Кино-2023. Бедные-несчастные

«Бедные-несчастные»

Кино-2023. Бедные-несчастные

В последние годы я почти не читаю рецензий, а тут после просмотра фильма Лантимоса решил открыть и пробежать на Кинопоиске две первых попавшихся. И, как это нередко бывает в таких случаях, с изумлением обнаружил в них именно то, что и сам бы хотел высказать. Кроме того, оба автора сформулировали все и острее, и ярче, чем смог бы это сделать Генри, поэтому в этот раз я буду отталкиваться от цитат из чужих текстов, добавляя к ним собственные наблюдения.

Замечу только, что наряду с фильмом Нолана «Бедные-несчастные», до момента знакомства с ними, оставались для меня главной надеждой, главной, потенциально, загадкой прошлого года, от которой ожидались и новизна, и скандал, и фантазия, – в общем, нечто такое необычайное и невообразимое, что сумело развеять бы мой скептицизм. О том, почему мои ожидания были так велики, я писал в начале своего отзыва на «Оппенгеймера» и примерно то же самое мог бы повторить и здесь.

Кино-2023. Бедные-несчастные

Хотя именно большой надежды на шедевральность и художественный прорыв у меня, пожалуй, не было (слишком уж горек опыт десятков, если не сотен былых разочарований). Поэтому если не на восторг, то уж на хейт-то я рассчитывал точно. Рассчитывал, что смогу от души отхлестать и разнести очередное творение Йоргоса Лантимоса, который вряд ли отступил от своего.

Но случилось, увы, самое грустное. А именно – фильм оказался ни то, ни се. Поэтому ни особого отвращения, ни уж тем более – восхищения «Бедные-несчастные», по мне, не заслуживают. Как и очень часто это бывает в нынешнем кино, у режиссера, претендовавшего в задумке на нечто сверхнеординарное, получилась просто невнятная и довольно однообразная, по большому счету скучная и никчемная фантазия. С приемлемой долей профессионализма и внешнего блеска, но без какой-либо внутренней искорки, а главное – осмысленности опрокинутых на зрителя образов. С этой точки зрения можно было бы начать отзыв на фильм с таких вот общих цитат:

Как художник, коим он себя считает, Лантимос не способен объять и показать цельную картину мира в разнообразии мотивов и конфликтов, а видит лишь ее фрагмент. Экранизация только одной части романа «Бедные-несчастные» – это как экранизация Войны без Мира, Преступления без Наказания, Анны без Каренина. Салонная штучка, максимально оторванная от реальности. Но даже в этом фрагменте как художник Лантимос крайне неубедителен – его провокации утомительны, а мораль тщеславна.
Кино-2023. Бедные-несчастные
Если можно описать кино одной сценой, то «Бедные-несчастные» Лантимоса – это попытка Беллы ударить ребенка. Ты либо доводи дело до конца, либо не начинай вовсе. В этом суть фильма «Бедные-несчастные» – желание шокировать, не выходя за рамки приличий. Импотентное кино.

Действительно, мне трудно было поверить, что роман Аласдера Грея (который я не читал) исчерпывается только этим сюжетом и темами, отобранными по вкусу режиссера. Чем дальше я смотрел кино, тем все более уныло мне становилось от мысли: «Ну, неужели опять?». Неужели опять все (или большая часть) сведено к сексу и к разговорам вокруг секса? Неужели многообещающая идея о девственном сознании в теле взрослого человека, пытающегося понимать и исследовать мир, не предполагает освещения и массы других любопытных сторон этого процесса, а не только самых пикантных и жареных?

Освещения достаточно подробного и яркого, а не тех нескольких сцен, которые постановщик уделил голодающим и умирающим беднякам, философской прокачке Беллы, а также ее интересу к анатомическим изысканиям. Да, про ее «выходы в свет», в целом, здесь показано немало, но все же на чем в фильме делается основной акцент всем совершенно понятно.

Кино-2023. Бедные-несчастные

Но даже и в этой перспективе, если предположить, что Лантимос хотел нас чем-то реально удивить, раскрыть некие непостижимые и недозволенные горизонты «свободных» отношений для женщины, то по меркам классического европейского кино провокационности и откровенности здесь – в том числе и в эротическом плане – не так уж и много. Пусть даже речь идет о викторианской эпохе, бывшей в этом смысле максимально зажатой, а потому и не предполагавшей подобного зрелища.

Но, учитывая, что грек создал по сути свою альтернативную реальность, где возможно в принципе все (при соблюдении минимальной должной аутентичности), едва ли это его как-то оправдывает. Кроме того, реализация всего этого дела, в большинстве своем, топорно-вульгарная или, повторяя за рецензентом выше, – импотентная (в плане художественном я имею в виду). Но к этому мы еще вернемся.

Лантимос вообще старается не усложнять. Поэтому все его персонажи зациклены каждый на себе. Белла – на своих оргазмах. Годвин Бакстер – на терках с мертвым отцом. Дункан Уэддерберн – на собственном мачизме. Макс Маккендлс – на своих записях. И не скажешь, что актеры плохо играют, наоборот, каждый из них уморителен, но диапазон их ограничен, они будто бы бьют по одной и той же клавише.

Между актерами нет взаимодействия, а, следовательно, и развития, и это утомляет. Я не могу поверить в финальные слезы Беллы по уходу Годвина, так как в сюжетной завязке между их героями отсутствует душевная близость и теплота, Годвин так же, как и другие мужчины «душит» Беллу, и тот факт, что он – евнух, единственное оправдание его пассивности.
Кино-2023. Бедные-несчастные

Действительно, в трогательные (или призванные быть таковыми) сцены у смертного одра совсем после увиденного не верится. Переход к ним – чисто формальный, вызванный, скорее, необходимостью сворачивать уже всю эту гротескную одиссею и пытаться подводить какие-то итоги. Хотя соглашусь и с тем, что все актеры довольно забавны и, в общем, как будто даже наслаждаются своими ролями (хотя вот Марку Руффало совсем нелегко давалась вся эта эротика, отчего спасал только юмор партнерши).

И, конечно, особенно эффектна здесь Эмма со своими распущенными черными волосами, умудряющаяся быть безжалостно-грозной и невольно, но убивающе саркастичной, хотя при этом – местами нелепой и по-детски беспомощной, проходящей путь от угловатой в своих речах и движениях фарфоровой куклы, не знающей ни эмпатии, ни правил поведения в обществе, до торжествующей самодостаточной дамы, совершенно уже «современной» и всему во всех смыслах открытой.

Но с учетом того, что именно и в каком формате приходится играть актрисе, как-то не поворачивается язык назвать это ролью достойной восхищения, да и вообще ролью, ради которой стоило идти на такие жертвы и так себя по-актерски насиловать.

Сочувствие рождает сопричастность и книжный Годвин Бакстер испытывает заслуженную гордость от осознания, что его творение, Белла Бакстер, живая женщина – чувствующая и мыслящая смело и нестандартно. В книге этот процесс эволюции зафиксирован в письмах и преподнесен как постмодернистская игра, смысл которой заключается в том, что слово – это Бог.

Смысл игры Лантимоса заключен в том, что все мужики – козлы (буквально). К сожалению, этого оказалось достаточно, чтобы соответствовать этическим нормативам фестивального сообщества. Финалом фильма «Бедные-несчастные» Лантимос почесал им за ушком – салонная штучка, максимально оторванная от реальности.
Кино-2023. Бедные-несчастные

Да, феминистский уклон не заметить сложно. Может быть, Лантимос и не специально, может быть, чесать за ушком он и не собирался, но по факту-то, и правда, похоже.

Ещё и бесконечные сцены механического, беспричинного, лишённого чувственности секса, похожего на мягкое порно, а также постоянной вульгарной лексики, изображений извращённой экспериментальной науки, человеческих страданий и жестокого обращения с животными. Фильм не волшебная и причудливая одиссея о пробуждении феминисток и расширении прав и возможностей женщин. Совсем наоборот, главная героиня Белла, похоже, стала рабыней тьмы.

Это важное замечание, так как, действительно, не восторгаться, не подражать здесь явно некому и нечему. Даже если не пытаться давать «Бедным-несчастным» морально-нравственную и духовную оценку, все это, как минимум, просто грубо и удручающе поверхностно – как сама задумка Лантимоса (не Грея, о котором я ничего не знаю), так и ее реализация. И в чем же состоит достоинство и достижение пережитых Беллой Бакстер сексуальных приключений, что она поняла такого о мире и чем стала лучше, взрослее и свободнее в финале пройденного ею пути (да и какого собственно пути?) мне абсолютно и никак не понятно.

Режиссер просто проводит нас (и свою героиню) через нечто, что призвано как бы раскрыть глаза, как-то поразить или навести на какие-то откровения, – и опускает занавес. А зачем все это было – вопрос, уж конечно, наивный и дискредитирующий «современное искусство». Предполагается, видимо, просто переживать, но не анализировать всерьез этот опыт.

Кино-2023. Бедные-несчастные
Уникальное гротескное франкенштейновское нагромождение диалогов на шекспировском языке, техника в стиле стим-панк, обильное использование сверхширокоугольных объективов камер, и, по-видимому, самый важный ингредиент для сценариста – частое использование графически насыщенных изображений. Беспричинная нагота и мягкое порно повсюду, охотно изображаемые актёрами всех форм и размеров.
В конце концов, это не более чем пьянящая приманка для снобов и причудливо тёмный и похотливый кошмар, который 'развлекает' на том же уровне, что и просмотр в реальном времени столкновения нескольких автомобилей. Весь фильм представляет собой зрелище фейерверков, которое является не чем иным, как попыткой максимально развлечь глаза примерно за два с половиной часа, чтобы те не казались вечностью.

Так вот, возвращаясь к разговору о реализации, об эстетической составляющей «Бедных-несчастных». Оригинальность идеи такой альтернативной вселенной, – словно человек с незамутненным сознанием впервые увидел наш мир, причем в том виде, в каком он представлялся ему в детских мечтах, – на уровне визуала срабатывает прекрасно, но только лишь в первых сценах.

От многократного же повторения эффект делается все более утомительным и привычным для глаз, пока не перестает, наконец, замечаться совсем. Вселенная фильма начинает походить на компьютерную игру, графа в которой, несомненно, на высоте, вот только геймплея нормального не завезли. В итоге ты просто переходишь из одной красивой локации в другую, не удовлетворяясь уже причудливо-сказочными декорациями из-за дешевости их наполнения.

Кино-2023. Бедные-несчастные

Кроме того, все эти вычурные до предела вытягивания и сужения пространства применялись режиссером и раньше («рыбий глаз», например, памятен нам и по «Фаворитке»). Как бы там ни было, главная проблема Лантимоса заключается в другом. В том, что за душой у него ничего нет, что ему нечего в реальности сказать нам, – по крайней мере, так это представляется по фильму. «Причудливо тёмный и похотливый кошмар», «зрелище фейерверков» – вполне точные и уместные определения о картине, хотя насчет «приманки для снобов» согласиться не могу. (Авторитетно заявляю это как сноб с многолетним стажем).

Приевшемуся старой моралью, традициями, правилами, да и чем угодно еще человеку почти нечего здесь почерпнуть, нечем потешить своего внутреннего эстета и завзятого интеллектуала, (пост)модерниста и бунтаря, не приемлющего общие схемы и жаждущего новых смыслов.

Потому что все показанное на экране – лишь очередная абсурдистско-глумливая фантазия режиссера, во многом произвольная и довольно больная, больше набор ярких – по картинке – эпизодов, чем последовательно разворачивающееся высказывание, цельное и ясное. Фантазия, которая кому-то может понравиться, а кого-то – выбесить. Фантазия, в которой кто-то увидит обязательно и вызов, манифест, провокацию, обнаружит тонкое высмеивание и нетривиальное визуальное пиршество, а кто-то – повод выругаться и посмачнее сплюнуть, благочестиво-негодующе осудить или посоветовать обратиться к специалисту.

Кино-2023. Бедные-несчастные

В любом случае, ни к реальности, ни к искусству все это не имеет никакого отношения. Изобретательная ироничная разнузданность «Бедных-нечастных», страсть к беспардонному препарированию человека – как нравственно-психологическому, так и самому что ни на есть физиологическому – являются экспериментом, поставленным, скорее, над человекообразными животными, чем над духовными мыслящими существами, созданными по образу Божию.

И доморощенный мечтатель-демиург, ответственный за это «исследование», не заслуживает ни уважения, ни поощрения, равно как и его работа. «Гротескный мусор», если выразиться в двух словах, снова цитируя других. Бедный-несчастный Йоргос.

Оценка: 4 из 10

1010
26 комментариев

Простыню не читал, но легитимизацию шлюхизма я не одобряю. Весь фильм по сути и сводиться к "я никому ничего не должна, мне нужен муж куколд, который будет терпеть мои хотелки". Я хз за что там давали оскар. Персонажу вообще не сопереживаешь. Весь фильм мерзкий, ни одного светлого пятна кроме угарного Дефо. Сцены ебли Стоун — это просто анти эрекция.

10
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Смотрел фильм, чисто ради сцен ебли Эммы Уотсон

4
Ответить

Наверно, разочарован был, что она там так и не появилась?

5
Ответить

Эмма относится к тому редкому виду женщин, которым намного лучше в одежде, чем без неё.

3
Ответить

пфф... ты и такое смотришь, ах ты извращенец, это чисто для конкурсов кино, а не для того чтобы его смотреть

2
Ответить

Буквально два часа назад досмотрели с женой, с третьего захода.

Я очень редко ставлю фильмам меньше 6 баллов, но тут поставил 3. Один из самых долбанутых фильмов, которые я смотрел. В голову приходит ещё разве что испанская "Печальная баллада для трубы". Арт-хаус в худшем смысле этого слова.

Такое не должно быть фестивальной программой, в этом фильме нет глубокой идеи, а неглубокие идеи настолько же примитивные, как уровень развития героини в первой половине фильма. Я люблю Эмму Стоун как актрису и обожаю Ла-Ла лэнд, но за этот фильм Оскар она не заслужила. Нет тут офигенной актёрской игры, а есть кринжовые кривляния в попытке изобразить повадки маленькой девочки.

Постоянный секс в этом фильме только раздражает. Да и в целом большинство ситуаций просто неприятно наблюдать, так что жрать за просмотром не рекомендую.

Ракурсы камеры, музыка, антураж - все чересчур творческое и художественное в самом плохом смысле. Реально ощущается как будто фильм снимал психически нездоровый человек, хотя я видел другие работы режиссёра и знаю что это не так.

Примерно за 20 минут до окончания у меня возникла мимолетная надежда, что у фильма может быть прям крутая концовка, которая бы оправдала все остальное. Но нет, концовка максимально жидкая. Ощущения от финала, что как будто играл на пианино и последней нотой не попал в тональность.

Ну и давно ходили слухи про сильно педофильное лобби в Голливуде. Другого объяснения присутствия этого фильма в программе Оскар я найти не могу

5
Ответить