Промышленный дизайн «Чужого» (1979): ранние концепты Рона Кобба и их реализации на съемочной площадке
UPD: Спасибо комментаторам, отзывам, а в особенности Arya Tyler-Joyson, Polite Orc, John Doe, Андрею Митрофанову, Станиславу З. за вычитку, фактчекинг и правки.
Ввиду ажиотажа по поводу предстоящего фильма (Чужой: Ромул), на который уже появляются хвалебные обзоры, я в который раз наткнулся на концепт-арты к первому фильму, выполненные Роном Коббом (Ron Cobb) — художником-мультипликатором, который работал над множеством культовых фантастических фильмов. Глубина проработки поражает, так как не каждый подобный проект обзаводится подобной детализацией на ранних уровнях. Давайте окунёмся в мир промышленного дизайна мира чужих от концептов Рона до их воплощения на съемочной площадке и во франшизе.
Содержание
- Краткая история создания фильма
- Концепты Рона Кобба
- Концепты планетоида LV-426
- Межзвездный корабль USCSS Nostromo
- Грузы «Ностромо»
- Интерьер «Ностромо»
- Коридоры, шлюзы и помещения
- Лаборатория андроида Эша
- Элементы интерьера корабля
- Иконографика и семиотика в мире «Чужого»
- Спасательный шлюп «Нарцисс» с «Ностромо»
- Другие концепты к «Чужому»
- Концепты к фильму «Чужие»
- Вместо итога
Краткая история создания фильма
Напомню, что фильм «Чужой» был большим сомнительным экспериментом для кинокомпании 20th Century Fox. Для многих руководителей студии это был «очередной фильм-страшилка» который мог легко провалиться. По этой причине бюджет фильма был урезан и хотя и без того считался низким.
Подбором концепт-артистов и сценаристов занимался великолепный Дэн О’Бэннон, друг и сокурсник знаменитого Джона Карпентера. В свое время О'Бэннон познакомился с художником Роном Коббом (о котором пойдет речь во второй половине статьи), который на пару с Карпентером помогли создать их первый студенческий фильм (дипломную работу). Втроём они сделали полноценный фильм «Тёмная звезда» с бюджетом около 60 тысяч долларов (немалая сумма по тем временам, тем более для студенческой работы). Из студенческой короткометражки фильм быстро разросся до полного метра. По словам О’Бэннона, фильм превратился из самой впечатляющей студенческой картины в самый невыразительный профессиональный фильм.
We had what would have been the world’s most impressive student film and it became the world’s least impressive professional film.
Эта комедия, пусть и была принята прохладно критиками, названа «дешевой пародией на Космическую Одиссею», но она заложила длительное партнерство и карьеру будущих кинофантастов.
Идея преодоления планки комедии и создание научно-фантастического шедевра не покидала молодого режиссера. Он лелеял свою мечту и копил опыт и полезные знакомства.
Я знал, что хочу снять страшный фильм о космическом корабле с небольшим количеством астронавтов! Снять «Темную Звезду» как фантастический фильм ужасов, а не комедию.
Уже в тот период у молодого сценариста был 29-страничный сценарий к начальному акту под названием "Память" для будущего фильма. В работе над сценарием О'Бэннону помогал Рональд Шусетт, ставший на пару родоначальником мира «Чужого».
О'Бэннон был на хорошем счету у коллег. Когда-то он получил предложение от Алехандро Ходоровски экранизировать роман Фрэнка Герберта «Дюна». Работа над адаптацией шла успешно, появился как сценарий, так и сформировался костяк из художников-постановщиков. Тогда-то Дэн О'Бэннон познакомился с Крисом Фоссом, Жаном Жиро и Хансом Руди Гигером. Согласитесь, очень знаковое партнерство.
К сожалению эту адаптацию Ходоровски отменили.
Работа над сценарием шла, Шусетт помог О'Бэннону контактировать с кинокомпанией Brandywine Productions, которая подписала контракт на съемки их magnum opus. Головной студией и основным источником финансов являлась 20th Century Fox. Съемки должны были начаться в Великобритании в Shepperton Studio.
Однако, работа заладилась не сразу. Кроме сомнения головной студии по отношению к «космическому ужастику», было и внутреннее давление. Гордон Кэрролл и Дэвид Гайлер (другие сценаристы студии) по-началу вносили огромное число правок и вызывали фрустрацию у Шусетта и О'Бэннона. Так им пришлось подстраивать или отвоёвывать свои идеи. В конечном итоге Кэрролл и Гайлер, которые никогда не занимались научной фантастикой до того момента и «не понимали её», имели больший авторитет и профессиональные навыки. Позже эти прения удались урегулировать, когда старшие коллеги поверили в силы и опыт молодых.
Проблемы бюджета влияли на рекрутинг актеров и персонала. Но ситуация в коне изменилась, когда студия смогла привлечь к работе уже именитого на тот момент Ридли Скотта. Небезызвестный режиссер хотел взяться за работу, сделал раскадровку для сцен, которая впечатлила боссов из FOX. Студия моментально удвоила бюджет фильма.
Часть декораций была позаимствована из отмененного фильма «Дюна» Алехандро Ходоровски.
@Polite Orc резонно обратил внимание в комментариях, что фильм Ходоровски был в производстве в 1975 году. Так что прямое заимствоание декораций затруднительно. Хотя об этом вскользь говорится в документальном фильме у DVD-издания фильма, скорее всего речь идет о дизайнах Гигера.
Что-то из декораций было построено в ангарах киностудии по концептам Рона Кобба.
Конечно, Ридли Скотт тоже стал определенным испытанием для сценаристов, жаждущих защитить свои труды. Так, чтобы картина не утратила научно-фантастические черты, им пришлось соревноваться с идеей "главного на площадке" сделать фильм в жанре слэшера. Но нужно признать, что Скотт в те годы не был противником нового и не ставил палки в колёса своим коллегам. Вместе им удалось снять отличный фильм.
Благодаря Скотту на площадке появились замечательные и полюбившиеся нам актеры, а их игра была направлена под его профессиональным надзором. Что бы сейчас не говорили, но Скотт отлично умеет работать с персоналом и требовать хорошую игру.
Труды Рона Кобба
Рон Кобб — американо-австралийский художник, карикатурист, кинодизайнер и писатель, принявший участие в создании огромного количестве культовых фильмов. Родился 21 сентября 1937 года и умер в свой день рождения в 2020 году.
Жил в Сиднее, Австралия, со своей женой-австралийкой Робин Лав и сыном Ники, хотя иногда его можно было встретить в Лос-Анджелесе, Калифорния (он родился и вырос там).
Кобб работал над Star Wars, Back to the Future, The Last Starfighter, Conan the Barbarian, невыпущенный Путеводитель для путешествующих автостопом по Галактике, Индиана Джонс, Близкие Контакты Третьей Степени, сериал Firefly... Вы понимаете, какой это послужной список? А это только его треть.
Его картины с иллюстрациями шестидесятых и семидесятых годов собраны в нескольких вышедших из печати книгах, часть работ вошла в отдельные сборники. Книги: «RCD-25» (1967), «Mah Fellow Americans» (1968), «Raw Sewage» (1971), «The Cobb Book» (1974), «Cobb Again» (1976) и другие. В сборник «Colorvision» (1981) вошли его работы над фильмами: «Звездные Войны», «Чужой», «Конан-варвар» и так далее.
Концепты планетоида LV-426
LV-426 - одна из трёх лун Калпамоса, пережившая эпоху бурной тектонической активности и остывшая. На планетоиде постоянно бушуют холодные пепельные бури, не достигающие ураганной силы только из-за небольших размера и массы небесного тела. Диаметр Ахерона в поперечнике составляет чуть больше 1 200 км (ссылка на фанатскую вики, спасибо @John_Doe за правку в комментариях).
Именно на этом планетоиде случилось трагическая встреча экипажа корабля Ностромо с яйцами ксеноморфов.
Пример текстуры для планет: Мне удалось воплотить концепт благодаря трюку, которому я научился в художественном колледже: в лоток с уайт-спиритом налить немного алюминиевой краски, подсветить лампой с двух сторон, тогда конвекционные потоки начнут создавать глобулы в виде ячеек, настолько детальные, насколько позволяет объектив. Краску или спирт можно подкрасить порошковым пигментом, и, если проявить немного терпения, можно получить большое количество прозрачных слоёв. Затем эти прозрачные текстуры можно проецировать на белую окрашенную сферу. У меня осталось 30 транспарантов с оригинальными текстурами поверхностей, но большинство из них не использовались. Для съемки этих кадров использовался фотоаппарат Hasselblad.
* до конца не уверен в авторстве цитаты, так как она звучит в документальном фильме для DVD-издания без четкого (для меня) указания.
Межвездный корабль USCSS Nostromo
Ранние концепты внешнего образа корабля Ностромо (Nostromo):
USCSS Nostromo, регистрационный номер 1809246(09), был модифицированным звездолетом Lockmart CM-88B Bison M-Class, принадлежавшим корпорации Weyland-Yutani и управляемым капитаном Артуром Далласом, зарегистрированным в Панаме. «Ностромо» часто использовался как космический буксир, соединяясь с грузовыми класстерами в качестве тягача, а не перевозя их на борту, как традиционный грузовой корабль.
Текст на концепте: Базовые блок транспортёра LOCKHEED 88B BISON, модифицирован и оснащен межзвездным приводом YUTANI T/A NLS. Оригинальные двигатели SATURN J3000 заменены на 2 циклонных тоннеля ROLLS ROYCE N66 с биполярным вектором для функции подъемной тяги (планетарной). Каждый энергетический блок производит 7 250 000 тонн обратной тяги (14 500 000 000 фунтов), придающий импульс в сумме 14 460 000 тон тяги
Корабль USCSS Nostromo был построен в 2101 году в качестве межзвездного крейсера, но пятнадцать лет службы был переоборудован в коммерческий буксир.
В ходе модернизации первоначальные двигатели корабля Saturn J-3000 были демонтированы и заменены двумя чрезвычайно мощными двигателями Rolls-Royce N66 Cyclone с биполярным вектором тяги, обеспечивающими подъемную функцию средней линии. Каждый из этих двигателей N66 развивал огромную тягу, используя воду в качестве реактивной массы.
Энергетическим ядром CM-88B был термоядерный реактор Laretel WF-15 мощностью 2,8 тераватт (источник: Lee Brimmicombe-Wood. Aliens: Colonial Marines Technical Manual, p. 136 (2012), Titan Books.).
При работе на полную мощность двигатели создавали большую импульсную тягу в 131 660 кН, достаточную для быстрого разгона внушительной грузов внушительной массы.
В период переоснащения корабля в 2116 году были установлены семь капсул "гиперсна", в которых экипаж мог находиться в состоянии анабиотического сна во время длительных перелетов.
«Ностромо» отбыл с Земли в 2120 году и совершил месячное путешествие к Нептуну, где соединился с грузовым тягачем. Оттуда «Ностромо» отправился в запланированное восьмимесячное межзвездное путешествие на Тедус, где провел восемь недель, пока грузовой корабль загружался перед длительным путешествием обратно в систему Соль из-за возросшего веса.
Создание модели «Ностромо» по концептам для съемок заняло много месяцев (только деталировкой днища, которое появилось в 1 кадре заняло больше двух). Над воплощением элементов модели, а так же декорациями занималось множество специалистов.
Этот транспорт оснащен двумя термоядерными/гелиевыми двигателями с отклоняемым вектором тяги для вертикального взлета и посадки. Может летать как в земной атмосфере, так и вакууме.
Во время пребывания «Ностромо» на Тедусе до событий фильма один из двух легких шаттлов корабля, «Салмакис», был поврежден в результате аварии при погрузке и не был на борту, когда «Ностромо» отбыл.
Корабль «Ностромо» был самоуничтожен в 2122 году, в результате действий уоррент-офицера Эллен Рипли при попытке попытке убить одиночного ксеноморфа, находившегося на борту корабля. В результате взрыва корабль и груз с горноперерабатывающего завода были полностью уничтожены.
Грузы «Ностромо»
«Ностромо» перевозиз контейнеры с добытой рудой в колониях и тянул горноперерабатывающие установки (размером с огромные космические станции не меньше) между внешними колониями и Землей. Именно эти установки стали в будущем прототипом станции СЕВАСТОПОЛЬ в Alien: Isolation.
Сборка и покраска "горноперерабатывающей установка", которую мог тягать USCSS Nostromo:
Интерьер «Ностромо»
Мостик управления
Многие системы корабля, включая автопилот, управлялись центральным компьютером с искусственным интеллектом MU/TH/UR 6000.
Приглушенный свет, старые экраны - они напоминают вам, что этот корабль не для роскоши. Всё это создано для выполнения реальной работы. <...> этот корабль, эта обстановка — всё это воплощенное на съемочной площадке зарождает основу для кошмара, с которым нам предстояло столкнуться (в фильме). Невозможно избавиться от чувства клаустрофобии, от ощущения, что ты всего лишь пятнышко в большой и безразличной вселенной. И когда что-то идет не так — это действительно не так.
Коридоры, шлюзы и помещения
Лаборатория андроида Эша
Элементы интерьера корабля
Иконографика и семиотика в мире «Чужого»
Проработка концептов корабля свелась не только к дизайну окружения, но и его умному наполнению. Так был составлен ряд пиктограмм и инфографики для фантастического мира чужого. Семиотические символы — целая отрасль промышленного дизайна. «Семиотика» — это «учение о знаках и символах, а также их использовании или интерпретации».
@Polite Orc в комментариях обратил внимание, что логотип WY появился впервые только во втором фильме, а в первом использовалась символика схожя с древеегипетскими фресками.
Кроме того, его можно заметить в декорациях:
Этот же логотип сохраняется и в современных дизайнах:
Аналогичная по дизайну семиотика в «Alien: Isolation»:
Для части дизайнов Рон использовал шрифт Pump Demi, который в последствии признали иконическим шрифтом 70х (“Most 70s Font Of All Time” by the International Font Council).
Для компьютерных интерфейсов и шрифтов использовался другой шрифт, похожий на слегка сплющенную версию City Light.
Спасательный шлюп «Нарцисс» с «Ностромо»
Финал фильма проходит в эвакуационом шлюпе «Нарцисс», в котором Элен Рипли с её котом пытаются спастись с «Ностромо», готового к самоуничтожению.
Ранний концепт механизма отстрела эвакуационного шлюпа:
Идея красивая, но спорная: что будет, если корпус поврежеден или если нет питания.
Концепты спасательной шлюпки:
Другие концепты к «Чужому»
Концепты к фильму «Чужие»
Вместо итога
Чтож, изначально я как всегда просто хотел выложить "пару картиночек" с припиской авторства, но в очередной раз меня захватила гигантомания. Надеюсь, вас так же восхитила проработка глубины дизайна и атмосферы мира чужих, которую создал огромный коллектив авторов.
С работами одного из них вы сегодня смогли познакомиться. Рон Кобб оказал сильнейшее влияние на всю франшизу своим талантом.
Вскоре мы с вами сможем посмотреть «Чужой: Ромул», который, по заявлениям авторов, руководствовался не только оригинальной франшизой, но и «Alien: Isolation», тщательно впитавшей дизайны Рона Кобба. Это будет отличный способ насладиться картиной, понимая происхождение тех или иных деталей, дизайнов и глубины проработки антуража.
Надеюсь, что фильм и правда заслуживает тех похвал, которые мы услышали по первым отзывам.
Использованные материалы:
Мой ТГ-канал, в который я иногда выкладываю всякие полезные гайды и просто интересную мне материалы:
большое спасибо за материал. очень люблю подобные архивы таких монументальных картин с множеством концепт артов и наработок, которые как бы приоткрывают завесу тайны
а скрин из фильма "Луна 2112", я так понимаю, для особо внимательных?)
Не за что! Тебе спасибо, что проявил интерес!
А вот про скрин из Луны 2112 я не понял. Я что-то не то вставил в материал? Подскажи, пожалуйста.
Очень нравится визуальный стиль Alien: Isolation
Да, это игра - один из ярких образцов талантливаго гейм-дизайна, где с любовью воплотили видение из кинофраншизы.
Туалетный стульчак и сифоны для раковин приклеенные рандомно к стене - гениальный дизайн.
Сифоны у Ридли Скотта = кринж Морпехи с кронштейном от кинокамеры у Джеймса Кэмерона = гениальный дизайнВажно не перепутать!
Хех, вообще, забавно! Я бы и не заметил даже. Теперь даже чуточку комично.
(но вроде эта декорация в фильме не мелькает... Может стенд с прослушивания?)