Богатый внутренний мир и мрачное будущее в сериале «Маньяк»

Богатый внутренний мир и мрачное будущее в сериале «Маньяк»

Стриминговый сервис Netflix с каждым месяцем наращивает темп выпуска оригинальных фильмов и сериалов. И порой среди работ встречаются действительно неординарные проекты.

21 сентября Netflix выпустил десятисерийный сериал «Маньяк» за авторством режиссёра Кэри Фукунаги («Настоящий детектив», следующий фильм о Джеймсе Бонде) и сценариста Патрика Сомервилля («Оставленные», «Мост»), основанный на норвежском ТВ-шоу 2014 года.

Оказалось, что шоу не просто исследует внутренний мир двух главных героев, а представляет свой вариант причудливой антиутопии. Но обо всём по порядку.

Богатый внутренний мир и мрачное будущее в сериале «Маньяк»

Продвинутый и грустный мир

Оуэн — замкнутый в себе молодой человек. Несколько лет назад он пережил нервный срыв и с тех пор иногда путает реальность с фантазией. Его постоянно преследует воображаемая версия родного брата, которая призывает подготовиться к спасению мира. Это однозначно интереснее реальности, в которой Оуэн подвергается постоянному давлению со стороны успешных родственников. Его даже не изобразили на семейной картине, вынеся портрет Оуэна на отдельную маленькую фотографию.

Глава семейства, конечно же, предлагает финансовую помощь и возможность трудоустроиться, но герой отказывается и, желая заработать самостоятельно, присоединяется к тестированию экспериментального препарата для лечения эмоциональных травм. Может, заодно удастся и мир спасти.

Энни — полная противоположность замкнутого Оуэна. Она обманом и шантажом попадает на то же самое тестирование, но не в целях заработать. Энни желает заполучить как можно больше чудо-препарата, который помогал ей свыкнуться с окружающим миром. Другими словами, Энни почти наркоманка.

Несмотря на все различия, парочка оказывается чуть ли не прикована друг другу в путешествиях по собственному сознанию. Сами же испытания проводят американские и японские учёные. Кажется, что в этой вселенной они действительно хотят помочь людям.

Богатый внутренний мир и мрачное будущее в сериале «Маньяк»

Нью-Йорк в «Маньяке» — не такое мрачное место, как локации многих антиутопических произведений. Тут даже солнце светит. С первого взгляда город неотличим от нашей версии: такие же дома, магазинчики, небоскребы и схожая (очень высокая) стоимость аренды жилья. Подобный подход к отображению реальности используется в сериале «Чёрное зеркало».

Присмотревшись, на улицах этой версии «Большого яблока» можно заметить первые отличия: маленьких роботов, чистящих улицы, и неоновые вывески. Это ещё не полноценный киберпанк, но что-то близкое.

Когда действие переносится в закрытые помещения, то сложно отделаться от ощущения, что смотришь научно-фантастический фильм 80-х: выпуклые телевизоры и мониторы, странные точки и линии на экранах, огромный компьютер, ответственный за эксперимент. Весь этот аккуратный ретрофутуризм отсылает к «Чужому», «Космической одиссее» или же серии игр Fallout (хоть и совсем чуть-чуть). Визуальная часть подчёркивается достаточно тяжёлым саундтреком, который навевает воспоминания о «Бегущем по лезвию».

Но пусть внешний вид вас не обманывает — технологии здесь развиты значительно лучше, чем в нашем 2018 году.

Патрик Сомервилль дал свою характеристику сеттинга.

Этот мир ощущается как наш, но история развития технологий отличается. В этой вселенной видеокассеты формата «Бетамакс» победили, а Стива Джобса сбил автобус. Множество случайных эпизодов между 80-ми и нашим временем привело к другому развитию событий.

Патрик Сомервилль, сценарист сериала

В этом мире людям даны все возможности для спокойного существования. Деньги хоть и играют важную роль, но если ты на мели, то всегда можно воспользоваться помощью программы «adBuddy»: счета будут оплачены, но с тобой повсюду будет таскаться человек, зачитывающий рекламные объявления.

Ещё один вариант — продать свое лицо (не буквально, конечно) для использования в самой разной рекламе. Если не получается завести друзей — обратитесь к услугам людей, которые будут изображать ваших знакомых за умеренную плату.

Одни люди играют в шахматы с говорящими игрушками, готовыми ободрать их до нитки, а другие удовлетворяют свои сексуальные фантазии с помощью аппаратов, подозрительно похожих на VR-шлемы. Живи и радуйся.

Богатый внутренний мир и мрачное будущее в сериале «Маньяк»

Можно подумать, что за этой картинкой кроется лишь всеобщая благодать. Но если присмотреться поближе, то становится ясно, что общество сломлено.

Ирония заключается в том, что большое количество возможностей не подталкивает к тому, чтобы искать постоянную работу или налаживать отношения с окружающими. Всегда проще обратиться за помощью в специальные службы и смириться с возможными недостатками.

Оуэн и Энни — не единственные люди с искалеченным внутренним миром в сериале. Они, скорее, собирательные образы всего человечества. Оба акцентируют внимание на своих переживаниях вследствие невозможности по-настоящему поделиться своими чувствами с кем-либо: семьёй, друзьями, коллегами по работе. Когда не можешь выговориться, то внутренние демоны начинают преследовать тебя повсюду.

Неудивительно, что некоторые учёные начинают работать над волшебным препаратом для лечения душевного кризиса.

Богатый внутренний мир и мрачное будущее в сериале «Маньяк»

Серьёзность и абсурд

Рассматриваемые в сериале идеи нельзя назвать новыми. Вылечить затяжной кризис пытались герои фильма «Вечное сияние чистого разума», понять суть отношений стремился главный персонаж картины «Она», да и про «Начало» с рассуждениями о природе реальности не стоит забывать.

Но новое шоу Netflix выделяет нежелание оставаться в рамках лишь одного жанра. Большую часть времени «Маньяк» работает по законам драмы. Здесь встречаются серьёзные моменты, показывающие развитие (или стагнацию персонажей), глубокомысленные диалоги об устройстве сознания или семейных требованиях и традициях. Но невозможно угадать, когда вся суровость будет разбавлена юмором. Настолько чёрным и неуместным, что он обязательно вызовет смех зрителя.

Простой пример: участники эксперимента готовятся прослушать инструктаж о действии таблеток, которые им необходимо принять. Обстановка крайне напряжённая, никто не знает чего ждать. Эта нервозность передаётся и зрителю. Вот начинается сам вводный ролик. И он выглядит так, как будто вашей бабушке дали попользоваться Windows Movie Maker. Всё в этом ролике сделано настолько старомодно и непрофессионально, что вызывает лишь усмешку: визуальные эффекты, переходы между кадрами и жесты учёных, ответственных за научный прорыв. Несерьёзно? Да. А почему бы не сделать ещё больше эпизодов в подобной манере?

Богатый внутренний мир и мрачное будущее в сериале «Маньяк»

Именно в этом «почему бы и нет» кроется львиная доля очарования сериала. А давайте поставим в Нью-Йорк ещё одну Статую Свободы и назовём её «Статуя Чрезмерной Свободы»? Легко. А давайте центром одной из историй будет лемур? Почему именно лемур? Да какая разница, снимаем. А как насчёт превращения одной из серий нашего фантастического сериала в фэнтези с эльфийками и волшебниками?

Перед началом работы Фукунага читал статьи об ЛСД-препаратах, а также их влиянии на человеческий мозг. Подобными переходами между сеттингами и жанрами режиссёр пытался отобразить весь спектр реакций и защитных механизмов главных героев. Получилось захватывающе.

Действие не тормозится, зрителя всё время развлекают новыми образами героев, местами и граничащими с абсурдом ситуациями. В какой-то момент события набирают такой ход, что нецензурно выражаться начинают даже сдержанные японские учёные. К тому же, хронометраж эпизодов не растянут: каждая серия идет 25-45 минут. Даже если вы решите «запойно» посмотреть сериал, то вряд ли почувствуете усталость после завершения этого приключения.

Богатый внутренний мир и мрачное будущее в сериале «Маньяк»

Характеры Оуэна и Энни наполнены особенностями, которые находят своё отражение как в реальном мире, так и в их вымышленных жизнях.

Энни, например, всюду преследует книга о приключениях Дон Кихота. Она говорит, что не может найти время для её прочтения. А зря. Ведь именно мечтательная и ранимая натура Кихота символизирует весь её внутренний мир, как бы героиня не огрызалась на окружающих людей. Энни предпочитает потеряться в своих фантазиях и постоянно возвращаться к самому счастливому и одновременно грустному дню своей жизни.

Оуэну же хочется почувствовать себя чьим-то спасителем. Как в детстве, когда он помог выжить ястребу. Он не раз переносит на себя и окружающий мир образ этой птицы. А ещё Оуэн очень впечатлительный. Именно поэтому в его фантазиях часто появляются не только близкие люди, но и увиденные лишь однажды незнакомцы.

Отношения двух главных героев развиваются постепенно. Каждый из них проходит этапы от неприятия другого человека в своём маленьком мирке до понимания, что одному со всем не справиться. Здесь не единожды можно провести параллели с уже упомянутым «Вечным сиянием чистого разума», но суть отношений персонажей в двух произведениях всё-таки разнится. Оуэна и Энни соединяет отнюдь не романтическая связь.

Богатый внутренний мир и мрачное будущее в сериале «Маньяк»

В одной из побочных сюжетных линий мы ближе знакомимся с доктором Мэнтлреем — изобретателем чудо-лекарства. Правда, постепенно выясняется, что стремление избавить весь мир от эмоциональных травм — не благое побуждение, а один из защитных механизмов сознания для борьбы с собственными комплексами. Ему сопереживаешь, но в то же время задаёшься вопросом: как же человек, претендующий на спасение всех и вся, может обладать такой неустойчивой психикой?

Этот образ далёк от самых знаменитых и успешных учёных в истории кино. Своей неуклюжестью и истериками Мэнтлрей больше напоминает Росса Геллера из ситкома «Друзья».

А ещё в сериале не обошлось без чересчур эмоционального искусственного интеллекта, что роднит шоу не только с классикой, но и с лучшими образцами научной фантастики последних лет — «Из Машины», «Я, робот» и многими другими картинами. Но об этой части сюжета невозможно говорить без спойлеров.

Богатый внутренний мир и мрачное будущее в сериале «Маньяк»

Под маской ненормальности

Незадолго до выхода сериала, в сети появились рецензии профильной прессы. Некоторые критики ругали главных актёров шоу.

Сюжетная структура «Маньяка» даёт звёздам уникальную возможность ужасно сыграть сразу нескольких персонажей в одном проекте. Так, Хилл весь сезон изображает грустный эмодзи.

Даррен Френич, критик The Entertainment Weekly

С этим тезисом можно не согласиться: Эмма Стоун («Ла-Ла Ленд», «Новый Человек-Паук») и Джона Хилл («Волк с Уолл Стрит», «Мачо и Ботан») отлично показали эмоционально нестабильные и богатые на подробности личности героев. За десять эпизодов они успешно примеряют на себя несколько разных амплуа и очень органично взаимодействуют друг с другом в кадре. Складывается ощущение, что участники съёмочной группы весело проводили время на съёмочной площадке, а не уныло отрабатывали трудовой договор.

В первую очередь приковывает к себе взгляд Эмма Стоун. Любой её образ в сериале кардинально отличается от предыдущих работ актрисы. Она хамит, извиняется, сопереживает сама себе и окружающим. В самых разных сценах она смотрится одинаково уверенно.

Богатый внутренний мир и мрачное будущее в сериале «Маньяк»

Не уступает ей и Джона Хилл. Своим «грустным» выражением лица актёр замечательно раскрывает эмоциональную подавленность своего героя, которому сложно поддерживать элементарный диалог, что говорить о полноценной жизни в этом мире. Но возможность повеселиться выпадает и ему — в эпизодах, которые разыгрываются в сознании героя. А уж чудесный исландский акцент в исполнении Джоны обязан услышать каждый.

Джастин Теру («Оставленные», «Малхолланд Драйв») и Салли Филд («Форрест Гамп», «Новый Человек-Паук»), исполняющие партии доктора Мэнтлрея и его мамы, наглядно демонстрируют последствия нездоровых отношений в семье, в которых один морально подавляет другого.

Богатый внутренний мир и мрачное будущее в сериале «Маньяк»

Но не только персонажи могут похвастаться детальной проработкой. Обязательно вернитесь к самому началу после просмотра финала. Вы удивитесь сколько важных мелочей нам показывают уже в стартовые пять минут дебютного эпизода. Даже в заголовке сериала можно разглядеть отсылку к истории развития компьютеров.

Все основные символы сериала так или иначе повторяются, но это не лишает их глубины. А может, как говорил один из участников эксперимента, никакой глубины в происходящем нет и близко?

Ещё одна прелесть «Маньяка» в том, что сериал даёт публике самой решать, как рассматривать шоу: в качестве сложного многоуровневого произведения или претенциозной ерунды. Тут можно найти аргументы в пользу любой из этих точек зрения, но истина, как и всегда, кроется где-то посередине.

Кстати, с оригинальным сериалом «Маньяка» роднит лишь основная идея. Во всём остальном это абсолютно разные работы. Норвежскую версию тоже можно посмотреть на Netflix.

Богатый внутренний мир и мрачное будущее в сериале «Маньяк»

Перспективы второго сезона пока неясны. Даже если канал решит снимать продолжение, то реализовывать новую историю придётся без Кэри Фукунаги. Постановщик уже заявил, что предпочитает заниматься новым, а не возвращаться к старому.

Так что ловите момент и помните о главном посыле сериала: выбираться из эмоциональных ям лучше вместе, а не поодиночке.

22 показа
6.1K6.1K открытий
33 комментария

Чет Хилл в Сэндлера превращается

Ответить

Он просто похудел немного

Ответить

Предпоследняя серия вообще ударила в душу, чего со мной не было со времен интерстеллара
Вообще в совокупности с сюжетом, стилистикой, актерской игрой и оригинальным скором, который в плеере уже до дыр заслушан - эт прост чистый нетфликсовский бриллиант, спасибо Фукунаги за это путешествие

Ответить

Сериал замечательный, Стоун и Джона тащат на полную катушку, всем советую посмотреть.

Ответить

Стоун и Хилл :)

Ответить

Этот мир ощущается как наш, но история развития технологий отличается. В этой вселенной видеокассеты формата «Бетамакс» победили, а Стива Джобса сбил автобус.Лол, как будто мир развивался бы иначе, если бы Стива Джобса сбил автобус.

Ответить

А нет?)

Ответить