Неудачная попытка вестернизации Capcom

Или почему подражание западным разработчикам не всегда работает.

Неудачная попытка вестернизации Capcom

Компания Capcom известна, как один из крупнейших в мире разработчиков и издателей компьютерных видеоигр. Она является создателем многих культовых серий, таких как Devil May Cry, Resident Evil, Monster Hunter, Street Fighter и других известных тайтлов. Такие игры продаются миллионными тиражами и являются довольно успешными. Но самое главное - серии от Capcom были уникальными. Resident Evil изменила жанр хоррор-игр, а серия Monster Hunter показала, что простое истребление монстров может быть очень даже интересным. Несмотря на это, у компании был период, когда она потеряла свою уникальность, сильно уж пытаясь завлечь внимание западных игроков. В этой статье будут описаны причины такого изменения и качество тех игр, которые сильно изменились за тот период.

Кэйдзи Инафунэ

Неудачная попытка вестернизации Capcom

Пожалуй стоит начать с одного из самых известных японских продюсеров - Кэйдзи Инафунэ. Известен он созданием дизайнов персонажей серии Mega Man, а также продюсированию игр Onimusha, Lost Planet и Dead Rising. Серия Mega Man была довольно успешной и за это Инафунэ все же стоит гордиться. Возможно из-за этого, он стал главой подразделений R&D and Global Production в 2006 году, то есть стал возглавлять игровое подразделение. В этом же году, вышла игра Dead Rising на Xbox 360, которую делал Кэйдзи и его команда. Игра получилась довольно успешной и передавала отличную комбинацию американских фильмов ужасов и японского безумия. Кроме того, выходили серии Mega Man, такие Mega Man ZX и Mega Man 9, первая часть Lost Planet была известна хорошей, на тот момент, графикой, а новая часть культового хоррора Resident Evil 5 уже находилась в разработке . Казалось бы, у Capcom должно всё быть отлично. Однако, у студии уже назревали некоторые проблемы.

"Наша индустрия мертва"

Неудачная попытка вестернизации Capcom

Несмотря на свои заслуги, Кейдзи имел некоторые проблемы. В частности, он был сильным фанатом западным игр. Причем очень уж сильным. В 2009 году, на Tokyo Games Show 2009, он сказал одну фразу, которую как и японцы, как и западные игроки встретили довольно неоднозначно

Лично я, когда просматривал все игры на площадках TGS, я подумал: "Чувак, Японии конец. Нас сделали. Наша игровая индустрия мертва"

Кейдзи Инафунэ

По мнению известного продюсера, игроиндустрия в Японии стала пресной и уже не шла ни в какое сравнение с западными играми. Он также сказал: "Я смотрю на японские игры на Tokyo Games Show, и всё просто ужасно; Япония отстает как минимум на пять лет." Возможно из-за такого мнения Кейдзи, игры от Capcom начали сильно меняться или передаваться на разработку западным студиям. Так, вторая часть Dead Rising делалась уже не самими Capcom, а канадской студией Blue Castle Games. Игроки заметили, что нотка японского безумия больше не ощущалась, а игра выглядела, как типичный боевичок про зомби.

Кроме того, Resident Evil 5 сильно уж отличалась от своей номерной предшественницы. Если Resident Evil 4 пыталась быть игрой, которая пытается напугать игрока, передать жуткую атмосферу испанской глуши и ощущения безвыходности, то пятая часть пыталась быть эдаким стильным боевиком, наполненным эффектным экшеном. И ей это удавалось. Игру хоть и приняли и критики, и фанаты, люди начали замечать, что серия немного начала удаляться от своих корней. Кроме того, фанаты заметили, что и интерфейс, и сам геймплей уж сильно стал напоминать типичные шутеры от западных разработчиков и не было уж сильного чувства оригинальности

Знаменитый бой Криса и булыжника 
Знаменитый бой Криса и булыжника 

Начало проблем

В 2010 году, ситуация у Capcom стала еще страннее. Прибыль компании сильно снизилась. Новые игры серий Monster Hunter и Resident Evil стали задерживаться, а Lost Planet 2 стала полным провалом. Причиной стали относительно низкие продажи и отсутсвие чего-то оригинального. По мнению игроков, игра имела кучу старомодных клише из западных sci-fi фильмов, что не вызывало вау-эфекта.

Несмотря на увеличение объемов продаж на 4,7%, прибыльность компании упала на 40%. Усугубился и без того жесткий финансовый кризис издательства. Хотя в запасе у компании было несколько успешных игр, по-настоящему крупные проекты класса ААА, приносящие миллионы долларов, просто отсутствовали.

Кроме того, некоторые игры просто не выходили на Западе. Игра для PSP, Monster Hunter Portable 3rd, несмотря на отличные продажи в Японии, просто не вышла на Западе. Объяснению такому поведению со стороны Capcom просто не было.

Игра получила от Famitsu 39 из 40
Игра получила от Famitsu 39 из 40

Возможно из-за этого, Кейдзи Инафунэ покидает Capcom. Из игроиндустрии он не ушел, но родная компания более его не принимала.

Усугубление положения

Неудачная попытка вестернизации Capcom

Казалось бы, с уходом Кэйдзи, Capcom снова вернется в колею и проблемы прекратятся? К сожалению, нет.

Компания до сих пор пыталась подражать западным разработчикам. В некоторых случаях, игры просто отделывались западным студиям на аутсорсинг, когда как сама Capcom просто выступала издателем. Так, вместо на полноценной пятой части Devil May Cry, на Tokyo Games Show 2010 представили ответвление серии под названием DmC: Devil May Cry. Занималась разработкой британская студия Ninja Theory.

Фанаты раскритиковали анонс игры. Причиной была не только отсутствие пятой основной части, но и вид нового Данте. Уж слишком он был не похож на оригинал. Разработчики даже получали угрозы смерти от недовольных игроков.

Красавец, что сказать
Красавец, что сказать

Но Capcom не сдавалась и продолжала выпускать новые игры. В частности, в 2012 году состоялся релиз новых игр серии Resident Evil, а именно Resident Evil: Operation Raccoon City и Resident Evil 6.

Resident Evil: Operation Raccoon City представляла собой кооперативный тактический шутер и даже не пыталась передавать ощущения ужаса, чем были известны предыдущие игры серии. Игра пыталась походить на типичные шутеры тех годов, но даже это ей не удалась. Игра получила на релизе плохие отзывы от критиков. Критиковали стрельбу, AI, поломанный нет-код и полное отсутствие вменяемого геймдизайна.

У Resident Evil 6 дела обстояли получше, но тоже не без проблем. Игра хоть и выглядела красиво, имела довольно неплохой сюжет и вводила новых персонажей, игроки признали - это не Resident Evil. Если пятая часть хоть как-то пыталась передать ощущение страха в маленькой деревне в глуши, хоть и с переменным успехом, Resident Evil 6 открыто признавал, что является просто хорошим экшеном с явным закосом на Голливудские фильмы, но никак не хоррор-игрой. Постоянная стрельба, побеги от орд монстров и битвы с гигантскими боссами не понравились многим игрокам. Возможно, именно поэтому эта часть, по мнению многих, является самой спорной в основной серии.

К слову, игра и вправду красивая
К слову, игра и вправду красивая

Постепенное признание проблемы

Неудачная попытка вестернизации Capcom

Тем временем, доходы у Capcom не сильно улучшались. С периода от 2010 до 2013 можно увидеть, что у компании наблюдался некий застой, и ситуацию приходилось исправлять. Некоторые серии игр просто были в застое. В тот период, не было новых игр серии Street Fighter, оригинальной серии DMC и прочих тайтлов от Capcom.

Неудачная попытка вестернизации Capcom

В 2013 году ситуация не сильно улучшилась. Lost Planet 3, которую отдали на аутосорсинг калифорнийской студии Spark Unlimited, провалилась в продаж и в оценках самими игроками. Сама франшиза после третей части канула в небытие. А Remember Me, разрабатываемый Dontnod Entertainment и издаваемый Capcom, хоть и имел оригинальную концепцию, не принес ощутимых доходов издателю.

Неудачная попытка вестернизации Capcom

Несмотря на это, наблюдался некий прогресс. Раскритикованная игроками на анонсе DmC: Devil May Cry, на выходе оказалась очень достойной игрой. Игра окупилась в продажах, а игроки приняли отличный геймплей и саундтрек, но новый Данте до сих пор остается очень спорным.

Неудачная попытка вестернизации Capcom

В 2013 году, Вице-президент Capcom, Кристиан Свенсон, высказался по поводу вестернизации их проектов. По его мнению, некоторые западные игры Capcom получаются великолепными. Перезагруженный Devil May Cry получил высокую оценку критиков за попытки разработчика взять лучшие элементы западного игрового дизайна и использовать их для создания игры, представляющей собой смесь двух культур.

С другой стороны, Кристиан заявил: "Devil May Cry и Lost Planet 3, и некоторые другие проэкты согласовались с Инафуне. Вы должны спросить его, но, насколько я помню, логика была примерно такой: "Делая то же самое, что и западные разработчики, мы получим те же результаты (если нам повезет). Давайте попробуем что-нибудь с другой точки зрения. В некоторых случаях, с западной точки зрения."

Capcom признали, что некоторые проэкты, сделанные на западный манер, просто проваливались. Говоря о провале игры Sengoku Basara: Samurai Heroes, вышедшей еще при Инафунэ, Кристиан заявил: "Хорошо, это не сработало… так что давайте сделаем японскую игру японской. СМИ не были в восторге от таких игр, предварительные заказы были слабыми, молва была слабой, что, в свою очередь, влияло на прогнозы и итоговые маркетинговые бюджеты, и они продавались примерно так же по агрессивным ценам."

Компания должна была исправлять положение.

Восстановление репутации

Неудачная попытка вестернизации Capcom

В 2013 году компания выпустила Mosnter Hunter 4 для Nintendo 3Ds. Хоть и игра и вышла с опозданием в два года на Западе, она продалась тиражом в более 4 миллиона копий. Кроме того, вышедшая в 2015 году Monster Hunter Generations тоже продалась в размере 3 миллионов копий. Игроки были в восторге от игр и заявили, что Capcom сделала верным решение сфокусироваться именно на геймплее и не вводить ничего лишнего.

В 2016 году наконец-то вышла новая часть культовой серии Street Fighter. Хоть игра и имела проблемы с балансом и неткодом, игроки и критики отлично приняли новый файтинг от Capcom. Игра до сих пор имеет свои киберспортивные турниры.

Самым настоящим хитом стал выход Resident Evil 7: Biohazard. Capcom признали, что не хотят более формулы, что была в шестой части и хотят вернуть серию к корням, к самому настоящему survival-horror. Хоть и разработчики не скрывали, что черпали вдохновение от американских фильмов ужасов, они не хотели ничего копировать или явно подражать. Игроки и критику тепло приняли новую часть серии. Особенно хвалили возвращение жуткой атмосферы безвыходности и, в хорошем смысле, мерзости. Продажи игры превысили 9 миллионов копий на момент марта 2021 года.

Неудачная попытка вестернизации Capcom

2018 год стал поворотным для Capcom. Ранее анонсированный в 2017 году Monster Hunter World для PS4, Xbox One и ПК стал абсолютным хитом. Продажи были огромные не только в Японии, но и на других рынках. Состоянием на июнь 2021 года, было продано более 17 миллионов копий игры и 7 миллионов копий дополнения Iceborne. Хоть некоторые ветераны серии все же критиковали игру за упрощение механик, игра стала хитом и вывела Monster Hunter на новый уровень.

Неудачная попытка вестернизации Capcom

На E3 2018 случилось два важных анонса: ремейк Resident Evil 2 и долгожданный анонс Devil May Cry 5. Причем, игра не была отдана на аутсорсинг и сами Capcom разрабатывали игру своей франшизы. Обе игры были приняты хорошо и, как и в случае с Monster Hunter, дали еще большее внимание свои франшизам.

Неудачная попытка вестернизации Capcom

В 2020 - 2021 годах, ситуация начала только улучшаться. Ремейк Resident Evil 3 хоть и был довольно коротким, но принес Capcom приличную суму. А в уже этом году, Monster Hunter Rise и Resident Evil: Village были в топах чартов как и Японии, так и всего Запада. Можно увидеть, что Capcom перестала неудачно экспериментировать и пытаться копировать западные игры. Пытаясь вернуть прибыль и фанатов, компания вернулась у своим корням и оживила свои франшизы. Это может нам говорить, что бесполезно истошно кого-то копировать. Да, черпать вдохновение от разных источников полезно, это факт, но главное - это пытаться сохранять свою индивидуальность и не забывать свои давние труды, над которыми ты так долго работал.

Неудачная попытка вестернизации Capcom
5656
93 комментария

Комментарий недоступен

45
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

К основным играм не имела, не зря же позиционировали как перезапуск. 

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Она ж пиздец скучная была.
Первая дмк, которую я прошел. Просто ультралегкая и ультраубогая.

Ответить

Так трейлер к вышедшей ДмЦ и особо не имеет отношения по итогу, там дохренища чего перелопатили.
И про фанбойство глупо говорить, представь себе, что в тех же Звездных Войнах в 4 и 6 эпизоде играл Хана Соло Форд, а в 5 - какой-то левый чел. Бред, а не фанбойство.

Ответить

Комментарий недоступен

19
Ответить