Расколотое «Я» — обзор Hellblade: Senua's Sacrifice

История болезни.

Почти в каждой видеоигре есть хотя бы один персонаж с очевидным расстройством психики. Как правило, это связано с игровыми условностями, желанием развлечь игрока или просто ленью сценариста. Галлюцинации — это ярко и претенциозно. Чудаковатые персонажи — верный способ развеселить игрока. А ярлык «психопат» заменяет злодею и характер, и мотивацию.

Но осмысленные, обстоятельные попытки изобразить психическое расстройство в играх встречаются редко. Новая игра Ninja Theory — одна из самых откровенных и пугающе убедительных.

Расколотое «Я» — обзор Hellblade: Senua's Sacrifice

Hellblade: Senua's Sacrifice никогда не скрывала свои амбиции, но её внешние атрибуты могут сбить с толку. На словах это приключенческий hack and slash в антураже скандинавской и кельтской мифологии. Некоторые рецензенты и игроки навесили на неё ярлык «симулятор ходьбы». Всё это верно лишь отчасти.

На самом деле Hellblade — психологический хоррор. Играть в неё нужно соответственно: в одиночестве, темноте и обязательно в хороших наушниках.

Алиса в Стране Мёртвых

Кельтская воительница Сенуа путешествует в Хельхейм, чтобы вернуть душу своего возлюбленного. Царство Хель загадочно и опасно: на пути Сенуа ждут орды жутких воинов и чудовищ, её будут преследовать кошмарные видения, а земли мёртвых отрицают законы времени и пространства. Отличный материал для новой легенды о героическом путешествии.

Не все локации в Hellblade настолько живописны, но игра очень красива
Не все локации в Hellblade настолько живописны, но игра очень красива

И на редкость изящный выбор сеттинга. В мире Сенуа никто не знает, что такое психоз. Поначалу и сама игра не заостряет на этом внимание. Сенуа постоянно слышит голоса, противники появляются из ниоткуда, а земли Хельхейма полны чудес: хороший антураж для фэнтези.

Расколотое «Я» — обзор Hellblade: Senua's Sacrifice

Но чем дальше вы продвигаетесь, тем больше узнаёте о прошлом героини. О том, что она всегда видела и слышала вещи, недоступные окружающим. Что её сторонились, считали проклятой и винили во всех бедах. Что дикое, суеверное и жестокое окружение подпитывало её психоз, а кошмарное царство Хель не сильно отличается от всего, что она видела в жизни. И на деле вы играете безумной женщиной, которая носит голову возлюбленного в мешке и бредит идеей вернуть его к жизни.

В этом контексте особенно интересно находить руны, из которых можно услышать легенды о богах и героях. Они подпитывают психотический бред героини, да и сами образы вызывают очевидные параллели
В этом контексте особенно интересно находить руны, из которых можно услышать легенды о богах и героях. Они подпитывают психотический бред героини, да и сами образы вызывают очевидные параллели

Спираль

Начало — самая обманчивая часть Hellblade и самая невзрачная. Она обнажает слабые стороны игры. На пути в Хельхейм вы исследуете неприметные линейные локации, в определённых точках сражаетесь с волнами противников и решаете незамысловатые головоломки.

Скажем, периодически на вашем пути попадаются врата, запечатанные рунами. Сенуа должна найти поблизости образ, в котором узнаётся нужная руна. Это может быть тень на камне или, например, стволы дерева, если встать под определённым ракурсом. На деле вы всегда ищете место, где горящие руны роятся в воздухе, и осматриваетесь в поисках нужного образа.

Сами по себе эти головоломки быстро приедаются, порой даже раздражают, но по мере прохождения поиск рун сопровождают всё новые условия. У каждой локации есть свои особенности. Например, уже в начале игры вы проходите через особые арки, искажающие реальность: они самую малость меняют окружение, открывая путь к новым местам.

Расколотое «Я» — обзор Hellblade: Senua's Sacrifice

В Хельхейме эта вариативность будет лишь усиливаться. Где-то Сенуа будет путешествовать между светлой и тёмной версиями мира, вглядываясь в огромные маски. А где-то поиск рун обернётся гонкой на выживание.

По мере прохождения появляются и другие головоломки, завязанные на играх разума. Под определённым ракурсом эти парящие обломки складываются в лестницу, которая тут же материализуется
По мере прохождения появляются и другие головоломки, завязанные на играх разума. Под определённым ракурсом эти парящие обломки складываются в лестницу, которая тут же материализуется

Боевая система заточена под дуэли и отчасти напоминает For Honor — но без стоек, запасов выносливости и замысловатых комбо. Когда появляются враги, Сенуа автоматически выхватывает меч, а камера фиксируется на ближайшем противнике. Героиня может наносить слабые и сильные атаки мечом (в том числе, с разбега), уворачиваться и блокировать вражеские удары, дезориентировать врагов рукопашной атакой. А отдельной кнопкой можно менять фокус камеры между врагами.

Боевая система предельно простая, но эффектная. Чувствуешь силу своего удара и боль от вражеского: и Сенуа, и её враги живо реагируют на урон
Боевая система предельно простая, но эффектная. Чувствуешь силу своего удара и боль от вражеского: и Сенуа, и её враги живо реагируют на урон

Без шкалы выносливости уворачиваться можно бесконечно: это самый безопасный способ избежать урона, особенно в борьбе с толпами врагов, боссами и просто сильными противниками. Но своевременный блок превращается в контратаку и быстрее заряжает шкалу концентрации: зеркальце на поясе Сенуа освещает руна, и можно войти в особый режим. В нём время для противников ненадолго замедляется, и Сенуа может нанести множество ударов без какого-либо вреда.

В режиме концентрации реальность преображается: всё покрывают белые руны
В режиме концентрации реальность преображается: всё покрывают белые руны

Боевая система в Hellblade простая, новые приёмы Сенуа не изучает. Битвы с однотипными воинами быстро приедаются, но со временем появляются более грозные противники, под чьи особенности нужно подстраиваться. Скажем, воин со щитом легко блокирует атаки, берсерк наносит серию ударов, а удары особо крупных монстров нельзя эффективно заблокировать.

Рядовые противники учатся уходить в «тень»: тогда им невозможно нанести урон, пока не активируешь режим концентрации. Он становится ключевым ресурсом: самых слабых врагов ранишь, чтобы они медленно хромали и не представляли угрозу, а их слабые удары в нужный момент можно было отбить для перезарядки концентрации.

Контратаки не только полезны, но и на редкость эффектно выглядят. Особенно ближе к концу игры
Контратаки не только полезны, но и на редкость эффектно выглядят. Особенно ближе к концу игры

Но экшен — явно не самоцель Hellblade, скорее инструмент. В самом начале игры вам говорят, что у Сенуа ограниченный запас «жизней»: гниль на её правой руке разрастается с каждой гибелью, и если дойдёт до головы, игра удалит файл сохранения. А чем дальше, тем больше становятся волны врагов. Постепенно теряешь самообладание и концентрацию, начинаешь пропускать удары, арены кажутся слишком тесными, враги давят числом. Выжить не так сложно, важна цена ошибки. Поэтому бои изнуряют. В любой другой игре это был бы недостаток. Но не в Hellblade.

Обычные противники выглядят грозно, но безлико. Зато битвы с боссами удались на славу
Обычные противники выглядят грозно, но безлико. Зато битвы с боссами удались на славу

Муки ада

Главная причина играть в Hellblade — сама Сенуа. Возможность увидеть мир её глазами, столкнуться с её страхами и пережить её страдания. Ninja Theory консультировались с психиатрами и больными психозом, о чём охотно рассказали в документальном фильме Senua's Psychosis, который можно посмотреть прямо в главном меню игры. Особенно впечатляет раздел, в котором приводится цитата больного — и фрагмент игры, демонстрирующий этот симптом.

Некоторые находки особенно впечатляют. Все люди, которых Сенуа встречает в воспоминаниях, записаны на обычную камеру, а их вид постоянно покрывается рябью и зернистостью. Более эффектного изображения галлюцинаций я не видел никогда. А порой игра это использует совсем неожиданно. Например, можно сфокусироваться на статуе лица или потоке водопада, который под определённым ракурсом напоминает черты лица. В режиме концентрации на образ наслаивается видеозапись лица матери Сенуа. Лёгкий отпечаток, будто двухмерный. Выглядит по-хорошему жутко.

На этом роль матери в истории не заканчивается
На этом роль матери в истории не заканчивается
Если собеседник Сенуа стоит на расстоянии, видно лишь расплывчатый силуэт. Одна из сцен здорово это обыгрывает
Если собеседник Сенуа стоит на расстоянии, видно лишь расплывчатый силуэт. Одна из сцен здорово это обыгрывает

А симптомов много. От незначительных, вроде помутнения зрения, смазанных красок, зернистости и эффекта раздробленного зеркала до по-настоящему серьёзных. Например, в логове зверя Сенуа преследует панический страх темноты: необходимо держаться источников света, иначе вас начинает преследовать чудовище. Во тьме на вас обрушиваются крики и рёв, а на экране мерцают алые образы. Если задержитесь, Сенуа утратит рассудок и в муках погибнет.

Но что важнее всего, Ninja Theory не просто так используют в игре множество эффектов галлюцинаций. Например, больные психозом склонны находить образы и закономерности там, где их нет. Отсюда и появились головоломки с рунами. Сенуа не может открыть очередные ворота просто потому, что её разум наполняет ложная информация. Да, головоломки могут раздражать и утомлять. Но в этом весь смысл: психоз не делает жизнь веселее или легче. Даже чтобы открыть дверь, Сенуа приходится выполнять абсурдные условия.

Кому-то может показаться, что в игре слишком много информационного шума: всевозможные визуальные эффекты, голоса в голове, трансформация пространства. Да, это может вызвать дискомфорт, в этом весь смысл. Но у Hellblade выдающаяся режиссура, и галлюцинации играют в ней ключевую роль. Смена цветовой гаммы, зернистость, смазанные краски: всё сочетается с эмоциональным состоянием Сенуа.

Галлюцинации придают веса каждой сцене и воспоминанию, отражают внутренний мир героини. Меняются погодные условия, гамма. Появляются и исчезают эффекты шума и искажения. Если у Сенуа нервный срыв, картинка дробится на осколки, как треснувшее зеркало. Паническая атака в темноте вызывает тревожные образы, вроде клыков, которые мелькают красными отпечатками. А в отчаянии Сенуа вообще может увидеть собственную смерть.

Расколотое «Я» — обзор Hellblade: Senua's Sacrifice

Лучший пример — голоса в голове. Они сопровождают героиню всю игру, отражают её противоречивые мысли и душевное состояние. Они обсуждают её, спорят друг с другом, дают противоположные советы, издеваются и постоянно реагируют на сюжетные сцены. Если Сенуа слишком встревожена, голоса раздражённо критикуют любое её действие, унижают и язвят. Если растеряна, сомневаются в правильности того, что она делает и куда должна идти. Если в ней проснулась надежда, подбадривают и успокаивают. В ключевых эпизодах на смену обычным голосам приходят особенные, принадлежащие людям, которые дороги Сенуа. С ними связаны одни из самых мощных сцен в игре.

А ещё голоса — главная причина играть в Hellblade исключительно в наушниках, ведь они записаны на бинауральный микрофон. Больные психозом слышат расстояние до голоса, направление — и этот опыт вы ощутите сами. Они будут кружиться вокруг вас, то удаляясь, то приближаясь к самому уху. И они будут помогать вам в бою. Если противник наносит удар, который невозможно заблокировать, они кричат увернуться. Если вас атакуют сзади или сбоку, они предупредят. Причём, голос прозвучит в направлении противника: вы будете знать, откуда ждать удар.

Звукорежиссура не ограничивается голосами в голове: у Hellblade прекрасный саундтрек. Кульминационные сцены сопровождаются аутентичными и просто атмосферными песнями
Звукорежиссура не ограничивается голосами в голове: у Hellblade прекрасный саундтрек. Кульминационные сцены сопровождаются аутентичными и просто атмосферными песнями

Одни эффекты психоза помогают, другие могут путать. В этом весь смысл. Одну из самых жутких сцен так и тянет сравнить с Silent Hill: у Сенуа темнеет в глазах, она почти ничего не видит, идёт медленно и наощупь. В темноте видны пульсирующие чавкающие монстры, похожие на бесформенную биомассу.

Голос говорит, что если она ничего не видит в темноте, не видят и они. Но игра заставляет держаться источников света: слишком удалившись во тьму, от монстров, Сенуа начинает на глазах испаряться, от неё отлетают лепестки пепла. Приходится держаться ближе к свету — и к монстрам.

Когда привыкаешь доверять голосам, они порой нагоняют жути. Стоит впервые взять факел, голоса тараторят, что он скоро погаснет. А что, если правда погаснет? Начинаешь нервничать, спешить. Точно так же работает горячо обсуждаемая перманентная смерть: игра в самом начале предупреждает, что с каждой гибелью на руке Сенуа растёт чёрная метка. Если она доберётся до головы, весь прогресс удалится. Правда ли это? Может быть и нет. Но хотите ли вы проверить это сами, пока играете? Эта идея и делает битвы изнурительными: боишься пропустить лишний удар и утратить файл сохранения. Такими штрихами игра сближает вас с Сенуа: дезориентирует и взращивает страх.

Если Сенуа близка к гибели, игра крупным планом показывает её искажённое от боли лицо. Зная, что в случае смерти есть вероятность потерять всё, сближаешься с ней ещё сильнее
Если Сенуа близка к гибели, игра крупным планом показывает её искажённое от боли лицо. Зная, что в случае смерти есть вероятность потерять всё, сближаешься с ней ещё сильнее

Чем дальше Сенуа углубляется в царство Хелы, тем сильнее теряет связь с реальностью, чаще сталкивается с мучительными воспоминаниями и кошмарными видениями. И тем сильнее раскрывается как персонаж. Во многом, благодаря режиссуре, постановке и актёрской игре Мелины Юргенс.

Даже как-то не по себе от мысли, что Ninja Theory взяли на главную роль своего монтажёра: по качеству лицевой анимации и актёрской игры Hellblade может спорить с проектами Дэвида Кейджа. А необычная постановка только помогает Сенуа. Например, в катсценах люди, которые являются героине в видениях, часто стоят по ту сторону камеры. Разговаривая с очередным миражом, Сенуа смотрит вам в глаза.

Расколотое «Я» — обзор Hellblade: Senua's Sacrifice

Сенуа вообще часто смотрит прямо в камеру

Расколотое «Я» — обзор Hellblade: Senua's Sacrifice
Расколотое «Я» — обзор Hellblade: Senua's Sacrifice

Зримая тьма

Разработчики окрестили Hellblade: Senua's Sacrifice «инди-игрой AAA-класса». Лучше и не скажешь. Не только потому, что они сами издают свой проект, не пытаются вместить в него побольше популярных механик и привлечь самую широкую аудиторию. И не потому, что Ninja Theory сделали на минимальные деньги игру, которая соответствует техническому уровню крупнобюджетных проектов, а продаётся по более чем скромной цене.

Дело в общем подходе. Hellblade не просто изображает страдания человека, больного психозом: она целиком построена вокруг этой задумки. И воспринимать её нужно именно через призму концепции. Если разобрать Hellblade на составляющие, у неё обнаружатся недостатки. Но все её элементы друг друга дополняют, рождая намного более ценный опыт, чем можно ожидать от видеоигры.

Всё в Hellblade устроено так, чтобы привязать вас к Сенуа. Вы видите мир её глазами и видите её лицо, искажённое печатью безумия. Вы переживаете её самые тёплые и самые страшные воспоминания, помогаете ей столкнуться с внутренними страхами и принять боль от утраты возлюбленного. Игра создаёт интимную обстановку и всеми силами выталкивает вас из зоны комфорта.

Расколотое «Я» — обзор Hellblade: Senua's Sacrifice

У вас могут отнять оружие и зрение, уровни становятся всё сюрреалистичнее и кошмарнее, травмирующие воспоминания Сенуа рождают новые условия игры. А нервные длительные бои изнуряют и навязывают страх умереть. Вы не развлекаетесь и не наблюдаете со стороны, а проходите через ад психоза вместе с героиней. Hellblade передаёт эмоции Сенуа и нарративом, и механикой, не боясь отпугнуть лишнюю аудиторию. Приятного в них мало, но они прекрасны и сильны. Это и отличает искусство от медийного продукта.

Расколотое «Я» — обзор Hellblade: Senua's Sacrifice

И оно того стоит. Hellblade — один из важнейших экспериментов последнего времени. И по-настоящему жуткий, необычный психологический хоррор. В конце концов, у Hellblade она из самых ярких и откровенных концовок на моей памяти. Финальная битва и всё, что следует за ней, с лихвой оправдывает все эмоции, что обрушивает на вас игра. Это путь, который стоит пройти.

108108
63 комментария

Проглотил игру в два присеста, и пока это лучший экспириенс за очень долгое время. Самый живой персонаж из игр вообще на моей памяти, интересующая меня всю жизнь тема и режиссура, напоминающая о связке Куарон-Любецки. Не отпускает второй день, и до сих пор не могу понять, как я вообще не обращал на неё внимания вплоть до самого дня релиза.

27
Ответить

Для меня это сейчас главный претендент на "игру года". И лучший хоррор последних пары лет.

8
Ответить

не обращать внимания до дня релиза - и есть рецепт хорошего экспириенса.

8
Ответить

Абсолютно согласен. Только что прошел ее и это игра года (лично для меня точно). Тот момент, когда не представляешь уже, какая игра/фильм может зайти тебе больше или также после увиденного. Пойду помолюсь за Ninja Theory, надеюсь у них все будет хорошо.

3
Ответить

С языка снял.

Ответить

Ninja Theory делают отличные игры с интересными, по-настоящему проработанными и качественными идеями из которых и состоит потом благодатная память об игровом опыте, о котором хочется рассказать друзьями и знакомым не скупясь на эпитеты и жестикуляцию.
Hellblade - очередной виток их мастерства, смелых идей, качественных исполнений и экспоненциальный рост крутизны и я полностью солидарен с кандидатурой на "игру года".

Да, они не часто выпускают продукты, но одна их игра стоит десятков других - выпущенных будто "для галочки" и не задуманных как проект, оставляющий в головах игроков что-то после себя, какую-то пищу для мыслей.
Мне нравился Enslaved, я с огромным удовольствием проходил DMC, предзаказал Hellblade и хочу опробовать его на качественном железе.

6
Ответить

Хоспаде, это самый продающий текст, который я когда-либо читал на DTF!
Огромная благодарность автору, пошел в PS Store.

6
Ответить