Творчество Наоки Урасавы

Творчество Наоки Урасавы

Мир манги находится в постоянном движении. Появляются новые имена, старые исчезают или отходят на второй план. Индустрия с каждым годом всё больше меняется под давлением технического прогресса и ураганно сменяющихся трендов. Однако есть авторы, чьи имена навсегда останутся в истории манги. Таким был Осаму Тэдзука. Таков и Наоки Урасава.

Будущий мангака родился 2 января 1960 года в районе под названием Фути, города Токио. Большую часть своего детства он провел в доме своей бабушки, так как родители очень плохо ладили друг с другом. Конечно же, с самого детства Урасава обожал рисовать и не мыслил себя без этого занятия. Свою первую мангу он нарисовал уже во втором классе. На ряду с рисованием очень любил музыку, играл на гитаре. В дальнейшем это увлечение оставит важный отпечаток в сюжетах Наоки. Как-то раз ему в руки попалась манга «Феникс» (в некоторых переводах «Жар-Птица»), за авторством Осаму Тедзуки, и, по словам самого Урасавы, кардинально изменила его жизнь. Мальчик решил вплотную заняться созданием манги и посвятить этому свою жизнь.

<i>"Я с самого детства слышу мысленно упрекающий голос. Если я не рисую, он очень злится"​</i>
"Я с самого детства слышу мысленно упрекающий голос. Если я не рисую, он очень злится"​

Интересный факт: Наоки Урасава окончил университет Мэйси со степенью экономиста

Дебютировал в качестве самостоятельного автора Урасава в 1981 году с мангой «Return». Причем дебют был достаточно успешен, получив «New Manga Artist Award». После этого на перспективного мангаку обратили внимание издатели. Однако полностью своё произведение ему писать еще не доверили. Поэтому первой регулярно выходящей мангой Урасавы становится «Pineapple Army» 1985 года, в которой он выступал как иллюстратор. За сюжет был ответственен Кацуя Кудо, а сама манга повествовала про тяжелые будни военных наёмников в банановых республиках.

Проведя в соавторстве чуть больше года, Наоки зарекомендовал себя как достаточно ответственного и опытного автора. И уже в 1986, параллельно с «Pineapple Army», начинает публиковать полностью своё произведение – «Yawara! » в еженедельном журнале Big Comic Spirits.

Творчество Наоки Урасавы

«Yawara!» повествует о жизни школьницы Явары Инокума. Казалось бы, у обычной школьницы должны быть самые обычные проблемы. Вот только у Явары очень строгий дедушка, обладатель 7 дана по дзюдо. С самого детства он пытается привить Яваре любовь к дзюдо и уже распланировал её жизнь и спортивные успехи на долгие годы вперед. Он даже прочит ей золотую медаль на олимпийских играх. Вот только сама Явара от этого не в восторге и хочет жить самой обычной жизнью…

Манга оказывается очень успешной и в 1989 году получает награду как лучшее произведение в жанре сейнен. Пока Урасава пишет «Yawara!», в 1988 году заканчивается «Pineapple Army». Однако Наоки не собирается останавливаться на достигнутом и в этом же году принимается работать в соавторстве, снова в роли иллюстратора, над мангой «Master Keaton». В 1993 году подходит к концу и успешная «Yawara!», а в 1994 и «Master Keaton». Именно с этого момента Урасава уходит в свободное плавание и становится полностью самостоятельным автором.

Не желая останавливаться ни на миг после предыдущих успехов, мангака сразу начинает работу над своей новой мангой – «Happy!». История повествует о девушке, что была вынуждена выплачивать большой долг якудзе за своего брата. Правда манга проходит в большинстве своём незамеченной не получив никаких наград и этому есть объяснение. Параллельно с «Happy!», в 1994 году, Урасава начинает выпускать еще одно своё произведение, которое в последствии сделает его популярным во всём мире.

Пожалуй, достаточно биографических фактов. Дальше разговор пойдет о самых знаменитых и влиятельных работах мангаки. Однако прежде стоит сказать пару слов об оригинальном стиле рисунка Урасавы. В первую очередь во всех работах автора в глаза бросается то, что манга совсем не выглядит как очередная «японщина». Рисунок скорее напоминает европейские арт-хаус комиксы, за счет нормальной лицевой симметрии и общей строгости. Вряд ли вы так легко найдете в его манге кадры с гипертрофированными эмоциями и наплевательское отношение к человеческой анатомии. Люди на страницах манги Урасавы выглядят в первую очередь как самые обычные существа. У кого-то большой нос, у кого-то залысина, у кого-то и вовсе скулы чуть ли не прорезают щеки. Все эти детали нарисованы максимально реалистично, без перекоса в «аниме» стилистику. Причем очень заметно практически полное отсутствие фан-серивиса, в первую очередь его произведения цепляют сюжетом, а не красивыми аниме-девочками.

Еще одним важным аспектом является то, что Урасава рисует преимущественно «мангу лиц». То есть акцент в рисунке сделан на преобладающие крупные планы персонажей, нежели на красивые панорамы. Многие могут посчитать такой подход достаточно скучным и серым, вот только такие мысли сразу же улетучатся при прочтении любого из произведений. Ведь такой серьезный акцент на лицах не спроста, автору очень важно передавать человеческую эмоцию. Не важно с помощью слез или смеха. Важно лишь то, что эти самые слёзы и смех мы можем увидеть только на лице самого персонажа. В юности Урасаве часто говорили, что рисовать «мангу лиц» дело не нужное и неблагодарное, к тому же безыдейное. Вот только сам автор и не думает прислушиваться к этому совету, ведь по его мнению лицо человека – это самый важный холст для человеческих эмоций.

И последним важным замечание в сторону рисунка будет то, что не смотря на общую его строгость и акцент на крупных планах, мангака не забывает наполнять его деталями. Большинство крупных фреймов будут заполнены необходимыми мелочами, говорящими о прошлом того или иного персонажа или о месте в котором сейчас происходит действие. К тому же фреймы иозображены очень кинематографично. Урасава старается размышлять над фреймом с точки зрения камеры: где она должна стоять, какая перспектива должна простираться на заднем плане, с какого ракурса должна быть направлена линза – всё это очень важно для мангаки.

«Монстр»

Творчество Наоки Урасавы

Доктор Тенма, японец по происхождению, работает в респектабельной немецкой клинике. Причем работает так хорошо, что зарекомендовал себя как прекрасного хирурга. Вот ему уже прочат в будущем большие успехи в карьере, есть красавица жена, вся будущая жизнь уже расписана на долгие годы вперед. Жизнь счастливая и безоблачная. Однако, в роковую ночь приходят сразу два пациента, которым срочно нужна операция. Один из них важный чиновник, а другой – маленький мальчик с пулевым ранением в голову. Доктору Тенме приходится выбирать между двумя жизнями. Конечно же, он выбирает мальчика, но даже в своих самых смелых предположениях он не представлял какие у этого выбора будут последствия…

«Монстр» – это в первую очередь детективная история, завязанная на неторопливо разворачивающейся интриге. Она гораздо сложнее и комплекснее чем может показаться из краткого синопсиса. Когда, казалось бы, все ключи к разгадке уже у вас на руках, мангака подкидывает еще один ключ, который никуда не подходит. Однако так кажется это лишь поначалу. Так или иначе все развешенные ружья стреляют, все сюжетные линии подходят к логичному завершению, а для каждого ключа найдется своя скважина.

Гораздо интереснее центральная идея, над которой произведение предлагает подумать. Вся история завязана на выборе и его последствиях. Порой даже самое незначительное решение может привести к совершенно катастрофическому итогу. Вот только что если решение это изначально преподносится как единственно-верное, единственное что по итогу позволит жить в мире с самим собой? На этот вопрос нет и никогда не будет однозначного ответа. Ведь никто не умеет заглядывать в своё будущее, а решение зачастую принимается импульсивно. Без долгих раздумий и прочей «прагматичной чепухи». Монстр максимально приземленная и человечная манга. Конечно, выдумке и небольшой толике фантастики здесь место найдется. Однако это именно что толика. Она ни в коем случае не рушит общий серьезный реалистичный тон. Которому на руку играет отличный рисунок.

Действительно интересен выбранный Урасавой для своего произведения сеттинг. Германия с точки зрения не огромной столицы, а небольших городков и деревенек, где все друг друга знают. Благодаря этому тут нет какой-либо японщины и прочих экстравагантных штучек, которыми так славится родина мангаки. Благодаря такому выбору места действия задаётся и особенный, размеренный темп произведения. Нет, конечно тут есть и перестрелки и прочие ураганные события, но их в манге лишь малая часть. Гораздо больше времени отдано конкретно персонажам, их взаимодействию друг с другом и огромному количеству диалогов.

«Монстр» Наоки Урасавы очень крепкий детективный триллер. Интригующий и тягучий как мёд. Если вы решите его прочитать, то скорее-всего не сможете оторваться до самого финала. Манга получила всемирную славу, а также выиграла большое количество наград, включая главный приз Культурной премии имени Осаму Тедзуки. Когда её напечатали на английском, то она была несколько раз номинирована на премию Айзнера, трижды как лучшее публикующееся произведение. Даже победитель пулитцеровской премии за художественное произведение Диас Нуот писал, после прочтения манги: «Урасава – национальное сокровище Японии, и если вы не боитесь книг с картинками, то поймете почему».

В итоге манга публиковалась с декабря 1994 года по декабрь 2001 года. Получила большое количества самых разных наград и похвалу от многих именитых авторов по всему миру.

«Мальчишки двадцатого века»

Творчество Наоки Урасавы

В 1969 году, мальчишки Кэндзи, Оттё, Ёситсуне и Маруо построили себе убежище в широком поле и назвали его «секретной базой». Там они вместе читали мангу, рассматривали украденные порно журнальчики, играли. В общем, делали всё то, что подобает делать маленьким мальчикам. Там-же они придумали свой собственный символ, что означал их крепкую дружбу. Еще они разработали поразительно подробный план на случай, если вдруг на землю нападут пришельцы и мальчишкам придется с ними сражаться. Кто бы мог подумать, что их предсказание сбудется спустя десятки лет… Пусть и не совсем так как было задумано…

Даже не знаю как подступиться к данному произведению. Оно сочетает в себе отлично связанную сюжетную линию, превосходно прописанных персонажей и целый набор потрясающе напряженных сцен, от которых голова сама по себе вжимается в плечи.

Всё что нужно знать о сюжете перед прочтением, кроме написанного выше синопсиса, это то, что перед нами снова детективный триллер. Вот только если в «Монстре» мир был максимально реалистичен и приземлен, то в этот раз Урасава позволил себе больший уклон в сторону фантастики и антиутопии. Однако это ни в коем случае не делает произведение хуже. Фантастический элемент очень логичен и не позволят усомниться в себе ни на секунду. Даже если вам что-то изначально покажется абсолютным бредом – позже этому бреду будет дано всеобъемлющее объяснение, которое расставит все точки над i. Антиутопия прописана тоже достаточно правдоподобно, как и законы по которым она работает.

За время развития сюжета внутри манги сменится не один год, а сам мир претерпит множество изменений, которые затронут не только основных персонажей или их родной город, но отразятся на всей Японии и даже повлияют на весь мир. Но масштабы общего сюжета никак не влияют на впечатление того, что он достаточно камерный и крутится в основном вокруг небольшого количества персонажей.

История получилась гораздо более личной, так как некоторые черты главного героя напрямую списаны с самого Наоки Урасавы. Выше я уже упоминал, что Урасава увлекается игрой на гитаре. Так вот, он не просто увлекается, он умудрился выпустить два полноценных музыкальных альбома. Правда дальше уровня хобби это не заходит, так как в манге Урасава талантливее чем в написании музыки. Так вот, главный герой «Мальчишек» – это тоже неудавшийся музыкант, что под давлением внешний обстоятельств вынужден бросить любимое занятие. Причем это не простая ремарка, которая дает персонажу больше глубины. Это очень важный элемент истории, который сыграет значительную роль.

<i>​Урасава на одном из своих выступлений</i>
​Урасава на одном из своих выступлений

В «Мальчишках двадцатого века» во главе угла стоит не столько сам сюжет и центральная интрига, сколько очень сложные взаимоотношения между большим количеством самых разных персонажей. Отношения эти отнюдь не сиюминутны и появляются не на пустом месте, они формировались долгие годы чтобы в итоге найти свой катарсис в конце манги. Причем я не утрирую на счет долгих лет, так как не только в манге проходят года, но и в реальной жизни тоже время не стояло на месте. Манга публиковалась с 1999 года по 2006, а потом еще двухтомный эпилог «Мальчишки двадцать первого века» публиковался до июля 2007 года.

«Мальчишек» Урасава начал писать еще во время работы над «Монстром», из-за чего в скором времени попал в больницу получив переутомление. Оно и не удивительно, одновременно выпускать две еженедельных истории с огромным аспектом на сюжете. Однако усилия того стоили. Манга произвела настоящий фурор, а в 2008 году была третей среди самых продаваемых произведений. Также манга получила множество престижных наград: главный приз издательства «Коданся» в основной категории, приз на международном фестивале комиксов в Ангумеле (Франция), а в 2011 году выиграла премию Айзнера, а потом снова в 2013.

Один из манга-критиков назвал «Мальчишек двадцатого века» эпической сагой о ностальгии, среднем возрасте и рок-н-ролле. Другой критик отметил построение сюжета и диалогов Урасавы: «нужно быть настоящим мастером, чтобы написать такую многослойную историю таким образом, чтобы не потерять смысл и мотивацию персонажей».

Этой работой Урасава закрепил своё имя в пантеоне мэтров манги, причем не только у себя на родине, но и за рубежом в Европе и Америке.

«Плутон»

Творчество Наоки Урасавы

Маленький Урасава просто обожал читать мангу, особенно ему нравились работы Осаму Тедзуки. Ему всегда хотелось переосмыслить несколько историй мэтра. Такая возможность маячила у него перед носом в 2002 и 2003 годах. Изначально Урасава планировал небольшой ваншот по «Астро Бою», приуроченный ко дню рождения главного героя – Могучего Атома – 7 апреля 2003 года. Однако после того, как Наоки перечитал произведение, он решил взяться за него гораздо серьезнее, особенно за сюжетную арку «Величайший робот на Земле». Эту идею Урасава со своими менеджерами представил сыну Осаму Тедзуки – Макото Тезка, однако тот был не в восторге, посчитав, что мангака пытается урвать лавры начавшейся тогда, в 2002 году, новой аниме-адаптации «Астрой Боя» и отклонил предложение Урасавы.

Наоки и не думал мириться с отказом, он настоял на личной встрече с Макото, на которой показал бы ему скетчи, а также обрисовал своё видение истории. Макото согласился на встречу 28 марта 2003 года. По её итогам он взял с Урасавы обещание, что тот не будет копировать стиль Тедзуки, а создаст полностью своё видение уже классического произведения. Макото даже попросил мангаку переосмыслить дизайн некоторых персонажей. Получив «благословение» Урасава тут-же упал в работу над мангой, параллельно не забывая публиковать «Мальчишек двадцатого века», которая позже выйдет под названием «Плутон».

Как уже было упомянуто выше, «Плутон» это переосмысление одной из сюжетных арок «Астро Боя». Основной сюжет остался неизменным, однако Урасава не упустил возможности обогатить историю новыми деталями. Причем эти новые идеи пришлись на столько к месту, что при прочтении у вас даже не появится подозрений в том, что чего-то могло не быть в оригинале.

<i>Сравнение персонажей из оригинала и переосмысления​</i>
Сравнение персонажей из оригинала и переосмысления​

Самое серьезное изменение, за исключением визуального стиля, получил тон истории. Кто бы что не говорил, но оригинальный «Астро Бой» изначально был рассчитан на максимально широкую аудиторию, чтобы его было интересно читать не только детям, но и подросткам и даже взрослым. В руках Урасавы же «Астро Бой» превращается в очень мрачную и жестокую историю. Не стесняющуюся графической и психологической жестокости.

«Плутон» – самая мощная работа Урасавы. В ней он вступает с читателем в диалог, желая обсудить такие сложные и тяжелые темы как война и геноцид. Причем изначально серьезность эта замаскирована очень простой концепцией, за которую стоит благодарить оригинал. Ведь в истории манги война ведется исключительно силами роботов, геноцид происходит с роботами, да и главные герои всей истории тоже роботы. Вот только это не делает чтение легче, так как роботы в этой истории очень эмпатичные создания. Они испытывают эмоции, вступают в брак, существуют в мире на ровне с самыми простыми людьми, могут даже усыновлять вполне себе живых детей. Благодаря такому строению мира мы, как читатели, тоже начинаем воспринимать роботов как себе равных. Поэтому война между роботами перестаёт быть бойней железяк и становится самым настоящим убийством. Отдельная небольшая арка здесь и вовсе выделена тому, как робот-ветеран, всю жизнь не знавший ничего кроме поля боя, пытается жить мирной жизнью. Жизнью, что даётся ему крайне тяжело, так как ничего кроме войны он не знает.

Создавая «Плутон» Урасава невольно соревновался с самим Тедзукой, так как сравнений ему было не избежать. Особенно потому, что он взялся за действительно легендраное произведение, которое прочно обосновалось в японской культуре. Поэтому, можно сказать, что на плечах мангаки был очень тяжелый груз.

Манга выходила с 9 сентября 2003 года по 5 апреля 2009. После своего выхода она получила множество наград, как и предыдущие описанные здесь работы автора. Снова взяла приз на международном фестивале комиксов в Ангумеле. Однако есть более важная награда, которая в контексте данного произведения играет решающую роль. В 2005 году Урасава получил за «Плутон» Культурную премию имени Осаму Тедзуки. Именно эта награда, именно за переосмысление «Астро Боя», позволила Наоки Урасаве встать в один ряд с самим Тедзукой у себя на родине.

Казалось бы, посягнув на святое, каким бы именитым и умелым автором ты ни был, очень велик шанс провалиться под гнетом собственных амбиций и ответственности перед огромным количеством не только своих фанатов, но и фанатов Тедзуки. Урасава не только успешно переосмыслил персонажей и историю, он внес в историю что-то своё. Что-то, что позволило ему дистанцироваться от сравнений с Тедзукой и создать нечто новое, не вопреки мэтру, а вместе с ним.

Заключение

На данный момент Наоки Урасава считается живым классиком манги. По его работам снято большое количество отличных аниме. У него есть собственная передача на телевидении, где он интервьюирует своих коллег-мангак, а также снимает их рабочий день – «Манбен». При этом за его плечами еще большое количество отличных работ, в этой статье я перечислил дай бог половину. Он один из немногих мангак, что до сих пор предпочитает рисовать на бумаге с помощью карандаша и пера, лишь изредка прибегая к помощи компьютеров и графических планшетов.

Урасава на своей выставке в Лос-Анджелесе​
Урасава на своей выставке в Лос-Анджелесе​

Что самое удивительное, не смотря на свой возраст в 60 лет и удивительное количество успешных работ, он не планирует останавливаться. В 2018 году началась сериализация его новой манги «Асадора», что уже сейчас везде собирает теплые отзывы. В 2019 году, в Лос-Анджелесе состоялась его первая выставка под названием «Это МАНГА – искусство Наоки Урасавы», и в этом же году он был представлен как кандидат в зал славы лауреатов награды имени Уилла Айзнера. Его влияние на мир манги сложно переоценить. Но еще сложнее было бы представить мир манги без Наоки Урасавы.

<i>"Это испытание на выносливость. А когда очень любишь рисовать, не замечаешь как тело ветшает. Хотя, возможно, в этом и есть счастье. Укорачивать жизнь, страстно занимаясь любимым делом"​</i> Наоки Урасава
"Это испытание на выносливость. А когда очень любишь рисовать, не замечаешь как тело ветшает. Хотя, возможно, в этом и есть счастье. Укорачивать жизнь, страстно занимаясь любимым делом"​ Наоки Урасава
1515 показов
8.1K8.1K открытий
11 репост
37 комментариев

Остался в полном восторге от Монстра.

Ответить

«Мальчишки двадцатого века» - просто шедевр. "Монстр" начал читать уже после, в сравнении он показался более простым, локальные истории всё так же цепляют, но не хватает "вротмненоги" твистов как в "мальчишках".

Ответить

Ну тогда читани Билли Бэт. Вот где я охуевал. Последний раз так себя чувствовал когда играл первый раз в АС2.

Ответить

Кхе-кхе

Ответить

Читаю сейчас как раз Мальчишек. Это очень классно нарисованное, «поставленное» произведение с ужаснейшим сюжетом. Читаю уже не ради сюжета, а из чувства долга - миру просто не веришь, детективная история загублена наглухо, повороты все абсурднее с каждым разом.
А жаль.

Ответить

Схожие чувства. Манга крутая и необычная, но под конец понимаешь что читаешь рисованную графаманию высшего порядка. Личность злодея раскрыта где-то в середине, будто автору издатели по голове настучали. Из-за этого высосан из пальца ещё один мальчик. Про диалоги немного странно было читать. Например там есть персонаж-очкарик (Йошицуне), игравший важную роль в сюжете. Всю вторую половину манги при каждом своём появлении он общается одной и той же фразой. Манга обрывается вообще ни на чём, я даже не поверил. А вышедшее двухтомное окончание поднимает общую оценку лишь на один балл.
Мне очень понравилось, но от этого только выше разочарование.

Ответить

Как раз думал ознакомится с Монстром. Благодарю

Ответить