Сквозь боль и ностальгию: за что мы любим и ненавидим серию Battletoads

И что не так с её ремейком.

Battletoads — одна из самых сложных видеоигр восьмибитной эпохи. Многим она здорово потрепала нервы в детстве, заставила спорить с друзьями и от злости кидать геймпад об стену. Кто-то тщетно пытался пройти её, другие до сих пор вспоминают тот самый турбо-тоннель и невыносимый уровень со змеями. В 90-х полное прохождение Battletoads считалось чем-то невероятным и героическим.

На выставке E3 2019 нам наконец-то показали геймплей долгожданного перезапуска серии, который фанаты просили ещё с 2014 года. Результат получился неоднозначный: ремейк уже ругают за невыразительный мультяшный дизайн и отсутствие брутальности.

Так какой же Battletoads хотели получить фанаты, и почему эта серия заслужила свой культовый статус? В этом материале я вспомнил о своём мучительном прохождении первой игры, а также разобрал остальные части серии и проблемы будущего ремейка.

Сквозь боль и ностальгию: за что мы любим и ненавидим серию Battletoads

Первая игра

Главный вопрос, которым до сих пор задаются игроки со стажем: почему Battletoads так сложна? Можно услышать версию, что разработчики из Rare сделали это намеренно, якобы они хотели бросить игроку вызов и создать одну из самых сложных игр на свете. Другое популярное мнение: у Battletoads высокая сложность из-за неудачного геймдизайна и критических багов. Истина же где-то посередине — небольшая доля правды есть в каждом утверждении.

Дело в том, что в 1991 году основная аудитория 8-битной консоли NES приходилась на детей, которые не могли позволить себе картридж за 50-60 долларов. Поэтому в США и Европе была открыта система прокатов, где за скромную плату можно было арендовать игру на несколько дней или неделю. Опытные игроки проходили очередной платформер или beat ’em up за день, а потом возвращали игру в прокат. При этом за аренду они платили около пяти долларов.

Так выглядели почти все прокаты видеоигр в США
Так выглядели почти все прокаты видеоигр в США

Между прокатами и игровыми издателями была налажена система отчислений. Проблема в том, что издатели просто теряли деньги, если их игры получались очень лёгкими или короткими. Тем более прокаты заказывали ограниченное количество копий одной игры. Чем быстрее игрок возвращал её в прокат, тем меньше за неё получал издатель и прокатчик.

Одна копия окупалась лишь после того, как её в среднем арендовали 10 раз. Так что некоторые разработчики специально завышали сложность своих игр. Этим они мотивировали игрока либо постоянно продлевать аренду, либо в итоге купить картридж.

Об этой политике подробно рассказывал Луис Касл, сооснователь студии Westwood. Disney заставила их сделать The Lion King достаточно сложной игрой, чтобы ее нельзя было пройти в период проката. Таким образом Disney мотивировала игроков к покупке, а не аренде.

Сквозь боль и ностальгию: за что мы любим и ненавидим серию Battletoads

Такая практика была распространена в начале 90-х. Дошло до того, что японские разработчики самостоятельно усложняли свои игры под западный рынок. Яркие примеры: серии Ninja Gaiden, Contra и Castlevania. Из них вырезали чит-коды, сокращали количество доступных жизней и продолжений, а также увеличивали количество повреждений, которые противники наносили игроку.

Так что Battletoads намеренно сделали сложной, но только по финансовым соображениям. К тому же это был своеобразный ответ популярным «Черепашкам-ниндзя». Авторы хотели превратить Battletoads в крупную и долгоиграющую медиа-франшизу с комиксами, фигурками и мультсериалом. Всё решали деньги.

Фигурки с жабами
Фигурки с жабами

В России, конечно, никаких официальных прокатов не было, поэтому в Battletoads я играл на пиратском картридже для Dendy, тайваньском клоне NES. Своей приставки у меня тогда не было, но я очень часто играл в неё после уроков у своего друга Севы. Вместе мы проходили сложные игры и рисовали схемы уровней, иногда он приходил ко мне в гости и мы играли на моём Mega Drive.

С Battletoads мы, как и многие другие, познакомились на волне популярности «Черепашек-ниндзя». Их тогда транслировали по телеканалу 2x2, а в палатках и магазинах с игрушками продавали китайские фигурки. На тот момент мы прошли все части «Черепашек» для Dendy и Mega Drive, и уже давно искали что-то похожее.

Неудивительно, что Battletoads мы встретили с большим энтузиазмом: между собой окрестили её прозвищем «как черепахи, только лягушки». Тут тоже мутанты, только вместо Шредера и Крэнга — сексапильная Тёмная Королева и её армия.

У нас был левый картридж
У нас был левый картридж

На первом уровне игра радовала своей комичностью и отзывчивым геймплеем. Больше всего меня впечатлило то, что жабы колотят свиней палками, а их конечности умеют становиться огромными. Мы почти без потерь (быстро поняли как победить первого босса) дошли до второго уровня, где нужно было долго спускаться в гигантскую яму. Казалось, что дальше будет легко и весело.

Уже на втором уровне появились проблемы: случайный спецприём с отскоком от стены легко мог отправить напарника в пропасть. В Battletoads нельзя выключить «френдлифаер», поэтому другу можно запросто надавать тумаков или случайно выкинуть с арены. По неосторожности мы потеряли кучу жизней и поняли, что игра значительного сложнее любимой Teenage Mutant Ninja Turtles III: The Manhattan Project — там дружественный урон был по умолчанию выключен.

В Battletoads всего этого нет. Распространённый случай: вы случайно ударили друга, он вас, потом вы снова его — и вот уже завязалась потасовка. Не удивлюсь, если кто-то специально запускал Battletoads ради «файтинга» с товарищем.

Второй уровень (Wookie Hole)
Второй уровень (Wookie Hole)

Чтобы не убить друг друга, мы договорились воевать по разные стороны экрана. На осторожность в бою влияло и то, что в Battletoads общее количество продолжений на двух игроков. Если вы сели проходить игру с неопытным товарищем, то вскоре непременно увидите Game Over. Тот редкий случай, когда в beat ’em up проще играть одному, а не вдвоём.

Следующим препятствием стал печально известный уровень с турбо-мотоциклами. Мы постоянно врезались в стены, падали в пропасть, быстро истратили все жизни и в расстроенных чувствах начали проходить игру с нуля — думали, что это с непривычки, в следующий раз обязательно всё получится.

Но этот этап требовал какой-то нечеловеческой реакции. Плюс на геймпаде Dendy была жутко тугая крестовина, от которой через час болел палец. Даже если мы идеально проходили первые два отрезка, то на третьем — обязательно врезались в одну из стен. В итоге, потратили три часа и умерли где-то 50 раз: ожидали весёлое приключение, но выключили консоль опустошёнными и униженными.

Вся суть третьего уровня

Тогда я ещё не сталкивался с такой сложной игрой, хотя уже прошёл Contra: Hard Corps, Alien 3, Bart vs Space Mutants (от её геймдизайна у меня были кошмары) и Comix Zone. Третий уровень нам с другом удалось пройти только после того, как мы запомнили появление всех препятствий на экране. В этом очень помогла видеокассета с предварительно записанным геймплеем.

Четвёртый и пятый уровень не доставил особых хлопот, а вот шестой нам не дался. В нём нужно было карабкаться по гигантским змеям, которые перемещались по непредсказуемому (на первых прохождениях) маршруту. Малейшая ошибка приводила к неминуемому падению на шипы или в пропасть. Нужно было досконально изучить путь змей, действовать молниеносно и слаженно, что получалось далеко не всегда.

Шестой уровень (Karnath's Lair)
Шестой уровень (Karnath's Lair)

В третий раз мы вернулись к Battletoads после того, как узнали о маленьких хитростях из книжки с чит-кодами и журнала «Великий Dракон». Во-первых, при должной сноровке можно нафармить как минимум три дополнительных жизни, если колотить ворон об стены ямы во втором уровне.

Во-вторых, в игре есть спрятанные порталы, благодаря которым можно перескочить с одного уровня на другой. С первого уровня можно попасть в третий (тоннель), с третьего в пятый (гонки на воде), с четвертого в шестой (змеи), а с него уже в восьмой, который в народе окрестили «холодильником».

Следующие этапы игры оказались сложными, но вполне проходимыми. Однако мы потратили уйму жизней и времени на десятый уровень, где нужно бегать наперегонки с крысой — там желательно заучить расположение платформ и вообще не ошибаться.

Десятый уровень (Rat Race)
Десятый уровень (Rat Race)

В итоге мы прошли этот уровень и попали на следующий, из-за которого картридж со свистом полетел в стену, а к Dendy не хотелось притрагиваться целый месяц. Сева смирился и больше не хотел видеть Battletoads, да и я чувствовал, что сильно выгорел.

Дело в том, что тестировщики Rare скорее всего не смогли дойти до 11 уровня (Clinger-Winger), так что не исправили критический баг с полным отключением управления у второго игрока. Его здесь автоматически убивают, поэтому нужно смириться с потерей одного продолжения. Весь уровень за игроком гонится колесо, от которого невероятно тяжело оторваться. Если хоть чуть-чуть замешкаться с кнопками, то оно вас задавит.

Одиннадцатый уровень (Clinger Winger)
Одиннадцатый уровень (Clinger Winger)

Спустя год родители подарили мне многоигровку для Mega Drive. На ней было записано четыре игры: Taz-Mania, Tiny Toon, The Little Mermaid и Battletoads. Версию Battletoads для Mega Drive фанаты серии не любят. По каким-то неизвестным причинам из неё вырезана начальная и конечная заставка, а качество музыки оставляет желать лучшего. Визуально это даже не уровень Mega Drive, а просто слегка улучшенный порт с NES.

Но у этой версии есть одно преимущество — она ощутимо легче. Пять жизней вместо трёх, менее агрессивные противники, к тому же от игрока больше не требуется молниеносная реакция и расчёт прыжков вплоть до миллиметра.

Третий уровень в версии для Mega Drive
Третий уровень в версии для Mega Drive

Спустя неделю мучений я всё-таки прошёл Battletoads, победил Тёмную Королеву (один из секс-символов детей 90-х), спас принцессу и жабу Пимпла. Тогда я ещё не знал, что версию для Mega Drive сильно порезали, поэтому был удивлен отсутствию вменяемой концовки. Это выглядело как форменное издевательство над игроком: после нескольких лет мучений хотелось увидеть какой-то красивый финальный ролик.

И всё же, за что стоит любить Battletoads? За харизматичных персонажей, юмор, выверенные механики и проверку нервов. Сложность в игре хоть и честная, но беспощадная. Прошло больше 19 лет, а ни одна игра не показалось мне настолько труднопроходимой.

Концовка

В сообществе ретро-геймеров отношение к Battletoads балансирует между ненавистью и любовью. Игра вызывает ностальгические воспоминания о детстве и тщетных попытках пройти её. У кого-то прохождение игры заняло годы или даже десятилетия. Уверен, что многие до сих пор остались в том злосчастном турбо-тоннеле.

В сети можно встретить истории про ежедневные тренировки и зазубривание Battletoads: некоторые даже проходят игру с завязанными глазами или одной рукой, на скорость или без смертей и повреждений. Нет предела совершенству.

Прохождение турбо-тоннеля вслепую

Сиквелы

К оригинальной Battletoads мне больше не хочется возвращаться, но я до сих пор изредка перепрохожу её сиквелы. Они не так состарились, в разы проще и более дружелюбны к новому игроку. Проблема в том, что сейчас в них можно поиграть только либо на эмуляторах, либо на оригинальных консолях. Почти все они не переиздавались на современных платформах.

В Battletoads in Battlemaniacs для Super Nintendo я впервые поиграл именно на эмуляторе, в далёком 2001 году. Игра считается сиквелом, но по факту — это сильно облегчённый ремейк оригинальной Battletoads. На месте уровень со спуском в яму, турбо-тоннель, адская езда на змеях и аналог жуткого Clinger Winger. Сложность высокая, но после NES версии — всё равносильно прогулке по парку. Тут меньше сражений, даже количество уровней сократили с одиннадцати до семи. Опытный игрок пройдёт игру минут за 40.

Battletoads in Battlemaniacs
Battletoads in Battlemaniacs

Battletoads in Battlemaniacs часто называют худшей в серии, но как по мне — это отличный повод познакомиться с франшизой для тех, кто боится хардкорной первой игры, и хочет увидеть один из лучших эксклюзивов Super Nintendo (версия для Sega Master System — совершенно другая игра). К тому же, в этот раз второй игрок точно не будет обузой.

Статус «золотой классики» и «народной» игры в серии был не у первой части, а у кроссовера с серией японских beat 'em up Double Dragon. Забавно, что компания Technos — авторы оригинала — не принимала никакого участия в разработке Battletoads & Double Dragon. Она только продала лицензию на известных персонажей. Всё боевая система и механики достались от прошлых частей Battletoads, и не имеют ничего общего с Double Dragon.

Пять героев на выбор, честная сложность, отличный саундтрек (музыка из первого уровня надолго застревает в голове), средняя продолжительность и весёлые бои — все слагаемые успеха Battletoads & Double Dragon. Тут больше юмористических сценок, противников можно вбивать в землю, выкидывать в космос и колошматить об пол.

Battletoads & Double Dragon (Mega Drive)
Battletoads & Double Dragon (Mega Drive)

Вдобавок к этому почти все версии игры были хороши. Rare идеально адаптировала её под особенности железа NES, SNES и Mega Drive. Геймплей нигде не пострадал, так что можно спокойно играть в версию для любимой консоли.

Больше всего мне нравится издание для Mega Drive из-за более быстрого темпа и дополнительной музыки. К сожалению, проходил я её в одиночку: игра поздно попала в мои руки, когда все друзья уже давно играли на PlayStation и забросили старые консоли.

Battletoads & Double Dragon (NES)
Battletoads & Double Dragon (NES)

Battletoads Arcade — это вершина развития франшизы, моя любимая игра про боевых жаб и проект с непростой судьбой. Игра вышла только на автоматах, а её издателем выступила Electronic Arts, которая почти не касалась аркадного рынка. В разработке одновременно находились версии для Super Nintendo и Game Boy, но их отменили из-за финансовых прогнозов, которые не устраивали Electronic Arts. Автоматы плохо продавались, а аркадный рынок США не первый год стагнировал из-за популярности консолей.

Два десятилетия Battletoads Arcade была доступна только на эмуляторе. К счастью, в 2015 году игра появилась на Xbox One в ретро-сборнике Rare Replay.

Battletoads Arcade (Xbox One)
Battletoads Arcade (Xbox One)

Battletoads Arcade — это также первый проект Rare, в котором были задействованы технологии Silicon Graphics. Некоторые объекты в игре предварительно отрендерили в 3D, а потом перенесли обратно в спрайты. Donkey Kong Country от Rare был создан по тому же принципу.

Battletoads Arcade цепляет красивым пиксель-артом, доработанной боевой системой прошлых игр, доступной сложностью и взрослым контентом. Если на консолях разработчиков сдерживали возрастные ограничения, то на аркадном автомате их просто не было. Во время серии ударов противники брызгают кровью, а после смерти от них остаётся скелет. Появилась расчлёненка и сортирный юмор, а облик Тёмной королевы сделали в разы откровеннее.

Battletoads Arcade
Battletoads Arcade

После выхода Battletoads Arcade серия была заморожена на продолжительный срок. Rare тогда была под крылом у Nintendo, но это ситуации не помогло. К 2001 году затраты на разработку игр резко увеличились, Nintendo с неохотой вкладывалась в крупные проекты студии. В итоге руководство Rare начало переговоры с Microsoft (на тот момент она только только запустила первый Xbox), которая вскоре выкупила британскую студию за 300 миллионов долларов.

Долгое время ходили слухи о возможном перезапуске франшизы. Фанаты искренне верили, что когда-нибудь жабы вернутся на консоль от Microsoft. И вот спустя 25 лет Battletoads наконец-то выйдет на новых платформах — хотя её первый трейлер вызвал неоднозначную реакцию у фанатов. В комментариях под роликом можно увидеть заявления про «надругательство над детством» и «худший анонс E3 2019».

Что не так с ремейком

Две главные проблемы ремейка: игру неправильно тизерили, а у фанатов были слишком завышенные ожидания. Первые намёки на возможный перезапуск серии появились ещё в 2013 году, когда Фил Спенсер (вице-президент игрового направления Microsoft) задумался о гипотетическом ремейке Battletoads в своём твиттере.

В 2014 году Microsoft запатентовала торговую марку игры, а в 2015-м году Спенсер появился на ивенте Windows 10 в футболке с логотипом Battletoads. Многие игровые издания сочли это за возможный тизер будущего ремейка.

Фил Спенсер в футболке с логотипом Battletoads
Фил Спенсер в футболке с логотипом Battletoads

В том же году жабы появились в виде опциональных боссов в инди-платформере Shovel Knight, а в ремейк Killer Instinct Раша добавили в качестве гостевого бойца. К анонсу игры поклонники успели нафантазировать себе брутальный трёхмерный beat ’em up в духе Battletoads Arcade с отвязным Рашем из нового Killer Instinct.

Эпичный трейлер DLC к Killer Instinct

Первые сомнения появились ещё во время тизера на Е3 2018 года — он был нарисован в мультяшном стиле, а в качестве разработчика указана неизвестная инди-студия Dlala Studios. Сама Rare принимает минимальное участие в разработке проекта — за геймдизайн и визуальный стиль отвечает именно Dlala. Естественно, увиденное сильно разочаровало старых фанатов, поэтому у трейлера на момент написания материала 10 тысяч дизлайков при 5 тысячах лайков.

Если почитать отзывы, то почти во всех из них критикуют визуальный дизайн игры. Недовольные поклонники сравнивают новых Battletoads с мультфильмами Nickelodeon, «Шоу Реном и Стимпи», флеш-играми (западные игроки часто ставят в пример игры с сайта Newgrounds), недавними ремейками «Утиных историй» (что странно, ведь сериал отличный) и «Черепашками-ниндзя».

Сквозь боль и ностальгию: за что мы любим и ненавидим серию Battletoads

В чём-то фанатов можно понять: Battletoads скорее ассоциируется со старыми мультиками из 80-х, а не с современной западной мультипликацией, которой часто присущ минимализм, схематичные задние фоны и простоватый дизайн персонажей (его ещё называют «квадратным» или «угловатым»). Для многих поклонников серии подобный мультяшный дизайн и Battletoads — просто не совместимы.

В интернете легко найти уйму фанарта и рендеров с современным дизайном боевых жаб. Игроки мечтали увидеть классических качков, а не мультяшных заморышей с тоненькими ножками.

На арте ниже — усреднённый образ жаб, который ждали поклонники. И их желание вполне обосновано: за годы художники нарисовали сотни похожих артов, образ сложился, к нему все уже привыкли и хотели чего-то подобного. Я и сам тоже ждал от Battletoads что-то брутальное, ностальгическое или хотя бы пиксельное.

Арт <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2Frafagrassetti%2Fstatus%2F1139184989260533762&postId=54373" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Рафа Грассети</a>, арт-директора Sony Santa Monica
Арт Рафа Грассети, арт-директора Sony Santa Monica

Здесь я частично поддержу фанатов, но не критикой дизайна. Меня скорее мучает другой вопрос: на какую аудиторию игроков рассчитывали создатели ремейка? Старым поклонникам серии сейчас далеко за 25, а то и 30 лет. Они выросли на классических мультфильмах Disney и мультсериалах 80-х (многие из них рисовали в Японии). Им вряд ли понравится такая стилистика.

Сквозь боль и ностальгию: за что мы любим и ненавидим серию Battletoads

Duck Tales Remastered, кажется, была единственной игрой, которая угодила поклонникам старого мультсериалах и дилогии платформеров от Capcom. Делать под неё новый дизайн тогда было бы бессмысленно и глупо. То же самое со Streets of Rage 4 — её дизайн слегка осовременили, но всё оставили в стиле ретро.

C Battletoads всё сложнее — это не популярная франшиза Disney, сейчас серию помнят в основном ретро-геймеры и игроки со стажем. Студия явно боялась рисковать. Логика понятна: лучше адаптировать дизайн под современные реалии и тем самых привлечь новых игроков.

Но так ли новым игрокам нужен мультипликационный beat 'em up? Велик шанс, что после релиза игра будет интересна только самым непритязательным фанатам серии. Современные дети и подростки об этой франшизе почти ничего не слышали, и скорее всего играть в неё не будут, потому что для них это слишком старые игры. Да и сам beat 'em up сейчас не то чтобы на подъёме, чтобы привлекать новую молодую аудиторию. Тем более, что хорошие игры в нём выходят не так уж часто.

Сквозь боль и ностальгию: за что мы любим и ненавидим серию Battletoads

Ремейку недостаёт былой брутальности, на смену ей пришёл мультяшный гротеск. Все противники гипертрофированы и почему-то напоминают милых зверушек. Это точно Battletoads c противными крысами и свиньями?

В целом, отдельные элементы старых частей сегодня вообще недопустимы, за что фанаты уже поспешили обвинить разработчиков в цензуре и потакании современным трендам.

Например, Тёмная Королева получила полностью закрытый наряд со штанами и без откровенного декольте. Точно не будет расчленёнки, крови и насилия к женщинам, за которое ещё в 90-х критиковали Battletoads & Double Dragon. Сегодня игра с подобным контентом запросто бы получила рейтинг Mature. И это ещё одна причина, почему классические Battletoads сегодня невозможны.

Тёмная Королева из ремейка и Battletoads Arcade 
Тёмная Королева из ремейка и Battletoads Arcade 

Ещё я сильно сомневаюсь, что игра будет зубодробительно сложной, о чём уже говорит продемонстрированный уровень в турбо-тоннеле. Вид со спины — это неканоничный ракурс, который сильно облегчает прохождение. Увидеть блоки на пути мотоцикла можно примерно за 3-4 секунды, а в прошлых частях счёт шёл уже на миллисекунды. Чуть чуть замешкался — начинай сначала.

Однако больше всего меня смущают задники и отсутствие контраста между передним и задним фоном. Всё напоминает какую-то цветастую и безвкусную мешанину, в которой противники, фон и герои слились в единую кучу. Бывает сложно разобрать, что вообще происходит и кто есть кто.

Стоит отметить, что похожее встречалось и в классических beat ‘em up, но не в таком виде. Например, в Teenage Mutant Ninja Turtles и Streets of Rage хотя бы был чёткий контраст между передним и задним фоном. Все противники отличались по цвету и их можно было различить даже при игре вчетвером. В новых Battletoads всё не так.

Полная каша
Полная каша

Конечно, всегда надежда, что дизайн чуть поправят, а к мнению фанатов всё-таки прислушаются. Например, фильм про Соника отложили на три месяца из-за спорного дизайна персонажа. Дата релиза Battletoads ещё неизвестна, так что шанс на перемены есть. По крайней мере, я буду в это верить.

А пока мы ждём новостей, давайте обсудим классические игры серии. Какая у вас любимая часть? С какой попытки прошли первую игру? Если не прошли, то куда удалось добраться? Делитесь в комментариях.

390390
226 комментариев

Ну, традиционно

97
Ответить

Комментарий недоступен

58
Ответить

"оСеменение" не состоялось? Отзываем пингвина...

3
Ответить

Если у вас был левый картридж, который типа Battletoads 3, то ⇑+start - все жизни.

32
Ответить

Аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

80
Ответить

Мне не попадалось ни одного картриджа, где бы это не работало. Китайцы вообще во многие игры внедряли эту комбинацию.

4
Ответить

Более того, в Battletoads & Double Dragon тоже существует комбинация для доступа к меню выбора уровня + 10 жизней, но в детстве я про него не знал и поэтому в полной мере насладился жопаболью при прохождении игры.

Ответить