Девушка в чёрно-красном: взлёт и падение BloodRayne

Непростая судьба роковой вампирши-полукровки.

Когда-то серия BloodRayne была у всех на слуху: о том, кто такая Рейн, знали даже те, кто обычно не интересовался видеоиграми. Несмотря на то, что она была далеко не единственной сексапильной вампиршей (хоть и полукровкой) в обтягивающем латексном костюме, свою порцию славы она всё же получила: по её приключениям было сделано три игры и снято три фильма.

Вспоминаем, чем была знаменита Кровавая Рейн и как она прошла путь от всемирной известности к почти полному забвению.

Девушка в чёрно-красном: взлёт и падение BloodRayne

Кровь и латекс

В октябре 2002 года студия Terminal Reality выпустила игру BloodRayne — кровавый экшен от третьего лица с рыжеволосой полувампиршей в главной роли. При создании образа Рейн разработчики вдохновлялись своей же игрой, выпущенной тремя годами ранее — Nocturne.

По жанру Nocturne представлял из себя survival horror от третьего лица, а одну из главных ролей в нём играла полувампир по имени Svetlana. Она так же, как и Рейн, состояла в тайном обществе, занимавшемся охотой на монстров. Если посмотреть на внешний вид Светланы, параллели между Рейн и её прообразом становятся вполне очевидны: тот же чёрный обтягивающий костюм, рыжие волосы и характерные клинки, закреплённые на предплечьях.

Nocturne
Nocturne

BloodRayne переняла у Nocturne не только дизайн главной героини. Оттуда также перекочевали концепты монстров и даже некоторые локации: замок Gaustadt из финала BloodRayne — это то же самое место, в котором проходит первый акт Nocturne.

Сюжет первой части BloodRayne довольно незамысловат, особенно по сравнению с другими играми на вампирскую тему. Действие происходит в 30-х годах прошлого века, незадолго до начала Второй мировой войны. Рейн работает на организацию Brimstone Society, занимающуюся охотой на вампиров. Сама она при этом — дампир, то есть гибрид между чистокровным вампиром и человеком. Больше всего на свете она хочет найти и убить своего отца — именно ему она обязана своими вампирскими способностями.

На одном из своих первых заданий Рейн отправляется на секретную базу нацистов в Аргентине. Ей нужно найти и обезвредить Юргена Вульфа, главу Gegengeist Gruppe (G.G.G.) — подразделения нацистской армии, специализирующегося на оккультных исследованиях. По ходу сюжета Рейн расправляется не только с Вульфом, но ещё и с парой десятков других офицеров G.G.G., а в конце игры — и с призванным ими демоном Белиаром. Финальный ролик заканчивался прямым намёком на продолжение: Brimstone Society находят вампира Кейгана, отца Рейн.

Один из первых концептов внешнего вида Рейн практически полностью повторяет костюм Светланы из Nocturne
Один из первых концептов внешнего вида Рейн практически полностью повторяет костюм Светланы из Nocturne

Для своего времени BloodRayne была во многом прорывным экшеном. Рейн обладала целым набором вампирских способностей: сверхсилой, сверхреакцией, ну и, конечно же, возможностью восстанавливать здоровье, выпивая кровь своих врагов. Ускоренную реакцию разработчики реализовали прямолинейно — с помощью неограниченного bullet time. Но самым впечатляющим было то, что ударами лезвий Рейн могла фигурно разделывать врагов на части, буквально купаясь при этом в крови. А накопив шкалу ярости, Рейн ненадолго превращалась в ходячую мясорубку — шансов сохранить конечности не оставалось даже у самых стойких врагов.

Механика «расчленения» моделек врагов уже тогда была далеко не нова, но до этого ни одна игра не предлагала геймплей, который был бы основан практически на ней одной. В игре хватало и огнестрельного оружия, но убивать им врагов оказывалось совсем неинтересно.

К сожалению, большая часть игры проходила вот в таких невыразительных декорациях — серые стены коридоров и бункеров
К сожалению, большая часть игры проходила вот в таких невыразительных декорациях — серые стены коридоров и бункеров

Но и с ближним боем всё же не обошлось без минусов: на поздних уровнях враги значительно превосходили Рейн числом и силой, и поэтому большую часть сражений приходилось проводить в режиме замедленного времени, «прыгая на плечи» то к одному врагу, то к другому, чтобы выпить кровь и восстановить жизнь. Но грустнее всего было то, что в анимациях ударов отсутствовала вообще какая-либо вариативность: всю игру приходилось пользоваться одной и той же парой комбинаций.

К счастью, эту проблему решили в продолжении. Оно не заставило себя долго ждать: вторая часть приключений Рейн вышла уже в 2004 году, через два года после релиза оригинала. К её выходу издатели из Majesco Interactive подготовили мощный маркетинговый ход. То, что затем повторила Трисс Меригольд из «Ведьмака», Рейн удалось сделать в истории видеоигр самой первой: оказаться в обнажённом виде на страницах Playboy.

В развороте журнала на этом снимке не было цензуры. Статья рядом с ним носила заголовок «Видеоигры выросли»
В развороте журнала на этом снимке не было цензуры. Статья рядом с ним носила заголовок «Видеоигры выросли»

Графику в BloodRayne 2 значительно улучшили, а также здорово переработали геймплей. К тому времени уже вышла Prince of Persia: Sands of Time, задавшая стандарты в экшен-акробатике на целое поколение игр вперёд. Так Рейн научилась раскачиваться на перекладинах, скользить на своих металлических каблуках по перилам и делать всевозможные сальто и кульбиты в бою.

Сражения с врагами тоже стали более интересными и менее хаотичными: появилось огромное количество комбинаций и добиваний, а камера теперь могла фокусироваться на отдельных врагах. Пить кровь противников всё ещё можно было нажатием одной кнопки, но простые враги-люди попадались по мере прохождения игры всё реже и реже.

Арт с обложки первого выпуска альманаха Girls of Gaming от Play Magazine
Арт с обложки первого выпуска альманаха Girls of Gaming от Play Magazine

Создатели игры знали, за что BloodRayne полюбилась игрокам: сексуальная главная героиня и жестокий, кровавый геймплей. Поэтому во второй части сделали акцент именно на этих аспектах игры и вывели их на совершенно новый уровень. Модели Рейн добавили полигонов в нужных местах и дали игрокам возможность переодевать её в откровенные наряды. Добивания врагов стали ещё более кровавыми — в присутствии родителей или маленьких детей играть точно не стоило.

Сюжет BloodRayne 2 разворачивался спустя много лет после событий первой части — примерно в наше время. Отец героини, Кейган, основал целый вампирский культ имени себя, а ближайшими союзниками поставил своих детей — таких же полукровок, как и Рейн. У Кейгана серьёзные планы: со своей армией кровососов он планирует захватить власть во всём мире. Всё, что для этого нужно — активировать атмосферный комплекс, который затянет всё небо кровавой пеленой и позволит вампирам разгуливать по улицам даже под прямым солнечным светом.

По ходу сюжета Рейн решает одну семейную проблему за другой — сначала по очереди расправляется со своими сводными братьями и сёстрами, а затем и с самим Кейганом. Концовка, как и в первой части, намекает на продолжение: Кейган был не единственным мощным вампиром на Земле, и у Рейн впереди ещё много работы. Жаль, что увидеть продолжение этой истории игрокам так и не удалось.

Девушка в чёрно-красном: взлёт и падение BloodRayne

В целом, BloodRayne 2 превзошла первую часть практически во всём: графика стала лучше, локации — разнообразнее, а геймплей — интереснее. На озвучке героини всё так же осталась Лаура Бэйли (Laura Bailey), известная игрокам по многим ролям в видеоиграх и аниме. Кейгану же свой голос подарил другой известный актёр озвучки — Трой Бейкер (Troy Baker).

Но от других недостатков первой части создателям игры избавиться всё же не удалось: сюжет и проработка персонажей всё ещё оставляли желать лучшего. Как результат, и первая, и вторая часть получили смешанные оценки в прессе. И если на первую часть работал эффект новизны, то BloodRayne 2 восприняли с большей строгостью: средний балл на Metacritic не дотянул даже до 70.

В этом CGI-ролике из интро к BloodRayne 2 героиня подозрительно похожа на Милу Йовович
В этом CGI-ролике из интро к BloodRayne 2 героиня подозрительно похожа на Милу Йовович

Впрочем, даже из оценок на Metacritic видно, что пользователям обе игры понравились гораздо больше, чем критикам. Несмотря на все минусы, Рейн удалось завоевать народную любовь и сформировать вокруг себя преданное фанатское сообщество. Такая внезапная популярность не могла остаться незамеченной среди кинематографов — уже после выхода первой части встал вопрос об экранизации серии.

Бедняжка Рейн ещё не знала, что её ждёт: на неё положил глаз сам Уве Болл.

Кровавые Слёзы

Нет нужды писать здесь о том, кто такой Уве Болл: этого «убийцу» игровых киноадаптаций знает каждый геймер. К тому же, когда-то про его ужасающие экранизации у нас выходил отдельный материал. Для многих, возможно, станет открытием, что Уве Болл снял не один, а целых три (почти четыре) фильма по мотивам BloodRayne. Просто большая часть из них не выходила в широкий прокат и поэтому не набрала особой известности.

Девушка в чёрно-красном: взлёт и падение BloodRayne

Первый фильм вышел в 2005 году и назывался просто — BloodRayne. К нему Уве Болл подошёл с максимально возможной для него серьёзностью. Бюджет составил около 25 миллионов долларов, большая часть из которого, по всей видимости, ушла на гонорары актёрам. Каким-то образом Уве Боллу удалось привлечь вполне приличный актёрский состав: Майкла Мэдсона, Мишель Родригес и даже Бена Кингсли. Главную роль исполнила Кристанна Локен — несмотря на провал «Терминатора 3», тогда она находилась на пике популярности.

Сюжет фильма представлял из себя сильно переработанную историю из первой игры: Рейн всё также сражалась со своим отцом и пыталась остановить затеянные им поиски артефактов — частей демона Белиара. Только теперь действие перенеслось из нацистской Германии в невзрачное средневековье, а предыстория Рейн заполнилась довольно странными фактами. Например, по сюжету фильма, до знакомства с членами Brimstone Society Рейн путешествовала с бродячим цирком.

Откровенно говоря, в фильме плохо было вообще всё. Расхождения с сюжетом оригинала, слабая игра актёров, кошмарные экшен-сцены с отвратительно поставленными боями. Высосанная из пальца любовная линия с совершенно неуместной сценой секса. Зато в фильме присутствовал эпизод с проститутками, в котором снялись настоящие проститутки, приглашённые Боллом на съёмочную площадку.

Кадр из фильма BloodRayne
Кадр из фильма BloodRayne

BloodRayne суммарно получил шесть номинаций на «Золотую малину» (но ни одну из них не взял), а также попал в десятку худших фильмов по мотивам видеоигр за всю историю по версии журнала Time. Оценка фильма на Metacritic составила всего 18 баллов, а рейтинг на Rotten Tomatoes — жалкие 4%.

Впрочем, от дальнейшего творчества Уве Болла это не остановило. В 2007 году вышло продолжение первого фильма — BloodRayne 2: Deliverance, а в 2011-м — триквел BloodRayne 3: The Third Reich. Обе картины были настолько плохи, что вышли сразу на DVD, минуя экраны кинотеатров. Для них Уве Болл нанял новый актёрский состав, что позволило сократить бюджет каждой из них до 10 миллионов долларов. Кристанну Локен в роли Рейн заменила норвежская актриса Натасия Мальте.

BloodRayne 2: Deliverance
BloodRayne 2: Deliverance

Уве Болл, по всей видимости, решил и дальше развивать собственное видение истории Рейн: с точки зрения сюжета оба фильма ушли от оригинала ещё дальше, чем первый. Deliverance рассказывал зрителям о Кровавой Рейн в сеттинге вестернов: с лезвиями и стволами наперевес она спасала небольшой американский городок Деливеранс от бандитов-вампиров во главе с Билли Кидом.

The Third Reich вернул дампиршу во времена второй мировой — прямо как в первой игре. Только теперь вместо оккультистов из G.G.G. злодеями здесь выступали обычные нацисты, задумавшие с помощью крови Рейн наделить Гитлера бессмертием. В фильме есть две заслуживающие упоминания сцены: сражение на перекрёстке, повторяющее интро к первой игре, а также чудесный эпизод, в котором Рейн снится, как её в шею кусает Гитлер-вампир.

BloodRayne 3: The Third Reich
BloodRayne 3: The Third Reich

Ожидаемо, критики разгромили оба фильма. Уве Болл не исправил ни одной ошибки первой части: диалоги, игра актёров и экшен-сцены всё также не вызывали ничего кроме боли при просмотре. Но и это был не конец — Болл заготовил ещё один сюрприз зрителям.

В том же году, когда состоялся релиз третьей картины, вышел замечательный фильм Blubberella — покадровая пародия на The Third Reich, снятая с тем же актёрским составом. Только вместо Натасии Мальте роль роковой дампирши исполнила Линдсей Холлистер — актриса с далеко не модельными пропорциями. Фильм состоит из не очень смешных шуток на тему еды, нацистов и полных людей, но самая примечательная его часть — это появление в кадре самого маэстро в роли Гитлера.

Кадр из Blubberella
Кадр из Blubberella
Уве Болл в роли Гитлера в Blubberella
Уве Болл в роли Гитлера в Blubberella

Признаки жизни

Параллельно с тем, как Уве Болл создавал свои шедевры, с 2004 по 2009 год выходили комиксы из серии BloodRayne от издательства Digital Webbing. Всего свет увидело восемь одиночных выпусков, четыре мини-серии и три артбука. Комиксы эти не связаны между собой сюжетно и создавались разными авторами. Художники тоже менялись от выпуска к выпуску, поэтому и по визуальному стилю все комиксы между собой сильно отличаются.

Большинство историй рассказывает о каких-либо эпизодах из прошлого Рейн. Например, есть выпуск, в котором показывают, как она получила свои знаменитые клинки. В другом выпуске она отправляется на родину оборотней — в город Ликановск в Сибири. Во многих эпизодах на страницах можно встретить знакомых по играм персонажей, а в некоторых — злое и жестокое альтер-эго героини: Тёмную Рейн (Dark Rayne). В играх с Тёмной Рейн мы по сюжету не встречались, но зато так назывался один из скинов для героини в BloodRayne 2. По всей видимости, на основе него авторы и создали этого персонажа.

Авторы комиксов вообще весьма вольно обошлись с лором серии: так, например, в одном из выпусков Рейн спокойно находится под водой и даже сражается с огромным осьминогом, в то время как в играх, следуя вампирским канонам, вода для неё смертельна.

Комиксы выпускались до 2009 года, но настоящее событие в истории серии произошло в 2011 году: издатель Majesco привлёк разработчиков из студии Wayforward и устроил перезапуск франшизы, выпустив игру BloodRayne: Betrayal. Правда, возрождение серии состоялось не совсем в том виде, в котором его ожидали игроки: вместо привычного слэшера от третьего лица они получили двумерный платформер в мультяшной стилистике.

Игра вышла в цифровой версии на PS3 и Xbox 360, а через три года стала доступна и на ПК. BloodRayne: Betrayal состояла из 15 коротких уровней, объединённых простым сюжетом: по заданию Brimstone Рейн прибывает в некий готический замок, чтобы очистить его от вампиров и заодно убить своего отца Кейгана. По ходу сюжета её пару раз предают — сначала Brimstone, а затем и один из второстепенных персонажей. Отсюда, видимо, и название игры.

Арт к BloodRayne: Betrayal
Арт к BloodRayne: Betrayal

Игроки и пресса восприняли игру неоднозначно. Визуальная и музыкальная части были на неплохом уровне — готический саундтрек отлично дополнял мрачные интерьеры замка. Внутриигровую музыку, кстати, при помощи специального чита можно было превратить в восьмибитный чиптюн.

А вот геймплей оказался не без огрехов — сложность в игре была просто запредельной. Сражения с врагами при этом особых проблем не вызывали, а вот секции с платформингом были выполнены в лучших традициях игр времён NES: одно неточное движение, и всё приходилось начинать заново. Вкупе с неотзывчивым управлением и редкими чекпоинтами на выходе всё это давало не самый приятный игровой процесс.

Майкл Хербстер (Michael Herbster), левел-дизайнер BloodRayne: Betrayal в своём интервью порталу 4PlayerNetwork прокомментировал высокую сложность игры.

Каких-либо разблокируемых ударов или дерева умений в Betrayal вы не найдёте — все способности доступны Рейн с самого начала игры. Мы хотели, чтобы пользователи по мере прохождения развивали свои навыки вместо того, чтобы искусственно увеличивать цифры параметров, как в какой-нибудь RPG. Нет, вы не подумайте, в игре и для этих элементов нашлось место, но Betrayal изначально задумывалась именно как чистейшая проверка на прочность для игрока.

Майкл Хербстер, левел-дизайнер BloodRayne: Betrayal
Девушка в чёрно-красном: взлёт и падение BloodRayne

В 2014 году фанатское сообщество всколыхнул слух о новом перезапуске серии: на сайте студии Arc System Works появился аниме-арт, на котором безошибочно узнавалась Кровавая Рейн. Фанаты воодушевились: Arc System Works известна своими сериями файтингов в аниме-стилистике — Guilty Gear и BlazBlue. У них могло бы получиться неплохое переосмысление франшизы про роковую дампиршу.

Но позже надежды фанатов были разбиты: таинственный арт оказался лишь тизером к запоздалому выпуску BloodRayne: Betrayal на японском рынке. С тех пор никаких крупных новостей о рыжеволосой дампирше не поступало, и это радиомолчание продолжается и по сей день.

Тяжело судить о том, какой момент в истории серии BloodRayne стал поворотным для её популярности. Возможно, выход ужасных картин Уве Болла. Возможно, релиз Betrayal — перезапуск, который игроки так и не смогли оценить. А может, ещё самые первые игры предопределили судьбу всей серии — в них тоже хватало недостатков. Ясно одно: сейчас игра с подобной концепцией смотрелась бы неуместно на фоне других больших проектов.

Да, на рынке и сейчас хватает игр с сильными главными героинями: Хлоя Фрейзер, Элой, Сенуа. Сильными, но не такими объективизированными, как Рейн. И гораздо более глубокими в плане проработки личности персонажа. Рейн всегда чем-то напоминала женскую версию Кратоса из God of War: такая же сильная, жестокая и ведомая вперёд одной лишь жаждой мести. Только вместо брутальности и горы мышц — сексуальность и обтягивающий латекс. Беда лишь в том, что это скорее маска, за которой ничего нет.

Девушка в чёрно-красном: взлёт и падение BloodRayne

Создатели нового God of War при перезапуске серии поставили акцент в правильном месте: добавили персонажу Кратоса глубины вместо того, чтобы сделать ещё один брутальный слэшер с рудиментарным сюжетом. Как писали в заголовке той самой статьи в Playboy, «Видеоигры выросли». Сейчас реальность немного в другом: вместе с видеоиграми выросла и их аудитория.

Сегодня вероятность перезапуска серии BloodRayne практически равна нулю: Majesco Entertainment уже давно не проявляет заинтересованности в выпуске больших проектов. Но, если перезапуск BloodRayne всё же когда-нибудь случится, пусть он пойдёт тем же путём, что и God of War: расскажет больше о том, кто такая Рейн и что у неё внутри. Потому что на стройную фигуру и обтягивающий латекс все уже и так успели насмотреться. Игроки любят Рейн, скучают по ней, и очень ждут её возвращения. И если она всё же вернётся, лучше будет дать им шанс узнать о любимой героине чуть больше.

152152
143 комментария

Давайте честно, никто не насмотрелся на полу обнаженных красивых девушек, просто если в 2018 кто нибудь посмеет выпустить AAA слешер про горячую вампиршу в латексе его съедят с говном.

108

С другой стороны есть же Байонетта, вот недавно на нинтендо вышла.

32

нет, sjw мало, они просто громкие

4

Комментарий недоступен

1

Чтобы феминистки на горизонте начали маячить?

«Видеоигры выросли»

Когда взрослением видеоигр считается появление в них персонажей, чей визуальный дизайн расчитан на пубертатных подростков.

20