Из тьмы к свету: обзор первого сезона Star Trek: Discovery

Спок сказал бы: «Fascinating».

По моим текстам о Star Trek: Discovery легко заметить, как кардинально может поменяться мнение о сериале. Сначала было любопытство и, очевидно, завышенные ожидания, затем — лёгкое недоумение, которое сменилось праведным гневом, потом — принятием. Ну а сейчас, когда завершился первый сезон, наступило понимание — всё хорошо.

Не так хорошо, как хотелось бы, но — хорошо.

В тексте есть один спойлер, связанный со второй половиной сезона
В тексте есть один спойлер, связанный со второй половиной сезона

Война никогда не меняется

Обойдёмся без фанатского нытья: да, Discovery гораздо мрачнее, чем предыдущие шоу, а признаков научной фантастики здесь сильно меньше — но и пёс бы с ним. У каждого сериала во вселенной «Звёздного пути» было своё настроение, и все они отличались друг от друга. Discovery выполнен с оглядкой на современные сериалы, включая «Игру престолов» — здесь точно так же многое строится на интриге и отношениях персонажей, а герои умирают постоянно. С этим просто надо смириться. Время такое.

Зато «Дискавери» отлично подходит зрителям, которые никогда не смотрели Star Trek. Несмотря на то, что авторы выбрали «тесный» временной период за 10 лет до приключений капитана Кирка, события развиваются независимо от оригинального сериала. Даже если вы совсем ничего не знаете о вселенной, то всё равно всё поймёте. Про Спока ведь слышали? Этого хватит.

Главная героиня — офицер Майкл, — росла вместе со Споком, но этой связи в первом сезоне внимания уделяется мало
Главная героиня — офицер Майкл, — росла вместе со Споком, но этой связи в первом сезоне внимания уделяется мало

Шоураннер Брайан Фуллер («Ганнибал», «Американские боги»), занимавшийся сериалом на ранних этапах, говорил, что хочет показать некое важное событие для вселенной, о котором раньше упоминалось лишь вскользь. Речь о войне с клингонами, главным на текущий момент врагом Объединённой федерации планет. Также авторы обещали уделить большое внимание обычаям клингонов, показать, что они — не просто обыкновенный враг, а народ со своей историей и традициями.

Но что-то, похоже, пошло не так: клингоны в Star Trek: Discovery — типичная раса-агрессор, которая не мыслит свою жизнь без войны. В их поведении не прослеживается логика вплоть до финальных титров, и никаких культурных ценностей они не демонстрируют. Разве что теперь они едят людей, в угоду всё той же мрачности.

Внешний вид клингонов опять переделали — теперь у них нет волос на голове. Зато на передний план вышла клингон-женщина
Внешний вид клингонов опять переделали — теперь у них нет волос на голове. Зато на передний план вышла клингон-женщина

Сюжет здесь, в отличие от предыдущих сериалов, сквозной и замыкается лишь на нескольких героях звездолёта. Что любопытно, повествование идёт не от лица капитана «Дискавери», а от специалиста Майкл — ядра этой истории. К тому же репутация у неё не самая лучшая: весь первый сезон она необычным образом исправляет своё положение и «идёт к успеху», нарушая прямые приказы начальства.

Понятно, почему всё так, а не иначе: начальство в Discovery руководствуется скорее не моральными принципами, а кодексом войны. А на войне, как известно, все средства хороши.

Кто эта молчаливая девушка и что причудливый имплант у неё на лице? Узнаем, видимо, в следующем сезоне
Кто эта молчаливая девушка и что причудливый имплант у неё на лице? Узнаем, видимо, в следующем сезоне

На первых порах даже кажется, что дело происходит в зеркальной вселенной, где вместо высокодуховной Федерации кровожадная Терранская империя — настолько дух шоу не соответствует предыдущим сериалам. Но потом в середине сезона звездолёт «Дискавери» забрасывает в настоящую зеркальную вселенную, где всё ещё хуже.

Если бы не этот сюжетный ход, то Star Trek: Discovery вряд ли вышел бы таким ярким и цельным. Благодаря фашистской Терранской империи из зеркальной вселенной, абсолютному гипертрофированному злу, герои растут духовно и меняют своё отношение как к клингонам, так и к войне в целом. Результат мы видим уже в оригинальном сериале 60-х — чёткий моральный кодекс, пацифизм, утопия.

Главная заслуга первого сезона Star Trek: Discovery — он показал отвратительную войну, через которую прошла Федерация, чтобы очиститься от скверны, стать лучше. Становится понятно, зачем был нужен весь этот мрак. Пожалуй, его даже должно было быть больше, для контраста. Но, к сожалению, всё это помогло Федерации лишь отчасти: война, как и люди, никогда не меняется. Но об этом — уже в других сериалах.

Жаль только, что непосредственно боевых действий в первом сезоне почти что нет
Жаль только, что непосредственно боевых действий в первом сезоне почти что нет

Путь во тьму

Зеркальная вселенная спасла весь первый сезон. Сначала создавалось ощущение, что героям просто нечем заняться — у них нет миссии вернуться домой, как в сериале Voyager, нет задачи исследовать незнакомые миры, как в случае с The Original Series или The Next Generation. Вроде бы идёт война, а «Дискавери» занимается непонятно чем.

Но цель появляется, когда звездолёт оказывается в другой вселенной. В родном мире идёт война, Федерация ставит всё на экспериментальные технологии «Дискавери», нужно срочно возвращаться. Каждый герой тут раскрывается с новой стороны, растёт над собой. Здесь же «выстреливают» две главные интриги сезона, из-за которых сюжет не отпускает уже до самого конца.

Отношения в Терранской империи выстраиваются на страхе и власти. Предательства здесь — нормальное явление
Отношения в Терранской империи выстраиваются на страхе и власти. Предательства здесь — нормальное явление

Никогда ещё в Star Trek не было столько времени уделено зеркальной вселенной: обычно это серия-две на сериал, а здесь — почти вся вторая половина сезона. Конечно, решение во всех отношениях спорное: фанаты будут в восторге, а вот новичкам придётся тяжело — их едва познакомили со вселенной и тут же бросили в другую, параллельную. Но такова суть: герои проходят через тьму, чтобы научиться ценить свет.

Изначально Discovery казался рваным, нелогичным, но сейчас первый сезон шоу воспринимается как одна цельная пилотная серия. Дальше будет больше. Герои прошли испытание, очистились и вступают в новую эру — эру исследований и приключений. По крайней мере, так кажется теперь. Не даром ведь в финальных титрах играет та самая музыкальная тема из оригинального сериала.

Смело идти туда, куда не ступала нога человека?
Смело идти туда, куда не ступала нога человека?

Star Trek: Discovery несколько раз переносился и, судя по всему, прошёл через производственный ад, к тому же, ещё на ранних этапах создания из сериала ушёл Брайан Фуллер. Впрочем, в титрах он значится как автор, так что от его изначальной концепции что-то да осталось. Фуллер хотел делать каждый сезон самостоятельным: была даже идея «скакать» по разным временным эпохам и делать этакий альманах во вселенной Star Trek.

Но этого мы уже вряд ли увидим: в конце сезона есть пусть вялый, но клиффхэнгер — похоже, теперь авторы планируют плотнее вписать Discovery в канон. Но что там будет дальше — неизвестно, а неизвестность в случае со Star Trek — прекрасная вещь.

7.7K7.7K открытий
40 комментариев

Таким я увидел финал сезона.

Ответить

Посмотрел пару серий посочувствовал клингонам, по охуевал от нарушения дисциплины от негритянки выключил

Ответить

Цимес сериала в том, что негритянка весь сезон учится этой самой дисциплине. В итоге получилась очень хорошая арка персонажа.

Ответить

Орвилл или стар трек в итоге?

Ответить

Может The Expanse ?

Ответить

Оба. Они очень разные.

Ответить

Орвилл - тот самый ламповый стар трек, каким его все знают и помнят.
Дискавери - пафосный остросюжетный нетфликс-сериал, который не имеет со стар треком ничего общего. Фанатам и ценителям звездного пути смотреть строго не рекомендуется, всем остальным - пожалуйста.

Ответить