Особенности настольной игры Everdell

Как устроена одна из самых успешных настольных игр 2018 года.

Особенности настольной игры Everdell

Everdell — это фэнтезийная евроигра с простой целью. Игрокам нужно создать самое успешное поселение и подготовить свой город к зиме. Игра не привносит в жанр принципиально новых механик. Разместить рабочего на поле, разыграть карточку, получить бонус — все действия игроки видели в сотнях других настолок. Почему же именно Everdell так понравилась аудитории и получила множество наград, в том числе приз за лучшее художественное оформление по версии Dice Tower Awards 2018 года?

Чарующая долина Эверделл

Сюжет игры повествует о волшебном королевстве Эверделл. Заставить поверить в чудеса трудно, когда в арсенале у тебя карточки и картонное игровое поле. Но дизайнер, Джеймс Уилсон, и художник, Эндрю Босли, использовали все возможности увлечь аудиторию. Повествование начинается с первой страницы правил.

Брошюра начинается с милой легенды о волшебном мире.
Брошюра начинается с милой легенды о волшебном мире.

На изучение книжки с правилами у игроков уйдет немало времени. Но не потому, что механики очень сложные. А потому, что каждая страничка знакомит нас с местными жителями и их историей.

На одной из страниц мы знакомимся с доктором и узнаем, как зовут местного речника. А на другой странице видим милое послание жены мужу-фермеру.
На одной из страниц мы знакомимся с доктором и узнаем, как зовут местного речника. А на другой странице видим милое послание жены мужу-фермеру.

Но брошюрой с правилами волшебство не ограничивается. В игре органично сработало все: лор, игровое поле, карты и модельки персонажей с ресурсами. Но обо всем по порядку.

Детали делают Эверделл настоящим

Главное отличие от большинства настольных игр этого жанра — трехмерные элементы, участвующие в игровом процессе. Карта Everdell — это не просто размеченный кусок картона. Во главе поля стоит большая фигура Вечного Древа. В сети встречаются жалобы, что это усложняет игровой процесс, некоторые игроки могут даже назвать эту деталь лишней. Другие говорят, что Древо создает нужную атмосферу и играет важную роль в механиках.

По лору игры волшебный лесной мир располагается под кроной Вечного Древа. Оно дарит жителям защиту и процветание. На пространстве его ветвей находятся игровые миплы — рабочие, которых игроки получают от сезона к сезону. А также карточки особых заданий, выполнение которых сулит дополнительные бонусы. У его корней лежит колода карт строений и созданий. На ближайшем берегу реки расположены жетоны обычных заданий. Они тоже приносят игрокам дополнительные очки, но получить их можно, только выполнив определенные условия.

Вид на дерево сверху: наверху находятся игровые миплы, ниже карты особых заданий. У корней место для игровых карт. По обе стороны Древа — 4 жетона обычных заданий.
Вид на дерево сверху: наверху находятся игровые миплы, ниже карты особых заданий. У корней место для игровых карт. По обе стороны Древа — 4 жетона обычных заданий.

Кстати, Древо служит не только для расположения элементов. Соответствующая карточка в колоде может принести игроку много бонусов.

Игровое поле

Оформление самого поля не менее интересно. Это целый мир, который без слов рассказывает нам о волшебном лесном королевстве. У корней Древа расположена река. На ее берегу маленькие лесные жители суетливо хлопочут, чтобы запасти ресурсов на зиму. В процессе рабочие передвигаются по дороге и остаются в локациях добывать ресурсы, необходимые для постройки новых сооружений.

Игровое поле со всеми ресурсами и фишками.
Игровое поле со всеми ресурсами и фишками.

Посреди леса находится просторный луг, где то и дело встречаются местные жители. На нем лежат в открытую 6 карточек. Игрок может найти там нужное строение или существо. По краям поля находятся заросли с дополнительными локациями. Там рабочие могут набрести на полезные ресурсы или найти еще карты в руку.

Дополнительная локация. Здесь рабочий получает два любых ресурса.
Дополнительная локация. Здесь рабочий получает два любых ресурса.

Ресурсы

Что из себя представляет дизайн самих ресурсов? Это не очередной набор безликих карт. Это модельки, внешне и тактильно имитирующие конкретный материал. Дерево — это маленькие деревяшки, смола — желтые стекляшки, галька — гладкие фишки из твердой пластмассы, а ягоды — мягкий пластик.

Все ресурсы имитируют реальные материалы. На заднем фоне видна дорожка, по которой рабочие могут дойти от лесопилки до ягодных зарослей в поисках нужных материалов.
Все ресурсы имитируют реальные материалы. На заднем фоне видна дорожка, по которой рабочие могут дойти от лесопилки до ягодных зарослей в поисках нужных материалов.

Ресурсы необходимы для возведения строений или привлечения жильцов. Их изображения ненавязчиво вписаны в дизайн карточек. Съедобные ресурсы — ягоды — нужны только для покупки существ. А дерево, камень и смола — для построек.

В правой части указана стоимость карточки. Существ может привлечь только еда. А без строительных материалов ни монастырь, ни ферму не построишь.
В правой части указана стоимость карточки. Существ может привлечь только еда. А без строительных материалов ни монастырь, ни ферму не построишь.

Миплы

В Everdell вы играете за лесных жителей. Миплы — ваши рабочие. В наборе четыре вида фигурок: ежики, белочки, черепашки и мышки. Они легкие, минималистичные и узнаваемые. В процессе игры они передвигаются по карте и помогают собирать ресурсы, вытягивать карты в руку и выполняют другие полезные действия.

Миниатюрные фигурки окрашены в яркие цвета, чтобы не сливаться с окружением. Их силуэты легко считываются.
Миниатюрные фигурки окрашены в яркие цвета, чтобы не сливаться с окружением. Их силуэты легко считываются.

Доступные для размещения локации помечены следом от лапки. Если контур обрисован полностью, на нем может размещаться только один рабочий. Если контур открыт — зона доступна неограниченному количеству миплов.

Слева контур закрыт— на метку можно поставить одного рабочего и взять 2 ресурса. Справа контур открыт — метка доступна любому количеству рабочих, а игрок может взять один ресурс и карту.
Слева контур закрыт— на метку можно поставить одного рабочего и взять 2 ресурса. Справа контур открыт — метка доступна любому количеству рабочих, а игрок может взять один ресурс и карту.

Кстати, Everdell — одна из немногих игр, в которую интересно играть в одиночку. В этом варианте сюжет меняется, и вы будете сражаться с вредителем по имени Ругворт. Цикл будет длиться не один год, а целых три. В комплекте предусмотрен 18-гранник, который определяет действия противника. А в новых изданиях для его своры есть набор дополнительных черных миплов.

Старый вредный грызун Ругворт с шумной бандой крысюков-хулиганов три года подряд возвращается в Эверделл для новых пакостей. Вы должны найти способ преодолеть его подлые трюки.
Старый вредный грызун Ругворт с шумной бандой крысюков-хулиганов три года подряд возвращается в Эверделл для новых пакостей. Вы должны найти способ преодолеть его подлые трюки.

Сезоны

Неосязаемые элементы игры — времена года. Сюжет начинается и заканчивается зимой. Наполнение мира продумано до мельчайших деталей. Даже названия месяцев в этой волшебной вселенной придуманы свои.

Игра начинается в конце года. За весну, лето и осень игрокам нужно подготовиться к новой зиме.
Игра начинается в конце года. За весну, лето и осень игрокам нужно подготовиться к новой зиме.

Необычность механики заключается в том, что игроки сами определяют, когда наступает следующий сезон. Поэтому ситуация, когда один игрок все еще в весне, а другой уже заканчивает лето здесь обычна. Никаких критериев и обязательных правил перехода тоже не существует. В каждый сезон игрок выполняет максимальное количество возможный действий. Когда все возможности заканчиваются, происходит переход в новое время.

Еще немного о переходах между сезонами. С каждым новым временем года игрок получает дополнительные ресурсы. Причем, это хорошо продумано с точки зрения реалистичности.

  • Весной все оживает и распускается. Игрок получает одного дополнительного рабочего и ресурсы, если он добыл для этого карточки с символом проросшего ростка.
  • Лето — время усердной работы. Игрок получает дополнительного рабочего и две карточки на выбор с центральной части поля.
  • Осенью пора собирать урожай. Для этого игроки получают двух дополнительных рабочих. А карточки со специальным символом дают еще больше ресурсов.

Этот процесс нигде не фиксируется дополнительно. Игроки просто забирают рабочих с верхушки Вечного Древа и, если есть возможность, получают бонусы со своих построек и жителей.

На вершине Вечного Древа рабочие ждут своего часа.
На вершине Вечного Древа рабочие ждут своего часа.

Карты существ и строений стоит рассмотреть отдельно

Наверное, это самые красочные элементы Эверделл. Иллюстрации выполнены в богатом художественном стиле, и их можно рассматривать очень долго вне контекста самой игры. В наборе 128 карт существ и строений. Не все они уникальны. Количество тех или иных видов карт в колоде можно вычислить по специальным зарубкам на дереве. Они не сразу заметны, но отталкиваясь от этой информации, тоже можно выстраивать стратегию.

Карточек рудников в колоде всего три — на дереве рядом с названием три зарубки. Если играть с максимальным количеством игроков, кому-то она может не достаться.
Карточек рудников в колоде всего три — на дереве рядом с названием три зарубки. Если играть с максимальным количеством игроков, кому-то она может не достаться.

Задача игрока — создать мощный набор карт и комбинаций, которые в конечном итоге помогут набрать максимальное число очков. Отдельно стоит поговорить о выстраивании города. В городе игрок может разместить 15 строений и существ. Игра рекомендует выстраивать поле 5х3. С одной стороны, это удобно с точки зрения подсчета и контроля поселения. С другой — каждый игрок наглядно видит, какой город у него получается.

Почти в каждом строении могут жить сказочные существа. Какие — видно в маленьком окошке в углу карточки. Интересно, что в готовую постройку вы можете пригласить жильца бесплатно, то есть не скидывая за него ресурсы. А окошко закрывается милым жетончиком в виде дверцы.

Слева направо: монастырь заселяет монах, Вечное Древо заманивает любое существо, ферма — идеальное жилище для трудолюбивых мужа и жены.
Слева направо: монастырь заселяет монах, Вечное Древо заманивает любое существо, ферма — идеальное жилище для трудолюбивых мужа и жены.

Дизайн комбинированных карточек соотносится. Посмотрите, как коррелируют иллюстрации карнавала и жонглера:

Подписи на карточках помещены на пергамент. На чем же еще пишут в волшебных фэнтези-мирах?
Подписи на карточках помещены на пергамент. На чем же еще пишут в волшебных фэнтези-мирах?

Из всех своих работ больше всего я горжусь Everdell. Он дал мне шанс полностью раскрыть мир с помощью искусства. Когда издатель впервые показал мне игру, она напомнила мне серию книг Redwall. В детстве я был влюблен в эти книги. Starling Games позволило мне развить это направление и дало полную свободу. Получилось довольно мило!

Эндрю Босли, художник
Если рассмотреть оригинальные обложки серии Redwall, становится понятно, откуда черпал вдохновение художник
Если рассмотреть оригинальные обложки серии Redwall, становится понятно, откуда черпал вдохновение художник

Интересно, что арт полюбился публике еще до выхода игры. На момент разработки Everdell издатель не был известен, поэтому деньги на производство собрали на Kickstarter. За 16 дней кампания собрала почти 500 тысяч долларов. И неудивительно, ведь ее подкрепили подробным описанием и иллюстрациями. Вот несколько работ, опубликованных на страничке проекта:

Слева черновой вариант иллюстрации одного из существ, справа — финальный результат.
Слева черновой вариант иллюстрации одного из существ, справа — финальный результат.
Черновые наброски существ: речник, пастырь, резчик и лавочник.
Черновые наброски существ: речник, пастырь, резчик и лавочник.
Наброски строений: ферма, кран, лавка, склад.
Наброски строений: ферма, кран, лавка, склад.

Нашей главной задачей стало создание самостоятельного мира. Мы хотим, чтобы игрокам было интересно возвращаться в Эверделл снова и больше узнавать его. Нашими главными вдохновителями стали Redwall и Mose Guard. Еще в концепции мира мы опирались на Шир из «Властелина колец». Это маленькая счастливая страна, в которую тебе хочется вырваться и остаться там навсегда.

Джеймс Уилсон, дизайнер Everdell

Текст написала Юлия Хлебко специально для Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей DTF.

3636 показов
6.3K6.3K открытий
15 комментариев

Отличная игра, но правда за время карантина меня достала. Нам её подарили в Феврале, и в итоге потом весь Март-Июль мы каждый день в неё вечером играли. Заказали себе уже с Амазона и новые карточки, и ДЛС

Ответить
Ответить

Нормально для новичков? Опыта в настолки по нулям, читать правила 5 часов для игры тоже такое себе

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Эверделл легко освоить, а глубины там хватает на огромное количество партий.

Ответить

Купить бы его еще подешевле, а то ценник у Хобби довольно конский. 

Ответить