Индустрия
Olegoose

Неудачная попытка вестернизации Capcom

Или почему подражание западным разработчикам не всегда работает.

Компания Capcom известна, как один из крупнейших в мире разработчиков и издателей компьютерных видеоигр. Она является создателем многих культовых серий, таких как Devil May Cry, Resident Evil, Monster Hunter, Street Fighter и других известных тайтлов. Такие игры продаются миллионными тиражами и являются довольно успешными. Но самое главное - серии от Capcom были уникальными. Resident Evil изменила жанр хоррор-игр, а серия Monster Hunter показала, что простое истребление монстров может быть очень даже интересным. Несмотря на это, у компании был период, когда она потеряла свою уникальность, сильно уж пытаясь завлечь внимание западных игроков. В этой статье будут описаны причины такого изменения и качество тех игр, которые сильно изменились за тот период.

Кэйдзи Инафунэ

Пожалуй стоит начать с одного из самых известных японских продюсеров - Кэйдзи Инафунэ. Известен он созданием дизайнов персонажей серии Mega Man, а также продюсированию игр Onimusha, Lost Planet и Dead Rising. Серия Mega Man была довольно успешной и за это Инафунэ все же стоит гордиться. Возможно из-за этого, он стал главой подразделений R&D and Global Production в 2006 году, то есть стал возглавлять игровое подразделение. В этом же году, вышла игра Dead Rising на Xbox 360, которую делал Кэйдзи и его команда. Игра получилась довольно успешной и передавала отличную комбинацию американских фильмов ужасов и японского безумия. Кроме того, выходили серии Mega Man, такие Mega Man ZX и Mega Man 9, первая часть Lost Planet была известна хорошей, на тот момент, графикой, а новая часть культового хоррора Resident Evil 5 уже находилась в разработке . Казалось бы, у Capcom должно всё быть отлично. Однако, у студии уже назревали некоторые проблемы.

"Наша индустрия мертва"

Несмотря на свои заслуги, Кейдзи имел некоторые проблемы. В частности, он был сильным фанатом западным игр. Причем очень уж сильным. В 2009 году, на Tokyo Games Show 2009, он сказал одну фразу, которую как и японцы, как и западные игроки встретили довольно неоднозначно

Лично я, когда просматривал все игры на площадках TGS, я подумал: "Чувак, Японии конец. Нас сделали. Наша игровая индустрия мертва"

Кейдзи Инафунэ

По мнению известного продюсера, игроиндустрия в Японии стала пресной и уже не шла ни в какое сравнение с западными играми. Он также сказал: "Я смотрю на японские игры на Tokyo Games Show, и всё просто ужасно; Япония отстает как минимум на пять лет." Возможно из-за такого мнения Кейдзи, игры от Capcom начали сильно меняться или передаваться на разработку западным студиям. Так, вторая часть Dead Rising делалась уже не самими Capcom, а канадской студией Blue Castle Games. Игроки заметили, что нотка японского безумия больше не ощущалась, а игра выглядела, как типичный боевичок про зомби.

Кроме того, Resident Evil 5 сильно уж отличалась от своей номерной предшественницы. Если Resident Evil 4 пыталась быть игрой, которая пытается напугать игрока, передать жуткую атмосферу испанской глуши и ощущения безвыходности, то пятая часть пыталась быть эдаким стильным боевиком, наполненным эффектным экшеном. И ей это удавалось. Игру хоть и приняли и критики, и фанаты, люди начали замечать, что серия немного начала удаляться от своих корней. Кроме того, фанаты заметили, что и интерфейс, и сам геймплей уж сильно стал напоминать типичные шутеры от западных разработчиков и не было уж сильного чувства оригинальности

Знаменитый бой Криса и булыжника 

Начало проблем

В 2010 году, ситуация у Capcom стала еще страннее. Прибыль компании сильно снизилась. Новые игры серий Monster Hunter и Resident Evil стали задерживаться, а Lost Planet 2 стала полным провалом. Причиной стали относительно низкие продажи и отсутсвие чего-то оригинального. По мнению игроков, игра имела кучу старомодных клише из западных sci-fi фильмов, что не вызывало вау-эфекта.

Несмотря на увеличение объемов продаж на 4,7%, прибыльность компании упала на 40%. Усугубился и без того жесткий финансовый кризис издательства. Хотя в запасе у компании было несколько успешных игр, по-настоящему крупные проекты класса ААА, приносящие миллионы долларов, просто отсутствовали.

Кроме того, некоторые игры просто не выходили на Западе. Игра для PSP, Monster Hunter Portable 3rd, несмотря на отличные продажи в Японии, просто не вышла на Западе. Объяснению такому поведению со стороны Capcom просто не было.

Игра получила от Famitsu 39 из 40

Возможно из-за этого, Кейдзи Инафунэ покидает Capcom. Из игроиндустрии он не ушел, но родная компания более его не принимала.

Усугубление положения

Казалось бы, с уходом Кэйдзи, Capcom снова вернется в колею и проблемы прекратятся? К сожалению, нет.

Компания до сих пор пыталась подражать западным разработчикам. В некоторых случаях, игры просто отделывались западным студиям на аутсорсинг, когда как сама Capcom просто выступала издателем. Так, вместо на полноценной пятой части Devil May Cry, на Tokyo Games Show 2010 представили ответвление серии под названием DmC: Devil May Cry. Занималась разработкой британская студия Ninja Theory.

Фанаты раскритиковали анонс игры. Причиной была не только отсутствие пятой основной части, но и вид нового Данте. Уж слишком он был не похож на оригинал. Разработчики даже получали угрозы смерти от недовольных игроков.

Красавец, что сказать

Но Capcom не сдавалась и продолжала выпускать новые игры. В частности, в 2012 году состоялся релиз новых игр серии Resident Evil, а именно Resident Evil: Operation Raccoon City и Resident Evil 6.

Resident Evil: Operation Raccoon City представляла собой кооперативный тактический шутер и даже не пыталась передавать ощущения ужаса, чем были известны предыдущие игры серии. Игра пыталась походить на типичные шутеры тех годов, но даже это ей не удалась. Игра получила на релизе плохие отзывы от критиков. Критиковали стрельбу, AI, поломанный нет-код и полное отсутствие вменяемого геймдизайна.

У Resident Evil 6 дела обстояли получше, но тоже не без проблем. Игра хоть и выглядела красиво, имела довольно неплохой сюжет и вводила новых персонажей, игроки признали - это не Resident Evil. Если пятая часть хоть как-то пыталась передать ощущение страха в маленькой деревне в глуши, хоть и с переменным успехом, Resident Evil 6 открыто признавал, что является просто хорошим экшеном с явным закосом на Голливудские фильмы, но никак не хоррор-игрой. Постоянная стрельба, побеги от орд монстров и битвы с гигантскими боссами не понравились многим игрокам. Возможно, именно поэтому эта часть, по мнению многих, является самой спорной в основной серии.

К слову, игра и вправду красивая

Постепенное признание проблемы

Тем временем, доходы у Capcom не сильно улучшались. С периода от 2010 до 2013 можно увидеть, что у компании наблюдался некий застой, и ситуацию приходилось исправлять. Некоторые серии игр просто были в застое. В тот период, не было новых игр серии Street Fighter, оригинальной серии DMC и прочих тайтлов от Capcom.

В 2013 году ситуация не сильно улучшилась. Lost Planet 3, которую отдали на аутосорсинг калифорнийской студии Spark Unlimited, провалилась в продаж и в оценках самими игроками. Сама франшиза после третей части канула в небытие. А Remember Me, разрабатываемый Dontnod Entertainment и издаваемый Capcom, хоть и имел оригинальную концепцию, не принес ощутимых доходов издателю.

Несмотря на это, наблюдался некий прогресс. Раскритикованная игроками на анонсе DmC: Devil May Cry, на выходе оказалась очень достойной игрой. Игра окупилась в продажах, а игроки приняли отличный геймплей и саундтрек, но новый Данте до сих пор остается очень спорным.

В 2013 году, Вице-президент Capcom, Кристиан Свенсон, высказался по поводу вестернизации их проектов. По его мнению, некоторые западные игры Capcom получаются великолепными. Перезагруженный Devil May Cry получил высокую оценку критиков за попытки разработчика взять лучшие элементы западного игрового дизайна и использовать их для создания игры, представляющей собой смесь двух культур.

С другой стороны, Кристиан заявил: "Devil May Cry и Lost Planet 3, и некоторые другие проэкты согласовались с Инафуне. Вы должны спросить его, но, насколько я помню, логика была примерно такой: "Делая то же самое, что и западные разработчики, мы получим те же результаты (если нам повезет). Давайте попробуем что-нибудь с другой точки зрения. В некоторых случаях, с западной точки зрения."

Capcom признали, что некоторые проэкты, сделанные на западный манер, просто проваливались. Говоря о провале игры Sengoku Basara: Samurai Heroes, вышедшей еще при Инафунэ, Кристиан заявил: "Хорошо, это не сработало… так что давайте сделаем японскую игру японской. СМИ не были в восторге от таких игр, предварительные заказы были слабыми, молва была слабой, что, в свою очередь, влияло на прогнозы и итоговые маркетинговые бюджеты, и они продавались примерно так же по агрессивным ценам."

Компания должна была исправлять положение.

Восстановление репутации

В 2013 году компания выпустила Mosnter Hunter 4 для Nintendo 3Ds. Хоть и игра и вышла с опозданием в два года на Западе, она продалась тиражом в более 4 миллиона копий. Кроме того, вышедшая в 2015 году Monster Hunter Generations тоже продалась в размере 3 миллионов копий. Игроки были в восторге от игр и заявили, что Capcom сделала верным решение сфокусироваться именно на геймплее и не вводить ничего лишнего.

В 2016 году наконец-то вышла новая часть культовой серии Street Fighter. Хоть игра и имела проблемы с балансом и неткодом, игроки и критики отлично приняли новый файтинг от Capcom. Игра до сих пор имеет свои киберспортивные турниры.

Самым настоящим хитом стал выход Resident Evil 7: Biohazard. Capcom признали, что не хотят более формулы, что была в шестой части и хотят вернуть серию к корням, к самому настоящему survival-horror. Хоть и разработчики не скрывали, что черпали вдохновение от американских фильмов ужасов, они не хотели ничего копировать или явно подражать. Игроки и критику тепло приняли новую часть серии. Особенно хвалили возвращение жуткой атмосферы безвыходности и, в хорошем смысле, мерзости. Продажи игры превысили 9 миллионов копий на момент марта 2021 года.

2018 год стал поворотным для Capcom. Ранее анонсированный в 2017 году Monster Hunter World для PS4, Xbox One и ПК стал абсолютным хитом. Продажи были огромные не только в Японии, но и на других рынках. Состоянием на июнь 2021 года, было продано более 17 миллионов копий игры и 7 миллионов копий дополнения Iceborne. Хоть некоторые ветераны серии все же критиковали игру за упрощение механик, игра стала хитом и вывела Monster Hunter на новый уровень.

На E3 2018 случилось два важных анонса: ремейк Resident Evil 2 и долгожданный анонс Devil May Cry 5. Причем, игра не была отдана на аутсорсинг и сами Capcom разрабатывали игру своей франшизы. Обе игры были приняты хорошо и, как и в случае с Monster Hunter, дали еще большее внимание свои франшизам.

В 2020 - 2021 годах, ситуация начала только улучшаться. Ремейк Resident Evil 3 хоть и был довольно коротким, но принес Capcom приличную суму. А в уже этом году, Monster Hunter Rise и Resident Evil: Village были в топах чартов как и Японии, так и всего Запада. Можно увидеть, что Capcom перестала неудачно экспериментировать и пытаться копировать западные игры. Пытаясь вернуть прибыль и фанатов, компания вернулась у своим корням и оживила свои франшизы. Это может нам говорить, что бесполезно истошно кого-то копировать. Да, черпать вдохновение от разных источников полезно, это факт, но главное - это пытаться сохранять свою индивидуальность и не забывать свои давние труды, над которыми ты так долго работал.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Принятый глобус

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Важный Макс
игра из-за попытки сыграть на имени получила кучу хейта от порвавшихся фанбоев

*из-за ужасной рекламной кампании и глупости Тамима Антониадеса на интервью.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Иванов

К основным играм не имела, не зря же позиционировали как перезапуск. 

Ответить
Развернуть ветку
41 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Bigguy Foryou

Она ж пиздец скучная была.
Первая дмк, которую я прошел. Просто ультралегкая и ультраубогая.

Ответить
Развернуть ветку
Удивительный огонь

Так трейлер к вышедшей ДмЦ и особо не имеет отношения по итогу, там дохренища чего перелопатили.
И про фанбойство глупо говорить, представь себе, что в тех же Звездных Войнах в 4 и 6 эпизоде играл Хана Соло Форд, а в 5 - какой-то левый чел. Бред, а не фанбойство.

Ответить
Развернуть ветку
Lonely Vasyan

Игры капкомов всегда были про запад и базировались на западной культуре. То же и с Кодзимой. Вопросом времени было то, когда они окончательно отойдут от элементов аниме-стилистики (которая была скорее компромиссным решением из-за слабого железа тех времен) и начнут делать контент а-ля голливуд.

Ответить
Развернуть ветку
Mervish
всегда были про запад
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
lotan
когда она потеряла свою уникальность, сильно уж пытаясь завлечь внимание западных игроков.

Сейчас она тоже этим занимается. Разница только в том, что в прошлый раз неудачными методами завлекали, а теперь более грамотно действуют. 

Ответить
Развернуть ветку
Goslya

За DmC до сих пор обидно, надеюсь когда-нибудь продолжение все же выйдет

Ответить
Развернуть ветку
Сулейменов Айдар

Никогда не выйдет. Целью перезапуска были - 2 миллиона копий за фуллпрайс на старте и 4 миллиона проданных копий за 2 года. В итоге они продали 800 тысяч копий по фуллпрайсу на старте плюс 500 тысяч копий по скидке за год. Для сравнения - ДМК 4 продалась на старте в 2008 году 2 миллиона копий за фуллпрайс + 700 тысяч по скидке к 2010 году и эти продажи Капком не устраивали. А ещё DmC похоже до их пор самая дорогая в производстве игра в серии.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Nazar Kolomiets

ДМЦ от Нинджа Тиори - единственная игра этой британской студии, которая мне искренне зашла. Был бы рад параллельному развитию номерных ДМЦ и вселенной ремейка.

Ответить
Развернуть ветку
Найджел Блайт

Все были бы рады. Учитывая что он даже не провалился.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Петр К.

На превью Dmc3, в статье DMC, либо трусы надень либо крестик сними

Ответить
Развернуть ветку
Fat Larry

До сих пор в голос с челов что  решили отдать дмц (серию где геймплей правит балом) к челам которые всегда обсирались с ним (британцы) расчитывая на продажи уровня дутого кала, а затем раз за разом снижая ожидаемые продажи

в итоге пауза на 11 сука лет между настоящим сиквелом а не хевенли сворд 2.0 к которому присобачили надпись дмц

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Горлов

Так бриташки справились лучше самих капком с 4/5 частями
Римейк последний дмц с нормальным сюжетом, годным стилем, дизайном локаций и музыкой
Геймплей для концепции мира был ок, хотя задротам дмц понятное дело не зашел, но ниндзя и не для них делали

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Azog Defiler
Неудачная попытка вестернизации Capcom

Ну да. А сейчас они очень неозападненнны, ага.

Ответить
Развернуть ветку
Doryika
Ответить
Развернуть ветку
Xander Grishchenko

В тексте написано, что с 2010 по 2013 не выходило игр по Street Fighter, однако в 2012 Капком выпустили Street Fighter X Tekken, который, правда, тоже был проблемным
Ещё обошли стороной гибель серии Dead Rising - как Капком цеплялись за деньги Майкрософт чтобы сделать третью часть и как погибали четвёрка и пятая, которая так и не вышла 

Ответить
Развернуть ветку
Шумный клуб

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Найджел Блайт

Вот только в плане художественного стиля Сарком нихуя не отказались от вестернизации, стиль RE и DMC убили отвратными реалистичным рожами. Только MH остался как был.

Ответить
Развернуть ветку
Bigguy Foryou
Вот только в плане художественного стиля Сарком нихуя не отказались от вестернизации

Так а зачем, если та же ДМК изначально была стильно западная? Камия так и хотел.
Алсо, рожи - секс, пока дело не касается некоторых кадров с воргилем.

Ответить
Развернуть ветку
Adam Grey

Посыл про отставание японских игр правильный, а причины автору статьи осталось неизвестны. Здесь речь про техническую составляющую, вызванную тем, что японский игровой рынок - это консольный рынок с доминированием Nintendo и Playstation. А плойка да недавнего времени шла с кастомными процами, для которых портирование современных движков было затруднено. С появлением ps4 проблема решилась и мы видим, что Final fantasy 7, например, на Unreal и DMC5 (не знаю, на чем) ничем не уступают западным играм.

Ответить
Развернуть ветку
Сулейменов Айдар

Ну у Final Fantasy бюджет большой, а декорации для DMC 5  в значительной мере слеплены из ассетов для ремейков RE 2 & 3.
А ты взгляни на игры Koei Tecmo, Bandai Namco и издателей по-проще, там графика далеко не передовая.

Ответить
Развернуть ветку
lotan

Не совсем так, по японцам сильно ударил переход на HD разработку в принципе, тут не только в кривизне железа PS3 дело. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Gabe Newal

У японцев своя атмосфера, и часто попытки вестернизировать свои продукты не увенчивается успехом.

Ответить
Развернуть ветку
- DIPLOMATIOUS -

Ты видел ре3 ремейк? Вот это пример не вествернизированной игры! А не эти ваши монстер хантеры

Ответить
Развернуть ветку
Махмуджан Вахидов

чот шо в ре3,8 западных хуиных боевиковских движений больше чем ожидаемых мной японске хоррорных, побегать пострелять игор как гавна

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Александрович

Кейдзи Инафунэ. так вот кто ответственнен за тот курс, что взяли капкомы в период после дмк4... а то после РЕ6 я уже хоронил Капком.
какое же счастье, что они всё таки вернулись в прошлое русло.
И кстати СФ5 ругали за малое количество контента на релизе, да и мало кто тогда был знаком с пониманием "игра с длительным сроком жизни".

Ответить
Развернуть ветку
Carpetner Bones

Озападнивание игр очень часто пораждает такую же клюкву, как попытка запада сделать русских. Тупые стереотипы и поверхностные знания.

Ответить
Развернуть ветку
Putin

Ох, можно подумать в любой другой игре, которую делают "не местные" не клюква. Целая серия ассасинов вон. Клюкву вообще в любой игре найти можно, если это не фентези какое. Главное, чтоб органично в самой игре смотрелось

Ответить
Развернуть ветку
Putin

Играли с братом в резинки 5-6 на боксе. 5й не понравился из-за медленного геймплея, убогой стрельбы из-за плеча и общей коричнево-желтой картинки.
А вот 6ю часть прошли запоем. Очень драйвово было

Ответить
Развернуть ветку
Рамиль Сабыров

статья какая-то ни о чём. не очень понятно, что имеется в виду под вестернизированием, ведь Капком почти никогда не делали чистой японщины. И РЕ4 был точно так же вестернизирован, как и РЕ5. Да и вся серия РЕ была с самого начала ориентирована на Запад. Дед Райзинг 2 вообще ругали не за потерю безумия (наоборот, в сиквеле его даже больше было), а из-за того, что игра ощущалась как аддон, а не полноценный номерной сиквел.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 93 комментария
null