Промышленный дизайн «Чужого» (1979): ранние концепты Рона Кобба и их реализации на съемочной площадке

UPD: Спасибо комментаторам, отзывам, а в особенности Arya Tyler-Joyson, Polite Orc, John Doe, Андрею Митрофанову, Станиславу З. за вычитку, фактчекинг и правки.

Ввиду ажиотажа по поводу предстоящего фильма (Чужой: Ромул), на который уже появляются хвалебные обзоры, я в который раз наткнулся на концепт-арты к первому фильму, выполненные Роном Коббом (Ron Cobb) — художником-мультипликатором, который работал над множеством культовых фантастических фильмов. Глубина проработки поражает, так как не каждый подобный проект обзаводится подобной детализацией на ранних уровнях. Давайте окунёмся в мир промышленного дизайна мира чужих от концептов Рона до их воплощения на съемочной площадке и во франшизе.

Содержание

Краткая история создания фильма

Напомню, что фильм «Чужой» был большим сомнительным экспериментом для кинокомпании 20th Century Fox. Для многих руководителей студии это был «очередной фильм-страшилка» который мог легко провалиться. По этой причине бюджет фильма был урезан и хотя и без того считался низким.

Дэн О'Бэннон
Автор сценария «Чужого»

Подбором концепт-артистов и сценаристов занимался великолепный Дэн О’Бэннон, друг и сокурсник знаменитого Джона Карпентера. В свое время О'Бэннон познакомился с художником Роном Коббом (о котором пойдет речь во второй половине статьи), который на пару с Карпентером помогли создать их первый студенческий фильм (дипломную работу). Втроём они сделали полноценный фильм «Тёмная звезда» с бюджетом около 60 тысяч долларов (немалая сумма по тем временам, тем более для студенческой работы). Из студенческой короткометражки фильм быстро разросся до полного метра. По словам О’Бэннона, фильм превратился из самой впечатляющей студенческой картины в самый невыразительный профессиональный фильм.

О'Бэннон в роли Пинбэка в своем первом фильме «Тёмная звезда»
О'Бэннон в роли Пинбэка в своем первом фильме «Тёмная звезда»

We had what would have been the world’s most impressive student film and it became the world’s least impressive professional film.

О'Бэннон в интервью в докум. фильме «Да будет свет: Одиссея Темной звезды».

Эта комедия, пусть и была принята прохладно критиками, названа «дешевой пародией на Космическую Одиссею», но она заложила длительное партнерство и карьеру будущих кинофантастов.

О’Бэннон всегда хотел снять научно-фантастический фильм с инопланетянином, который на самом деле выглядел бы реальным и устрашающим, а не комедийным надувным мячиком из его студенческого фильма<br />
О’Бэннон всегда хотел снять научно-фантастический фильм с инопланетянином, который на самом деле выглядел бы реальным и устрашающим, а не комедийным надувным мячиком из его студенческого фильма

Идея преодоления планки комедии и создание научно-фантастического шедевра не покидала молодого режиссера. Он лелеял свою мечту и копил опыт и полезные знакомства.

Я знал, что хочу снять страшный фильм о космическом корабле с небольшим количеством астронавтов! Снять «Темную Звезду» как фантастический фильм ужасов, а не комедию.

Цитата О'Бэннона в документальном фильме The Beast Within: The Making of 'Alien

Уже в тот период у молодого сценариста был 29-страничный сценарий к начальному акту под названием "Память" для будущего фильма. В работе над сценарием О'Бэннону помогал Рональд Шусетт, ставший на пару родоначальником мира «Чужого».

Дэн О'Бэннон на фоне картины с атмосферой планеты, куда спускается корабль Nostromo, нарисованной Роном Коббом<br />
Дэн О'Бэннон на фоне картины с атмосферой планеты, куда спускается корабль Nostromo, нарисованной Роном Коббом

О'Бэннон был на хорошем счету у коллег. Когда-то он получил предложение от Алехандро Ходоровски экранизировать роман Фрэнка Герберта «Дюна». Работа над адаптацией шла успешно, появился как сценарий, так и сформировался костяк из художников-постановщиков. Тогда-то Дэн О'Бэннон познакомился с Крисом Фоссом, Жаном Жиро и Хансом Руди Гигером. Согласитесь, очень знаковое партнерство.

Рон Кобб и Ханс Гигер в пабе <a href="https://thekingshead.ie/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">The Kings Head</a><br />
Рон Кобб и Ханс Гигер в пабе The Kings Head

К сожалению эту адаптацию Ходоровски отменили.

Концепт орнитоптера Рона Кобба для фильма «Дюна» Алехандро Ходоровски<br />
Концепт орнитоптера Рона Кобба для фильма «Дюна» Алехандро Ходоровски

Работа над сценарием шла, Шусетт помог О'Бэннону контактировать с кинокомпанией Brandywine Productions, которая подписала контракт на съемки их magnum opus. Головной студией и основным источником финансов являлась 20th Century Fox. Съемки должны были начаться в Великобритании в Shepperton Studio.

Однако, работа заладилась не сразу. Кроме сомнения головной студии по отношению к «космическому ужастику», было и внутреннее давление. Гордон Кэрролл и Дэвид Гайлер (другие сценаристы студии) по-началу вносили огромное число правок и вызывали фрустрацию у Шусетта и О'Бэннона. Так им пришлось подстраивать или отвоёвывать свои идеи. В конечном итоге Кэрролл и Гайлер, которые никогда не занимались научной фантастикой до того момента и «не понимали её», имели больший авторитет и профессиональные навыки. Позже эти прения удались урегулировать, когда старшие коллеги поверили в силы и опыт молодых.

Рон и Дэн в окружении ранних концептов к фильму в студии Шеппертон<br />
Рон и Дэн в окружении ранних концептов к фильму в студии Шеппертон

Проблемы бюджета влияли на рекрутинг актеров и персонала. Но ситуация в коне изменилась, когда студия смогла привлечь к работе уже именитого на тот момент Ридли Скотта. Небезызвестный режиссер хотел взяться за работу, сделал раскадровку для сцен, которая впечатлила боссов из FOX. Студия моментально удвоила бюджет фильма.

Ранний концепт космического жокея от Рона<br />
Ранний концепт космического жокея от Рона

Часть декораций была позаимствована из отмененного фильма «Дюна» Алехандро Ходоровски.

@Polite Orc резонно обратил внимание в комментариях, что фильм Ходоровски был в производстве в 1975 году. Так что прямое заимствоание декораций затруднительно. Хотя об этом вскользь говорится в документальном фильме у DVD-издания фильма, скорее всего речь идет о дизайнах Гигера.

Космический жокей в кресле пилота — якобы заимствованная декорация, которая могла появиться в отмененной «Дюне» (по концептам Ханса Гигера)
Космический жокей в кресле пилота — якобы заимствованная декорация, которая могла появиться в отмененной «Дюне» (по концептам Ханса Гигера)

Что-то из декораций было построено в ангарах киностудии по концептам Рона Кобба.

Конечно, Ридли Скотт тоже стал определенным испытанием для сценаристов, жаждущих защитить свои труды. Так, чтобы картина не утратила научно-фантастические черты, им пришлось соревноваться с идеей "главного на площадке" сделать фильм в жанре слэшера. Но нужно признать, что Скотт в те годы не был противником нового и не ставил палки в колёса своим коллегам. Вместе им удалось снять отличный фильм.

Под руководством Ридли не просто использовали концепты Кобба, но воплотили в жизнь практически все внутренности огромного корабля «Ностромо»<br />
Под руководством Ридли не просто использовали концепты Кобба, но воплотили в жизнь практически все внутренности огромного корабля «Ностромо»

Благодаря Скотту на площадке появились замечательные и полюбившиеся нам актеры, а их игра была направлена под его профессиональным надзором. Что бы сейчас не говорили, но Скотт отлично умеет работать с персоналом и требовать хорошую игру.

Постер к фильму<br />
Постер к фильму

Труды Рона Кобба

Рон Кобб
Художник и кинодизайнер

Рон Кобб — американо-австралийский художник, карикатурист, кинодизайнер и писатель, принявший участие в создании огромного количестве культовых фильмов. Родился 21 сентября 1937 года и умер в свой день рождения в 2020 году.

Жил в Сиднее, Австралия, со своей женой-австралийкой Робин Лав и сыном Ники, хотя иногда его можно было встретить в Лос-Анджелесе, Калифорния (он родился и вырос там).

Рон Кобб в последние годы своей жизни.<br />
Рон Кобб в последние годы своей жизни.

Кобб работал над Star Wars, Back to the Future, The Last Starfighter, Conan the Barbarian, невыпущенный Путеводитель для путешествующих автостопом по Галактике, Индиана Джонс, Близкие Контакты Третьей Степени, сериал Firefly... Вы понимаете, какой это послужной список? А это только его треть.

Рон на фоне его собственной картины (да-да, это не фотография) космического шатла на транспортировке боингом<br />
Рон на фоне его собственной картины (да-да, это не фотография) космического шатла на транспортировке боингом

Его картины с иллюстрациями шестидесятых и семидесятых годов собраны в нескольких вышедших из печати книгах, часть работ вошла в отдельные сборники. Книги: «RCD-25» (1967), «Mah Fellow Americans» (1968), «Raw Sewage» (1971), «The Cobb Book» (1974), «Cobb Again» (1976) и другие. В сборник «Colorvision» (1981) вошли его работы над фильмами: «Звездные Войны», «Чужой», «Конан-варвар» и так далее.

Книги с работами Рона<br />
Книги с работами Рона

Концепты планетоида LV-426

LV-426 - одна из трёх лун Калпамоса, пережившая эпоху бурной тектонической активности и остывшая. На планетоиде постоянно бушуют холодные пепельные бури, не достигающие ураганной силы только из-за небольших размера и массы небесного тела. Диаметр Ахерона в поперечнике составляет чуть больше 1 200 км (ссылка на фанатскую вики, спасибо @John_Doe за правку в комментариях).

Картина Кобба, которая в последствии послужила одним из ранних прототипов<br />
Картина Кобба, которая в последствии послужила одним из ранних прототипов

Именно на этом планетоиде случилось трагическая встреча экипажа корабля Ностромо с яйцами ксеноморфов.

Концепт атмосферы планетоида LV-426, на котором совершил посадку корабль «Ностромо»<br />
Концепт атмосферы планетоида LV-426, на котором совершил посадку корабль «Ностромо»
Один из примеров воссоздания концепта Рона в виде текстуры для декорации планетоида LV-426.<br />
Один из примеров воссоздания концепта Рона в виде текстуры для декорации планетоида LV-426.

Пример текстуры для планет: Мне удалось воплотить концепт благодаря трюку, которому я научился в художественном колледже: в лоток с уайт-спиритом налить немного алюминиевой краски, подсветить лампой с двух сторон, тогда конвекционные потоки начнут создавать глобулы в виде ячеек, настолько детальные, насколько позволяет объектив. Краску или спирт можно подкрасить порошковым пигментом, и, если проявить немного терпения, можно получить большое количество прозрачных слоёв. Затем эти прозрачные текстуры можно проецировать на белую окрашенную сферу. У меня осталось 30 транспарантов с оригинальными текстурами поверхностей, но большинство из них не использовались. Для съемки этих кадров использовался фотоаппарат Hasselblad.

Ник Алдер*, специалист по специфектам.

* до конца не уверен в авторстве цитаты, так как она звучит в документальном фильме для DVD-издания без четкого (для меня) указания.

Одна из использованных текстур<br />
Одна из использованных текстур
Кадр из фильма<br />
Кадр из фильма
Заход на посадку<br />
Заход на посадку

Межвездный корабль USCSS Nostromo

Нашивки экипажа USCSS Nostromo с крыльями Weyland-Yutani внизу (логотип первого фильма). Рон Кобб большое внимание уделял айдентике корабля и антуража фантастического мира далекого будущего<br />
Нашивки экипажа USCSS Nostromo с крыльями Weyland-Yutani внизу (логотип первого фильма). Рон Кобб большое внимание уделял айдентике корабля и антуража фантастического мира далекого будущего

Ранние концепты внешнего образа корабля Ностромо (Nostromo):

USCSS Nostromo, регистрационный номер 1809246(09), был модифицированным звездолетом Lockmart CM-88B Bison M-Class, принадлежавшим корпорации Weyland-Yutani и управляемым капитаном Артуром Далласом, зарегистрированным в Панаме. «Ностромо» часто использовался как космический буксир, соединяясь с грузовыми класстерами в качестве тягача, а не перевозя их на борту, как традиционный грузовой корабль.

<br />

Текст на концепте: Базовые блок транспортёра LOCKHEED 88B BISON, модифицирован и оснащен межзвездным приводом YUTANI T/A NLS. Оригинальные двигатели SATURN J3000 заменены на 2 циклонных тоннеля ROLLS ROYCE N66 с биполярным вектором для функции подъемной тяги (планетарной). Каждый энергетический блок производит 7 250 000 тонн обратной тяги (14 500 000 000 фунтов), придающий импульс в сумме 14 460 000 тон тяги

Описание структуры и двигателей ранних концептов Ностромо
Ещё одна вариация «Ностромо» от Рона. Видно, как художник продумал способ складывания для тарелки антенны на корпусе корабля, чтобы тот мог входить в атмосферу<br />
Ещё одна вариация «Ностромо» от Рона. Видно, как художник продумал способ складывания для тарелки антенны на корпусе корабля, чтобы тот мог входить в атмосферу

Корабль USCSS Nostromo был построен в 2101 году в качестве межзвездного крейсера, но пятнадцать лет службы был переоборудован в коммерческий буксир.

Дюзы, ранний концепт. Тягач<br />
Дюзы, ранний концепт. Тягач
Вид на двигатели «Ностромо» в фильме<br />
Вид на двигатели «Ностромо» в фильме
«Ностромо» над LV-426
«Ностромо» над LV-426

В ходе модернизации первоначальные двигатели корабля Saturn J-3000 были демонтированы и заменены двумя чрезвычайно мощными двигателями Rolls-Royce N66 Cyclone с биполярным вектором тяги, обеспечивающими подъемную функцию средней линии. Каждый из этих двигателей N66 развивал огромную тягу, используя воду в качестве реактивной массы.

Формация блоков грузовых контейнеров раннего концепта Ностромо, где карго-секции были подвижны и могли менять свое положение.<br />
Формация блоков грузовых контейнеров раннего концепта Ностромо, где карго-секции были подвижны и могли менять свое положение.

Энергетическим ядром CM-88B был термоядерный реактор Laretel WF-15 мощностью 2,8 тераватт (источник: Lee Brimmicombe-Wood. Aliens: Colonial Marines Technical Manual, p. 136 (2012), Titan Books.).

При работе на полную мощность двигатели создавали большую импульсную тягу в 131 660 кН, достаточную для быстрого разгона внушительной грузов внушительной массы.

Тягач после посадки<br />
Тягач после посадки

В период переоснащения корабля в 2116 году были установлены семь капсул "гиперсна", в которых экипаж мог находиться в состоянии анабиотического сна во время длительных перелетов.

«Ностромо» отбыл с Земли в 2120 году и совершил месячное путешествие к Нептуну, где соединился с грузовым тягачем. Оттуда «Ностромо» отправился в запланированное восьмимесячное межзвездное путешествие на Тедус, где провел восемь недель, пока грузовой корабль загружался перед длительным путешествием обратно в систему Соль из-за возросшего веса.

Концепт-дизайн Ностромо: грубее предыдущих, но ближе к финальному и не менее любимый<br />
Концепт-дизайн Ностромо: грубее предыдущих, но ближе к финальному и не менее любимый

Создание модели «Ностромо» по концептам для съемок заняло много месяцев (только деталировкой днища, которое появилось в 1 кадре заняло больше двух). Над воплощением элементов модели, а так же декорациями занималось множество специалистов.

Курьёзный случай: в процессе создания декораций к фильму на площадку пробралась порно-звезда того периода (Мери Миллингтон)<br />
Курьёзный случай: в процессе создания декораций к фильму на площадку пробралась порно-звезда того периода (Мери Миллингтон)
Так что мадам Мери так же приложила свою руку к созданию шедевра, воплощавшего концепты Рона Кобба.<br />
Так что мадам Мери так же приложила свою руку к созданию шедевра, воплощавшего концепты Рона Кобба.
Модель, созданная по концептам Рона, которая использовалась на съемочной площадке<br />
Модель, созданная по концептам Рона, которая использовалась на съемочной площадке
Джон и Деннис Эйлинги (британские мастера по спецэффектам): Джон приглушает отражения с помощью аэрозоля<br />
Джон и Деннис Эйлинги (британские мастера по спецэффектам): Джон приглушает отражения с помощью аэрозоля
Финальный вид «Ностромо» в фильме<br />
Финальный вид «Ностромо» в фильме
«Ностромо» после посадки на LV-426
«Ностромо» после посадки на LV-426
Модели корабля по концептам Рона на съемочной площадке<br />
Модели корабля по концептам Рона на съемочной площадке
Концепт двухместного "HeliJet", который мог служить транспортом с «Ностромо»<br />
Концепт двухместного "HeliJet", который мог служить транспортом с «Ностромо»

Этот транспорт оснащен двумя термоядерными/гелиевыми двигателями с отклоняемым вектором тяги для вертикального взлета и посадки. Может летать как в земной атмосфере, так и вакууме.

Другой концепт: транспортное ложе<br />
Другой концепт: транспортное ложе

Во время пребывания «Ностромо» на Тедусе до событий фильма один из двух легких шаттлов корабля, «Салмакис», был поврежден в результате аварии при погрузке и не был на борту, когда «Ностромо» отбыл.

Шатл «Салмакиса» с «Ностромо», ранний концепт<br />
Шатл «Салмакиса» с «Ностромо», ранний концепт
От концептов сохранилась только декорация опоры-протектора<br />
От концептов сохранилась только декорация опоры-протектора

Корабль «Ностромо» был самоуничтожен в 2122 году, в результате действий уоррент-офицера Эллен Рипли при попытке попытке убить одиночного ксеноморфа, находившегося на борту корабля. В результате взрыва корабль и груз с горноперерабатывающего завода были полностью уничтожены.

Взрыв, в результате самоуничтожения корабля<br />
Взрыв, в результате самоуничтожения корабля

Грузы «Ностромо»

«Ностромо» перевозиз контейнеры с добытой рудой в колониях и тянул горноперерабатывающие установки (размером с огромные космические станции не меньше) между внешними колониями и Землей. Именно эти установки стали в будущем прототипом станции СЕВАСТОПОЛЬ в Alien: Isolation.

Промышленный дизайн «Чужого» (1979): ранние концепты Рона Кобба и их реализации на съемочной площадке

Сборка и покраска "горноперерабатывающей установка", которую мог тягать USCSS Nostromo:

Джон Соренсен работает над деталями горноперерабатывающего завода (на фоне на стене можно увидеть "бумеранг" космических жокеев)<br />
Джон Соренсен работает над деталями горноперерабатывающего завода (на фоне на стене можно увидеть "бумеранг" космических жокеев)
В процессе съемок<br />
В процессе съемок
Груз, который перевозил «Ностромо» на съемочной площадке и в фильме<br />
Груз, который перевозил «Ностромо» на съемочной площадке и в фильме
Очень хорошо видно модель «Ностромо»
Очень хорошо видно модель «Ностромо»
Ридли Скотт готовится к съемке расстыковки «Ностромо» с горноперерабатывающей установкой — Джон Соренсен терпеливо ждет на крайнем правом плане
Ридли Скотт готовится к съемке расстыковки «Ностромо» с горноперерабатывающей установкой — Джон Соренсен терпеливо ждет на крайнем правом плане
Разрушающаяся станция «Севастополь» из игры «Alien: Isolation» вдохновлена именно горноперерабатывающей установкой из первого фильма<br />
Разрушающаяся станция «Севастополь» из игры «Alien: Isolation» вдохновлена именно горноперерабатывающей установкой из первого фильма

Интерьер «Ностромо»

Мостик управления

Ранний концепт мостика управления (капитанской палубы) «Ностромо»<br />
Ранний концепт мостика управления (капитанской палубы) «Ностромо»

Многие системы корабля, включая автопилот, управлялись центральным компьютером с искусственным интеллектом MU/TH/UR 6000.

Ещё один концепт мостика<br />
Ещё один концепт мостика
Очередной концепт мостика, ближе к финальному. Каждый из концептов палубы выглядит уникально и в своём стиле.<br />
Очередной концепт мостика, ближе к финальному. Каждый из концептов палубы выглядит уникально и в своём стиле.
В процессе сборки декораций<br />
В процессе сборки декораций
Финальные декорации мостика управления<br />
Финальные декорации мостика управления

Приглушенный свет, старые экраны - они напоминают вам, что этот корабль не для роскоши. Всё это создано для выполнения реальной работы. <...> этот корабль, эта обстановка — всё это воплощенное на съемочной площадке зарождает основу для кошмара, с которым нам предстояло столкнуться (в фильме). Невозможно избавиться от чувства клаустрофобии, от ощущения, что ты всего лишь пятнышко в большой и безразличной вселенной. И когда что-то идет не так — это действительно не так.

Charles Lippincott, один из подьюссеров фильма о дизайнах Рона Кобба
Приборы
Приборы
Промышленный дизайн «Чужого» (1979): ранние концепты Рона Кобба и их реализации на съемочной площадке

Коридоры, шлюзы и помещения

Когда-то декорации (коридоры) «Ностромо» выглядели иначе<br />
Когда-то декорации (коридоры) «Ностромо» выглядели иначе
Ещё одна вариация коридора, которую мы увидели в «Чужие» от Кэмерона<br />
Ещё одна вариация коридора, которую мы увидели в «Чужие» от Кэмерона
Коридоры в финальной версии уже обиты мягкими материалами<br />
Коридоры в финальной версии уже обиты мягкими материалами
То же наследование в Alien: Isolation<br />
То же наследование в Alien: Isolation
Промышленный дизайн «Чужого» (1979): ранние концепты Рона Кобба и их реализации на съемочной площадке
Куда более знакомый дизайн воздушного шлюза и части коридора «Ностромо»<br />
Куда более знакомый дизайн воздушного шлюза и части коридора «Ностромо»
Воздушный шлюз в фильме<br />
Воздушный шлюз в фильме
Проработанная концепция шлюзовых дверей (переборок)<br />
Проработанная концепция шлюзовых дверей (переборок)
Вид на декорации коридоров корабля «Ностромо», созданные по чертежам и концептам Рона Кобба. Сюжет фильма развернется в них.
Вид на декорации коридоров корабля «Ностромо», созданные по чертежам и концептам Рона Кобба. Сюжет фильма развернется в них.
<br />

Создание декораций по концептам<br />
Создание декораций по концептам
Перед завершением создания декораций и началом съемок<br />
Перед завершением создания декораций и началом съемок
Ранний этап монтажа сцены уже выглядит футуристично<br />
Ранний этап монтажа сцены уже выглядит футуристично
Кадр из фильма<br />
Кадр из фильма
Кадр из игры Alien: Isolation<br />
Кадр из игры Alien: Isolation

Лаборатория андроида Эша

Рабочее место, каюта и купол управления Эша (который оказался андроидом компании Вейланд Ютани)<br />
Рабочее место, каюта и купол управления Эша (который оказался андроидом компании Вейланд Ютани)
Рубка обзора в лаборатории Эша<br />
Рубка обзора в лаборатории Эша
Кресло в рубке обзора лаборатории и актер на съемочной площадке<br />
Кресло в рубке обзора лаборатории и актер на съемочной площадке
Кадр из фильма в каюте Эша<br />
Кадр из фильма в каюте Эша
Рон Кобб на фоне недостроенных декораций лаборатории Эша<br />
Рон Кобб на фоне недостроенных декораций лаборатории Эша

Элементы интерьера корабля

Ранний концепт кресла экипажа<br />
Ранний концепт кресла экипажа
Другой ракурс и эргономика<br />
Другой ракурс и эргономика
Кресло в фильме (на съемочной площадке)<br />
Кресло в фильме (на съемочной площадке)
Автоматический док-сканер «Ностромо» (на этапе разработки для съемок)
Автоматический док-сканер «Ностромо» (на этапе разработки для съемок)
Этот же прибор на станции «Севастополь» (Alien: Isolation)<br />
Этот же прибор на станции «Севастополь» (Alien: Isolation)
Аналогичный прибор на корабле «Торенс» (Alien: Isolation)
Аналогичный прибор на корабле «Торенс» (Alien: Isolation)

Иконографика и семиотика в мире «Чужого»

Проработка концептов корабля свелась не только к дизайну окружения, но и его умному наполнению. Так был составлен ряд пиктограмм и инфографики для фантастического мира чужого. Семиотические символы — целая отрасль промышленного дизайна. «Семиотика» — это «учение о знаках и символах, а также их использовании или интерпретации».

Концепты эмблем и нашивок экипажа (семиотические знаки)<br />
Концепты эмблем и нашивок экипажа (семиотические знаки)
Логотип компании Weyland-Yutani (появился во втором фильме), которой принадлежал «Ностромо». Позже этот логотип компании будет ни раз узнаваемо мелькать в других фильмах и играх серии
Логотип компании Weyland-Yutani (появился во втором фильме), которой принадлежал «Ностромо». Позже этот логотип компании будет ни раз узнаваемо мелькать в других фильмах и играх серии

@Polite Orc в комментариях обратил внимание, что логотип WY появился впервые только во втором фильме, а в первом использовалась символика схожя с древеегипетскими фресками.

<i>Логотип компании на нашивке.</i><br />
Логотип компании на нашивке.

Кроме того, его можно заметить в декорациях:

<i>Обратите внимание на кружку, украшенную этим же символом.</i><br />
Обратите внимание на кружку, украшенную этим же символом.
Обновленная версия этого логотипа в игре «Alien: Covenant».
Обновленная версия этого логотипа в игре «Alien: Covenant».
Нашивки на плече и груди комбинезона уоррент-офицера Эллен Рипли
Нашивки на плече и груди комбинезона уоррент-офицера Эллен Рипли

Этот же логотип сохраняется и в современных дизайнах:

Эмблема WY на груди Аманды Рипли-МакКларен (дочери Элен Рипли) в игре «Alien: Isolation»<br />
Эмблема WY на груди Аманды Рипли-МакКларен (дочери Элен Рипли) в игре «Alien: Isolation»
Семиотическеие иконки (пиктограммы), которые встречаются во всех фильмах и играх по вселенной чужого. <br />
Семиотическеие иконки (пиктограммы), которые встречаются во всех фильмах и играх по вселенной чужого.
<br />

Пиктограммы из концептов Рона Кобба можно увидеть во всех фильмах и играх по вселенной<br />
Пиктограммы из концептов Рона Кобба можно увидеть во всех фильмах и играх по вселенной
Промышленный дизайн «Чужого» (1979): ранние концепты Рона Кобба и их реализации на съемочной площадке
Полный набор Ron Cobbs Semiotic Standard
Полный набор Ron Cobbs Semiotic Standard
Плакат с семиотическим стандартом для станции «Севастополь» (Alien: Isolation)<br />
Плакат с семиотическим стандартом для станции «Севастополь» (Alien: Isolation)
Клавишная панель возле реактора выполненная в близком стиле со своей иконографикой<br />
Клавишная панель возле реактора выполненная в близком стиле со своей иконографикой

Аналогичная по дизайну семиотика в «Alien: Isolation»:

Симиотические символы в фильме «Луна 2112» c Сэмом Рокуэллом наполняют схожие симеотические символы. Вдохновление чужимы или же дань уважения — не знаю. Спасибо @Arya Tyler-Joyson  за заметку<br />
Симиотические символы в фильме «Луна 2112» c Сэмом Рокуэллом наполняют схожие симеотические символы. Вдохновление чужимы или же дань уважения — не знаю. Спасибо @Arya Tyler-Joyson за заметку

Для части дизайнов Рон использовал шрифт Pump Demi, который в последствии признали иконическим шрифтом 70х (“Most 70s Font Of All Time” by the International Font Council).

Шрифт Pump Demi<br />
Шрифт Pump Demi
Надпись NOSTROMO шрифтом Pump Demi<br />
Надпись NOSTROMO шрифтом Pump Demi
Фамилия главной героини на фоне<br />
Фамилия главной героини на фоне
Промышленный дизайн «Чужого» (1979): ранние концепты Рона Кобба и их реализации на съемочной площадке

Для компьютерных интерфейсов и шрифтов использовался другой шрифт, похожий на слегка сплющенную версию City Light.

Промышленный дизайн «Чужого» (1979): ранние концепты Рона Кобба и их реализации на съемочной площадке
Экран бортового компьютера<br />
Экран бортового компьютера
Тревожное послание<br />
Тревожное послание

Спасательный шлюп «Нарцисс» с «Ностромо»

Финал фильма проходит в эвакуационом шлюпе «Нарцисс», в котором Элен Рипли с её котом пытаются спастись с «Ностромо», готового к самоуничтожению.

Ранний концепт механизма отстрела эвакуационного шлюпа:

Идея красивая, но спорная: что будет, если корпус поврежеден или если нет питания.

Концепт интерьера эвакуационного шлюпа. Обратите внимание на панели у левого и правого борта. Мы ни раз их увидим в фильмах и игре Alien: Isolation.
Концепт интерьера эвакуационного шлюпа. Обратите внимание на панели у левого и правого борта. Мы ни раз их увидим в фильмах и игре Alien: Isolation.
Эта панель в игре часто содержит карты помещений (Alien: Isolation)
Эта панель в игре часто содержит карты помещений (Alien: Isolation)
Палуба ангара эвакуационного шлюпа (ранний концепт). Похожие мы видели в Alien: Isolation<br />
Палуба ангара эвакуационного шлюпа (ранний концепт). Похожие мы видели в Alien: Isolation
На съемочной площадке<br />
На съемочной площадке

Концепты спасательной шлюпки:

Концепт-арт «Салмакиса» под названием «<i>Ранний дополнительный дизайн спасательной шлюпки Ностромо</i>». В последствии челнок получил название «Нарцисс»<br />
Концепт-арт «Салмакиса» под названием «Ранний дополнительный дизайн спасательной шлюпки Ностромо». В последствии челнок получил название «Нарцисс»
Модель «Нарцисса» для съемок (сзади)<br />
Модель «Нарцисса» для съемок (сзади)
Модель «Нарцисса» для съемок (сбоку)
Модель «Нарцисса» для съемок (сбоку)
Модель «Нарцисса» для съемок (спереди)<br />
Модель «Нарцисса» для съемок (спереди)
В процессе сборки и покраски в сцепке с «Ностромо»<br />
В процессе сборки и покраски в сцепке с «Ностромо»
Результат, готовый для съемок<br />
Результат, готовый для съемок
Крепление «Нарцисса» под моделью днища «Ностромо» на съемочной площадке<br />
Крепление «Нарцисса» под моделью днища «Ностромо» на съемочной площадке
Сцена с моделью снятая снизу вверх<br />
Сцена с моделью снятая снизу вверх
Кадр из фильма<br />
Кадр из фильма
Крепление челнока «Нарцисс» к «Ностромо» у модели на съемочной площадке<br />
Крепление челнока «Нарцисс» к «Ностромо» у модели на съемочной площадке

Другие концепты к «Чужому»

Детектор движения и карта памяти<br />
Детектор движения и карта памяти
"Переноска" для космических котиков. Джонси —  это талисман команды корабля «Ностромо» в фильме. Вместе с Рипли — один из двоих выживших после событий фильма.
"Переноска" для космических котиков. Джонси — это талисман команды корабля «Ностромо» в фильме. Вместе с Рипли — один из двоих выживших после событий фильма.
Промышленный дизайн «Чужого» (1979): ранние концепты Рона Кобба и их реализации на съемочной площадке
Ранний концепт скафандра. Позже подобные мы увидим в продолжении от Кэмерона<br />
Ранний концепт скафандра. Позже подобные мы увидим в продолжении от Кэмерона
Иллюстрация для первоначального сценария (тогда об экранизации ещё не мечатали)<br />
Иллюстрация для первоначального сценария (тогда об экранизации ещё не мечатали)
Ранний концепт гробницы для первоначального сценария фильма<br />
Ранний концепт гробницы для первоначального сценария фильма
Навигационная контурная карта планетоида LV-426, на который приземляется «Ностромо»
Навигационная контурная карта планетоида LV-426, на который приземляется «Ностромо»

Концепты к фильму «Чужие»

Промышленный дизайн «Чужого» (1979): ранние концепты Рона Кобба и их реализации на съемочной площадке
Промышленный дизайн «Чужого» (1979): ранние концепты Рона Кобба и их реализации на съемочной площадке

Вместо итога

Чтож, изначально я как всегда просто хотел выложить "пару картиночек" с припиской авторства, но в очередной раз меня захватила гигантомания. Надеюсь, вас так же восхитила проработка глубины дизайна и атмосферы мира чужих, которую создал огромный коллектив авторов.

С работами одного из них вы сегодня смогли познакомиться. Рон Кобб оказал сильнейшее влияние на всю франшизу своим талантом.

Вскоре мы с вами сможем посмотреть «Чужой: Ромул», который, по заявлениям авторов, руководствовался не только оригинальной франшизой, но и «Alien: Isolation», тщательно впитавшей дизайны Рона Кобба. Это будет отличный способ насладиться картиной, понимая происхождение тех или иных деталей, дизайнов и глубины проработки антуража.

Надеюсь, что фильм и правда заслуживает тех похвал, которые мы услышали по первым отзывам.

Использованные материалы:

Мой ТГ-канал, в который я иногда выкладываю всякие полезные гайды и просто интересную мне материалы:

337337
2626
11
11
11
11
11
100 комментариев

большое спасибо за материал. очень люблю подобные архивы таких монументальных картин с множеством концепт артов и наработок, которые как бы приоткрывают завесу тайны

а скрин из фильма "Луна 2112", я так понимаю, для особо внимательных?)

22
Ответить

Не за что! Тебе спасибо, что проявил интерес!
А вот про скрин из Луны 2112 я не понял. Я что-то не то вставил в материал? Подскажи, пожалуйста.

Ответить

Очень нравится визуальный стиль Alien: Isolation

9
Ответить

Да, это игра - один из ярких образцов талантливаго гейм-дизайна, где с любовью воплотили видение из кинофраншизы.

Ответить

Туалетный стульчак и сифоны для раковин приклеенные рандомно к стене - гениальный дизайн.

8
Ответить

Сифоны у Ридли Скотта = кринж Морпехи с кронштейном от кинокамеры у Джеймса Кэмерона = гениальный дизайнВажно не перепутать!

3
Ответить

Хех, вообще, забавно! Я бы и не заметил даже. Теперь даже чуточку комично.
(но вроде эта декорация в фильме не мелькает... Может стенд с прослушивания?)

1
Ответить