Вот мать Чарли, зашедшаяся в крике, с ремнём в руке, и отец, пытающийся удержать ее.
— Хватит, Роза! Ты убьешь его! Уйди! — Мать рвется из его рук, чтобы ещё раз ударить извивающегося на полу сына.
— Ты только посмотри на него! — кричит Роза. — Он не может научиться читать и писать, но умеет подглядывать за девочками! Я выбью из него эту грязь!
— Он не виноват, что у него эрекция. Это нормально. Он же ничего не сделал.
— Ему даже думать нельзя о девочках! К сестре приходит подруга, а ему лезут в голову грязные мысли! Я проучу его на всю жизнь Слышишь? Только прикоснись к какой-нибудь девочке, и я засажу тебя в клетку, как животное, навсегда! Ты слышишь меня?
Очень тяжелая книга, но запоминается навсегда. Вообще трудно переварить то описанное в книге ощущение когда человек подымается с интеллектуального дна где все оценивается простыми и даже примитивными категориями, до интеллекта около-гениального, а потом с высоты этого интеллекта осознает, что ему предстоит дорога обратно на дно. Далеко не все смерти в книгах могут соперничать с этой историей на предмет драмы.
Начал я читать эту книгу «Цветы для Элджернона». Ох, и глупый тот парень был, которому операцию сделали. Но мне понравилось, что у него хороших друзей было много и что они веселые и постоянно с ним шутили. Правда, потом оказалось, они не по-настоящему дружили, а просто смеялись над его глупостью. Он это сам понял, когда умным стал и все приятели от него отвернулись. Я отложил книгу и начал вспоминать своих школьных друзей. Одно время одноклассники постоянно ходили ко мне в гости играть в новенький компьютер, а когда он устарел, все разом исчезли. Ребята тогда сказали, что у них появились срочные дела. Мне стало немного грустно, когда я об этом подумал.
Затем этот парень, его звали Чарли, узнал о низкой компетентности ученых, которые разрабатывали эксперимент с его участием. Когда он попытался с ними спорить или исправить некоторые детали проекта, ученые только злились и пытались от него поскорее отмахнуться. На этом моменте я вспомнил некоторых учителей из моей школы.
Далее Чарли встретился со своей бывшей наставницей Алисой. Когда он был глупым, ей нравилось возиться с ним, но как только его интеллектуальные способности выросли, радость от общения куда-то пропала. А я вспомнил свою школьную подругу, которая была умнее всех на свете и обожала меня поучать. Она терпеть не могла, когда кто-то разбирался в каких-то вещах лучше нее.
Много в этой книге было такого, с чем можно провести параллель в жизни. Но под конец рассказа с Чарли приключилась совсем грустная история.
Элджернон – это мышонок, над которым провели эксперимент по увеличению интеллекта, умер. Возможно, так получилось потому, что он стал слишком умным, и ему стало казаться бессмысленным постоянно бегать по лабиринту. Может быть, все дело в негативных последствиях операции. Или он сошел с ума от одиночества. Скорее всего, повлияли все факторы, я не возьмусь однозначно ответить на этот вопрос. Понятно только одно – большой интеллект в итоге погубил мышонка. Схожая судьба ожидала и Чарли. Хотя напрямую о его будущем почти ничего не говорится, вряд ли его ждет долгая и счастливая жизнь. Пока Чарли был глупым, он жил не очень хорошо, но, по крайней мере, счастливо. Когда он поумнел, стало только хуже.
В смешанных чувствах я отложил книгу. Нужно срочно подумать о чем-то хорошем, а то можно ненароком повторить судьбу маленького мышонка.
P.S. Вот «Метро» риально классная книга. Когда ее читаешь, сразу представляешь, как ты один борешься с кучей врагов в московском метрополитене. От таких книг точно грустным никогда не будешь. Очень рекомендую!
Все совпадения с реальными людьми случайны, стилистика использована специально*
Сагласин. Я пробавал читать цвиты но мне станавилась грусна. А кагда я читаю митро и сталкира то мне ни грусна. Ани интиресныи. Мис кинан хвалит миня што я многа читаю. Кагда нибуть я стану умным и смагу читать пра пападанцеф. Мне нравица название. Наверна очинь смишные и интиресныи книшки.
Отличная статья. Одна из величайших книг.
Когда сказал своему PM, что на 14 февраля ты хочешь отпросится с работы и отдохнуть с девушкой:
"Ему даже думать нельзя о девочках! Я проучу его на всю жизнь Слышишь? Только прикоснись к какой-нибудь девочке, и я засажу тебя в клетку, как животное, навсегда! Ты слышишь меня?"
Первым я прочитал рассказ, а до романа дошли руки только лет двадцать спустя. Роман показался затянутым и перегруженным, по сравнению с концентрированным, бьющим в точку рассказом.