Как воплотить на экране театр кабуки? Ответ в аниме «Мононоке»

Дизайны героев и их архетипы - все от театра Кабуки. Но вот форма произведения - киношная. Поэтому в новелле Нуэ есть игра с цветом
Дизайны героев и их архетипы - все от театра Кабуки. Но вот форма произведения - киношная. Поэтому в новелле Нуэ есть игра с цветом

Театр Кабуки - один из самых ярких жанров искусства Японии. О нем, конечно, слагают разные легенды, а многие туристы по приезде в страну восходящего мечтают попасть на представления. А сами театры гастролирует по всему миру и собирают многотысячные залы.

Итак стоит обозначит отличительные черты театра:

  • Упор на звуковое сопровождение

Любой неподготовленный зритель, зашедшей на представление театра Кабуки (хотя туда обычно билеты не достать, ибо их разбирают слишком быстро. Примерно как билеты на мюзиклы) сразу обращает внимание на своеобразное звуковое сопровождение. И да, сначала можно подумать, что это традиционная японская музыка. Ну, частично так и есть. Ибо театр Кабуки повлиял на многие аспекты японской культуры. Но сейчас не об этом. А том, чем запоминается спектакль кабуки. А запоминается тем, как его озвучивают. Да именно озвучивают. Потому что в нем можно услышать не только музыку. Но и имитацию звуков окружающей природы, которые воспроизводили специальные люди, исполняющие в жанре Гэдза.

Гэдза - это особая форма музыкального произведения, цель которого создать не гармоническую музыку, а именно эффектное звуковое сопровождение определённых моментов театрального произведения.

Да, по своей сути, это озвучивание театрального представления для усиления зрелищности... Прямо как звук в звуковом кино... (Забавный факт, работая над этим материалом я полностью поняла сравнения Кабуки и раннего звукового кинематографа в монографии С.М. Эйзенштейна. Мне стыдно за мое невежество, но при этом я рада, что до меня доперло это через наглядность. Надо было просто Кабуки посмотреть.) Поэтому и приемы участники оркестра Гэдза используют особые, которые позднее стали частью в принципе аудиальной культуры Японии.

Интересный факт - конкретная музыка в Японии воспринимается как полноценная музыка, а не набор шумов, да и композиторы с большим удовольствием используют звуки окружающего мира для раскрытия замысла произведения.

  • Особая визуальная форма

Если вы попадете внезапно на представление Кабуки, то сразу поймете где оказались... Я не шучу. Ибо этот жанр театрального искусства имеет свои уникальные визуальные черты: выразительность лиц с помощью грима, яркие костюмы, особые цветовые сочетания, которые часто имеют смысл и надо уметь их читать.

Но особый колорит - это конечное утрирование японской культуры. Да, мы привыкли думать, что японская культура эпохи Эдо - это вещь безумно яркая самобытная и непохожая ни на что. Так и есть. Только вот в кабуки вся яркость увеличена в несколько раз. Даже кимоно не всегда соответствует тем, что носили обычные люди в жизни. Все же не стоит забывать, что театр - зрелищное искусство и все в нем должно впечатлять. Только вот если в обычном театре зрителя впечатляет реалистичность игры и самого сценического воплощения истории, то в Кабуки... Все просто возведено на какой-то нереальный уровень максимума. Короче, проще увидеть представление спектакля Кабуки глазами художников Укиё-э.

  • Симбиоз визуальных образов и звуков

Как я писала выше, звук важен в Кабуки. Но при этом и не стоит забывать и визуальном образе, который просто шикарен. Хотя выделять один из аспектов безумно ошибочно. Ибо в Кабуки звук не мыслим без визуального воплощения, ровно так же как и визуал не мыслим без звука. И это можно сравнить опять же современным кино, где можно, например, выключить звук и понять, что получилась дрянь. И то же самое произойдет, если отключить видеоряд. (Опять параллели с кино. Но в моих материалах без них никак)

Так вот, в спектакле Кабуки - все работает на зрелищность. Потому все единицы представления выкручены на максимум и работают в симбиозе.

Кстати, обратите внимание на то, что с аниме Мононоке звуковое сопровождение имеет лишь элементы Кабуки. В частности традиционные звуки оркестра Гэдза можно услышать в сценах перехода сцен (когда показаны деревянные жалюзи), либо в сценах, где показаны чисто кабушные моменты - мие, танцы, прорисованные определённым образом эмоции. Правда и в аниме можно услышать много современных аудиальных приёмов. Но сейчас не о них речь.

  • Актер - творческая единица и создатель постановки, проживающий жизнь на сцене

А теперь интересный факт - пьесы театра Кабуки в написанном виде совсем не похожи на то как выглядят пьесы привычного нам театра. Потому что в них буквально прописаны реплики, основные моменты истории и варианты использования поз, либо особых движений. Но по факту, воплощение прессы на сцене зависит как раз от актера. Именно он подбирает костюмы, макияж, особенности игры и даже интонации. А в привычном для нас театре этим всем занимаются режиссеры, костюмеры, гримеры, художники и еще большая команда людей, которые служат в театре. Именно поэтому японские актеры Кабуки учились этому искусству всю жизнь и часто несли профессию через поколения.

Но есть и еще один интересный факт - в эпоху Эдо, каждый актер театра играл только в одном амплуа, за редким исключением, которыми являлись люди, пришедшие в профессию с улицы и не по династийному принципу. Им позволялось играть в разных амплуа, но и главные роли им чаще всего не доставались. Поэтому человек буквально проживал свою жизнь в своем театральном образе, сливаясь с ним воедино. (Японская актерская школа вещь суровая) А еще это профессионал своего дела, который превосходно знает, как впечатлить зрителя.

  • Зрелищность - слоган театра

Любой театр - зрелищное искусство. Чтобы не говорили люди, считающие театр чем-то возвышенным или высокультурным, не забывайте, что цель любой постановки, вызвать у человека эмоции и удивить его. (На этом моменте все снобы сгорели в полыхании своих пяточек)))

Итак, чем же уникален Кабуки? А тем, что зрелищность в нем просто возведена в абсолют. Все, что происходит на сцене должно удивлять зрителя: костюмы, грим, эмоции персонажа, действия, позы, звуковые эффекты - все должно работать вместе ради одной цели - показа выразительности истории, которая может быть до боли простой. И это правда напоминает кино. Вспомните только самые простые в сюжетном плане фильмы, которые поражают своей красотой. Либо техникой съемкой. Или те, где все работает безупречно и они как бы окрыляют смотрящего изнутри? Вот примерно это и есть Кабуки с его тонкостями к самым мелким деталям.

В традиционном японском зрелищем искусстве, а театр у нас является именно таким, упор всегда делается на звуковое сопровождение. Примером тому могут служить и театр Но и танцевальное представление Бугаку. Хотя,

А теперь про то, какие же элементы театра Кабуки есть в самом аниме и как они работают:

  • Театральные условности

Вообще, говоря о структуре спектаклей Кабуки нельзя не вспомнить одного факта - представление длится как правило 4-5 часов. Во времена Эдо представления могли длится 6-8 часов. И самое представление состоит из 4-6 частей - новелл, каждая из которых отличается отдельным сюжетом. А теперь вспомним, сколько новелл показано в аниме. Именно - 5. И общая длительность всего тайтла как раз примерно 8 часов. И в конце всей истории к зрителям выходит главный актер - Аптекарь, который говорит финальные слова о Мононоке и людях. Своего рода это слом четвертой стены. Но...

Но стоит вспомнить еще одну условность Кабуки - во время спектакля самые важные слова актер всегда произносит в зал, даже, если он ведет диалог с другим актером. То есть актер намеренно ведет говорит в толпу, чтобы достичь большего эффекта. И часто, по окончании представления, на сцену выходит главный персонаж или драматург, который подытоживает все происходящие. Отсюда следует - сериал кончается не сломом четвертой стены кинематографа, а классическим приемом Кабуки, который должен вызвать последнее впечатление у зрителя и поставить жирную точку. Ну а еще, в Кабуки часто можно встретить такой прием, как недосказанность. вообще в японском искусстве любят оставлять некоторые вещи без объяснения, чтобы человек, вкушающий искусство смог сделать свой вывод. Поэтому люди и до сих пор пытаются разгадать загадки этого аниме, которое намеренно не раскрыло некоторые вещи: например то, является ли этот беловолосый мужчина воплощением меча или же истинной формой Аптекаря, как зовут Аптекаря и почему он похож на актера амплуа Онагатта.

  • Классичность рассказываемых историй

Самураи, благородные девушки, которые честные и много работают, чтобы потом стать идеальными женами и матерями, куртизанки, старики, злые люди, которые должны быть обязательно наказаны - мононоке, либо Аптекарем, который решил им люлей без кебабов отвесить. Все это атрибуты классических пьес Кабуки, где обязательно в историях восхваляют правильный путь (в нашем случае путь Аптекаря, который приходит уничтожить Мононоке и спасти людей, если есть возможность) и осуждается путь, ведущий к разрушению души, либо к отхождению от правильного пути жизни. Ну и не стоит забывать, что особый колорит историям добавляет фольклор. Само аниме рассказывает о ловце Мононоке - что тоже является некой легендой. По сути, весь тайтл, это и есть одно большое представление Кабуки, где рассказывается 5 историй совершено разного характера. Где есть и любовная трагичная история - Умибодзу, история о призраках - Нуэ, история о классической легенде, переделанной на новый лад - Бакэнэку, история о ложности выбранного пути, содержащая неоднозначное трактование - Ноперабо (Самая канонная новелла всего сериала) и история о благородной девушке и немного о куртизанках - Дзасики Вараси (В Кабуки обожают истории о куртизанках и самураях)

  • Драматургия

Не секрет, что многим зрителям аниме показалось странным. Хотя и нашлись у него свои почитатели, среди которых много поклонников японской культуры (скорее всего читатели этого материала относятся ко вторым) А все из-за того, что повествование в самом аниме берется как раз из кабуки, с добавление киношных условностей, которые необходимы любому цифровому аудиовизуальному произведению.

Так вот о драматургии кабуки:

  • Все действие происходит в единый промежуток времени (допускает перемотка событий на много лет назад или вперед) с минимальным использованием локаций
  • Есть три основных типа историй: бытовой, исторические и танцевальные
  • Представление должно быть понятно всем, потому что театр Кабуки - народный театр, в отличии от театра Но
  • В представлении не допустимо использовать реальные названия мест или имена исторических деятелей. Поэтому в локациях часто проскальзывали странные названия и имена, отсылающие к реальным вещам
  • Все драматические моменты должны быть оформлены звуком
  • В бытовых историях нет экспозиции и зрителя сразу кидают в ворох событийности
  • Внутри каждой истории обязательно должен быть самурай и благородная дама (Необязательно богатая. Тут больше идет упор на полностью души)
  • Злодей должен получить плохой конец и заслуженное наказание. Страдающий - счастливую жизнь
  • Не допускается открытых финалов

И это лишь немногие аспекты драматургии Кабуки. Хотя и самые яркие, примеры которым внимательный зритель нашел сразу. Да, нельзя не отрицать того факта, что аниме Мононоке - это по сути представление Кабуки на экране в формате мультипликации, которая позволила классической пьесе обрести новую форму и дополнить все, что было раньше.

Условности киноязыка (аниме)

Аниме - это кинематограф, не будем отрицать сей факт. И оно должно работать как кино в некоторых моментах. В кино существует условность кадра, условность монтажа, условность даже сценария. Но при этом в кино же можно встретить и еще одну условность - реализм. На который клали болт все кинематографисты, создающие зрелищные произведения, блокбастеры и тем более мультипликаторы. Создание фильмы по своей сути - лепка нового произведения из разных компонентов того, что уже существует. Поэтому в нем и допустимо видеть что-то необычное.

И поэтому аниме Мононоке выглядит так... Психоделично, необычно, притягательно, выразительно, не стесняется быть вызывающим и порой пугающим. Хотя жанр ужасы должен показать, чего ждать от произведения. Но вот только не стоит забывать о предке - о Кабуки. На скелете которого держится этот тайтл. Тут нельзя не вспомнить оду цитату японского драматурга, имя которого я не помню. (Если знаете, можете упомянуть в комментариях)

Сюжет это кости, композиция - мышцы, а сценическая речь кожа.

Неизвестен

И по Мононоке можно смело переделать это высказывание:

Сюжет это кости, композиция, истоки, отсылки и культурные феномены - мышцы, кинематографичная форма - кожа

Дива Флеппер

В чем гениальность создателей?

Гениальнсоть в том, что они не побоялись и создали продукт, который живет до сих пор и не теряет своей притягательности спустя время. Даже с учетом того, что примененные 3Д технологии давно канули в пучину истории. Это аниме на самом деле стоит вне времени и отличается от всех продуктов, к которым мы привыкли из страны Восходящего солнца. Мононоке - это попытка перенести на экран представление из театра Кабуки, добавить в него щепотку современного искусства и кучу отсылок на разные объекты искусства 20 и 21 века. И это боле чем удачная попытка.

И поэтому я с нетерпением жду полного метра. Хочу увидеть, как создатели решили осовременить историю и переделать дизайн Гипера (Если он правда будет с розовыми волосами, то это просто что-то невероятное) А вы ждете полный метр про Аптекаря?

3535
9 комментариев

Я жду, когда мой японский вырастет достаточно, чтобы прочитать книгу о нём. Или когда её переведут хотя бы на инглиш ( ・ェ・)

2
Ответить

Книгу об Аптекаре?

Ответить

Отличная статья, но было бы здорово, если бы перед публикацией она подверглась вычитке - местами некоторые слова не соотносятся с контекстом ("Тут больше идет упор на полностью души"), где-то не хватает кусочков текста ("Примером тому могут служить и театр Но и танцевальное представление Бугаку. Хотя,") или попросту нет согласования ("Есть три основных типа историй: бытовой, исторические и танцевальные") - это несколько отвлекает от чтения.
Спасибо за труд!

1
Ответить

Да, к сожалению у меня есть проблемы с вычиткой из-за дислексии. Но над этим я работаю.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Я это смотрел лет 12 назад, наверное. Очень мутно все помню.
Думал, что надо пересмотреть когда случайно увидел опенинг оттуда :)
https://www.youtube.com/watch?v=urg-avD8p3Q
Круто, что тут о таком пишут.

1
Ответить