Табу в Настольных ролевых играх.

Сегодня хотел поднять тему табу и жестокости в настольных ролевых играх. Когда поднятие тем уместно, а когда это может сыграть с мастером и игроками злую шутку. Статья 18+

Табу в Настольных ролевых играх.

Введение

Эта статья скорее всего получится не очень длинной, но для меня она всё же стала жутким долгостроем. Уже давно во мне кипели мысли насчёт сложных и даже чернушных тем в моём любимом хобби - настольные ролевые игры. По совместительству я не просто мастер настольных ролевых игр, но и практикующий психолог, поэтому постараюсь принести в эту статью немного соображений полученных в результате моей работы с разными человеческими девиациями.

Я очень надеюсь, что поднятая тема, а также приведённые примеры не нарушают правила платформы DTF, но в любом случае я ставлю этой статье возрастное ограничение 18+, в любом случае попрошу модераторов DTF связаться со мной, а не банить слепо.

Ещё из забавного... не до конца понимаю можно ли назвать эту статью напрямую относящейся к треду #настолки из-за специфичности поднятой темы, а также поймут ли статью про настолки с плашкой 18+, но кто не рискует, тот не рискует. Ну и арты почему-то были взяты мной из аниме, это неожиданность даже для меня, но вполне соответствует взятой теме, ибо мы сегодня будем говорить о людях с подростковым мышлением.

Содержание:

  • Гнев
  • Комплексы
  • Реальность
  • Выводы
Табу в Настольных ролевых играх.

Гнев

Самое главное и самое знакомое каждому игроку и мастеру в настольных ролевых играх - это проявления жестокости и гнева во время игры.

Почти каждый новичок впервые попавший в хобби и получив полную свободу действий от лица своего персонажа пытается проверить мир на прочность. Обычно это выражается в заявках, которые направлены на разрушение игрового мира и убийство мастерских персонажей.

В хобби подобное поведение принято называть - "Анал-карнавал", когда игроки убивают, сношают и разрушают всё вокруг.

Подобную линию поведения систематически можно наблюдать в популярном ютуб-шоу "Подземелья Чикен Карри". Благодаря этому шоу можно проследить эволюцию игроков, которые от бессмысленного насилия и решения игровых конфликтов с каждым эпизодом всё ближе и ближе подходили к осознанному принятию решений, всё больше проявляли уважение к игровому миру и эмпатию к персонажам мастера. Шоу по большей части остается на уровне трешового ютуб-шоу, но постоянные игроки выводят его на смотрибельный уровень благодаря всё более адекватной игре.

Первые выпуски ПЧК очень контрастируют с последующими. Самый первый выпуск эталонный пример треша и анал-карнавала.

К сожалению зачастую бывают ситуации, когда одиночные или целые группы игроков начинают топтаться на месте и застревают в бесконечных "анал-карнавалах" и амплуа "бомжей убийц". Стоит сразу сказать, если это то, чего именно хотят игроки и мастер, то я не вижу проблемы. Каждый играет как он хочет, но мы углубимся в этот вопрос чуть глубже.

Стандартный "анал-карнавал" вещь вполне осознаваемая и даже контролируемая, но вслед за ним мы погружаемся в вещи куда более глубокие и пугающие. Не спроста частенько в психологии применяются методы ролевой игры как способ выявления и коррекции психологически не стабильных людей.

Как известно - «С большой силой приходит большая ответственность». Когда большая сила и абсолютная свобода действий приземляется на плечи не совсем психологически стабильных людей это приводит к пугающим вещам. Вот некоторые красные флаги.

  • Черезчур жестокие описания пыток, актов насилия, атак и их последствий.
  • Постоянная склонность решать любые конфликты насилием и пытками, с переизбытком "необычных" и даже "извращённых" методов для оных.
  • Попытки самоутвердится и "выйграть" при помощи унижения, газлайтинга и буллинга других игроков.
  • Абсолютная отчуждённость от социальных сцен и отсутствие нормального контакта с другими игроками. Игрок проявляет инициативу исключительно в ярких сценах жестокости и насилия.
  • Попытки вступить в прямой конфликт с другими игроками за столом в том числе через игровых персонажей, которые приводят к внутренней боёвке.

Вседозволенность и полная свобода действий может проявить в человеке не самые лучшие качества. Когда подобное девиантное поведение начинает переходить границы нормальности, то это мощный повод остановить игру и попытаться поговорить об этом с сложным игроком или группой в целом.

Если говорить о проблемности подобного поведения, то в некоторых группах и типах игр оно может находится в вашей зоне комфорта. Намного сложнее случай, когда подобное поведение вызывает дискомфорт или куда более сложные чувства у других людей за игровым столом. Как один из вариантов коррекции подобного можно использовать X-карты.

Пример Х-карточки
Пример Х-карточки

Можно использовать карточки или любые другие условные сигналы. Когда игрок показывает карточку или сигнал мастеру, то даёт знать о том, что последнее сказанное и происходящее в игре вызывает у него серьезный дискомфорт, поэтому мастер должен либо пропустить данное описание, либо сделать шаг назад и описать что-то другое.

Как основной пример когда такое могло-бы пригодится - это когда я был в роли игрока и обычное фэнтезийное приключение внезапно обернулось пародией на зелёный слоник со всем вытекающим, в буквальном и переносном смысле.

К сожалению подобное решение не является панацеей, некоторые игроки могут проявлять зажатость и пытаться пережить дискомфортные и даже травмирующие их описание без использования условных сигналов. С другой стороны более ушлые игроки могут использовать подобные сигналы в своих целях, чтобы убирать то что ему не нравится или получить чувство власти над другими игроками отменяя их заявки таким образом. Поэтому могу заключить, что это лишь вспомогательный инструмент.

Если же говорить со стороны ведущего о гневе и других проявлениях человеческой жестокости - это инструмент повествования, особенно когда мы говорим о жанре grimdark. Стоит знать главное, вы должны понимать границы допустимого со стороны своих игроков, хотя бы на минимальном уровне - опроса. Один из таких опросников, который я использую сам, прикладываю ниже.

Небольшой кусочек бланка согласия, если кому он понадобится вы можете найти его сами или написать мне в личку за pdf версией.
Небольшой кусочек бланка согласия, если кому он понадобится вы можете найти его сами или написать мне в личку за pdf версией.

Подобный опросник позволит узнать какие темы являются недопустимыми для игроков или они не хотят видеть их в центре кадра.

От себя добавлю, что любые подобные яркие вещи могут замылить глаз при частом использовании, поэтому дам рекомендацию всем мастерам, играйте на контрасте и не делайте проявления гнева главным в вашей игре... если только оно не работает на нарратив.

Табу в Настольных ролевых играх.

Комплексы

Куда более глубокое и жуткое, с моей точки зрения, поведение кроется в попытках заглушить внутреннею боль и отыграться за накопленные проблемы и комплексы, особенно когда мы говорим об отношениях с противоположным полом.

Для многих людей с похожими проблемами ролевая игра может стать своего рода терапией, когда ты можешь попытаться занять совсем другую социальную роль, почувствовать себя уверенным, важным и от лица другого персонажа вступить в социальный контакт с другими людьми. Также не стоит отрицать роль эскапизма в данном хобби, когда есть возможность уйти от реальности и получить заряд позитивных эмоций в обмен на эмоциональную разгрузку.

Но есть и другая сторона. Что если подобное увлечение лишь способ укрепить свою социопатию и способ компенсировать свою боль и внутренние комплексы. Такие люди могут принести в игру страшные вещи.

В первую очередь когда мы говорим о людях с комплексами, зачастую это люди с низкой самооценкой и проблемами с противоположным полом и некоторые из них несут это в настольную ролевую игру.

Кирито из Sword Art Online (Эталонный Марти Стю). За оболочкой геймера-задрота мы видим сильнейшего мечника воображаемого мира, которого любят все девочки. Разве вы не хотите быть таким-же как он?
Кирито из Sword Art Online (Эталонный Марти Стю). За оболочкой геймера-задрота мы видим сильнейшего мечника воображаемого мира, которого любят все девочки. Разве вы не хотите быть таким-же как он?

Самое безобидное проявление подобного это попытки создавать персонажей с характерными для игрока чертами, но лишь внешней оболочкой перед могущественным мэри-сью или марти-стю.

Мэри Сью (англ. Mary Sue) или Марти Стю (для героев мужского пола) — архетип персонажа, наделённого автором гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями, внешностью и везением. Часто в введении такого персонажа можно распознать попытку автора «включить» самого себя в произведение и осуществить собственные желания под видом вымышленного лица.

Механически это проявляется в попытках создать максимально могущественного персонажа при помощи абьюза правил, в хобби подобных людей называют - манчкины, но не все манчкины являются людьми с проблемами, но многие из подобных страдают манчкинизмом.

Манчкинство — стремление стать лучшим в некоторой области, любыми методами. В частности расходуется все доступное время, применяются всевозможные способы и трюки лишь для того чтобы быть «круче» остальных. Термин чаще всего применяется к играющим в ролевые игры.

Пытаться "победить" - это один из способов почувствовать себя сильным и уверенным в себе при помощи альтер-эго. Зачастую в моей практике это объединялось с созданием персонажа с темным прошлым, который постоянно загадочно молчит... социальные сцены отыгрыша с таким персонажем своеобразное удовольствие и зачастую они не играют в команде. В лёгких случаях они остаются всё время за кадром, если только им не попадается на глаза что-то интересное, а в худшем они создают дискомфорт у всей партии и это приводит к конфликтам.

Заранее извинюсь за этот пример перед моим игроком, но очень уж он ярко подходит.

Играли мы как-то в Warhammer Fantasy за граждан Империи, разгадывали мистические истории и помогали обществу. Один из игроков не проявлял особого интереса к героизму и доброте, игнорировал социальные сцены и отыгрывал задумчивого молчуна с тёмным прошлым, в итоге в один прекрасный момент он передал мне записку, что его персонаж убивает себя ритуальным образом во славу хаоса... представляете моё лицо?

Лялуш из Code Geass (Эталонный пример персонажа, который частенько создается подобными игроками, сам персонаж может быть интересен, но отыграть его в рамках командной игры может быть черезвычайно сложным)
Лялуш из Code Geass (Эталонный пример персонажа, который частенько создается подобными игроками, сам персонаж может быть интересен, но отыграть его в рамках командной игры может быть черезвычайно сложным)

Теперь стоит перейти к главное теме, которая является следствием подобных проблем. Отношение к сексу и персонажам противоположного пола.

Зачастую ролевую игру такие игроки могут превратить в способ компенсировать свою сексуальную неудовлетворённость и проблемы в общении с противоположным полом. В минимальном варианте это повышенное внимание к НПС противоположного пола и попытки получить "воображаемые сексуальные победы", а в более страшных вариантах приводит к "воображаемой мести противоположному полу".

Одни из самых радикальных примеров могу вспомнить, когда во время игры в плену у игроков оказывались женские НПС, которые мгновенно становились жертвой излишних пыток... в основном сексуальных. В своё время яркое описание сексуального насилия с одновременным нанесением увечий со стороны одного из игроков повергло в форменный шок всех сидящих за столом и буквально остановило игру.

В большинстве случаях подобное поведение свойственно подросткам и людям с неокрепшим умом и со временем это может пройти, но я бы старался предельно аккуратно относится к подобным игрокам и стараться не давать им поводов для подобного поведения... например играть в кросспол...

Хаку из Наруто (Почти каждый при первом просмотре гадал, кто перед ним, мальчик или девочка)
Хаку из Наруто (Почти каждый при первом просмотре гадал, кто перед ним, мальчик или девочка)

Кросспол (кросс-пол), или кроссекс (кросс-секс) — отыгрыш персонажа пола, отличающегося от настоящего пола игрока.

Существует широко распространённое заблуждение, что невозможно достоверно отыграть психологию персонажа противоположного пола. Некоторые из мастеров на основании этого запрещают кросспол на своих играх, придерживающиеся этого мнения игроки просто не играют персонажами противоположного пола. Лично я верю в то, что играть за противоположный пол без "рука-лицо" моментов вполне возможно, но сегодня мы же говорим не об этом... правда ведь?

Отыгрыш противоположного пола, без адекватного понимания может создать самые оскорбительные половые стереотипы, которые попадут в вашу игру как яд. Особенно, если за игровым столом есть представители этого пола.

Личный опыт с моими игроками обычно приводил либо к забыванию игрока, о том что его персонаж иного пола, либо отыгрыш максимально предельной агрессивной половой террористки.

Как же бороться с этим?

Главное не идти на поводу у такого поведения, не одобрять его. Обычно подобные вещи являются проблемами роста, обычно свойственные молодым людям, в особенности подросткам, но бывают люди, которые не могут пережить подростковое мышление и сохраняют его надолго. Могу рекомендовать говорить со своими игрокам о проблемах, а также внести воспитательную функцию в свои игры для молодых людей и подростков.

Не все мы идеальны, не все мы те, кем бы хотели быть, но мы играем в командную игру и ради общего удовольствия. Хочешь победить в настольно ролевой игре? Сделай так, что бы вы победили вместе, а не выигрывай за счёт проигрыша других игроков.

Если игрок или игроки не хотят идти на компромисс в этом вопросе, то либо ВЫ должны принять ответственность за него и попытаться в игровой форме научить его не нести свой проблемы в игру, либо пожать ему руку и сказать, что он несёт деструктивную функцию для вашей партии... а возможно даже для себя.

Табу в Настольных ролевых играх.

Реальность

Финальная тема моей статьи, которая однозначно отправит мой аккаунт в бан. Мы поговорим о реализме.

Думаю, что никто не будет спорить, что наша реальность и настоящие события создают куда более страшные вещи, чем способна выдумать кучка гиков за столом, поэтому иногда вполне реалистичные вещи могут разрушить дискомфорт за столом.

Я как человек, который водил довольно долго "Вампиры: Маскарад" могу рассказать о том, что этот тот вид драмы и нарратива, который позволяет поднимать самые сложные и необычные темы. А задумывались ли вы о количество сложных тем, которые вы поднимаете в своих играх?

Рабство, война, насилие, домашнее насилие, геноцид, фанатизм и многое многое другое. Так уж сложилось, что это всё так или иначе часть человечества и человеческой истории, но внезапно для меня самого в последнее время это попало под осуждение...

Теперь о моём наболевшем, что в целом спровоцировало меня написать статью на эту тему. Я человек увлечённый историей, более того я три года работал в качестве учителя истории в школе, у меня даже есть специфическое образование для этого. Как любой человек увлечённый чем-то он видит как можно те или иные вещи привнести в повествование сделав его более интересным и недавно я впервые обжёгся...

Табу в Настольных ролевых играх.

Честно признаюсь. Возможно это моя личная травма после работы с людьми в экстремальных условиях, а также проработка сложных жизненных ситуаций в рамках профессии психолога, а возможно я просто не настолько впечатлителен и принимаю всякие вещи из прошлого человечества как вещи, которые в тот момент времени, в том самом месте могли иметь место быть.

Когда мы говорим о реализме в настольных ролевых играх, зачастую мы имеем дело с героическим фэнтези и квази-средневековыми сеттингами. Привнесение в них каких-то вещей актуальных для человеческой истории моими игроками воспринималось как само собой разумеющееся и положительное явление.

Не знаю насколько сейчас наше общество стало соево-либеральным, я прекрасно отношусь к попыткам сделать наш социум безопаснее и психологически защищённым, но иногда это приводит к страшным вещам, когда люди начинают отрицать реальность.

Однажды я вёл кампанию по Катапешу, регион в сеттинге Pathfinder, который известен торговлей наркотиком "Пешем" и весь имеет внутри себя арабский средневековый колорит. Конечно, как человек хоть немного понимающий в истории, квази-арабское средневековое государство, даже в рамках фэнтези я попытался оживить аутентичными вещами. Рабством, притеснением женщин и т.д.

Я никогда не делал подобные вещи центром повествования, это лишь детали, которые были призваны лишь дополнить колорит средневекового квази-арабского государства, который по основному лору представляет из себя анархическое государство наркоторговцев. Это не вызвало каких-то проблем среди моих игроков, ровно наоборот, погрузило в иной мир куда лучше.

Так было ровно до того момента, пока я не поделился некоторыми деталями с комьюнити в интернете. В основном у людей вызвало возмущение наличие несовершеннолетних рабынь (просто их упоминание), а в меня и моих игроков полетели обвинения в педофилии.

Я не буду разгонять эту историю дальше, это уже пройденный для меня история, но всё же главная мысль, которой я бы хотел поделиться.

Должны ли осуждаться вещи сегодня недопустимые, которые были когда-то в прошлом человечества? Должны-ли запрещаться и замалчиваться те или иные вещи, которые когда-то были нормой? Каждый на это ответит сам, но для меня ответ очевидный, если мы будем делать вид что проблемы или чего-то не было в нашей истории, мы обречены её повторить.

Рассказывая о прошлом или его отражении мы не должны идти на поводу у современной повестки, но этом лишь моё личное мнение и вы можете составить своё.

К чему я это... иногда сама реальность подкидывает нам страшные сюжеты и детали, который мы можем опускать в своих играх или добавить нотку реализма, который может освежить восприятие игрового мира.

Делать ли - это ваше решение.

Табу в Настольных ролевых играх.

Выводы

Какие можно сделать выводы? Честно говоря я потерял изначальную мысль пока писал эту статью и скорее всего любое заключение будет натянутым. Возможно я просто хотел высказать о наболевшем и обсудить её в комментариях, если меня не забанят.

Но простое заключение о Табу в настольных ролевых играх простое. Это действенный инструмент, который в нужный момент может вызвать у игроков яркие эмоции и запомниться надолго, а может ввергнуть вашу игру в пучины ада и нанести травмы игрокам, для которых эта тема является личным триггером из-за травм прошлого. Даже простая мысль внести немного реализма в игру, может вызвать у современного общества осуждение, а также повесить на вас ярлык плохого человека, который самим наличием чего-то в нарративе оправдывает это.

Будьте терпимы к вашим игрокам и мастерам, не позволяйте чернухе, которая творится в вашей игре выйти в реальность, берегите себя и ментальное здоровье ваших игроков.

Но не будьте терпимы к чернухе внутри другого человека, который не может сдержать её внутри себя, иначе вы быстро узнаете что такое Окно Овертона.

Спасибо за прочтение... надеюсь меня не забанят. Надеюсь не в последний раз с вами был Ogan.

Контент для взрослых
2222
7 комментариев

Обычно, когда у меня за столом более-менее адекватные игроки начинают мёрдерхоботить, я просто пропорционально выкручиваю реализм сцены. Хочешь скрытно убить городского стражника ни с чего? Да пожалуйста, держи детальное описание удара по затылку молотом, с треском, со съехавшим насторону лицом жертвы и деформированными остатками головы, ну и, конечно же, с волосами и остатками мозгов на молотке...

Адекватную публику это почти всегда приводит в чувства. Ну и добавляет морального веса преступлениям.

4

Спасибо за статью! Темы на самом деле не простые и меня честно тревожит растянувшийся по всей статье страх автора о бане за казалось бы действительно те вещи, которые были есть и будут. Текущие тенденции вытеснения в Тень (термин К. Юнга) истории человечества как таковой делает современного человека слабым. Да что уж говорить с тем как западные медиа поглощены культом жертвы, отменами (cancelling) и кризисами идентичности в целом. Средний человек сейчас, это человек лишенный внутреннего мифа, истории в которую его раньше интегрировали путем инициации, которая знаменовала переход из детства в взрослую жизнь. 90% времени по моему опыта в НРИ играют мужчины, которые действительно не перешли эту грань смены статуа. Я там был и я могу сказать, что как раз таки в НРИ возможно (крайне тяжело для мастера и для игрока), но возможно при должном уровне доверия и погружении отыграть такие проблемы. Мы можем исцелить свои внутренние проблемы обращаясь к духовной составляющей нашей жизни, ту ее часть которую тщетно пытается разобрать наука с ее методами, обесценивая субъективный опыт.

1

Спасибо за отзыв.

Страх в основном связан с тем, что DTF развлекательная в основном платформа про игры и темы задетые в статье могли выходить за рамки правил платформы. Мне уже вешали 18+ и удаляли статьи из определённых тредов из-за упоминания экстремального человеческого поведения.

В течении всей статьи я себя жуткую цензурировал и не углублялся в разнообразные примеры и причины, ибо каждой из проблем можно посветить отдельную статью.

Ну и наверное у меня осталась лёгкая травма, когда я наткнулся на буквально десятки сообщений в обвинений меня за написанное в статье выше. Оказалось что культура отмены жутка неприятная штука, а в особенности когда на тебя навешивают ярлык за простое отражение реальности.

Так что да, страх вновь ощутить на себе "отмену" немного поломал целостность текста и не смог в полной мере отразить задуманное, но я всё равно рад, если вам было интересно читать.

Понятное дело, что я абсолютно согласен с Вашим высказыванием о современном человеке. Следующий этап - это «Фильм "12 лет рабства" пропагандирует рабство, ибо оно в нём есть, надо удалить, запретить и т.д.»

1