Любовь и ненависть в Евангелионе

Раскрываем персонажей, вспоминаем Тарковского, восхищаемся Синдзи.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Во время первого знакомства с Евангелионом, сериал казался мне чем-то таинственным и необъяснимым. Хотя смысл был не понятен, в нем подсознательно чувствовалась какая-то глубина. На тот момент все шутки про Пен-Пена вызывали улыбку, а сцена со стаканом и голым Синдзи выглядела как что-то экстремальное и возмутительное. Было впечатление, будто это я стою голышом, а на меня смотрит Мисато и странный пингвин. В тот момент хотелось самому уехать в Токио-3 и бороться с ангелами. Возраст как раз подходил для управления Евой.

Интернета тогда не было, и чтобы досмотреть приключения юных пилотов, я покупал диски за какие-то баснословные деньги. Можно было сэкономить, но на тот момент это не имело большого значения.

Спустя много лет я полез читать рецензии в сети и увидел очень много разных интерпретаций произведения. Вместе с тем, я с удивлением обнаружил, как люди раз за разом повторяют одни и те же довольно очевидные заблуждения. Поэтому, прежде чем начать обзор событий и персонажей, предлагаю разобраться с одним очень устойчивым мифом. Без прояснения некоторых моментов нет смысла лезть в сюжет, поскольку начинать лучше с самых основ. Тем более, если речь идет о Евангелионе.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Миф: Синдзи – размазня. Одна из самых главных неточностей в понимании Евы, считать Икари младшего размазней. Если смотреть сериал очень поверхностно, то нытье мальчика действительно начинает раздражать. Все эти: «Я не хочу лезть в робота», «Раньше я тебе не был нужен», «Мне все равно» по десять раз подряд кажутся зрителю неприятными. Ведь главный герой должен храбро сражаться с врагом и подавать пример людям. Синдзи же капризничает и рефлексирует, вместо того, чтобы быстро расправиться с неприятелем. Но тут нужно понимать следующий момент. Очевидно, что сериал, претендующий на некоторый реализм, не может изображать героя в духе супермена. Четырнадцатилетний подросток ожидаемо испытывает тяжелый стресс, попав в сложную ситуацию и не получив поддержку от своих родственников. Более того, отец использует его как инструмент и даже не пытается скрыть этот факт. Синдзи нужен ему исключительно для решения своих эгоистичных целей – дальнейшая судьба сына его не интересует. Вполне возможно, что мальчика ждет смерть после окончания проекта. Но Синдзи не устраивает такое отношение, он требует ответов и признания. Когда пилот их не получает, то моментально посылает в далекий путь своего папашу, заодно выдерживает напор самой боевитой женщины в команде:

Здесь он своей критикой построил капитана, хотя сам этого не понял:

Проблема в том, что странный характер не единственная его беда.

Переходим к сюжету.

Тут будет очень краткое описание событий, чтобы можно было в динамике отследить важные для понимания моменты.

Синдзи приезжает в Токио-3 по приглашению своего отца. У него нет других близких родственников, поэтому для мальчика так важно наладить отношения с Гэндо. Его встречает огромный незнакомый город, чужие люди, гнетущая атмосфера. Хотя события набирают обороты с самого приезда, Синдзи не получает никакой поддержки от родни. Главнокомандующий Икари заявляет, что мальчик стал нужен ему только сейчас. В этот момент возникает первый конфликт между отцом и сыном, который пройдет через все произведение. Синдзи нужно человеческое отношение. Он не слаб и не глуп, и требует разъяснений, а не жалких отмашек. Мальчик отказывается сражаться в первом бою не из-за трусости или нерешительности, а потому что к нему не относятся с должным уважением. Он вступает в поединок только из-за чувства стыда перед раненой Рей. Но никак не из-за давления Гэндо.

В то же время Мисато всеми силами старается создать для него новую семью и берет на себя роль заботливой старшей сестры. Каждому человеку нужно общение, и Третье Дитя не является исключением. Он просто одинокий подросток. Благодаря поддержке Кацураги Синдзи раскрывается и устанавливает социальные связи. Не без труда заводит новых друзей среди одноклассников, осваивает «Дилемму дикобразов», начинает общаться с Рей. При внимательном просмотре становится заметно, как он постепенно переходит к нормальной жизни.

До восьмой серии Евангелион является типичной историей о развитии и духовном росте. Не считая небольших нюансов, таких как нехарактерное для Японии пренебрежение интересами общества со стороны Синдзи, начало Евы имеет черты классического произведения. Все идет своим чередом, герои шагают по привычной дороге преодоления. Но потом появляется Аска, и их жизнь переворачивается с ног на голову.

Первое время дети знакомятся и общаются, ссорятся и мирятся, учатся работать вместе. Хотя зачатки тяжелого конфликта видны с самого начала, на старте совместной «карьеры» дела у пилотов идут неплохо. Им даже удается наладить некое подобие дружбы. Постепенно мы узнаем героев поближе, в их жизни появляются некоторые комические моменты. В середине сериала Аска просто солирует в компании замкнутых коллег. Это происходит не только из-за ее взрывного темперамента. Сорью – самый одухотворенный пилот Евы. Вне зависимости от личных симпатий, в ней нет какой-то отчужденности как у Рей или заторможенности как у Синдзи. Человек живет, цветет и горит яркими красками. На ее фоне и Рей смотрится здорово – умная, рассудительная, спокойная. Одна из них точно должна понравиться зрителю. Даже Синдзи, глядя на эту парочку, начинает улыбаться. Однако при этом автор постоянно напоминает, что ружья заряжены и однажды должны выстрелить.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Конфликт между пилотами то разгорается, то затухает в зависимости от обстоятельств. Аску раздражает повышенное внимание к Синдзи: «Что это вы с ним так носитесь», его нерешительность, успехи. Но, думаю, главная причина её недовольства – некоторая пустота и эмоциональная незрелость младшего Икари. Он не может нормально с ней взаимодействовать, занудствует и раздражает. Самая известная картинка с Аской относится скорее не глупому внешнему виду Синдзи, а к тому, что она не может получить от него необходимую помощь.

Итак, мы переходим к главному конфликту в Евангелионе. Не между людьми и ангелами, а между человеком и человеком. Из-за эгоизма некоторых личностей разгорается конфликт, который невозможно разрешить. Нашим персонажам тяжело жить вместе, и скандалы раз за разом раздирают Nerv. Некоторые герои вполне нормально уживаются друг с другом, как ни странно это Синдзи, Мисато и Рей. Но остальные оказываются не в силах быть вместе из-за своих слабостей и пороков, что в итоге приводит их к печальным последствиям.

На этой ноте мы можем перейти к самой интересной части произведения – героям Евы. Но перед тем как углубиться в разбор, хочу оставить небольшой комментарий.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Я считал персонажей Евангелиона очень реалистичным до того момента, как решил обсудить его со своей подругой. Она подметила, что героев Евы стоит воспринимать прежде всего как собирательные художественные образы, а не попытку изобразить 100% правдоподобных людей. Например, сногсшибательная 29-летняя девушка 8 лет ждала парня, который был даже не в тюрьме или армии, а просто болтался не пойми где. Тем более странно, что она сама была инициатором разрыва. Обладая всеми возможными ресурсами, милой внешностью, адекватным (по большей части) характером и любовью к людям, она так и не смогла наладить свою жизнь. В разговоре с Кадзи в 20-й серии Мисато косвенно признается, что ни с кем больше не встречалась. Кадзи спросил: «Ты все ещё куришь?». Мисато ответила: «Я курю только в таких случаях. Так что никто, кроме тебя, не знает». Ее действия можно списать на психическую болезнь, но видно, как она любит людей, хорошо ладит с коллегами и принимает Синдзи как родного. Если б Мисато была обозленной или замкнутой особой, то ее сомнительный стиль жизни можно было бы как-то объяснить. Но при таком количестве положительных качеств, ее поведение перестает быть похожим на поведение женщины.

В том же ключе можно вспомнить Аску и Рей. Аска чересчур ранимая и имеет довольно слабые защитные барьеры для цундэрэ. Рей настолько оторвана от мира, что ее сложно ассоциировать с реальным человеком. Если Сорью поначалу не может контролировать потоки своей энергии, то Аянами почти не взаимодействует с окружающими. Кажется, будто автор придумал максимально уязвимых персонажей и добавил в свою вселенную, чтобы они страдали.

По итогу можно отметить следующее.

Сложны ли персонажи Евы – да. Есть ли у них тяжелые психические отклонения - да. Их эмоции правдоподобны, но сами образы сильно идеализированы. Потому-то они попадают в топы самых-самых. Неудивительно, что у сериала преимущественно мужская фанбаза.

На тему аудитории косвенно намекнули в Shirobako (Белый ящик).

В этой серии продюсер аниме призналась, что видела только ребилды. Поэтому она не понимала, почему ее коллеги аниматоры так боятся "Хидэаки Канно".
В этой серии продюсер аниме призналась, что видела только ребилды. Поэтому она не понимала, почему ее коллеги аниматоры так боятся "Хидэаки Канно".

К слову, мужские персонажи наоборот преимущественно дурные. Гендо – жуткий эгоист и фанатик. Кадзи – двуличный тип и адреналиновый маньяк. Даже Синдзи на их фоне кажется вполне обычным человеком.

Вот о нем то мы и поговорим в первую очередь.

Синдзи

Не убегать.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Синдзи очень зависим от мнения окружающих. Когда его хвалит Мисато, он приободряется и излучает оптимизм. Но после того как его от злости обругала Аска, настроение Икари моментально портится, и он уже не чувствует радости от своей победы.

Этот конфликт страха боли и желания похвалы является одной из наиболее важных характеристик Синдзи. Нужно отдать ему должное, мальчик достаточно легко соглашается получать боль в обмен на признание. Значит он готов к жизни в обществе.

При этом он эмоционально туговат, и ему все же с трудом дается общение с людьми. Аска так и не дождалась от него поддержки, хотя она была ей так нужна. Дошло до того, что одноклассникам пришлось объяснять ему, что Мисато считает его почти родным, потому так раскрепощено ведет себя в его присутствии. Сам он этого понять не мог.

Его подростковое сознание понимает, что вокруг происходят неправильные вещи и просто ломать ангелов - не выход. Он пытается найти форму сопротивления действительности и ударяется в эскапизм. Но уйти от проблемы, не значит её решить. Третье Дитя раз за разом приходит к этому выводу и начинает бороться. Но строго до определенного момента, пока что-то снова не выбьет его из колеи.

Когда он пытается убежать, это никогда не помогает. Тогда Синдзи действует. При этом, если бы он послушно уничтожал ангелов, вероятно, случился бы третий удар по сценарию Гэндо или Seele.

Иронично, что пилотом военного киборга стал пацифист, который плохо переносит боль. Впрочем, именно такому человеку не страшно доверить слить сознание с опасной боевой машиной. В дальнейшем эта ставка сыграет, когда Синдзи столкнется с Каору.

Любовь и ненависть в Евангелионе

О Синдзи можно говорить много долго и совершенно разные вещи. Лейтмотив его деятельности стала фраза «Не убегать!», («Nigecha dameda!» яп.). Он раз за разом пытается уйти от проблем, а когда это не получается, принимает бой. Есть момент, который делит зрителей на фанатов Евы и ее хейтеров. Нытье Синдзи выглядит настолько уныло, что вызывает тошноту. Вероятно, Хидэаки таким образом пытался показать гибельность пути бегства от проблем. Надо сказать, получилось, как надо. Если у зрителя начинается отвращение к такому поведению, то Еву он никогда не оценит. А если нытье и рефлексия не будет казаться смотрящему безобразной, то Евангелион, скорее всего, зайдет на ура. Конечно, Синдзи легче понять, когда прочитаешь 50 рецензий, и мысль осядет в подкорке мозга. Но если смотреть без подготовки, то герой может вызвать странные ассоциации.

Насколько Синдзи имеет право на рефлексию – вопрос открытый. В его случае происходит конфликт между долгом и собственными принципами. Ситуация, при которой человек ставит личные интересы выше общественных, парадоксальна для Японии. К слову, так же действует его папаша. Но под влиянием обстоятельств Синдзи всегда возвращается к пилотированию Евангелионов. Раздражает ли его нерешительность – возможно. Но это не слабость, а проявление эгоизма. Он придерживается системы ценностей, при которой индивидуализм стоит намного выше долга перед людьми. Потому действия Синдзи идут вразрез с общепринятыми нормами поведения. Но он не был наказан за это как многие антигерои, а наоборот становится победителем. Главный герой с таким виденьем мира придает Евангелиону статус контркультурного произведения.

В заключительном эпизоде Синдзи решает отказаться от комплементации в пользу отдельного существования, хотя это причиняет страдания. Он понимает, что ему нужны настоящие чувства, и даже если его снова предадут и обидят, бегство от реальности не принесёт ему счастья. Это означает, что Синдзи способен к признанию ошибок и изменению себя.

Проект комплементации – аллюзия на создание вымышленного мира, в который уходят люди, чтобы стать счастливыми. Синдзи отверг комплементацию, то есть решил буквально вернуться к настоящему миру, жестокому, но тем не менее реальному. Только так он может найти свое счастье.

Главные герои Евы всегда выбирают реальность – ужасную и трудную, но все-таки настоящую.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Как было сказано ранее, есть множество персонажей, которых в той или иной степени можно считать прототипами Икари. Сам Синдзи, несмотря на рефлексию, всегда завершает свои дела, пусть через страдания. Но многие его “последователи” являются обычными нытиками и копируют только внешнее поведение. В этом и заключается одна из проблем в восприятии Евангелиона.

Скажу страшную вещь – Синдзи в некотором смысле похож на шаблонных героев – но не удалью, а незавершенностью. Далеко не случайность, что нам не рассказывают ничего про детство Икари и дают минимум информации о его увлечениях. Так зрителю проще наполнить этот образ собственными проекциями и в какой-то мере ассоциировать себя с персонажем.

В литературе есть похожий герой – Холден Колфилд из «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Не удивительно, что книга имеет такой же культовый статус как Евангелион. Холден не стремится к всемирному успеху и признанию, он также как и Синдзи пытается найти собственный путь. Вот только для Икари все заканчивается приемлемо, тогда как о дальнейшей судьбе Колфилда мы ничего не знаем.

Любовь и ненависть в Евангелионе

В заключение хочу добавить одну заметку. Перед тем как ругать Синдзи, вспомните как высший ангел Каору признал его достойнейшим представителем человечества. По сути он пожертвовал собой ради пилота. Тут есть два варианта. Или Каору посчитал, что стремление Икари к жизни достойно уважения, или Синдзи так достал его своим нытьем, что он сам решил выпилиться.

Предлагаю, немного отдохнуть и вспомнить технический персонал Nerv.

Рицуко

Рицуко Акаги является главным научным сотрудником Nerv и отвечает за исследование и эксплуатацию Евангелионов. Она дочь известного доктора Наоко Акаги, создательницы суперкомпьютеров Magi. Рицуко долгое время работала под руководством своей матери и во многих отношениях осталась в ее тени. Она несколько подавляет свою помощницу Майю, примерно так как же, ее мать подавляла ее в детстве.

Изначально Рицуко дружила с Мисато, с которой была знакома со времен университета и даже поддразнивала ее по мелочам. Но в дальнейшем их отношения испортились из-за разных взглядов на судьбу проекта Ева.

Любовь и ненависть в Евангелионе

По мнению многих критиков, Рицуко отказалась от нормальной личной жизни и решила посвятить себя науке. Но скорее всего она просто хотела отомстить своей матери, когда начала тайком встречаться с Гендо. Затем осознав насколько это глупо и то, что Гендо по сути использовал их обоих, решает отомстить ему. Она уничтожает клоны Рей, а затем пытается взорвать штаб-квартиру, перепрограммировав компьютеры Маги в эпизоде 25. Однако Каспар, который отвечает за женскую сторону личности ее матери отклонил команду. Наоко в очередной раз выбрала Гендо вместо своей дочери. В последней сцене с ее участием Гендо сказал ей невнятную фразу, на что она назвала его лжецом. (В русском варианте ее озвучили как: «Я любил тебя». Скорее всего это близко к истине, так как в манге было также). Затем раздался выстрел.

Команда Nerv

Компьютерный техник Сигэру Аоба является заядлым гитаристом и часто появляется с чехлом от инструмента. Во время третьего удара за ним приходит множество клонов Аянами Рей. Это означает, что в течение всей жизни он никогда никого не любил по-настоящему. Не будьте как Аоба.

Макото Хьюга очень симпатизирует Мисато и все время проверяет ее на прочность. Вероятно, он боец по натуре, и личность Кацураги находит отклик в его сердце. Интересный момент – похоже он совершенно не ревнует, когда узнает о романе Мисато и Кадзи. После третьего удара именно Кацураги приходит за его душой.

Майа Ибуки – жизнерадостная и добрая девушка, которая помогает Рицуко в научной работе. Является самым популярным второстепенным персонажем аниме. Имеет лесбийские наклонности, от которых ее пытался отучить Кадзи, но безуспешно. Пацаны запоминайте:

Аска

Сорью Аска Лэнгли

Второе Дитя привнесла в сериал бурный поток энергии, а заодно закрепила за собой статус ярчайшего персонажа. Для Аски успех важен гораздо сильнее, чем для кого-либо другого. Значит, по канону Евангелиона, она обязательно его потеряет. Быть лучше всех – очень ненадежная защита. Например, в серии с синхронным управлением евами, Аска выбивается из темпа во время тренировок. Не удивительно, ведь Синдзи много лет учился играть на виолончели. Благодаря своему упорству, она справится с задачей, но этот эпизод станет одним из звоночков к тому, что Сорью будет сложно конкурировать с Икари в управлении Евой.

Аска страдает больше всех, так как у нее нет ни одного близкого человека за весь сериал. Синдзи не может оказать ей поддержку из-за своей замкнутости и нелюдимости, а Кадзи никогда по-настоящему не заботился о ней. Человеку нужен человек, а рядом с Аской никого не оказалось.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Сорью все время кричит о помощи, но не может попросить ее открыто. Все эти «Бака, бака!» просто завуалированный сигнал «Спасите!», который разбивается о стену непонимания со стороны Синдзи. Только умная Мисато пытается объяснить Третьему дитя чего хочет Аска. Она даже заселяет оставляет детей в одну квартиру и оставляет их на ночь. Но он все равно ничего не понимает.

В упомянутом эпизоде 9 с музыкальной синхронизацией Аска так нуждалась в поддержке, что решила лечь рядом с Синдзи. В некоторых обзорах почему-то пишут, будто она ошиблась кроватью. Это маловероятно. На самом деле она так боялась этого поцелуя, что от волнения начала звать маму. Но Синдзи ничего не понял, а в конце серии еще и опозорил ее, рассказав об этом прилюдно.

В следующей серии поцелуй все же случился – это был пик непонимания между Аской и Синдзи. Даже пингвин сообразил, что все идет не по плану и решил свалить в холодильник. Сначала Аска искренне похвалила Синдзи за его игру на виолончели. Затем она предложила ему поцеловаться, используя скуку как предлог. Из-за того, что Кадзи ушел с Мисато, она чувствовала себя брошенной и пыталась найти поддержку. Она ждала от Синдзи хоть какой-то инициативы и зажала ему нос рукой. Но он никак не отреагировал на это и просто стоял столбом, пока у него не закончился воздух. Разозлившись на его тупость, она убежала в ванную, чтобы скрыть свои эмоции. В этой сцене верхняя часть ее лица затемнена, что показывает тяжелый удар по ее психике. (В защиту Синдзи могу сказать, что он просто испугался и растерялся в данной ситуации. В последней сцене гормоны явно ударили ему в мозг, когда он поверил будто Аска в самом деле решила поцеловаться только от скуки).

Любовь и ненависть в Евангелионе

В 17-м эпизоде показаны настоящие взаимоотношения между Кадзи и Сорью. Она совершенно разбита, и лишь изобразив фальшивую улыбку, заходит в комнату к Кадзи. Счастье, которое она излучает при общении с ним было притворным. Аске нужен кто-то заботящийся о ней. Она старается изо всех сил, но на самом деле чувствует себя одинокой и отвергнутой. Это еще раз подчеркивает, насколько ей важно общество Синдзи.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Очевидно, Аска видит в нем партнера и ее раздражает его безынициативность. Она всеми силами пытается вызвать его на контакт. Сорью ведет себя как Хельга из мультфильма «Эй, Арнольд!». Конечно, она не влюблена в Синдзи, но готова принять его поддержку и заботу. Когда она жалуется: «чего это вы с ним нянчитесь», она просто хочет, чтобы он проявил инициативу, а не вел себя как тормоз. Аска много раз назвала Синдзи дураком, но он так ничего и не понял до сцены с удушением. Там произошла патовая ситуация – он фактически сказал: «Люби меня за то, что я есть». Она ответила ему: «Нет, пока ты ведешь себя как овощ, не буду». Он озверел и набросился на нее.

В последней сцене Аска произнесла: «Отвратительно». Возможно, фраза относилась к тому, что ей пришлось выпрашивать помощь. Или она понимала насколько печальной будет ее дальнейшая судьба. Может быть, этой фразой она просто выразила свое состояние, когда обычную просьбу о близости ей пришлось «выбивать» путем таких скандалов.

***

Через историю Аски автор буквально кричит зрителю: «Не будьте чурбанами! Посмотрите, как страдает девушка. Обратите внимание на людей, которым реально нужна ваша забота. Не доводите людей, чтобы они страдали также, как она!»

Любовь и ненависть в Евангелионе

Рей

Рей является одним из самых загадочных персонажей Евангелиона. Она была воссоздана из частиц Юи, мамы Синдзи, оставшихся в контактной капсуле Евы-1. У Рей душа второго ангела, Лилит. По сути она является матерью всего человечества. Ее А.Т. поле превосходит по своей силе А.Т. поле сильнейшего 17-го ангела, Табриса (Каору). Но в начале сериала Аянами просто 14-летняя девочка, которая сильно зависит от Гендо Икари.

В первой серии, когда Синдзи смотрит на пустынную улицу, он видит образ Рей. Через несколько секунд раздается звук колышущихся проводов, и Рей исчезает. По одной из версий, таким образом душа второго ангела Лилит встречала будущего пилота.

Любовь и ненависть в Евангелионе

В штаб-квартире Nerv Синдзи видит израненную Рей-2. Именно ее тяжелое состояние вынудило мальчика начать управлять Евой. Скорее всего Гэндо специально подстроил эту сцену, чтобы надавить на Синдзи. Так в ее жизни появился первый человек, который бы заботился о ней, кроме главнокомандующего Икари.

Во втором эпизоде Аянами, до того не проявлявшая интереса к другим людям, внимательно смотрит в глаза Синдзи. Через некоторое время он заходит к ней домой и случайно падает на нее, схватившись руками ей за грудь. Она всегда жила вне общества, потому не знала, как реагировать на происходящее. При этом Аянами отнимает у Синдзи очки Гэндо и дает ему пощечину, когда он плохо отзывается о главнокомандующем. На этом этапе она полностью зависит от Гэндо и считает своей обязанностью подчиняться его воле.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Перед боем с пятым ангелом Рамиилом (воздушная крепость) Рей обещает защищать Синдзи. Рискуя собой она во время битвы заслоняет Еву-1 и получает ранение. Синдзи плачет от счастья, когда видит ее живой. Рей улыбается. Икари младший оказался первым человеком, кто показал ей доброту после эгоистичного использования Гэндо. Так начинается становление Рей как личности.

В течение всего сериала Аянами отдаляется от Гэндо и начинает все более тесно общаться с Синдзи. Рей начинает понимать, что он совершенно искренне заботится о ней и она больше не обязана беспрекословно слушать приказы. Аянами, вопреки указанию, не атакует зараженную Еву-04, так как в ней находится Тодзи, и это может повредить психике Синдзи. Перед смертью ангел входит в контакт с Рей и говорит ей, что ее личность сольется с личностью Синдзи. Но на этом этапе она уже научилась осознавать себя как индивида и выбирает путь самоубийства, чтобы сохранить свою идентичность. Следующая реинкарнация Рей-3 очень холодно относится к Гэндо. Хотя она почти ничего не помнит, ей становится неприятно выполнять его указания. Надо заметить, что каждая последующая Рей все больше и больше отдалялась от Икари старшего.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Гэндо и Рей

Конфликт Гэндо и Рей происходит из-за того, что он использует Аянами. Икари воспитал ее в условиях изоляции, полностью лишив индивидуальности. Гэндо внушил Рей мысль, что только он может заботиться о ней, и ее существование само по себе не имеет смысла. Очки, которые она хранит, символически похожи на бирки, и показывают ее зависимость от этого человека. Гэндо не нужна Рей – он использует ее, как использовал Рицуко и ее мать Наоко. Этот ученый одержим идеей вернуть Юи, чья душа заперта внутри Евы-01. Он выражает привязанность к Рей, чтобы осуществить проект комплементации и воссоединиться с Юи. К слову сама Юи хотела счастья для своего сына, и планы Гэндо напрямую противоречат ее собственным желаниям. Благодаря Синдзи Рей смогла понять мотивы Гэндо, и план по комплементации удалось остановить.

Рей прошла тяжелый путь от «механической куклы» до свободного человека. Она не так заметна фоне других, более ярких персонажей, но ее духовный рост был одним из самых значительных среди всех героев Евангелиона.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Мисато

Мисато Кацураги была единственным выжившим человеком из экспедиции во время второго удара. Она испытывает смешанные чувства к своему отцу, и на этой почве сближается с Синдзи. Но в отличие от младшего Икари, ее отношения к родителю более теплое, так как он ценой своей жизни спас ее во время катастрофы. Она считает себя брошенной и преданной, так как ее отец убежал от ответственности и от семьи. В институте Мисато Кацураги встречает Кадзи, с которым начинает бурный роман. Но через какое-то время Мисато понимает, что также, как и отцу, ее присутствие не очень нужно этому человеку. Она разрывает отношения, чтобы спустя 8 лет вновь встретиться с ним в Nerv.

Мисато становится воспитательницей для пилотов ев. Она всеми силами старается сблизить подростков и по возможности создать в доме нормальную атмосферу. Для этого Кацураги приглашает Рей на вечеринки, подбадривает и ругает Синдзи, пытается объяснить Аске мотивы поведения Икари. Хоть все эти попытки обречены на провал, некоторое время Мисато удается поддерживать товарищеские отношения между детьми.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Воля и Энергия Мисато позволяла Синдзи двигаться в правильном направлении. Удивительно, но именно она стала главным Вдохновителем для Третьего дитя. Обычно эту роль исполняет кто-то из сверстников.

Пен-Пен

Пен-Пен – тепловодный пингвин, который живет в холодильнике. Обладает интеллектом, по уровню близкому к человеческому. (а на фоне некоторых персонажей даже превосходящим его). Читает газеты, понимает человеческую речь и психологию, ест обычную еду. Судя по всему, принадлежит к новому виду, созданному с помощью генетических разработок. Прообразом для его создания стал Большой хохлатый пингвин.

Многие говорят, что Мари из ребилда получилась абсолютно чужеродным персонажем для вселенной. Позволю себе с этим не согласиться. По сути она исполняет такую же роль как Пен-Пен. Это роль единственного психически адекватного героя в Аниме. В оригинальном сериале многократно подчеркивалось, как пингвин с грустью наблюдал за потасовками в их маленькой квартире и всегда знал, когда нужно оставить людей в покое. По сути он был индикатором «нормального» поведения, на фоне которого лучше видны проблемы остальных.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Арбузы

Иногда арбузы – это просто арбузы. Хотя, кто их знает на самом деле.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Деконструкция жанра меха в Евангелионе – тема для отдельной статьи. В восьмой серии есть очень показательный момент: Ева-02 в первую очередь крушит древний флот, а уже потом ангела. Причем при уничтожении ангела погибает еще 2 корабля. Складывается впечатление, что новые биотехнологии замещают классические механизмы. В эпизоде 7 Ева-01 фактически побеждает робота, который выглядит как: «Такое же полено, как и тот, кто его создал». К тому же роботизированные доспехи ев являются лишь сдерживающим механизмом. Евангелионы – биологические организмы, а точнее клоны Адама с душами людей.

В Евангелионе идет смещения фокуса с масштабных битв на эмоциональные переживания пилотов. В популярных тайтлах, например, в Грендайзере, пилоты как минимум считают целью своей жизни управление роботами. В Еве дети вообще не понимают, зачем они управляют своими биомашинами.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Тарковский и Евангелион

Во время обсуждения Евы я нередко видел упоминания фильма «Сталкер» Тарковского. Первое время я думал, что это случайность, но потом решил пересмотреть кино. Как ни странно, в Сталкере есть свой Синдзи, невзрачный снаружи и сильный внутри. Речь идет о проводнике в зону в исполнении актера Александра Кайдановского. Он повинуется очень странным принципам, и несмотря на опасность, продолжает водить людей за охраняемый периметр. У него, как и у Икари, есть своя правда - он копит деньги для лечения дочери. Так же, как и Синдзи он не очень-то гордится этим занятием и просто исполняет долг. Сама «зона» в некотором смысле воспринимает его как своего ребенка, а потому щадит и оберегает. Прямо как Ева-03 бережет и охраняет Синдзи.

Любовь и ненависть в Евангелионе

В фильме присутствует долгая немая сцена, которая очень напоминает эпизод в лифте в Евангелионе. Увы, если про актерскую игру Сталкера я могу говорить только хорошее, то фрагмент с молчащим писателем на мой взгляд сильно уступает немой сцене из Евы.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Эпизод с лифтом был одним из самых важнейших в плане психологии. Если присмотреться к скриншоту, можно четко различить состояния пилотов. Рей грустно оттого, что Аска находится в таком тяжелом положении. Она понимает насколько плохо та относится к ней и то, что разговор может закончиться скандалом. И все же Рей находит силы поговорить с Сорью и частично успокоить и разделить ее печаль. Для раздраженной Аски этот разговор с одной стороны показатель ее слабости, раз даже молчаливая Рей начинает успокаивать ее: «Сегодня ты со мной заговорила, а завтра, наверное, снег пойдет». К тому же для нее Рей – кукла, возможно такая же как та, которая заменила её матери саму Аску. Потому разговор закончился взрывом и истерикой. Однако после него Аске стало немного лучше, ей даже удалось запустить Еву, хотя до него она едва могла двигаться. Правда ничем хорошим для это не закончилось, но ангела они все же победили.

Планы сторон

Здесь я очень кратко опишу сюжет Евангелиона, дабы люди понимали, что вообще происходит в тайтле. В далекой-далекой галактике первородная раса распространила по вселенной семена жизни. На Землю по случайности упало сразу два: Адам и Лилит (он нее произошли лилин, т.е. люди). Так как две формы жизни не могут сосуществовать вместе, Адам был заморожен. В 2000 году экспедиция отца Кацураги под руководством Seele провела контактный эксперимент над первым ангелом Адамом, регрессировав его до эмбрионального состояния. В результате произошел Второй удар, уничтоживший 2 млрд. человек. После этого, основываясь на предсказаниях свитков Мертвого моря, люди начал производство Ев из ДНК Адама и душ матерей пилотов. После этого ангелы (дети Адама) и лилин (дети Лилит, т.е. люди) начали стремиться к Третьему удару. Он должен был стать предпосылкой к проекту комплементации человечества. Существовало несколько сценариев этого события, в зависимости от интересов сторон. Ангелы первоначально хотели убить всех лилин и восстановить Адама. Seele желали уничтожить А.Т. поля людей, освободить их души и превратить всех в LCL. Тогда души людей собрались бы внутри гибридного существа из Адама и Лилит. По одной из версий в существо могут войти души только двух участников Seele. Наверное, они планировали кидать монетку.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Гэндо Икари хотел объединиться с душой Юи Икари внутри Евы-01. Для этого он замышлял совместить Рей (сосуд души Лилит) и эмбрион Адама. Юи Икари была дочерью одного из членов организации Seele. Она сознательно провела эксперимент так, чтоб ее душа была поглощена ядром Евы. Юи тоже хотела провести комплементацию человечества, но на базе 14 серийных Евангелионов, а сам улететь в космос и жить там в одиночестве до конца веков. Об этом она открыто рассказала в 26 серии. То есть Гэндо был явно не самым странным персонажем в этой истории. К слову, профессор Фуюцуки знал о планах Юи, но не говорил о них Гэндо.

В результате получилось совершить ритуал, в котором Адам сливается с Лилит, а затем и с Евой-01. А.Т. поля людей разрушаются и их души собираются в «яйцо» Лилит. Когда Синдзи отверг проект комплементации, яйцо Лилит разрушилось, рассеяв собранные души. Все души получают шанс вернуться к своим физическим воплощениям, не смотря на возможную боль от земного существования. Аска и Синдзи возвращаются в город. Судьбы остальных персонажей остаются неизвестными.

Озвучка

Понимаю, многие не признает озвучку в принципе, но считаю нужным упомянуть этот момент. Для начала небольшая ретроспектива:

Любовь и ненависть в Евангелионе

По поводу работы студий дубляжа хочу сказать следующее. Насколько я понял, МС Entertainment выпустили аж два два варианта. Либо один из них по случайности начали называть официальным. Здесь произошла забавная штука: многоголосый перевод от МС Entertainment получился настолько плохим, что его часто не считают официальным. Там все в "лучших" традициях озвучки. Достаточно отметить женский голос Синдзи, который звучит будто у него тяжелое похмелье и он сейчас заснет. Вот второй перевод оказался очень даже достойным. Он вышел на лицензионных дисках и, возможно, на MTV. Не без косяков, иногда актеры путают свои роли, а бедная Майа говорит то голосом Синдзи, то Мисаты, то Рицуко. Но в целом годно.

О бедном ребилде замолите слово

Про ребилды сказано много плохого и часто по делу. Но подумайте о следующем моменте: человек, который делал ребилды, ведь не глупее человека, сделавшего оригинал) . Классический Евангелион был контркультурным произведением, он нарушал многие установленные нормы ( Утро в Японии начинается с Саке). Это была одной из причин его популярности. Ребилды же рушат канон Евангелиона, тем самым возмущая поклонников и создавая информационный шум. Плюс ребилд служит ключем к пониманию идей оригинала и стебом над тем, как многие восприняли Еву:

Так автор видит некоторых фанатов.
Так автор видит некоторых фанатов.

Подробнее можно узнать здесь, есть ру сабы.

Фан факты:

Хидэаки Анно ненавидит, когда его спрашивают о смысле Евангелиона. По его мнению, эти вопросы подтверждают тот факт, что он не умеет доходчиво выражать свои мысли.

В создании ребилда 1.0. участвовала русская сэйю. Она озвучила одного из ученых в Nerv на русском (не Майю).

В данной сцене Синдзи, судя по всему, вспоминал порно, когда Аска попросила его думать на немецком.
В данной сцене Синдзи, судя по всему, вспоминал порно, когда Аска попросила его думать на немецком.

Итог

Чем дольше я писал эту статью, тем больше в ней появлялось отрывков из чужих рецензий и исследований. Евангелион безумно популярен, и в материалах по этому аниме нет недостатка. Поэтому в заключительной стадии я решил отключить все внешние источники и сосредоточиться на своих мыслях, поскольку иначе у меня получилась бы компиляция из десятков чужих статей.

Проблема в восприятии Евы заключается в том, что даже если точно знаешь причины поступков Синдзи и понимаешь его внутренний стержень, аниме все равно навевает тоску. Хидэаки прежде всего хотел излить свою боль, и эмоции в аниме затмевают содержание. Потому, когда восторженные рецензенты пишут, как Ева помогла им выйти из депрессии, я, увы, им не верю.

Нытье Синдзи - это не баг, а фича. Хотя, может быть, и баг, но достаточно необычный. Без него сериал был бы в очень хорошим психологическим аниме с большим количеством фанатов. Но именно его депрессия превратила Еву в возмутительно противоречивую картину, которая начисто рвет шаблоны у зрителя. Мы смотрим историю про парня, который решает свои проблемы, растет над собой, побеждает врагов. Но все это происходит на фоне разбитых судеб, несчастий и конца света. Зритель проникается трагичной участью персонажей, и сериал воспринимается как тяжелая драма. Амёбное состояние Третьего Дитя только усиливает эффект. В «Neon Genesis Evangelion: The End of Evangelion» эффект доходит до максимума.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Мы любим персонажей, которым хуже, чем нам. Этот факт хорошо подметил Варлам Шаламов в своих «Колымских рассказах». Достоевский делал своих героев несчастными, заражал их болезнями, толкал на преступления. Только так можно вырвать человека из мирской суеты и заставить подумать о сложных вещах. Потому страдания Синдзи – это способ вызвать сочувствие и сопереживание у зрителя. Вполне возможно, так получилось само собой, без первоначальной задумки. На секунду предположим, что Синдзи будет минимум времени уделять рефлексии и максимум борьбе и развитию. В этом случае мы получим аниме с большим количеством интересных мыслей, которые вероятнее всего пройдут мимо зрителя, как обычно бывает в средних произведениях. Идеи без эмоциональной окраски людям не особо-то интересны. Чтобы отыскать место в сердце человека, нужна личная история.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Перед написанием статьи я два раза пересмотрел сериал. Так проникся меланхолией, что не заметил, как стою в магазине с бутылкой алкоголя. Даже пришлось сделать паузу на несколько дней для восстановления. Пока приходил в себя, играл в спортивные симуляторы, причем проиграл все, что копил целый месяц. Считаю, еще дешево отделался. Потому тайтл рекомендую, но предупреждаю о возможных последствиях. Минздрав предупреждает

Просмотр Евангелиона советую тем, кому нужно погрустить. Идеально смотреть его зимой или осенью. Также сериал будет полезен людям, которым сложно понимать чужие эмоции. Такой человек сможет увидеть себя со стороны и сделать правильные выводы. Еще Еву можно глянуть для понимания отсылок и расширения кругозора. Крайне не рекомендую сериал чувствительным людям и тем, у кого запланированы важные дела. В данном случае лучше отложить просмотр до более спокойных времен, иначе все развалится. Не повторяйте моих ошибок.

Любовь и ненависть в Евангелионе

Конечно, в Евангелионе самое интересное – это обсуждение увиденного. Ни в коем случае не утверждаю, что мои доводы являются истинной в последней инстанции, но на данный момент я понимаю задумку именно так. Делитесь своими историями, мыслями и заметками. В конце концов Евангелион то произведение, о котором всегда интересно поговорить.

8686 показов
51K51K открытий
88 репостов
246 комментариев

 Синдзи же капризничает и рефлексирует, вместо того, чтобы быстро расправиться с неприятелем.Люблю характеризовать Синдзи как: "реальный человек в окружении аниме персонажей". Первая серия непрозрачно намекает на этот концепт, когда простого человека все карикатурные окружающие ставят перед фактом: "ты должен сесть в механическую боевую единицу и уничтожить врага, с которым не справились ни армия, ни атомная бомба. Что значит, ты впервые видишь эту штуку и не умеешь ею управлять? Несите инвалида, подожгите его шишку и чувство вины".

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить
Ответить

Она подметила, что героев Евы стоит воспринимать прежде всего как собирательные художественные образы, а не попытку изобразить 100% правдоподобных людейЭто не более чем её мнение, от которого персы менее реалистичными не стали. 
Если б Мисато была обозленной или замкнутой особой, то ее сомнительный стиль жизни можно было бы как-то объяснить. Что в этом не так? В том же Rewrite отлично прошлись по такому моменту: "ты можешь быть отличным человеком, добрым, заботливым и коммуникабельным, но просто так получилось в жизни, что друзей (любви) у тебя нет. Такие люди существуют, их много. Разумеется, в такой ситуации самое просто - это вякнуть, что человек чмо или там шизик, но это самый лёгкий и казуальный вид ответа. Так что мнение твоей подруги я бы разделил на ноль.
Аска чересчур ранимая и имеет довольно слабые защитные барьеры для цундэрэ. Рей настолько оторвана от мира, что ее сложно ассоциировать с реальным человеком.Что не так? В школе половина ботанш были как Рэи, а что до Аски - очень реалистичный пероснаж. Тебе же открытым текстом сказали, что её понтовство и холерический характер - просто бравада, фасад.
сами образы сильно идеализированыЕрунда. Все нападки норми на нереалистичность евиных образов всегда идут по норми рельсам "я таких в реале не видел, я сам не такой, значит такое не бывает". А я видел таких.
мужские персонажи наоборот преимущественно дурные.Гендо, готов ради жены хоть горы свернуть и Каджи, способный расстаться с жизнью ради правды? Гендо так вообще Хомура в 50 лет.
Даже Синдзи на их фоне кажется вполне обычным человеком.Он и есть обычный человек.
Нытье Синдзи выглядит настолько уныло, что вызывает тошноту. Ну да, просто дело в том, что хейтеры - секретные боксёры по переписке, которые бы сразу прыгнули в ебабота, нагнули бы ангелов, разорвали бы на куски Геносайбера голыми руками, лично оторвали бы голову какому-нибудь Карсу из "дзё-дзё". В реале это не более чем шавочная бравада и понтовство. Я видел, как вполне уверенные в себе люди ссутся от ужаса, когда им просто предлагают речь толкнуть перед незнакомыми коллегами. От вида НЕХ из Евы эти "смелые парни" бы просто обоссались и валялись в луже собственной мочи, скуля "спасите-помогите".
Конечно, Синдзи легче понять, когда прочитаешь 50 рецензий, и мысль осядет в подкорке мозгаНу или, если тебе не 12, а твоё ЧСВ не пробивает небеса. Просто, если всё, что ты смотрел - это кинцо про качков-супергейроев в латексе, то тебя, естественно, возмущает, что обычный васян... Обычный васян. Не нагибатор, а... Васян.
Имеет лесбийские наклонности, от которых ее пытался отучить КадзиХрена у тебя далекоидущие выводы)))
Например, в тайтле «Мобильный Воин Gundam», который считается одним из предшественников ЕвыТы гонишь что ли? Гандам к еве вообще имеет нулевое отношение! Предшественником евы является Densetsu Kyojin Ideon, который, в свою очередь, навеян томиновским же Muteki Choujin Zanbot 3.
Психологии там уделено минимум времени.Ты явно не смотрел тайтл. Там "пхисика" не на уровне Евы, естественно, но она там есть и её немало.
от других аниме жанра Меха в том, что пилоты совершенно не рады своему занятию.Как и в Ideon.
В популярных тайтлах, например, Gundam или Грендайзер, пилоты как минимум считают целью своей жизни управление роботамиЧто за didn't do research? В Гандаме ГГ вообще не нравится в этом пиздошилове сидеть. Он этим занимается просто потому, что 1) не хочет сдохнуть и 2) никто другой в данный момент этого делать не может.
Но в целом годно.Лол? В каком месте замена шикарных голосов seiyuu этими обезьянами - годно? Там от одних тембров уши в трубочку сворачиваются.
В данной сцене Синдзи, судя по всему, вспоминал порно, когда Аска попросила его думать на немецком.Что за трэш? Он еду вспоминал.
Нытье Синдзи - это не баг, а фичаЯ не понимаю скулёж хейтеров Шинджи - если вы не хотите смотреть тайтл про "нытика", то нахрена вы в Еву лезете? Идите смотреть свои Грендайзеры и Мазингеры.

Ответить

А я видел таких.Срочно в номер! Виабушники ставят мат нормисам!

Ответить

По поводу реализма я долго думал как написать, и правдивы ли претензии. Чисто по ощущениям, Мисато получилась настолько положительной, что даже не верится. Может, это потому, что она любимый персонаж из этого аниме.

По мехам - видимо я реально перепутал тайтлы, хорошо, что ты поправил.

Про лесбиянство - это каноничный факт,  едь к ней даже Рицуко пришла перед смертью.

Что за трэш? Он еду вспоминал - обоснуй)

Про Синдзи я бы добавил, что он вообще не особо боялся управлять евой, он уперся из-за отношения, а не по причине страха.

Один из вариантов Ру озвучки мне прям очень понравился, там у Синдзи голос нормального пацана)

Ответить

Ты гонишь что ли? Гандам к еве вообще имеет нулевое отношение!А как же вся движуха с тем что "не хочу лезть в робота, сам лезь". Ну и вообще странно заявлять, что меха-сериал снятый через пятнадцать лет после Гандама, не вдохновлялся тем в какой-либо степени.

Ответить