My Hero Academia: Vigilantes

Иногда спин-офф истории может перерасти собственный оригинал – пусть и нечасто, но такое случается. Взять ту же проблему, но раскрыть её куда лучше, показав с другой стороны, и более изобретательными способами. Мой сегодняшний рассказ как раз об этом – позвольте представить вам «Мою геройскую академию: Вне закона».

My Hero Academia: Vigilantes

Итак, основная My Hero Academia (далее – MHA) подошла к концу, спустя 10 лет публикации и 430 глав. Чуда не произошло, даже напротив – вышедший эпилог, скорее, слегка обесценил то немногое, чего эта история достигла в своём финале.

Говоря честно: начав читать эту мангу где-то в 2016-2017 году, последнюю пару лет я продолжал следить за ней, скорее, по инерции – да, у этого произведения были свои вау-моменты, но последняя арка, растянувшаяся на 1/5 всей истории, утомила фандом настолько, что он успел устать от этого тайтла.

И я могу понять людей – довольно сумбурный финал, в котором автор попытался ухватиться сразу за всё, о чём забывал рассказать по ходу остальной манги, с раскрытием уже ненужных тем и бесполезных персонажей. Но, плохая подача не делает историю, априори, плохой – напротив, у MHA есть огромный, почти не раскрытый потенциал для развития. Отличным примером чего как раз и является наш сегодняшний объект: My Hero Academia: Vigilantes.

My Hero Academia: Vigilantes

Впрочем, углубляясь в тему того, как так получилось, и откуда вообще растут рожки MHA, я залез в кроличью нору немного глубже, чем ожидал – в саму историю создания манги, и появления в ней «супергеройской» тематики. Если же вы пришли сюда почитать про конкретный тайтл – оглавление ниже.

Вводный экскурс в историю манги

У знакомой нам сегодня манги и американских комиксов, на удивление, довольно много общего – в частности, на их популярность и развитие сильно повлияла Вторая мировая война. На Западе, в годы международного конфликта, на фоне неуверенности в завтрашнем дне, истории о ряженых героях, борющихся со злом, были не только отличным способом отвлечься, но и удобным инструментом для навязывания «правильных» ценностей: вспомните, хотя бы, Капитана Америку, изначально и созданного, как агитация в сторону поддержки американских войск. Неудивительно, что именно на начало WW2 приходится начало «Золотого века» комиксов, в котором появляются многие известные нам сегодня герои.

Разумеется, такой же инструмент был и на Востоке: манга, как популярное направление искусства, получила своё распространение в начале XX века, и, к моменту вступления Японии во Вторую мировую, была под строгим контролем правительства. Из-за его влияния, одной из основных тем произведений того времени было продвижение «японских национальных ценностей» и пропаганда милитаризма – служение императору, призывы отдать свою жизнь за страну. Подобное положение изменилось лишь после капитуляции Японии, когда тон историй резко сменился.

Страницы комедийной манги Norakuro. Она повествует о буднях одноимённого пса, служащего в составе «собачьей армии» - отражения императорской армии Японии. Со временем, Норакуро стал символ милитаризма Японии, и смены идеологии страны
Страницы комедийной манги Norakuro. Она повествует о буднях одноимённого пса, служащего в составе «собачьей армии» - отражения императорской армии Японии. Со временем, Норакуро стал символ милитаризма Японии, и смены идеологии страны

После окончания Второй мировой войны, когда страна была оккупирована американскими войсками, в мировоззрении японцев многое изменилось. Помимо «надлома», возникшего в сознании населения на фоне поражения, этому служило два фактора: американский запрет на превознесение военной машины в медиа, навязанный оккупантами, и смешение традиционной японской культуры с веяниями Запада, благодаря поступлению в страну иностранной литературы.

В отличии от книг, манга не подвергалась столь жёсткой цензуре – поэтому именно этот тип литературы стал отдушиной для новых идей: и именно манга начала воплощать новый идеал главного героя, хорошо знакомый её поклонникам – более эмпатичного и самостоятельного. Акцент, с поклонения империи, сместился на национальную общность и помощь своим товарищам.

Свой вклад в подобный «ренессанс», конечно, внесли и американские комиксы, из которых японские коллеги, позже, позаимствовали многие техники рисования. К началу 50-х годов, начали развиваться знакомые читателям жанры манги - сёдзё, направленный на женскую аудиторию, и сёнэн / сэйнэн.

Astro Boy является одной из первых работ нового течения, получившей огромную популярность в Японии. Другое название манги, «Могучий Атом», отражает настроения, царившие в то время в Японии. А содержание - страхи японцев перед недавними событиями
Astro Boy является одной из первых работ нового течения, получившей огромную популярность в Японии. Другое название манги, «Могучий Атом», отражает настроения, царившие в то время в Японии. А содержание - страхи японцев перед недавними событиями

Зачем была нужна данная историческая справка? Что подвести к одной мысли – несмотря на влияние Запада, «супергеройский» троп, к тому моменту, не обрёл большого влияния в Японии. Западные комиксы были направлены на снабжение читателя дешёвым дофамином, превознося сверхчеловека, превосходящего обычных людей. Восточные произведения ушли в сторону исторических произведений, фэнтези, научной фантастики – чего угодно, но не аллюзий на современный, довольно депрессивный мир.

Однако, «бум» супергероики ещё настигнет Японию. Пусть и не в таком виде, в каком его ждали.

Становление «супергеройского» тропа

Во второй половине 80-х годов комиксы изменятся навсегда – во многом, благодаря творцам вроде Алана Мура, который, через своих «Хранителей», показал другое лицо данного жанра: грязное и неприглядное. Иногда парень в маске — это не герой, а психопат, прикрывающий свои безумства благими намерениями, а злодей – лишь его оборотная сторона, которая пережила один неудачный день.

Batman: The Long Halloween. Считается одним из лучших романов о данном персонаже
Batman: The Long Halloween. Считается одним из лучших романов о данном персонаже

На конец 80-х приходится становление историй о ряженых героях в том виде, в каком мы привыкли их видеть: более серьёзное, глубокое и приземлённое, с интересными идеями – конечно, если речь о коротких романах, а не коммерческих ранах.

В Японии, меж тем, «супергеройский» жанр ушёл в совсем другом направлении – он получил популярность к 60-м годам, вместе с развитием телевидения, и ориентировался совсем на другую аудиторию. Думаю, люди моего возраста, ближе к 30, ещё застали по телевидению франшизу Power Rangers – цветастое и простое шоу про группу подростков, облачающихся в специальные костюмы для борьбы со злом, где недостатки сюжета скрывали десятки спецэффектов.

Так вот, Могучие Рейнджеры были лишь американской адаптацией японского жанра токусацу: имея огромную популярность среди детей, эти шоу вбирали в себя все популярные клише японского медиа того времени - команды героев, превращения, постоянную борьбу с кайдзю посредством огромных роботов. Некоторые представители этого жанра могли быть и у вас на слуху: Ultraman, Kamen Rider, Guyver, из недавнего – Gridman.

Из всего перечисленного вам, вероятно, знаком именно Guyver – это была одна из первых голливудских кино-адаптаций японской манги, причём с Марком Хэмиллом. Где-то один фанат сейчас застрелился, глядя на этот покрас
Из всего перечисленного вам, вероятно, знаком именно Guyver – это была одна из первых голливудских кино-адаптаций японской манги, причём с Марком Хэмиллом. Где-то один фанат сейчас застрелился, глядя на этот покрас

Честно говоря, не будучи раньше погружённым в токусацу: это действительно сборная солянка всего, что было популярно в Японии того времени, во многом определившая и современное состояние медиа-индустрии этой страны.

Но, как и в США, вместе с взрослением целевой аудитории, начали взрослеть как сами произведения, так и затрагиваемые ими темы. Изучая тему, я решил пролистать пару глав Гайвера и… в итоге прочитал его целиком, и сожалею, что он не закончен. Несмотря на клишированность, и отход в сторону более привычного сэйнэна, приятно было увидеть в манге размышления главного героя по поводу: собственной человечности, вреда, наносимого обычным гражданам и его семье, не монохромное изображение главных героев и их антагонистов. Для середины 80-х читается довольно бодро.

Впрочем, даже сейчас «супергеройский» троп всё ещё уступал первенство классической сёнэн-манге. Пришло время перенестись во вторую половину нулевых.

А вы знали, что у Marvel были аниме-сериалы с популярными персонажами комиксов? Ещё и при сотрудничестве с Madhouse
А вы знали, что у Marvel были аниме-сериалы с популярными персонажами комиксов? Ещё и при сотрудничестве с Madhouse

Начало XXI века оказалось для западных комиксов весьма… неровным. После возросшего интереса, на фоне реформации Серебряного века, ажиотаж быстро пошёл на спад, подгоняемый неудачными управленческими решениями – так, например, под закат столетия рынок комиксов подвергся обвалу, из-за спекулянтов.

В начале следующего века, несмотря на ещё живые продажи, основное внимание аудитории было приковано уже к другому виду медиа – кино-адаптациям, но и тут всё было не так просто. На одного прекрасного «Блейда» приходилась «Сталь», да и, на фоне внутренних процессов, права на многих персонажей были потеряны, из-за чего деньги с проката шли мимо кассы, а у владельцев комиксов не было нормального контроля того, что выходит на экраны.

Ситуация начала меняться именно во второй половине нулевых, когда ситуация с кинокомиксами начала выравниваться: Нолан с его сверхприбыльными фильмами о «Тёмном рыцаре», внезапно выстреливший «Железный человек», который прочно поставил на рельсы киновселенную Marvel. Спустя несколько лет весь мир будет сходить с ума, ожидая выхода первых «Мстителей», и комиксы вновь начнут набирать ажиотаж, теперь паразитируя на другой, более успешной ветви дохода.

Примерно на это время пришёлся «бум» геройской тематики в манге – её время, наконец, пришло. Но, со своими оговорками.

Один из ранних представителей этого течения
Один из ранних представителей этого течения

Думаю, если вы прочитали всё до этого, то уже проследили нить: в отличие от западных комиксов, где внимание, зачастую, сосредотачивалось лишь на одном «герое в маске», японское медиа всегда делало акцент на товариществе и взаимопомощи – хрестоматийные «накама», ради которых герой пойдёт на всё, всему голова.

Этот троп, зачастую, стоит даже выше самих способностей протагониста – в сёнэне они, зачастую, принимаются им, как нечто само собой разумеющееся. Поэтому и акцент, постоянно, смещён на личные переживания героя, его внутренний мир и самоанализ. Добавьте к этому влияние токусацу, и окажется, что подражание модному западному веянию, внезапно, стало его же деконструкцией.

«Тигр и Кролик», «Ванпанчмен», из свежего: «Стесняшка», «Бездарная Нана», «Боевой отряд «Полный Провал»» - все они берут эти геройские клише, и выворачивают их наизнанку. В «Tiger & Bunny», одном из первых, поднимается тема зависимости супергероя от медиа, признания публики, жизни героя без маски. «One-Punch Man» превращает силу протагониста в одну затянувшуюся шутку, одновременно раскрывая тему выгорания от выбранной профессии. Для всех остальных перечисленных тайтлов супергероика и вовсе является фасадом, которым те пользуются, чтобы обмануть ожидания читателя другим способом.

Конечно, это не новые приёмы: мне наверняка припомнят тех же «Пацанов», или Invincible, которые, к тому же, выходили гораздо раньше. Про второй сказать ничего не могу, не читал, но первый, скорее, является карикатурой на классические комиксы. Сериал, несмотря на свои проблемы, копается в эту сторону чуть глубже, но ему не хватает событий, чтобы не проседать в темпе.

Если так подумать, всё, что я перечислил выше, в своё время было показано в «Суперсемейке» 2004 года. Видимо, количество уникальных идей действительно ограничено. Да, я знаю, что кадр из сиквела
Если так подумать, всё, что я перечислил выше, в своё время было показано в «Суперсемейке» 2004 года. Видимо, количество уникальных идей действительно ограничено. Да, я знаю, что кадр из сиквела

Любопытно, что именно на этой почве взросла манга, которая, одновременно, и подражала классическим американским комиксами, и была насквозь пропитана традиционными японскими идеями. Да, мы переходим к Boku no Hero Academia.

Моя геройская академия. И её проблемы

Сериализация MHA, под авторством Хорикоси Кохэя, начала выходить 10 лет назад, в 2014 году. Пусть первые ваншоты данного мангаки и датируются 2006, на тот момент он являлся, всё ещё, довольно молодым автором. Свою первую мангу, «Сумеречный зоопарк» Кохэй запустил в 2010, следом, в 2012, последовал «Звёздный завоеватель Балдж». Обе работы объединяло то, что они были закрыты, не дотянув даже до 50 глав – несмотря на отличный рисунок, уже тогда автора журили за неспособность удержать стабильный темп истории. Для третьей и, возможно, последней попытки получить сериал, мангаке нужно было уцепиться за свою «лучшую идею» - и такая у него была.

My Hero Academia: Vigilantes

Этой идеей был ваншот «Мой герой», опубликованный Кохэем ещё в 2008 году. Его действие развивалось в мире, в котором люди постоянно подвергаются атакам неизвестных монстров, из-за чего в нём образовалась профессия «герой» - любой, получив геройскую лицензию, и вооружившись особым «гаджетом», мог выйти на улицы, чтобы спасать людей от чудовищ.

Основная же история крутилась вокруг Мидории Джека – скромного менеджера по продажам этих самых гаджетов, который и сам, в тайне, мечтал геройствовать, несмотря на свою слабость и отсутствие лицензии. Именно эту идею, как ни странно, разделят между собой основная MHA и её спин-офф. Но об этом позже.

В жанровом плане – да, очередное токусацу: обезличенные злодеи, команды героев на страже добра, чудесные гаджеты и превращения. Но, потенциал у идеи был, поэтому её, после переработки, пустили в печать.

Цветной разворот, с которого начинается оригинальная манга
Цветной разворот, с которого начинается оригинальная манга

«Люди в этом мире рождаются не одинаковыми» - с этих слов начинается Boku no Hero Academia. Сюжет сериала, в сравнении с прототипом, претерпел множество изменений: согласно ему, за несколько сотен лет до основных событий, в мире произошло явление «причуд» - индивидуальных мутаций, даровавших людям самые разные способности, от третьей руки до возможности стрелять лазерами из глаз. Подобный феномен, разумеется, стал причиной хаоса: многие, используя новообретённые силы, стали использовать их в преступных целях. Что, в итоге, породило и второй лагерь – на защиту граждан стали «герои», используя свои силы на благо людей. Со временем, это переросло в полноценную профессию, с поддержкой общества и государства.

На бумаге, концепт интересный: смешение свойственных для Японии тропов, где каждый способен обрести силу и стать героем, с нарочито американской стилизацией… всего – костюмов персонажей, названий приёмов, дизайна некоторых героев и отношения местной публики к действиям протагонистов. Будто японец взял, и попытался нарисовать комикс про, скажем, Супермена. Но, когда история начала развиваться… обнаружились некоторые проблемы.

На паре этих страниц из спин-оффа раскрыто куда больше информации о мире МГА, чем во всей оригинальной манге
На паре этих страниц из спин-оффа раскрыто куда больше информации о мире МГА, чем во всей оригинальной манге

Повторюсь, Хорикоси Кохэй – молодой автор, и у него не было опыта длинных сериализаций. А это, в купе с тем, что сам автор толком не знал, как развивать свою вселенную, начало плодить в MHA недочёты, из-за которых тайтл, постепенно, стал разваливаться.

Считается, что, для написания хорошей истории, в первую очередь, нужно придумать её начало и конец. Середина может быть любой, главное не ронять её планку – это естественно, когда, со временем, идеи автора меняются вместе с его личностным и творческим ростом. Но если у тебя нет конфликта, к которому ты подводишь историю с самого начала – в конечном итоге, из-за наслоения старых и новых идей, они сложатся вовнутрь.

Чуть выше я дал краткую экспозицию – и, согласитесь, концепт достаточно интересный: вселенная, где каждый может стать героем, но связан общественным мнением, рискуя стать злодеем. Как сложилось данное общество, какие проблемы возникли из-за множества различий среди людей, как происходило восстановление мира и становление героев? Как в целом уживаются люди в этом мире?

Забейте, лучше вставим отсылку на Звездные войны. Ещё одну. Хотя деда, похоже, моё мнение не корёжит
Забейте, лучше вставим отсылку на Звездные войны. Ещё одну. Хотя деда, похоже, моё мнение не корёжит

После первой главы, дающей нам общее понимание происходящего, события, на несколько десятков глав, полностью сосредоточатся только на протагонисте, его одноклассниках, и их обучении азам геройской деятельности.

Не то чтобы этому не было места в произведении под названием «Моя геройская академия», суть претензии не в этом: просто из-за того, что гражданскому обществу не посвящено почти никакого внимания на протяжении 2/3 манги, конфликт, как и героев со злодеями, так и героев самих с собой, просто теряет смысл.

Ещё немного о проблемах. Со спойлерами

Один из самых ярких примеров: «Пятно». Этот антагонист возникает в истории довольно рано, но играет огромную роль для всего дальнейшего конфликта: психопат, который, на момент манги, собственноручно убил порядка 20 профессиональных героев, и ещё столько же сделал инвалидами. Первая действительно мрачная страница в истории, где протагониста и его товарищей не страхуют старшие товарищи, где они вынуждены пройти проверку собственных сил и убеждений. Злодей, который, в самом начале, срывает покровы с лживого геройского общества, показывает его несовершенство, заставляет всех злодеев поднять свои головы и… не работает.

Его основной тезис состоит в том, что мир наполнен «лживыми» героями, работающими не ради людей, но ради наживы. Имеет ли такое место в сюжете? Да. Целых два прецедента, в одном из которых нам показывают человека, который уничтожил свою семью ради своих же идеалов, а во втором – раскрывают такую же ситуацию через частный случай, где на читателя резко сваливают факт того, что правительство само занималось зачисткой неугодных героев, чтобы сохранить их авторитет перед обществом. Причём раскрытие обоих перечисленных примеров идёт гораздо позже арки «Пятна» - то есть, читателю предлагают принять его идеологию на веру.

Зато выглядит стильно, да. Кстати, держите в голове, что его причуда не даёт никаких усилений тела – то есть он победил полсотни «про» на чистом навыке
Зато выглядит стильно, да. Кстати, держите в голове, что его причуда не даёт никаких усилений тела – то есть он победил полсотни «про» на чистом навыке

Говорят, что, для написания интересного персонажа, у него должно быть три конфликта: с собой, с окружением, и с миром. Необязательно, чтобы они существовали одновременно, или принимали явные формы – самого факта того, что персонаж существует не в вакууме уже достаточно, чтобы написать вокруг него интересную историю.

Дальше должны были идти 2 страницы поношения Изуку Мидории, как протагониста сёнэн-манги, но я решил их опустить – ограничусь тем, что, из-за описанных ранее причин, для меня он не работает, как главный герой. Не только потому, что я не верю его убеждениям, но и из-за надуманности личностного конфликта, который нам подаётся в начале истории.

Видите ли, в самом начале нам преподносят его как неполноценного – ведь у 20% населения в этом мире, в силу определённых причин, нет никакой причуды. Для справки, это нынешнее население Китая, относительно остального мира. И, будто этого мало – всем, кто не является профессиональным героем, запрещено использовать свои силы открыто: применение причуды без лицензии, даже если ты, например, полицейский, приравнивается к общественному правонарушению, либо является причиной объявить человека «злодеем».

Само по себе звучит круто, я согласен – на одной этой идее можно было бы построить самостоятельную историю. Только вот есть проблема…

Организация АРИС, которая является следствием данной условности, возникает в истории на 200-х главах – ровно в середине истории
Организация АРИС, которая является следствием данной условности, возникает в истории на 200-х главах – ровно в середине истории

Т.е. да, второй по важности конфликт, на котором выстроен весь финал манги, вводится в историю на её середине. Кстати, тема того, как изменилось общество после финала, когда текущая система показала свою несостоятельность, не раскрыта вообще. Зато автор потратил одну из глав эпилога на то, чтобы обозначить романтические отношения между главными героями – и, в итоге, полностью на них забил.

Как хорошо, что у MHA есть спин-офф, основная тема которого – жизнь обычных людей в геройском обществе. Переходим к…

Моя геройская академия: Вне закона

Наверное, стоит всё же обозначить: я не превозношу «линчевателей» в ранг какого-то великого произведения – по меркам сёнэнов, это довольно простая, пусть и крепко скроенная история, которая, в первую очередь, будет интересна тем, кому понравилась MHA. Её можно читать отдельно, не будучи знакомым с оригиналом, но тогда читатель упустит какую-то часть контекста – всё же, пусть спин-офф и самобытен, но он рассчитывает на то, что, когда на страницах появляется персонаж из основной истории, её фанаты испытают ностальгическое «поёкивание».

Автором Vigilante: Boku no Hero Academia Illegals выступил Хидеюки Фурухаши – человек, про которого мне, в общем-то, нечего сказать. В отличии от Кохэя, это не мангака, а, в основном, писатель и сценарист: его портфолио насчитывает порядка 15 работ, в большей части из которых тот является привлечённым автором. Самая популярная из них, о которой вы могли слышать – франшиза «K»: довольно занятная помесь «Durarara!!» и «Прозы бродячих псов», если приводить похожие тайтлы. В ней Фурухаши выступил автором серии новелл, на которых строится сюжет остальной франшизы.

Слева направо: Ивао Огуро (Кастет), Казухо Ханеяма (Поп☆Степ), Коичи Хаимавари (Ползущий)
Слева направо: Ивао Огуро (Кастет), Казухо Ханеяма (Поп☆Степ), Коичи Хаимавари (Ползущий)

В рамках нашей истории, данный опыт автора сыграет ему хорошую услугу, т.к. позволит избежать многих ошибок, допущенных Хорикоси Кохэем.

«Линчеватель - тот, кто добровольно поддерживает общественный порядок без кооперации с законными органами. Когда-то они были героями, но теперь, из-за системы лицензирования, они приравниваются к преступникам, или злодеям» - так, со старта, «Вне закона» описывает своих главных героев.

События спин-оффа почти не затрагивают оригинальную MHA, т.к. он является приквелом к основной истории – приключения Деку начнутся только 5 лет спустя, и связаны с историей линчевателей лишь косвенно. Сама же история крутится вокруг трёх главных героев, каждый из которых, в силу собственных обстоятельств, решает стать «линчевателем»: стражем серой зоны морали, которая борется со злом, против которого герои бессильны.

Снова возвращаясь к оригинальной манге и её просчётам: одна из главных проблем «Моей геройской академии», которая сильно аукнется ей в дальнейшем – переизбыток персонажей. В одном только классе главного героя, 1-А, их было 20 штук, а значит, каждому из них нужно было дать время на раскрытие и развитие – чего тайтл сделать не смог. В итоге, если не считать нескольких любимчиков, на большую часть юных героев либо забили, либо дали им один сильный момент и оставили в покое.

Фурухаши, в этом плане, поступил гораздо умнее: не только потому, что основных протагонистов всего три, но и в выборе каждого из них. Каждый из героев представляет разную прослойку местного общества: Казухо является школьницей, и никак не вовлечена в желание быть героем, поэтому вокруг неё строится часть истории, которая касается медийной жизни героев. Коичи – титульный главный герой, пусть и похож на Мидорию в желании стать «про» и преклонении перед Всемогущим, уже перерос этот период своей жизни: на начало сюжета ему 19 лет, и весь «героизм» юноши заключается в очистке улиц от мусора и помощи старикам.

На самом деле, к концу истории этого парня начинаешь неиронично уважать
На самом деле, к концу истории этого парня начинаешь неиронично уважать

Кастет же является отражением той самой, «тёмной» стороны мира MHA: я не буду лезть на территорию спойлеров, но этот старик, и его семья, олицетворяют вред, который может нанести обществу система героев и злодеев – а также радикальные методы борьбы с ним.

Не будучи связан геройской лицензией, Ивао проявляет куда больше жестокости, чем любой герой основной истории: избить оппонента до полусмерти, подстрелить его, подорвать - его методы не тянут на геройские, и это вносит определённую остроту в происходящее. Если другие главные герои мало чем отличаются от протагонистов оригинала, то тут нам завернули натурального Бетмена, «MHA-edition».

И, пусть, на первый взгляд, три таких персонажа выглядят несочетаемыми – они, на удивление, хорошо работают в тандеме, компенсируя слабые стороны друг друга. Это, кстати, решает ещё одну проблему MHA – тут нет таких резких скачков по тону, как там, потому что разным героям отведена разная роль.

Возвращаясь к теме сюжета: изначально, он является ответвлением от тех недомолвок, которые не поднимаются в основной истории. Здесь даётся гораздо больше времени второстепенным персонажам «главной» манги, вроде Тенсея Ииды – в MHA этого персонажа, брата одного из учеников, показывали лишь мельком, как одну из жертв Пятна, но здесь он является важной частью истории.

Главным же мотивом, в первой половине сюжета, становится тема «усилителей» - тех самых наркотиков, что, мельком, упоминались в арке с якудзой, но, потом, полностью пропадали из сюжета (прим.: сверил даты выхода глав – в спин-оффе эта тема поднимается на год раньше, чем в основной истории. Т.е. её, напротив, перенял оригинал). И, снова поклон, Фурухаши – здесь тема этих веществ тесно переплетена с обычными людьми, живущими в мире MHA.

В частности, спин-офф поднимает вопрос «импровизированных злодеев»: гражданских, которых обманом, либо силой, накачали усилителями, заставляя их буйствовать против своей воли. Встаёт вопрос и об обычных хулиганах, решивших «накачаться», чтобы стать круче, а также о том, что подобные превращения находятся в серой зоне – герои не могут вмешиваться в конфликт, если в его основе не лежит применение причуд, но, когда приходит их черёд, все улики оказываются уничтожены. Собственно, мотивация одного из героев крутится вокруг источников сбыта наркотиков, что, постепенно, расширяет историю и выводит её из тени «большого брата».

Со временем, каст протагонистов дополняется гостями из основном манги: опять же, многие профессиональные герои, которые были вынуждены скучать на роли персонажей второго плана, во «Вне закона» играют довольно большую роль: показываются методы работы полиции, больше раскрывается их взаимодействие с героями, сам быт героев – как их повседневная деятельность, так и жизнь вне работы.

Отдельного внимания заслуживает тема «ложных героев», тех самых, за которыми, годы спустя, будет охотиться Пятно. И местный пример… вообще-то, обесценивает идеологию этого злодея ещё больше.

Буду честен, Капитан Селебрити – мудак. Персонаж, которого вводят в историю для того, чтобы он действительно раздражал читателя: через него раскрывается то, что герои и в правду могут работать на камеру, устраивая шоу из каждой операции – и что, временами, их настигает местная «культура отмены». Плейбой, который разрушил свою репутацию настолько, что ему пришлось бежать из Штатов в Японию, где он тоже творит не лучшие вещи – по мере сюжета нам не показывают, что, не знаю, у него было трудное детство, и это сделало его таким. Этому герою просто дают время раскрыться, показать себя со всех сторон – и, понемногу, к нему начинают проникаться не только герои, но и сам читатель.

Когда доходит до кульминации этого героя, ты не прощаешь его за былые грехи – но начинаешь сопереживать так, как получается не каждому герою основной манги.

А ещё здесь, к слову, раскрывается тот самый инцидент в жизни Шото Аизавы, связанный с гибелью его товарища. Понимаю, что повторяться в основной истории было бы не лучшей идеей, но вы бы хоть ссылку на спин-офф там оставили
А ещё здесь, к слову, раскрывается тот самый инцидент в жизни Шото Аизавы, связанный с гибелью его товарища. Понимаю, что повторяться в основной истории было бы не лучшей идеей, но вы бы хоть ссылку на спин-офф там оставили

Впрочем, ладно. Я мог бы ещё долго распинаться о том, что, со временем, во «Вне закона» начинает развиваться тема терроризма при помощи причуд, что только здесь нормально раскрыта тема жизни людей, обладающих нестандартными параметрами – если что, их просто выселяют в специально созданные для великанов районы. Что здесь поднята тема перевоспитания начинающих злодеев, и причины их возникновения в местном обществе, показаны первые ному, и деятельность ВЗО до того, как он стал лысой тефтелькой…

Всё же, всего сюда не уместить – да и основная цель этой простыни текста: отправить вас «read fokking manga», потому что экранизации мы уже вряд ли дождёмся. Поэтому давайте остановимся на последней теме.

Коичи Хаимавари. Настоящий главный герой MHA

Итак, Коичи. Что мы можем сказать об этом парне? 19 лет, студент, провалил экзамен на поступление в геройский университет в средней школе, из-за чего ему пришлось поставить крест на своей мечте. Да и причуда его весьма посредственна, «Скольжение»: позволяет, фиксируясь тремя точками тела, создавать силовые поля для перемещения по плоскости. Заурядный парнишка, который ничего не достигнет, так? Не так.

Также он, но развивший свою причуду за 3 года, прошедших в рамках манги
Также он, но развивший свою причуду за 3 года, прошедших в рамках манги

Выше я уже обозначил, что недолюбливаю Мидорию, как главного героя: у него, как у протагониста, не было никакой причины стать героем, кроме наивной детской мечты – и мне тяжело поверить, что 15-летний подросток будет добровольно превращать себя в инвалида только ради этого.

Вновь затрагивая основную мангу – это проблема её темпа. Все события MHA, от силы, занимают 1,5-2 года, за исключением тренировки Деку в самом начале, и этот срок, кроме нагнетания атмосферы, не приносит никакой пользы. Да, Хорикоси пытается выжать из нас сочувствие, показывая то, как геройское общество перемалывает 15-летних детишек, но это же бьёт по другим персонажам: перечитывая некоторые арки для этого текста, я задался вопросом – а какого чёрта первокурсников, только вчера получивших лицензию, отправляют на, скажем, зачистку местной группировки якудза? И почему они вообще могут показать результаты, сравнимые с «про» героями?

Для контекста – в MHA почти не поднимается тема учеников старших курсов, их там, от силы, человек 5-10 на всю мангу, из-за чего со всеми проблемами приходится разбираться главным героям. И, по моему мнению, история работала бы гораздо лучше, рассказывай её Кохэй более размеренно – покажи он не один год из жизни протагониста, а несколько лет, по ходу которых менялось бы мировоззрение Деку, характер героев, и главное – их сила, которую те развивали бы постепенно, а не через «превозмогания».

Это бы, быть может, помогло сделать местные диалоги не «пафосно-геройскими», а вот такими, более тихими и душевными. Серьёзно, в MHA был хоть один диалог между Мидорией и его наставниками, который не крутился вокруг развития его сил и долге перед ОЗВ?
Это бы, быть может, помогло сделать местные диалоги не «пафосно-геройскими», а вот такими, более тихими и душевными. Серьёзно, в MHA был хоть один диалог между Мидорией и его наставниками, который не крутился вокруг развития его сил и долге перед ОЗВ?

По «один за всех», причуде протагониста, наверное, не проезжался только ленивый – давать своему главному герою, буквально, одну из сильнейших способностей в местной вселенной, это довольно рискованная затея. Конечно, она ограничена сюжетными условностями: Деку не может использовать её, не получая значительные травмы, но это ведь не остановит нашего зелёного суицидника, верно?

Серьёзно, Деку – это Мегуми Фушигуро от мира MHA: дай ему только повод, и он с радостью использует против врага силу, которая способна раскатать об пол его самого. Благо, этот хоть не устроил массовую бойню своими выходками, и на том спасибо. А по поводу ОЗВ – видимо, автор и сам, в какой-то момент, понял свою оплошность: после того, как Изуку освоил её достаточно, чтобы не отправлять себя на больничную койку каждый раз, эта сила стала довольно скучной. Пришлось ей аж 6 дополнительных прикрутить, чтобы как-то разнообразить арсенал главного героя – и, даже с учётом этого, полного потенциала своей силы протагонист так и не показал.

Так, о чём это мы… Ах, ну да, Коичи Хаимавари. В очередной раз не поленюсь сказать спасибо Фурухаши за этого протагониста. В начале истории, он находится в условиях, немногим лучших, чем «главный» главный герой манги – несмотря на наличие причуды с рождения, она не так сильна сама по себе, и возможности развить её у героя не было: как и большинство других гражданских, Коичи не может использовать её открыто.

Удел большинства в мире MHA 
Удел большинства в мире MHA 

И именно поэтому следить за его развитием в разы интереснее. Становясь линчевателем, он ставит себя в «серую зону»: применение причуд разрешено в целях самообороны, пока ты не наносишь вреда оппоненту, поэтому, на протяжении 4 лет, проходящих внутри манги, Коичи удаётся избегать проблем с законом, одновременно постигая свою собственную причуду.

Зная, во что она превратится в итоге, эту силу можно посчитать имбалансной:

Силовые поля, возможность передвигаться с высокой скоростью, делать рывки в воздухе – а потом и вовсе летать на реактивной тяге, притягиваться к объектам на расстоянии. Добавьте к этому дальнобойные атаки причудой, и боевой опыт самого Коичи – и получите героя, который мог бы потягаться даже с профессионалами.

Но в этом и прелесть: спин-офф, подавая историю через ненадёжного рассказчика, в лице Коичи, который недооценивает свою причуду, одновременно показывает все её особенности в первых 10-15 главах, из-за чего почти все последующие «апы» протагониста смотрятся довольно логичными. Доходит до смешного: финальному антагонисту истории приходится выкатить из кустов десяток роялей, чтобы пробиться через его причуду, в то время, пока сам герой обходится 1-2 усилениями за весь бой.

К тому же, ни у Коичи, ни у его товарищей, нет в кармане силы, способной снести гору с одного удара, из-за чего им приходится, постоянно, пользоваться тактическим анализом – той самой «фишкой» Мидории, заявлявшейся в оригинале, но быстро отошедшей на второй план. Всё же, основной задачей линчевателей является сдерживание злодеев до прихода помощи, к тому же они, злодеи, зачастую, сами являются жертвами обстоятельств – приходится хитрить и обходиться малой кровью.

И такой подход, в купе с разницей в характерах трёх протагонистов истории, сказывается и на самом повествовании: да, тут есть довольно скучные для меня арки главной героини, которые крутятся вокруг шоу-бизнеса, но даже они работают на развитие персонажей – или просто являются предлогом для новой переделки.

Начинаясь, как местечковая история, сюжет, постепенно, развивается в более глобальные события: Коичи начинает взаимодействовать с героями, у которых тоже многому учится, его враги, от уличной шпаны, переходят к весьма опасным оппонентам, т.к., одновременно с похождениями героя, развивается детективная история о том, как кто-то похищает людей и ставит над ними опыты. Со временем, это и вовсе становится причиной конфликта между героями и «героями» - но тут я уже захожу на территорию спойлеров. И всё это подводит нас к…

Финальная арка. Я где-то уже это видел?

Предупреждаю – дальше идут спойлеры к финалу обоих произведений.

Сверяя даты, я, с удивлением, обнаружил, что финал «Вне закона» был не так давно: спин-офф закончился в 2022 году, пережив пару постановок на паузу, из-за низкой популярности. Грустно осознавать, что на 280 000 продаж 5 тома оригинальной MHA, приходится всего 17 000 томов 5 тома спин-оффа. Впрочем, манга издавалась в Shonen Jump+, который ориентируется на онлайн-выпуск, поэтому сложно судить о её настоящей популярности.

Но, этот так, отступление. Давайте, в последний раз, вернёмся к оригиналу – к его финалу, если быть точным. И он… плох. Даже если забыть, что финальная арка перезатянута, что она не отвечает на многие поставленные ею же вопросы, что высокие ставки, в итоге, оборачиваются пшиком – хуже всего то, что, в глобальном смысле, финал никуда не ведёт.

Хороший антагонист – это отражение протагониста: он не считает себя злодеем, а лишь стоит по другую от героя сторону баррикад. И это определение работало бы, придерживайся MHA изначального курса: каждый значимый из её злодеев вершил свои деяния потому, что к этому его подтолкнуло общество, и выступал антагонистом, в первую очередь, для него – выступая против него.

Но всё начало разваливаться, когда Хорикоси попытался «оправдать» своих злодеев, указывая на их тяжёлое детство и говоря, «именно поэтому я такой». Без шуток – три основных злодея, доживших до кульминации истории, руководствуются этим тезисом. Но главному антагонисту досталось ещё больше – этого вообще, из расчётливого и умного манипулятора, превратили в «Короля демонов». И это тоже не шутка.

Любопытный факт – он сын шлюхи. Уверен, этой детали очень не хватало
Любопытный факт – он сын шлюхи. Уверен, этой детали очень не хватало

Но самое худшее – история не подводит никакой черты под судьбой главного героя, из-за чего весь его путь обесценивается. После финальной битвы читателя ставят перед фактом: ценой за победу над главным злом была причуда протагониста – это та цена, которую тот заплатил, чтобы одолеть своего антагониста, не отступив от своих принципов.

Я могу по разному относиться к тому, откуда эта тема про «спасение злодея» вообще взялась, она является частью более комплексной проблемы произведения. Претензия в том, что Мидория Изуку, зная о своей судьбе, и примирившись с ней, не только не развивается как персонаж – он возвращается к тому, с чего его история начиналась.

Прошло 8 лет, герою 25. Он теперь обычный учитель геройской академии, и единственное, что напоминает о его прошлом – многочисленные шрамы, покрывающие всё тело. Силы у него больше нет, признания он не получил – некоторые даже не уверены, что «Деку» действительно существовал (хоть памятник поставили, и на том спасибо), а бывшие товарищи отдалились – они все теперь взрослые, и у них нет времени на дружеские встречи.

Будь это другая история, нам показали бы жизнь Мидории после его «долго и счастливо»: то, как он повзрослел, и нашёл новый путь, исполнив свою заветную мечту – да, он, всё же, стал героем, пусть и не в формальном соревновании за звание №1. Но всё, что продолжает делать протагонист – горевать по тем временам, которые уже не вернуть… ровно до того момента, пока, чудесным образом, его не награждают новой силой!

My Hero Academia: Vigilantes

И, с одной стороны – это имеет смысл. Читая обсуждения концовки, я нашёл интересную мысль: несмотря на то, что MHA является попыткой подражать западным комиксам, его финал целиком основан на японских ценностях – то, что главной силой протагониста была способность вдохновлять и вести за собой людей, несмотря на собственную слабость, стало той недостающей чертой Всемогущего, из-за которой он не смог положить злу конец в своё время. И даже, в какой-то мере, усугубил грядущий кризис.

Зарешал не человек, зарешал коллектив – та простая истина, которую манга пытается донести до читателя ещё со времён Второй мировой. И коллектив отплатил индивидууму за то, что тот был ему полезен – ведь снаряжение, которым теперь пользуется Деку, оплатили ему его товарищи. Но, с другой стороны – из всех персонажей, показанных в финале, Изуку ощущается тем, кто не достиг ничего, лишившись той единственной, определявшей его особенности.

И, к тому же, кое-что из этого я уже видел до этого. Вот именно, в спин-оффе.

Мне кажется, такие здания в Японии запрещены на законодательном уровне
Мне кажется, такие здания в Японии запрещены на законодательном уровне

Я мало говорил о главном антагонисте «Вне закона»: да, он мелькает на изображениях, но раскрывать его роль в происходящем мне не хочется – потому что, внезапно, он довольно интересен. Хороший антагонист является отражением протагониста, помните? И если Коичи, в рамках своей истории, хочет просто помогать людям, не особо заботясь о материальных благах и признании, то тот парень пойдёт на всё ради одной простой цели – оставить след о себе в этом мире, пусть и гнусными методами.

С начала событий прошло 3 года, и игры в героя, которыми Коичи занимался столько времени, теперь подходят к концу. Пора «повесить плащ на гвоздь», найти нормальную работу и остепениться – но один инцидент, в который оказываются вовлечены линчеватели, переворачивает их жизнь с ног на голову. Теперь полиция и герои – их враги, а за ними самими гонится настоящий злодей.

Я не могу сказать, что концовка спин-оффа идеальна – как и в оригинальной MHA, она слегка затянута, финальная схватка немного отдаёт вайбами «а теперь я буду сражаться в полную силу», но, зато, «Вне закона» делает одну важную вещь – показывает, а не рассказывает зрителю, за что сражается его протагонист.

А ещё здесь много красивых батальных сцен. Художник Кото Бэттэн хорош
А ещё здесь много красивых батальных сцен. Художник Кото Бэттэн хорош

«Но как же?» спросите вы, «Мидория тоже борется за благополучие всего мира!». И тут я вернусь к тому, с чего начинал – MHA выводит читателя из жизни общества так рано, что для него этот «мир»: толпа яростных зевак, отвернувшихся от героев при первом сфабрикованном заявлении, чьих лиц ты даже не вспомнишь. Конечно, на плечи Деку возложена огромная ноша, вес которой нельзя недооценивать, но для нас, людей с той стороны листа, вся битва добра со злом, сводится к схватке нескольких эгоцентристов.

На плечи Коичи не возложены судьбы мира, лишь один захудалый район, над которым, из-за его действий, нависла огромная угроза – но мы знаем в лицо половину жителей этого района, прожили с ними несколько лет, и они успели стать для нас родными. Поэтому мотивация героя рисковать собственной жизнью, отводя от них опасность, довольно близка и нам.

К тому же, в отличии от Мидории, Коичи не пытается доказать своему противнику, что «I can fix you», ставя на кон безопасность всех остальных во имя своих идеалов. Хотя, конечно, поступи он иначе, можно было бы сохранить несколько кварталов города невредимыми… но это отдельная тема для дискуссии, со своими «за» и «против».

Я, без иронии, уважаю этого парня
Я, без иронии, уважаю этого парня

Так в чём же схожесть двух этих концовок? В итоге, к которому пришли главные герои. Они оба вынуждены сражаться изо всех сил. Им обоим не удаётся спасти злодеев от них самих, они оба вынуждены жить, помня о том, что не смогли остановить их – идя вперёд, и оставаясь единственным доказательством их существования.

И Шигараки, и тот парень, до самого конца, остаются верны собственным идеалам, не поддаваясь на уговоры протагониста, а, напротив, оставляя ему часть собственных идей. Разница лишь в том, что, если Мидория, пережив всё это, до сих грезит прошлым, то для Коичи его, нежданно, обретённое геройское призвание становится, своего рода, наказанием: взамен на плащ героя, от которого тот уже успел отказаться, ему приходится отдать свою прежнюю жизнь. И да, тема несовершенства геройской системы, которая идёт красной линией через всю финальную арку, является одной из причин, по которой это происходит – ведь общество не вознаградит тебя за труды, если ты не действуешь по его правилам.

My Hero Academia: Vigilantes

Продолжение истории – в «Моей геройской академии»

На этих словах оканчивается спин-офф «Вне закона». И, два долгих года после его окончания, фанаты ждали, когда же Коичи, Кастет… да хоть кто-нибудь из персонажей этой истории появится в оригинале. Благо, поводы для этого были: заявить иностранных героев, показать камео в числе линчевателей, когда Мидория, ненадолго, примерил на себя похожую роль. Да даже показать кого-то из них в числе обычных жителей. Но шло время, в манге появлялись отсылки на другие работы автора: персонажи полнометражных фильмов по франшизе, камео главного героя другой его манги, «Звёздный завоеватель Балдж». Вот уже и последняя битва подошла к концу, а его всё не было. Пока, в 424 главе…

Главный герой одной из каноничных историй твоей вселенной, и рандомный чел из другой работы под твоим авторством. Не перепутайте
Главный герой одной из каноничных историй твоей вселенной, и рандомный чел из другой работы под твоим авторством. Не перепутайте

Обидно. У вселенной MHA есть огромный потенциал для развития, в рамках самостоятельных произведений, ответвлений от главного сюда и чего угодно ещё. Но вместо того, чтобы показать это аудитории, автор задвинул лучший пример этого на задний план. Если сравнивать популярность основной манги и спин-оффа, по крайней мере на русскоязычных ресурсах – второй уступает в известности примерно десятикратно.

Остаётся надеяться, что слухи о том, что в 2025 будет анонсирована аниме-адаптация, окажутся правдивы. В отличии от основной MHA, «Вне закона» не нужен большой бюджет, по крайней мере поначалу. Правда, не уверен, что кому-то захочется «продолжения банкета» после того, чем закончится восьмой сезон…

Спасибо за внимание.

6464
55
11
11
29 комментариев

Привет! Твоя статья попала в список призёров нашего еженедельного конкурса статей. В качестве приза ты получаешь подписку DTF Plus на месяц. Все детали — в этом посте: https://dtf.ru/life/2946540

1

Декук это аморфная амёба, которая неспособна изменяться или к чему-то стремиться без подаренной извне силы ДВАЖДЫ, и мигом бросает по-настоящему героическое призвание (быть учителем) как только перед его лицом машут очередным паверапом.

Коичи это герой. Как раз в духе классических историй о начинающих супергероях. Как автор спиноффа смог понять эти комиксы лучше самого Хори, непонятно.

11
Автор

Ага. А ещё он наш слоняра

2

Эта аморфная амёба составила планы победы над злодеями три раза подряд, все три раза успешно, эта амёба не жалея себя в мясо разбивалась ради других, Деку минимум пять-восемь лет отработал учителем и нигде не сказано, что он бросил эту работу. Тот же Айзава вполне совмещал.
Ты буквально не понимаешь заложенных в Деку качеств героя и сравниваешь эволюционное развитие персонажа, с принудительным. У Коичи было двадцать лет с причудой, которую он переадаптировал под другие цели, у Деку был год тренировок физических и год постоянных вынужденых сражений, где ему продыху не давали.

Vigilantes в разы интереснее и лучше получилась, чем основная геройка
Помню, как зимой залпом прочитал все главы, а после еще ждал и верил, что в финальной арке геройки появится Коичи

9
Автор

Да, один в один. Пока фанаты МГА ждали отца ГГ, фанаты спин-оффа ждали нарухатского таракана

4

Насколько же после Виджиланте ни читать, ни смотреть Геройку не хочется

7