«Задание» – как система персонажей рассказывает историю спасения ребенка
Второй сериал автора «Мейр из Исттауна»
Приемный сын Тома Брэндиса (Марк Руффало) убил приемную мать. Это произошло после прекращения приема лекарств, контролирующих психические расстройства подростка. Теперь он под стражей и ждет суда. Сам Том – бывший священник, а сейчас сотрудник ФБР, раздающий брошюры бюро на ярмарке вакансий. А еще он потихоньку спивается, что не сильно радует его приемную дочь – Эмели. Но именно Тома назначают руководителем оперативной группы по поиску грабителей, которые обчищают дома наркодилеров из банды байкеров «Темные сердца».
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ – В ТЕКСТЕ ЕСТЬ СПОЙЛЕРЫ
«Задание» - второй сериальный проект Брэда Ингелсби после «Мейр из Исттауна», где в центре повествования тоже расследование преступления на фоне семейной трагедии главного расследователя. В «Мейр из Исттауна» детективная сторона сильнее (отчасти поэтому и его сюжет изобретательнее), в «Задании» почти все фигуранты известны с первой же серии, что позволяет концентрироваться на характерах.
Как и в «Мейр из Исттауна» в «Задании» Брэд Ингелсби компактно раскрывает героев через действие (вновь хватает всего семи эпизодов) и создает прочную систему персонажей, в которой почти нет абсолютных характеров. Базово положительные герои здесь несправедливы, обижены, злы, и даже лицемерны, а отрицательные рефлексируют, любят, жертвуют собой, понимают и прощают:
- агент ФБР и бывший священник Том Брэндис – протагонист с гибкими принципами: не милосерден по отношению к сыну, не справедлив к дочери и отчасти профессиональному долгу (история с наркоденьгами из финала), но при этом приходит к пониманию в семье и проявляет принципиальность по отношению к продажному офицеру (даже если у того веские причины на это);
- Робби Прендерграст – благородный разбойник – сборщик мусора, который в свободное от работы время и (что парадоксально) одновременно пользуясь служебным положением грабит наркодилеров в качестве мести за смерть брата и в качестве наживы для лучшей жизни детей и племянницы (жена ушла, брат убит); но он не готов переступать черту (убийство) и готов к сочувствию к полицейскому и жертве ради семьи;
- Мэйв – племянница Робби, которая организует воспитание его детей и быт Прендерграстов; она всего лишь хочет жить молодую жизнь и защищать ее простоту и скромность; маленький человек, втянутый в большую игру, вопреки своему желанию и действиям;
- детектив Энтони Гроссо в принципе ведет двойную игру (при этом она мотивирована помощью маме и сестре); из-за него гибнет симпатичная ему девушка, но при этом он спасает других и раскаивается в своем предательстве; рефлексирующий плут (худшая характеристика для хорошего плута);
- Лиззи – обаятельная неудачница – неопытный офицер полиции, которой комфортнее поиск информации и анализ документов, чем полевая работа, хотя в группе Брэндиса она представляет как раз оперативное подразделение;
- глава местного филиала байкеров «Темные сердца» Пэрри Доразо контролирует наркоторговлю в регионе, жестоко расправляется с предателями, но при этом не желающий всякий раз доставать оружие и не готовый даже при смертельных рисках убить протеже, к которому относится как к сыну; это компромиссный антагонист;
- Джейсон – жестокий член «Темных сердец», правая рука Пэрри Доразо, преданный своему наставнику, но только до тех пор, пока не страдают его романтические отношения; это бескомпромиссный антагонист.
Это самые влиятельные для сюжета герои, чьи действия напрямую влияют на его ход. Понятно, что их характеры прописаны особенно удачно, хотя и второстепенные второстепенны лишь по сюжетному влиянию, но как герои легко узнаваемы. Это достигается минимальными средствами, вроде семейной истории Брэндисов про поиски брата на школьном стадионе (после нее становятся понятны отношения в этой семье), или реакции детей Робби на появление в их доме Клиффа (по которой понятно, что этот человек не просто друг и подельник Прендерграста), или рассказ детектива Алии откуда у нее эти шрамы (что поможет ей наладить контакт со свидетельницей).
Есть и более функциональные и эпизодические персонажи: священник Дэниэл в качестве совести Тома или сестра Энтони Грассо – для той же задачи; Эрин – как косвенная причина конфликта Прендерграста и «Темных сердец» и инструмент для его разрешения; «Персик» станет спусковым крючком повествования, а парочка, к которым обращается Робби для решения вопроса с наркотиками, нужна для курьерских услуг.
Но даже про самых незначительных героев в отрыве от сюжета есть что сказать. И тут работает комплекс причин – сценарная заслуга Брэда Ингелсби, удачный кастинг и актерская игра, которая и делает даже прикладных персонажей объемными и живыми.
Возможно, самая яркая работа у Тома Пелфри – Робби Прендерграст в его исполнении гармонично сочетает брутальную внешность и опустошенный полумертвый взгляд (полуживым его сохраняет злоба на мир и отцовский долг). Схожий образ был него еще в сериалах «Банши» и «Озарк», только здесь он кажется еще уместнее для сюжета и еще тоньше по исполнению.
Эмилия Джонс из оскароносной «CODA: ребенок глухих родителей» в персонаже Мэйв балансирует между ответственностью и инфантилизмом, решительностью и неуверенностью. Том Брэнрдис Марка Руффало дозированно вспыльчив при базовой сдержанности. А Фабьен Франкель, как и в «Доме дракона» сначала предстает в образе чистого рыцаря, а затем его Энтони Гроссо из «Задания» превращается в неуверенного предателя.
Ключевых для истории героев можно условно разделить на 4 группы: семья главного героя, ФБР/полиция, благородные бандиты (Прендерграст и его «семья») и неблагородные бандиты («Темные сердца»). Пересечение этих групп и рождает конфликты:
- личная месть на стыке – на стыке Прендерграстов и «Темных сердец» (реализуется через Робби);
- личная выгода и личная трагедия на стыке ФБР и «Темных сердец» (реализуется через Энтони Гроссо);
- милосердие или справедливость на стыке семей Брэндис и Прендерграст (реализуется через Тома Брэндиса и не только в его отношениях к Робби и Мэйв, но и в отношении к своим детям).
На пересечении этих групп – ключевая фигура сериала – Сэм. Он настолько важен для структуры, что сценарист Брэд Ингелсби будто специально лишает его воли, жертвуя глубиной характера в пользу направляющей идеи и общей истории, в которой будут раскрываться все остальные герои. Из центральных персонажей Сэм – единственный исключительно функциональный – послушный ребенок, который быстро адаптируется в новых условиях и не задает много неудобных вопросов.
Появление Сэма в сюжете и запускает основные события. Робби с компаньонами устраивают налет на дом родителей Сэм, и в ходе ограбления мальчик остается сиротой. После этого Робби забирает Сэма к себе, и ФБР создает команду по поиску ребенка (ограбления наркодилеров интересуют их значительно меньше).
В сериале почти не показывают переживания Сэма после разрыва с родителями – лишь однажды он аккуратно спрашивает, когда вернется к ним, но и обтекаемого ответа «скоро» ему достаточно. А еще Сэм не особо интересуется, почему оказался в доме Робби и Мэйв. Это, конечно, можно объяснить условиями прошлой жизни (мол, было настолько плохо, что про причины «переезда» даже спрашивать неловко), но только один раз он все-таки спрашивает, а главное – инертность Сэма сюжету все-таки выгоднее.
Через арку Сэма раскрывается, возможно, главная антитеза сериала: эмоциональный и рациональный конфликт воспитания. Похожая коллизия развивается и внутри главного героя. Ведь и по отношению к своим детям (сыну особенно) Том Брэндис должен пройти путь от аффективного отказа к осознанному принятию.
Путь же Сэма выглядит так:
- Родные родители (биологические отношения) – их убивают, а мальчика забирают из дома – ужас, катастрофа, травма на всю жизнь – эмоционально это самая понятная реакция, но сериал говорит: не забывайте, что его родители входили в организованную преступную группировку – каков шанс, что он не станет частью этого мира? По сериалу это территория неблагородных бандитов.
- Первая «приемная» семья (дом Прендерграстов) (дружеские отношения) – здесь к Сэму относятся с вниманием, но настороженно и, конечно, хотят избавится (Мэйв предпринимает попытку). Это дом благородных бандитов. Эмоционально зрителя привязывают к этой семье, (во многом через курицу, с которой дружит Сэм), но на рациональном уровне напоминают, что Робби – преступник, а Мэйв – сама вчерашний тинэйджер, у которой еще два ребенка под опекой, так что для Сэма это не самое надежное место.
- Изолятор для несовершеннолетних/приют (социальные отношения) –безразличное госучереждение, в котором к Сэму отношение как десяткам других детей, многие из которых преступники (в этом городе закрылся детский приют, поэтому Сэма поместили в изолятор за колючую проволоку). Да, Том говорит, что здесь безопасно; да, Тому говорят, что за мальчиком присматривают психологи, но как раз тут рациональное проигрывает эмоциональному (и вряд ли кому-то из зрителей это поражение не понравится).
- Вторая «приемная» семья (Дом Брэндисов) (компенсирующие отношения) – забота, опека, своя комната, семейные походы за мороженым и работа в саду, свои интересы и увлечения (уже нечто большее, чем курица). Все это появляется в жизни Сэма, вероятно, впервые. И, разумеется, зрителю, хочется, чтобы он остался здесь, ведь и он счастлив, и с ним счастливы. Но входит рациональное (вот уж внезапно – в образе священника): не забывайте о другом приемном сыне Брэндисов – точно ли этот поступок с Сэмом из благородного желания Тома спасти ребенка или еще и из-за компенсации личной травмы? И даже если приемный сын вернется в дом, останется ли здесь место для Сэма (эмоциональное, конечно, физическое как-нибудь найдут)?
- Безымянная приемная семья (семейные отношения) – эти отношения остаются за границами повествования, мы не знаем новых родителей и брата Сэма, но их презентуют как семью с открытки (и впервые за ним приезжают осознанно, Робби и Том все-таки забирали Сэма в свои дома спонтанно). В сериале у этой семьи такой же идеальный образ, как у самого мальчика, а ее роль тоже сугубо функциональна. Нас подталкивают к тому, что именно здесь Сэм сможет расти в максимально здоровой среде (учитывая обстоятельства его прошлого, конечно).
В «Мейр из Исттауна» шоураннер «Задания» уже касался семейной темы – там тоже раскрывались несколько типов отношений внутри семей (несчастных по-своему, разумеется). А был ли мальчик? Был. И тоже очень послушный, но только куда более деятельный. В «Мейр из Исттауна» Брэд Ингелсби, кажется, тоже разрешал проблему эмоционального и рационального выбора. Только там все детские испытания остались после титров, а здесь – до.