Как сделать игру доступной для игроков с нарушениями мелкой моторики

Альтернативные схемы управления и особые механики.

Автор YouTube-канала Game Maker’s Toolkit Марк Браун опубликовал третье видео из цикла. Прежде он рассказал о нарушениях слуха и зрения, а теперь — о том, как можно адаптировать игры для людей с проблемами мелкой моторики вроде болезни Паркинсона или ДЦП. Мы выбрали из материала главное.

Некоторым людям с нарушениями моторики рук может быть тяжело получить удовольствие от игр. Особенно от тех, в которых важны меткость, тайминг, сила и выносливость. К счастью, на рынке присутствуют контроллеры для таких случаев. Однако их наличие не решает проблему полностью, потому что люди с нарушениями двигательных функций могут столкнуться с проблемами в самих играх, которые под силу исправить только разработчикам.

Первым делом, авторам игр стоит дать игрокам возможность менять управление так, чтобы они могли настроить раскладку под себя. Например, если пользователю тяжело, болезненно или вовсе невозможно нажать на триггер, то нужно позволить ему перенести функцию этой клавиши на лицевую часть геймпада.

Такая возможность есть практически во всех играх на ПК, но она редко встречается в консольных тайтлах. Изменить раскладку можно, например, в Overwatch, Titanfall 2 или Nier: Automata. В большинстве игр можно выбрать альтернативные варианты управления — это, считает Марк Браун, лучше, чем ничего, но возможность полностью подстроить его под себя — это то, о чём люди с нарушениями просят чаще всего.

Как сделать игру доступной для игроков с нарушениями мелкой моторики

На PlayStation 4 и Xbox One есть функция изменения раскладки прямо в меню консоли, но разработчикам не стоит полагаться на неё, так как её не учитывают разные схемы управления для разных режимов игры или персонажей. Игрокам приходится системно менять раскладку каждый раз, когда они готовятся запустить новую игру.

Имеет смыл дать игрокам дополнительные возможности ввода. Nintendo в этом плане проявляет себя не с лучшей стороны, принуждая пользователей использовать контроллеры движения в играх вроде The Legend of Zelda: Twilight Princess на Wii или Super Mario Odyssey на Switch. Если вы не можете трясти контроллер, или, наоборот, он постоянно трясётся у вас в руках, в эти проекты просто невозможно будет играть.

Как сделать игру доступной для игроков с нарушениями мелкой моторики

По мнению Брауна, Nintendo нужно брать пример с её же Splatoon, где есть возможность выбрать между прицеливанием с помощью гироскопа, либо классическим вариантом — с помощью аналогового стика.

Больше всего вариантов для игроков с нарушениями двигательных функций предлагают разработчики ПК-игр. Например, в XCOM можно «повесить» многие команды на клавиатуру, что избавляет от лишних движений мышкой. Кроме того, игра поддерживает геймпады с возможностью переназначить функции клавиш.

Как сделать игру доступной для игроков с нарушениями мелкой моторики

Разработчикам не стоит блокировать ввод из сторонних приложений. Так игроки с нарушениями смогут использовать удобные для них устройства. Кроме того, на ПК есть возможность запустить игру в оконном режиме и использовать экранную клавиатуру, что также повышает доступность.

Не стоит забывать и о функции изменения чувствительности мыши или стиков. Хороший пример — Titanfall 2. Здесь можно настроить кривую отзывчивости, мёртвую зону и скорость во время прицеливания. Однако для большинства игр достаточно простого «ползунка» чувствительности, отвечающего за то, с какой скоростью будет двигаться курсор.

Как сделать игру доступной для игроков с нарушениями мелкой моторики

Некоторые игры позволяют упростить управление. Например, в последних Uncharted можно включить опцию Camera Assist, из-за чего камера всегда будет находиться за спиной персонажа. Таким образом, управлять им можно будет всего одним стиком. Вкупе с помощью в прицеливании игра становится доступной для людей с нарушениями моторики.

То же касается и некоторых ПК-игр. Хороший пример — The Witness, где есть возможность выбрать между стандартным управлением мышью и клавиатурой, либо «повесить» перемещение героя только на мышь. При таком варианте игроку нужно будет кликать туда, куда он хочет отправиться, как в старых приключенческих играх.

Как сделать игру доступной для игроков с нарушениями мелкой моторики

Можно также сократить число используемых клавиш. Такой подход применяли, например, разработчики Bayonetta 2, позволив игрокам выполнять комбо нажатием всего одной кнопки. В Nier: Automata также есть возможность установить особые чипы, которые автоматизируют некоторые действия. В частности, можно сделать так, что робот, который летает вокруг протагониста, будет сам стрелять в противников, избавив пользователей от необходимости держать клавишу огня нажатой.

Нечто подобное есть и в Battlefield 4. Управление в игре можно настроить таким образом, что вам не придётся удерживать кнопку для прицеливания. В Mario Kart 8, в свою очередь, есть опция автоматического движения. С ней транспорт будет сам двигаться вперёд.

Как сделать игру доступной для игроков с нарушениями мелкой моторики

Большие трудности для игроков с нарушением двигательных функций могут составить QTE. Необходимость много раз нажимать на одну и ту же клавишу или правильно подбирать момент может разрушить всё прохождение. Как отмечает Браун, в последнее время разработчики поняли это, и во многих играх появилась возможность отключать QTE или делать их легче, как в Spider-Man.

В качестве отрицательного примера автор приводит Detroit: Become Human. Да, здесь можно изменить сложность QTE, но вместе с тем меняется сложность самой игры, из-за чего цена ошибки становится ниже. Браун рекомендует давать игрокам возможность отдельно настраивать сложность каждого элемента игры, как в Shadow of the Tomb Raider, где можно выбрать, насколько трудными будут загадки, сражения и исследование локаций.

Как сделать игру доступной для игроков с нарушениями мелкой моторики

Существуют также механики, которые не создавались как средство повышения доступности, но всё равно могут помочь людям с нарушениями. Например, система VATS из серии Fallout, которая превращает шутер в почти пошаговую игру.

В конце Браун отмечает, что у игроков должна быть возможность отключить вибрацию контроллера, а самим геймдизайнерам не стоит делать механики, полностью завязанные на неё. Кроме того, нельзя отбирать у пользователей функцию паузы, так как некоторым из них может потребоваться время, чтобы дать рукам отдохнуть.

Основы просты: предлагайте гибкие настройки управления и избегайте ненужных сложностей как в общем, так и в особых геймплейных ситуациях. Кроме того, собирайте отзывы от людей с нарушениями или работайте с консультантами. Так, вы позволите большему числу людей насладиться вашей игрой.

Марк Браун, блогер
5353
40 комментариев

"Кроме того, нельзя отбирать у пользователей функцию паузы, так как некоторым из них может потребоваться время, чтобы дать рукам отдохнуть."

кто вообще додумывается не вводить эту функцию в игру? особенно во время катсцен

18
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Снова подниму самый важный вопрос: окупиться ли введение таких свистоперделок тем, что инвалиды будут покупать эту игру или по сути разработчики выкидывают деньги на ветер?

3
Ответить

эта функция не коммерческая, а чисто имиджевая.

16
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Если ты - достаточно известный на Западе разработчик, придешь к инвалиду и снимешь видео, как он играет в твою игру, то поможет. Новость разойдется по СМИ, люди почитают, купят твою игру в благотворительных целях.
Но если ты - невесть кто их Нигерии, то пусть даже твоя игра полностью предназначена для местных инвалидов, никто ее все равно не купит и выгоду получишь только моральную.

Ответить