Передача «От Винта!»: интервью с Бонусом и Гамовером
Мини-интервью (расшифровка аудиозаписи)
Здравствуйте! Сейчас я работаю над книгой про историю российской игровой журналистики. Сегодня мне хотелось бы прояснить те моменты, которые остались за кадром, и которые я хотел бы добавить в главу про передачу «От Винта». Времени у нас немного, так что давайте перейдём к первому вопросу.
Антон: Погнали!
Борис: Давай!
Вопрос к Антону. Правда ли, что вы учились на факультете журналистики в МГУ вместе с Сергеем Чихачёвым? (прим. — сценарист «От Винта!», один из ключевых авторов передачи). Если я не ошибаюсь, то там вы и познакомились.
Антон: Да, совершенно верно.
Я думаю, что этот вопрос вам уже не раз задавали, но полного ответа в старых интервью я не нашёл. Как появилась идея создать передачу про компьютерные игры? У кого щелкнуло в голове?
Борис: Не не не, тут уже к Антону, потому что у него всегда что-то щёлкает!
Антон: У меня. В начале 90-х у моего товарища появился компьютер, который он приволок из США. С компьютерными играми из моего окружения больше никто дело не имел, а меня эта тема заинтересовала. На его компьютере я обнаружил игры Abrams Battle Tank, Wolfenstein 3D и первый Comanche. Ох, как же круто это было! Затянуло по самые уши, не оттащить! Отмечу, что это как раз те игры, о которых мы рассказывали в первых выпусках «От Винта!». Если оглянуться назад, то в те годы видеоигры погружали с головой — это был неизведанный и уникальный мир, за которым было интересно наблюдать чисто со стороны.
Так вот, мне в голову пришла странная ассоциация с передачами про мир животных, где зрителю показывали содержимое какого-нибудь экзотического муравейника далёкого региона Африки. И если по телевизору можно увидеть такую недоступную экзотику, то почему бы не сделать передачу про виртуальные миры?
В общем, я чувствовал, что из этого можно раскрутить телевизионную историю, потому что тогда (1994 год) я уже работал на телевидении, но в качестве помощника, без своих проектов. Я от руки написал черновик одностраничного сценария и отправился с ним к Диме Захарову (прим. — телеведущий и продюсер канала «РТР»). Дима почитал, недолго подумал, а потом резко выпалил: «Интересно! Давай!»
В сети я прочёл, что Захаров видел её минорной передачей — один-максимум два выпуска. А потом он передумал и попросил сделать сериал. Это так?
Антон: Какую только чушь в интернете не пишут! Нет! На самом деле это у меня, а не у Захарова не было мыслей о какой-то там регулярности. Я вообще не думал, что из этого получится сделать долгоиграющую историю. Максимум пару недель, может месяц. А Захаров предложил снимать аж по два выпуска в неделю и всё отдал нам откуп — творите что хотите, главное, чтобы было качественно.
Таких продюсеров и тогда было мало на телевидении, а сейчас и подавно. Он, конечно, предлагал различные веселые идеи, но никогда на них не настаивал.
Борис: Да, но здесь я уточню. Я тогда занимался музыкальной оформлением многих «захаровских» программ, в том числе их озвучкой. И вот Захаров всегда дико придирался к моей работе. И особенно придирался, когда я начал заниматься режиссурой передач «На ночь глядя» и «Утренний экспресс». Самое смешное, что он всегда придирался ко мне до выхода передачи в эфир, но как только она выходила в эфир, то ему внезапно всё нравилось. Вот такой вот человек. А с «От Винта» — да, делайте что хотите.
В ранних выпусках вы сидели на фоне роликов из Star Wars: Tie Fighter. Почему вы выбрали именно их?
Антон: Всё просто: на тот момент это были одни из самых красивых игровых роликов, если не самые красивые. Тогда они казались каким-то чудом, ведь игры на компакт-дисках только-только появились. Ещё недавно все игры выходили на дискетах и не имели полноценных роликов, а тут целое кино. Мы хотели, чтобы сзади нас мельтешило что-то красивое и притягательное.
Каждый обзор сопровождала музыка. Зачастую это были известные композиции вроде треков от Pink Floyd и Vangelis. Кто выбирал музыку и какой логикой руководствовались при отборе треков для определенной игры? Это правда, что музыку использовали нелегально?
Борис: Я! Музыку выбирал из своей личной коллекции. К тому времени у меня было богатое музыкальное прошлое (помимо звукорежиссуры), большая коллекция и несколько друзей-музыкантов, которые регулярно заряжали меня разными направлениями. Я был буквально набит отличной музыкой.
Что касается лицензионной стороны вопроса, то тогда с правами было очень лёгко — достаточно было указать сколько секунд лицензионной музыки взято из каждого трека, написать справочку и отдать её руководству канала. Они же сами как-то урегулировали все вопросы с правами.
Так вот, за всю историю передачи «От Винта!» я умудрился добавить в неё почти все свои любимые треки и группы. Так что если вы хотите узнать о моих вкусах, то послушайте музыкальное сопровождение к обзорам.
Антон: Всем занимался Борис, а я помогал только в двух эпизодах. Точно помню, что настоял добавить «Полёт валькирий» в обзор Comanche c очевидной отсылкой к фильму «Апокалипсис сегодня». В обзор Aces of the Deep попросил добавить трек «Das Boot» группы U-96. Борис меня при этом ещё унижал и всячески ругал, что я всякий ремиксовый клубняк добавляю, а оригинальную композицию из фильма «Подводная лодка» не слышал и сам фильм Вольфганга Петерсена не смотрел.
Почему вы в итоге решили стать пилотами дирижабля? Чья это была идея?
Антон: Мне всегда нравился жанр стимпанк. Поэтому у меня родилась идея добавить какой-нибудь механизм или транспортное средство, на котором мы путешествуем. Просто уже хотелось какой-нибудь динамики и оригинальности, а не просто «два ведущих за столом болтают про игры».
В общем, тот товарищ, который меня познакомил с компьютерными играми, позже открыл со своим братом собственную 3D-студию. В какой-то момент я пришёл и предложил им сделать заставку с полноценной компьютерной анимацией. Они согласились, хотя над 3D-анимацией тогда ещё не работали.
Для заставки вы выбрали трек Джеффа Бека Two Rivers. Почему именно его?
Борис: Я включил заставку на видеомагнитофоне и попутно перебирал свои аудиокассеты. И вот часами слушал, как разная инструментальная музыка сочеталась с этим видеорядом. Почему этот трек? Да не знаю, так совпало. Я взял отрывок с длинным, и, как мне показалось, «солнечным» соло, который идеально ложился на видеоряд заставки. Вот и всё.
Давайте поговорим о творческой свободе на телевидении. Как работалось в те годы?
Антон: Тогда был короткий период свободы, потому что кассеты с записанным выпуском передачи доставлялись за 40 минут до эфира. Сейчас чуть ли не за месяц нужно сдать передачу для того, чтобы она прошла через все «инстанции» и попала в эфир.
Однажды нам сказали, что неплохо было бы заранее отправить в студию копию кассеты на VHS для предварительного просмотра выпуска, но нами это было воспринято как покушение на свободу. Что? Зачем? Отмечу, что это была не директива, а робкая просьба, которую мы естественно не выполнили.
Тогда как было: мы покупали кассеты на собственные деньги, записывали передачу чуть ли не одним дублем, ехали с записью на студию и пускали её в эфир. А тут нас зачем-то просят привезти её задолго до эфира и вдобавок сделать копию на отдельной кассете. Немыслимо!
Я напомню, что хорошие кассеты тогда стоили дорого, и вот эту копию нам вдобавок ещё и не вернут (прим. — все кассеты с выпусками передачи хранились у Бориса Репетура). В общем, всё это лишние хлопоты и траты. Потому мы и отказались.
Борис: Мы привозили эту кассету и никто кроме нас не знал, что на ней записано. В прямой эфир можно было случайно (или специально) пустить что угодно — хоть порнографию, хоть чью-то свадьбу. Конечно, в наши дни такое невозможно представить, но в 90-е это было нормой.
Особенно, если вспомнить шутки, которые никто не цензурировал
Антон: Да, тогда можно было шутить практически над всем и всеми. Если покопаться в старых выпусках, то за некоторые скетчи нам бы сегодня светила уголовочка. Нет нет, да что-то и промелькнёт, ага.
Я помню ваши едкие шутки про милицию, которая, цитирую, «стреляет в детей и беззащитных бабушек». А ещё были шутки про коррумпированное правительство, «коробку от ксерокса», кризис и разбитые дороги.
Антон: Так у нас и шутки про попов были! Вот за них мы бы сейчас точно бы сели. Меня и сценариста Сергея Чихачева всегда притягивали шутки про попов, поэтому мы использовали их при каждом удобном случае. Но всегда к месту, конечно.
Расскажите про тот самый пилотный выпуск перезапуска 2002 года, где вместо дирижабля вы сидели в мозгу геймера. Почему не смогли перезапустить «От Винта!»?
Антон: Отсняли этот выпуск, вели переговоры с телевидением, но ничего не получилось, так как никого наша идея не заинтересовала. А зря! Тогда ещё можно было запустить передачу такого уровня и с такими шутками. Возможно, тут и наша вина, потому что по части продюсирования мы всегда были слабоваты.
Борис: Это ещё мягко сказано!
Давайте про фанатов! У вас были необычные встречи? Узнавали ли вас на улице?
Антон: Меня всякий раз удивляло, когда подходили девушки, особенно симпатичные. Тогда компьютерные игры были на слуху у каждого, а передачу, скорее всего, смотрели подростки обоих полов.
Борис: Есть одна впечатляющая история, которую я люблю рассказывать на протяжении многих лет. Когда я пришёл на телевидение, то дико комплексовал, потому что не хотел, чтобы меня где-то узнали. Поэтому на астрологической передаче «Звёзды говорят» я сидел с накладной бородой, усами и под тремя слоями грима. Я панически боялся известности, и в метро даже вставал так, чтобы меня никто не узнал.
Антон: Ага, а то набросились бы на тебя из-за твоих предсказаний с кулаками и воплями: «Ааааа! Сучара такая, ничего не сбылось! На тебе, на тебе! Я Водолей, между прочим».
Борис: Так вот, в 1998 году я купил свою первую машину, наконец-то почувствовал себя свободным и мог не переживать, что меня кто-то узнает в транспорте. Наступил разгар кризиса, вещание передачи на НТВ приостановилось из-за отсутствия спонсорства. Одним зимнем днём я спокойно ехал по шоссе Энтузиастов, как вдруг за мной погналась милицейская машина, да ещё с включенной мигалкой. Вроде не превышал? Как же так? Патрульная машина обогнала меня и остановилась поперёк дороги. Милиционер открыл дверь, выскочил и так радостно: «Ну чё, когда передача-то выйдет?». Конечно, было приятно, но я тогда знатно перепугался!
Ещё был случай, когда возле выхода со станции метро Перово милиционер попросил паспорт: «Документики предъявите, гражданин!». Ну я даю, он стоит, листает вместе с напарником, смотрит прописку и такой протяжно: «Смотриии-кааа, какая у нас на районе звезда живёт, ну и ну!».
Антон и Борис: *смеются, шутят про милицию, а после обсуждают итальянский ресторанчик в Перово с якобы самой вкусной пиццей в Москве*
На этом беседа закончилась, так как ведущих обратно позвали на студию.
Личные впечатления
Душевному общению не помешали ни адская жара, ни общая усталость после съёмок. Я взял у ребят автографы, сделал совместную фотографию (которую опосля засунул в рамочку) и отправился домой. Мне было невероятно приятно познакомиться с кумирами своего детства. С теми людьми, кто привил мне любовь к компьютерным играм за пару лет до появления собственного компьютера. До сих пор помню, как сильно меня впечатлили выпуски «От Винта!» про первый Tomb Raider (вау, всё как в кино!) и The Curse of the Monkey Island (вау, можно играть в мультик!).
Напоследок отмечу, что у меня был вопрос про импровизацию, сценарий и актёрскую игру. Но как только я увидел ребят, то сразу передумал его задавать — они такие же в жизни. Это точно не образы и не работа по сценарию. Вживую они тоже друг друга по-доброму подкалывают, разыгрывают всякие юмористические диалоги и с сарказмом обсуждают современные тенденции. Лишний раз убедился в том, что талантливые актёры и ведущие остаются талантливыми даже тогда, когда их не записывает видеокамера.
Семену грех не занести
Интересный материал есть, бесконечных мемов и котов нет. Идеально.
Спасибо, Семён!
Голос Бориса Репетура - один из любимых