Что происходит с Blizzard и что ждёт компанию в будущем

Обсуждаем актуальные проблемы студии и её дальнейший путь.

В середине июля выяснилось, что ещё один из отцов-основателей студии, Фрэнк Пирс, покинул Blizzard. До этого, в апреле, из неё ушёл Майкл Морхейм, стоявший у истоков компании. Сейчас студия состоит в основном из новых людей — многие ветераны давным-давно её покинули.

Blizzard меняется — и пока не понятно, в хорошую или плохую сторону.

Что происходит

Что происходит с Blizzard и что ждёт компанию в будущем

Blizzard известна тем, что свои игры она делает долго, но хорошо. За это их любили фанаты и, скорее всего, любят до сих пор. Однако современный рынок видеоигр изменился, и темп «по игре раз в пять лет» уже не работает. К тому же, Blizzard сотрудничает с Activision — ей не очень комфортно держать под боком столь дорогую студию, которая не выпускает прибыльные игры на регулярной основе.

Изменение политики повлекло за собой печальные последствия: массовые увольнения, отмена проектов, закрытие киберспортивного направления и других неперспективных по мнению руководства отраслей. Кто-то скажет, что это оптимизация, но у того же закрытия киберспортивной лиги по Heroes of the Storm было много подводных камней — всё случилось слишком неожиданно и резко. Не похоже, что закрытие было запланированным ходом со стороны руководства.

Но опять же: как бы ни были плохи последствия, это может быть тяжёлый путь к оптимизации и переходу на новую модель производства. Вещи неприятные, но обыденные для индустрии. Волнует другое — текущее состояние многих активных франшиз студии оптимизма не вызывает.

Diablo

Что происходит с Blizzard и что ждёт компанию в будущем

Сейчас франшиза находится в застое. Diablo 3, вышедшая в 2012 году, оказалась хорошей игрой, но не более: проблемный запуск, невероятно дорогой платный класс Некроманта, отсутствие интересного энд-гейма на старте. Сейчас игра почти не развивается: новых крупных дополнений вроде Reaper of Souls (март 2014 года) уже не предвидится, а мелкие обновления не приносят чего-либо кардинально нового.

Будущее франшизы в целом пока кажется туманным: из года в год на выставке BlizzCon почти не говорили о Diablo, и первое серьёзное упоминание — это мобильный спин-офф Diablo: Immortal, представленный неудачно. Настолько неудачно, что фанаты завалили тематические форумы жалобами, а анонсирующий трейлер утонул в дизлайках.

Фанаты были разочарованы столь сильно, что один из них вышел к микрофону спросить разработчиков, не был ли анонс чьей-то глупой шуткой

Blizzard из года в год показывала, что огромный пласт фанатов Санктуария на данный момент им не интересен. «Ремейк» первой Diablo, который студия тизерила одно время, оказался лишь небольшим ивентом для Diablo 3. А переиздание игры — лишь адаптация под современные системы, тогда как первый Starcraft получил полноценный ремастер, который стоит ставить в пример.

Поэтому неудивительно, что на мобильную игру так обозлились — просто это было последней каплей для и без того расстроенных фанатов. Когда другие серии получают регулярный контент, на Diablo совсем не обращают внимания.

Впрочем, по некоторым данным, сейчас Blizzard активно и под давлением Activision работает над Diablo 4. В том числе ради неё, по информации издания Kotaku, студии пришлось бросить разработку шутера во вселенной StarCraft.

World of Warcraft

Показав удачный старт, последнее дополнение Battle for Azeroth (август 2018 года) по итогу не оправдало ожиданий сообщества. Всему виной — нехватка и задержка контента, спорный сюжет и нерабочие геймплейные нововведения.

За мои 12 лет в игре я не вспомню ни одного дополнения (включая Warlords of Draenor), у которого было бы столько же негативного отклика, как у Battle for Azeroth.

Asmongold, Популярный блогер и стример World of Warcraft

Разработчики планировали изменить свой подход к выпуску обновлений. Дело в том, что все аддоны к WoW на старте выходят большими и полными контента, после чего раз в полгода-год обновляются крупным патчем с рейдами и цепочками заданий. В этом плане Battle for Azeroth получилась очень скромной: контента едва ли хватало на месяц вдумчивой игры.

Asmongold обсуждает проблемы Battle for Azeroth

В BfA разработчики хотели развивать аддон постепенно, чтобы пользователи играли в World of Warcraft постоянно, а не набегали стихийно в момент релиза крупного обновления. Поэтому большие добавки решили заменить на маленькие, но регулярные патчи. По той же схеме, к слову, начала работать Bungie со своей Destiny 2 после выхода дополнения Forsaken — сезоны длительностью в несколько месяцев, контент в которых открывается постепенно. Издателем игры на то время также числилась Activision.

Однако что-то пошло не так: Blizzard постоянно задерживала обновления. Возможно, виной тому — множество геймдизайнерских ошибок, которые студия не исправила со времён бета-теста Battle for Azeroth: новая система азертивой брони и талантов и экспедиции на острова вызвали множество споров у игроков ещё до релиза, и к выходу BfA ни одна из проблем не была исправлена. Столкнувшись с массовым недовольством, разработчики сосредоточились на правках, что и могло задержать обновление.

Ситуацию можно хорошо оценить по ролику блогера Naur, вышедшего в сентябре 2018 года, когда аддон буквально разваливался из-за множества неоднозначных геймдизайнерских решений

Точно сказать, по какой причине первый крупный патч вышел лишь спустя полгода после релиза игры сложно. Однако настроения касательно Battle for Azeroth эта задержка испортила — хотя бы потому, что одной из фич дополнения были союзные расы, доступ которым открылся только с патчем 8.1.5, что вышел 12 марта. В итоге игроки, которые хотели вернуться в WoW ради троллей Зандалара и людей Кул-Тираса, смогли создать персонажей лишь весной.

Самая комплексная проблема Battle for Azeroth — сюжет. Для многих игроков переломным моментом стало то, что после эпической войны и победой над Пылающим Легионом, главным противником всего сеттинга Warcraft, игра вновь снизошла до мелких, местячковых конфликтов.

Что происходит с Blizzard и что ждёт компанию в будущем

К тому же, история Battle for Azeroth полностью повторяет события дополнения Mists of Pandaria: Орду возглавил радикальный милитарист, который разжигает войну фракций после большой катастрофы — в то время как на Азерот надвигается новая угроза. И да — в Mists of Pandaria тоже был переход к локальному конфликту после эпических событий предыдущего дополнения, Cataclysm.

До релиза дополнения и в ходе работы над первыми патчами разработчики утверждали, что в Battle for Azeroth будет нестандартный взгляд на войну фракций, неожиданный злодей и «серая» мораль — ни Альянс, ни Орда не будут хорошими или плохими парнями. У каждого будут свои победы и поражения.

Что происходит с Blizzard и что ждёт компанию в будущем

Нестандартного взгляда не вышло: Орда опять выступает ватагой озлобленных, жестоких зверей, а Альянс пытается хоть как-то урегулировать проблему. Нового в этом сюжете нет ничего, равно как и нет «серой» морали — фракции строго поделены на героев и злодеев, а сама «серая» мораль в коммьюнити превратилась в мем.

Весьма неоднозначным выглядит и подход Blizzard к теме «твоё место в конфликте войны». Разработчики иногда дают выбор — поддержать вождя в её кровопролитной войне или выступить против разрушительных действий, соглашаясь с позицией Бейна и Саурфанга.

Азерот только-только пережил войну с Пылающим Легионом — к чему опять ссориться с Альянсом? Но позже игра осуждает тех, кто решил оставаться с Сильваной до конца. Игрок должен помогать бунтовщикам под командованием Бейна и Саурфанга, ведь война — это плохо.

Что происходит с Blizzard и что ждёт компанию в будущем

И в этом главная проблема текущего сюжета. Помимо того, что подобная позиция обесценивает выбор игроков, она превращает членов Орды в переменчивых глупцов. Участие в сожжении великого древа Тельдрассил — это норма и игра даже не даёт возможности отказаться от участия в преступлении против самой природы. Но при этом до конца в своей верности вождю пойти нельзя — игра всячески осуждает такой выбор и призывает выступать против Сильваны, против войны с Альянсом. В итоге выходит, что начинать резню — хорошо, но продолжать её — плохо.

Overwatch

Что происходит с Blizzard и что ждёт компанию в будущем

На фоне конкурентов, например игр Ubisoft (For Honor, Rainbow Six: Siege), шутер от Blizzard практически не развивается: в год выходит лишь пара героев, карт и один сюжетный режим с ограничением по времени.

Кор-механика работает хорошо, но по факту с релиза она не претерпела каких-то серьёзных изменений. И вместо инноваций студия вкладывает силы в войну с токсичностью — причём зачем-то поддаётся на очевидные провокации со стороны интернет-троллей, что лишь порождает новые проблемы с регламентом поведения внутри игры.

Глобальный лор вселенной, детально продуманной дизайнером Крисом Метценом и командой талантливых художников, практически не развивается — за три года существования Overwatch мы узнали о мире Земли будущего и прошлом организации героев лишь небольшие крупицы информации.

Что происходит с Blizzard и что ждёт компанию в будущем

И ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем. Разработчики заявляли, что сюжет Overwatch расписан на пять лет вперёд, однако при этом они не хотят показывать его более подробно, чтобы оставить игрокам простор для фантазии.

На критику подобного подхода в подкасте Red Pages Podcast ведущий геймдизайнер игры, Джефф Каплан, спросил, почему подобных жалоб не возникает касательно DotA или League of Legends, и считает, что для онлайн-шутера Overwatch справляется с проблемой хорошо.

Я польщен, что людям настолько небезразлична наша игра, что они, похоже, даже не думают о других чисто мультиплеерных играх.

Джефф Каплан, Ведущий геймдизайнер Overwatch и вице-президент Blizzard Entertaiment

Однако, если информация Kotaku верна, то сейчас Blizzard работает над Overwatch 2. Остаётся вопрос — зачем, если и потенциал первой части до конца не раскрыт, а игра, в отличие от конкурентов, развивается крайне слабо. Не сказать бы, что Overwatch каким-то образом устарела, чтобы нужен был сиквел. Вся проблема в подходе разработчиков и только.

Heroes of the Storm

Состояние Heroes of the Storm неоднозначно. С одной стороны — к игре выходят обновления, люди в неё играют. Конечно, она не так популярна, как LoL и DotA, однако для своего жанра HotS — отличная игра, и даже больше — это чистокровная игра Blizzard. Отполированная, продуманная, весёлая и лёгкая для освоения — влиться в неё гораздо проще, чем в игры Riot Games или Valve.

Что происходит с Blizzard и что ждёт компанию в будущем

Однако с закрытием киберспортивного направления, за счёт которого MOBA-игры сейчас и живут, Heroes of the Storm потеряла интерес огромной части фанбазы. Люди просто не хотят тратить на неё время, зная, что Heroes of the Storm могут закрыть так же внезапно, как и её киберспортивную лигу.

Из-за урезания бюджетов значительно замедлилось развитие игры: сейчас над Heroes of the Storm работает очень маленькая команда с небольшими ресурсами, поэтому обновления выходят редко — что тоже медленно убивает проект.

Да и решение добавлять собственных героев вместо популярных персонажей вселенной — странное, ведь игрокам куда интереснее управлять знаменитыми героями Starcraft, Warcraft, Overwatch и Diablo. Ближайший аналог здесь — Super Smash Bros., игра для фанатов Nintendo. Тем более, что ещё сотни персонажей из вселенных Blizzard не нашли своего места в Нексусе. Так зачем же нужны уникальные герои, если вселеная всё равно никак особо не развивается?

Warcraft III: Reforged

Что происходит с Blizzard и что ждёт компанию в будущем

За судьбу Warcraft III: Reforged тревожно: игру лишь раз показали на прошлой BlizzCon, и с тех пор о ней не слышно ни слова. Напомним, что её релиз обещали до конца 2019 года. До выхода осталось максимум полгода, однако о ремейке одной из известнейших RTS в игровой индустрии всё ещё нет новых подробностей.

Вряд ли Blizzard не хочет показывать проект, который фанаты ждали больше десятка лет, просто «из вредности» — особенно с текущими репутационными потерями и настроениями игроков. Вполне возможно, что разработка у Reforged проблемная.

Взять хотя бы продемонстрированный визуальный стиль — новая графика Warcraft III выглядит очень странно, особенно на фоне тематической карты из Heroes of the Storm, где привычные нам пехотинцы, бугаи и дворфийские стрелки выглядят в разы приятнее и выполнены в знакомом «непропорционально-гротескном» стиле Blizzard. В Reforged же юниты сделаны в более реалистичном стиле, что вызывает сомнения.

StarCraft и Heartstone

Единственные франшизы, у которых всё относительно хорошо. Хотя про StarСraft такое можно сказать лишь с натяжкой: онлайн довольно низкий (даже не смотря на то, что теперь игра бесплатная), а продолжения в ближайшем будущем не предвидится — шутер во вселенной игры закрыли, и вряд ли у студии в разработке новая RTS.

Отдельно хочется отметить политику Blizzard по поводу токсичности и аморального поведения: пока разработчики рьяно борятся с троллями в Overwatch, в чате StarCraft 2 процветают оскорбления, политическая ругань и расизм. Вероятно, за этим просто никто не следит из-за небольшой популярности игры — работает и ладно.

Чего ждать

Blizzard заявляет, что всегда работает над несколькими играми сразу, однако пока что получается так, что студия распыляется, не уделяя должного внимания ни одному проекту. И при этом ещё и теряет ценные кадры.

Что происходит с Blizzard и что ждёт компанию в будущем

Практически у всех франшиз Blizzard сейчас есть вполне реальные проблемы. К тому же, последние оставшиеся ветераны, стоявшие у истоков кампании, начали уходить из штата — причём в один год, что вызывает подозрения касательно влияния боссов Activision на деятельность Blizzard и конфликта интересов между студией и издателем.

Сейчас из отцов-основателей в Blizzard остался разве что один Аллен Адхам, который уже покидал студию — стоит уйти ему, как «звёзд» у руля не останется. Защищать интересы рабочих студии или фанатов Blizzard будет некому, и боссы Activision смогут без всяких проблем ставить свои условия: от ускорения выпуска игр до смены приоритетов в разработке.

Что происходит с Blizzard и что ждёт компанию в будущем

Из-за всех трудностей, ошибок и реструктуризаций Blizzard переживает не лучшие времена: фанаты в смятении и не знают, чего ждать дальше. Да и внутри самой студии происходят странные вещи: взять, к примеру, недавний скандал, когда Blizzard объявила набор сотрудников на должности, с которых совсем недавно уволили сотни человек по причине реструктуризации штата.

У Blizzard всё ещё есть шансы восстановиться после череды неудач — Warcraft III: Reforged и World of Warcraft: Classic. Однако про первую игру ничего не известно, а у второй все шансы как стать успехом, так и никому не нужным экспериментом. Возможно, «ванильные» сервера не найдут отклика у аудитории на постоянной основе, и фанаты ММОRPG либо вернутся на актуальный контент, либо вновь отложат игру на полку.

Что происходит с Blizzard и что ждёт компанию в будущем

Также Blizzard может вернуть веру фанатов на этом BlizzCon благодаря анонсам. Но единственное, что сейчас выглядит реальным заявлением — это Diablo 4. Ходят слухи про сиквел Overwatch с уклоном в PvE — возможно, именно там игрокам наконец-то расскажут больше про мир игры и отметут все вопросы касательно лора.

В остальном же — кроме вышеописанного ждать от будущего BlizzCon особенно нечего. Шутер во вселенной Starcraft закрыли — так что в рамках этой франшизы надеяться не на что. Да и совершенно новой игры от Blizzard не ожидается — тяжёлая финансовая ситуация и прошедшие увольнения вряд ли позволят рискнуть с разработкой.

315315
497 комментариев