вместо того, чтобы создавать что-то своё, решил украсть чужое. Я хочу пожелать ребятам — если они хотят начать заниматься разработкой компьютерных игр, — создавать собственные бренды, а не воровать чужие.

Торговая марка «Корсары» сейчас принадлежит нашим партнёрам-юристам, и она активно используется. Можете зайти на Steam и увидеть игры под брендом «Корсары». Ребята воспользовались какой-то дырой в законодательстве и попытались марку отжать, украсть. Это называется рейдерством, по большому счёту. Такими же действиями здания захватываются, предприятия, ну а вот они решили захватить марку. Сейчас идёт суд.

«Мы не прекращали работу над „Корсарами 4“»: интервью с создателем серии

Они наняли людей, которые в разное время работали у нас в компании, причём далеко не на первых ролях. Я считаю, что даже помимо моральной проблемы, — нельзя красть чужое — эти люди просто неспособны сделать достойное продолжение серии «Корсары». Я в этом просто уверен — я работал со всеми ними. Ну и вообще — дело, которое начинается с воровства, с подлости, ничем хорошим не заканчивается.

Это с одной стороны. С другой стороны — мы сами очень хотим сделать «Корсары 4». Мы не просим у фанатов два миллиона рублей на создание концепта игры. У нас уже есть концепт игры, и дело по большому счёту только в финансировании.

Уточняю: «вы» — это кто?

«Мы» — это бывшие сотрудники компании «Акелла». Мы остались вместе, и хотим сделать это вместе с людьми, которые много лет работали над аддонами к «Корсарам», в частности над «Каждому своё».

С творческой точки зрения можете как-то прокомментировать увиденное? Арты, трейлер, текст.

Убожество. Они продают «джепеги». Так не делает уже никто. У людей ни концепта, ни дизайна, трейлер убогий, в качестве хайлайтов они напихали какой-то винегрет сплошной. Ни концепции, ничего. То есть они просто собирают два миллиона рублей, чтобы разработать дизайн-документ.

«Мы не прекращали работу над „Корсарами 4“»: интервью с создателем серии

А сколько должна разработка дизайн-документа стоить на самом деле?

Нисколько. На самом деле люди должны выходить на краудфандинг с разработанным дизайн-документом, с разработанной концепцией игры. С примерами арта, с концептом, со всем. С этим можно выходить, это можно показывать фанатам, под это можно собирать деньги. А собирать деньги на дизайн-документ, на концепт-документ — это обман пользователей.

А во сколько оцените всю разработку конкурентоспособных «Корсаров 4» в 2018 году?

От пяти миллионов долларов.

Я правильно вас понял, что первично всё-таки то, что вы хотите сделать четвёртых «Корсаров» сами, а не другие причины?

Да. Лично я пятнадцать лет жизни положил на «Корсаров», на всю серию. Я её придумал, я её, знаете, как-то выносил, как своё дитя. Конечно же я хочу сделать «Корсаров». У нас были попытки, но все они упёрлись в финансовые проблемы.

Всё течёт, всё меняется, и может сложиться так, что мы сможем найти финансы на разработку. Об этом рано пока говорить, но мы двигаемся в этом направлении.

Может быть расскажете поподробнее о рождении серии? Как всё это началось?

Началось это давно, в конце 90-х. Мы хотели делать игру «Архипелаг» — был у нас такой проект в «Акелле». Там была морская часть, мы стали делать море и так им увлеклись, что подумали — ну его, этот «Архипелаг», будем делать морскую игру.

«Мы не прекращали работу над „Корсарами 4“»: интервью с создателем серии

Я в ту пору читал несколько романов о пиратах, как-то жил этой пиратской романтикой — и захотелось сделать игру про пиратов. Плюс играли в Pirates! Сида Мейера, и захотели сделать что-то своё на эту тему. Всего было создано шесть игр по вселенной «Корсаров», и они разошлись совокупным тиражом больше двух миллионов экземпляров.

В вашем заявлении сказано, что права на механику принадлежат вам. Не мог ли в те времена то же самое сказать Сид Мейер?

Что такое механика? Это совокупность всего игрового процесса, всех впечатлений от игры. Игры бывают разные, они рассчитаны на разную аудиторию. Нельзя сказать, что мы «забили» всю игровую механику, но игры серии «Корсары» имеют свою преемственность в плане игровой механики. Есть определённые формулы, которые использовались при разработке. Есть большие наработки, алгоритмы. Это объект интеллектуальной собственности и авторского права.

Отвечая про Сида Мейера — мы не использовали игровую механику Pirates! в разработке «Корсаров».

Sid Meier's Pirates! (2004)
Sid Meier's Pirates! (2004)

Меня всегда интересовал вопрос: механика в ваших играх — золотая, практически гениальная. Почему же не видно игр, копирующих «Корсаров»?

Конечно, механика золотая — в неё очень интересно играть. Мы действительно делаем те игры, в которые хочется играть самим. Это с одной стороны. С другой — сам жанр очень сложный в разработке. Это должен быть открытый мир, генерирующиеся квесты, интересный мир, интересный сюжет, не повторяющиеся события. Это сделать очень сложно, это большой челлендж для разработчиков.

И я более чем уверен, что вот эта команда с ним совсем не справится, даже если получит легальную возможность разрабатывать игру «Корсары».

Подробностями о том, почему вы так в этом уверены, вы делиться не хотите?

Я всё написал в открытом письме, ничего говорить о конкретных людях я больше не хочу. Все люди, которые указаны в заявке на краудфандинг, работали в нашей компании, какое-то время работали под моим началом, и я их всех хорошо знаю. Я более уверен, что в этом составе они игру не сделают. Хорошую игру.

Что всё-таки произошло перед релизом третьих «Корсаров»?

Я всё написал. Был продюсер проекта — Ринат Низаметдинов, который его оставил. Оставил нехорошо, чем очень подвёл проект. В общем-то это всё.

Лично мне не довелось поиграть в третьих сразу после релиза, но существует распространённое мнение, что игра была невероятно забагованной и практически неиграбельной. Вы с этим согласны, или это преувеличение?

Это преувеличение. Вы знаете, те, кому всё нравится, они обычно не пишут. Пишут те, кому что-то не нравится. Дело в том, что самая первая версия действительно содержала определённое количество багов, которые потом пофиксили. В неё играли десятки и сотни тысяч людей, и подавляющее большинство из них были довольны. Потом на базе неё мы сделали несколько аддонов, играя в которые люди были вообще счастливы.

«Мы не прекращали работу над „Корсарами 4“»: интервью с создателем серии

К сожалению, разработка игр — это достаточно сложный процесс. Не только в творческом и техническом плане, но и в плане маркетинга. Это очень дорогостоящий процесс, и иногда так бывает — сроки поджимают, денег не хватает. Ну, знаете, как в кино. Иногда приходится жертвовать какими-то фичами ради сроков издания, но потом мы всё обязательно доделываем, исправляем — уже после релиза. В итоге получился нормальный, хороший продукт, в который играло очень много людей.

А вот та ситуация, в которую попали «Корсары 3» — задержка с релизом и баги, — была как раз связана с уходом одного из участников этой группы, которая сейчас пытается сделать «Корсары 4». Я подозреваю, что человек, один раз бросивший проект, может сделать это ещё раз, тем более он там главным продюсером числится.

Ситуация с «Приключениями капитана Блада» тоже с ним связана?

Нет. «Капитана Блада» мы начали делать, а продолжила «1C», так что тут больше к ней вопросы. Мы отдали этот проект в «1С» на стадии альфы, и там всё было хорошо. Что с ним потом случилось — я не готов комментировать.

«Мы не прекращали работу над „Корсарами 4“»: интервью с создателем серии

По трейлерам создавалось ощущение, что он практически готов.

Он и был практически готов. Я не понимаю, почему «1C» его не выпустили. Искренне не понимаю, но это вопрос к нашим коллегам из «1C». Он действительно был практически готов, очень хороший проект, зря они его не выпустили.

Вытекающая тема: те самые четвёртые «Корсары». Что с ними случилось? Долгая неопределённость, заморозка, отмена.

Мы их начали делать, а потом начались финансовые проблемы — кризис, начались проблемы с взаимными неплатежами между разными компаниями. Пришлось практически всю разработку в итоге заморозить.

«Мы не прекращали работу над „Корсарами 4“»: интервью с создателем серии

У нас есть огромный дизайн-документ, огромное количество наработок для «Корсаров 4». Они актуальны и сейчас, плюс мы их актуализировали. Если бы у нас была возможность сделать их сейчас, я абсолютно уверен, что это был бы хит мирового уровня.

То есть вы собираетесь использовать те самые наработки из 2010 года?

У нас есть старые наработки и уже появились новые с тех пор. Мы в фоновом режиме не прекращали работу над «Корсарами 4». Нельзя сказать, что мы очень активно этим занимались, но используя старые наработки мы добавляли новые, и в настоящий момент у нас есть актуальный дизайн-документ и актуальный пре-продакшн, который мы могли бы использовать при наличии финансирования. И это дизайн-документ настоящего хита, а не той подделки, которую ребята собираются делать.

Я тогда активно следил за новостями по игре: это ведь те самые наработки, в которых в джунглях были крокодилы?

Да. Был очень амбициозный проект, он был реализован наверное процентов на 20-30. Это было давно, много лет назад, но с тех пор те наработки, которые были, только актуализировались. Если бы мы сейчас начали делать проект, то мы бы начали его делать с учётом игрового видения 2021 года — три года нужно на разработку такого проекта.

«Мы не прекращали работу над „Корсарами 4“»: интервью с создателем серии

Отмена четвёртых «Корсаров» всегда казалась мне поворотным моментом в истории отечественной игровой индустрии. Как вы оцениваете масштаб этого события?

По крайней мере, это была поворотная точка в истории «Акеллы». Это был последний проект, который я закрыл — я пытался тянуть его до последнего момента. Может быть надо было Postal закрыть и попытаться вытянуть «Корсаров», но задним числом я понимаю, что шансов у нас не было.

На тот момент происходил большой передел рынка. Уход в онлайн, уход на мобильные устройства. Рынок оффлайновых PC-игр существенно сократился, и я задним числом понимаю, что у нас не было шанса закончить такой продукт. Он очень дорогой, очень серьёзный, требовал огромного финансирования.

Можно ли ждать от современного российского геймдева хитов уровня «Корсаров»? Как вы вообще оцениваете его современное состояние?

Это очень сложно. Чтобы сделать такой хит, нужно иметь огромное финансирование — регулярное, постоянное. Нужно иметь очень мощную команду. Но даже при наличии двух этих составляющих, это будет очень амбициозный проект, который очень непросто сделать.

«Мы не прекращали работу над „Корсарами 4“»: интервью с создателем серии

Расскажите, как началось сотрудничество с Seaward (студия, выпустившая «Корсары: Город потерянных кораблей» и «Корсары: Возвращение легенды» — DTF), как оно было устроено. Я правильно понимаю, что группа фанатов просто делала модификации, а потом вы стали с ними сотрудничать?

Да. Мы сразу стали с ними сотрудничать — чтобы делать модификации, нужно было сотрудничать со мной, с нами. Мы предоставили им исходный код и контролировали то, что они делают, на всех этапах разработки.

И в результате получились одни из самых популярных игр серии.

Да. Если мы будем делать «Корсаров 4», то скорее всего постараемся сотрудничать с этими ребятами.

«Мы не прекращали работу над „Корсарами 4“»: интервью с создателем серии

Кстати говоря, какая игра была самой успешной?

В плане продаж — «Пираты Карибского моря», вторые «Корсары». Мне кажется, что для российского игропрома, да и вообще для России, это было уникальное событие. На тот момент не было такого российского продукта, кроме нефти и газа, который можно было бы купить в любой стране мира. То есть приезжаешь в Лондон, или в Нью-Йорк, или в Токио, идёшь в магазин и покупаешь высокотехнологичный продукт российской разработки. Пожалуй, на тот момент никто не мог этим похвастаться.

А как вообще так получилось? К вам обратилась Disney?

Не совсем так. Год мы работали с издателем Bethesda. Это было тройное решение — с Владко Андоновым (президент Bethesda Softworks — DTF) и Джерри Брукхаймером (продюсер серии фильмов «Пираты Карибского моря» — DTF). У нас на тот момент «Корсары 2» были на хорошей стадии, мы показали их Джерри, ему очень понравилось и он сказал «Ба, да это же Пираты Карибского моря! Давайте сделаем здесь Джонни Деппа».

И мы действительно сделали Джонни Деппа, но потом возникли юридические претензии со стороны адвокатов Джонни Деппа, и мы за два месяца до релиза вынуждены были поменять главного героя.

Изначально задуманные «Корсары 2» сильно отличались от того, что получилось в итоге?

Механика была та же, но поменяли персонажей и главную сюжетную линию.

«Мы не прекращали работу над „Корсарами 4“»: интервью с создателем серии

Disney в творческий процесс не вмешивалась?

Disney предоставила нам материалы, утвердила концепт, но в целом нет, не вмешивалась. Только утверждала. Там была большая работа по юридическому согласованию всех деталей, то есть какие образы можно использовать, какие нет. Но непосредственно в процесс разработки Disney не вмешивалась.

Вы ведь имеете отношение к играм, которые продолжают выходить под брендом Black Mark Studio? Последний аддон к «Корсары: каждому своё» вышел, кажется, в декабре 2017 года.

Да, конечно имею. Это тоже фанатские аддоны, в разработке которых мы так или иначе участвовали, руководили.

Есть мнение, что они напоминают моды.

Есть такая буква в этом слове.

«Мы не прекращали работу над „Корсарами 4“»: интервью с создателем серии

Достаточно ли к 2018 году осталось фанатов, чтобы поддерживать всё это на плаву?

Люди играют, фанаты серии действительно в это играют. Но я прекрасно понимаю, что для 2018 года и графика и сюжет… Сюжет простоват. Хотелось бы сделать что-то другое, а именно — «Корсаров 4».

Согласны ли вы с высказыванием о том, что «Корсары 4» — самый ожидаемый релиз на постсоветском пространстве?

Я не могу такого сказать. Я не проводил социологического исследования. Но мне регулярно пишут фанаты с просьбой сделать «Корсаров 4».

Встречались ли вам за эти годы достойные потенциальные конкуренты? Игры с похожей тематикой, механикой, игры про пиратов?

С похожей механикой — это скорее всего игры Bethesda из серии The Elder Scrolls. Именно они ближе всего к «Корсарам 4».

То есть вы их считаете главными конкурентами?

Да.

А что скажете, например, про Assassin’s Creed: Black Flag?

Немножко другое. Я сам не играл, только смотрел. Там сеттинг похожий, а ощущение от игры немножко другое.

«Мы не прекращали работу над „Корсарами 4“»: интервью с создателем серии

Последний вопрос: если Black Sun избавятся от всех упоминаний цифры «4», или сменят название игры на «Флибустьеры» — у вас останутся претензии?

Флаг им в руки. Никто им не запрещает разрабатывать компьютерные игры. Просто не хотелось бы, чтобы они как-то себя ассоциировали с серией «Корсары» вот и всё.

7171
131 комментарий

В эпоху, когда есть Steam и GoG, когда есть краудфандинг, когда успокоился кризис, когда остыло пиратство, это нытье слушать даже как-то неприятно.

В Европе (Вавра - пример) люди берут и делают, а тут только жалуются. Потому что все действительно печально. Национальная индустрия потеряла свой облик. Кранки, Орловские, 1С, гусаровы, акеллы, никиты всякие - тупо косят бабки. Максимумом их амбиции оказались мобильный мусор и социалочки.

41

Справедливости ради, чтобы выйти на KS, краудфандинг и т. п. нужно хоть что-то показать. А чтобы что-то показать, нужно это что-то сделать, а денег на это нет. Можно конечно взять кредит, за год запилить технодемку и выйти на KS. Но ведь есть риск не собрать нужной суммы. И вот у тебя на плечах никому не нужные 20% игры, кредит и трусы. Выкручивайся.

12

Часто слышу такое мнение от людей, которые к разработке игр никакого отношения не имеют.
Это только в ваших фантазиях так легко собрать деньги на KS. Даже Обсидиан, когда выходили на KS с Пилларами, не особо надеялись на успех.

11

Вавра за 5 лямов зеленых даже первые две деревни бы и не сделал

5

Сейчас набегут адепты "социалки тоже игры".

4

У Вавры на момент выхода на Кикстартер была играбельная версия Kingdom Come.

1

В снг тоже делают: сталкер онлайн, Survarium, Areal, Fear the Wolves, еще что-то там -)