Так грешно: взгляд на мир Blasphemous со стороны католицизма. Часть 1

Blasphemous — несомненно, очень привлекательная своей отталкивающей и религиозной эстетикой игра, и последнее — именно то, что изначально меня в ней привлекло. Несмотря на то, что предполагаемый уровень отвратительности казался намного выше, итоговая картинка — в прямом и переносном смысле — меня полностью устроила. Даже больше, она заинтересовала меня, мотивируя узнать по игре больше. А что может быть любопытнее, чем соотношение очевидно католически-ориентированных отсылок с реальной религией? Естественно, ничего! Именно потому я взялась за чтение и перевод статьи с Reddit «Blasphemous с точки зрения католика» («Blasphemous: A Perspective from a Card Carrying Catholic»).

Так грешно: взгляд на мир Blasphemous со стороны католицизма. Часть 1

Предупреждение: ниже следует перевод авторской статьи годичной давности, ссылка на оригинал прикреплена в конце статьи, запрос на перевод отправлен, разрешение получено. Авторское употребление строчных и заглавных букв для терминологии игры сохранено. Я допускаю, что могу где-то ошибиться в переводе, а также в соотношении религиозных терминов, и буду рада, если вы укажите мне на ошибки, но, надеюсь, их нет.)

Посвящение для автора, который обещал забежать и почитать: Hello Ryousan82! Thank you very much from my Russian heart for Your interesting article and permission on translate!

Я давно хотел написать подобный текст, но основной проблемой было самому прочувствовать игру, а также собрать настолько много информации о внутреигровом устройстве из различных секретов на уровнях, насколько возможно, и соотнести мои теории с моими знаниями о католичестве. Теперь же я сквозь сомнения наконец осознал, что это было ошибкой, и, основательно просматривая и пересматривая прохождения иных игроков, собирая все сведения из оных, я ощущаю их достаточность для публикации нескольких теорий, наблюдений и рассуждений.

Прошу помнить, я невольно могу углубиться в общие обсуждения, потому, если вам кажется, что я потерял нить сюжета, то… Просто примите это, или совершите иные действия, которые считаете нужным! Также в тексте присутствуют спойлеры … Вас предупредили

Начало: Чудо.

Примечание переводчика: здесь и далее для терминов или описаний из игры я буду использовать формулировки из локализации, а также приводить ссылки на Вики, если они потребуются.

"И, таким образом, вина, покаяние, скорбь и всякая боль души всех видов были видимы и ощутимыми везде и во всех нас. Иногда в форме благословения и благодати, иногда в форме наказания и порчи. Божественная воля, столь же набожная сколь и жестокая, которую мы не могли и никогда не сможем постичь, была названа Чудом". (Описание Чуда, Вики Blasphemous)

Чудо — одна из частей сведений о мире игры, которую сложно понять даже с видением всех параллелей, проведенных между католической и христианской символикой, так как прямой аналогии Чуда с любой из фигур в их теологии нет. Тем не менее, можно получить некоторую информацию из игры, что поможет лучше определить чудо как некую сущность:

  • Чудо обладает сверхъестественной силой. Данный факт очевиден из событий, существ и феноменов, происходящих повсеместно в Кастодии. Божественная ли или иная какая сверхъестественная сущность ее источник — выяснить невозможно, но, как замечают многие монахи деревни Альберо, божественность Чуда НЕ является определенной.
  • Как было не раз замечено Деограсиасом, свидетелем и сказителем Чуда, и другими персонажами, Чудо обладает своей Волей. Наказание и награды распределяются по его непостижимым критериям.
  • Чудо не благожелательно. Подобный вывод следует из того, что Скорбь поражает как нечестивых, так и праведных в равной мере, не говоря уже о разрушении, принесённой Ордой Чуда.
  • Чудо не злонамерено. Молитвы и реликвии, посвященные ему, полны мощи и действительно могут защитить верующих от опасности. Нельзя не заметить и то, что оно воскрешает несправедливо наказанных, таких как Кирс, возвращенный пламенем, и, вероятно, Кающийся.
  • Чудо щедро одаривает своей силой. Это видно по его воздаяниям за молитвы и просьбы верующих, а также по освященным реликвиям и предметам, содержащим его силу.
  • Чудо непостижимо, его мотивы выше понимания смертных, неясны для человеческого разума.
  • Чудо выглядит центральным религиозным элементом для религии Кастодии, хоть и не единственным.
  • Покаяние, похоже, является главным способом взаимодействия Смертных и Чуда. Стоит заметить, как многие просят Чудо о возмездии, но никогда — о прощении…

На мой взгляд, описанные выше факты можно назвать «бесспорными» касательно Чуда, но всё ещё остается неищвестным огромный пласт информации о точной сути природы и роли Чуда Кастодии. И проблема состоит в том, что в христианстве нет реально существовавшей параллели с некой волей, что «столь же набожная сколь и жестокая» и «капризна и искажена».

В богословие христианства в целом преобладает одно понятие: несмотря на то, что Божественность не всегда соответствует представлениям людей и иногда казажется жестокой, мы все равно можем быть уверены, что Божий план — для нашего блага (по книге пророка Иеремии 29:11). В Кастодии, наоборот, религия соглашается и принимает непостоянство Чуда… по причине, которые у меня не получается а полной мере понять. Что и привело к исследованию взаимоотношений, похоже, существующих между Покаянием и Чудом.

Возвращаясь к христианской теологии, Покаяние есть идея, поддерживаемая со дня грехопадения и принимающая множество форм: от жертв, принесенных Авелем и Каином, до соблюжения поста и иных форм раскаяния. Согласно Ветхому Завету подобные покаяния должны были соверщаться постоянно, и описания жертвоприношений, что должны были помочь избежать божественного гнева, подробно описывались и конкретизировались.

С приходом Нового Завета и принесенной жертвы Иисуса Христа на кресте с теологической точки зрения нужда в постоянном покаянии отпала: наш Бог стал настолько совершенной жертвой, что нет более нужды ни в каком количестве дней голодания, бичевания, крови козлов или быков. Грехи Человечества смыты Божественной Кровью, и более нет настолько отвратительного пригрешения, что нельзя простить этим решающим проявлением Покаяния на кресте.

Что интересно, это событие породило в некотором роде противоречие в догматах: Грехи человечества были прощены совершенным актом искупления для всех людей во все времена, НО а то же время все человечество стало виновным в грехе настолько ужасном, что несмываемом: Богоубийстве.

И так покаяние было возрождено не для избавления от греха, ведь Грех был очищен Нашим Спасителем со всех смертных на все времена, но как способ лучше взаимодействовать с Нашим Богом в Его Страстях, чтобы соединить нашу боль — и Его, стать ближе к нему в подобии Христа. Именно это суждение привело к зарождению множества практик покаяния, что распространялись и до сих пор распространены в церкви, однако, в те времена способность Церкви насаждать надлежащие, правоверные богослужения разбавлялась популярными народными обрядами, коррумпированным духовентсвом и религиозным сикретизмом. Это была одна из Искр в костер Протестантской реформации, что восстала против необходимости покаяния и подати как таковой, сосредотачиваясь на сути совершенности Жертвы Христа.

Лютер в Вормсе Антон фон Вернер (1843 – 1915)<br />
Лютер в Вормсе Антон фон Вернер (1843 – 1915)

Проблема с пониманием покаяния в игре в том, что люди и предлагают, и получают от Чуда боль и страдания, но не прощение или милость. Первое Чудо, именуемое Изначальным, явилось Молодому Человеку, затем известному как Скрученный, просившему одного: Боли. Это и порождает вопрос, почему в Кастодии верующие ни разу не попытались или хотя бы не спросили о всепрощении, предпочитая страдания в муках божественного возмездия в нездоровой и гротескной степени.

Одна из моих теорий заключается в том, что жители Кастодии, наученные непредсказуемой натурой Чуда, просят о наихудшем, надеясь на милосердие Чуда и награду в ответ лучшим, если их молитвы достаточно искренни. Тем не менее, и здесь закрадывается некое противоречие: Соккоро, просящая о том, чтобы боль всех приговоренных Церковью стала ее болью… получила желаемое слишком буквально.

Скрученный
Скрученный

Другая моя теория состоит в том, что Чудо и его многочисленные бедствия есть отражение самих жителях страны, и именно кастодийцы забыли о прощении, любви и милости. Эта идея обретает смысл, если является аллегорией к дореформационной церкви, связывающей резкие и суеверные толкования с продажными и часто жестокими служителями. Подобная мысль находит подтверждение дальше по сюжету игры, когда жертва Кающегося завершает Скорбь и хоть немного возвращает жизнь в Кастодии в нормальное русло, и ее жители снова могут благочестиво молиться и совершать паломничество без стольких ужасных угроз, наполнивших их землю однажды. Почему же? Это лишь моя теория, но акт Кающегося не наполнен некими мистическими смыслами, но показывает пример для верующих, и, поскольку именно здесь можно погрузиться в мир диких инсинуаций, возможно, главный герой сам выбрал нести ношу самого тяжкого Искупления: совершить великое кощунство, сразить Последнего Сына Чуда (что может являться или не являться аналогией проклятия евреев, которые ассоциируются с людьми, мучившими и убивавшим людей на крестах) лишь для того, чтобы самому стать идолом, спасшим братьев и сестер от ужаса Скорби и напомнить, что в конце концов, покаяние ничто без утешения.

И если просить Чудо о Утешении вместо боли, то воздастся. Кто знает, но, возможно, Кающийся и был Ответом просящим…

Послесловие: автор замечает, что, возможно, он совершенно во всем неправ, он был бы рад прочесть теории участников сообщества и обещает проанализировать врагов, боссов и роль Крисаны, дитя агонии в обмотках, в сюжете.

9292
24 комментария

Точно в блог планировали опубликовать? Тут мало кто прочитает.

4
Ответить

Точно.) Я надеюсь, что те, кому игра не безынтересна, скорее всего иногда прокликивают теги на предмет новой информации, а интерес широкой читательской публики мне сложно оценить (игра не новая, статья специфическая).

6
Ответить

Делай Репост. 

2
Ответить

Очень рад, что хоть кто-то решил подарить немножко любви этой замечательной игре. Спасибо огромное за перевод)

Читал все три статьи на реддите этой осенью, когда полностью погрузился в лор Blasphemous, пытаясь понять все его тонкости. В моём понимании приход Братства Безмолвной Печали символизирует своеобразный переход от местного Ветхого Завета к Новому. Чудо явило Старшему Брату истинную картину событий "Чуда Изначального" - тот человек, которого все называют Отцом и безмолвным от рождения, на самом деле провёл свою жизнь в стенаниях и покаянии. В этом и есть тайна религии Братства - стенания Скрученного становятся слышны только тем, кто одевает обезличенную железную маску. Им благоволит Чудо, они несут его волю в этот мир - но при этом считаются отступниками, так как хотят сменить завет бесконечного наказания на завет покаяния.

По сути путь Кающегося является аллюзией на общеизвестные христианские события на стыке эпох. По ходу событий игры Кающийся точно так же приносит себя в жертву, даруя искупление заблудшим душам, через боль и страдания медленно поднимаясь на свою собственную Голгофу ради спасения Кастодии. В то же время в глазах Его Святейшества и Церкви такие поступки расцениваются как высшее богохульство и отступничество - отсюда и конфликт.

P.S.: лично от меня маленькая просьба постить такие интересные статьи на сайт, а не в личный блог. К сожалению, далеко у всех есть время бродить по блогам в поисках хороших лонгов. Ну, или по-крайней мере можно попросить о репосте)

3
Ответить

Очень рад, что хоть кто-то решил подарить немножко любви этой замечательной игре. Спасибо огромное за перевод)

Пожалуйста!)
Я прошла путь к этой игре от "выглядит интересно" через "какая же гротескная мерзость" к "какая же классная гротескная стилистика" и всегда с любопытством теперь посматриваю на связанные с ней новости или статьи, хоть и не являюсь истовым фанатом.)

В моём понимании приход Братства Безмолвной Печали символизирует своеобразный переход от местного Ветхого Завета к Новому.

Не могу не согласиться.)
Для меня еще и сильную роль сыграла вступительная сцена с мельком показанной фигурой Скрюченного, ибо, даже не зная сюжета, ассоциации были достаточно ясными. На мой взгляд стилизация или, скорее христианизированная основа создания местного мира - достаточно удачный ход, и, проходя уровни, я нередко замечала, как в целом уместно применены немало известные христианские элементы, даже без понимания всей подоплеки которых угадывается общая направленность.


лично от меня маленькая просьба постить такие интересные статьи на сайт, а не в личный блог. К сожалению, далеко у всех есть время бродить по блогам в поисках хороших лонгов. Ну, или по-крайней мере можно попросить о репосте)


Я подумаю о месте размещения для продолжения перевода, хоть и не могу ничего обещать - в блоге уютно и удобнее редактировать-распубликовывать при надобности, а добрые люди помогают с репостом.)

1
Ответить

между католической и христианской символикойкатолическое ведь и есть христианское?

2
Ответить

Мои предположения были идентичными, но, если правильно помню, православие в английском языке это все-таки "Orthodox Catholic" или "Eastern Orthodox". У автора же там "Catholic and Christian"... К тому же, его, православия, упоминание в контексте было бы странноватым по причине отсутствия в странах, его исповедующих, во времена Реформации собственно реформации в полном значении, которая занимает в теории значительное место.
Смею предположить, что автор подразумевал как раз всецело-христианское и конкретное, католическое. Либо, да, как сказал Anime Andrey Apanasik, все-таки перепутали.)

2
Ответить