Человеческая комедия: «Лицо»

В тени бесконечных войн незаметно показывают польский неореализм – неожиданно красивый, смелый и не зря получивший Гран-при Берлинале

Человеческая комедия: «Лицо»

В польском местечке Свебодзин, как и положено захолустью, есть свой первый парень, Яцек – хороший сын и брат, жених главной местной тусовщицы. За добродушие его даже кличут Христом, с которым поляка связывает ещё и то, что он работает монтировщиком на стройке высочайшей в мире статуи божьего сына. Дело это, судя по всему, оказалось не богоугодным – иначе объяснить, почему именно Яцек упал со строительных лесов, трудно. Резко изменившись в лице после трагедии, Яцек остался таким же жизнелюбивым добряком – а вот его семья и прочие социальные институты показали, кому в таких случаях больше подходит эпитет «тупорылый».

Человеческая комедия: «Лицо»

Чего сегодня не ждёшь от социальной драмы, так это чувства меры. На территории жанра уже давно не шутят – а злобно усмехаются, не плачут – а рыдают, не думают – а выносят приговор. «Лицо» тоже легко могло уйти в слёзы, стоило Яцеку чуть острее переживать собственное отчуждение. Однако о возвышенной скорби и всём таком жители польской округи не слыхали – их реакция куда проще и понятнее.

Яцек молча выслушивает отказ комиссии по инвалидности и, что называется, показывает ей направление движения; сестра молча поддерживает изуродованного брата, слушая вместе с ним его любимый тяжёлый рок, остальные родственники неуклюже лицемерят. Нет ни надрыва в актёрских работах, ни пронзительности в сценарии, зато есть, кажется, нечто более органическое и осязаемое – правда. Или реализм, если хотите.

Человеческая комедия: «Лицо»

Что, впрочем, не мешает «Лицу» выглядеть нечеловечески живописно – порой создаётся ощущение, что оператор Михал Энглерт попросту украл и вставил в кадр пейзажи какого-нибудь польского Эндрю Уайета. Собранные вместе, стиль и уравновешенность сглаживают наивные выводы, которые в конце делает режиссёр Шумовска по отношению к своей отчизне. Она, видимо, убеждена, что сердца добрых польских католиков извратил капитализм. Однако христианская мораль дала трещину задолго до свободных рыночных отношений; точно так же потом рухнула и коллективистская. Поэтому Яцеку и не остаётся ничего, кроме как искать счастья на почве капитализма. В конце концов, не зря ведь даже с той самой статуи Христа теперь раздают вай-фай.

***

Кинематограф всё сильнее развивается благодаря талантливым женщинам-режиссёрам – кроме Малгожаты Шумовски в этом году блистали Грета Гервиг с её «Леди Бёрд» и Линн Рэмзи с «Тебя никогда здесь не было».

Буду рад, если вы прочитаете мои рецензии на эти картины, а также обзор триллера «Не в себе» Стивена Содерберга и разбор «Формы воды»

11 показ
3.1K3.1K открытий
32 комментария

Фильм забавный и очень живой, согласен, особенно это видно в сравнении с беспощадно-циничными интонациями того же Звягинцева. Не ожидал, что кто-нибудь о нём всё-таки напишет. Спасибо!

Ответить

Вам спасибо! Румынское и польское кино изображает почти наши реалии, но гораздо тоньше и изобретательнее, да. У них как будто бы вообще нет замашек на высокую трагедию; надеюсь, и отечественный кинематограф когда-нибудь от них откажется

Ответить

Человеческая комедияВот ты и попался, рептилоид!

Ответить

Приятно осознавать, что пошлость современной социальщины настолько очевидна, что её успешно деконструируют даже дебютанты. Спасибо, за материал! Обязательно посмотрю.

Ответить

Вам спасибо! Надеюсь, фильм понравится. Справедливости ради отмечу, что Малгожата Шумовска не дебютант, Лицо - её девятая картина. Предыдущая тоже была отмечена на Берлинале (Серебряным медведем за режиссуру), но ничего о ней сказать не могу - не смотрел

Ответить

Спасибо за рекомендацию, с удовольствием посмотрел. А думал, что кроме Марвела и военщины нет ничего в майские

Ответить

Рад, что смог помочь! Посмотрите ещё Остров собак Уэса Андерсона, если ещё не, он тоже хороший

Ответить