Эрик Ливолд "Ранее в "Людях Икс". История создания мультсериала" (глава 15, часть 1)

15. ФИЛЬМОГРАФИЯ

76 серий

Промо второго сезона на Fox Kids Network TV (23 сентября 1993)
Промо второго сезона на Fox Kids Network TV (23 сентября 1993)

Семьдесят шесть получасовых серий. Кажется, что это не слишком много. Сегодня весь мультсериал можно осилить за выходные. Но в этих семидесяти шести сериях заключено пять лет работы сотен людей по всей планете.

Перечисление серий пойдёт ПО ИХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ НУМЕРАЦИИ, по тому порядку, в котором мы писали сценарии, по тому порядку, в котором мы планировали показывать серии (то есть список может несколько отличаться от других, поскольку порядок некоторых серий мог измениться в процессе). Что интересно, первые 33 серии показали в нужном порядке. Но проблемы с анимацией и временами странные решения Fox по показу серий привели к тому, что некоторые серии показали гораздо позднее положенного. Я признателен нашим фанатам, что они продолжали смотреть мультсериал, несмотря на эти проблемы. На DVD порядок серий тоже далёк от идеала. В Википедии же порядок серий очень близок к тому, что мы планировали.

Я буду рассматривать сюжеты во всём их объёме, не дробя многосерийники на части. Во всех сюжетах я указал настоящих авторов сценариев. На сайтах вроде IMDB кого только не указывали в списках сценаристов, тем самым путая зрителей. Но на самом деле сценарии писали только указанные здесь люди. Будучи редактором сценариев/со-сценаристом каждой серии, я точно знаю, кто что писал. Я не рассчитываю на то, что нас будут указывать в титрах множества фильмов, частично вдохновлённых нашим мультсериалом, и создатели оригинальных комиксов тоже вряд ли смогут внести в своё портфолио наш мультсериал, пусть мы и старались уважительно отнестись к их трудам. За редким исключением (в виде помощи Марка Иденса и Джулии Ливолд) все тексты и диалоги в сценариях были написаны указанными авторами и мной – и никем другим. Мы получали рекомендации от коллег, и они либо принимались, либо отвергались. Но за финальный вариант текста сценария отвечали только я и назначенный сценарист. Возможно, наблюдательные зрители заметят стилистические различия между авторами.

ПЕРВЫЙ СЕЗОН

#1/#2НОЧЬ СТРАЖЕЙ – 2 СЕРИИ (дата премьеры: 31 октября 1992)

Автор сценария – Марк Эдвард Иденс

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Ларри Хьюстон

Как и у всех «пилотов» на телевидении, у «Ночи Стражей» были две цели: представить зрителям новый мир и живущих в нём персонажей и рассказать захватывающую историю. Марк и я очень ценим сценарии, в которых важная сюжетная информация подаётся естественно. Без костылей. Без ситуаций, когда персонажи объясняют другим персонажам то, что они и так уже должны знать.

Мы постарались, чтобы в начале сюжета все персонажи – и могущественные мутанты, и ненавидящие их люди, - и мир, в котором они живут, были показаны естественно, без потерь в темпе. Рассмотрим, как мы это сделали в первых двух сюжетных сценах. За первые 45 секунд мы показали в новостях на ТВ бушующего мутанта (Саблезубого), напуганных людей, призывы к правительству принять меры в отношении мутантов, и трудности жизни мутантов в мире, не питающем к ним любви (Джубили вынуждена оставить семью). В следующей сцене в торговом центре мы покажем пятерых основных персонажей (Джубили, Шторм, Шельму, Гамбита, Циклопа) и проблему, с которой им придётся разбираться все 13 серий (гигантских роботов, выпущенных с целью поиска и убийства мутантов). Кажется, что на экране происходит безостановочный экшен и кипит личностная драма, но параллельно с этим активно закладываются основы мультсериала. И когда для Джубили наступит время задаться вопросом, зачем нужны Люди Икс, она вместе со зрителями уже увидит всё своими глазами, благодаря чему объяснения получат нужный резонанс. Более того, мы могли показать всех наших персонажей в героическом ключе, чтобы зрители в дальнейшем переживали за них.

Раскадровка 1 серии – неотступный преследователь мутантов (из личной коллекции автора)
Раскадровка 1 серии – неотступный преследователь мутантов (из личной коллекции автора)

Другим ключевым моментом в этом сюжете стала смерть Морфа. Такие вещи на «детском телевидении» редко позволяют показывать. Для большинства фанатов мультсериала, с которыми я общался, этот момент был самым запоминающимся. Ни одно другое событие и близко не сравнилось. Увидев его, они поняли, что мультсериал особенный, «реальный». Убийство произошло за кадром (по настоянию Fox – но так вышло даже лучше). Зрители увидели ужас Джин Грей, затем Ксавьера, потом шок и горе остальных при осознании его гибели. Мы показали большую часть сражения только после того, как каждый из Людей Икс прочувствует боль утраты. Затем мы показали всё с точки зрения Росомахи, терзаемого чувством вины за смерть лучшего друга, погибшего у него на глазах.

Смерть Морфа была важна для сюжета по двум причинам. Во-первых, она показывала, что у действий Людей Икс есть серьёзные последствия. Кроме того, общая утрата должна была сблизить их. Убийство Морфа было не для смакования насилия или привлечения внимания зрителей. Поэтому закулисный характер его смерти был уместен (к тому же, непрямые методы могут быть более выразительными, как, например, в отличном фильме 1931 года «М», где смерть ребёнка показали посредством пропавшего мячика и улетающего воздушного шарика).

#3ПОЯВЛЕНИЕ МАГНИТО (дата премьеры: 27 ноября 1992)

Авторы сценария – Джим Карлсон и Терренс Макдоннелл

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Ларри Хьюстон

Раскадровка 3 серии – другой взгляд на роль мутантов в мире (из личной коллекции автора)
Раскадровка 3 серии – другой взгляд на роль мутантов в мире (из личной коллекции автора)

Название этой серии – основная причина её существования. Магнито (Эрик «Магнус» Леншерр) был самым первым противником Людей Икс в комиксах, и более чем 50 лет он оставался самым живучим и интригующим врагом команды. По сути своей «Появление Магнито» представляет собой лишь половину истории, в которой появляются Магнус и заклятый враг Росомахи, Саблезубый. Вторая же её половина рассказывается в следующей серии, «Смертельное воссоединение». После двухсерийного пилота, в котором мы показали, какую опасность для существования Людей Икс могут представлять люди (посредством Стражей), в двух следующих сериях зрители увидели, что проблемы у Людей Икс могут появиться и из-за мутантов.

В начале Магнито предлагает Людям Икс пойти по другому пути. Ему не близки идеи Ксавьера о мире и интеграции, он сторонник сегрегации, самозащиты от ненадёжных, злобных людей (во время обсуждений сюжетных вопросов мы, разумеется, ссылались на противоборствующие идеи Мартина Лютера Кинга и Малькольма Икса). Этот непреодолимый конфликт будет бушевать на протяжении всего мультсериала и во многих последующих фильмах.

Неугасаемость конфликта объясняется тем, что у обеих сторон были убедительные причины придерживаться своих взглядов, и главными идеологами были давние друзья, не собирающиеся отступаться от своих принципов. Сухая дискуссия, которая могла бы быть между персонажами в иной ситуации, играет новыми красками во время проникновения Магнито в тюрьму, где Зверь отказывается от его помощи, отвергая его идеологию, решив дождаться суда и работать вместе с людьми, не против них.

Саблезубый воплощал собой другие аспекты жизни мутантов. Он – пример проблемного мутанта, он был жертвой издевательств, его положение в мире людей всегда было незавидным, и теперь он переполнен яростью. Ксавьер пытается ему помочь, «так же, как и Росомахе, когда он только появился». Мы видим, как Профессор пытается спасти заблудшего мутанта, даже если его усилия могут быть напрасны, и мы можем представить, что он делал то же самое для Росомахи и остальных. Мы также понимаем по яростной реакции Росомахи на Саблезубого, что у них было общее, болезненное для Логана прошлое.

Крайне опасные действия Магнито – попытка запуска ракет, взрыв на химзаводе – привлекают нежелательное внимание к мутантам, и это помогает противнику мутантов, сенатору Келли, добиться внимания общественности.

#4СМЕРТЕЛЬНОЕ ВОССОЕДИНЕНИЕ (дата премьеры: 23 января 1993)

Автор сценария – Дон Глут

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Ларри Хьюстон

Название связано с двумя встречами, произошедшими в предыдущей серии, и в этой серии будут разрешены связанные с этим конфликты. Магнито, самый близкий друг и самый опасный противник Ксавьера, и Саблезубый, бывший товарищ Росомахи, предавший его, идут на конфликт с Людьми Икс в один и тот же момент времени, и их сговор раскрывается только в конце этой серии.

В этой серии немало важных моментов. Мы видим в «изувеченном» разуме Саблезубого других персонажей (в частности, Дэдпула и Красного Омегу). Профессор Ксавьер, проявив сочувствие, объединяет свой разум с разумом злобного Саблезубого, переживает его боль вместе с ним, пытаясь излечить его психологические травмы. В серии есть упоминание «Homo Superior», термина для обозначения мутантов как нового вида. Я всегда терпеть не мог этот термин (звучит как поза для секса), но в комиксах он появлялся часто. Это точно была одна из последних диалоговых заметок от Стэна, которую я включил в сценарий. В тексте сценария также есть отсылка к популярному во времена моей юности слогану компании DuPont, восхвалявшему (или защищавшему) химическую промышленность. По словам Магнито: «В конце концов, без химических соединений сама жизнь была бы невозможна». Когда кажется, что Магнито одержал победу над Людьми Икс, Ксавьер вынуждает Магнуса уйти, заставив его вновь пережить болезненные воспоминания из детства (в комиксах это был Холокост). В этой серии нам единственный раз разрешили показать кровь (когда Саблезубый наносит удар по груди Росомахи). Когда нам понадобились «бранные» слова от Росомахи, мы впервые сослались на фильм «Дикая банда», который очень нравился многим нашим сценаристам - слова про «отброс, выеденного яйца не стоящий» взяты именно оттуда. Этот двухсерийный сюжет заканчивается интересно – в финале показывают не одержавших победу Людей Икс, но самого их серьёзного противника. Он один, но он обещает, что не прекратит свою борьбу.

Слоган, о котором говорит Ливолд, на самом деле использовала не DuPont, а конкурировавшая с ней компания Monsanto (прим. пер.)
Слоган, о котором говорит Ливолд, на самом деле использовала не DuPont, а конкурировавшая с ней компания Monsanto (прим. пер.)

Со сценаристом Доном Глутом я познакомился в начале своей карьеры, в студии Hanna-Barbera. Дон был известен как «дино-парень» - он написал немало книг о динозаврах. Его знали и представители телесети, и производственная команда, так что он был отличным кандидатом для написания сценария.

#5ЗАЛОЖНИКИ (дата премьеры: 30 января 1993)

Авторы сценария – Марти Айзенберг и Роберт Н. Скир

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Ларри Хьюстон

Этот сюжет, как и многие сюжеты в первых двух сезонах, появился благодаря тому, что Марк и я задались вопросом: «Что мы знаем о наших главных героях, и как это можно показать зрителям?». В изложениях истории Шторм говорилось об её детстве в Африке (16 серия) и об её клаустрофобии – интересной слабости для столь могущественной женщины. Мы решили сделать упор в этой серии на её клаустрофобии (Африка казалась излишне экзотичной для первого сезона), после чего задумались: «Какие противники могут естественным образом спровоцировать приступ?». Например, нелюбимые обществом Морлоки, которые живут под землёй. И супер-фанат Боб Скир знал, что из их лидера, Каллисто, мог получиться достойный соперник для битвы один на один со Шторм (сопоставлять супергероев с противниками – это, можно сказать, искусство).

Но испытание смелости Шторм было лишь одним из сюжетных аспектов. Боб и Марти очень хотели показать романтический треугольник между Логаном, Джин и Скоттом, в который персонажи будут втянуты на протяжении всего мультсериала - этот конфликт немедленно приглянулся мне и Марку. Основа сюжета этой серии построена на Росомахе. Он ещё не до конца оправился после схватки с Саблезубым, и ему приходится принять судьбоносное решение. Он может дать Скотту умереть или навсегда оставить его с Морлоками. В обоих случаях у него может появиться шанс с Джин Грей. Но Росомаха героически спасает товарища по команде, лишив себя шанса быть с любимой женщиной – прямо как в фильме «Касабланка», где Рик спас Виктора Ласло, тем самым теряя Ильзу Лунд.

Ещё одним необычным элементом этой серии было то, что решающее сражение было между двумя женщинами. В жанре приключенческого экшена, к которому относятся «Люди Икс», обычно истории рассказывают о парнях для, собственно, парней. К счастью, мы никогда не были такими предвзятыми в этом вопросе, и наши зрители вроде бы без проблем болели за крутых героинь Шельму, Шторм или Джин.

#6ХОЛОДНАЯ МЕСТЬ (дата премьеры: 6 февраля 1993)

Автор сценария – Майкл Иденс

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Ларри Хьюстон

После пяти серий пора было сосредоточиться на самом любимом мутанте, Росомахе (спасибо Лену Вину и остальным). Мы узнали, что из себя представляет команда Людей Икс, и провели немало времени с Джубили, Ксавьером, Шторм и Магнито. Все говорили, что главным противником Росомахи является Саблезубый (поэтому в начале мультсериала мы показали именно его, заодно намекнув на будущий конфликт). У них схожая история жизни, схожий темперамент. Они были друзьями, как и Ксавьер с Магнито (позднее мы покажем причину их вражды).

Росомаха, «Логан», старше всех Людей Икс, и жизнь его ничуть не щадила, но благодаря своим регенеративным способностям он всё ещё остаётся молодым человеком в полном расцвете сил. Несмотря на то, что он прирождённый боец, он не может сражаться вечно, и после того, как он понимает, что Джин любит не его, а Скотта, его сердце оказывается разбито. Он отправляется в глушь, на север Канады, «домой, подальше от всего этого», чтобы прочистить голову. Он натыкается на поселение безобидных инуитов, которые вообще не знают о существовании мутантов, и кажется, что с ними Логан может позабыть о своей ноше. Но прошлое в лице Саблезубого дотянулось до него даже там. Логану не только не удаётся убежать от того, кто он такой, своим появлением он обрёк на страдания невинных людей, радушно принявших его, навсегда изменил их жизнь.

Тем временем во втором сюжете, который получит развитие в следующей серии, Шторм, Гамбита и Джубили заманивают на остров Дженоша, прогрессивное место, где мутантов якобы признают в той же мере, что и людей. В рекламе писали «Если вы мутант – спрашивайте скидку!», и Ксавьер хочет узнать, действительно ли там мутантов принимают столь радушно. Но, разумеется, это подлая ловушка, организованная Гайриком и другими членами Агентства Контроля Мутантов. Во время работы над мультсериалом мы поняли, что разделение большой команды Людей Икс позволяет писать более удобные и сфокусированные сюжеты. Переводить большой отряд из восьми бойцов с места на место было бы неудобно и долго.

#7ОСТРОВ РАБОВ (дата премьеры: 13 февраля 1993)

Автор сценария – Марк Эдвард Иденс

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Ларри Хьюстон

Раскадровка 7 серии – грозный наёмник вступает в бой (из личной коллекции автора)
Раскадровка 7 серии – грозный наёмник вступает в бой (из личной коллекции автора)

Общий 13-серийный сюжет начался со Стражей, смертоносных машин, созданных для контроля мутантов. Закончится сюжет их полным поражением. В середине же сезона зрители узнают, какая ужасная судьба ждёт мутантов, если заговорщики, управляющие Стражами, не останутся безнаказанными. Идея острова, на котором заключённые мутанты вынуждены работать, приближая тем самым свою гибель, вписывалась в острую тему запугивания и дискриминации и перекликалась с ужасами Холокоста, на который иногда ссылались и в комиксах. В старых комиксах 60-х молодые Ксавьер и Магнус (до того, как он взял прозвище «Магнито») познакомились в Израиле, сразу после завершения Второй Мировой. В первом фильме 2000 года Магнуса показали подростком в концлагере, где его собирались разлучить с семьёй - в этот самый момент проявились его мутантские способности. Мрачная серость трудового лагеря, в который превратился остров, напоминает о нацистских и советских лагерях, а также лагерях из книги Оруэлла «1984».

Часть команды (Шторм, Джубили, Гамбит) оказалась в плену, и во время их попыток сбежать мы параллельно показывали новые детали сюжета. Во-первых, мы использовали таинственность и скрытность Гамбита, чтобы убедительно показать его как возможного предателя. Мы раскрыли ужасающего Форм-Мастера, «штампующего» одного Стража за другим. Мы впервые показали популярного воина-одиночку Кейбла, которого, как надеялись в Marvel, мы будем часто использовать в мультсериале, но в итоге запутанную историю его жизни мы почти не затронули. Мы показали интерес Ксавьера к шотландке Мойре Мактаггерт, учёной, которая появится в 9-10 сериях. И в этой серии Ларри Хьюстон повеселился больше всего (читайте «Камео мутантов от Ларри»), наполнив экшен-сцены немалым количеством мутантов, которых знали и любили фанаты комиксов. Благодаря ему переполненная мутантами тюрьма стала выглядеть убедительно и вместе с этим необычно.

#8НЕУДЕРЖИМЫЙ ДЖАГГЕРНАУТ (дата премьеры: 6 марта 1993)

Автор сценария – Джулианна Клемм

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Ларри Хьюстон

Раскадровка 8 серии – брат Ксавьера выманивает команду (из личной коллекции автора) 
Раскадровка 8 серии – брат Ксавьера выманивает команду (из личной коллекции автора) 

Мы сразу решили, что в первом сезоне надо показать Джаггернаута. Он – сводный брат Чарльза Ксавьера, они чужды друг другу, и между ними есть сильное эмоциональное напряжение. Но, помимо этого, он как злодей настолько выделяется своей мощью и массивностью, что просто напрашивается на появление в кино и на телевидении. Сложность состояла в том, как внедрить его в общий сюжет со Стражами. Честно говоря, после пересмотра эта серия кажется самой слабой в первых двух сезонах. Я беру полную ответственность за свои слова – постановка сцен и текст сценария вышли неплохими. Проблема в самой сути, в принятых сюжетных решениях.

Мы наступили на те грабли, которые всегда старались обходить. Мы впервые показали в одной серии двух важных персонажей, Джаггернаута и Колосса, и в итоге не уделили должного внимания ни тому, ни другому («Нам надо впихнуть всех основных персонажей в первый сезон» - это не оправдание). В этой серии упор был больше на экшен, зрелищность и даже «веселье», а не на персонажей. Юмор ощущается натужным, написанным только для того, чтобы серия была «смешнее». Каким-то образом Люди Икс, поначалу не знавшие, кто именно разнёс особняк, теперь знают всё необходимое о слабостях Джаггернаута («Его нельзя убить», «Шлем защищает его разум»). Это непростительно. Тема важности командной работы была заезжена до смерти и до, и после этой серии. И в конце концов, сюжет был максимально безыдейным («Надо остановить страшного злодея недели!»). Даже мотивация Джаггернаута – желание привлечь внимание Ксавьера – слаба и быстро забывается. Уничтожение особняка в начале заставляет испытать шок и трепет, но сам сюжет – нет.

#9ЛЕКАРСТВО (дата премьеры: 20 февраля 1993)

Автор сценария – Марк Эдвард Иденс

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Ларри Хьюстон

Идея «Лекарства» стала одной из первых, которую Марк и я решили раскрыть в первом сезоне. Тема мультсериала - что делать, когда отличаешься от других, - выходит на новый уровень, когда у персонажей якобы появляется возможность пройти некую процедуру и стать после неё «нормальными». «Выдавание себя» за того, кем ты не являешься, - это сложная и интересная идея, которую порой предлагали меньшинствам, считавшим, что их не готовы принять такими, какие они есть.

Шельма – самая сильная из Людей Икс, но у её сил есть крайне болезненный недостаток. Она не может прикоснуться к другому человеку, не поглотив его силы и фрагменты личности и воспоминаний. Поскольку идея того, что значит быть мутантом в мире людей, является в мультсериале центральной, мы решили, что сюжет о члене команды, желающем «исцелиться», отринуть часть себя и Людей Икс, чтобы жить нормальной жизнью, необходим. Для кого ещё, кроме Шельмы, избавление от своих способностей было бы столь же заманчивой перспективой?

Профессор Ксавьер, понимая ситуацию, говорит Людям Икс, что решение избавляться от мутантства, если это действительно возможно, принимают они сами. Несмотря на твёрдую уверенность Ксавьера, что мутации не стоит стыдиться, в рядах Людей Икс зреют противоречия.

Помимо Шельмы, лекарство ищет ещё один персонаж, хорошо знакомый фанатам комиксов: Уоррен Уортингтон III («Ангел», позднее «Архангел», получивший своё прозвище из-за крыльев). Ангел был одним из первых Людей Икс, и его необычные крылья были логичной причиной поисков «лекарства». Обман, заговор, связанный с «лекарством», заставляет сильнее презирать этот злодейский акт и больше сочувствовать жертвам этого обмана. Также у нас появилась возможность представить ещё одного ключевого злодея, беспощадного Апокалипсиса. Его идеи направлены на «очищение Земли для её перерождения» под его контролем, и они получат дополнительное развитие в следующей серии.

Раскадровка 9 серии – Ангел надеется получить «лекарство» (из личной коллекции автора)
Раскадровка 9 серии – Ангел надеется получить «лекарство» (из личной коллекции автора)

#10 – НАСТУПЛЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА (дата премьеры: 27 февраля 1993)

Автор сценария – Майкл Иденс

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Ларри Хьюстон

Раскадровка 10 серии – бессмертное зло (из личной коллекции автора)
Раскадровка 10 серии – бессмертное зло (из личной коллекции автора)

Как показал фильм 2016 года «Люди Икс: Апокалипсис», Апокалипсис – очень яркий персонаж, злодей колоссального масштаба. В его новом мире, который он хочет выстроить, разрушив до основания старый мир, не будет сочувствия ни людям, ни мутантам. Позднее, когда мы решили эффектно завершить мультсериал, именно он стал центральным персонажем сюжета об уничтожении вселенной (серии 63-66). В первом же сезоне перед нами стояла задача показать его настолько эпично, насколько это было возможно, не теряя при этом связи с общим сюжетом сезона.

В предыдущей серии мы показали, что Апокалипсис играл на страхах мутантов, распространяя ложь о «лекарстве», чтобы приманить их и использовать в своих грандиозных целях. В этой серии он даёт новые силы четырём мутантам, включая «Ангела», сделав из них аналог четырёх библейских всадников - Войны, Голода, Чумы и Смерти. К счастью, Люди Икс готовы им противостоять, и Шельма, с сомнений которой в собственной идентичности начался сюжет, помогает Ангелу (теперь «Архангелу») освободиться от контроля Апокалипсиса.

#11/#12ДНИ МИНУВШЕГО БУДУЩЕГО – 2 СЕРИИ (или “Будущее время”, даты премьеры: 13 марта 1993; 20 марта 1993)

Авторы сценария – Джулия Джейн Ливолд (часть 1), Боб Скир и Марти Айзенберг (часть 2)

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Ларри Хьюстон

Раскадровка 11 серии – Бишоп путешествует во времени, чтобы спасти будущее (из личной коллекции автора)
Раскадровка 11 серии – Бишоп путешествует во времени, чтобы спасти будущее (из личной коллекции автора)

«Дни» несколько выбиваются из общего 13-серийного сюжета первого сезона, представляя собой обособленное отступление, но сюжетно в этих сериях для Людей Икс появляется настолько серьёзное испытание, что зрители готовы простить нас за то, что мы на какое-то время забудем о проблеме современных Стражей. Поскольку в сюжете есть Стражи будущего, в том числе и супер-Страж (Нимрод), связь с общим сюжетом всё же есть. Другое связующее звено – Мистик. Нам нужен был мутант на роль убийцы, и её способности к перевоплощению давали возможность для сюжетных поворотов, к тому же, благодаря ей у нас появлялась связь с заговором Апокалипсиса (у нас также появилась возможность добавить сцену, которая даст старт большому сюжету о Мистик и Шельме в будущем). Мы написали другую, более мрачную концовку, в которой путешествие во времени не приводит к счастливому концу, в отличие от неопределённой концовки в комиксе. Это было сделано для того, чтобы заложить основу для следующей серии, большого финала сезона с участием Магнито.

ОБ ИСКУССТВЕ АДАПТАЦИИ КОМИКСА «ДНИ МИНУВШЕГО БУДУЩЕГО» ДЛЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И КИНО

Издание номеров «Дней минувшего будущего» в отдельном сборнике, иллюстратор - Джон Бёрн (из личной коллекции автора)
Издание номеров «Дней минувшего будущего» в отдельном сборнике, иллюстратор - Джон Бёрн (из личной коллекции автора)

Думаю, будет интересно рассмотреть этот сюжет более детально. Сначала это был комикс, который был адаптирован для мультсериала, после чего он стал основой для полнометражного фильма. Такое случается не очень часто, обычно с литературными персонажами, пользующимися любовью зрителей (Шерлоком Холмсом, Дракулой). Недавно это случилось с «Огнями ночной пятницы», но в несколько другом порядке. Но чаще всего это происходит с героями комиксов (Бэтменом, Суперменом, Халком, Сорвиголовой и т.д.)

Я не могу говорить за создателей комикса или полнометражного фильма, но я могу сказать о том, что в сюжетном плане предлагал комикс, объяснить, какие изменения мы внесли и зачем это было сделано, затем сказать, чем от комикса и серии мультсериала отличается фильм.

Сюжет «Дней» в комиксах не очень большой – всего 2 номера, которые можно прочитать примерно за 25 минут. В далёком будущем (в 2013-м!) мир превратился в контролируемую Стражами антиутопию. Мутантов осталось очень мало, их истребляли годами в ответ на убийство сенатора Келли в 1980 году. «Душа» взрослой Китти Прайд отправляется на 33 года в прошлое, вернувшись в юное тело, и она помогает Людям Икс предотвратить убийство сенатора, противника мутантов. Келли удаётся спасти, но как именно действия Китти в прошлом повлияли на будущее, в комиксе показывать не стали - интересное решение, из-за которого читатель остаётся без ответа на большой вопрос, заданный в начале сюжета: «Можно ли исправить/спасти будущее, изменив прошлое?». В двух больших произведениях поп-культуры – серии «Звёздного пути» «Город на краю вечности» (сценарий которой написал Харлан Эллисон) и фильмах о Терминаторе (сценарии которых были «вдохновлены» Харланом Эллисоном) изменение прошлого для значительного влияния на будущее было ключевым сюжетным аспектом.

Для двухсерийного сюжета на 44 минуты нужно было прописать больше сюжетных поворотов, большой клиффхэнгер в середине, вписать всё это в общий сюжет сезона, используя при этом нынешнюю команду (без Китти Прайд). Сперва мы сделали так, чтобы во времени путешествовал сам персонаж, как в «Терминаторе» – это казалось понятнее, чем перенос души персонажа в прошлое. Для этого путешествия понадобился новый персонаж, Бишоп, поскольку конфликт Росомахи из будущего с Росомахой из прошлого выглядел бы странно (наверное, из-за этого в комиксе и фильме и решили использовать «перенос души»). Путешественник, не имеющий связи с Людьми Икс, нам подходил, поскольку мы хотели, чтобы и он, и зрители поверили, что предатель, которого надо раскрыть и остановить, таится в рядах Людей Икс (в комиксах это были «злые» мутанты). Предполагаемым убийцей мог быть даже Росомаха. В предыдущих сериях мы показали Гамбита загадочным, скрытным и, возможно, даже способным на предательство («Остров рабов») персонажем. В сцене со Зверем мы видим, как Гамбит «борется с личными демонами». Поэтому, когда Бишоп заявляет: «Гамбит – предатель!», у зрителей и у части Людей Икс могут появиться обоснованные подозрения в его адрес. Дилемма о предателе в рядах Людей Икс заставляет их задаться вопросом, как бы они отреагировали, если бы им пришлось пойти на конфронтацию или даже убить кого-то из команды, чтобы предотвратить катастрофические последствия для мутантов в будущем (изначально Марк рассчитывал, что подозреваемыми по тем или иным мотивам будут четверо Людей Икс, но на развитие этой идеи не хватало хронометража, так что мы решили остановиться на Гамбите).

Как хорошо, что придумали метаморфов. Настоящая убийца, Мистик, в ходе покушения хочет предстать в образе Гамбита, введя так в заблуждение весь мир, а через 33 года - и Бишопа. Никто из Людей Икс, к счастью, не собирался убивать сенатора. В сюжете комикса Мистик была просто злым мутантом. В мультсериале же она пытается совершить убийство под влиянием Апокалипсиса, которое он на неё оказал в предыдущих сериях. Это его разрушительный план, не её, и война, которая разгорится из-за этого, была именно тем, чего он добивался.

Мы добавили угрозу из будущего, робота-преследователя Нимрода, отправившегося следом за Бишопом – совсем как в фильмах о Терминаторе. Таким образом мы добавили трудностей для Бишопа в его задании и обеспечили вариативность в экшене. Ближе к концу появляется двойной сюжетный поворот. Люди Икс вроде и сделали всё, что должны были сделать: сенатор Келли был спасён, что предотвратило войну между людьми и мутантами. Но когда Бишоп вернулся в будущее, лучше оно не стало (и теперь у них есть скелет Росомахи – ужасающий намёк на то, что Логан мёртв). Неужели Бишоп не справился с задачей? Нет, он справился. Но сразу после того, как Бишоп и Люди Икс спасли Келли (и Бишоп вернулся в будущее), кто-то схватил сенатора (то есть причина печального будущего мутантов осталась неизменной). Магнито и Келли сыграют важную роль в следующей, заключительной серии сезона. Но как бы хорошо этот сюжет ни вписывался в общую сюжетную арку сезона, главным является то, что, несмотря на все усилия путешественника во времени, будущее не изменилось – у нас получился довольно мрачный ответ на поставленный в «Днях» основной сюжетный вопрос.

Обложка DVD-издания фильма «Дни минувшего будущего» (из личной коллекции автора)
Обложка DVD-издания фильма «Дни минувшего будущего» (из личной коллекции автора)

Для 130-минутного фильма в «Дни» внесли дополнительные изменения. Целью убийцы стал создатель Стражей, Боливар Траск. В фильме вернулись к идее переноса «души» в юное тело, но теперь в прошлом оказывалась не Китти, а Росомаха. Главной проблемой стала ДНК Мистик - её поймали сразу после убийства Траска, и её ДНК использовали для того, чтобы Стражи быстро адаптировались к способностям мутантов, что привело к ужасающей антиутопии в будущем. Куда больший упор в фильме был сделан на близких друзьях, Чарльзе Ксавьере (Профессоре Икс) и Эрике Леншерре (Магнито), на их конфликт по поводу того, что делать с Мистик (которая небезразлична им обоим), и их взгляды на отношения мутантов и людей. В этом сюжете Мистик борется за справедливость, пытаясь остановить амбициозного убийцу мутантов. Она не понимает или не верит в то, что говорят другие – если она убьёт Траска, её поймают, и тогда у мутантов не будет будушего. Не знаю, почему они не захотели просто взять Мистик и её ДНК под свою защиту (вне зависимости от того, умрёт Траск или нет), это было бы гораздо проще – но большей части событий фильма без этого не случилось бы. Эмоциональный треугольник Ксавьера, Магнито и Мистик составляет ядро фильма, и разрешение их конфликта доставляет зрителям наибольшее удовольствие (вместе с чудесной сценой со Ртутью на кухне!).

Наконец, в вырезанных из фильма сценах есть занятный момент перед тем, как душа Росомахи отправляется в прошлое. Как сказал режиссёр Брайан Сингер, актёры решили, что Росомахе и Шторм нужна сцена с моментом осознания: «Если я изменю прошлое, то всё то, что было между нами, тоже исчезнет». После этого они страстно целуются. Та же самая проблема для этих персонажей, вплоть до поцелуя, была в начале другого нашего многосерийного сюжета с путешествием во времени («Чего стоит один человек», серии 54-55), где Логан и Шторм в будущем обручились. Эта сцена также перекликается с прощальным поцелуем Колосса и Китти в комиксе. Это отличный момент, и женщины в нём всегда сильнее, а мужчины – эмоциональнее. Могу лишь предположить, что Сингер, Хью Джекман и Холли Берри вспомнили то, что усвоили после просмотра мультсериала, поняли трогательность момента для персонажей и понадеялись, что эту сцену удастся вместить в сюжет.

Вырезанная из фильма сцена с поцелуем Росомахи и Шторм
Забавная реакция Холли Берри на поцелуй

#13ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ (дата премьеры: 27 марта 1993)

Автор сценария – Марк Эдвард Иденс

Редактор сценария – Эрик Ливолд

Режиссёр – Ларри Хьюстон

Раскадровка 13 серии - вылет полчища Стражей (из личной коллекции автора)
Раскадровка 13 серии - вылет полчища Стражей (из личной коллекции автора)

Это был большой финал первого сезона, эффектное разрешение проблемы Стражей, Агентства Контроля Мутантов и стоявших за ним преступников (аллюзия на «Окончательное решение еврейского вопроса» была сделана намеренно). Я посчитал, что раз Марк и я вместе продумали 13-серийную сюжетную арку, то закончить сюжет этого сезона должен он. Мы оба верим, что концовка сюжета – это самый важный его элемент, что именно его и призвана продемонстрировать остальная часть истории. Хороший конец должен быть неотвратимым и бесповоротным (простите, любители открытых финалов). Слишком много фильмов, книг и телесериалов было загублено неудачными, незаслуженными или нелогичными концовками.

В первой серии Люди Икс раскрылись перед зрителями и общественностью вследствие зловещих действий учёных и политиков в Агентстве Контроля Мутантов, претворяющем свои планы в жизнь с помощью Стражей. В седьмой серии появился "родитель" Стражей, Форм-Мастер. Финальное сражение между Людьми Икс и АКМ со всеми его творениями было самым подходящим способом завершить сюжетную арку.

Несколько непредвиденным стало нападение беспощадных Стражей на Магнито, из-за чего самый грозный противник Людей Икс становится необходимым союзником в финальном конфликте в стиле «Дикой банды» (перспективы кажутся настолько мрачными, что обе пары – Джин/Скотт и Шельма/Гамбит – целуются словно в последний раз). Когда Люди Икс добираются до «фабрики», Форм-Мастер уже подготовил достаточно Стражей, и он готов выступить против людей. Роботам теперь не нужно щадить никого: ни людей, ни мутантов. Когда Людям Икс и Магнито удаётся победить полчища Стражей и Форм-Мастера, сенатор Келли, ранее испытывавший неприязнь к мутантам, меняет свои взгляды на них.

В конце первого сезона благодаря новым взглядам сенатора Келли и устранению угрозы Стражей появляется надежда на лучшее. Благодаря вмешательству Келли из тюрьмы выпускают Зверя. Кажется, что есть шанс на счастливое сосуществование людей и мутантов, каким его видит Ксавьер. Скотт и Джин смотрят в будущее столь оптимистично, что решают пожениться – даже несмотря на понимание, что их дети будут мутантами в опасном мире. На этом сценарий изначально и заканчивался (была ещё затравка на следующий сезон, намекающая на то, что Морф выжил, но в остальном концовка была оптимистичной).

Затем, спустя несколько месяцев, когда серию уже анимировали и вот-вот должны были пустить в эфир, а второй сезон получил «зелёный свет», Марк и я показали, что мы хотели сделать со Скоттом и Джин (свадьбу, беременность Джин и ребёнка-мутанта). Как я писал ранее, идея «беременной Джин в спандексе» никому не приглянулась. Тогда мы решили, что пусть обещанная свадьба будет обманом, и добавили в последний момент закадровый голос наблюдающего за ними Мистера Синистера. Базис для второго сезона был готов, пусть и не в том виде, как мы задумывали изначально.

55
11
11
4 комментария
250 ₽

Воть

1
Ответить

Если кто действительно ждал от меня продолжения перевода книги - простите, что так затянул)
Я думал продолжить сразу после того, как выпустил перевод 14 главы, но я понял, что мне нужна была передышка от всех этих мутантов. Да и отпуск заканчивался уже, надо было возвращаться к основной работе, которой меньше не стало.

И я решил разделить главу на 5 частей, по сезонам. Эта глава - одна из самых массивных в книге, и жрать такого огромного слона лучше постепенно, да и косяки отслеживать и устранять так будет проще.
Это сделано не ради лайков - немалая доля моих комментариев получает куда больше лайков, чем эти посты)

2
Ответить