Весовые категории для Magic: the Gathering

Набросал систему оценивания "веса" колод для MTG, для того чтобы можно было дуэлиться со знакомыми более сбалансированными колодами - так сказать, колодами в одной "весовой категории". В таком формате можно проводить и турниры, а похожие правила могут подойти другим коллекционным карточным играм.

Весовые категории для Magic: the Gathering

Коллекционная карточная Magic: The Gathering, что в настоящем картоне, что на ПК, ориентирована преимущественно на ограниченные форматы (драфт, силед) - когда игроки покупают наборы и составляют колоду прямо на месте.

Турниры по собранным колодам, когда игроки составляют колоду заранее и приносят с собой - тоже проводятся, но это уже необязательный десерт, а не основное блюдо. Подобные форматы и так на порядки более дисбалансны чем ограниченные, к тому же общее качество колоды не имеет предела - игрок спокойно может набить колоду редкими и мифическими картами под завязку. От чего страдает и разнообразие колод - многие занятные карты просто не находят себе места и ими негде поиграть.

Конечно, не все метовые колоды требуют много ценных карт, но когда вы хотите подуэлиться с друзьями самосборными колодами на кухне, или на ПК, то вряд ли горите желанием собирать дорогую метовую колоду или играть против знакомых с такими колодами. На турнир по заранее собранным колодам в игровом клубе вы тоже вряд ли захотите прийти с колодой попроще, потому что многие наберут метовых колод и даже если это просто турнир "для движухи", без особых призов, играть против сумасшедших по уровню колод - как-то нет особого смысла.

Есть, конечно, сборные форматы попроще и дешевле - это, например, паупер и синглтон. В первом нельзя брать в колоду редкие и мифические карты, во втором каждой карты в колоде может быть только 1 штука, а не 4. Однако, паупер всё-таки скучен как формат, так как большинство интересных карт и механик отправляется лесом. А синглтон всё-же довольно специфичен, тоже подойдёт не всем, да и колоды всё ещё довольно дорогие.

Другой момент - вот играете вы изредка в Магию с различными знакомыми, у всех разные карты из разных блоков, и как их ограничить в силе (свои собираемые колоды) не совсем понятно. Поэтому, если дело происходит за столом, то часто имеющийся картон сваливают в кучу, готовят самопальные наборы (бустеры) и устраивают драфт/силед, делая колоды из доставшихся карт. Или устраивают раздрафты по какому-то определённому блоку через приложения/браузер, с последующим переносом карт в MTG Arena, например, или играя колодами онлайн вручную (например, через сервис untap.in).

Однако, формат драфтов тоже далеко не все любят и хотелось бы всё-таки пособирать колоды отдельно. Поэтому, переходим к системе "весов", которая более менее позволяет это сделать, предложив некоторый баланс.

Система весовых категорий

Идея довольно проста - мы будем оценивать качество каждой колоды MTG из 60 карт, начисляя разное количество очков за необычные, редкие и мифические карты.

Каждая необычная стоит 2 очка, редкая - 3, мифическая - 4. Обычные карты мы из расчётов убираем - они оцениваются в 0 очков.

Карты в сайдборде (15 запасных, которыми можно заменять основные) оцениваются иначе - обычные и необычные не учитываются, редкие - 1 очко, мифические - 2 очка.

Теперь мы можем заявить формат, в котором установим ограничение на общую ценность карт в колоде и все участники дуэли или турнира должны собрать колоды соответствующие лимитам.

Например, формат Стандарт 80. В нём общая ценность карт в колоде (из 60+ карт) и сайдборде не должна превышать 80, а карты разрешено брать из легальных в текущем стандарте блоков.

Собственно, когда у участников старые карты и разношёрстные из новых старых, то и формат будет шире, например, Легаси 80, ну и так далее. Для большего приближения к пауперу (и когда играете реальным имеющимся картоном) лимит можно сделать поменьше - Пионер 60, или жирнее для приближения к метовым (когда играете с друзьями в Арене и у всех довольно много сильных карт) - Стандарт 120.

Стандарт 80

В качестве примера посмотрим на то, как заточить собранные в Арене колоды под формат Стандарт 80 (вполне умеренная цифра, судя по тестам). Напомним правила формата:

Общий лимит колоды - не более 80 очков

Основная колода - 60 карт (и более):

обычные карты - каждая 0 очков

необычные - 2

редкие - 3

мифические - 4

Сайдборд - 15 карт:

обычные и необычные - 0 очков

редкие - 1

мифические - 2

Greenfall

Для начала возьмём монозелёную колоду на механике landfall - тут есть гидра, растущая от выставляемых земель и Тифа, удваивающая от них же свою атаку. В этой колоде ещё не хватало некоторого количества карт до того чем играют в мете, поэтому можно считать её уровень выше среднего. Посмотрим на общую ценность колоды по нашей системе оценивания.

Довольно страшная карточка, которая удваивает количество жетонов на себе после каждого "землепада". Благодаря пробивному удару очень быстро может выиграть партию, потому что блокерами тут не отделаешься - нужно её убивать заклинаниями.
Довольно страшная карточка, которая удваивает количество жетонов на себе после каждого "землепада". Благодаря пробивному удару очень быстро может выиграть партию, потому что блокерами тут не отделаешься - нужно её убивать заклинаниями.
Тифа делает больно немного по-другому. Она просто удваивает свою атаку до конца хода за каждое выставление земли. И ей и гидре очень помогает мифическое существо за 3 маны - Traveling Chocobo, который и лишнюю землю может найти и удваивает триггер landfall
Тифа делает больно немного по-другому. Она просто удваивает свою атаку до конца хода за каждое выставление земли. И ей и гидре очень помогает мифическое существо за 3 маны - Traveling Chocobo, который и лишнюю землю может найти и удваивает триггер landfall

В MTG Arena можно фильтровать карты колоды по редкости.

В данном случае колода отфильтрована по редким картам, которых оказалось 11 плюс 4 земли. Итого 15.
В данном случае колода отфильтрована по редким картам, которых оказалось 11 плюс 4 земли. Итого 15.

Итого, в колоде оказалось 8 необычных, 15 редких и 5 мифических карт. Земли мы тоже считаем. В сумме это 8х2 + 15Х3 + 5х4 = 81. Неплохо, почти вписывается.

После удаления пары не таки существенных редких карт и добавления на их место пары обычных (чтобы добить размер колоды до 60), вес колоды стал равен 75. Таким образом она соответствует формату Стандарт 80 и оставшиеся 5 пунктов можно потратить на карты для сайдборда (при желании).

Здесь колода отфильтрована не по редкости, а по существам. Существа - отдельно, прочие заклинания и земли - отдельно.
Здесь колода отфильтрована не по редкости, а по существам. Существа - отдельно, прочие заклинания и земли - отдельно.

Понятно, что все колоды идеально не сбалансируешь даже через такие вот "веса", так как не все требуют много редких мифических карт. В данном случае колода играет чисто зелёным цветом, поэтому ей почти не нужно тратится на редкие стабилизирующие земли, в отличие от двух- трёх-цветок. Тем не менее здесь лежат свои 4 редкие полезные земли, позволяющие эффективно триггерить "землепад" и дающие развёрнутую землю в средней/поздней игре.

Ради интереса оценим (взвесим) полновесную метовую колоду на тех же механиках:

Весовые категории для Magic: the Gathering

Здесь получилось 13 необычных, 14 редких и 7 мифических карты. То есть 96 очков. И 12 очков сайдборд. Итого, колода весом 108.

ProtoBlink

Посмотрим другую колоду, чёрно-белую, в которой я собрал некоторые сильные метовые карты, которые дополняют уже не слишком сильную идею колоды - пробрасывать существ через Charming Prince. В качестве существ используются в основном карты с механикой прототип - это артефактые существа, которые стоят много бесцветной маны, но их можно поставить и по дешёвке, используя цветную ману, в виде более мелкого существа, но с теми же способностями.

В принципе в этой колоде убивают больше демоны, чем манипуляции принца с прототипами, но тем не менее. Когда он входит на стол, то можно либо посмотреть 2 карты библиотеки, либо получить 3 жизни, либо пробросить кого-то своего - изгнать и вернуть на стол.
В принципе в этой колоде убивают больше демоны, чем манипуляции принца с прототипами, но тем не менее. Когда он входит на стол, то можно либо посмотреть 2 карты библиотеки, либо получить 3 жизни, либо пробросить кого-то своего - изгнать и вернуть на стол.
По идее лучший из прототипов, но прочие тоже полезные по своему, хотя и слабее. Можно сыграть его за 3 маны как существо 3/3. А если принц его подбросит то он войдёт уже как существо 7/5, как если бы мы его играли за 7 маны.
По идее лучший из прототипов, но прочие тоже полезные по своему, хотя и слабее. Можно сыграть его за 3 маны как существо 3/3. А если принц его подбросит то он войдёт уже как существо 7/5, как если бы мы его играли за 7 маны.

Принц может выкинуть такое существо со стола в изгнание и вернуть обратно на стол - тогда существо вернётся уже полноценным. Собственно, это заготовка колоды под скоро выходящий в MTG Arena космический блок, где будут существа с механикой warp, которых точно так же можно будет пробрасывать для получения профитов.

Жирная по качественным картам колода на пробрасывании существ-прототипов и демонических синергиях.
Жирная по качественным картам колода на пробрасывании существ-прототипов и демонических синергиях.

Эта колода уже куда более дорогая по качеству используемых карточек. Здесь было 9 необычных, 26 редких (многие и них - земли) и 8 мифических карт. Что в сумме даёт 9Х2 + 26Х3 + 8Х4 = 128.

Ну что же, проходимся по колоде "бритвой", вырезая излишнее. Не трогаем принца и прототипы, так как это основная идея колоды, а также демонов и сильную чарку, синергичную с ними, которая приносит карты. Также приходится выкинуть множество земель, так как понижать уровень основных карт не хочется.

После порезки осталось 6 мификов - вот они.
После порезки осталось 6 мификов - вот они.

В итоге, капитально ужавшись, получаем колоду на 79 очков. Плюс сможем взять 1 редкую карту в сайдборд, что мало, но зато вся сила в основной колоде.

Зато, на свободные места мы смогли взять собак, чтобы иметь возможность чаще смотреть карты сверху колоды и не так страдать от порезанных двухцветных земель. Заодно поиграем белыми козлами, которые могут превращаться в демонов и в обычной ситуации мы бы их в колоду не брали бы, предпочтя какие-то метовые карты. Также используем чёрный лимит Винсента.Это слабая карточка, но в этой колоде она выглядит интересно - может заменить принца, так как через неё тоже можно пробросить наш прототип или самого принца, чтобы получить его проброс или иные эффекты (он также может добавить жизней или посмотреть 2 верхние карты колоды).

Сброс карты немного не в тему данной колоды, но зато мы можем превратить козла в демона, чтобы получить профит от чар, которым нужен демон на столе.
Сброс карты немного не в тему данной колоды, но зато мы можем превратить козла в демона, чтобы получить профит от чар, которым нужен демон на столе.
Лимит может превратить кого-то в 3/2 существо (как минимум) и вернуть после смерти. А в некоторых ситуациях позволит пронести больше урона или ещё более выгодно разменяться с блокером.
Лимит может превратить кого-то в 3/2 существо (как минимум) и вернуть после смерти. А в некоторых ситуациях позволит пронести больше урона или ещё более выгодно разменяться с блокером.

Maniferator

Ещё одна колода, в которой мы стараемся нечестно "реанимировать" очень крупных существ, но не с кладбища, как это обычно делают чёрные колоды, а со стола, подбрасывая их перевёрнутые карты, которые ставит на стол синий мифический Окулус.

Сложно разыгрываемый летун, за которого мало заплатить 3 маны - нужно ещё изгнать 6 карт со своего кладбища. Зато каждый ход тянет из колоды на стол карточки в виде существ 2/2, которых потом можно перевернуть в полноценное существо прочими картами.
Сложно разыгрываемый летун, за которого мало заплатить 3 маны - нужно ещё изгнать 6 карт со своего кладбища. Зато каждый ход тянет из колоды на стол карточки в виде существ 2/2, которых потом можно перевернуть в полноценное существо прочими картами.

Тут колоде полагается быть дорогой по картам, так как мы хотим ставить каких-то страшных и качественных существ, которые явно редкие или мифические.

Весовые категории для Magic: the Gathering

Изначально в колоде было 11 необычных, 13 редких и 14 мифических карт, то есть она тянет на 117 очков.

Посмотрим, что можно сделать для утрамбовывания её в желаемый формат.

Карты дающие ключевой эффект manifest dread (в том числе Окулусов) и карты позволяющие делать эффекты переворота мы трогать не будем, но сильно порежем раритетные земли и уберём некоторых динозавров.

Весовые категории для Magic: the Gathering

В итоге получается 10 необычных, 5 редких и 11 мифических. Это 79 очков. На пустые места мы взяли чуть больше добора карт и больших зелёных прототипов, которые на выходе ничего не делают, но их и в мелком виде можно разыграть, они держат воздух, а иногда и выиграть помогут.

Если выйдет целиком и простоит ход, то доставит неприятности оппоненту. К тому же одним существом его можно превратить прямо во время атаки. Возможно, стоило сохранить зелёную Гальту, которая лучше этого существа и помогает выставить кого-то ещё и с руки.
Если выйдет целиком и простоит ход, то доставит неприятности оппоненту. К тому же одним существом его можно превратить прямо во время атаки. Возможно, стоило сохранить зелёную Гальту, которая лучше этого существа и помогает выставить кого-то ещё и с руки.

Вариации

Весовой формат, конечно, не является серебряной пулей, устраняющей проблемы Магии - такие форматы тоже можно "решить" и у них нарисуется какая-то своя мета. Однако, подобный подход позволяет увидеть очень разнообразные колоды, сделать огромное количество карт играбельными и наконец уйти от опостылевших драфтов к более менее балансной игре именно своими разношёрстными колодами.

Естественно, предложенные правила оценивания - не догма, и можно её различным образом калибровать. Например, весь сайдборд может быть просто выведен из оценивания. Или ограничен 10 картами. Или может иметь свой отдельный лимит.

Предельное число очков колоды тоже можно брать разное и считать ценность карт как-то иначе. Кстати, можно подумать и о форматах более расширенных - например, Стандарт 90+ означает, что колода использует карты из стандарта, но может брать карточки из Пионера, просто они уже будут дороже по весу. Допустим, добавить сюда обычную из Пионера стоит 3, необычную 4 и так далее.

Можно даже подумать о добавлении забаненных карт таким же образом. Условно, Стандарт 90++, где кроме более дорогих карт из Пионера разрешены и забаненные карты из Стандарта, но каждая по цене 5, независимо от её редкости. Хотя, с забаненными в формате картами, наверное, лучше уж и не связываться - всё-таки сложно назначить разумную цену для всех таких карт разом.

Кстати, формат стандартный паупер с точки зрения весовой парадигмы, можно сказать, является форматом Стандарт 0.

Дополнительные фановые модификации

В той же MTG Arena изредка устраивают эвенты по специфическим правилам, типа очень рандомного момира, когда лишь скидываешь карты с руки и играешь случайными существами, или сумасбродного каскада, где каждое заклинание тащит из колоды ещё одно.

Можно было бы поиграть с более простыми модификациями (не в Арене правда, а за столом), которые не меняют геймплей так сильно, а лишь пытаются устранить некоторые врождённые проблемы MTG - манаскрю и манафлуд, например. Первое - это когда в ранней игре игрок не может получить земли (или земли определённого цвета) и проигрывает, не имея возможности разыграть руку. Второе - многократное получение земли с верха колоды вместо прочих карт в поздней игре, что тоже часто приводит к поражению.

Вобщем, вот пара фановых модификаций такого рода:

Анти-скрю

Доступно только пока игрок не сбрасывал земли с руки в кладбище.

Если игрок не ставил землю и на руке нет земель - он может показать свою руку оппоненту и положить специальную бесцветную землю не из основной колоды в игру, повёрнутой, не вызывая никаких триггеров. Эта земля не участвует в эффектах считающих количество земель, на неё не действуют эффекты увеличения маны с бесцветных земель, её нельзя превращать в существо, жертвовать, возвращать в руку, замешивать в библиотеку. А оппонент может делать с ней что угодно - уничтожить, взять под контроль, вернуть в руку (тогда она изчезнет) и так далее.

Пока у игрока меньше 5 земель так можно сделать ещё два раза. Но уже дополнительно удаляя из руки по 2 карты на низ библиотеки, не вызывая при этом никаких триггеров.

Если у игрока 6 и больше земель, то в конце хода одна такая специальная земля пропадает, пока они есть

Более простой вариант - каждому игроку с первого хода, в конце хода прилетает такая повёрнутая специальная земля. Это происходит три первых хода каждого игрока. Когда земель уже 6 - специальные по одной начинают пропадать при выкладывании следующих.

Анти-флуд

Доступно, пока игрок не брал 2 карты в ход.

Если у игрока 6 и больше земель и на руке есть земля, то в момент шага взятия карты в начале хода игрок может показать руку оппоненту и, если взял любую землю - обязан убрать её и карту земли с руки на низ библиотеки, взяв следующую карту колоды вместо этого.

Можно повторять снова, в следующие ходы, но при этом уже убирая кроме земли ещё одну любую дополнительную карту с руки на низ колоды

Более простой вариант - когда у любого игрока 6 земель и выше, то оба в момент своего шага взятия карты могут делать предварительный scry 1 (без каких-то триггеров на скрай), а после - показать карту которую берут. Может быть с дополнительным условием, что только если покажут руку и положат землю с руки на низ колоды ещё до скрая. *Scry N - это посмотреть N карт с верха колоды и убрать любое количество карт вниз колоды.

Прочее

Некоторые иные материалы по MTG и MTG Arena

3
13 комментариев