Французская теория кино 1920-х годов. Риччото Канудо

Несмотря на то, что Франция может считаться колыбелью кинематографа, немалое количество французских интеллектуалов начала XX века, с неприязнью относились к фильмам. Но также именно во Франции в 1920-е годы было написано множество первых текстов по осмыслению кино, был заложен фундамент будущей теории кино.

Кадр из фильма "Колесо" Абеля Ганса (1923)
Кадр из фильма "Колесо" Абеля Ганса (1923)

Продолжаю и сам укладывать всё это в своей голове и немного об этом рассказывать. Предыдущие посты: Теории кино. Вступление (Часть 1), (Часть 2), Первые теоретики. Вэйчел Линдсей, Гуго Мюнстерберг

Известно, что философ Анри Бергсон, которому приписывают предвосхищение теории кино, отвергал фильмы как воплощение его идей, а именно нового мышления в таких категориях как «образа-движение» и «образа-время». Хотя затем другой философ Жиль Делёз успешно использует их в своей теории кино, но уже в 1970-е годы.

Помимо философского неприятия, в начале века звучали упрёки этического характера в адрес кинематографа. Было написано множество книг с названиями в духе «Против кино - школы порока и преступления» или «Фильм-развратитель», где кино называлось «вдохновителем преступлений, распространителем дурных нравов, опасных для веры, и самого здоровье души». Впрочем, такие, претензии затем будут звучать на протяжении всей истории кино.

Важно то, что кино быстро становится элементом развития общества. На него возлагают большие надежды не только в коммерческом отношении, но и в глобальном социально-политическом и эстетическом.

«С точки зрения социальной, кино выражает новый этап в движении общества к единству, но делает это способом, наиболее полно отвечающим запросам современного мира и в соответствии с достижениями науки»

Писал теоретик Леон Муссинак.

Очарованность магией преобразования общества, заключённой в кинематографе, сформулировал известный также кинокритик 1920-х годов Хуан Аруа. Он заявлял, что кино является «самым высоким и могущественным средством выражения нашей эпохи, эпохи машины и коллективизма, поэзии машины на экране». Кино, воплощая «видение коллективной души», как считал Аруа, позволяет человечеству приблизиться к некой социальной утопии. Вообще дух революции и глобального переустройства мира - это, конечно, черта той эпохи.

Манифест семи искусств

«...искусство тотального синтеза, которым является Кино, этот сказочный новорожденный, сын Машины и Чувства, перестает испускать вопли, переходя из младенчества в детство. Вскоре придёт его отрочество, оно завладеет его умом и умножит его грёзы; мы хотим ускорить его расцвет, подтолкнуть приход его молодости. Мы нуждаемся в Кино, чтобы создать тотальное искусство, к которому всегда тяготели все прочие искусства».

Из Манифеста семи искусств. Риччото Канудо

Имя Риччотто Канудо часто связывают со словосочетанием "первый кинотеоретик". Гуидо Аристарко так и пишет в "Истории теорий кино": зачинателем кинотеории был итальянец Риччотто Канудо.

Риччото Канудо 
Риччото Канудо 

Он родился в 1879 году, в Италии, но в начале ХХ века он переехал из Италии во Францию. Работы его написаны на французском языке.

Поначалу Канудо всецело отдаётся музыкальной эссеистике, в основном посвящая исследования творчеству Вагнера. С 1912 году Канудо даже издаёт свой собственный журнал «Монжуа!». Там печатаются такие известные фигуры того времени как Игорь Стравинский, Эрик Сати, Гийом Аполлинер, Стефан Цвейг и другие. В этот же период у него зарождается интерес к кино.

Журнал "Монжуа!"
Журнал "Монжуа!"

В 1914 году он был отправлен служить, оказался на полях сражений Первой мировой. В 1919 году, раненный, возвращается в Париж, где возобновляет свою литературную деятельность. Но теперь кинематограф полностью захватывает его. Канудо считает делом чести вписать кинематограф в число «высоких» искусств и преодолеть предрассудки французской интеллигенции в отношении кино. В 1920 году он организует «обеды», приглашая лучших французских кинематографистов, сначала в одном кафе («Наполитен»), затем в другом («Поккарди») и, наконец, у себя дома. На одном из таких обедов, куда были приглашены Абель Ганс (знаменитый французский киноимпрессионист), Леонс Перре (французский киноактер, режиссер и продюсер, считается новатор и авангардистом), Анри Фекур (режиссёр, сценарист, продюсер и автор "одной из лучших книг по истории французского кино" «Вера и горы, или Седьмое искусство в прошлом») и другие небезывестные деятели того времени, Риччото Канудо и предлагает организовать "Клуб друзей седьмого искусства". Вероятно, тогда впервые кино и получает своё, ставшее затем популярным название - «седьмое искусство».

Цифра кажется случайной, о ней много спорили. Сам Канудо обосновывал это таким образом: существуют два основных искусства - архитектура и музыка; каждое из них имеет два производных: архитектура - живопись и скульптуру, музыка - поэзию и танец. Кино, синтезируя все шесть искусств, занимает в иерархии наивысшее, священное, седьмое место. Это ставит кино на вершину своеобразной иерархии искусств. Это очень характерно для тех, кто занимался защитой кинематографа в 1920-е годы. Ему приписывались свойства "последнего", "наивысшего", "суперискусства", способного изменить мир так, как не способно было ни одно выразительное средство до этого.

Киноклубы и синефелия

На базе своего киноклуба, который, кстати, вообще считается первым в мире киноклубом, Канудо организует журнал "Газет де сет ар" ("Газета седьмого искусства").

"Газет де сет ар"
"Газет де сет ар"

Далее клуб этот привлекал внимание не только кинематографистов, но и художников, литераторов, людей самых разнообразных профессий. В нем бывали и будущие теоретики кино, такие, как Луи Деллюк и Леон Муссинак. На его встречах конечно случались бесконечные дискуссии о кино, актерами под музыкальный аккомпанемент читались сценарии, и самое главное, организовывались просмотры фильмов. В общем, это важный вклад в то, как кино может восприниматься - не просто развлечение в тёмном помещении для малообразованной публики. А как центр тяготения художественных и интеллектуальных поисков. Это зарождение культуры "синефелии", страстного увлечение кино и формирование среды вокруг него, "комьюнити", как сказали бы сейчас. Париж на долгое время тогда становится центром эстетических экспериментов, современного искусства. Это, помимо прочего, было ещё и стратегией противостояния усиливающемуся влиянию американского кинопроизводства. Рассуждения строились в логике "во Франции делается не конвейерное массовое кино, а утончённые штучные произведения искусства".

Идея кино как синтеза искусств

Риччотто Канудо скончался 10 ноября 1923 года, а в 1924 году "Клуб друзей седьмого искусства" прекратил свое существование. Однако пылкая проповедь в защиту кино как искусства не пропала даром, она вдохновила кинематографистов, создала даже некоторую ауру престижа кино. "Клуб друзей седьмого искусства" явился прототипом для "Французского клуба кино" уже затем под председательством Леона Пуарье и "Киноклуба" Луи Деллюка, да и всего движения киноклубов в дальнейшем.

Фундаментом же кино теории Канудо является идея синтеза. По сути, он первым точно сформулировал простую, казалось бы, мысль, что кино - это полностью синтетическое искусство, то есть феномен, "вбирающий в себя как пластические и так ритмические искусства", опыт всех других выразительных средств.

"Наше время в божественном порыве синтезировало разнообразный человеческий опыт. Мы подвели итог практической жизни и жизни чувств. Мы соединили Науку с Искусством (я имею в виду открытия, а не аксиомы Науки), прикладывая первую ко второму, чтобы уловить и запечатлеть ритмы света. Это кино".

Как-то так размышлял Канудо.

Идея кино как синтеза проведена Канудо не только на уровне соединения других искусств и получения из них нового. Но и на уровне сплетения жизни и поэзии, их синтеза. На уровне поэтики синтез в кино, по мысли Канудо, основывается на способности фильма останавливать жизнь, эфемерную и неуловимую, с тем чтобы затем «синтезировать из неё гармонию». Таким образом, «абсолютно реальное» в кино сливается с поэтическим. И эта поэзия уже становится новым «синтезом жизни». Поэзия в кино основывается на том, что его героем является не столько просто человек, а весь универсум, или, как выражается Канудо, «персонаж-природа». Подчёркивается снова всеохватная сила кино, способного с помощью всего арсенала выразительных средств объять целую вселенную.

Из архива Риччото Канудо 
Из архива Риччото Канудо 

Канудо уделяет внимание вопросам киноязыка. Он, как и многие другие теоретики уже последующих поколений, видит в кинематографе новый универсальный язык образов, берущий начало в идеографическом и иероглифическом письме древности.

Кино продолжает опыт письменного творчества и его обновляет. Буквы алфави­та— это схема, служащая для того, чтобы упростить и стилизовать образы, поразившие воображение людей в первобытные времена... Кино, увеличивая выразитель­ные возможности посредством изображения, позволяет прийти к общемировому языку.

Риччото Канудо

В общем, очень поэтичные и всеохватные рассуждения были свойственны для "первого теоретика кино". Его вела логика некоего "тотального искусства", к которому всегда стремились все другие искусства. Канудо испытывает, естественно, восхищение традиционными шестью искусствами, но настаивает, что новое седьмое искусство кино представляет собой наиболее полное их сопряжение, это искусство своего времени с большой буквы. Время научных и технических открытий, которые в идеальном симбиозе с человеком и природой создают то чудо, которое, по его собственным словам, "улавливает и фиксирует ритмы света и жизни". Живое искусство, что есть не просто движение, но и вечное движение. А значит и прогресс.

Идеи прогресса и движения к светлому будущему во всех смыслах - также важная характеристика 1920-х годов, когда в обществе, в мире в целом происходили очень глобальные сдвиги, что и отражалось на взглядах относительно эстетики, её роли в обществе и кино как самого молодого и созвучного времени искусства, способного помочь кардинальной перемени мира к лучшему.

Мой подкаст о теориях кино: Теории кино

Телеграмм: t. me/cinetheory

4K4K показов
613613 открытия
3 комментария

большое спасибо за интересный и уникальный материал!

таких материалов очень не хватает.

Ответить

Благодарю, мне самому интересно в этом разобраться

Ответить

Идеальные незнакомцы топ

Ответить