«Настоящий детектив» от Стивена Кинга: обзор сериала «Мистер Мерседес»

9 августа стартовал сериал «Мистер Мерседес», основанный на одноимённом романе Стивена Кинга. Разбираемся, чем он хорош, и почему монстры в фильмах по книгам Короля ужасов — не главное.

В последние годы экранизации произведений Стивена Кинга выходят одна за другой, но удачных среди них совсем немного. В 2016 году незаметно прошёл фильм «Мобильник», даже при том, что главные роли в нём сыграли Джон Кьюсак и Сэмюэл Л. Джексон. Сериал «Мгла» также подвергся критике, ну а о громком провале «Тёмной башни» наслышаны практически все.

Но есть и положительный пример — мини-сериал «11.22.63», авторы которого хоть и ушли по сюжету очень далеко от книги, но отлично передали атмосферу шестидесятых и попытки главного героя спасти Кеннеди от покушения.

Через несколько дней после выхода на большие экраны «Тёмной башни» на малых стартовал «Мистер Мерседес». Его создатель Дэвид Э. Келли когда-то прославился работой над сериалами «Закон Лос-Анджелеса», «Элли Макбил» и многими другими, за которые неоднократно получал премии «Эмми».

Далее был менее успешный период, но за последние два года Келли успел выпустить хорошо принятые критиками сериалы «Голиаф» с Билли Бобом Торнтоном в главной роли и «Большая маленькая ложь», где появилась целая команда звёзд первой величины, в том числе Николь Кидман, Риз Уизерспун и Александр Скарсгард. К слову, «Ложь» также стала лауреатом недавней «Эмми».

«Настоящий детектив» от Стивена Кинга: обзор сериала «Мистер Мерседес»

Основой для своего нового сериала Келли выбрал не самое стандартное произведение Кинга — в «Мистере Мерседесе» полностью отсутствует мистика и хоррор в его традиционном понимании, это скорее психологический детективный триллер. Но по факту именно это выгодно отличает новый сериал. Успех «Мистера Мерседеса» и последующий триумф «Оно» Андреса Мускетти подтверждают идею, что у Стивена Кинга в первую очередь важны не ужасы и мистика, а натуралистичное отображение самых мрачных сторон жизни и раскрытие характеров главных героев.

История о людях

На ярмарке вакансий ещё с ночи собирается очередь из ищущих работу, но уже к утру, когда народу собирается очень много, маньяк на угнанном «Мерседесе» на полной скорости въезжает в толпу. Детектив Билл Ходжес (Брендан Глисон) берётся расследовать массовое убийство, но в скором времени уходит на пенсию, и преступник остаётся непойманным.

Спустя два года герою на электронную почту начинают приходить письма с видеороликами от «Мистера Мерседеса» — так прозвали маньяка. Тот настойчиво напоминает бывшему детективу о его провале в расследовании дела, пытаясь довести героя до самоубийства. Но Ходжес воспринимает это как вызов и возобновляет расследование.

«Настоящий детектив» от Стивена Кинга: обзор сериала «Мистер Мерседес»

Одно из первых и главных достоинств сериала — удачно подобранные актёры. Возможно, они не полностью соответствуют своим литературным прообразам, но зато атмосферу передают как нельзя лучше, и даже добавляют в неё больше колорита.

Брэндан Глисон будто продолжает свой знаменитый образ из фильма «Однажды в Ирландии». Здесь очень реалистично показано, как тяжело стареют сильные люди, привыкшие всю жизнь брать на себя ответственность и решать сложные задачи.

«Настоящий детектив» от Стивена Кинга: обзор сериала «Мистер Мерседес»

Бывший полицейский и один из лучших детективов целыми днями сидит дома, ругается на соседских детей, питается готовыми пирогами и постепенно спивается, засыпая прямо в кресле. Глисона в этой роли заслуженно сравнивают с персонажами первого сезона «Настоящего детектива» — та же депрессивная обречённость, пристрастие к алкоголю и непонимание своего места в жизни. Хотя здесь авторы чаще разряжают атмосферу более лёгкими сценами и удачными шутками. Появление преступника хоть и почти доводит героя до паранойи, но зато даёт ему конкретную цель в жизни.

Роль маньяка Брейди Хартсфилда изначально должна была достаться Антону Ельчину, но после трагической гибели актёра его заменил Гарри Тредэвэй, знакомый публике по роли Виктора Франкенштейна в сериале «Бульварные ужасы». Несмотря на принципиальную разницу жанров, уже полюбившийся образ замкнутого и нервного человека с вечными синяками под глазами отлично вписался в новый сериал.

«Настоящий детектив» от Стивена Кинга: обзор сериала «Мистер Мерседес»

Тем, кто ещё не начал смотреть, не нужно расстраиваться — личность преступника здесь не спойлер. На первый план выходят его взаимоотношения с главным героем. Если снова проводить аналогии с сериалами, то можно вспомнить «Лютера» с Идрисом Эльбой, где убийцу могут показать в самом же начале серии, но вот обстоятельства его поимки становятся основой сюжета.

Брейди Хартсфилд — компьютерный гений, собирающий сложнейшие устройства, но при этом он работает в захудалом магазине электроники, а в свободное время продаёт мороженое. Живёт Мистер Мерседес с матерью, не только страдающей алкогольной зависимостью, но и склонной к инцесту.

Авторам сериала удаётся показать образ человека, потерянного ещё больше, чем детектив, с которым он хочет сражаться. И пусть здесь много клише, герой всё равно получился неоднозначным, даже способным вызывать симпатию. Он замкнутый и скромный, а в некоторых моментах кажется справедливым человеком, воздающим по заслугам разным негодяям. Но ровно до тех пор, пока не совершит очередное жестокое убийство.

«Настоящий детектив» от Стивена Кинга: обзор сериала «Мистер Мерседес»

Противоположность героев проявляется во всём. Ходжес страдает от одиночества. Брейди — явный социофоб. Детектив с техникой на «вы», и ему требуется помощь соседа-подростка даже чтобы разобраться с электронной почтой. Маньяк же организовал в подвале целый штаб со множеством компьютеров.

Непохожесть Ходжеса и Брейди подчёркивается даже музыкой, и это ещё одно немалое достоинство «Мистера Мерседеса» — в сериале практически полностью отсутствует авторский саундтрек, герои часто включают композиции известных исполнителей. Ходжес оказывается поклонником классического джаза и свинга, а Брейди любит гаражный рок.

Вечная депрессия

Хоть сериал и сосредоточен на двух основных героях, важную роль в создании атмосферы играет фон. И всё здесь в первую очередь работает на ощущения, а не сюжет. Состояние всеобщего кризиса и депрессии — в каждом кадре, начиная с самой завязки, где толпы безработных, и даже мать с грудным ребёнком, с ночи занимают очередь за вакансиями.

«Настоящий детектив» от Стивена Кинга: обзор сериала «Мистер Мерседес»

Дом Ходжеса запущен, а его будни напоминают «день сурка», что обыграно даже в заставке. Брэйди работает в захолустном магазине, где управляющий заставляет сотрудников терпеть оскорбления от покупателей. Соседка детектива Ида Сильвер (Холланд Тейлор) готова искать партнёра для секса исходя из чистого удобства — чтобы жил рядом. Мать Брейди беспробудно пьёт. Практически каждый новый персонаж, появляющийся в сериале, по-своему несчастен.

«Настоящий детектив» от Стивена Кинга: обзор сериала «Мистер Мерседес»

Кто-то посчитает медленный темп сериала недостатком, но, опять же, вспоминая «Настоящего детектива», именно это создаёт ощущение постоянного напряжения и нагнетает атмосферу. Режиссёр сериала Джек Бендер («Остаться в живых», «Под куполом») уделяет много времени крупным планам лиц, неловким паузам в диалогах и просто молчаливым сценам, которые в итоге обязательно приводят к какому-то неожиданному повороту.

Не совсем книга

Всё-таки литература и сериалы — жанры принципиально разные, тем более, когда речь идёт об авторах, которые значительную часть произведения показывают через размышления героев. Именно это происходит в романе «Мистер Мерседес», где всё повествование ведётся через призму восприятия либо Билла Ходжеса, либо Брейди Хартсфилда. Вводить постоянный закадровый текст авторы сериала не стали, а потому обратились к другим художественным приёмам.

Главные герои адаптации раскрываются через общение с другими персонажами, такими, как коллеги Брейди или сестра хозяйки угнанного «мерседеса», с которой встречается Ходжес. За юмор (который в книге оставалась в основном в голове у детектива) здесь «отвечает» Ида Сильвер — немолодая соседка, которая заигрывает с Ходжесом, зовёт его на свидания и нередко заставляет чувствовать себя неловко, например, показывая на смартфоне фотографии себя в обнажённом виде.

«Настоящий детектив» от Стивена Кинга: обзор сериала «Мистер Мерседес»

Визуализируется и переписка детектива с маньяком. Мистер Мерседес присылает Ходжесу электронные письма с видеороликами, которые исчезают после просмотра (в книге общение велось через бумажную почту). Это позволяет лучше передать и само содержание посланий, и их восприятие героем. Хотя скрыть пробелы в знаниях Кинга о современных технологиях авторам не удалось. Возможности хакера иногда оказываются почти на грани волшебства.

Если говорить непосредственно об отличиях образов героев в книге и сериале, то любопытной деталью становится ирландский акцент Билла Ходжеса. В книге он был стопроцентным американцем.

Я подумал: действительно, когда я приехал сюда (на съёмки в США) в январе, то увидел так много людей из разных мест. То есть американцем может быть человек, приехавший из любой страны. И мы решили оставить ирландский акцент. Хотя я говорил чуть медленнее, чем если бы я находился у себя на родине. ​

Брендан Глисон, в интервью «Комсомольской правде»

Знатоки и любители экранизаций Стивена Кинга могут посчитать это неким ответом легендарной экранизации «Побег из Шоушенка», где персонажа, который в оригинале был ирландцем, сыграл Морган Фримен.

Вымысел и реальность

В реалиях последних лет наиболее пугающе, конечно, выглядит сама завязка сюжета — маньяк на автомобиле въезжает в толпу людей. Книга была написана задолго до трагедии в Ницце, и Стивен Кинг скорее всего ссылался на личные переживания — 19 июня 1999 года его сбила машина, в результате чего писатель оказался в больнице со множественными переломами и травмами.

Это событие сильно повлияло и на творчество автора: с тех пор он неоднократно упоминал подобные ситуации и даты в своих произведениях. Но книга «Мистер Мерседес» оказалась не только отражением личного, но и предсказала трагедию.

«Настоящий детектив» от Стивена Кинга: обзор сериала «Мистер Мерседес»

Авторы с одной стороны оказались в непростой с точки зрения морали ситуации, с другой — привлекли внимание к новому сюжету.

Вначале я очень волновался из-за этого. Я даже сказал: «Надеюсь, мы не дадим людям идею для преступления». И тогда сценаристы ответили: «Ницца уже случилась». Это и был конец всего для меня. Это страшная реальность. ​

Брендан Глисон, в интервью «Комсомольской правде»

Первая сцена сериала снята впечатляюще. Тут и долгое нагнетание атмосферы — показано общение людей в той самой толпе, персонажи начинают раскрываться. А затем — апофеоз жестокости. Снятая с минимальным освещением и очень натуралистичным звуком, эта сцена не превращает завязку в излишне кровавый слэшер, но заставляет ужаснуться происходящему, поверив в его реальность.

Реалистичность Стивена Кинга

При всех различиях и допущениях в сериале сохраняется главное — дух произведений Стивена Кинга. Многие поклонники автора обоснованно считают, что титул «Короля ужасов» слишком поверхностно отображает его творчество. Далеко не все его книги посвящены монстрам и мистике. И «Мистер Мерседес» относится как раз к наиболее реалистичным примерам.

Здесь ни разу не упоминаются какие-то сверхъестественные силы, а атмосфера создаётся исключительно за счёт описания мрачных подробностей жизни персонажей. Что иронично, сам Кинг в этой книге ссылается на более мистические свои произведения, как на вымысел: упоминаются и книга об автомобиле Plymouth, который мог заводиться самостоятельно (явная отсылка к роману «Кристина»), и DVD с фильмом о клоуне Пеннивайзе («Оно»).

«Настоящий детектив» от Стивена Кинга: обзор сериала «Мистер Мерседес»

Вопреки сложившемуся стереотипу, главным достоинством его произведений зачастую становится не придуманный монстр, а обыденная жестокость. Кинг как никто другой умеет описывать какие-то бытовые вещи и раскрывать через них героев. Достаточно вспомнить общепризнанно лучшие экранизации его книг. Например, в «Побеге из Шоушенка», который регулярно оказывается на первом месте различных списков «Лучших фильмов всех времён», нет ни мистики ни монстров, только живые люди в трудной ситуации.

В фильме «Зелёная миля», который пока что лидирует по кассовым сборам среди всех экранизаций произведений Кинга (хотя, возможно, скоро уступит новому «Оно»), самым страшным злом оказывался обычный человек, а большая часть времени была посвящена взаимоотношениям заключенных и охранников, сверхъестественная составляющая лишь дополняла сюжет.

Именно поэтому новый сериал «Мгла» и проигрывает одноимённому фильму Фрэнка Дарабонта. Авторы слишком сосредоточились на монстрах и забыли, что эта история в первую очередь о людях, которые оказались заперты в супермаркете. В сериале большинство из них остаётся безликой толпой, и не ясно, кому же там можно сопереживать — даже главные персонажи не похожи на живых людей.

«Настоящий детектив» от Стивена Кинга: обзор сериала «Мистер Мерседес»

Знаменитый фильм «Кэрри» Брайана Де Пальмы рассказывал не о телекинезе и не об убийствах, а о затравленной девочке и её переживаниях. Кровавый финал в нём — неизбежный результат, а не цель показать насилие. Тем же путём пошёл Андрес Мускетти, показав в новом «Оно» не столько жестокость со стороны страшного клоуна, сколько её проявления в обыденной жизни со стороны родственников и одноклассников главных героев.

И на этом фоне понятно, почему «Мистер Мерседес» так выгодно отличается от «Тёмной башни», вышедшей на несколько дней раньше пилота сериала. В экранизациях больше общего, чем может показаться на первый взгляд: противостояние уставшего стареющего протагониста и почти всесильного злодея становится лейтмотивом обоих произведений. Но главная разница в том, что в «Тёмной башне» был показан только экшен, а персонажи остались плоскими. «Мистер Мерседес» же сосредоточился именно на рассказе о героях, показав не только историю противостояния, но и сложности личной жизни каждого из них.

7.5K7.5K открытий
21 комментарий

Прочёл и подумал, что Глисон смог бы отлично сыграть Ахава из This is the police.
А по поводу обзора - ну вооот, опять смотреть))

Ответить

Даже не знаю как это можно сравнить с "Настоящим детективом". Совершенно иной уровень же. Я пока посмотрел только пилот и на этом все скорее всего закончится. В сериале почти нет, как бы это назвать, своего Я, какой-то уникальной черты, которая присуща всем без исключения породистым шоу последних лет. Называйте это атмосферой, если захотите.

Что я тут увидел - это неизобретательное смакование бытовой чернухи и прозаичности. Очень неуютно чувствуешь себя во время просмотра. Все эти затянутые сцены, неловкие паузы, кряхтение и ворчание здешнего Ходжеса.

З.Ы. Сцена получения Ходжесом послания от убийцы безбожно слита. Что было в книге? Письмо, которое реально заставило голову старого детектива работать. Читателю сразу становилось понятно, что внутри этой дрейфующей к суициду развалюхи все еще жив чертовски умный и опасный коп. А что тут? Он с перекошенным лицом смотрит ролик вообще не врубаясь в происходящее.

Такое. Книга гораздо лучше.

Ответить

С первым сезоном True Detective сравнивать это вы загнули.

Ответить

Спасибо за обзор - посмотрю.

Ответить

не скажу, что книга так уж зашла; скорее да, чем нет. Но просто как книга-триллер, не роман Кинга. Читалось как будто написанное другим автором, такое ощущение было. ММ не единственное произведение у него без мистики. И там кинговость лучше ощущается. В расказах особенно. 112263 автором куда больше отдает.
Про сериал ничего сказать не могу, не смотрел еще (но не осуждаю). Надеюсь зайдет. Тот же 112263 бросил, слишком кратким показался по сравнению с книгой.

Ответить

У меня есть полное ощущение (проверить на себе не могу), что 11/22/63 просто великолепно заходит тем, кто не читал книгу. Вроде бы хорош по всем параметрам. А вот если уже знаешь роман, то неизбежно начинаешь сравнивать и понимаешь, что очень многое упустили всё-таки.

Ответить

У Кинга читал только Керри. Очень нравится то как Кинг описывает простую человеческую жестокость.

Ответить