Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось (1955-1959)

Вторая половина пятидесятых. Человечество продолжает покорять космос и укрощать атомную энергию. А само человечество покоряют рок-н-ролл и телевидение. Кодекс Хейса постепенно теряет свою силу - например, в прокат начали пускать фильмы, где показаны (о, ужас) межрасовые браки. А что там с «Оскаром»? Давайте посмотрим!

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось (1955-1959)

disclaimer: Я не претендую на какую-то серьезность в оценке картин, это сугубо мое личное мнение. Оцениваю фильмы так, как они смотрятся сейчас, и оставляю за собой право не давать скидку на время. Смотрел только победителей, а не всех номинантов в каждом году, и не могу оценить объективность именно победы в рамках номинации.

Навигация по посту

1955

Как по мне, самое интересное в церемонии — это головной убор Бетт Дэвис, вручавшей «Оскар» Марлону Брандо
Как по мне, самое интересное в церемонии — это головной убор Бетт Дэвис, вручавшей «Оскар» Марлону Брандо

«В порту»

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось (1955-1959)

На фоне серых доков и скрипучих подъёмных кранов разыгрывается история бывшего боксера Терри Мэллоя, который работает грузчиком в порту, находящегося во власти профсоюзной мафии. Он часть этой системы, но всё меняется, когда он становится соучастником убийства. Терри терзается: продолжать молчать — или заговорить, рискуя жизнью?

Марлон Брандо
Терри Мэллой

Марлон Брандо здесь просто шикарен. Терри в его исполнении — это оголённый нерв. Он не обладает большим интеллектом, не лидер, не борец. Он прост, уязвим и растерян. Брандо отлично показывает внутренний конфликт, душевные терзания, а надлом в финальной сцене пробирает до души. Очень хорошо показано развитие Терри, как его мировоззрение меняется под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Практически каждая сцена даёт ему новый кирпичик, из которых он, пусть и неуверенно, собирает свою новую систему ценностей.

Забавно, что на главную роль уже подписали Фрэнка Синатру, благополучно его прокатив, когда Марлон всё же согласился на роль. Продюсеру фильма даже пришлось судиться со стариной Фрэнком!

Элиа Казан
Режиссёр

Очень понравилась работа режиссёра, каждая деталь здесь выверена и к месту. Сцены в голубятне показывают нам истинное «настоящее» Терри, которое он прячет за маской неотёсанного мужлана. Тесное, душащее пространство такси передаёт безвыходность положения главного героя. Даже совсем явные ходы, когда Терри отделяется от толпы и остаётся один в прямом и переносном смысле, работают безотказно.

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось (1955-1959)
Ева Мари Сейнт
Эди Дойл

Не очень понравилась любовная линия — она, конечно, необходима в контексте истории, но химия между героями вышла неубедительной. Ева Мари Сейнт, играющая возлюбленную Терри, кстати, недавно отметила столетний юбилей. Она в целом хороша, но как-то недостаёт живости в отношениях с персонажем Брандо.

Залог успеха на первом свидании — бахнуть пивка
Залог успеха на первом свидании — бахнуть пивка

Фильм получил 8 статуэток, включая первый «Оскар» для Брандо и второй для режиссёра Элии Казана (первый — за «Джентльменское соглашение», читать тут).

Итог

Классный фильм, который точно не оставит вас безразличным. Советую к просмотру, даже спустя 70 лет он смотрится на одном дыхании. Очень глубокая и личная социальная драма о том, как сложно иногда бывает поступить правильно.

1956

Одри Хэпберн вручает другой вид награды

«Марти»

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось (1955-1959)

Как по мне, название «Марти» не вполне отражает суть фильма. Я бы назвал его «Скуф ищет невесту». Тридцатичетырёхлетний мясник никак не может обзавестись семьёй и проводит пятничные вечера в тщетных попытках познакомиться с девушкой в компании такого же неудачливого друга. После прошлой картины история об итальянском мужике, который живёт с мамой и переживает за то, что он не особо симпатичный, смотрится крайне ненапряжно. Главная проблема Марти — то, что в 1956 ещё не было War Thunder, ведь это самая масштабная бесплатная… А, о чем это я…

Эрнест Боргнайн
Марти Пилетти

Так вот, романтическая комедия про нелёгкую жизнь скуфчика это явно не то, на что я ожидал наткнуться в рамках марафона. Образ главного героя высечен в мраморе, ведь таких Марти полно и по сей день на просторах нашей великой и необъятной планеты. Он может очень зло есть макароны, ведь поругался с мамой, а на свидании с серьёзным лицом говорить девушке несусветную чушь.

Я вообще много плачу. Да я плакса! Постоянно плачу. По всякой мелочи!

Марти
Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось (1955-1959)

Привыкший всем угождать Марти остаётся собой почти до самого конца, неожиданно взрываясь, наконец перестав терпеть и терпеть. Очень радуешься за этого простодушного работягу, наконец обретшего своё счастье.

Делберт Манн
Режиссёр

В основном, проблема именно с развитием Марти как персонажа. Когда он наконец находит пару, его «Я» не обретает силу, а, напротив, он всё больше погружается в сомнения и продолжает жить по указке других. Он не верит, что может быть любимым и как будто только ищет повод, чтобы отказаться от своего счастья. Финальное преображение героя выглядит неестественно и карикатурно.

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось (1955-1959)

Повторюсь, крайне неожиданная картина в рамках марафона. Учитывая то, что снята она была за копейки (единственный случай в истории, когда на продвижение фильма было потрачено больше, чем на создание), это феноменальный успех. Маленькое, уютное кино, вновь обращающее внимание на проблемы простых американцев. Раскрывается проблема принятия себя, социального давления и поиска настоящей любви.

Итог

А вот этот фильм не очень хорошо состарился, в отличие от образа главного героя. Смотреть скучновато, можно спокойно пропустить. Хотя, если очень хочется прочувствовать вайбы несчастного скуфа, рекомендую.

1957

Впервые выделена отдельная номинация «Лучший фильм на иностранном языке». До этого такие фильмы награждались лишь в рамках специальных наград.

Федерико Феллини и Дино Де Лаурентис, авторы «La Strada», впервые завоевавшие «Оскар» в этой номинации
Федерико Феллини и Дино Де Лаурентис, авторы «La Strada», впервые завоевавшие «Оскар» в этой номинации

«Вокруг света за 80 дней»

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось (1955-1959)

Жюль Верн — один из моих любимых авторов детства, наряду с Джоан Роулинг и Майн Ридом. Зачитывался «Капитаном Немо» и «20 000 лье под водой». Да и «Вокруг света за 80 дней» — тоже весьма и весьма увлекательное произведение. Пересказывать сюжет не вижу смысла, благо это довольно точная экранизация книги. А уж количество всевозможных экранизаций и адаптаций этой истории не сосчитать по пальцам. Мне больше всего запомнилась та странная комедия с Джеки Чаном в роли Паспарту и очень эпатажным Шварцнеггером.

И это далеко не полный список
И это далеко не полный список
Майкл Тодд
Продюсер

Перед нами скорее не фильм, а киноаттракцион, что моментально отсылает к «Величайшему шоу мира». Только здесь, в отличие от того циркового убожества, сам фильм всё-таки есть. История показана добротно, пусть и с чрезмерным количеством экспозиции в виде демонстрации красот различных уголков земного шара. Более 100 павильонов, 13 стран, 70000 статистов, куча звёздных камео, а также передовая технология съемки Todd-AO способствовали тому, что фильм выглядит очень красочно и живо, что, в целом, неудивительно при бюджете в 6 миллионов долларов. Но сегодня это воспринимается именно как аттракцион для пещерных людей — перед третьим актом даже есть специальная надпись «Антракт», висящая 5 минут. В современных реалиях на монтаже подрезали бы львиную долю сцен, сократив хронометраж с трёх до двух часов как минимум. А в 1957 за монтаж еще и «Оскар» дали!

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось (1955-1959)
Кантинфлас
Паспарту

Если честно, мне всегда было фиолетово на Филеаса Фогга, ведь амбассадором движухи и интересных моментов всегда выступал Паспарту. Здесь его роль исполняет «мексиканский Чарли Чаплин», Кантинфлас. Что-то не везёт французскому камердинеру с национальной идентичностью экранных воплощений — то китаец, то мексиканец. Но на самом деле, это и не важно, ведь главное — показать контраст с чопорным английским господином. Кантинфлас очень живой и пластичный, классное попадание в образ.

Итог

42 миллиона кассовых сборов, 5 статуэток и три года проката. Заметили, сколько цифр пришлось употребить, описывая впечателения от фильма? А потому что только размахом картина впечатлить и может. Наглядное воплощение Голливуда пятидесятых — богатое, помпезное и масштабное развлечение. Неплохая экранизация Жюля Верна, хоть и неприлично затянутая для современного зрителя.

1958

Миёси Умэки стала первой азиатской актрисой, получившей «Оскар». Он ей достался за «Лучшую женскую роль второго плана» в фильме «Сайонара»
Миёси Умэки стала первой азиатской актрисой, получившей «Оскар». Он ей достался за «Лучшую женскую роль второго плана» в фильме «Сайонара»

«Мост через реку Квай»

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось (1955-1959)

1943 год, солнечный Цейлон, японский концлагерь. Полковник Сайто запрягает английских военнопленных во главе с полковником Николсоном построить стратегически важный мост через реку Квай. В это же время из концлагеря сбегает американец Ширз, неволей ставший членом отряда коммандос, миссия которого — взорвать этот самый мост, желательно вместе с проходящим по нему поездом.

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось (1955-1959)

У меня этот фильм плотно ассоциируется с двумя вещами. Первое — одноимённая миссия из Commandos 2: Men of Courage, где игроку предлагается повторить подвиг героев фильма и подорвать злополучный мост. Второе — фильм Анджелины Джоли «Несломленный» по общей тематике японских концлагерей.

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось (1955-1959)
Дэвид Лин
Режиссёр

На первый взгляд, «Мост через реку Квай» — очень интересный, крепкий фильм с добротной режиссурой. Но если задуматься, то понимаешь, что нам показывают какую-то сказку. Английский полковник, на полном серьёзе тыкающий японцам в лицо Женевской конвенцией, готовый отправить своих людей на эшафот, лишь бы офицеры не работали. А после этого он буквально занимается коллаборационизмом, ведь «солдат надо чем-то занять». Японский начальник концлагеря, идущий на поводу у собственных узников. Американский матрос, который ведёт себя так, будто и не было никакого концлагеря, а он просто отдыхал в отеле с одной звездой пониже. Лишь к финалу эти персонажи хоть как-то реабилитируются, а их сюжетные линии приводятся к удобоваримому завершению.

Алек Гиннесс, он же Оби-Ван Кеноби. Это не те английские военнопленные, которых вы ищете

Да, если сравнивать с уже упомянутым «Несломленным», «Судьбой человека» или даже с «Мальчиком в полосатой пижаме», американская история об ужасах концлагерей выглядит достаточно картонной. Чтобы вы понимали, за весь фильм японцы убили трёх человек, и тех за попытку побега, а самая жестокая пытка — стояние под солнцем. Естественно, причиной этому служит тот самый Кодекс Хейса, осуждавший сцены излишней жестокости, однако даже с учётом данного обстоятельства не особо получается верить в происходящее.

Итог

Тем не менее, это всё еще крепкий фильм про войну, но без войны. Отлично смотрится по сей день, хотя и меркнет в плане эмоций с более мрачными и проникновенными фильмами о событиях тех лет.

1959

Морис Шевалье с почётным «Оскаром» за более чем полувековую деятельность в сфере развлекательного кино.
Морис Шевалье с почётным «Оскаром» за более чем полувековую деятельность в сфере развлекательного кино.

«Жижи»

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось (1955-1959)

Заканчивает пятилетку мюзикл Винсента Минелли, чей «Американец в Париже» уже побеждал семью годами ранее. Девушка Жижи из бедной семьи становится объектом воздыхания богатенького богатейского богача Гастона, постепенно превращаясь из легкомысленной и простой девушки в светскую львицу. Своеобразная история Золушки в канве мюзикла имела все шансы стать хорошим представителем жанра, но что-то пошло не так.

Луи Журдан мне тут почему-то очень сильно напомнил Милоша Биковича
Луи Журдан мне тут почему-то очень сильно напомнил Милоша Биковича
Винсент Минелли
Режиссёр

Если вы читали мои предыдущие посты, то могли заметить, что я просто обожаю мюзиклы, так что фильму обычно даже не нужно особо стараться, чтобы мне понравиться. Скорее наоборот. Из прошлого фильма Минелли в «Жижи» перекочевали Париж, Лесли Карон и абсолютно ужасный сюжет. К сожалению, режиссёр позабыл о такой "ерунде", как хорошие песни, танцевальные номера и разнообразие. Танцев тут нет от слова совсем. Песни — все как будто одинаковые, исполненные странным речитативом под заунывный фортепианный аккомпанемент. Особенно обидно за Лесли Карон, балерину, блиставшую в «Американце», ведь тут её зачем-то заставляют петь, а делать она этого совершенно не умеет.

Лесли Карон грустит, ведь без Джина Келли танцевать не с кем
Лесли Карон грустит, ведь без Джина Келли танцевать не с кем

Это рафинадное нечто с персонажами из папье-маше знаменует собой закат эпохи классических голливудских мюзиклов. Фильм установил новый рекорд по количеству «Оскаров», взяв 9 штук. Достижение оценили в Metro-Goldwyn-Mayer и заставили своих телефонисток изменить приветствие на «Здравствуйте, это Эм-Жижи-Эм». Удивительное количество наград для такой пустой картины.

Итог

Даже если вы такой же любитель мюзиклов, как и я, крайне не советую к просмотру. А нормальным людям тем более.

Подводим итоги

Лучший фильм — «В порту»
Худший фильм — «Жижи»

Вот и ещё одна пятилетка подошла к концу. Очень интересно наблюдать за эволюцией кинематографа в таком ключе. Фильмы все меньше становятся похожи на наследников театральных постановок, как было в тридцатых, и обретают свою собственную неповторимую магию.

Впереди шестидесятые — эпоха расцвета авторского кино и новых культурных волн. Но об этом — в следующем посте!

Тирлист

Я смотрю всех победителей «Оскара», чтобы вам не пришлось (1955-1959)

Предыдущие посты

Ещё больше — в моём профиле.

44
3
2
1
1
14 комментариев