Духота в Persona 4 Golden

Плохой детектив, но хороший симулятор школьника.

Духота в Persona 4 Golden

СПОЙЛЕРЫ
СПОЙЛЕРЫ
СПОЙЛЕРЫ

Я два раза дропал пятую Персону из-за непонимания, как в это правильно играть. Количество диалогов превалировало над геймплеем и это было невыносимо. А осознание того, что в эту серию нужно не играть, а проживать жизнь в обличии японского школьника, пришло сильно позже. Спустя несколько лет я снова дал Персоне шанс, но уже в лице Persona 4 Golden. В этот раз я знал, чего мне ждать.

Итоговые ощущения от P4 я бы описал так: плохая игра, от которой сложно оторваться.

Потому что Persona 4 это плохой аниме-детектив, скучная игра, но отличный симулятор свиданий. Я до сих пор вспоминаю проведенное время вместе с Чи, Йоске и другими балбесами, и немного жалею, что эта жизнь кончилась.

Persona 4 - это плохой детектив

Главный герой и аватар игрока в лице некоего пацана (в аниме его зовут Ю Наруками, а в игре можно придумать свое имя) временно переезжает в тихий городок Инаба, где ему предстоит провести целый год. Сразу после прибытия в городе находят тело женщины, а среди школьников ходят слухи про некий полумистический телеканал Midnight Channel выходящий в эфир только в дождливую ночь.

Довольно быстро герой выясняет, что существует некий параллельный мир, в который можно попасть исключительно через телевизор, а так же то, что все показанные по Полуночному каналу люди непременно умирают. Это заставляет Ю и его новых друзей взяться за дело, и попытаться найти загадочного убийцу.

Короче, у нас тут детектив.

Проблема тут состоит в том, что этот самый детектив из игры вышел никудышный, а при должной работе мозга не составляет труда определить, кто тут самый главный негодяй буквально через пару часов после начала прохождения.

Нет, игра старается запутать, показывая вначале некоего странного паренька крипового вида, но это слишком очевидно, чтобы быть правдой. Он не может быть тем, кого ищет Ю и его товарищи. Во-первых, этого парня в игре показывают ровно два раза: в начале истории и когда его ловят. Типичная обманка способная удивить только ребенка: поймать как бы злодея, который, конечно, злодей, но не ТОТ САМЫЙ. Во-вторых, ни с ним, ни со вторым убийцей нет никакой эмоциональной связи. Ну, знаете, чтобы воскликнуть от удивления, мол, я бы никогда на него не подумал! Но в Persona 4 нет и этого, потому что главный злодей для меня был ясен, как день. С самого начала жизни в Инабе.

Духота в Persona 4 Golden

Либо я мастер дедукции, либо в P4 плохой сценарий. Смотрите, какой здесь расклад.

Главные действующие лица в игре следующие: восемь школьников героев, которые ищут убийцу, маленькая девочка, ее отец и его напарник. Ну, добавим к этом торговцев и прочих необязательных персонажей, которые фигурируют только в побочных линиях. Начинаем простые вычисления.

Сразу отметаем всю шелуху вроде торгашей и сайдкиков. Восьмерка школьников отпадает по той причине, что все они в той или иной мере жертвы и Полуночного канала, и местных убийц. Остаются: маленькая девочка, ее отец детектив и его молодой напарник. Если Нанако (девочка) оказалась убийцей это было бы мощно, но она недолюбленный ребенок, который вечно сидит дома. Остается ее занятой батя и его напарник, который постоянно пробалтывается о деталях расследования. Вот и угадайте кто тут, блин, главный кукловод, злодей и негодяй.

Даже если по какой-то причине вы начнете думать, что это отец Нанако, то я смогу это понять. Вечно задерживается, вечно усталый, мало времени уделяет дочери и вообще местами в чем-то подозревает Ю. Но дело в том, что в середине игры Нанако похищают, а батя попадает в автомобильную аварию.

В итоге остается только Адачи - напарник отца. Но вот только игрок, в данном случае я, догадался до этого еще в самом начале прохождения. Ну, просто потому, что ни один из персонажей не подходит на роль тайного злодея так, как "тупенький" Адачи.

Пожалуй, интереснее сюжета про маньяка была только ветка Марии, девочки из Бархатной комнаты, которой отшибло память. Но и не то чтобы там были какие-то откровения.

Так что, по моему мнению, Persona 4 крайне посредственный аниме-детектив в формате видеоигры. Ни интриги, ни интересного сюжета, зато с тоннами пустой и не очень болтовни.

Persona 4 - это хороший симулятор свиданий

Но это палка о двух концах. По количеству болтовни P4 не уступает визуальным новеллам. Вопрос в том, а интересно ли читать все эти тонны текста.

И да, и нет.

Персонажи живо озвучены и более или менее реалистично реагируют на события в городе, а так же его обитателей. Но самое главное здесь, так это поймать настроение школьной жизни и влиться в расписание новообретенных друзей.

Это правда может быть очень сложно. Я видел недовольные комментарии игравших, которым не нравится серия по причине ее бесконечных диалогов. Но пройтись по магазинам, помочь с выбором одежды, сходить в кино или устроить "выход в поле" ради знакомства с девочками это то, ради чего можно начать играть в Persona 4. При условии, что вы готовы прожить чужую жизнь настолько интимно.

Абсолютное большинство диалогов и событий это филлеры с возможностью провести время со своими виртуальными друзьями, и даже найти отношения.

Конечно, не обошлось без клише. Тут есть и пляжный эпизод, и поход на теплые источники, и сбор собственной музыкальной группы. Всякие школьные выезды на экскурсии и прочие праздники, и фестивали. Словом, полный набор школьной жизни по версии аниме.

Духота в Persona 4 Golden

И вот в какой-то момент я ловил себя на мысли, что мне это нравится. Просто проводить время в игре, как в симуляторе жизни тихого городка хрен пойми где.

Но порой болтовни становилось слишком много. Целые игровые месяцы могли пройти без какого-либо боевого геймплея. В такие моменты я уставал от бесконечного текста и попросту проматывал диалоги. Далеко не все интересно было слушать или читать.

Persona 4 - это скучная игра

И вот, когда игра все-таки выдала мне первый геймплей, я выдохнул с облегчением. Первые два раза. Потому что местные локации, это вам не дворцы из Persona 5. Это абсолютно убогие и однообразные многоуровневые подземелья. У них есть своя тематика и набор уникальных врагов, факт. Но сами данжи невероятно однообразные. Вот смотрите, это три разных этажа первого подземелья:

И так с каждым из игровых миров. Поначалу, когда я начинал душиться от диалогов, я сбегал в эти миры, чтобы отвлечься от бесконечного трепа. Но когда я понял, как устроены данжи, то я уже старался сбегать побыстрее к диалогам.

Да и еще проблема в том, что данжи процедурно-генерируемые. И знаете какая вторая их главная проблема? Бэк-мать-его-трекинг. В какой-то момент, игра считает отличной идее возвращать Ю на предыдущие этажи. А это значит, что уже исследованные локации нужно изучить по новой. А когда вы найдете нужный триггер или ключ и вернетесь на этаж выше, игра снова сгенерирует новый уровень.

Это. Очень. Плохо.

Ситуацию спасают Персоны, но я был крайне удивлен, что я не могу их менять своим товарищам. Словами не описать, как сильно это влияет на разнообразие боев. Хорошо хоть, что в Soul Hackers 2 авторы додумались до смены демонов у Ринго и ее банды.

Когда я проходил "Хакеров" я искренне думал, что это худший персоноподобный проект, но с ней в одному ряду влегкую встает и P4. Что там, что тут подземелья абсолютно убоги. P4 выигрывает только в плане социалки.

Ну и бои основанные на определении слабостей врагов довольно спорны. Я не знаю, как плохо надо играть, чтобы у Ю не было запаса Персон на все случаи жизни. Из-за этого битвы с рядовыми врагами становятся очень однообразными. Почти никаких сюрпризов за очень и очень редкими исключениями.

Да и самих боев в игре сильно меньше, чем диалогов. Persona 4 это визуальная новелла с элементами геймплея, скорее, чем обычная JRPG с периодической болтовней.

Ну ладно, Персоны в целом неплохие, да и бои с мобами довольно быстрые, но когда случается битва с боссом, то начинается парад духоты. Много ХП, большой дамаг, с чем можно смириться, но почти всегда это полное отсутствие слабостей к любым видам атак, из-за чего сражение тупо затягивается на десятки минут.

Первый раз я заподозрил неладное в битве с тенью медведя Тедди. Я бил босса минут двадцать, а он все не умирал. Потом он меня шотнул и я пошел на Ютуб. Было подозрение, что я играю неправильно. И каково было мое удивление, что этого же босса на видео убивали так же долго.

И вот эти три аспекта геймплея: однообразные данжи, однообразные бои, душные боссы сделали для меня Persons 4 довольно скучной и малоинтересной игрой. Я подчеркиваю - игрой.

Зато вот магия социалки оставалась. Во многом благодаря ей и добил P4.

Итог

В первую очередь, Persona 4 это плохой аниме-детектив, который не умеет держать интригу. Во-вторую, это душная игра. Спасибо унылым данжам и однообразным боям. Но как симулятор свиданий в тихом японском городе - отлично.

В сумме всего описанного выше, Persona 4 дала мне крайне противоречивый экспириенс, который было любопытно прожить. Наверное, это самое важное определение описывающее всю P4: прожить чужую жизнь.

Да и я привязался к героям, чего уж там. Мне до сих пор горько от расставания с этими балбесами. Настолько, что я начал смотреть аниме по игре. Оно еще хуже, чем игра, но чеб и нет.

А самый парадокс в том, что после завершения титров P4 я купил Persona 5.

Это какая-то магия и крайне извращенная любовь к этому симулятору свиданий с элементами игры.

P.S. Замутил в итоге с Чи.

Как вам Persona 4?
Хорошо
Плохо
Ненавижу аниме

В предыдущий раз я задушился во второй половине Risen:

3636
51 комментарий

Главная проблема П4 для меня в том, что она в конце резко вспоминает, что она вообще-то спин-офф СМТ и подсовывает тебе бога, чтобы убить. Так был неплохой мистический детектив. Схожая проблема в П5, где социальные проблемы общества вырождаются в очередное «убей бога». В П3 тебе хотя бы изначально давали понять, что социалка и прочие детективы, где-то на втором плане, а теперь иди чисти Тартар и следи за неебически большой луной.

5

А у меня с Persona 5 не получилось как раз потому, что я наигрался в Persona 3 и SMT 3, и мне геймплей совсем уж не заходит. Глубина есть, увлекательности нет.
При этом Persona действительно классный симулятор школьника, а в SMT эстетика просто ух.

3

В СМТ5 мне понравилось давящее чувство одиночества и по-хорошему сложные бои. Особенно с боссами. Да и вероятность подобрать неправильного демона в отряд крайне высока, что заставляет думать над набором отряда в бою. Но вот сюжета там нема. СМТ5 прям антипод Персоны. Много геймплея, мало сюжета.

1

Я проходил персоны в обратном порядке, P5R, P3P, P4G. Несмотря на то, что мне безумно понравилась P5R, после прохождения P4G я словил себя на мысли, что она возможно даже лучше. Не геймплейно естественно, не по боевке и игровым системам, их разнообразию и уж тем более не по графону и визуальному стилю, но как-то по общему ощущению. Да и в P4G настоящий золотой эндинг, признание Марии супер красиво и в кайф (да и сама Мария топ). А так мне все понравились, поэтому разница между ними не велика. Но Тартар из 264 этажей в тройке вот это полный пиздец, это я реально терпел, ради всего остального. А данжи в четверке по сути переходный этап между безликими этажами и блоками башни в тройке и полноценными дворцами с темами и различными сетами врагов, ну я думаю тут и так понятно логическое развитие представления боевого контента в 3->4->5, скорее всего в персоне 6 будет еще более навороченная концепция - либо развитие идеи с дворцами (хотя мне и сложно представить, т.к. дворцы уже показались супер крутой идеей, т.к. каждый уникален, начиная от музыки и заканчивая интерьером), либо даже уход в сторону большей нелинейности

3

А Р3 сильно хуже Р4 или почти тоже самое? Маленький город, линки и душные данжи?

Прошел где-то половину, пока нравится даже больше 5 части. Особенно химия между персонажами.

3

пока нравится даже больше 5 части.Могут понять почему. П4 сильно меньше и комплекснее в плане всего.