Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

Разбираемся в проблемах Concord, Battlefield 2042, Skull and Bones (и причем тут FOMO).

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

Буквально лет 5 назад новые игры-сервисы привлекали огромную аудиторию, а их издатели купались в деньгах. С годами что-то надломилось: сервера новинок закрываются уже спустя пару месяцев, а игроки предпочитают играть в старые лайв-сервисы или пробуют новые жанры, порой уходят в инди.

Мы решили осмыслить проблему и понять, почему такие проекты как MultiVersus, CrossfireX, Foamstars и Concord не привлекли игроков. Заодно расскажем про успешные проекты прошлых лет и несколько новинок, которые таки сумели привлечь аудиторию.

Успех модели в 2010-х

Начнем материал с краткой истории модели распространения, известной как сервисные игры. Всемирную популярность она обрела еще в 2004 году с выходом грандиозной MMORPG World of Warcraft, в которой регулярно появлялись платные дополнения с большим количеством нового контента.

В 2008 году Valve выпустила для платной Team Fortress 2 несколько бесплатных обновлений с косметикой, оружием и дополнительными вариантами монетизации. Игрокам понравилось открывать лутбоксы, и Valve начала зарабатывать достаточно, чтобы сделать игру Free-to-play. Впоследствии компания перенесла этот принцип на Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2.

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

Главный конкурент «Доты», League of Legends, также с момента релиза в 2009-м монетизировалась за счет покупки кастомизации персонажей.

В 2013 году дебютировала Grand Theft Auto Online. Поначалу она была лишь многопользовательским «придатком» к основной сюжетной игре, но постепенно привлекла огромное количество геймеров, которые с удовольствием обменивали реальные деньги на GTA$ и покупали себе яхты, машины и недвижимость.

Онлайн-режим FUT, изначально созданный для FIFA 09, в 2010-х годах обрел массу фанатов. Многие покупали игру только ради режима, где нужно собирать карточки футболистов, а после играть ими. Разумеется, чем больше денег вливаешь в футсим, тем выше шанс вытащить звезду вроде Месси и Роналду.

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

Внимания заслуживает еще одна спортивная игра — Rocket League. Ошеломительный успех мотивировал разработчиков перенести игру на сервисную модель, после чего смесь футбола и аркадной гонки была на слуху еще много лет.

В 2017 году вышло сразу два проекта, которые «взорвали» игровой рынок и начисто сместили акценты с традиционной модели распространения за «полную цену» на новый формат с микротранзакциями. Речь, конечно же, идет о PUBG: Battlegrounds и королевской битве Fortnite. Причем PUBG много лет продавалась за немалые деньги и стала бесплатной лишь в 2022 году.

После феноменальных прибылей батлроялей свои игры в жанре выпустили мастодонты игровой индустрии Activision и EA — их Warzone и Apex Legends тоже обрели верную публику.

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

Хватает и примеров игр, которые провалились на старте, но благодаря упорству разработчиков они все же стали успешными и приносят немалую прибыль. Сразу вспоминаются многострадальная Fallout 76 и поначалу скучная Sea of Thieves. Пожалуй, Tom Clancy's Rainbow Six Siege тоже можно отнести к данной категории (на старте у нее было мало игроков), хотя первые годы поддержки тактического шутера были лучшими.

Всего 5 лет назад HoYoverse выпустила Genshin Impact, чем покорила игровое сообщество. Action-RPG в аниме-стилистике познакомила кучу людей с форматом гача-игр, где тратишь деньги, надеясь вытянуть нужный предмет или персонажа.

В том же 2020 году появился Valorant — геройский шутер от Riot Games, который отбил изрядную аудиторию Counter-Strike. Игра распространяется бесплатно, но за деньги можно быстрее открыть новых агентов и облики на оружие.

Проблемы игр-сервисов

Так почему многие не любят подобные игры, игнорируют их или критикуют? У игр-сервисов полно недостатков, равно как и плюсов. Но сегодня мы акцентируемся именно на негативных чертах этих игр и модели распространения.

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

С годами рынок видеоигр расширился до каких-то монструозных масштабов. Помимо одиночных игр, песочниц, инди и мобильных тайтлов популярность обрели и сервисные проекты разных жанров: от футбольных симуляторов до шутеров и ролевых игр. Перенасыщение рынка привело к тому, что у людей просто нет времени играть во все, что выходит (или даже интересное личное им). Теперь игроки куда тщательнее выбирают проект, чем это было лет 20 назад.

Не стоит забывать и о других развлечениях, доступных современным людям. Даже если проигнорировать различные виды спорта, концерты, посиделки с друзьями, отдых на природе и туризм, то остается главный конкурент видеоигр — кино и сериалы (чур, соцсети в расчет не берем).

С приходом подписочных сервисов Netflix, Apple TV+, Disney+, HBO Max и многих других люди стали смотреть кино чаще. Качественного контента теперь больше, разнообразие — на любой вкус, и каждая корпорация старается завлечь клиента, чтобы он потратил время именно на ее продукт.

Время — главная ценность XXI века. Игровые компании и отраслевые маркетологи это прекрасно понимают и идут на любые уловки. Большинству людей не хочется платить за контент — и уже много лет им позволяют играть бесплатно, просто скачай игру. Вот только в довесок идет агрессивная монетизация, или модель Pay-to-Win, или другие способы повлиять на пользователя, чтобы он задонатил или приобрел подписку / боевой пропуск.

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

В ход идет все: от обмана до психологической манипуляции. Это привело к тому, что люди подсаживаются на игры-сервисы, и регулярные «катки» на протяжении большого количества времени постепенно перестают приносить удовольствие.

Игры словно становятся второй работой, которая требует массу времени. Вот купил ты боевой пропуск в любимой игре — теперь нужно его отрабатывать, а там 100 уровней. А если любимых игр несколько и все — сервисные? Так люди и попадают в ловушку, которая заставляет их тратить деньги на постоянной основе, и все свободное время посвящать одной (максимум двум) играм. Что больше не приносит тех же эмоций, что были раньше.

Современные онлайн-игры также регулярно вызывают у нас FOMO — боязнь пропустить интересное. Из-за этого тревожного состояния геймеры регулярно покупают или пробуют новинки, чтобы быть «на передовой» и иметь мнение по любому вопросу. Часто это может приводить к плохому настроению и даже депрессии.

Некоторых игроков бесит формат сервисных игр, который предусматривает сезонность. Спустя год или даже 3–6 месяцев игра изменится навсегда: там появится новая карта, оружие, предметы, поменяется баланс, а бывает и механики. То есть первоначальные знания и навыки игрока могут оказаться бесполезными.

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

Многие лайв-сервисы к тому же бесконечно идут к релизу. Сразу вспоминается пример DayZ, которая находилась в «альфе» более 5 лет, вышла и потом разработчики на протяжении 6 лет не могут поправить даже стартовые баги. Игра в раннем доступе — лотерея. Никогда не знаешь, что за люди создают конкретный проект, и сколько он проживет. Финансировать подобные «альфы» и «беты» сродни игре в казино.

Напоследок отметим важность темпа выпуска нового контента. Многие студии не понимают этого или не успевают выпускать новые обновления, из-за чего теряют кучу игроков. Если геймеры постоянно вынуждены ждать новых обновлений, они скорее всего уйдут и уже не вернутся.

Как видите, сервисные игры вызывают у игроков множество вопросов и претензий. Порой мы даже не осознаем их, а просто живем в недовольстве или подавленном состоянии.

И тем не менее подобные проекты востребованы, хотя бы потому что зачастую они бесплатные. Немудрено, что среди них высокая конкуренция, а выживают лишь сильнейшие. Правда игры последних лет, о которых сейчас пойдет речь, таковыми не являются.

Провальные сервисные игры

Уже несколько лет новинки среди игр-сервисов получают лишь мизер внимания, словно публика ими пресытилась. Вот лишь небольшая часть проектов, которые закрылись или же переживают трудные времена.

Concord

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

Геройский шутер стоил более 200 миллионов долларов и находился в разработке 8 лет. Сервера же закрыли спустя 2 недели, что удивило даже аналитиков индустрии.

Причины на поверхности. Во-первых, ценник в 40 долларов за игру, у которой немало успешных бесплатных конкурентов. Во-вторых, разработчики делали акцент на небинарных персонажах, что, кажется, оттолкнуло всех хардкорных игроков.

MultiVersus

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

Файтинг с героями, принадлежащими Warner Bros., закрылся после второго запуска (кстати, первый был успешнее). Теперь проект доступен лишь в офлайн-режиме и только тем, кто успел скачать его из цифровых магазинов.

Игру критиковали за редкие обновления, проблемы с балансом и большое количество микротранзакций.

Battlefield 2042

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

Последняя часть известной серии шутеров от EA словила тонну критики на релизе, после чего так и не оправилась. Кучу разработчиков уволили, а за креатив стал отвечать Винс Зампелла, который когда-то придумал Call of Duty: Modern Warfare.

Шутер похоронили технические проблемы и решение авторов отказаться от системы классов. Классический режим расширили до 128 игроков, что принесло проблемы с балансом и вовлеченностью в игру.

Лишь после недавней беты Battlefield 6 игроки решили подождать новинку на полях 2042, из-за чего онлайн добрался до пары сотен тысяч. Но скоро игру снова ждет забвение.

Skull and Bones

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

11 лет разработки прошли в попытках сделать удачную онлайн-вариацию Assassin's Creed 4: Black Flag. Все это время игра была скорее мемом благодаря главе Ubisoft Иву Гиймо, который обозвал ее АААА-игрой («квадрупл-эй»).

Никто не удивился финансовому провалу, ведь даже разработчики не могли определиться с концепцией. В итоге она стала чем-то средним между типичной «сессионкой» и игрой в открытом мире.

Foamstars

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

Авторы экшена от 3-го лица вдохновлялись серий Splatoon, но даже близко не подошли к ее качеству.

Командный шутер не взлетел из-за цены в 30 долларов, скучной механики прогрессии и отсутствия увлекательного контента. Foamstars прожила год, после чего перестала получать обновления.

CrossfireX

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

Популярная в Азии серия Crossfire порой обзаводится новыми играми. Над одиночной частью CrossfireX даже работала именитая студия Remedy — казалось бы, что могло пойти не так?

Видимо все. Журналисты поставили шутеру феноменально низкие баллы (38/100): перестрелки назвали ужасными, управление — деревянным, а персонажей — пресными.

Dune: Awakening

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

Выживач в открытом мире вышел в начале лета и уже успел потерять львиную долю игроков. Может проект и не стоит называть провалом, но пик одновременных игроков (189 тысяч) остался далеко позади — сейчас в MMO играет всего 20–30 тысяч.

Геймеры жалуются на техническое состояние, проблемы с серверами и скучный мир, где нечего делать.

Успешные новые сервисные игры

Не все новые лайв-сервисы умирают спустя месяцы с релиза. Порой случается обратное — и новинки успешно конкурируют с гигантами вроде Fortnite и Minecraft.

Helldivers 2

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

Пожалуй, единственная сервисная игра PlayStation за последние годы, которая отбила вложенные затраты. Кооперативный шутер предлагает веселый геймплей с отстрелом большущих жуков и роботов.

Проект понравился игрокам еще и благодаря боевому пропуску, который не заканчивается спустя несколько месяцев — так каждый может играть в своем темпе и получить максимум впечатлений. К тому же разработчики постоянно находятся на связи с поклонниками, а не молчат месяцами, отделываясь редкими правками баланса, как это часто случается.

Marvel Rivals

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

Командный шутер появился в декабре 2024 года, а уже спустя пару месяцев разработчики отчитались о 40 миллионах игроков. Marvel Rivals уже успешно развивается как киберспортивная дисциплина — в августе прошел первый крупный LAN-турнир — Ignite Mid Season Finals.

Игру полюбили за большой выбор играбельных персонажей Marvel с уникальными способностями, формат матчей 6-на-6 и постоянную поддержку разработчиков, которые регулярно добавляют новых героев и режимы.

Counter-Strike 2

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

Сиквел — результат эволюции из Counter-Strike: Global Offensive, которая постоянно развивалась и увеличивала базу лояльных пользователей. Последняя часть знаменитой серии шутеров радует улучшенными графическими эффектами и обновленными картами.

Игру обожают сотни тысяч игроков по всему миру. Ее онлайн — самый стабильный в Steam, практически всегда он держится выше миллиона игроков. Подобные показатели недостижимы для практически всех игр, но нужно помнить, что Valve наращивала свою аудиторию не одно десятилетие.

После бума сервисных игр в 2010-х подобные проекты уже не так интересны широкой публике. На удачную Marvel Rivals приходится три провала: например, Suicide Squad: Kill The Justice League, Crime Boss: Rockay City и Hyper Scape.

Почему новые сервисные игры (почти) никому не нужны

В 2020 году Sony взяла курс на создание хайповых игр-сервисов. Спустя пять лет у нее в портфолио жуткий фейл с Concord, перенос Marathon на неопределенный срок и пачка отмененных игр, в которые уже вложили сотни миллионов долларов (включая онлайн-игру от Naughty Dog). Единственным светлым пятном стала Helldivers 2.

Кажется, крупные издатели стали догадываться, что свою «дойную корову» прям так просто не создать. Та же Sony резко поменяла политику и опять ориентируется на кинематографические игры от 3-го лица — то, чего желают фанаты.

Тем не менее рынок последовательно идет к тому, что у каждой крупной компании будет своя Call of Duty (или же она не выдержит конкуренции и закроется / перепрофилируется).

35
20
2
1
1
1
73 комментария