Вокруг «Оттепели» Кэя Оямы

Когда мне становится грустно, тяжко и лениво смотреть очередной посредственный онгоинг, я вспоминаю о существовании японской независимой анимации. О том, что есть целый мир кривых, прямых, странных, смешных, непонятных, простых, сложных, сентиментальных, жутких, повседневных, волшебных, дурацких, омерзительных маленьких историй – и за каждой стоит человек, который собирал её по кусочкам, скорее всего, в свободное от основной работы время.

Вокруг «Оттепели» Кэя Оямы

Становится ли любой проект лучше оттого, что лепят его в две-четыре руки при микроскопическом бюджете? Вряд ли. Но независимая анимация разнообразнее: как-то вспоминаешь, что людей интересуют не только попаданцы в слизь, злодеек и маленьких девочек. Вот история о смерти близкого человека, вот – о войне, о вампирах, о домашнем насилии, об андроиде, о детском воспоминании, о кино, о внезапном звонке, о депрессии, о… непонятно, о чём именно, но очень интересно.

Здесь не сориентируешься по замшелым спискам обязательного к просмотру, но сам процесс перебора освежает взгляд. В ход идут все средства: карандаш, бумага, глина, пластилин, фломастер, тесто, акварель, гуашь и масло, фотография и гелевая ручка. Но самое главное, по-моему, предоставленная зрителю свобода – свобода чувствовать что-то, кроме умеренного удовольствия. Например, работы Кэя Оямы мне не нравятся, после них хочется помыться, но именно чувство тревоги и отвращения при просмотре и делает их притягательными. Особенно, в случае «Оттепели».

Вокруг «Оттепели» Кэя Оямы

Такие фильмы, как «Оттепель», принято называть либо фильмами не для всех, либо наркоманией. (В зависимости от того, кому вы хотите понравиться.) Меня раздражают оба ярлыка. Во-первых, не у каждой истории должна быть разгадка – и это нормально и не делает книгу, фильм или мультфильм недоступными простым смертным. Тот же «Твин Пикс» с интересом смотрело целое поколение наших родителей: видимо, московские кинокритики не объяснили им, что Дэвид Линч – режиссёр для избранных. Во-вторых, «Оттепель» как раз-таки очень прямолинейна – и не нужно каждый раз оправдывать обыкновенную зрительскую лень гением или невменяемостью автора.

Итак, если всё, что мы наблюдаем на экране, по мнению некоторых, бред умственно неполноценного ребёнка, то неприятно и тревожно нам потому, что мы испытываем неловкость и желание дистанцироваться от уродства и девиации. Здесь не требуется никакое минимальное интеллектуальное усилие. Что поселяет страх в мальчике? Откуда исходит его беззвучный крик? Неважно.

А мне важно.

Вокруг «Оттепели» Кэя Оямы

Начнём с названия. Оттепель — это потепление, в данном случае скорее зимнее, предвещающее возрождение жизни, безудержный рост, размножение. И в то же время таяние льда и снега открывает неприглядные следы смерти, напоминает про слякоть, грязь, грядущее обнажение накопившихся в холодной толще отходов. Оттепель амбивалентна и абъектна – она фиксирует некоторое пограничное состояние. Я не люблю смену времён года, не люблю замечать колебания светового дня, не люблю обещания, предсказания и предчувствия перемен. Всё это выбивает из колеи. Возможно, то же чувствует герой. Скорее всего подросток, что означает ещё одно распутье — со вступлением в расцвет жизни мы начинаем замечать увядание родителей, уже над нами зависший дамоклов меч.

Тёмная сторона весны показана, например, у Сартра:

«Это изобилие вовсе не казалось щедростью – наоборот. Оно было хмурым, хилым, тяготившим самое себя. Деревья, громоздкие, неуклюжие тела… Я рассмеялся, вспомнив вдруг, как в книгах описывают великолепную весну, когда все лопается, взрывается и буйно расцветает. Нашлись дураки, которые толкуют о воле к власти, о борьбе за жизнь. Неужто они никогда не смотрели на животное или на дерево? Вот этот платан с пятнами проплешин, вот этот полусгнивший дуб – и меня хотят уверить, что это молодые, рвущиеся к небу силы? Или этот корень? Очевидно, мне должно представить его себе как алчный коготь, раздирающий землю, чтобы вырвать у нее пищу? Нет, я не могу смотреть на вещи такими глазами».

Если трансформационные процессы в природе подрывают чувство уверенности и безопасности героя, то что приводит к коллапсу в конце истории?

Мясо.

Вокруг «Оттепели» Кэя Оямы

Мясо в «Оттепели» представлено в четырёх образах: мясо-труп, мясо-рыба, мясо-мальчик, мясо-еда. Это ключевой элемент повествования.

Делёз пишет в «Логике ощущения»:

«Мясо – это общая зона человека и животного, их зона неразличения, тот «факт», то состояние, в котором художник идентифицируется с объектами своего ужаса или сочувствия».

Такие промежуточные, пограничные объекты вызывают ужас своей способностью соединять вещи, которые в данной культуре должны быть разделены. Человек не равен животному, а жизнь не равна смерти. В «Оттепели» вид рыбьей глотки, трансформирующийся в глотку мальчика, связывает первую пару. А мёртвая курица, которую семья ест, чтобы продолжать есть и продолжать род, связывает вторую.

Вот холодное собачье тело с вываленными кишками за окном. А вот – мой тёплый дом, где я ужинаю с родителями. Вот мёртвый конец волоса, а вот – его живое начало. Моё тело однажды вывернется, как собачье, и станет такой же тряпкой, бесчувственным концом волоса или ногтя. И ничто не преградит путь к смерти, ничто не отделит мёртвое от живого. Отсюда – беззвучный, замерший как будто под водой крик. Аналогичный крик виден на картинах Бэкона и Сутина. Причём Сутин буквально пережил почти то же, что и наш главный герой: смех человека и вид птицы, шею которой тот перерезал, превратились в подавленный крик, который художник писал на протяжении всей жизни.

Вокруг «Оттепели» Кэя Оямы

Значит, отвращение и страх при просмотре берутся не из ниоткуда. Главный герой не безумен и не так далёк от зрителя, как тому хотелось бы. Наоборот, все мы сталкиваемся с аналогичным опытом – с осознанием смертности. Это по-настоящему страшное открытие: смерть не приходит извне, а сидит в человеке как невидимый глазу нарыв, вечная уязвимость, неизбежный рок.

Нарисована «Оттепель» отлично, адекватно целям и содержанию истории.

Безрадостная серость размывает фокус, приводит в подвешенное состояние и в то же время глушит эмоциональный взрыв. Второй цвет – коричневый – используется для выражения крика. Причём текстуры здесь мне напоминают полароиды Тарковского: такая же мутная гладкая меланхолия и спрятанный за ней шершавый эрозивный остов.

Вокруг «Оттепели» Кэя Оямы

Сами персонажи убедительно некрасивые, асимметричные. В лице мальчика поменялись местами чересчур живые глаза, позаимствованные с чьей-то фотографии. Парочка, состоящая из тощего отца и тучной матери, сразу вызвала в памяти Отто Дикса. В целом, у Дикса много схожего с «Оттепелью» в технике и тематике: плоть, увечья, соседство живого с мёртвым.

Вся картинка ритмически организована: непрерывная пульсация накладывается на сердцебиение, на рыбий зов о помощи, на учащённое дыхание бегущего ребёнка. Ключевые кадры центрированы, центрирование задаёт смысловые рифмы: труп – лицо – ладони – ротовая полость – ротовая полость – курица – рот – крик. Всё на виду для зрителя, всё сталкивает с неприятной правдой об обладании телом.

Не нравится? А оно и не должно.

Мне, наверное, хотелось бы, чтобы авторов вроде Кэя Оямы стало больше; чтобы они не сгорали за пять-семь лет активности, потому что не могут прокормить себя любимым делом; чтобы индустрия выпускала что-то без расчёта понравиться среднему платёжеспособному зрителю; чтобы независимым авторам выдавали деньги, зная, что проект не окупится, – просто потому что ценность некоторых вещей определяется не мгновенной окупаемостью. Я многого хочу, более того, я уверена, что общество способно поменять производственные приоритеты так, чтобы массовая культура перестала быть конвейером. Другое дело, что общество в одиночку не изменишь.

Так что в качестве промежуточного решения я везде лезу с рекомендациями: посмотри первое, прочитай второе, поиграй в третье. И вам советую, если не хочется, чтобы забавные маленькие вещи так и сгнивали в архивах как недостаточно дружелюбные к широкой аудитории.

1111
4 комментария

Когда мне становится грустно, тяжко и лениво смотреть очередной посредственный онгоинг, я вспоминаю о том что у меня маленький член и теряю сознание

1

Так наоборот же. Если пэнис маленький, много крови от мозга не отольет

1

Посмотрел. Это как минимум интересно с точки зрения того, как это сделано. Техника впечатляет