Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

И кем они были.

На заре своего становления супергерои были нацелены на вполне конкретную аудиторию: белых мужчин. Они выглядели и вели себя соответственно, чтобы быть близкими основной массе предполагаемых читателей. Но сильно ли комиксы поменялись тех пор? И когда именно они начали меняться? Посмотрим, когда появлялись первые супергерои, относящиеся к различным меньшинствам.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Первые темнокожие

История темнокожих в комиксах разделяется на несколько шагов. Первоначально, когда истории о супергероях только возникали, центральные персонажи в них были этакими идеальными белыми американцами: покоривший столицу паренёк из глубинки Кларк Кент, богатый потомок «американской аристократии» Брюс Уэйн, городской парнишка Стив Роджерс.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Впрочем, уже тогда темнокожие появлялись в качестве помощников белых героев. Отдельно стоит отметить силача Лазара из комикса «Мэдрейк Волшебник», запущенного ещё в 1934 году. Мэдрейк — один из первых, а возможно самый первый супергерой, волшебник, владеющий гипнозом, который использует свои силы для борьбы со злом. А Лазар — его друг, темнокожий принц африканской страны, сбежавший со своей родины, чтобы не становиться королём, и решивший помогать Мэдрейку.

Мэдрейк
Мэдрейк

Лазар — противоречивый персонаж. С одной стороны, комикс называет его сильнейшим человеком на Земле, способным поднять слона, неуязвимым к обычному оружию. С другой стороны, в ранних выпусках Лазар плохо говорил на английском и выступал скорее в качестве «грубой силы» у Мэдрейка.

В комиксе 1935 года его прямо назвали «рабом» мага. Но перезапуск 1965-го избавился от самых расистских деталей, и комикс продолжался вплоть до 2013 года, причём его персонажи неоднократно менялись.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Чуть позже, в 40-е годы, вышел единственный выпуск All-Negro Comics, журнала, написанного и проиллюстрированного темнокожими. Он охватывал разные жанры, в том числе и историю о Lion Man, герое, который защищал запасы урана в Африке от злодеев.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Но в мейнстрим комиксов темнокожие персонажи вошли только в 60-е. Сначала, в 1966 году, в рамках «Фантастической четвёрки» студия Marvel ввела Чёрную Пантеру, образ которого сейчас хорошо знаком всем. Это принц выдуманной африканской страны Ваканды, защищающий свою родину и весь мир от планов различных злодеев.

В 1971-м первый темнокожий супергерой появился и у DC — «запасной» Зелёный Фонарь Джон Стюарт, который получил кольцо после того, как «основной» на тот момент Фонарь, Хэл Джордан, был ранен. Со временем именно Стюарт начал ассоциироваться у многих с Зелёным Фонарём, но до этого прошло ещё много времени — сначала появились другие темнокожие супергерои с собственными комиксами.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Первый такой персонаж — Люк Кейдж от Marvel, комиксы о котором начали выходить в 1971 году под названием Luke Cage, Hero For Hire. Истории о нём переполнены расистскими стереотипами в духе жанра blaxploitation, популярного в те годы. Кейджа изобразили простоватым силачом: он общался короткими фразами, многие из которых считывались американскими потребителями как клише, выдающие афроамериканское происхождение — вроде Sweet Christmas.

Кстати, в недавнем сериале эту фразу Кейджа обыграли через последовательный отказ персонажа от мата. Со временем популярность blaxploitation упала, и в начале 90-х образ героя сильно переосмыслили в духе общего «взросления» комиксов.

В недавнем сериале есть пародия на оригинальный костюм Кейджа
В недавнем сериале есть пародия на оригинальный костюм Кейджа

А вот DC придумали первого темнокожего супергероя со своим собственным комиксом только в 77-м. Им стал Чёрная молния, Джефферсон Пирс, про которого также недавно запустили сериал.

Первоначально Чёрная молния боролся с преступностью в пригороде Метрополиса, используя пояс, позволявший ему контролировать электричество. Со временем он утратил пояс и действовал без него, а потом выяснил, что контроль над электричеством — его собственный дар, не зависящий от этого гаджета, а утрата способностей носила психосоматический характер. В таком виде супергерой остаётся во вселенной DC до сих пор.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Первые мусульмане

Формально, первый супергерой-мусульманин появился ещё в 1944 году. Сравнительно небольшая студия Elliot Publishing выпустила несколько комиксов, посвящённых героям, сражающимся с фашистами. Среди них был Кесмет, Человек Судьбы (Kismet, Man of Fate).

Мусульманин из Алжира, Кесмет выступал как агент Союзников, который действовал в тылу врага — на территории оккупированной нацистами Франции. Впрочем, серия Bomber Comics, в котором ввели Кесмета наряду с группой других «военных» героев, продолжалась всего четыре выпуска.

Кесмет
Кесмет

Но Америка — одна из самых христианских стран в мире, что находит отражение во всём, от политики и культуры до экономики и образования. И нет ничего удивительного в том, что мусульмане на страницах комиксов — редкие гости. Долгие годы проблема заключалась не в сознательных предубеждениях, как в случае с темнокожими, а в том, что про мусульман просто забывали. С точки зрения американской культуры их не существовало.

После закрытие истории Кесмета следующий супергерой-мусульманин появился ровно 50 лет спустя, в 1994-м. Это Моне Сан-Круа, или Эм (M), мусульманка боснийского происхождения, мутант из комиксов про Людей Икс от Marvel. Она обладала исключительными физическими способностями: суперсилой, нечеловеческой выносливостью и скоростью. Эм появилась в комиксах Generation X, но позже фигурировала и среди учеников профессора Ксавье.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Но чаще первым мутантом-мусульманином считают Сурайю Кадир, или Пыль (Dust), созданную в 2002 году. Афганка по происхождению, Сурайя способна превращаться в «живой песок». Используя эти способности, девушка убила напавших на неё торговцев людьми, чем и привлекла внимание Людей Икс. Те забрали Сурайю в США, где девушка участвовала во множестве приключений суперкоманды.

Люди Икс вообще чрезвычайно удобны для того, чтобы Marvel пробовала на них новые культуры и типажи персонажей — поскольку «ген Х» теоретически распределён равномерно по всему человечеству, мутантами становятся любые люди, вне зависимости от пола, национальности и вероисповедания. При этом, располагая саму команду учеников Профессора Ксавье в Америке, издатели сохраняли традиционный америкоцентричный взгляд комиксов.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

DC похожим образом используют Корпус Зелёных Фонарей. Так, в 2012 году они сделали одним из Фонарей Саймона База, американца ливанского происхождения, исповедующего ислам. Его избрало Кольцо, созданное слиянием Хала Джордона и Синестро, что сделало его первым в студии DC супергероем-мусульманином. Какое-то время Баз даже выступал «основным» Зелёным Фонарём, и в таком качестве присоединяется к Американской Лиге Справедливости.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

А вот первый, и, пока, единственный у «большой двойки» герой, исповедующий ислам и имеющий собственный комикс — Камала Хан, Мисс Марвел авторства одноимённой компании. Её история начинается в 2013 году.

Комикс о Хан заметно отличается по тону и пафосу от других историй мусульманских супергероев. В то время, как истории База или Пыли сосредотачиваются на проблемах терроризма и расизма, комиксы о Хан посвящены более личным темам адаптации и поиска своего места в чужой стране и чужой культуре.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Параллельно с экспериментами «двойки» собственные комиксы делали и в мусульманском мире. Самый известный из них — «99», изданный кувейтской студией Teshkeel Comics в 2007-м. Названный в честь 99 имён Аллаха, комикс посвящён группе людей, преимущественно подростков, из разных уголков исламского мира, от Малайзии и Ливии до эмигрантских сообществ в США. Все они получили уникальные силы от 99 книг из «Дома Мудрости», знаменитой библиотеки из Багдада, разорённой монголами в 1258 году.

Авторы специально подчёркивают, что герои могут справиться с проблемами, только комбинируя свои способности, что призвано подчеркнуть необходимость мусульман объединяться друг с другом. Это, впрочем, не помешало властям Саудовской Аравии признать комикс еретическим на основании того, что силы супергероев основаны на именах Аллаха.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Первые женщиы

В комиксах 30-х годов нет ни супергероинь, ни суперзлодеек. Это разборки белых мужчин, где женщины выступали как трофеи, довольствовавшиеся ролью прекрасных пленниц, которых злодей похищал, а главный герой освобождал. Во многих комиксах такая динамика отношений сохраняется до сих пор, пусть и несколько замаскированная.

Но в 1940 году, словно предчувствуя скорое вступление США во Вторую мировую войну, что заставило тысячи женин по всей стане заняться традиционно «мужскими» делами, целый ряд студий решили создать собственных супергероинь. Хронологически первой из них стала Фантома (Fantomah) от студии Fiction House, древняя египетская принцесса, которая защищала флору и фауну в Африке. Причём когда она использовала свои силы, её прекрасной лицо превращалось в жуткий синий череп.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

С небольшим опозданием после Фантомы свет увидела целая плеяда супергероинь: Чёрная кошка (не имеет прямого отношения к поздним героиням) от Harvey Comics, Красное торнадо (не имеет отношения к одноимённому персонажу-киборгу) от DC, Леди Фантом, входившая в команду Freedom Fighters (тоже DC), Мисс Фьюри, Леди Лак (Quality Comics) и Женщина в красном (Nedor Comics), которую считают первой супергероиней в маске.

Любопытно, что один из типажей таких героинь — девушка из успешной семьи, которая боролась с преступностью от скуки. Впрочем, у большинства из них мотивация не отличалась от мужчин: стремление к справедливости и отсутствие веры в то, что, действуя в рамках закона, можно побороть преступность.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Но все эти персонажи оставались либо побочными героинями в комиксах, посвящённых приключениям супергероя-мужчины, либо появлялись в небольших форматах: мини-сериях или отдельных комиксах, изданных в рамках сборника. Первая супергероиня, удостоившаяся собственного цикла — известная всем Чудо-женщина от студии DC, принцесса амазонок из выдуманной страны Темискира, защищающая мир от зла. Она появилась в комиксах в 1941 году, а собственную серию получила в 1942-м.

В отличие от многих других «первых» супергероев, Чудо-женщина — не только попытка привлечь новых читателей, но и сознательное политическое высказывание. Её концепцию разработал психолог и теоретик феминизма Уильям Марстон, работавший в DC консультантом. Он предложил своим нанимателям создать персонажа, который будет не только бороться со злом с помощью силы, но также постарается вести диалог и искать взаимопонимание.

По совету своей жены Марстон решил сделать этого персонажа женщиной. Студия дала «зелёный свет»: новая серия появилась и быстро завоевала популярность, несмотря на ряд скандалов.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Любопытно, что Marvel тут отстали от DC на десятилетия. Их первая супергероиня — Невидимая леди, член Фантастической четвёрки, — появилась только в 1961 году. А первыми супергероинями, получившими собственные комиксы, стали «женские» версии супергероев-мужчин: Кэрол Дэнверс (Капитан Марвел) в 1977-м и Женщина-Халк в 1980-м. Уникальные героини, заслужившие собственные серии, появились у Marvel только в 90-е годы.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Первые LGBTQ-герои

Негетеросексуальные персонажи в комиксах уникальны тем, что единственными среди «супергеройских меньшинств» пережили прямой и открытый запрет.

Знаменитая Comic Code Authority, организация, следившая за содержанием комиксов и, фактически, занимавшаяся их цензурой, появилась в 1954-м, после публикации книги психолога Фредерика Вертама Seduction of the Innocent. Вертам обвинял комиксы в пропаганде гомосексуализма, обращая внимание, в частности, на отношения между Бэтменом и Робином, в которых он видел гомосексуальные мотивы.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

После создания CCA любые следы гомосексуальности в мейнстримных комиксах оказались под жёстким запретом. Именно с позиции борьбы против LGBTQ моралисты атаковали и Чудо-женщину, утверждая, что образ независимой женщины превращает читательниц в лесбиянок, и отношения Бэтмена с Суперменом, и образ Людей Икс. И хотя за долгие годы существования Comic Code Authority его члены успели отметиться и в других сферах, например, пытаясь помешать включать в комиксы темнокожих персонажей, а также вымарывая насилие и гетеросексуальные любовные истории, казавшиеся слишком фривольными, именно борьба с LGBTQ служила их основной темой вплоть до роспуска организации в 1989 году.

Но в конечном итоге цензура всегда проигрывает. Первым негетеросексуальным персонажем в комиксах считают мутанта Жана-Поля Бабье, Полярную звезду из Людей Икс. История его сексуальности иллюстрирует то, как менялось отношение к этой теме на протяжении истории.

Полярная звезда появился в 1979 году, и его авторы с самого начала придумали персонажа-гомосексуала. Но запрет как внутри самой корпорации Marvel, так и со стороны CCA вынудил их только намекать на этот факт. Например, в одном из комиксов, когда Звезде звонят по телефону, к трубке подходит другой мужчина.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

В конце 80-х и начале 90-х в на страницах более «экспериментальных» комиксов, например, от студии Vertigo, начался «бунт» против CCA. Он выражался, в частности, в том, что авторы начали затрагивать тему LGBTQ. Самым известным примером этого служат работы Алан Мура: в «Хранителях», выпущенных в 1986-м, упоминается пара персонажей, изгнанных из команды за «неправильную» ориентацию, а в «V — значит Вендетта» 1988 года героиня читает дневник лесбиянки, замученной властями.

Несмотря на успех, они оставались авторскими произведениями, не входившими в «основные» вселенные. В том же 1988-м DC запустили линейку комиксов Millenium, посвящённую команде New Guardians. Один из её членов, маг по имени Extraño («странный» по-испански) считается первым открытым геем среди супергероев. Впрочем, новая серия большой популярности не завоевала, и в скором времени её закрыли.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Но все эти комиксы, как и многие другие, привели к тому, что в 1989 году CCA, наконец, исчезла. А в 1992-м Северная звезда впервые открыто заявил о своей ориентации на странице комикса. В этом же году студия DC ясно указала на бисексуальную ориентацию мага Джона Константина, хотя окончательно этот факт подтвердили только в 2002-м.

На протяжении 90-х годов число супергероев LGBTQ увеличивалось среди команд и вспомогательных персонажей. Но первые негетеросексуальные главные герои мейнстримных комиксов появились уже в нулевые, причём только у DC.

В 2006-м DC переосмыслила Бэтвумен в рамках Detective Comics, сделав её лесбиянкой. А в 2011 году этот персонаж получил собственный комикс, который лежит в основе грядущего сериала в рамках Arrowerse.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Ещё более сложные события привели к появлению первого мейнстримного комикса про супергероя-гомосексуала — Миднайтера. Этого персонажа создала студия WildStorm как переосмысление Бэтмена. Как и у Тёмного рыцаря, у Миднайтера был «свой» Супермен — супергерой Аполлон, с которым Миднайтер состоял в стабильных романтических отношениях.

Герои впервые появились в команде Stormwatch, но в 2006-м Миднайтер получил собственный комикс. Позже комикс закрыли, а WildStorm купила DC: компания перезапустила Миднайтера в 2015-м году, сделав его первым супергероем-гомосексуалом с собственной линейкой комиксов.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Первые супергерои с ограниченными возможностями

Люди с ограниченными возможностями отличаются от остальных групп, о которых шла речь выше: они никогда не оказывались на острие сознательной дискриминации. Супергерои негетеросексуальной ориентации, независимые супергероини, персонажи, принадлежащие к этническим, расовым и религиозным меньшинствам часто становились объектом критики и даже прямых запретов со стороны Comic Code Authority, издательств и просто беспокойных родителей.

Но даже в 60-е годы никому не приходило в голову, что дети посмотрят комикс про людей с ограниченными возможностями и сами захотят потерять зрение, слух или способность ходить. В этом смысле современная критика в адрес супергероев, которых решили изобразить в таком амплуа — это что-то новое.

Один из самых важных супергероев с ограниченными возможностями сейчас  —  Соколиный глаз от Marvel. Он оглох в комиксе 1983-го года и до сих пор использует слуховой аппарат. Правда, в кино от этого отказались
Один из самых важных супергероев с ограниченными возможностями сейчас  — Соколиный глаз от Marvel. Он оглох в комиксе 1983-го года и до сих пор использует слуховой аппарат. Правда, в кино от этого отказались

Возможно, именно из-за этого первый супергерой с ограниченными возможностями появился довольно рано — в 1940-м. Это был Доктор Мид-Найт, член Justice Society of America из комиксов DC. Доктор прекрасно видит в темноте, но абсолютно слеп на свету, из-за чего ему приходится использовать характерно выглядящие инфракрасные очки. И хотя про Доктора никогда не выходил отдельный комикс, его пример вдохновил многие людей с ограниченными возможностями, доказав, что и они могут стать героями.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Впрочем, в 40-е годы для этого больше сделал другой персонаж — Фредди Фримен, он же Капитан Марвел-младший, созданный студией Fawcett Comics. Мы уже писали о непростой истории титула «Капитан Марвел», и поэтому сейчас достаточно сказать, что речь идёт о помощнике героя, которого позже будут звать Шазам.

Как и его старший товарищ, Фредди мог превращаться в Капитана Марвел, обладающего силой шести героев, и в таком виде не имел физических проблем. Но в своём «обычном» облике Фримен оставался маленьким мальчиком, страдающим от хромоты после боя с «любимым супергероем Гитлера» — Капитаном Наци.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

А вот у Marvel первым значимым супергероем с ограниченными возможностями стал прикованный к инвалидному креслу Чарльз Ксавье, он же Профессор Икс, появившийся в первом выпуске Людей Икс только в 1963-м году.

В том же году очень похожий персонаж появился и у DC. Шеф, гениальный учёный, прикованный к инвалидному креслу, возглавил новую команду Doom Patrol, про которую также есть сериал.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

Впрочем, отстав по времени, Marvel быстро нагнали и перегнали DC в плане инклюзивности. В 1964-м они запустили первый комикс про человека с ограниченными возможностями — незрячего юриста Сорвиголову (Daredevil). Он завоевал культовый статус, в том числе и благодаря своей особенности. Сорвиголова также оказался первым главными героем-католиком в комиксах «большой двойки», что в протестантской Америке тоже значило немало, особенно в 60-е.

Правда, со временем вокруг Сорвиголовы начались споры. Насколько вообще можно считать его возможности «ограниченными»? Профессор Ксавье чрезвычайно могущественен, но в тоже время комиксы подчёркивают, что он лишён многого, что обычные люди воспринимают, как данность. Но Мэтт Мёрдок, особенно в более поздних комиксах или недавнем сериале, спокойно делает всё, что доступно человеку с обычным зрением и, по сути, скорее выдаёт себя за незрячего.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

У DC единственный персонаж, который смог приблизиться к его успеху — Барбара Гордон, дочь комиссара Гордона из историй о Бэтмена. Начинавшая свою карьеру как Бэтгёрл, она потеряла возможность ходить после встречи с Джокером в 1989-м, и превратилась в героиню по имени Оракул — гениального хакера, координирующего действия других супергероев. И хотя собственного комикса про неё так и не написали, Оракул долгие годы оставалась персонажем, вдохновлявшим читателей, страдающих из-за серьёзных недугов.

Правда, в 2011-м студия решила «исцелить» Барбару, что спровоцировало споры и раскол среди фанатов. С одной стороны, исцеление — это то, чего хотели бы многие люди с ограниченными возможностями, и с такой перспективы её история — это символ надежды. Но, с другой стороны, в реальной жизни полное восстановление ног после повреждения позвоночника пока не кажется возможным.

Справедливо ли в таких условиях лишать читателей персонажа, с которыми они легко себя ассоциировали, в угоду коммерческим соображениям и «оптимистичному финалу»? Ведь место, которое Оракул занимала во вселенной DC, с тех пор пустует.

Первые среди равных: когда появились супергерои-меньшинства

В конечном итоге, комиксы выигрывают от того, что стараются делать своих героев как можно более разнообразными, включать персонажей разных национальностей, религий, культур, сексуальных ориентаций и гендеров. И дело не только в справедливости, хотя, казалось бы, этого соображения должно быть достаточно. Комиксы, делающие ставку на разнообразие, становятся лучше.

Чтобы профессионально и красиво включить в свои произведения нестандартных персонажей, сценаристы, художники и продюсеры должны развиваться: расширять свои культурные горизонты, осваивать новые навыки, выдумать новые сюжеты и конфликты, которые раньше не приходили им на ум, нанимать людей, способных мыслить по-новому. В конце концов, в этом заинтересованы мы все.

227227
153 комментария

Приятно, что эта статья не улетает в минуса из-за своей темы.

46

Ваше мнение о местной аудитории сильно занижено.

9

Так ведь статья написана лучше, чем большинство нынешних комиксов, пытающихся выехать засчет политической пропаганды

11

Потому что нет упоминаний нетрадиционной ориентации (ну или я поиском не нашел) и феминизм упоминается вскользь. Ну и как говорится - ещё не вечер, заминусовать всегда успеют.

Наверное, потому что в первую очередь важно качество статьи, а не тема

3

Она же не вся посвящена ЛГБТ.

2