реклама
разместить

«Бунюэль в лабиринте черепах» — страна дураков

Анимационный фильм о режиссере «Андалузского пса» и об увядающей испанской глубинке.

«Бунюэль в лабиринте черепах» — страна дураков

Волею судеб испанец Луис Бунюэль стоял у истоков нескольких направлений в кинематографе. В начале карьеры, работая бок о бок с французскими импрессионистами в Париже, он проникся стремлением уйти от логики к иррациональности, свойственной этому направлению. А немного позже, в 20-х годах прошлого века, развил эту идею совместно с Сальвадором Дали и явил миру безумие и свободу сюрреализма.

Бунюэль привнес в кинематограф раскованность в работе с пространством и временем. Его ранние картины игриво перескакивали то на минуты, то на десятки лет вперед и назад, а привычные двери постоянно вели в непредсказуемые места. Игра воображения была для сюрреализма главным элементом, заменившим стройное повествование. Герои в фильмах режиссера, будь то аристократы или попрошайки, женщины или мужчины, превращались буквальным образом во что-то совершенно противоположное их сути.

В карьере Бунюэля можно выделить множество любопытных глав. Начинал он с препираний с Дали во время съемок «Андалузского пса» и «Золотого века». Затем разразилась гражданская война в Испании, в результате которой фашистский режим Франко вынудил режиссера на семнадцать лет прекратить работу и скрываться в дальних уголках мира. Гораздо позже к нему придет международная известность и закрепит за ним статус легенды мирового кинематографа.

«Бунюэль в лабиринте черепах» — страна дураков

Однако биографический роман «Бунюэль в лабиринте черепах» и снятый по нему анимационный фильм Сальвадора Симо сосредотачивается совсем на других событиях. Где-то между скандалом, вызванным «Золотым веком», и войной притаился малоизвестный период жизни Бунюэля и одна из его самых противоестественных работ в жанре документалистики.

Главного героя картины встречает пара зрителей, только что вышедших с показа «Золотого века» — продолжения «Андалузского пса», взбудоражившего широкую публику. Поклонников Бунюэль приветствует не улыбкой, а предупреждением о том, что у него при себе есть оружие. Все потому, что вторая картина своим эротизмом и непристойностью вызвала погромы в кинотеатрах, которые сопровождались требованиями запретить пошлый и своенравный фильм.

Правительство пошло навстречу бунтарям и представителям церкви и сняло «Золотой век» с проката, а перед самим Бунюэлем захлопнуло двери парижского кинематографа. Сюрреализм завоевывал сердца зрителей, но режиссер переступил черту и оказался выброшенным за борт искусства, которое самолично и создал. Тут как нельзя кстати пришлось предложение друга и фотографа Эли Лотара о съемках документального фильма в родной для Бунюэля Испании. Спонсором дерзкого мероприятия стал еще один товарищ, анархист Рамон Асин, вложивший в картину свой лотерейный выигрыш.

Бросив семьи и парижский уют, герои направляются в горы на западе Испании, где расположилось поистине чудовищное место под названием Лас-Урдес. Первая дорога в эти края была проложена лишь в 1922-м году. До этого никто и не подозревал о местных жителях, запертых в нечеловеческих условиях и отрезанных от благ цивилизации. Однако связь с остальной страной несчастным людям не помогла.

Лас-Урдес, долгие годы спрятанный от чужих глаз, стал замкнутой экосистемой, в которой жители были вынуждены выживать без помощи государства. Бедный регион обеспечивал людей скудным урожаем, которого едва хватало для спасения от голодной смерти. Врачи обходились народными средствами и суевериями. Местная культура обособилась до такой степени, что противоречила не только обычаям остальной страны, но и здравому смыслу.

С открытием дороги караваны рабочих потянулись в соседний регион в поисках работы и пропитания, однако по большей части они скатывались к попрошайничеству. Другим источником заработка стало усыновление сотен детей-сирот из близлежащих приютов, за которых правительство платило сущие гроши. Привезенных в Лас-Урдес малышей оставляли на произвол судьбы, просто потому что такое количество ребятни воспитывать было некому.

«Бунюэль в лабиринте черепах» — страна дураков

Первым, что Бунюэль заметил по приезде в этот край, стало полное отсутствие музыки и каких-либо песен, даже местные праздники не источали радости. Деревенщины творили настоящую вакханалию, отрывая головы петухам и проводя странные обряды. Для детей даже простой хлеб был диковинкой, которую нужно поскорее съесть, пока ее не отобрали голодные взрослые. Из-за закрытой местности жители Лас-Урдес были обезображены болезнями, уродством и слабоумием, вызванными постоянным кровосмешением. Из-за этого местные обитатели напоминали цирковую труппу карикатурных страшил.

Жилье в деревнях было кое-как построено неумелыми жителями. В домах размещались лишь кровати из гнилых листьев и невыносимый смрад, вызванный отсутствием окон и труб. Тесные постройки на склонах гор напоминали чешую огромного чудовища или лабиринт из черепах, крепко прижавшихся друг к другу панцирями. Этот кажущийся сюрреалистичным мирок и попытался запечатлеть Бунюэль, завороженный кошмарностью местного быта, ведь он превосходил по гадкости любые образы, которые мог придумать сам режиссер.

В результате съемок в 1933-м году Бунюэль выпустил получасовую картину «Земля без хлеба». Она оказалась скорее фильмом ужасов, нежели документальной работой, пугающей не абстрактными кошмарами, свойственными сюрреализму, а реальностью происходящих событий. Кадры умирающих от болезней детей были куда страшнее одиозной сцены с разрезанием глаза из «Андалузского пса».

Некоторые эпизоды Бунюэль подстроил, сославшись на то, что «смерть хоть и караулит на каждом углу, но часто ее приходится провоцировать». Так, он самолично застрелил козла и сбросил тушу со скалы, показав, что одним из источников пропитания для нищенствующих жителей является падаль. Но даже без подобных прикрас картина выглядит зловеще и неправдоподобно, а ее герои напоминают не реальных людей, а фантасмагорических существ со странными обычаями.

«Бунюэль в лабиринте черепах» — страна дураков

Этот малоизвестный период из жизни Бунюэля, уместившийся в несколько недель, становится ключевым в исследовании личности и карьеры режиссера со спорной репутацией. Все дело в том, что его мотивация вовсе не зиждилась на желании рассказать о проблемах собственного народа. Бунюэль видел в документальной картине потенциальное спасение собственной шкуры, попавшей в опалу европейского кино-бомонда. Благодаря резонансному фильму он надеялся привлечь внимание не только к бедствующему региону, но и к себе.

По ходу картины герои-киноделы тратят несметные деньги, доставшиеся им по счастливому случаю, на съемки оборванцев и голодающих детей. Убивая животных ради красивого кадра и влезая с камерой в семьи, где от болезней гибнут дети, Бунюэль ставит искусство выше человеческих жизней. С дружбой и доверием товарищей он также обходится наплевательски, рискуя хорошими отношениями с теми, кто поставил на кон собственное благосостояние ради успеха его фильма.

«Бунюэль в лабиринте черепах» уникален тем, что не пытается угодить легендарной личности, а оголяет спорный период его жизни. Однако картина не до конца очерняет режиссера, ведь диктаторские замашки не перекрывают его гуманизма. Постепенно в Бунюэле открываются человечные черты и сопереживание местным жителям, и благодаря собственной отзывчивости он снимает трогательную сцену с похоронами ребенка, а перед ней помогает умирающей девочке.

«Бунюэль в лабиринте черепах» — страна дураков

«Бунюэль в лабиринте черепах» довольно тонко заимствует стиль у ранних работ режиссера. «Золотой век» периодически переключался на кадры из документальных фильмов, подобным образом анимационная картина включает в себя кадры из «Земли без хлеба». Благодаря этому открываются давно забытые кадры того самого лабиринта черепах, что затерялся между большими творениями художника и канул в лету.

Картина, согласно своим сюрреалистическим корням, чередует реальную историю о процессе съемок с медитативным, а иногда и пугающим воображением Бунюэля. Мастера сюрреализма преследовали многочисленные страхи, связанные со строгостью отца и неодобрением матери, а также самоидентификацией и неопределенностью будущего. Потому фильм добавляет в дотошную биографию сцены кошмарных видений и необъяснимого бреда, которые сопровождали творца с богатой фантазией.

***

Бессвязные сны Луиса Бунюэля то и дело проникают в реальность. В фильмах режиссера и в анимационной картине Сальвадора Симо обыденные вещи обращаются непредсказуемыми видениями, призраки прошлого населяют мир настоящего, а смерть в образе забавного старика следит за героем из-за угла. Но стоит Луису Бунюэлю найти в бесконечной темноте своих кошмаров дверь, как она тут же приводит его на оживленные улицы Парижа.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

8686
реклама
разместить
7 комментариев

Ходили с подругой в Третьяковку на "Черный квадрат" Малевича. С художником не был знаком. Не понравилось.

Просто как отдельное полотно - это какая-то скучная одноцветная геометрическая фигура из снов и реальности поехавшего кукухой художника, который пишет картины в городе-колыбели революции где-то на северо-западе России. Чего-то нового, интересного, любопытных идей полотно не несет. Не рекомендую.

5

Ходили в филармонию на Баха, далее по тексту. 

3

Бунюэль - один из любимых режиссеров, его поздние работы просто огонь: "Скромное обаяние буржуазии", "Дневная красавица" и "Этот смутный объект желания".

4

Комментарий недоступен

1

Ага, вот этот случай с деревней всегда цитирую сторонникам отказа от цивилизации, возвращения к природе и прочей идиотской хероте.

Спасибо за статью :) 

3

Спасибо за статью, с удовольствием посмотрю.

2

Понравился этот фильм. Как-то случайно его посмотрел, не мог оторваться, даже не зная тогда всей этой истории и подоплёки, кроме Дали. 

2
Подоспели свежие кадры из «Железного сердца» — сериала про преемницу Тони Старка

Ожидаю новую тряску на дтфе.

620620
5656
1414
1111
66
44
33
33
22
11
реклама
разместить
Microsoft представила DirectX Raytracing 1.2 с «революционным ростом производительности» трассировки лучей

Рендеринг ускорится, а качество графики повысится — NVIDIA, AMD и Intel уже внедряют технологию.

Microsoft представила DirectX Raytracing 1.2 с «революционным ростом производительности» трассировки лучей
176176
3636
1515
44
22
11
Трассировка лучей - это будущее игр. Может, сейчас оптимизация не в лучшем состоянии, но это переходный период. Дальше будет лучше)
Larian Studios показала все 12 подклассов из восьмого патча Baldur's Gate 3

Релиз крупного обновления всё ближе.

9797
1111
99
55
11
11
Хватит мучить труп
Assassin's Creed Shadows протестировали на 30 видеокартах

В 4K и на «ультра» настройках больше 60 fps обеспечили только RTX 5090 и 4090.

Assassin's Creed Shadows протестировали на 30 видеокартах
101101
6464
77
33
11
11
Всё же я правильно сделал, когда к 3060ti взял монитор 1080p.
VK приобрела права на китайское аниме от BiliBili

Правда, эксперты сомневаются, что оно заинтересует зрителей.

VK приобрела права на китайское аниме от BiliBili
219219
6060
2424
1212
55
44
22
11
11
КИТАЙСКОЕ @ АНИМЕ Дожили
«Выживание в недружелюбной английской глубинке»: оценки Atomfall — 79 баллов из 100

Шутер не ведёт игрока за руку, предлагая исследование в духе Elden Ring.

230230
1717
66
55
44
22
22
11
11
11
Ну в это мы играем
Власти РФ взыскали с Google более 13 миллиардов рублей штрафов

За нарушение законодательства.

Власти РФ взыскали с Google более 13 миллиардов рублей штрафов
303303
7373
2424
2323
99
33
22
22
22
11
11
11
https://dtf.ru/life/3644389-dolg-ooo-gugl-pered-rossiiskimi-telekanalami-prevysil-915-kvintilliona-rublei?comment=49905001 А тут один утверждал, что ни одна западная компания не будет платить ничего РФ
Сегодня почитал переписку бумеров и в очередной раз офигел

Бумеры на серьёзных щах в нескольких постах обсуждают, как им заставить этих негодных зумеров работать, ведь они-то в 7 лет уже работали на трёх работах.

Сегодня почитал переписку бумеров и в очередной раз офигел
132132
123123
6262
2222
44
33
22
11
Вот бы придумать себе врага в инете и потом с ним бороться постами
Почему зумеры лучше прошлых поколений. Тупо факты

Часто вижу, что наше поколение называют самым худшим. Сейчас без негатива разберу основные тезисы про нас

4747
88
44
"Вы нас сделали такими". Кто вы? Если тебе 22, то твоим родителям под 50 и ты сам написал, что тут такие не сидят. К кому ты обращаешься? Типичный зумерок без логических связей
реклама
разместить
Авторы Overwatch 2 показали геймплей за Фрейю — следующую героиню шутера

Игроки уже могут опробовать её в течение ограниченного времени.

7171
1818
1414
44
44
22
Может лучше сразу 3 овер сделать, все-таки солидные изменения
ChatGPT обвинил невиновного норвежца в убийстве своих детей

Мужчина подал жалобу и потребовал удалить клеветнические данные.

ChatGPT обвинил невиновного норвежца в убийстве своих детей
188188
3636
2323
1010
55
22
11
11
Ну да, в мире же больше не было Арве Хьялмар Холменов. Он один единственный
1080p 60fps достаточно для всего. Всё, что лучше — прогрев гоев. Личный опыт после перехода с 1080p 60 fps на 2K 180 GHz

Более 10 лет я просидел на среднем IPS-мониторе Samsung с диагональю 24 дюйма, с частотой обновления 60 Гц и с разрешением FullHD. На днях я купил новенький Samsung с IPS на 27 дюймов с разрешением 2K и с частотой обновления экрана 180 Гц. И знаете, никаких кардинальных изменений я не заметил. Поэтому в очередной раз убедился, что многие технологии…

2929
1919
33
22
11
Почти база. Новые технологии-не прогрев, но прям уж гнаться за ними абсолютно необязательно, и 1080p 60hz действительно вполне достаточно.
[]