Forspoken: отрицание, гнев, торг, красота и платина
Увы, но конструктивного диалога я не получил. Претензии были к цвету кожи главной героини, к тому, что она матерится, а в прошлом промышляла воровством. Порой и были претензии к сценаристике на уровне школы бэдкомедиана. Можете сами заглянуть в комментарии и лично убедиться во всей абсурдности ситуации. Стоит ли говорить, что эти ненавистники даже не играли? Иронично, что эти же самые люди в комментариях под набросами про Baldurs's Gate 3 писали, что нельзя оскорблять игру не попробовав её. Поэтому я твёрдо для себя решил не просто пройти игру, но и познать абсолютно весь контент, выбить все достижения, и написать подробный обзор с разбором.
Торг
Если очень коротко, история про попаданца. Всё стартует прямиком с зала суда (нет, очень оригинально шутить не буду). Нам вкратце дают понять, за какого протагониста нам придётся отыгрывать. Становится ясно, что Фрей Холланд - сирота, в колледж не поступила, и имеются проблемы с законом. Помимо этого и на улицах ей тоже оказываются не рады и грозятся прибить, если не принесёт деньги. По сути дела наш герой одинок, мир к ней враждебен и всё, что есть у Фрей – это её же кот Гомер и мечта уехать как можно дальше от всего этого. Но благо сумка с деньгами уже была наконец-то готова и оставалось лишь пережить ночь и отправиться в светлое будущее. Но к несчастью квартиру поджигают, пламя пожирает сумку с деньгами, и героиня остаётся лишь с одним котом, которого и вовсе потом отдала судье на время пока со всем не разберётся. И в самый момент отчаяния, когда мечта об идеальной жизни была утрачена, она находит магический браслет, который открывает портал и переносит её в новый, но уже на грани агонии мир. В Атию.
И нет. Это не просто унылый пересказ завязки. Фрей - сложный и самый нетипичный для японских игр персонаж. И для дальнейшего понимания сюжета и мотивации героя необходимо знать эти предпосылки. Очень часто в тех же JRPG мы всегда получали максимально стереотипно положительного героя, который желает помогать всем и каждому. Здесь же ситуация абсолютно противоположная. И не просто так. Помимо сурового прошлого и реалии нового мира тоже не радуют. Первый же встречный оказывается агрессивным мутантом, а потом и вовсе нападает дракон. Даже когда героиня находит поселение людей, её и вовсе называют демоном, отправляют в темницу и хотят казнить. С чего вдруг она вообще должна хотеть кому-нибудь помогать и быть доброжелательной? Почему я должен хотеть быть здесь героем? Поэтому я не понимаю претензий от критиков и игроков касательно того, что героиня "грубая", "неприятная" и тд. Это вполне здоровая реакция человека на враждебную среду. Игроку максимально прозрачно показали почему персонаж так настроен ко всему окружающему.
В дальнейшем, конечно, Фрей помогает одна дама сбежать из темницы, но едва ли это как-то даёт ей лучшее представление о мире, в который мы исекайнулись. Поэтому вполне очевидно, что приключение не будет состоять из «Эй! Добрый путник, помоги мне ради вечной благодарности». Вообще нет. Более того квестов, по большей части, и нет в Forspoken. Тут абсолютно иная структура, но о ней позднее. В дальнейшем по сюжету основная задача протагониста будет просто состоять из того, чтобы найти свой обратный путь домой.
Всё начинает идти наперекосяк после смерти девочки, которая каким-то образом запала в душу героине. И здесь я вижу небольшую проблему. Эту девочку я знал 5 минут. Почему я вообще должен потом рисковать жизнью и идти мстить, а потом и вовсе постоянно молиться за эту девочку? При этом игра это сама прекрасно понимает и Фрей подмечает в диалогах, что хоть толком и не знала, но просто увидела в том ребёнке некую искру и возможно саму себя в ней. Но в любом случае я этого всё равно понять не смог. Благо за счёт этой девочки не держится вся мотивация. По сути дела буквально до самого конца мы будем хотеть свалить в Нью-Йорк обратно к своему котику, но сюжет будет всеми силами пытаться дать MOTIVATION ради спасения умирающего мира всеми возможными способами.
Тут тебе и дополнительные диалоги под вопросиками в столице, которые показывают, что некоторые люди всё-таки благодарны за спасение и мини игры с танцами, чтобы ты проникся симпатией к жителям. И постепенно видно, что Фрей начинает расти как личность и ранее ей свойственная, из-за прошлого, эгоистичность медленно, но верно сходит на нет. К этому и добавляется триггеры основного сюжета. Вот здесь, на скрине ниже, происходит переломный момент, который должен был дать окончательную дозу MOTIVATION. Я прям ожидал, что вот сейчас, согласно клише, персонаж должен стать наконец-то именно "героем" и захотеть спасти мир, но этого не происходит. Хадзимэ Табата смог меня приятно обмануть (фанаты финалок, не бейте). И мне было действительно интересно, чем же всё кончится по итогу.
Более того, даже перед самым финалом игры после всех откровений тебе всё равно дают выбор. Ты в воле просто это всё проигнорировать и отправиться домой, наплевав на Атию с её работягами. Ты сам решаешь готов ли ты вырасти и понять, что ты на самом деле не одинок, либо же остаться прежним и просто вернуться к своему коту и жить спокойно.
Помимо этого добавляется сюжетная линия истории гибели Атии и трагедии местных правителей. Лором тоже не обделили, у тайтла с этим относительно неплохо. Проблема лишь в том, что это всё не было нормально сбалансировано, а то и вовсе спрятано под побочными активностями. Всё начинает раскрываться только в самом финале, перед которым всё что мы имели – беготня по пустому миру и убийству боссов с перерывами в виде нескольких кат.сцен. Да и то по итогу закрывается лишь личная проблема Фрей. Всё остальное было либо подано кусками в сюжете, либо просто в виде записок под аванпостами, данжами и тд. Хочешь узнать как погибал мир? Чисти аванпосты. Личности второстепенных героев и их история? Чисти аванпосты. Какими были танты и как они сходили с ума? Чисти аванпосты. Почему главный злодей оказался таким карикатурно злым? Чисти аванпосты и подземелья. И не все поняли этот подход. Если исключительно идти по сюжету, игнорируя активности, то просто получаешь очень простую, хоть и трогательную историю про одинокого человека. Но ведь и все активности не дадут зачистить, просто из-за того, что все возможности для этого появляются только после прохождения основного сюжета. Тебе намеренно полную чистку карты доверяют только как эндгейм контент, и это было бы отличным решением, если бы во всём этом не оказались спрятанными важные вещи сюжетной составляющей. Очень обидно, что из-за производственных проблем половина сценария просто улетела в записки. То, что игра создавалась с проблемами, очевидно, даже не копаясь в интервью и материалах по игре. Потенциал был, увы, не раскрыт даже в половину. Тем разительней и отличался подход к Final Fantasy 16, там, напротив, тебя с самого начала пытаются погрузить в свой мир и максимально доступно раскрыть историю со всех сторон без нужды чистить карту после прохождения. Даже персонажа с хронологией событий дадут и архивариуса, чтобы ты ничего не упустил.
Но чего не отнять у Forspoken, так это финал. Он вышел крайне эмоциональным, и я без иронии не один раз пустил слезу. Я сумел проникнуться местной драмой. Подано это было отлично. Видно, что все ставки сюжета были сделаны на эпилог. Ты не одинок. Все мы кому-то нужны. Вроде не сверхглубокая мысль, но при этом удивительным образом работает. Меня очень порадовало, что за сюжетом стоит посыл. Подобное очень редко можно встретить в играх. Да, у Forspoken, безусловно, есть проблемы с повествованием, не хватало даже просто сюжетных миссий с роликами по пути к тем же боссам, много важных элементов было выброшено в банальные записки, но при этом всё равно работает. Это всё ещё неплохая история, в которой автор до нас хочет донести свои мысли, а не просто развлечь. К завершению этому и показывают отличную метафору, которая идеально описывает посыл.
Вы как тот самый котик у окна, которого бросила Фрей во имя спасения Атии. Прыгать вниз не стоит — она обязательно когда-нибудь за вами вернётся, вы обязательно найдёте свою тихую гавань и научитесь магическому паркуру. Тогда и прыгать будет не страшно.
Хочу заметить ещё одну вещь. На это никто не обратил внимание, но сценаристы очень недурно обыграли "Алиса в Зазеркалье". И не только повтором событий. (иной мир, судебный процесс, побег от казни и тд). Это любимая книга главной героини с самого детства и она всплывает буквально только в самом начале и конце игры. И не просто так. Атия живёт иначе как то самое Зазеркалье, а Фрей - Алиса. Фрей не понимает жителей, а они не понимают её. Ни её мотивы, ни желания, ни даже некоторые слова из её мира. Ей постоянно пытались навязать своё и видели в ней другого человека. Более того, неплохо провернули, что Фрей как и сама Алиса не может понять кто она такая и какое её место в мире. Она так же абсолютно потеряна. А на этом ведь и фокусируется основной сюжет.
Белый Кролик путает Алису с его горничной Мэри Энн, цветы Зазеркалья принимают Алису за другой цветок, а Шалтай-Болтай находит, что она похожа на всех людей сразу, и в ней нет ничего уникального. Но самое важное — встреча с Гусеницей, во время которой Алиса не может ответить на вопрос: «Кто вы?».
Алиса растерялась. В словах Болванщика как будто не было смысла, хоть каждое слово в отдельности и было понятно
И у меня вопрос. Почему просто цитатки из книги, которые просто закинули в Far Cry 3 делает в ней, по мнению игроков и критиков, хороший сюжет, но работу сценаристов Forspoken никто почти не оценил? Или потому что элементарно не заметили и не поняли?
В довершение касательно сюжетной части могу лишь сказать, что хоть он и целился в массовую аудиторию, но в неё не попал. Но на меня он сработал. И я очень рад этому. Если современные игры вам кажутся бездушными, то советую приглянуться к Forspoken. Может и правда не для всех, но приглянуться явно стоит.
Красота
Игра из себя представляет action-rpg в открытом мире. Лично у меня она больше все ассоциаций вызвала с Assasin's Creed. Так же бегаешь по миру, чистишь аванпосты, собираешь сундучки, вышки находишь и убиваешь местных джаггернаутов под видом мутантов. Но в отличие от игр Ubisoft, этот мир нормально зачистить получается только после прохождения основной сюжетной кампании, поэтому весь этот гринд необязателен. Сам по себе мир мёртвый и пустой и по сути дела это просто огромный полигон для испытаний твоих способностей с активностями. Беда лишь в том, что под многими активностями лежат записки, которые раскрывают мир, персонажей и историю. Сами активности раскиданы грамотно по карте, просто зачищаются, и у меня не было ощущений, что я находился на второй работе. Сам процесс мне доставлял исключительно удовольствие. Помимо аванпостов, вышек и сундучков с джаггернаутами имеются "лабиринты" (данжи), но они до жути примитивные. Ты просто бежишь по коридору, убиваешь 3 пачки врагов и финального босса. Всё. Лишь один раз после прохождения игры я встретил неплохой данж с несколькими боссами. Из плюсов только то, что они короткие на минут 7-10. Ещё предлагают за время убить врагов/добежать/защитить работяг. Имеются и башни гильдий и монументы с тантами и даже места для фотографий. Конечно это не совсем обязательно, но я рекомендую по пути к боссам просто чистить часть активностей ради лучшего погружения в сюжет. Знаю, что не всем нравится этим заниматься и здесь принято это ругать, но сделано это в разы приятней чем в недавнем хогвартсе, где не просто огромная карта с миллиардом вопросиков, но ещё и раскидано всё максимально неумело, что превращало "процесс зачистки" в не самое увлекательное занятие. Более того ,после платины в хогвартсе я возненавидел игру, здесь же остался лишь с положительными впечатлениями.
И во многом благодаря шикарному мувменту и неплохой боевой системе. "Паркурить" (боже, как же это кринжово звучит то) здесь одно удовольствие, из-за чего вся пустота мира не ощущается как минус. Сделано это красиво, динамично и очень умело, поэтому бежать от вопросика к вопросику было очень приятно. Боевая же система может порадовать скорее эффектностью. До убийства первого босса боёвка кажется очень унылой. Ты просто бросаешь камни и всё, но в дальнейшем вам дают ещё 3 вида магии: огонь, вода, и нет не воздух, а просто магия иллюзии. В каждой магии дают по одному обычному удару, 3 атаки, которые нужно заряжать, алтимейт способность и широкий набор магии поддержки. Что понравилось, так то, что кд висит только на одной использованной способности магии поддержки и можно вывалить буквально весь арсенал на врага. Условно можно накинуть на себя бафы, влететь с заряженной атакой на врага и подставить под созданную огненную ловушку и при этом призвать миньонов, а потом добить алтимейтом. И это далеко не всё. Игра позволяет экспериментировать куда интересней. Выглядит это очень зрелищно и красиво. Магия здесь отличная. Можно бесконечно ругать игру за пустой мир, проблемный сюжет, но сражения и передвижения по миру сделаны круто. Это самая сильная сторона игры.
Конечно же здесь есть прокачка. Без этого никуда в играх этого жанра. Улучшаешь за найденную ману на карте (вот просто куски маны по миру, конечно мда...) или просто за повышение уровня или за лучший результат в побочках на время. Умения улучшаются за счёт прохождения испытаний на применение самих способностей. К этому и добавляется крафт расходников, а когда найдёте скрытого нпс, ещё и снаряжение.
И я уже говорил, что побочных квестов практически нет? Есть лишь вопросики в столице на поговорить, ходьба за котиками и поиск их волшебных сородичей в мире (у каждого есть своя история даже), которые будут вас сопровождать всю игру. К этому добавляются мини игры с танцами и несколько заданий. Три из них - подай/принеси, один на ходьбу по городу и ещё один чтобы покормить овец под чёрным экраном. Всё. Ну и ещё сделать 50 фотографий, но это просто делаешь по пути, пока карту чистишь (по сюжету дети просто хотят посмотреть на мир через сделанные фото). После прохождения ещё предложат повторно убить боссов за время, но это уже ничего абсолютно не даст кроме маны и ресурсов. Советую выполнять все активности в столице ради лучшего погружения в сюжет и наглядности роста Фрей как личности. Это очень важно. Просто потому что если рашить исключительно сюжет, то рискуете элементарно не понять всё и упустить важные элементы повествования и погружения в мир игры.
DLC
Само по себе оно очень короткое и проходится на все ачивки за часа 4 примерно. In Tanta We Trust исправляет многие ошибки оригинала. Проблема с повествованием была решена, благодаря более линейной структуре и меньшему миру. Детали сюжета больше не скрыты и подаются уже не в формате записок, ощущается всё более цельно. Сама история рассказывает о событиях до падения мира Атии. В роли подопечного одной из тант мы становимся свидетелем вторжения реддигов и рождения главного злодея основной игры. Порадовало как показали, что правительницы Атии и до своего безумия не были святыми и готовы были пожертвовать своими жителями ради достижения цели без капли сожаления. Но эмоций как в оригинале, увы, у меня сценарий с постановкой таких не вызвал. Реддиги так и остались под завесой тайны, а антагонист был и вовсе шаблонным. И если главному злодею оригинала я готов простить всё, потому что он демон и является абсолютным злом, наподобие Саурона, то поехавший главарь реддигов просто плох. Безумно было обидно когда в конце мне показали завязку будущего сиквела, который никогда не выйдет. А ведь я бы очень хотел знать, что там на земле реддигов и понять истинную причину тумана (мора), который поглотил Атию. Да, лор Forspoken мне интересен и мне не стыдно.
В плане геймплея тоже поправили недочёты. Больше не надо чистить карту именно после прохождения, активностей нет почти, а прокачка магии идёт параллельно с прохождением сюжета. Если в основной игре магию не получалось прокачать нормально до финала, то в DLC уже это спокойно получалось. Касательно магии, здесь она всего одна. Вся остальная магия, как и прогресс, остались в основной игре. Объясняется это тем, что мы находимся в теле другого человека. И по большей части это всё. Неплохое дополнение, которое попыталось исправить ошибки оригинала и попыталось вполне успешно. Очень грустно, что продолжение я так никогда и не увижу.
Платина
И на удивление она была довольно простой. Мне не надо было перепроходить игру, выполнять какие-то челленджи, а надо было просто чистить карту. И на это не ушло много времени. У меня это заняло в сумме с прохождением DLC на платину 62 часа. Да, многим покажется безумием провести в форспокене 62 часа, но я не страдал ни разу. Я проходил Голлума на релизе. А тут всё работает, вполне, и не надо было пытаться сталкиваться с тонной проблем. Благодаря грамотной раскидке вопросиков, шикарному мувменту и боевой системе, выполнять активности мне было только в радость в свободное от работы время по вечерам.
Проблемно было немного последний танец пройти. Там была просто сумасшедшая скорость, и пришлось просто наизусть запоминать QTE. Есть проблема с условиями испытаний навыков для прокачки. К примеру, для прокачки умения нужно убить им противника, ты это делаешь, и ничего не происходит и оказывается, что это надо сделать с определённым условием, а само условие не написано. Или просто не засчитывалось. Я думал, что просто кривой перевод, но нет. В поисках ответов я искал англоязычные прохождения, и там тоже не было написано, при каком условии будет засчитано испытание. Иногда просто тупил, какие надо было выполнить условия, поэтому периодически я консультировался у Клуб фанатов киберпанка, поэтому выражу ещё раз благодарность. Я пытался спросить у работяг в постах советы, но проблема в том, что никто то толком и не играл в Forspoken и я просто ловил какахи, что я свершил крамольное деяние - получил удовольствие от игры. Очень странно, что это не починили спустя столько времени и видимо уже никогда не починят, ибо студию закрыли.
Итоги
Буду честен, мне правда очень понравилась эта игра. Да, она не без проблем. История неоднозначная, и если поместить её просто в фильм, то выйдет скорее всего посредственно, но в формате видеоигры она прекрасно работает, и дала мне эмоции. Лично меня очень тронул путь Фрей. Много чего из сценария было выброшено в записки, мир мёртвый, а по ходу прохождения элементарно не хватает сюжетных миссий. К этому добавляется и то, что полностью геймплей раскрывается только после прохождения и далеко не всем нравится чистить карту. DLC попыталось исправить эти все недочёты, но уже было поздно. Игра провалилась, студию распустили, а все планы на сиквел превратились в пыль. Очень обидно, что в перспективе неплохая франшиза умерла, толком не родившись. Но и не безосновательно, на релизе техническое состояние было ужасное, реклама у Forspoken была слабая и при этом была куча проблем при разработке.
Сейчас игра прекрасно работает как на ПК, так и на PS5. И поэтому я всё же советую дать шанс этой игре. Сюжет хоть и правда может не всем зайти, но геймплей отличный. Мувмент и боёвка здесь хороши. Даже покупать необязательно, вы можете просто скачать с зелёного стима и попробовать. Да, это не скрытый шедевр на 10/10, но и далеко не такой кошмар, как о нём отзываются люди, которые даже не играли. Понравится ли вам эта игра со 100% вероятностью? Вряд ли, но почему бы не рискнуть?
Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит
Я ставлю Forspoken 7.5 котиков из 10.
А касательно скверного характера Фрей, не переживайте. Ведь кошатники не могут быть злыми.
Ебать мой хуй. Мое почтение
Разъеб
Прошел её с кайфом на релизе
Спасибо за обзор.