Аниме
Егор Аргунов

Зарплата в 200 долларов и никаких перспектив: почему аниматорам в Японии так мало платят Статьи редакции

Материал The New York Times об условиях труда в аниме-индустрии.

Индустрия аниме растёт с каждым годом: на рынке появляется всё больше крупных игроков. Фильм по «Клинку, рассекающему демонов» бьёт кассовые рекорды в Японии, а компании вроде Netflix увеличивают количество аниме-сериалов в своем сервисе. В этих условиях кажется странным, что аниматоры в этой индустрии практически бедствуют.

На The New York Times вышел материал о причинах этого явления, а мы выбрали из текста главное.

«У студий нет причин поднимать зарплату»

Индустрия аниме за последнее время показала рекордный рост: в 2019 году финансовый оборот этого рынка составил 24 миллиарда долларов. А пандемия ей почти никак не помешала — спрос только вырос.

Но единственное, что не поменялось в этой сфере, — зарплаты сотрудников. Тысячи младших художников и аниматоров зарабатывают в месяц около 200 долларов, и это считается нормой. С повышением на службе оклад значительно выше: например, аниматор с восьмилетним стажем Тэцуя Акуцу (участвовал в создании Darling in the Franxx, Made in Abyss, Tokyo Ghoul:re) зарабатывает от 1400 долларов в месяц.

Но в интервью The New York Times он рассказал, что его можно считать одним из немногих счастливчиков — почти никто в этой сфере не зарабатывает так много.

Я хочу работать в индустрии аниме всю оставшуюся жизнь. Но я знаю, что с такой зарплатой невозможно жениться и завести ребёнка.

Тэцуя Акуцу
аниматор
Тэцуя Акуцу

Аниматоры высшего ранга, которые работают над самыми популярными франшизами, в среднем зарабатывают в год 36 тысяч долларов. Для сравнения, американские аниматоры, не занимающие руководящие должности, зарабатывают по 65 тысяч долларов в год.

При этом жить в Японии довольно дорого: Тэцуя Акуцу тратит почти всю свою зарплату на аренду маленьких апартаментов в окрестностях Токио и еду. А большинству его коллег не хватает денег и на это.

И причина такого маленького оклада, как оказалось, довольно тривиальна. Всё дело в нежелании студий повышать расходы на производство своих тайтлов. А по мнению переводчицы аниме Симоны Станцани, работавшей с японскими компаниями более 30 лет, рынок труда в этой индустрии переполнен — поэтому руководители почти не ценят рабочую силу.

На этом рынке полно талантливых аниматоров, и многие из них действительно хороши в своём деле. Поэтому в студиях работает одно «пушечное мясо» — и нет причин повышать им зарплату.

Симона Станцани
переводчица аниме

При этом у студий, производящих аниме, нет недостатка в деньгах — у них есть заказы на годы вперёд от компаний вроде Netflix. Все сделки завершаются заранее, а потому между релизами тайтлов нет никакого «окна»: сотрудники постоянно работают над новыми проектами.

Но почти вся прибыль уходит не самим студиям, а так называемым производственным комитетам — совместным предприятиям различных компаний, которые финансируют создание аниме. Благодаря им у студий нет недостатка в средствах, но большую часть доходов они распределяют в виде роялти учредителям производственных комитетов.

Эту модель создания аниме можно считать устаревшей: сейчас у многих студий есть бюджеты для создания своих тайтлов. Но руководители компаний не спешат отказаться от системы производственных комитетов, поэтому почти вся сверхприбыль уходит третьим лицам.

Руководители студий привыкли к такому положению вещей в индустрии, поэтому не спешат договариваться с производственными комитетами о распределении прибылей. Им проще не повышать зарплату рядовым аниматорам, чтобы сохранить себе высокие роялти.

«Это бизнес с очень низкой рентабельностью»

Shirobako — сериал о буднях сотрудников аниме-студии

Проблема усугубляется тем, что на производство аниме уходит слишком много денег. По сравнению с американскими мультфильмами, затраты на аниме не так уж и огромны. Но руководители студий умудряются тратить больше денег, чем положено по смете — из-за этого большинство сотрудников не трудоустроены официально.

Джастин Сэвакис, глава Anime News Network и исполнительный директор компании-дистрибьютора MediaOCD, считает, что рядовые аниматоры получают маленькую зарплату как раз из-за прихотей своих начальников.

Студиями обычно управляют творческие люди, которые действительно хотят создать что-то хорошее. И в процессе они пытаются откусить слишком много, делая свои проекты слишком амбициозными.

К концу производства обычно выясняется, что они потеряли деньги на создании своего аниме. Все в индустрии знают, что это проблема. Но она настолько систематическая, что никто не знает, как её решать.

Джастин Сэвакис
исполнительный директор MediaOCD

Также на маленькую зарплату влияет и отношение руководства к своим сотрудникам. Студии требуют от них слишком много, и условия труда оставляют желать лучшего — аниматоры вынуждены работать на износ. В такой ситуации никто и не пытается требовать у начальников повышения заработной платы.

Активист Дзюн Сугавара обратил внимание общественности на чудовищные условия труда японских аниматоров. Сейчас он руководит некоммерческой организацией, которая предоставляет сотрудникам аниме-студий жильё по доступной цене. По его словам, он загорелся этой идеей после того, как узнал об уровне жизни людей, которые создавали его любимое аниме.

Сугавара заявил, что оплата труда аниматоров не соответствует нормам японского законодательства, но правительство, по всей видимости, предпочитает закрывать глаза на эту проблему. А представитель министерства труда Японии отметил, что государство ничего не сможет сделать без коллективной жалобы от аниматоров — а они не спешат обращаться к чиновникам.

Тем не менее несколько студий обратили внимание на эту проблему. Например, Kyoto Animation официально трудоустраивает всех своих сотрудников. А Netflix открыла программу поддержки аниматоров в Японии — благодаря ей молодые сотрудники получат возможность зарабатывать до 1400 долларов в месяц.

Но это не значит, что скоро все аниматоры смогут достойно зарабатывать. Многие студии не могут позволить себе повышать расходы: почти вся их прибыль уходит производственным комитетам и на производство проектов. В такой ситуации о рядовых сотрудниках почти никто не думает.

Это бизнес с низкой рентабельностью. Это очень трудоёмкий бизнес. Лишь крупные студии смогли адаптироваться к этим условиям.

Джозеф Чо
владелец японской анимационной студии

Дзюн Сугавара опасается, что нынешняя ситуация с рабочей силой может навредить всей индустрии. Многие молодые специалисты, возможно, не захотят мириться с таким положением вещей и уйдут из профессии.

Некоторые уже уволились. Аниматор Рёскэ Хиракимото рассказал The New York Times, что он мечтал работать в индустрии аниме всю свою жизнь. Но максимум, что он получал за годы тяжёлого труда, — 38 долларов в день. После рождения первого ребёнка он уволился и устроился в дом престарелых. Сейчас ему платят гораздо больше — здесь работников ценят куда выше.

Многие люди просто ценили саму возможность работать над аниме, которое им нравится. Они были готовы выполнять свою работу вне зависимости от заработной платы. Но я не жалею, что уволился.

Рёскэ Хиракимото
бывший аниматор
{ "author_name": "Егор Аргунов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","\u0430\u043d\u0438\u043c\u0435"], "comments": 544, "likes": 655, "favorites": 496, "is_advertisement": false, "subsite_label": "anime", "id": 657367, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 01 Mar 2021 11:04:08 +0300", "is_special": false }
0
544 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
57

Обидно, но уже много лет пишут, а прогресса мало

Ответить
111

Бизнес не видит смысла платить больше, художники/аниматоры готовы работать за эти деньги.

Ответить
42

И очень гордясь собой умирать с голоду! (с)

Ответить

Знаменитый Денис

Арсений
4

Зачем, когда можно пойти в лес? 

Ответить
3

Да, надо свалить в лес, тоже думаю. И там детей воспитывать!

Ответить

Знаменитый Денис

Арсений
21

Я про другой лес

Ответить
3

Хайповое место, кста

Ответить
0

В лесу умереть ? Ну, в целом смысл есть , вернуться в лоно природы ,все дела 

Ответить
10

Если то, что мангаки сами о себе рисуют (приход в индустрию чуть ли не из школы со светящимися глазами) - хоть отчасти правда, то чему тут удивляться? Ни альтернативных навыков, ни знания мира, им просто некуда идти. Причём с аниматорами всё обстоит ещё хуже, ведь они не являются авторами своих работ. Просто низкоквалифицированная рабочая сила, которой один чёрт некуда бежать с подводной лодки.

Ответить
1

а ведь могли бы основать свои студии и заключать контракты напрямую с нетфликсом, но нет, они будут и дальше работать за копейки, пока другие люди будут пытаться их защищать

Ответить
17

ты так говоришь, как будто это как два пальца обоссать. Без денег как ты студию откроешь? Нетфликс не будет с ноунеймовыми аниматорами заключать договора.

Ответить

Слепой Макс

Дмитрий
0

ну я вот пытаюсь открыть свое издательство. допустим, открыл ты свою студию/издательство - и что потом?
проблемы все те же:
- отсутствие нормального промоушна/маркетинга (так как все сводится или к "настроим смм и трафик на сайт");
- никто не будет брать твои готовые продукты в ретейл. Это такая проблема, что просто проблема всех проблем, в любой стране, с людоедскими условиями.

открыть что-то не проблема, что потом делать с этим открытым? люди это не понимают

Ответить
–5

откуда у тебя деньги на своё издательство/студию? Если ты в состоянии открыть такое дорогое дело, то проблем ваще нет.

Ответить

Слепой Макс

Дмитрий
1

книжное издательство - (да и любое) - обычное ИП. Это не дорого. тираж 100 экземпляров - до тысячи долларов. самое дорогое - для иллюстрированных книг - иллюстрации и редактура текста (если не знать язык - еще и перевод). но как бы это все в переделах 20к баксов, в мск в айти поднимаются такие деньги менее чем за 2 года

Ответить
–1

мы ведь про Японию говорим, так? Недостаточно просто пойти и зарегистрировать ИП. Нужны бабки на работников (МНОГО, ОЧЕНЬ МНОГО), бабки на рекламу - их ты даёшь своим партнёрам, которые и будут заниматься промоушеном, так все работают, никто в соло не тащит, даже у хвалённых "всё сами" КёАни есть партнёрки.
Про книжные отдельно - в Японии очень трудно выжить маленькому книжному издательству, если только у тебя не специализированная литература, во всём остальном сумасшедшая конкуренция и корпорации гиганты-мастодоты рулящие рынком. 

никто не будет брать твои готовые продукты в ретейл.

А вот это вообще не понял, ну глупость же, это бизнес, никто не будет отворачивать нос от бабок.

Ответить
5

про японию. ну и про норвегию могу сказать.
если ты гражданин - этого достаточно. Иностранец часто это никак не может сделать вообще)))
штата у тебя нет - фрилансеры на договорах.
бабки на рекламу - их ты даёшь своим партнёрам, которые и будут заниматься промоушеном

Нет у тебя партнеров и знать тебя никто не хочет. потому что "ты кто такое новоенипонятное"?
А вот это вообще не понял, ну глупость же, это бизнес, никто не будет отворачивать нос от бабок

Это для тебя, как для потребителя, глупость. а для ретейла, как бизнеса - это нафиг не надо, т.к. он не работает с производителем напрямую. Он работает через поставщиков, которые ставят ему товары из каталогов с минимальным дисконтом производителя 50%. А поставщикам ты нафиг не нужен, потому что  "ты кто такое новоенипонятное"?
...я потыкался во все это, поматерился, выдал многозначительное мудрое "блять" и пока умыл руки. Эту стенку мне пробить не удалось. ну, по крайней мере пока.

Ответить
–2

штата у тебя нет - фрилансеры на договорах.

Чудовищная ошибка новичка. Штат обязан быть, иначе от звиздеца не застрахован.

Нет у тебя партнеров и знать тебя никто не хочет. потому что "ты кто такое новоенипонятное"?

если есть деньги, партнёры как по волшебству появятся. Партнёры - это кабельные каналы, компании печатающие флаеры, сети кафешек, различные компании отвечающие за мерч, компании занимающиеся передвижной рекламой (грузовички просто ездят по району с рекламой твоего продукта на брюхе) и ещё много много много всего.
Новые студии периодически открываются, там зачастую не всегда именитый чувак во главе, но партнёрки с ними тем не менее заключают. ВСЕГДА РЕШАЮТ БАБКИ, а японцы очень любят бабки.
Если есть товар на руках, товар раскрученный, разогретый, ретейл не будет нос воротить.

Ответить
4

да никто у тебя не появится.
это в рф можно как-то за баки "грузовички" (наверное, и то с непонятным эффектом), а в других странах.... вон у меня художница-китаянка на один из проектов со 170к подписчиков в ее вайбао (да, не милиён, но, знаете ли, 170к - это тоже неслабо так) и кучей релизов - как-то издателя на нас в ее родном Китае не появилось. Даже интереса от них не появилось. ну, такое это все.

Ответить

Принятый

Слепой
0
Ответить
1

«Бывший соврутник Bioware» еще известен как: «Dmitriy Levandowskiy», «Razor», «Imperial Triumphant»

Ответить

Принятый

Кто
0

😊

Ответить
0

Без каналов дистрибюции нихуя не получится, как ты будешь продавать свое аниме

Ответить
1

да все верно

либо можешь построить систему по созданию и дистрибуции аниме

либо не можешь и работаешь в существующей, но на условиях работодателя

Ответить
0

Если ты наработал себе послужной список, то можешь просить больше зп, там всё на договорённостях. Они даже нда не подписывают, при работе над невышедшеми аниму.

Ответить
–12

Аниме индустрия не приносит столько чтобы больше платили, вряд ли аниматоры переживут страйк ведь у них нет никаких возможностей для самостоятельного производства и дистрибуции фильмов

Ответить
45

 Аниме индустрия не приносит столько чтобы больше платили

Статья говорит об обратном

Ответить
3

Что ты подразумеваешь под аниме-индустрией? Доходы от самого аниме или той продукции, что она рекламирует? Большую часть из упомянутых в статье 24 миллиардов приносят продажи манги, ранобе, видеоигр. 90% производимых аниме-сериалов в Японии сами по себе убыточные, и большинство аниме-студий живы, потому что аниме является не самой дорогой в производстве рекламой.

Ответить
2

Большую часть из упомянутых в статье 24 миллиардов приносят продажи манги, ранобе, видеоигр.

а в какую именно из этих категорий из 24 лярдов входят видеоигры?
P.S. за 2020 год на сайте AJA не было, взял за 2019 https://aja.gr.jp/download/anime-industry-report-2019-summary_?wpdmdl=1625&refresh=603cac5fb40f01614589023

Ответить
0

А сколько манга у них стоит? И могли бы ориентироваться не только на внутренний рынок

Ответить
1

как то так за 2020
зарубежный рынок аниме вырос на 19% и достиг отметки в 1,2 триллиона иен (около 11,56 миллиардов долларов)

вся ониму индустрия за тот же год принесла 24 миллиарда, т.е. половина это зарубеж

Ответить
1

А Сабы официалы хорошие делают или херню уровня встроенных к телесериалам?

Ответить
0

понятия не имею если честно 

Ответить
0

когда как

Ответить
0

Ну на кранчроле и ваканим вроде норм.

Ответить
0

Только на Ваканим и то тупо потому, что они набрали бывших пиратов и сотрудничают с рурой, местами. На Кранчироле какой-то долбанный ад, просто в отношении сабов. У меня до сих пор от их сабов к первому сезону Резеры вьетнамские флешбеки.

Ответить

Знаменитый Денис

Karl666…
0

500 йен обычно

Ответить
0

Это за том или главу?

Ответить
–2

Дошло до того, что их электронка стоит дешеале чем русская печатная версия

Ответить
0

Это кстати очень раздражает, я бы с удовольствием покупал все новинки, если бы издатели в РФ не выпускали все в твердом переплете за пару тысяч. В итоге эту мангу покупают не чтобы читать, а чтоб красиво на полку положить. 

Ответить
2

А зачем нужная манга в мягкой обложке? Физическое издание должно быть качественным, а почитать для интереса и электронку можно.

Ответить
0

Это верно.  

Ответить
0

не так написал, русская печатка дешевле японской электронки. у меня знакомые которые покупают тома на bookwalker и там пиздец цены ебанутые. допустим, сейчас 7 смертных грехов продают со скидкой, по 6.52 бакса за том. в россии издают 2в1. т.е. 13.04 стоит их издание (со скидкой!) за два тома. это 966,62 по курсу без налогов. даже в читай городе русское печатное издание будет дешевле.

Ответить
0

Это же за англоязычную версию наверное. На японском вполне стандартные 464 йен за том.

Ответить
0

ну вот тебе яп. https://bookwalker.jp/de52145429-cb68-45b7-ab6d-58017f1836ae/

там скидка, но даже с ней, просто по курсу, выйдет 520 рублей за 2 тома. печатку можно найти за 600. в россии продают электронку, официально, по 100 рублей за том. вот и считай

Ответить
0

Ну так тот же ван пис три тома в одном с твердой обложкой - 500-600 рублей.
По одному еще дешевле.

Ответить
0

ошибочка, правильнее будет. время кончилось, не могу изменить

Дошло до того, что их электронка стоит ДОРОЖЕ чем русская печатная версия

Ответить

Знаменитый

Karl666…
0

Том 

Ответить
0

И как именно ты будешь мангу на внешний рынок поставлять? Чаще всего это печатка, что довольно дорого и геморройно

Ответить
0

Хороший вопрос!

Ответить
0

так было до стримингов, сейчас аниме вполне себе прибыльное занятие.
Собственно поэтому у нас и есть ворох продолжений даже аниме 15-летней давности и объявления об экранизации тайтлов, которые вот-вот закончатся или уже закончились (то есть реклама им не нужна)

Ответить
0

за 2020 год аниме индустрия принесла 24 миллиарда баксов, это как, мало?

Ответить
3

На производство 24-серийного аниме тратится примерно 2,5 миллиона долларов, за трансляцию каждой серии телеканалы платит 20 тысяч долларов, примерно 500 тысяч имеем выручки от телеканала, аниме продается в среднем тиражом 3 тысячи копий на том, в томе 2 серии, получается 12 томов, 12 *3=36 тысяч копий, в среднем диск продается за 50 долларов, получаем 1 миллион 800 тысяч копий. С таким доходами издательство типа Кадокава или Намко Бандай имеем минимум прибыли или даже убытки. Зато прибыль приносит рекламируемая манга. Аниме оно как модельный бизнес - мероприятие само по себе убыточное.

Ответить
2

Ну да я еще удивился когда в ворд-арт смотря топ аниме удивился, что у них успехом для аниме являлось продать 3000 копий , а даже сверх успешные 18к копий , еще тогда думал как то мало

Ответить
0

Кто покупает диски то нынче?

Ответить
0

Одинокие незамужние женщины 25-35 лет. И это не сарказм, 60% дисков с аниме сейчас покупают они.

Ответить
10

Прогресс начнется, когда аниматоры выйдут на забастовку. И даже это не будет гарантией, потому что аутсорс для анимации в Китае и Юго-Восточной Азии сейчас уже достаточно силен, чтобы пару сотен бунтарей заместить.

Ответить
12

Прогресс начнется, когда аниматоры выйдут на забастовку

Так в том и проблема что им и так норм. Типо если на одно место начинающего художника за 200 баксов претендуют по 100 человек то их можно менять вообще без проблем. Чужую мечту легко монетизировать. 
 У нас в геймдеве примерно похожая ситуация, например у художников джунов просто лютая конкуренция, тут не ситуация когда "на место претендуют 3 человека, я рисую лучше, берут меня", тут "на место джуна за 25к рублей претендуют 100 человек из них 30 рисуют достаточно хорошо и 10 согласны перерабатывать сколько угодно."

Ответить
0

Киллер-севен (из китая) был нарисован как бы детально, но местами очень бездушно. Кажется, такой вариант - не вариант.

Ответить
4

 Киллер-севен (из китая)

Он не совсем о том. Значительная часть промежуточных кадров и/или определённых сцен фильмов-сериалов родом из самой Японии может отдаваться на прорисовку в Китай-Корею-Ю.В. Азию. 

Т.е. тех самых условно "рядовых" покадровиков, которые получают в Японии гроши, могут заменить ещё более нищебродные покадровики из соседних стран.

Ответить
–1

А модао зуши вообще красивее всех аниме нарисован, так что какая разница

Ответить
0

Там очень много 3D, скрытого под якобы рисованные задники.

Ответить
1

Ну лучше чем 3д титаны

Ответить
0

А мне зашел сериал рисовкой в целом, но она больше западную напоминает, чем японскую имхо. Сейчас бтв третий сезон выходит.

Ответить
1

Проблема аутсорса - пропадает приемственность поколений. За свои же деньги создаешь себе конкурента зарубежом, который, грубо говоря, через какое-то время будет рисовать уже свое.

За примерами далеко ходить не надо - те же корейцы из WebToons сейчас активно пытаются влезть в индустрию аниме, и у них есть набившие руку на аутсорсе аниматоры.

Ответить
1

А кого из этих посредников волнуют такие долгосрочные проблемы? Они сейчас бабло делают.

Ответить
0

Да, в этом и проблема, что пока бабло течет, никто из участников этих комитетов даже не задумывается, что они за свои же деньги создают себе такое будущее.

Ответить
3

Решение простое - Гейб должен создать Стим для аниме и тогда начнется золотая эпоха инди-анимации. 

Ответить
0

Так вроде уже пытались пару лет назад объединиться с кранчроллами и продавать там аниме. Революции не случилось, сейчас я даже раздела этого в стиме найти не могу.

Ответить
3

Прогресс налицо: в индустрию приходит много новых талантливых художников, значит зарплаты можно ещё немного уменьшить.

Ответить

Комментарии

null