Кто такая Хлоя Чжао, и как она попала в киновселенную Марвел

Кто такая Хлоя Чжао, и как она попала в киновселенную Марвел

Как многообещающая женщина-режиссёр совмещала работу над полудокументальной драмой и супергеройским блокбастером, почему Фрэнсис МакДорманд сожалеет о своей речи на Оскаре, а также несколько слов о творческой свободе в Марвел — всё это в переводе статьи из сентябрьского выпуска The Hollywood Reporter.

Перспективная кинематографистка вспоминает путешествие в доме на колёсах с Фрэнсис МакДорманд; объясняет, почему взяла «неудачников» в каст своего первого фильма для Марвел; и рассказывает о своём бескомпромиссном стиле: «Я снимаю ровно так, как хочу снимать».

Спустя три месяца после победы на Оскаре за лучшую женскую роль, Фрэнсис МакДорманд осталась ночевать в дорожном фургоне, припаркованном у дома Хлои Чжао, сожалея о своём решении отужинать барбекю. Таким образом они проверяли главную локацию своего следующего фильма «Земля кочевников» — фургон, ставший домом для Ферн, странствующей в поисках работы шестьдесят-с-чем-то-летней героини МакДорманд.

Той ночью они встретились на подъездной дорожке у дома Чжао и прикидывали варианты съёмки в закрытом помещении, в котором МакДорманд, дабы погрузиться в роль, собиралась заночевать. Когда живот актрисы заурчал, Чжао вежливо напомнила: «Ты хотела острых крылышек…»

Что ж, я пережила буквально худшее. Ладно, может не самое худшее, но далеко не самый приятный опыт из возможных. Я просралась в ведро. Впрочем, нет худа без добра — мы успели кое-что заснять.

Фрэнсис МакДорманд, Продюсер и исполнительница главной роли в «Земле кочевников»

Из материала, что они сняли в тот день — и в течение четырёхмесячного путешествия по американскому Западу в компании настоящих рабочих-кочевников — получился фильм, который своей предстоящей премьерой соберёт киношный аналог Тройной Короны [спортивный термин, означающий победу в трёх престижных соревнованиях. — Прим. пер.]. «Земля кочевников» попала в программы четырёх главных кинофестивалей осени: Венеция, Теллурид, Торонто и Нью-Йорк (Теллурид был отменён в связи с коронавирусом, но фильм всё ещё планируют показать 11 сентября в лос-анджелесском автокинотеатре). Этот момент демонстрирует готовность Searchlight Pictures, дистрибьютора фильма Чжао, работать в тяжёлое для индустрии время. Американский кинотеатральный релиз «Земли кочевников» запланирован на декабрь.

Этим четырём фестивалям пришлось сменить риторику. Речь не о том, что они могут сделать для Хлои как для режиссёра, а о том, что Хлоя может сделать для них.

Фрэнсис МакДорманд
<i>«Я была диким ребёнком, а они просто оставили меня в покое. Такое нечасто происходит»</i>, — рассказывает Чжао о своих китайских родителях. Photographed by Joe Pugliese
«Я была диким ребёнком, а они просто оставили меня в покое. Такое нечасто происходит», — рассказывает Чжао о своих китайских родителях. Photographed by Joe Pugliese

В Чжао — уроженке Пекина, выпускнице Нью-Йоркской киношколы, в 2017 году совершившей прорыв с своим поэтическим вестерном «Наездник», — МакДорманд нашла кинематографистку себе по духу: ещё одну не-голливудскую женщину в Голливуде.

Я постоянно чувствую, что хочу бросить вызов системе. Я не хочу оставаться в зоне комфорта. Когда мне комфортно, я не совсем уверена в вещах, что мотивируют меня, заставляют просыпаться по утрам.

Хлоя Чжао, Режиссёр-сценарист

«Земля кочевников» — это кино о брошенных пожилых американцах. Тот факт, что МакДорманд (в свои 63) доверила Чжао (в её 38) рассказать эту историю, всецело отражает способность Хлои находить общий язык с людьми, вдохновлять их. Она завоевала доверие ковбоев, которых уговорила сняться в «Наезднике»; настоящих кочевников, с которыми сыграла МакДорманд в «Земле кочевников»; и у руководства Марвел, что следит за её следующим, гораздо более дорогим фильмом — «Вечные».

С 10 августа Чжао закрылась в монтажной комнате на пустом диснеевском участке. Там она одновременно подводит к концу постпродакшн «Земли кочевников» и «Вечных». Последний выйдет в феврале и расскажет историю бессмертной инопланетной расы, тайно жившей на Земле последние 7000 лет.

[В этом фильме] Хлоя встанет лицом к лицу с Терренсом Маликом. Это будет нечто вроде самого эзотерического и маленького фильма из когда-либо снятых, но в то же время в духе «Звёздных войн» или «Ванпанчмена», причем с совершенно уникальным и захватывающим подходом. Обычно она заканчивала с нами огромный кусок производства, включавший создание и утверждение десятков костюмов, дизайн существ, межгалактический дизайн, после чего заводила свой фургон на солнечных батареях и кукурузном масле и уезжала в Дакоту делать «Землю кочевников». Удивительно, как она вписывается во все эти условия.

Кевин Файги, Продюсер, глава Marvel Studios
Чжао и МакДорманд на съёмках «Земли кочевников» Courtesy of Searchlight Pictures
Чжао и МакДорманд на съёмках «Земли кочевников» Courtesy of Searchlight Pictures

МакДорманд и Чжао отлично понимают друг друга. «Обожаю, как она произносит мою фамилию — мало кто так может», — говорит Чжао (правильно произносится как «jaw») во время Zoom-конференции с МакДорманд. Дуэт разделяет откровенность в манерах и любовь к простой одежде, вроде комбинезонов. На свою фотосессию для THR Чжао пришла во флисовой куртке с собачками, которую купила на выставке автодомов в Аризоне.

Путь МакДорманд к подъездной дорожке дома Чжао начался, когда актриса прочитала документальную книгу Джессики Брудер «Земля кочевников: Выживая в Америке XXI века», рассказывающую о пожилых американских рабочих в их путешествиях на фургонах в поисках работы.

Когда мне было за сорок, я сказала мужу: Когда мне стукнет 65, сменю имя на Ферн. Буду курить Lucky Strike, пить Wild Turkey и рассекать на фургоне. Есть что-то в дорожной свободе, в этом романтическом человеческом духе. Но что для меня стало откровением [в книге], так это то, что это движение проистекало из экономических трудностей и что оно происходило в моей демографической группе. Это была группа людей, которые взяли все в свои руки.

Фрэнсис МакДорманд, Супруга Джоэла Коэна

МакДорманд с коллегой-продюсером Питером Спирсом купили права на книгу Брудер, и вскоре после актриса попала на показ «Наездника» Чжао — дело было в 2017 году на фестивале в Торонто. В фильме участвовали непрофессиональные актёры из народа лакота, а его история рассказывала о парне — восходящей звезде родео, пострадавшем от несчастного случая. Когда пошли титры, ошеломлённая фильмом МакДорманд вскрикнула:

«Кто, чёрт подери, такая Хлоя Чжао?»

Фрэнсис МакДорманд

Многие в Голливуде задались тем же вопросом: «Наездник» собрал восторженные отзывы, четыре номинации на премию Независимый дух и поставил Чжао на порог Марвел.

И в <i>«Наезднике»</i> (2017), и в <i>«Песнях, которым меня научили братья» </i>(2015) Чжао в основном работала с не-актёрами. Sony Pictures Classics/Photofest
И в «Наезднике» (2017), и в «Песнях, которым меня научили братья» (2015) Чжао в основном работала с не-актёрами. Sony Pictures Classics/Photofest
Kino Lorber/Courtesy Everett Collection
Kino Lorber/Courtesy Everett Collection

Чжао и МакДорманд наконец встретились спустя полгода на церемонии премии Независимый дух, где первая выиграла премию за лучшую женскую роль (за «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), а вторая — грант для женщин-режиссёров в размере $50.000. На следующий день, когда МакДорманд поднялась на сцену театра «Долби» за вторым Оскаром в своей карьере, она произнесла речь, случайно изменившую индустрию:

У меня есть два слова с которыми мне хотелось бы покинуть вас, леди и джентльмены: инклюзивный райдер.

Фрэнсис МакДорманд, Двукратная лауреатка премии Оскар за лучшую женскую роль

В тот момент мало кто понимал, о чём говорит МакДорманд — об условии, которое актёры могут включить в свой контракт, чтобы установить определённый уровень этнического, гендерного и прочего разнообразия среди актёров и съёмочной группы фильма. В следующие дни студии и агенты пытались разобраться, каким образом следует разрабатывать и внедрять в концепцию иклюзивного райдера. МакДорманд высоко ценит усилия индустрии в этом направлении, но в то же время сожалеет о том, как подала его со сцены:

Лучше бы я, б****, молчала. Я не была достаточно образована, не владела необходимой информацией. Я забыла, что под конец своей заготовленной речи собиралась сказать: «А теперь просто налейте мне текилы». Дело в том, что накануне вечером, на званном ужине, я пообщалась с агентом UTA (объединённого агенства по поиску талантов), и он рассказал мне об инклюзивном райдере. Разговор был долгий и очень интересный, ну я и подумала — это стоит придать огласке. И стоит признать, проделанная в этом направлении работа очень важна и в то же время сложна: её необходимо подстраивать к каждому конкретному мероприятию.

Фрэнсис МакДорманд

Нанимая Чжао на пост режиссёра-сценариста для «Земли кочевников», МакДорманд удовлетворяла свою собственную потребность в повышении иклюзивности Голливуда. Но в то же время она подписывалась на участие в крайне непривычным режиссёрском процессе.

Я не входила в мир Френ. Это она позволила себе войти в мой мир.

Хлоя Чжао

В двух своих предыдущих фильмах Чжао сняла не-актёров. Изначально она использовала этот метод из финансовых соображений, но именно он вознаградил её фильмы реалистичностью.

Не-актёры всегда будут версией самих себя, и это то, чего вы от них ждёте. Особенно когда речь идёт о ковбое в воображении китайской иммигрантки. Понимаете, я не могу этого вообразить, из этого не получится ничего настоящего.

Хлоя Чжао

Работать с МакДорманд, первой голливудской звездой в своей карьере — для Чжао это было нечто сродни вашей первой поездке на Corvette Stingray 63-го года: это крутая классика, но тебе нужно суметь совладать с её мощью.

После «Наездника» я думала: если мне предстоит поработать с крупными актёрами, кто это будет? Я не хотела, чтобы кто-то вошёл в мир [реальных кочевников] Суонки, Линды Мэй и Доба Уэллса, погрузился в их дело и просто сказал: "Я понял, что делать, сейчас сыграю". Френ глубоко человечна, она эмоционально связана с этими людьми.

Хлоя Чжао

В «Земле кочевников» МакДорманд окружена настоящими кочевниками — за исключением героя Дэвида Стрэтэйрна, — и актриса с головой окунулась в их образ жизни. За четыре месяца съёмок в семи разных штатах, включавших Пустоши Южной Дакоты [в этом моменте текст отсылает к первому фильму Терренса Малика, раннее упомянутого Кевином Файги. — Прим. пер.], пустыню Блэк-Рок в Неваде и свекольные поля Небраски; МакДорманд успела сменить несколько работ, которыми занимается типичный пожилой кочевник. Чтобы съёмочная группа получила разрешение снимать актрису за работой в фулфилмент-центре Амазона, МакДорманд написала письмо Джеффу Блэкбёрну — старшему вице-президенту компании.

Я объяснила, что мы рассказываем историю трудовой мигрантки, и одна из её работ проходила с Амазон по кампании CamperForce [речь идёт о своеобразной армии пенсионеров-путешественников, выполняющих сезонную работу для интернет-магазинов — Прим. пер.]. Это было прямо перед тем, как они начали платить людям по $15 в час. Умный ход с их стороны, ведь мы снимаем фильм о человеке, зарабатывающем тяжёлым трудом, а работа на складе Амазона — тяжёлая, но оплачиваемая».

Фрэнсис МакДорманд

Один из недостатков опыта работа в розничной торговле, замечает актриса, состоит в том, что «некоторые покупатели получили товар, который я хреново упаковала».

Также актриса успела поработать на свекольных полях и забронировать место в кемпинге на Пустошах, где занималась чисткой туалетов. Был момент, когда вышедший из туалета мужчина узнал актрису, на что та ответила: «Нет, я Ферн». Во время путешествия между локациями Чжао и её команда, около 25 человек, снимали МакДорманд за рулём фургона (ему актриса придумала имя Vanguard), который обставила собственной утварью, в том числе фарфором. В конце концов, актриса пришла к осознанию, что ей не нужно во всём поддерживать кочевой образ жизни, и предпочла жить в отелях вместе со съёмочной группой.

Мне было 61. А в 61 лучше притворяться изнурённой, чем быть изнурённой — вот что я поняла.

Фрэнсис МакДорманд
В 2017 году Фрэнсис МакДорманд получила Оскар за лучшую женскую роль в фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», а затем призвала индустрию к созданию «инклюзивных райдеров». Jeff Kravitz/FilmMagic
В 2017 году Фрэнсис МакДорманд получила Оскар за лучшую женскую роль в фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», а затем призвала индустрию к созданию «инклюзивных райдеров». Jeff Kravitz/FilmMagic

Запечатлев мистический американский Запад в своих трёх первых фильмах, Чжао поддержала давнюю традицию режиссёров-иммигрантов, таких как Чарли Чаплин или Энг Ли, рассказывать типично американские истории.

Иногда полезно быть чужаком, чтобы иметь возможность смотреть со стороны на некоторые вещи — разумно и объективно. Как бы чётко ты не видел себя в зеркале, всегда увидишь лишь отражение. «Наездник» и «Земля кочевников» — сильные и правдивые американские фильмы, ибо она [Чжао] смотрит незатуманенным взглядом.

Алехандро Гонсалес Иньярриту, Мексиканский режиссёр («Сука-любовь», «Бёрдмэн», «Выживший»). Познакомился с Чжао на фестивале в Теллуриде и дал ей пару советов по монтажу «Земли кочевников»

Чжао говорит, что работа на Западе освобождает:

Здесь я чувствую себя защищённой, когда снимаю кино. Ощущаю большую свободу, по крайней мере в психологическом плане. Если мне придётся вернуться на родину, снимать кино в Китае, это будет сложно. Я к такому не готова.

Хлоя Чжао

Хлоя Чжао родилась по именем Чжао Тин. Её отец был управляющим сталелитейной компании в Пекине, а мать работала в больнице и выступала в ансамбле Народно-освободительной армии Китая.

У меня интересные родители. Они весьма отличаются от типичных предков из Пекина. Бунтари. Чудаки. Они никогда не мешали мне быть самой собой. Я получала плохие оценки, рисовала дурацкую магну и вообще была диким ребёнком. А они просто оставили меня в покое. Такое нечасто происходит.

Хлоя Чжао

Она выросла на американских фильмах — среди её самых ранних воспоминаний: «Приведение», «Сестричка, действуй» и «Терминатор», — и на фанфиках (которые пишет до сих пор, хоть и отказывается раскрывать, какие).

Когда я жила в Китае, Запад был всем, о чём я читала и о чём мечтала. Хочешь покорить Запад — иди на Запад.

Хлоя Чжао

В 14 лет, едва владея английским, Хлоя уехала из дома, чтобы поступить в лондонскую школу-интернат — опыт, который она сравнивает с посещением Хогвартса. Однако настоящий Запад продолжал манить, и, получив визу в 18 лет, Хлоя переехала в Лос-Анджелес с целью поступить в колледж — поселилась она в однушке в Корейском квартале.

Как только родители отвезли её, Чжао поняла, что сперва ей нужно закончить школу, и поступила в близлежащую L.A. High.

В Китае лучшие школы обычно называются в честь места, где они стоят. И вот, я смотрю в телефонный справочник и вижу L.A. High. На следующий день просто иду туда, прохожу через металлодетектор, оглядываюсь и понимаю: не такой я представляла себе Америку. В фильмах всё не так и в книгах тоже.

Хлоя Чжао

Чжао адаптировалась быстро — таков её талант, который она применяла в разных жизненных ситуациях, начиная с поездки в Китай на каникулы с британским одноклассником, продолжая работой в нью-йоркском баре и заканчивая съёмками фильма в индейской резервации Южной Дакоты. Когда забастовка водителей автобуса помешала ей передвигаться по Лос-Анджелесу, Хлоя добиралась до школы на скейтборде.

Я привыкла разбираться с проблемами самостоятельно, подстраиваться, играть разные роли. Работаешь барменом в Нью-Йорке — живёшь на чаевые. Поэтому стараешься, чтобы клиентам было комфортно, чтобы они не стеснялись заговорить с тобой. Меня спрашивают: как так получается, что они [непрофессиональные актёры] мне доверяют. На самом деле, достаточно слушать, о чём они говорят.

Хлоя Чжао

Чжао получила степень бакалавра политологии в колледже Маунт-Холиок, после чего поступила в Нью-Йоркскую киношколу, где одним из её учителей был Спайк Ли. Её полнометражный дебют — «Песни, которым меня научили братья», рассказывающий о подростках-бунтарях из индейской резервации Пайн-Ридж. Фильм был показан в 2015 году на Сандэнсе и Каннском фестивале, после чего вышел в ограниченный прокат.

«Возможно, это было по-детски с моей стороны и я просто хотела внимания, — признаётся режиссёр. — Когда все снимают кино в Нью-Йорке, а я такая: "Нет, пойду туда, куда никто не ходит, посмотрю что там есть"».

Для своего второго фильма про резервацию Пайн-Ридж Чжао нашла вдохновение в молодом ковбое Брэйди Жандро, реальную историю которого тонко переработала в художественный фильм «Наездник».

«Как по мне, в индустрии довольно шумно», — говорит Чжао о своей решении переехать из в Охай, штат Калифорния. Joe Pugliese
«Как по мне, в индустрии довольно шумно», — говорит Чжао о своей решении переехать из в Охай, штат Калифорния. Joe Pugliese

Именно благодаря «Наезднику» Чжао встала у руля «Земли кочевников» и «Вечных», что в корне изменило её жизнь. Она выплатила свой студенческий долг, присоединилась к Гильдии режиссёров Америки и впервые получила медицинскую страховку. Со своим парнем — оператор Джошуа Джеймс Ричардс, с ним Чжао работала над всеми своими фильмами, — она переехала из Денвера, расположенного неподалёку от Пайн-Ридж, в Охай. Помня проведённое в больших городах детство, Чжао решила, что Охай находится на идеальной для неё дистанции от Голливуда.

Я достаточно долго пробыла в Южной Дактоке, чтоб понять: в тишине мне думается лучше. Как по мне, в индустрии довольно шумно. Так что возвращаясь на свою улицу, как в «Синем бархате» Дэвида Линча, я ощущаю странную, но твёрдую уверенность.

Хлоя Чжао, Счастливая владелица трёх цыплят и двух подобранных в индейской резервации пастушьих собак

Сейчас, когда студии спешат выпустить некоторые крупные фильмы на стриминговых сервисах, следует отметить, что оба фильма Чжао по-прежнему намечены на релиз в кинотеатрах. Searchlight, которую Дисней приобрёл в рамках сделки с Фокс, остаётся одним из немногих приобретённых подразделений, которым разрешили продолжать работу в том же направлении, что до слияния студий — ориентируясь на создания фестивального, художественно значимого кино. Со своим семизначным бюджетом, «Земля кочевников», по сравнению с любым проектом для Марвел или Пиксар, обошлась Диснею в гроши и выиграла ему шанс в Оскаровской гонке. Хотя выход «Земли кочевников» в США намечен на декабрь, фильм могут перенести до более выгодных условий.

По словам Файги, когда Чжао пришла в Марвел по поводу работы над «Вечными», она принесла с собой целую кипу концептов и раскадровок, дабы провести полноценную презентацию истории о десяти малоизвестных персонажей серии комиксов.

Она сделала первый шаг к нам навстречу, и это было удивительно. Честно говоря, одной из причин, почему мы так далеко зашли с этим фильмом, было её авторское видение.

Кевин Файги

Одна из визуальных идей, что Чжао заложила в фильм, уходила корнями в её детство: «Я с детства обожаю мангу. Кое-что оттуда я привнесла в "Вечных". Теперь с нетерпением жду возможности продвигать дальше этот союз Запада и Востока».

Также Чжао интересуют масштабные темы — «Вечные» буквально посвящены истории человечества:

После последних «Мстителей», насколько далеко мы можем зайти и высоко запрыгнуть? Я ведь снимаю этот фильм не только как ремесленник, но и как поклонница.

Хлоя Чжао

Несмотря на то, что бюджет был многократно шире, чем на всех её предыдущих фильмах вместе взятых, Чжао говорит, что степень её творческой свободы ничуть не уменьшилась: «Я снимала ровно так, как хотела. На натуре. Зачастую в Волшебный час [момент времени перед рассветом или вскоре после заката. — Прим. пер.] Камеры, снимающие в 360° — те же, что я использовала на "Земле кочевников". То же оборудование. Всё это несколько странно — я всё ещё ожидаю подвоха. Но его не будет. Мне просто повезло, что Марвел решили рискнуть и создать что-то новое».

Среди неожиданных декораций фильма — танцевальная сцена в духе Болливуда с участием примерно 50 танцоров.

Я пришёл на съёмки и увидел множество смуглых людей, которые вот-вот окажутся в фильм от Марвел. Я был очень благодарен Хлое за то, что она позволила случиться подобному. А сцена получилась очень весёлой.

Кумэйл Нанджиани, Пакистанский актёр, исполнитель роли Кинго — Вечного, которому удосужилось побывать звездой Болливуда

«Вечных», с его многонациональным актёрским составом, включающим также Брайана Тайри Генри, Сальму Хайек и глухую актрису Лорен Ридлофф, Чжао описывает как отстранённый супергеройский фильм:

Я бы хотела, чтобы этот фильм отражал мир, в котором мы живём. Но в то же время я хотела собрать каст, который ощущается группой неудачников. Мне не нужны альфачи. Мне не нужно, чтобы зритель, уходя из кинотеатра, думал: "Этот герой такой-то национальности, а этот — другой". Нет. Мне нужно, чтобы вы ушли из зала с мыслью: "Они семья". Чтобы вы не задумались, кого они собой репрезентируют. Чтобы вы видели в них личность.

Хлоя Чжао

Ссылка на оригинальную статью:

Моя группа в VK с контентом на кино-тематику:

3131
19 комментариев

Комментарий недоступен

29
Ответить

как по мне ты глупый очень.

7
Ответить

Как оригинально. А можно от такого специалиста узнать, какой ещё серии фильмов удалось так бодро, долго, и главное сложнокомпозиционно (целая киновселенная!) развлекать миллионы зрителей, не надоедать им (посмотрите сборы) и при этом продвигать простые, но добрые идеи. И кто вообще способен держать такой уровень качества в своём жанре десятилетие и даже уже дольше. И при этом дать дорогу в большое кино многим сверхталантливым режиссерам и актерам.

3
Ответить

Мне достаточно одной инфы, что ей позволили снимать на натуре при естественном освещении. Хотя полудокументальный фильм с МакДорманд в любом случае интереснее марвеловской поделки, кто бы и в каких условиях её не клепал.

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Не согласен. От режиссера многое зависит. Не зря лучшие фильмы марвел (жч, стражи, тор3, первый мститель 2) сняли на тот момент "ноунейм" режиссеры, с собственным виденьем. Хотя на самом деле они в узких кругах известны были. 

1
Ответить

вы такую херню пишете ппц

Ответить