«Первородный грех Такопи» — пугающая действительность

Как за шесть эпизодов окунуться в деструктивный социум — моя попытка анализа главной темы истории

Содержание:

Мило и ярко — во что это может вылиться

Перед нами история, в которой стиль, цветовая палитра, опенинг, а главное — дети в главных ролях — легко вводят в заблуждение и контрастируют с тем, что происходит внутри. «Первородный грех Такопи» на первый взгляд напоминает лёгкий слайс на дюжину серий, но очень быстро сбрасывает маску, показывает своё настоящее лицо и шокирует зрителя.

Подобный приём уже встречался, например, в «Созданном в Бездне». Другой сеттинг, но тот же обманчиво яркий фасад, за которым — жестокий, чужой и холодный мир. Где детская невинность становится контрастным фоном, а не сутью повествования.

Неудивительно, что ключевую роль в переносе обоих произведений на экран сыграл Шинья Ино. Его опыт, интерес к сложным темам и личный взгляд на анимацию придают проекту особую атмосферу. Он не просто адаптирует — он развивает материал, подчёркивает, вытаскивает нюансы. Особенно когда работает с экспериментальными или авторскими проектами — как здесь.

Тем более, за плечами у студии, которой он руководил, — почти ничего: несколько рекламных роликов и работа на аутсорсинге в паре эпизодах. И именно в этом — свобода. Сцена, где можно воплотить идею без давления, где можно подправить оригинал так, чтобы он зазвучал иначе — мягче, глубже, точнее. И им это удаётся.

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fenishiya-inc.co.jp%2F&postId=3947255" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Здесь</a> можно посмотреть, чем она занималась до Такопи
Здесь можно посмотреть, чем она занималась до Такопи

Но об этом — не сегодня. Сейчас важнее разобраться, в каком материале работала студия и откуда вообще всё началось.

Чей же «Первородный грех»

Автором оригинала выступает мангака Taizan 5, чья специализация — сюжеты, вращающиеся вокруг социума и семейных отношений. Его работы привлекают не столько визуальным стилем, сколько темами и формой подачи. Это особенно заметно в таких произведениях, как «Смертные грехи семьи Ичиносэ» и «Комплекс Героя», где на первый план выходят повседневность, семейные конфликты и внутренние переживания.

«Первородный грех Такопи» — пугающая действительность

Но, пожалуй, самой сильной его работой на эту тему становится сегодняшний гость — история, где социальная драма раскрыта особенно остро и точно.

А главная причина, по которой эта история работает так, как должна, — сам Такопи. Милое, наивное, глуповатое, но добродушное существо с другой планеты, которое сразу воспринимается как воплощение образа ребёнка: искреннего, беззлобного, не испорченного миром. Но именно это подчёркивает, насколько искажён образ в окружающей его действительности. Ведь с самого начала становится ясно: дети здесь вовсе не такие, какими «должны быть».

И разрушает этот образ не внешняя сила, а те, кто сильнее всех в него верит — родители.

Пренебрежение

Отец покинул семью, мать появляется раз в пару дней — только чтобы выспаться. Ты предоставлен самому себе и своей собаке, а в школе ежедневно сталкиваешься с травлей. Для Шизуки — это действительность.

Такому ребёнку просто не к кому обратиться. В глазах близких он будто не существует, и потому, когда на него обрушивается жестокость, он остаётся один на один с этой болью. Ребёнок не понимает, как справляться с несправедливостью. А когда ему всё-таки показывают выход, он не способен оценить, каким он является на самом деле. Даже если решение далеко от правильного — он хватает его, подгоняет под себя реальность и начинает использовать то, что раньше пугало и вызывало отвращение.

Принижение

У тебя есть брат, с которым тебя постоянно сравнивают. К тебе относятся не как к человеку, а как к инструменту — ты должен работать сверх своих возможностей, быть послушным, как собака, и получать за это «вкусную кость». Для Наоки — это действительность.

Такой ребёнок вроде бы не брошен — внимание он получает. Но форма этого внимания деструктивна: его нужно заслужить, выслужить, выпросить. Отношения с родителями сводятся к бесконечному угождению, а идеал, на фоне которого он всегда оказывается хуже, постепенно превращается во врага. Ведь если идеал недостижим, внимание остаётся мечтой. В такой среде опоры не найти. Но если рядом появляется кто-то, кто нуждается в тебе — ради его внимания и принятия можно отдать всё. Даже если в глубине это та же самая попытка заслужить любовь.

Жестокое обращение

Ты растёшь в полной семье — но в ней есть загвоздка: она стоит на грани распада. Родители постоянно ссорятся, пытаются выставить тебя против друг друга и не стесняются применять насилие. Для Марины — это действительность.

Здесь ребёнок становится объектом сублимации родительских конфликтов. Это не только внушает страх перед любыми человеческими отношениями, но и формирует ложное представление: что насилие — допустимый, а порой и «нормальный» способ выражать эмоции. Особенно если мама после очередных ударов говорит, как ей плохо… и как сильно она тебя любит. Как в таких условиях не принять это за проявление любви — правда же?

Искажение

Такопи — не как остальные дети. Он пришёл с другой планеты, где нет боли и страха, и он не понимает, что происходит вокруг. Но даже его настигает действительность.

Здесь ребенок оказывается в мире без правил — в нашем мире —, где никто не может объяснить, как всё должно быть на самом деле. Осознание зла и несправедливости — задача, которую до сих пор не удалось решить. Что уж говорить о ребёнке, который, пытаясь помочь, лишь искажает реальность, стирая грань между добрыми намерениями и их болезненными последствиями.

Терапия

Подобные сюжеты часто ограничиваются лишь демонстрацией боли, жестокости или, наоборот, сочувствия и близости к персонажам. Но при этом упускают важное — показать, как герои могут бороться с действительностью и выстраивать путь к исцелению.

И эта история не делает вид, будто знает ответ. Она не даёт готовых рецептов, а предлагает несколько форм поддержки — разные проявления близости и реакции на боль. Это не решение, но первые шаги, которые дают надежду и помогают не остаться в одиночестве.

Джунья всегда был готов выслушать и поддержать брата. Но для самого Наоки он долго оставался врагом. Лишь когда внимание матери окончательно исчезает, а внутреннее напряжение достигает предела, Наоки впервые открывается брату, ожидая агрессии. Но вместо этого слышит простые, искренние слова. Джунья разрушает образ врага и становится самым близким человеком. Эта чуждая реакция меняет Наоки и даёт ему опору — ведь поддержка всё это время была рядом.

Марина и Шизука заперты в насильственных отношениях и не умеют говорить друг с другом по-настоящему. Их объединяет только Такопи, и когда он покидает их навсегда, остается пустота. Именно в этой пустоте они впервые видят друг в друге не врага, а сломанных людей, которые тоже несут боль. Потеря общего становится мостом, сближающим их и открывающим возможность понять и принять друг друга.

Такопи не знает, как устроен этот мир, и не может дать конкретных советов или решений. Он честно говорит Шизуке об этом, но остается рядом — разделяет её слёзы, время и одиночество. Его простое присутствие — уже помощь, ведь иногда самое важное: не исправлять ситуацию, а быть рядом с тем, кому плохо. Это поддерживает не только её, но и самого Такопи в его внутренней борьбе.

А тебе есть к кому обратиться?

Для меня это аниме стало самым сильным представителем данного пласта медиа в этом году по многим причинам. Я мог бы вынести это в заголовок или построить текст вокруг аспектов и визуального языка, формирующих аниме-адаптацию, но не стал.
Хотелось показать именно ту сторону, к которой я не могу оставаться равнодушным — как человек, как сын, как будущий отец, как брат и как друг.

Буллинг, насилие со стороны родителей, детские самоубийства — это темы, к которым невозможно привыкнуть. О них тяжело говорить, их не хочется касаться. Но именно поэтому важно не замалчивать их и открыто обсуждать. Ведь масштабы проблемы среди детей по-настоящему серьёзны:

Каждые десять минут совершается самоубийство.
Каждую минуту происходит попытка уйти.
Каждый третий встречается с травлей.
Каждый второй испытывает насилие.

И за этими словами слышится вопрос:

120
7
2
1
1
1
92 комментария