Читаем кикстартер Sunless Skies

… и что из него вышло.

В этой статье чуть отвлечёмся от терминов Sunless Skies и коснёмся его Кикстартера. Сразу поясню, зачем. Кикстартер — это заявка. Что Failbetter Games хотели сделать в качестве продолжения Sunless Sea и Fallen London. Однако кампания по сбору денег стартовала в 2017 году, и на тот момент всё, что у них было — концепт-арты, примерный вид интерфейса и идеи.

Читаем кикстартер Sunless Skies

Да, игра уже была какое-то время в разработке — пара подписчиков рассказывали мне, что в Sunless Skies мутировала идея второго DLC к Sunless Sea, где разработчики хотели добавить дирижабли. В общем, если у вас есть способы открыть Ютуб, то можно посмотреть ранние стримо-подкасты с обсуждением тех или иных наработок. Игра тогда выглядела сильно иначе.

В связи с этим интересно сейчас оглянуться назад и посмотреть, чем обернулись те или иные цели Кикстартера. Что планировалось — а что получилось. Частично я уже касался этой темы в статье про имена Её Величества Локомотивов (HML) и Оъединённо-Колониальных Поездов (UCE), и уже тогда была мысль, что к этим материалам интересно будет присмотреться. Что ж, приступим.

1. Награды

Начнём с уровней поддержки проекта — и наград за них. Уже самый первый тир, Набор Разведчика (Scout Pack, 15£), давал игроку, помимо копии игры, уникального, собственно, разведчика — Сову-Циклопа (Cyclopean Owl). В описании значится, что её характеристики будут идентичны стартовой летучей мыши, но если так и было прежде, сейчас нет. Сам я не знаю, но викия игры говорит, что Сова обладает характеристиками лучшего разведчика игры — Крысонавта (Ratronaut). Что в принципе и резонно — кто успел, тот и молодец.

Читаем кикстартер Sunless Skies

Следующий тир (Archivist Pack, 30£) интересен тем, что я не нашёл упоминаний о том, что «книга с лором» (lore book), обещанная спонсорам, таки была выпущена. Ещё в качестве награды вам доставался доступ к саундтреку. Который доступен сейчас вместе с Sovereign Edition и несколько разочаровывает, поскольку не все композиции из игры в него вошли. Я регулярно слышу ту или иную дорожку в игре, вообще никак не представленную в саундтреке.

The Delicious Pack. 50 фунтов, помимо упомянутого выше, давали уникальный Талисман — Очевидно Вкусного Кролика (Obviously Delicious Rabbit). Он даёт +1 к Сердцам и, в случае голода на корабле, сможет продлить вашу агонию. Как и Сова, доступен лишь тем, кто успел. Как Талисман, ничего особенного, но вот как возможность отсрочить конец при отсутствии Припасов — определённо соблазнительно.

Тщательно Выделанный Набор (The Well-Turned-Out Pack, 75£) предлагал классные майки с логотипом Тепловых Аэрокостюмов Мургатройда (Murgatroyd's Thermal Skysuits). Согласно описанию, они делались вручную при помощи трафаретов, что делало каждую майку чуть-чуть уникальной. Правда, неизвестно, сколько обошлась бы доставка в другую страну.

Читаем кикстартер Sunless Skies

Набор Путешественника (The Voyager Pack, 100£). За этот взнос была уже упомянутая награда с возможностью назвать корабль в игре. Собственно, по количеству внёсших эту сумму мы можем предположить, что именно столько названий локомотивов есть в игре — 175. Пока что все их мы не выловили в порядке перевода, но очень стараемся. Про перевод Sunless Skies можно почитать в группе ВК.

За 150 фунтов (Набор Картографа) можно было дать название уже не кораблю, но местности. Что объясняет порой весьма странные названия, вроде Полёт Валькира (именно так, Valkyr's Flight, с мужской версией слова «валькирия»).

За те же 150 фунтов был и другой набор — Набор Навигатора. Там не было возможности назвать местность, зато спонсорам засылали шикарную карту всех четырёх регионов игры, размерами 42 на 56 см. Даже на фото выглядит очень круто.

Читаем кикстартер Sunless Skies

А вот за 500£ мы получаем загадку. Набор «Корреспонденция» по описанию звучит просто шикарно. Вы якобы описываете создателям свою историю — или своего капитана — и разработчики делают сигил в его честь, с которым будет связан квест в игре. Странно это звучит по двум причинам. Во-первых, в самой игре сигилы довольно редко появляются визуально, но довольно часто упоминаются в тексте. О каком варианте речь? Предположу, что о втором, потому что первое звучит как просто неизвестность. «Мы сделаем сигил, и скажем, что это в честь тебя».

Другое дело, что в игре есть пара моментов, когда нам описывают значение сигила вроде «осознание, что завтра не наступит». Но таких моментов в игре можно найти считанное число и даже меньше, чем спонсоров, заплативших эти самые 500 фунтов — их было десять. Впрочем, возможно, что я тупо не всё знаю пока в игре и не встречал ещё этих моментов. Но даже если встречал, звучит всё равно как странное нечто.

Осталось всего два тира, но каждый по своему хорош. И у каждого всего по 3 человека, решившихся на такую авантюру — поддержать игру на 1000£ и 2500£ , соответственно. «Кто ты, там, в темноте?» (Who are you, in the dark?), предлагал прислать фото для персонажа внутри игры. Его обещали обработать, но сохранить отличительные черты. Один из наших преданных подписчиков в группе (привет, Ярослав) отдельно терпеть не может результаты этого тира — в частности, Терновую Деву (Maiden of Thorns) в Кадуцее, что в Элевтерии, поскольку по стилистике, по его мнению, она не подходит. И он в этом мнении не одинок. При этом персонаж играет значительную роль в игре. Ну что тут сказать? Не все йогурты одинаково полезны.

Читаем кикстартер Sunless Skies

А второй тир позволял дать имя целому действующему порту в игре. Что это за порты? Согласно посту на реддите, это Ахлис, Лэнгли-Холл и Белый Колодец. Крайне любопытно, что по самому контенту в этих портах ну никак не догадаться о чём-то подобном. Все эти порты довольно экзотичные, безусловно — но ровно настолько, насколько экзотичны Элевтерия и Синее Королевство, где эти порты находятся. Плюс по этому же посту можно увидеть, что дорабатывали эти порты уже сценаристы самих «фейлбеттеров».

А вообще было интересно гадать, без чего могла остаться игра без этих трёх бэкеров. Я вот думал, а вдруг Пиранези была добавлена отдельно? Или Магдалина? А что, если изначально никакого Часового Солнца в Небесах не планировалось? Божечки-кошечки! В общем, огромное поле для рассуждения о параллельных вселенных, где Небеса сложились совсем, совсем иначе. Пишите в комментариях, без чего на ваш взгляд Небеса были бы совсем другой игрой.

На этом давайте перейдём к не менее любопытной теме.

2. Планируемый изначально стиль игры

Кикстартер, а затем и первые ролики, и даже первые ранне-релизные версии (да, у Sunless Skies был Ранний Доступ!) игры демонстрировали совсем другую картинку и, я бы даже сказал, чуть другой, более простой жанр игры. Локомотивы выглядели не столько привычными поездами, сколько космическими кораблями — чем они по большому счёту и являются. Королева Виктория на стилистическом изображении находится в свои поздние годы — а внутри-игровое описание гласит, что Трон Времени её омолодил и она сидит на нём розовощёкая и пышущая здоровьем.

Сами Высокие Пустоши окрашены в куда более светлые, яркие тона. Скажу за себя — я таких бирюзовых или розовых, как маджента, тонов не застал. И хотя оно выглядит несколько аляповато и финальные задники дадут им сто очков форы вперёд, я не могу не заметить, что оригинал вызывает особый род любопытства.

Что ещё интересного. В описании Амбиций присутствует предложение захватить собственный трон, что в финале мутировало в настолько иную глобальную цель, что даже сложно представить. И слегка всё же жаль, что нам не дадут построить аналог Эстиваля из Sunless Sea где-нибудь в Высоких Пустошах. Это было бы роскошно.

Вспоминая, что Амбицию по Богатству в Небесах можно выполнять в трёх регионах из четырёх, поневоле задумываешься, где бы можно было отстроить собственный уголок. Самым простым ответом будет Элевтерия, но в закоулках и отнорках Предела тоже можно было бы что-нибудь придумать. Представьте себе опцию по построению колонии в Апоидейских Садах, например, при учёте, что вы справитесь с Пчёлами-Хористами. Или возможность колонизировать Падение Веры… Снова заселить Хайбрас, очистив его от ужасающего засилья грибов… Ах, мечты-мечты.

Присутствуют наброски офицеров, и они насколько иначе описаны! Глиняного Кондуктора описывают, как лично нами спасённого из работного мира. Беспечный Рулевой обладал более приземлённым видом и характером, а за его плечами находилась служба Её Величеству, а не испытания экспериментальных локомотивов. Ну а Фаталистичный Сигнальщик… Вот этот джентльмен описан весьма близко к финальному виду. К слову, один из лучших компаньонов с крайне пронзительным сюжетом.

Что ещё удивило. Эгины, эти порождения Пожирающей, что грызут кротовые дыры и являются чем-то средним между драконом и червём (змеёй?), изначально планировались как противники. В игре же от них осталось случайное событие, вероятность которого крайне мала. За свои 100+ часов я буквально один раз с ними сталкивался.

Ну и здесь давайте перейдём к настоящей причине существования этой статьи.

3. Сверх-цели, они же Stretch-goals

Во-первых, были «социальные цели». Набрать сколько-то подписчиков, провести столько-то стримов… Что интересно, награды за них касались не только Небес. Например, для меня было открытием, что Блеммиган-Путешественник в Sunless Sea появился именно благодаря успешному ходу Кикстартера Sunless Skies. А именно это и случилось, благодаря выполнению этих целей Блеммиганы-компаньоны появились во всех трёх играх, то есть ещё и в Fallen London. Причём что характерно, в Небесах и Море это самый имбалансный Талисман. Блеммиган в Море во-первых, даёт прибавку на пять Навыков в совокупности — когда в основном остальные добавляют единицу-две. Так ещё и один из параметров, которые он повышает — это те самые Страницы, за которыми все гоняются. Ну и в Небесах Блеммиган хорош, он добавляет +1 к Зеркалам и +2 к Железу, что тоже больше, чем у остальных Талисманов. Как там оно в Лондоне, я уже не помню, но вроде и там это крайне полезный Компаньон для начинающего горожанина.

Ещё одной такой «социальной целью» стало создание Королевского Общества. Что сильно объясняет, как посреди индустриального ада Альбиона, чуть ли не в самом центре ржаво-пыльной бури, появился уголок спокойствия и лужаек, где модные денди занимаются пристойными делами. Причём, насколько я понял из описания, Королевское Общество собиралось по частям не без поддержки фанатского сообщества, что прям… здорово.

А теперь поехали по самим Сверх-целям.

125 тыщ фунтов. Новое происхождение для персонажей.

Вот это встало как влитое. Сейчас даже сложно представить, чтобы список возможных происхождений капитана не содержал в себе морского капитана, революционера и Аудитора Министерства. Однако же вот, изначально они собирались остановиться на солдате, учёном, поэте, священнике и беспризорнике. Ну то есть как в Море. Нет, ну всё к лучшему.

Читаем кикстартер Sunless Skies

160 тыщ фунтов. Легендарные останки локомотивов.

Вот это прям интересно, потому что в трёх регионах из четырёх именно благодаря этой цели есть отдельный локомотив, который можно найти где-то на краю жилых пространств. Все они по тем или иным причинам потерпели крушение. И у каждого своя история. Парцифаль, покрытый грибной порослью. Таинственно пустой Лодочник, где странные звуки пугают во тьме. И внезапный филиал Визажа в Небесах, названный Берренджером, где под масками спит революция.

Очень экзотические истории, каждая сама в себе. Каждая вполне соответствует своему региону. И хотя они не сказать, чтобы длинные, эти квесты-истории, каждый из них прям любопытен. Без них Небеса были бы заметно скучней и однородней.

Читаем кикстартер Sunless Skies

200 тыщ фунтов. Контрабанда.

От этой цели у меня на самом деле шерсть на загривке становится дыбом. В Небесах, как они есть сегодня, завершённые и оставленные, контрабанда является по сути основным заработком для капитана ближе к поздней игре, когда ты уже можешь относительно свободно перемещаться между регионами. И если бы не было контрабанды, этой отдельной ветки торговли в игре… Честно говоря, не знаю, что бы поддерживало интерес к игре иначе, потому что обычная торговля, какой она сделана, она надоедает к этому моменту и даже оскомину набивает.

240 тыщ фунтов. Молох. Или даже так — The Moloch.

А вот тут уже более спорное решение, по крайней мере, каким оно представлено в финальной версии игры. Потому что Молох — это самый элитный из элитнейших локомотивов. Максимум выживаемости, максимальный трюм и каюты. Единственный минус на фоне Атланти из Эмпирея — два слота с молнией вместо трёх. Но полагаю, это лишь для меня будет минусом. В остальном это локомотив, позволяющий запастись припасами и топливом до второго пришествия и наворачивать круг за кругом по любому из четырёх регионов. И по описанию цели на этот локомотив выходило, что он должен был продаваться строго в Королевском Обществе.

Читаем кикстартер Sunless Skies

Однако в итоге именно в Альбионе и тем более конкретно в Обществе его как раз и нет. Вместо этого Молох предлагается купить в Новом Винчестере, Пане или Синем Королевстве. И если Пан и Синее Королевство понять можно — высокоуровневые регионы, куда в принципе мало кто сунется при малом количестве денег — то Новый Винчестер понять трудно. Один из моих подписчиков в итоге в принципе не покидал стартовый Предел до самого посинения и был готов так Амбицию Богатство и закрыть. Ну потому что а почему бы и нет, всё самое вкусное и здесь продают. Странное решение, вследствие которого элитный локомотив можно купить относительно задёшево (сравните 16 тыщ с 30 тыщами за Дредноут в Sunless Sea) и не отвлекаясь.

270 тыщ фунтов. Неудобная Тётушка.

Вот здесь лично у меня некоторое недоумение, потому что с одной стороны, сюжет Неудобной Тётушки хорош тем, что охватывает три из четырёх регионов, да ещё и приоткрывает завесу над тем, как именно Её Высочество захватывала Трон Времени. Весьма занятная шпионская история. Но механически она сделана довольно простенько, и я молчу про то, что финальное ветвление её развития в Революционную Тётушку или Тётушку-Шпионку зависит от одного ответа.

Читаем кикстартер Sunless Skies

Ну и драматически история лично меня не зацепила. Да и в принципе кажется, что на таком уровне сверх-целей должно было находиться что-то совсем другое. Например…

300 тыщ фунтов. Гости.

Вот это пожалуй, да. Целый вид мистических созданий, которым покровительствует один из местных Богов — Покинутый. С ними есть немалое число случайных и не очень событий. Из них можно сделать особую пушку-дробовик. В Пределе и Альбионе летают два типа локомотивов, заражённых Гостями. Короче, надстройка прям значительная, и с геймплейной стороны, и с нарративной. Прям здорово. И тоже на самом деле, сейчас сложно себе представить Высокие Пустоши, не обременённые присутствием этих охочих до людского тепла тварей.

Ну и последнее. 330 тыщ фунтов. Амбиция: Чаша Короля-Мученика.

Вот эт прям… Вау. Секретная Амбиция, до которой хрен доберёшься и на пути к которой целая куча преград, среди прочего способных закрыть для текущего капитана эту опцию. Аналог Дальнего Востока (The Uttermost East) из Sunless Sea, который, как выяснилось, мог и не попасть в игру.

С другой стороны, если бы я хотел над этим посмеяться, то это, по сути, очередная версия легенды про Грааль, переделанная под Небеса. И Король-Рыбак, и квест, который пройдёт только чистый сердцем… Несколько знакомая история, чего нельзя было сказать о Дальнем Востоке. Ну да тут как посмотреть, возможно, это мне чудится в нём более интересный сюжет.

На этом, казалось бы, можно и итоги подводить, но ещё есть…

4. Лента обновлений

Потому что уже в августе 2017 года Sunless Skies вышла в ранний релиз — и в неё вплоть до 2021 года, когда вышло Sovereign Edition, вносились новые куски.

Так, например, уже после официального релиза 2019 года были добавлены Рукокрылый Коллекционер (Hiropterous Collector) и Дружелюбный Бродяга (Amiable Vagabond). Каждый с отдельным обновлением, и там немало было новшеств помимо самих офицеров.

Читаем кикстартер Sunless Skies

Командировки офицеров, случайные события с возможностью прогневать богов Высоких Пустошей — были добавлены специальным обновлением The Wayfarer. В нём, к слову, говорится, что Альбион был «полностью» переработан, из-за чего стал меньше. Если вы помните те времена, напишите, пожалуйста, что именно они поменяли. Ещё, кстати, именно с ним был изменён баланс Синего Королевства — теперь здесь в портах продают Петрихор вместо Припасов, с чем связаны любопытные последствия. Также был добавлен ряд мест, которые можно посетить, не причаливая к ним. Это Война Ископаемых (War of Fossils) — теперь это место известно, как Скала Брейли (Braley Rock), Могила Молчаливого Святого, Гниющий Небесный Бегемот (ныне Падение Веры, или Faith’s Fall), Скайхендж, Алчный Горизонт и Хорологион.

Были там и просто любопытные нюансы. Вроде того, что разные обновления-дополнения игры обозначались какими-нибудь странными словами, вроде JANSKY или APHELION. Или как они раскрыли секрет Мастеров Базара в небольшой статейке, стилизованной под внутриигровой текст. Секрет состоял в том, что они родом из Высоких Пустошей и примкнули к Базару, спасаясь от наказания за преступления. В релизной версии игры это уже стало общим местом, а вот для игроков Sunless Sea и Fallen London тайна, до которой не так просто добраться.

К слову, я слышал пару высказываний на тему, что Sunless Skies в этом плане плохой старт для тех, кто потом пойдёт играть в предыдущие игры. Но тут всегда есть мнения. Напишите своё, будет интересно ознакомиться.

Арт от Feivelyn
Арт от Feivelyn

Ну и на этом всё, пожалуй.

Сложно подвести какой-то единый итог, кроме «вот это путь они проделали». Потому что в самом деле, глядя на прототипы, сложно вообще увидеть в них в полном виде ту игру, какой Sunless Skies стала. Что и здорово, пожалуй. И есть, само собой, решения странные, которые вызывают вопросы, но при этом неизбежно происходящие. Думаю, каждый знаком с опытом, описываемым поговоркой «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Спасибо, что дочитали до этого места. Напоминаю, что для поклонников игры у нас есть группа в ВК и, с недавних пор, канал в ТГ. Контент в них дублируется, так что где удобно, там и подписывайтесь. ВК чуть более удобен для некоторых целей, но ничего существенного вы не пропустите.

99
11
4 комментария

А в всё никак не соберусь поиграть в Sunless Sea. Думаю, что лучше с неё начинать, а не врываться сразу в Sunless Skies?

1

Скажу за себя, я пока Море не прошёл, в Небеса не отправился. Но вроде как есть люди, которые сделали иначе.

Лично я воспринимаю Skies как прямое продолжение, поэтому я бы да, начинал с Моря. Кстати, если есть с ним трудности, у меня в профиле есть несколько гайдов по нему.

1

Сова сломалась несите новую

1