«Я вообще не забочусь об авторском стиле»
Интервью с иллюстратором Magic: The Gathering.
29 сентября выходит дополнение к Magic: The Gathering под названием «Иксалан» — оно выполнено в эстетике эпохи колонизации Южной Америки: майя, ацтеки и конкистадоры. По этому поводу мы на Чемпионате России по Magic поговорили с Александром Дерученко — художником, который создаёт иллюстрации для карт Magic: The Gathering, в том числе и из «Иксалана». Все изображения в этом материале принадлежат его кисти.
Как вы познакомились с Magic: The Gathering?
Довольно неожиданно. Всё началось с того, что я попал в Mail.ru — они тогда только-только открыли небольшое игровое отделение в Санкт-Петербурге. Меня взяли на должность художника в маленькую команду, которая занималась разработкой игры «Кристалл вечности», и мои коллеги после работы постоянно играли в Magic.
Помню, как впервые увидел их огромные колоды. Больше всего меня поразила не сама игра, а прекрасные иллюстрации — я, как художник и выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, был в восторге.
Как думаете, почему множество людей по всему миру — и ваши тогдашние коллеги в том числе — играют именно в Magic? Есть ведь и другие коллекционно-карточные игры.
Наверное, дело в её особом духе, художественном стиле. Современные карточные игры рассчитаны на более молодую аудиторию, а Magic ориентирована и на взрослых игроков. Как это ни удивительно, в неё действительно играют люди среднего и старшего возраста, даже пенсионеры встречаются. Мне есть с чем сравнивать — я участвовал в создании артов для японской карточной RPG Legend of Cryptids в 2012-2014 годах. Вот она точно для детей.
Как на вас вышли Wizards of the Coast (издатель Magic: The Gathering)?
Очень просто: они, видимо, отслеживают художников через цифровые галереи, портфолио на CG Hub. После Mail.ru и Legend of Cryptids у меня там накопилось порядочное количество работ. И в один прекрасный день мне пришло письмо от арт-директора Синтии Шеппард, мол, Александр, не хотите ли вы поучаствовать в разработке?
Долго думали?
А что там думать. В таких случаях нужно сразу соглашаться.
Как происходит создание иллюстрации для карты?
Арт-директор — обычно это Синтия Шеппард или Доун Мюрин — присылает мне текстовое задание. В нём есть описание желаемого изображения и примерное название карты, которое практически всегда меняется к концу разработки. Затем указывается цвет маны, к которому относится карта, общее настроение иллюстрации и её элемент, на котором нужно сделать акцент.
Описание может быть расплывчатым, а может — очень конкретным. Например, однажды меня попросили сделать иллюстрацию для карты, которая выйдет только в следующем после «Иксалана» дополнении — вот у неё было очень детальное описание с просьбой ни в чём от него не отступать. Разработчики не могли изменить название карты — видимо, она была важна для дополнения, — и поэтому нужно было чётко следовать их замыслу.
Какое задание арт-директоров было самым необычным?
Для карты «Волчий прототип». Текст от арт-директора пришёл примерно такой: «Нарисуйте что-нибудь — не знаю, что, но с головой волка». И всё, больше никаких объяснений.
Ваша иллюстрация очень напоминает фейковый советский проект «Колли». Вы им вдохновлялись?
Честно говоря, я и не знал о нём. Просто когда я читаю задание от арт-директора, в голове сразу складываются какие-то образы — вот так и получилось.
То есть вы сразу решили нарисовать огромного робота с головой волка?
Не совсем. Сначала я всегда быстро делаю несколько цифровых эскизов: первый, второй — где-то на четвёртом образ начинает выкристаллизовываться. Я пытаюсь выявить лучшую позу персонажа, интереснее показать сцену. И сразу же делаю цветные наброски, ищу общее эмоциональное настроение.
Через некоторое время собираю самые интересные варианты в один лист и посылаю для утверждения арт-директору. После того как он выбирает один из вариантов, я рисую финальный эскиз, а потом, когда уже абсолютно всё «найдено», появляется конечное изображение.
Как Wizards оплачивают вашу работу?
Отдельными гонорарами за каждую иллюстрацию. Конкретные цифры я бы не стал озвучивать чисто по этическим соображениям, так что скажу обобщённо. Я сотрудничал с другими западными компаниями, например, рисовал иллюстрации для заставок в Dungeon Hunter 5. И на общем фоне Wizards платят немного.
Но дело ведь не только в деньгах. Рисовать для Magic интересно, статусно, я включён в активное сообщество игроков. Всё это с лихвой компенсирует финансовую сторону вопроса.
От чего это зависит то, сколько времени у вас уходит на одну иллюстрацию?
От описания и, скажем так, чёткости моего видения. Даже больше от описания, пожалуй. Дело не в точности задания — бывает, что даже очень детальное описание не знаешь, как выразить. Вот, например, над «Следопытом зоркой флотилии» я долго мучался, потому что надо было нарисовать следопыта и двух динозавров на заднем плане, причём так, чтобы динозавры визуально следопыту «не мешали». А как динозавры могут не мешать следопыту?
Я над этой иллюстрацией долго работал — где-то неделю. И не сказал бы, что она находится в числе лучших моих работ.
А бывают арты, которые я делал за полтора дня. Например, быстрее всего у меня получились «Непокорный проглот» и «Безрассудный кудесник огня» — на второй, в основном, эффекты, а ничего особо сложного и нет. А вот на иллюстрации для «Грязного приёма» нужно было изобразить сложное взаиморасположение персонажей, и над ней пришлось поработать.
Ваши арты очень разные: «Волчий прототип» по стилистике заметно отличается от того же «Следопыта зоркой флотилии». Как вы сохраняете свой авторский стиль при том, что от вас в первую очередь требуется соответствовать указаниям?
На самом деле я вообще не забочусь об авторском стиле. Я считаю, что если иллюстрации отличаются друг от друга, то это уже хорошо. К тому же, меняется мой подход: раньше я работал только в фотошопе, а с недавних пор стал писать иллюстрации маслом. То, что в фотошопе сделать легко, красками нарисовать сложно, да и времени это больше занимает.
Словом, я за максимальное разнообразие в творчестве. Иначе оно мне просто надоест.
Есть ли связь между опытностью художника и тем, насколько мощные или визуально интересные карты ему достаются?
Думаю, да. Крис Раш (Christopher Rush, известный иллюстратор Magic — DTF), например, часто получал заказы на интересные портретные иллюстрации. Но и делал их отлично — тоже маслом, кстати.
А вот насчёт мощности карт не уверен. Мой «Аббат крепости Керал» в своё время вроде был сильным существом, но мне его дали, как только я начал сотрудничать с Wizards.
Что вы как создатель контента думаете по поводу авторского права в интернете? Ведь сейчас любой может взять ваш арт и сделать с ним что угодно, даже заработать на нём деньги.
Ну, если кто-то возьмёт мои иллюстрации для Magic, то это не моя забота — пусть Wizards с ним и разбираются. А если те, которые я рисовал для себя, то я только за, пусть делают с ними, что хотят. Правда, если кто-то захочет нажиться на моём труде, придётся в суд подавать.
Но в целом я к авторскому праву спокойно отношусь. Даже работы свои почти никогда не подписываю.
Насколько вы сами включены в комьюнити Magic? Посещаете ли ивенты, ходите в клубы?
Я не могу назвать себя уж очень активным игроком. Скорее любителем — играю на кухне, в кругу семьи и друзей. Сам я люблю добро, свет, то есть белые и красные цвета маны, хотя почему-то мне дают иллюстрировать очень много «тёмных» персонажей и карт чёрной маны.
Я изначально вообще не любил фэнтези. Мне больше нравится что-то современное, и я хотел рисовать иллюстрации в духе научной фантастики. Но по иронии судьбы я сейчас работаю как раз над фэнтези и мечтаю, что когда-нибудь дорвусь до «сай-фая».
А в видеоигры играете?
Да, но своеобразно. Если мне какая-то игра нравится, я могу в неё играть годами. Времени у меня из-за работы крайне мало, так что играю я понемножку: по 15-20 минут раз в неделю.
Сейчас, например, я иногда с огромным удовольствием играю в Skyrim: Enhanced Edition — я до этого его не проходил. Мне вообще нравятся игры от Bethesda: Elder Scrolls, Fallout. Они создают миры, в которые веришь. А Skyrim как игра в жанре фэнтези с точки зрения художественного стиля очень хороша.
И напоследок: назовите три своих арта, которыми гордитесь больше всего?
Пожалуй, это «Аббат крепости Керал» и «Охотник за реликвиями» с моей альтернативной иллюстрацией. И «Неукротимое творчество» — её я как раз писал маслом.