Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Большой материал на основе книги Behind the Mask of Spider-Man: Special Edition — The Secrets Of The Movie.

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Оглавление

Введение

В девяностые Джеймс Кэмерон почти снял фильм про Человека-паука. Он успел написать несколько вариантов сценария, но в итоге проект не удался, и права на использование персонажа в кино по кускам растащили разные компании. Когда Sony завладела этой интеллектуальной собственностью целиком, то получила сценарий Кэмерона вместе с его концептом органических веб-шутеров.

Студия решила использовать идею в собственном фильме, о чём благодаря журналу Wizard официально стало известно в марте 2000 года.

Wizard: The Comics Magazine #102 (03.2000)
Wizard: The Comics Magazine #102 (03.2000)

Новость вызвала сначала бурление, а затем и негативную реакцию среди многих фанатов. В июле начался San Diego Comic-Con, где Сэм Рэйми попытался объяснить такое непопулярное решение.

Джеймс Кэмерон в оригинальном сценарии фильма о Человеке-пауке отказался от веб-шутеров, тех металлических браслетов, стреляющих паутиной, которые считаются классическим атрибутом комиксов.

Я думаю, что он правильно поступил, потому что теперь паутина Человека-паука в буквальном смысле вылетает из его запястий. Мне кажется, что это гораздо интереснее, ведь теперь у него есть ещё один повод стыдиться себя. Когда он ходит по школе, то будет делать вот так [на видео Сэм прикрывает запястья рукавами].

Сэм Рэйми, Режиссёр «Человека-Паука»

Здесь нужно сделать первую ремарку — Питер Паркер никогда не стыдился своих способностей. Зачем ему стыдиться суперсилы, суперловкости, быстрых рефлексов и Паучьего чутья, которые позволяют ему убежать от проблем обыденности, прыгая по крышам?

Amazing Spider-Man Vol.1 #26 (1965), сценарий Стэна Ли, рисунок Стива Дитко
Amazing Spider-Man Vol.1 #26 (1965), сценарий Стэна Ли, рисунок Стива Дитко

Неудивительно, что слова Рэйми только усугубили ситуацию: у многих фанатов сложилось резонное впечатление, что если он прокомментировал введение органических шутеров именно так и никак иначе, то на отвращении к ним будет сделан особый акцент, а Питер Паркер станет маргиналом или даже люмпеном; читатели боялись, что у Питера не будет никаких связей в обществе, которое он же оберегает в роли Человека-паука.

В том же месяце три фаната создали сайт No Organic Webshooters, а затем и петицию для того, чтобы Sony передумали и взяли механическую версию гаджета. Алекс Росс выразил сайту поддержку через своих представителей. На форумах NOW обсуждался лор Человека-паука, его характер, личность и вред органических паутиномётов; к форуму подключился Питер Дэвид, cоздатель Человека-паука 2099 года, автор сюжета «Смерть Джин ДеВульф» и др. Он защищал решение Sony.

Уже в начале августа сайт распространял флаеры с призывами зарегистрироваться и подписать петицию, а один из создателей дал интервью Hollywood.com и поучаствовал в утреннем эфире одного из самых крупных радиостанций Лос-Анджелеса на тот момент, KROQ-FM.

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Одним словом, с запуска NOW в паучьем коммьюнити полноценно начался спор «органических против неорганических», как его назвал сопродюсер картины Грант Кёртис.

4 января 2001 года, то есть за 4 дня до начала съёмок, в калифорнийской студии Sony проходила пресс-конференция, где Сэм Рэйми вместе с актёрами отвечал на вопросы журналистов. В какой-то момент прозвучал вопрос о злополучном споре.

Я знаком со спором, но не следил за ним до конца. Чтобы прояснить, я знаю, что в комиксах Человек-паук обладает силами, при этом веб-шутеры с паутинной жидкостью создаёт сам, надевает их и таким образом стреляет паутиной. Однако в фильме мы пытаемся не только придерживаться комиксов, но и уловить дух картины. Так вот, мы всегда знали, что величайшая сила Человека-паука в том, что это настоящая личность, один из нас.

Он паренёк из Бруклина (Квинса, Сэм нечаянно оговорился), у которого не очень много денег. Питер не получает девушек, он прыщавый (никогда им не был) и в целом выглядит как обычный подросток [громко смеётся, когда Тоби странно на него смотрит]. Ну, чуть лучше обычного. И он один из нас, в отличие от Супермена с планеты Криптон или других фантастических героев. Он действительно тот парень, с которым мы себя ассоциируем. И этот парень наделён этими великими силами, или, быть может, проклят этими суперспособностями. Но важно, что он один из нас.

В комиксах, большимфанатом которых я являюсь, Питер гений, и мы оставим это, он очень умный парень. Но когда он может разработать материал, который не могут разработать даже в корпорации 3M, это дистанцирует его от реального человека, от обычного ребёнка в средней школе.

Поэтому мы решили, что раз его укусил этот паук, и он обрёл его способности (ползать по стенам, высоко и далеко прыгать, как некоторые виды пауков, получил пропорциональную силу паука), то логично дать ему способность плести свою собственную паутину, что позволит оставить Питера максимально приземлённым человеком, с которым мы сможем себя ассоциировать и остаться последовательными… Раз он укушен пауком и получает его способности, то почему бы и нет? Зачем ограничиваться только четырьмя из пятью сил? Почему не взять все сразу

Это отличный вариант, вдохновлённый сценарием Джеймса Кэмерона. Я думаю что это отличная идея, которая помогает отстранить его [Питера], заставляет почувствовать его отчуждённость и действительно проникнуться духом того, кто такой Человек-паук — непонятый герой, изгой, что проклят этими силами.

Сэм Рэйми, Режиссёр «Человека-Паука»
3:13—5:15

Несмотря на то, что с июля 2000 года Сэм явно обдумал своё отношение к персонажу и его изобретениям получше, идея об отчуждённости из-за органических веб-шутеров осталась, как и волнение фанатов.

До пресс-конференции Рэйми озвучил все основные идеи ещё в конце 2000 года для журнала Fangoria. Тогда он также отметил, что не совсем понимает, зачем Питер вообще создал паутинную формулу.

В марте-апреле 2001 года Рэйми вновь продублировал все главные мысли для журнала Cinescape, и добавил, что несмотря на идеи генетически модифицированного паука и человека с паучьими силами, концепт механических паутинометателей для Питера Паркера всё равно слишком фантастичен.

Подводя итоги — мысль о неправдоподобности и незначительности концепта Сэм Рэйми повторил как минимум четыре раза.

А сейчас я с первого раза докажу вам, что он неправ. Но прошу запастись терпением: это будет долгий разговор.

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Интеллект и стоимость материалов

Комиксы — это не про доскональную реалистичность, а про полёт фантазии. Не забывайте, мы тут обсуждаем человека с пропорциональной силой, скоростью и ловкостью паука, с паучьим чутьём, которое в натуральном смысле предсказывает опасность и её источник.

Питер смог сделать паутину в первую очередь потому, что его мир — как и любой другой выдуманный мир — не обязан быть досконально реальным, и поэтому Питер достаточно умён для создания формулы и паутиномётов.

Кстати говоря, в комиксах Паркер вслух говорил, зачем ему нужна паутина. Если он, парень с паучьими силами, хотел выступать на ТВ под именем Человека-паука и уже создал паучий костюм, то паутина была просто необходима для завершения эффектного паучьего образа. Питер не ошибся.

Что касается финансов, то в комиксах Паркер упоминал, что паучьи игрушки влетают ему в копеечку. По его собственным, заниженным меркам.

Amazing Spider-Man #296 (1988), сценарий Дэвида Микелайни, рисунок Алекса Савюка
Amazing Spider-Man #296 (1988), сценарий Дэвида Микелайни, рисунок Алекса Савюка

Поэтому приблизительная стоимость ингредиентов не кажется из ряда вон выходящей. Тем более, если мы её знаем.

Перед тем как заменить Питера на посту Человека-паука, его клон, Бен Рейли, отправился в аптеку за веществами для создания паутины. Денег было мало, поэтому он купил самую дешёвую бытовую химию, которую только смог найти. Покупки обошлись ему в 16,5 долларов. Рейли вспомнил, что когда Питер впервые создал паутину в 15 лет, он использовал примерно те же материалы.

The Sensational Spider-Man #0 (1996), сценарий и рисунок Дэна Юргенса
The Sensational Spider-Man #0 (1996), сценарий и рисунок Дэна Юргенса

Вернувшись домой, Бен начал работать в импровизированной лаборатории из хлама, найденного на помойках разных отелей. Осознавая сюр своего положения, Рейли озвучил стоимость нормальной лаборатории — 30 долларов. Под «нормальной» он шутливо подразумевал детский набор химика.

Итоговая паутина пару раз заклинила веб-шутеры, но в целом работала исправно.

The Sensational Spider-Man #0 (1996), сценарий и рисунок Дэна Юргенса
The Sensational Spider-Man #0 (1996), сценарий и рисунок Дэна Юргенса

Таким образом, во второй половине девяностых оборудование самого низкого качества стоило около 46,5 долларов. Если предположить, что адекватная лаборатория с ингредиентами стоит в два раза больше, то мы получим примерно 93 доллара, где 60 стоит оборудование, которое больше не придётся менять, и 33 — вещества, которые придётся покупать относительно часто. Это не самые большие деньги даже для Человека-паука.

Возможно, небольшая стоимость ингредиентов — именно та причина, из-за которой никто не смог скопировать формулу паутины в мире Marvel.

Когда у Питера и Мэри Джейн был медовый месяц, на стенолаза вышел Пума, он же миллиардер Томас Файрхарт, и предложил герою участие в секретной операции. Паркер не взял с собой костюм или шутеры, поэтому Томас выдал герою точную копию паучьего снаряжения. Она была создана его штатом учёных с мировым именем, от химиков до инженеров.

<span>Peter Parker, The Spectacular Spider-Man Annual #7 </span><span>(</span><span>1986), сценарий Джима Оусли, рисунок Алана Купперберга, Джима Ферна и Эла Милгрома</span>
Peter Parker, The Spectacular Spider-Man Annual #7 (1986), сценарий Джима Оусли, рисунок Алана Купперберга, Джима Ферна и Эла Милгрома

Костюм и веб-шутеры сидели как влитые, а копия Паучьего Сигнала работала лучше, чем оригинал. Была всего лишь одна проблема: паутина оказалась слишком хрупкой и не могла выдержать вес Питера.

Пробравшись в лабораторию учёных Файрхарта, Паук попытался создать паутинную жидкость из дорогих веществ с закодированным названием. Провозившись с химикатами «целую вечность», он смог синтезировать прочную и крепкую паутину. Однако из-за одного не расшифрованного вещества липкий конец паутины стал едким, как кислота.

Peter Parker, The Spectacular Spider-Man Annual #7 (1986), сценарий Джима Оусли, рисунок Алана Купперберга, Джима Ферна и Эла Милгрома
Peter Parker, The Spectacular Spider-Man Annual #7 (1986), сценарий Джима Оусли, рисунок Алана Купперберга, Джима Ферна и Эла Милгрома

Вероятно, гении-химики Файрхарта использовали исключительно дорогие вещества для создания паутины, совершенно не обратив внимания на бюджетные реагенты, которыми Паркер всегда пользовался и которые всегда работали.

Другими словами, в комиксах достаточно объяснений того, как и почему именно Питер Паркер смог создать формулу паутины с механическими шутерами, а другие не смогли.

В первый фильм Рэйми концепт можно было интегрировать двумя путями.

  • Иногда школа платит Питеру за фотографии для школьной газеты, или одноклассники/школьники из параллели пользуются его услугами для любительских фотосессий, за которые скромно вознаграждают Паркера. Скромно, но достаточно для создания первой формулы.
  • Он использует деньги с карманных расходов от Бена и Мэй, или пользуется сбережениями родителей; продаёт что-то из своих игрушек или экономит на школьных обедах.

Комиксы

Рэйми подходили как минимум две комиксные версии создания веб-шутеров.

Старый научный проект

Герой изобрёл гаджет не за один день, а начал работать над ним ещё до укуса.

Позже эту историю углубили — в детстве Питер читал комиксы Золотого века и мечтал стать супергероем вроде Капитана Америка. Однажды хулиган на скейтборде задел тётю Мэй, и она сломала лодыжку; Питер очень хотел каким-то образом дотянуться до обидчика и остановить его, но было уже поздно.

Тем не менее комиксы навели юного гения на определённые мысли. Так он и создал первый набросок веб-шутеров в 13 лет.

Amazing Spider-Man Vol.1 #-1 (1997), сценарий Тома ДеФалко и рисунок Джона Беннетта
Amazing Spider-Man Vol.1 #-1 (1997), сценарий Тома ДеФалко и рисунок Джона Беннетта

Связь со школой

Можно вспомнить лёгкий реткон восьмидесятых, где Паркер использовал оборудование собственной школы для создания экипировки. В комиксе даже объясняется, как он получил доступ к оборудованию: Питер был настолько прилежен, что пользовался безоговорочным доверием директора. То есть репутация «книжного червя» напрямую помогла ему в создании паутиномёта.

Peter Parker, The Spectacular Spider-Man #60 (1981), сценарий Роджера Стерна и рисунок Грега Ларока
Peter Parker, The Spectacular Spider-Man #60 (1981), сценарий Роджера Стерна и рисунок Грега Ларока

Но это сценарии для создания первой формулы. Когда все картриджи разрядятся, производство новой паутины потребует денег. И трилогия сама же даёт ответ, где их найти: ещё в первом фильме зрителям показали основную работу Питера — Дейли Бьюгл. Значительную часть зарплаты герой мог тратить не только на проживание, но и на паучьи штучки; в том числе с этим можно было бы связать финансовое положение супергероя в ЧП2-3.

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

«Мой дар, моё проклятье», но только более осмысленное.

Если комната слишком мала для лаборатории, Питер может периодически работать над формулой в ESU, как в комиксах.

Кстати, если у Человека-паука нет денег на изобретение паутины и веб-шутеров, откуда у него деньги на роскошный костюм с серебряным веббингом, на котором акцентируется всё внимание зрителя во всех экшн-сценах, промо-материалах, постерах, трейлерах и мерчендайзе трилогии?

С веб-шутерами легче: они незаметны, спрятаны и малы, поэтому их подгонка под контекст фильма менее важна по сравнению с костюмом.

Amazing Spider-Man Vol.1 #12 (1964), сценарий Стэна Ли, рисунок Стива Дитко
Amazing Spider-Man Vol.1 #12 (1964), сценарий Стэна Ли, рисунок Стива Дитко

Сет-дрессинг

Для правдоподобности шутеров можно было заняться сет-дрессингом (декорированием), что очень помогло антагонисту.

Здесь есть немного дерева и металла, но комната и диван зелёные — Зелёный гоблин!

Нил Списак, Художник-постановщик

Нил имеет ввиду, что зелёный цвет в интерьере и декоре апартаментов Осборна, то есть стены, колонны, вазы, миниатюрные деревья и даже диван — всё работает как предзнаменование Зелёного гоблина. Зелёный встречаются даже в главном комплексе OsCorp.

И у маски злодея тоже есть своя история.

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Мы предложили концепт коллекции Нормана с древними церемониальными масками. Идея заключалась в том, что он подобрал эту маску Гоблина где-то в своих путешествиях. Так что мы взяли тот образ, который создали для управляемого протеза, и начали разрабатывать что-то в контексте племенных масок.

Том Вудрафф мл., Художник ADI

Мы выбрали свирепые и пугающие маски, противоположные маскам плодородия. У многих масок из Латинской Америки, например, была тематика Дьябло, Дьявола.

Карен О’Хара, Художник-декоратор

Последняя маска выглядит как очищенный металл. Она больше не «племенная» из-за технологий, но внешний вид вызывает ощущение боевой брони. И это сущность Гоблина. Это полная противоположность суперкостюму OsCorp, который он носит. Маска — это то, за что Норман хватается в своем безумии, чтобы замаскировать себя.

Том Вудрафф мл., Художник ADI
Главный демон
Главный демон

Ещё один пример.

Почему Норман любит чёрные платья? Потому что так одевалась его жена.

Гарри хотел подлизаться к отцу, выставив на своеобразный «аукцион» собственную девушку, которой папочка может впечатлиться, а если всё пойдёт совсем хорошо — воспользоваться.

Какую информацию мы только что узнали про Нормана Озборна?

Как и в комиксах, это алчный человек, который оправдывает пренебрежение сыном и корпоративные риски прогрессом для всего человечества. Сыворотка лишь гиперболизировала плохое и хорошее в нём, а потом разделила на две личности.

Норман хочет владеть абсолютно всем, что только может получить: все контракты правительства, все акции, всю силу и власть. Поэтому он так засматривается на умного, самостоятельного и трудолюбивого Питера: это идеальный кандидат для того, чтобы подчеркнуть статус самого Нормана, который долго и упорно строил свою компанию.

Ситуация с Человеком-пауком аналогична. В разговоре на крыше Зелёный гоблин предлагал вовсе не сотрудничество, а подчинение. Гоблин возненавидел Паука не потому, что тот отказался от тим-апа, а потому, что это равная злодею сила, которую он не может контролировать.

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Зелёный гоблин в трилогии Рэйми — это самое буквальное воплощение Дьявола. На крыше Норман подобно лукавому склонял Питера к злу, утверждая, что несмотря на все его геройские потуги, никто и никогда не будет считать Паука героем.

Люди — это неблагодарный скот.

1:28

Как и Мефистофель, злодей «управляет» огнём и пользуется трезубцем, а когда Гоблин полностью поглощает Нормана, то переодевается в чёрное.

В нападении на тётю Мэй мы видим «адские» огни, молитву и зло, на котором эта молитва заканчивается.

Сам Дьявол ходит в обличье Зелёного гоблина: его жажда власти не знает границ, и он готов убить каждого, кто встанет у него на пути. Грамотный сет-дрессинг задаёт теме новый бэкграунд и контекст, а они добавляют персонажу и его арке несколько ценных смысловых слоёв.

Комната Питера

Она тоже декорирована, но под совершенно другие цели, очевидно.

Например, фотографии Мэри Джейн из лаборатории Питер повесил прямо над столом и вдохновлялся ими, пока рисовал костюм.

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Чтобы оправдать создание дизайна костюма как такового, Сэм сделал Питера начинающим художником, поэтому тут и там можно заметить его скетчи.

Однако демонстрация интеллектуально-гиковской грани Паркера очень скомкана: постер Эйнштейна и Электры, большой светильник в виде лампочки, игрушки космических шаттлов, какие-то инструменты и какие-то провода, которые не собираются во что-то конкретное.

Подобный декор создаёт впечатление заморыша-ботаноида, да, но не инженера-химика.

Можно было сделать акцент камеры на химическом или электронном оборудовании или в принципе показать хотя бы один научный прибор, который будет намекать на уклон мысли и деятельности юного гения: аудитории нужно показать, что Питер давно работает в научной отрасли.

Распаковка нового оборудования органично исполнила бы эту задачу.

Amazing Fantasy #15 (1962), сценарий Стэна Ли, рисунок Стива Дитко
Amazing Fantasy #15 (1962), сценарий Стэна Ли, рисунок Стива Дитко

Если нельзя обставить комнату, всегда есть чердак. В комиксах Питер сушил там костюм и работал над паутиной.

Бюджетное изобретение в комнате Питера отлично расскажет о его интеллекте без слов, и дальнейшее создание веб-шутеров будет выглядеть правдоподобнее. «Новый Человек-Паук» и «Первый Мститель: Противостояние» тому доказательство.

Видимо, после древних масок, фотографий Мэри Джейн и скетчей у художника-декоратора внезапно кончилась фантазия.

Последовательность и логика

Допустим, что паучий укус дал Питеру возможность стрелять паутиной. Паук экспериментальный, продвинутый, так что это звучит правдоподобно.

Но к реализации концепта в кино возникают вопросы: во-первых, почему Паркер выпускает паутину не из заднего места, как паук, который его укусил; во-вторых, почему в теле героя появились два спиннерета, если у паука всего один; в-третьих, почему для выпуска паутины надо нажимать на ладонь? Там же нет кнопки, как в механическом шутере.

В вышеупомянутом выпуске Fangoria автор интервью с Сэмом Рэйми, Билл Уоррен, саркастично отметил для читателя следующее: «нет, шутник, Питер не стреляет паутиной из того самого места».

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Уоррен не спросил Сэма Рэйми о том, почему Питер не стреляет паутиной из этого места, несмотря на то, что здесь видно явное противоречие логике и реализму, о которых Сэм говорил четыре раза к ряду. Это удача, а не логика.

Ещё в начале девяностых самый первый обладатель органической паутины, Человек-паук 2099, говорил, как же ему несказанно повезло, что после получения суперсил он стреляет паутиной не из своего зада.

Ошибки фильма очень просто решаются. У нас есть 15 супер-пауков: они быстрые, ловкие, умеют далеко и высоко прыгать, поднимают тяжёлые предметы и обладают «паучьим чутьём», которое предсказывает опасность.

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Высокие технологии такого уровня позволяют пойти чуть дальше — наделить пауков способностью плести паутину не только сзади, но и спереди (или только спереди), из двух передних лап. Обоснование очень простое: по мнению учёных, так пауки смогут быстрее плести или восстанавливать свою сеть, если она порвётся.

Для максимальной правдоподобности можно слегка утолстить паучку передние ноги, объяснив это тем, что прядильные органы занимают там небольшое пространство. Уверен, такого трюка можно добиться и с практическими эффектами, с помощью лёгкого пластика, например.

Если по каким-то причинам идея невозможна для реализации, можно подшутить над удачным стечением обстоятельств подобно Мигелю О’Харе, а не заявлять о мнимой логике.

Твип

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Сделайте удивлённое лицо: на самом деле в первом «Человеке-Пауке» были веб-шутеры. Более того, они пережили все стадии продакшна.

Препродакшн

Работы концепт-художника Майлза Тевеса датированы только 2000-ым годом, а у набросков его коллеги, Джеймса Кэрсона, есть точные даты: первый и последний веб-шутер он нарисовал 14 сентября и 9 ноября соответственно.

Очевидно, что после шумихи в июле и августе Sony всё-таки дали механическим шутерам зелёный свет: терять потенциальные деньги фанатов студия не очень хотела.

При этом в октябре Карсон создал концепт органического шутера; бросать простую и понятную массам идею студия тоже не хотела.

25 октября 2000 года
25 октября 2000 года

Продакшн

В инструкции для съёмочной команды веб-шутеры указаны как необходимый реквизит для съёмок 17 января 2001 года.

21 февраля вышел Web Sizzle Trailer с первыми материалами со съёмок, где аудитория впервые увидела веб-шутеры.

1:06—1:09

20 мая Activision выставили веб-шутеры на стенде E3.

21 мая паутиномёты засветились на слитых кадрах трейлера для инвесторов.

0:30

Постпродакшн, релиз и дистрибуция

13 декабря 2001 года гаджет появился в полноценном трейлере фильма.

0:54

3 мая состоялась премьера картины, где в трёх сценах с костюмом заметен спиннерет веб-шутеров.

На VHS и DVD носителях устройство на пару секунд видно в той сцене, где Питер тренируется стрелять паутиной. На других носителях шутер замазали.

Паутиномёты видны на нескольких промо-материалах.

И наконец, гаджет попал в первую модель игрушек компании ToyBiz.

Пока концепт-художники рисовали веб-шутеры, проходили съёмки с веб-шутерами и выпускались первые трейлеры с веб-шутерами, Сэм Рэйми успел дать три интервью, где сказал, что веб-шутеров в фильме не будет.

Есть ли этому какое-то рациональное объяснение?

Почему так

Возможно, Сэм говорил за себя — это он не хотел шутеров в фильме. Все интервью выше чётко дают понять, что Рэйми банально не понимал их, не понимал, почему и как шутеры создали, зачем они вообще нужны.

Но Sony, вероятно, была не против концепта, особенно после событий июля-августа 2000 года, поэтому она отправила механические (и органические) веб-шутеры на препродакшн примерно в сентябре того же года. Вероятно, студия дала Рэйми гарантии, что в случае неудачи сцены с гаджетом можно будет легко вырезать, и его создание глобально не повлияет на сюжет.

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Ограниченная временем и фантазией, команда фильма не смогла должным образом реализовать механизм в истории. По итогу где-то в середине съёмок с костюма вырезали спиннереты, а сцену в комнате обработали на постпродакшне: всё вернулось к первоначальной идее органических паутиномётов.

Благодаря коммерчески-творческому успеху информация о веб-шутерах в трейлерах и тизерах напрочь вымылась из медийного пространства. «Матёрые» фанаты сразу всё забыли, а новички в принципе ничего не знали.

Sony решили закрепить этот эффект в свойственной для себя манере.

В книге Behind the Mask of Spider-Man: Special Edition нет упоминаний не только о том, что механические веб-шутеры всё-таки попали в фильм; нет информации о том, что они вообще были в разработке. То есть концептов Майлза Тевеса, Джэйса Кэрсона или пропсов устройства с Е3 2001 вы не увидите. Настолько Sony не хотела касаться этой темы.

И что?

Зачем сумасшедшие фанатики создали сайты и петиции против органических веб-шутеров, а теперь пишут об этом статьи? Почему это вообще важно?

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Вполне справедливые вопросы, на которые мы сейчас ответим.

Экшен

Саспенс

Искусственной паутине свойственно заканчиваться. Если это происходит в бою или полёте, то напряжение автоматически усиливается.

Например, когда Человек-паук в первом выпуске своей серии почти поймал Хамелеона, то паутина внезапно кончилась, и герою пришлось ловить тёмные силуэты в кромешной тьме.

После того как паутина кончилась в драке с Ка-Заром, Человек-паук боксировал с ним на канате, без шанса на приятный спуск.

В стычке с Шокером пустые паутиномёты обернулись для Питера близкой смертью: он оказался под завалами в канализации и чуть не утонул.

Перед тем как нанести решающий удар Гарри Осборну под маской Зелёного Гоблина, Питер выслушал его план: злодей похитил Флэша Томпсона, Мэри Джейн и тётю Мэй, после чего подвесил к их головам миниатюрные термоядерные бомбы, две из которых — подделка. Пауку нужно было не только сделать выбор между тремя близкими людьми, но и успеть к ним вовремя: до взрыва оставалось 6 минут.

Amazing Spider-Man Vol.1 #137 (1974), сценарий Джерри Конуэя и рисунок Росса Эндрю
Amazing Spider-Man Vol.1 #137 (1974), сценарий Джерри Конуэя и рисунок Росса Эндрю

Само собой, как раз в этот момент у героя закончилась вся паутина. В абсолютной панике он убил несколько минут на то, чтобы добраться до запасных картриджей на другом конце города, после чего в тотальном испуге полетел к своим близким, надеясь, что они ещё живы.

Подобных ситуаций было очень много. Не нужно адаптировать их в каждой драке (тогда они потеряют свой вес), хватило бы одного или двух раз, как в «Новом Человеке-пауке» или игре Insomniac.

2:50-2:58
1:11
7:43

Кто-то наверняка вспомнил «Человека-паука 2», где паутина закончилась аж 3 раза.

0:27
2:01
0:17

Дело в том, что все эти три раза на самом деле не более, чем одноразовый пшик: во-первых, две сцены из трёх никак не связаны с экшеном; во-вторых, паутина кончалась только из-за экзистенциального кризиса Питера, и в двух других фильмах зритель и главный герой прекрасно знают, что она не закончится никогда — не демонстрируя предел органической паутины, Сэм Рэйми де-факто сделал её бесконечной. Из-за этого все экшн-сцены трилогии и в половину не такие напряжённые, какими могли бы быть.

Фишка искусственной паутины в том, что она может закончиться в любой момент, за счёт чего зритель всегда находится в «пассивном» напряжении.

Если в сцене с поездом аудиторию мучил вопрос «сможет ли герой остановить поезд вовремя?», то с шутерами вопрос был бы серьёзнее — «сможет ли он остановить поезд вовремя и хватит ли у него паутины, чтобы это сделать?».

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Импровизация

Механические шутеры могут сломаться, а паутина — закончиться, и тогда Человеку-Пауку придётся использовать другое оружие: свою смекалку.

Когда супергерой противостоял «Мастерам Угроз», Принцесса Питон расплавила его шутеры и заперла в одной комнате с гигантским питоном. Даже без паутины Паркер смог по классике завернуть животное в узел.

В одном из столкновений с Гоблином паутина вероломно кончилась в самый нужный момент, однако Питер не растерялся и придумал довольно простой план; он заманил зелёного эльфа к нужной точке и напал на него сзади.

Но вот куда более известный пример.

Однажды подруге Человека-паука, Мадам Паутине, пришло видение о том, что на неё охотится неостановимый суперзлодей Джаггернаут, которому не нужна еда, вода или воздух; он также равен Халку по силе.

Amazing Spider-Man Vol.1 #229 (1982), сценарий Роджера Стерна, рисунок Джона Ромиты-мл. и Джима Муни
Amazing Spider-Man Vol.1 #229 (1982), сценарий Роджера Стерна, рисунок Джона Ромиты-мл. и Джима Муни

Мстители, Фантастическая Четвёрка и Доктор Стрэндж куда-то исчезли, а Люди Икс, которые уже сталкивались с Джаггернаутом, были вне зоны доступа: вся надежда осталась на одного Человека-паука.

Питер быстро понял, что неостановимый Джаггернаут полностью заслужил свой титул: он сметал полицейские машины и патрули как муравьёв; силовое поле защищало его от выстрелов паутины; Джагги без проблем прошёл сквозь паутинный барьер и никак не отреагировал на пятиминутные попытки стенолаза сдвинуть его с места; он прошёл сквозь стену небоскрёба и второй паутинный барьер, а затем выдержал удар в миллион вольт электричества.

Джаггернаут узнал, что без кресла с системой жизнеобеспечения Мадам Паутина для него бесполезна. Только узнал он это уже после того, как отделил её от кресла, и теперь женщина находилась при смерти.

Amazing Spider-Man Vol.1 #229 (1982), сценарий Роджера Стерна, рисунок Джона Ромиты-мл. и Джима Муни
Amazing Spider-Man Vol.1 #229 (1982), сценарий Роджера Стерна, рисунок Джона Ромиты-мл. и Джима Муни

В ярости Питер поклялся отомстить за свою подругу и сравнять с Джаггернаутом счёты. Он стрелял в него балками, кидался металлическими шарами и даже случайно обрушил на суперзлодея кирпичную стену. Бесполезно.

В итоге у Паркера закончилась вся паутина, но не все идеи — он направил на Джаггернаута бензовоз.

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Но, разумется, это не помогло.

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

В отчаянии Питер бросился на Джаггернаута и просто закрыл ему глаза, пытаясь остановить хоть на какое-то время. В ответ живой бульдозер начал колотить Паука что есть сил, но вдруг понял, что его уже победили: вселенная вознаградила супергероя за терпение и креативность — сам того не понимая, он заманил Джаггернаута в жидкий бетон, где тот и утонул.

Не нужно детально пересказывать эту классическую историю, достаточно передать креативное мышление героя в стрессовой, безнадёжной ситуации без паутины, как это позже сделали в фильме «Человек-Паук: Вдали от дома».

3:13

Так как в трилогии паутина почти не заканчивается, а когда заканчивается, то Питер не импровизирует для победы над врагом, остаётся рассматривать его импровизацию по крайней мере с бесконечной паутиной.

В первом фильме он догадался, что глайдер — это устройство, которое можно сломать.

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Догадаться до этого не сложно: глайдер сам по себе выглядит как устройство и оставляет выхлопную дымку, как старый поезд, пароход, самолёт или обычный автомобиль.

Во второй части «смекалистой» импровизации не было.

В триквеле Паркер понял, что Песочного Человека можно победить водой, а в бою с Веномом только через 15 минут драматично вспомнил, что симбиот не любит громкие звуки.

4:16
4:06

По итогу Питер интересно схитрил всего один раз, когда поставил ловушку Новому Гоблину. Момент неплох сам по себе и уместно адаптирует комиксы.

Момент неплохой, но только один за всю трилогию, и он задействован не в финальной схватке, а в четырёхминутном междусобойчике, поэтому его ценность в развитии персонажа минимальна.

Идеальный момент для демонстрации смекалки мог быть вот здесь.

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Представьте, что Гоблин не просто надавил на запястье, а раздавил веб-шутер.

«Everyman»

Вопреки современным стереотипам Питер Паркер никогда не был обычным, о чём он сам и говорит.

Amazing Fantasy #15 (1962), сценарий Стэна Ли, рисунок Стива Дитко
Amazing Fantasy #15 (1962), сценарий Стэна Ли, рисунок Стива Дитко

Питер Паркер не просто умён, он гениален, а гениальных людей в мире раз два и обчёлся. По логике Сэма Рэйми настолько редкое качество отдаляет персонажа от центральной аудитории — средних школьников — однако это опровергается чисто эмпирически: до фильма Человек-паук был популярен 40 лет. Почему?

Потому что гениальность не даёт Питеру карт-бланш на беззаботную жизнь, и его постоянно преследуют самые обыкновенные проблемы, вроде поиска работы, жилья или неудачного общения с девушками и сверстниками. Питер создаёт гениальные изобретения, но не deus ex machin’ы. Та же искусственная паутина требует ресурсов, и её нужно правильно синтезировать, «настроить».

Когда в комиксах Питер создал новую формулу усиленной паутины, он слегка перестарался: если обычную паутину запорный клапан веб-шутера может разрезать после того, как Паркер отпустит кнопку, то новый образец был ему не по зубам. Пока протагонист вручную обрывал нить, свидетель произошедшего преступления по кличке Паладин успел сбежать.

Даже когда паутина готова, её запас ограничен. Необязательно использовать эти ограничения исключительно в экшн-сценах, где ставки высоки как никогда. Иногда пустые картриджи могут обернуться неприятной прогулкой в дождливый день, потому что Питер забыл взять запасные картриджи с паутиной, как мы иногда забываем зонтик.

Для избежания подобных ситуаций Питер часто перепроверяет веб-шутеры и пояс с картриджами, как мы проверяем ключи, кошелёк и телефон в кармане.

Нереалистичная искусственная паутина привносит реалистичный и знакомый всем бытовой элемент, которого у органической паутины просто нет.

Веб-шутеры хоть и высокотехнологичны в своей сути, но всё ещё сделаны из дешёвых материалов. Их нельзя просто протащить через металлодетектор — эту проблему Паркер решил, разобрав гаджет на «запчасти» для камеры.

Web Of Spider-Man Vol.1 #20 (1986), сценарий Дэвида Микелайни, рисунок Марка Сильвестри
Web Of Spider-Man Vol.1 #20 (1986), сценарий Дэвида Микелайни, рисунок Марка Сильвестри

Позже он улучшил устройство: созданный из продвинутой пластмассы, новый шутер стал пластичнее и легче, а также избавлял Питера от проблем с таможней; появилась красная лампочка, которая загорается, если паутина на исходе. Раньше Человек-паук метал паучьи жучки, а теперь он может ими стрелять. Всё благодаря гению Питера и его зарплате фотографа.

Человек-паук получил суперсилы, но Питер Паркер нашёл им применение и вектор развития. Это не далось ему легко, он постоянно проходил через финансовые и бытовые проблемы; иногда ему просто не везло. Но в итоге Питер справлялся, потому что он особенный, и был таким ещё до укуса. А его изобретения хоть и гениальные, но вместе с тем сподручные и приземлённые, поэтому в них очень легко поверить.

Питер Паркер — необычный человек с обычными проблемами, и поэтому читатели так легко ассоциировали себя с ним 40 лет до трилогии: они тоже считали себя необычными людьми. И это нормально, никто не хочет быть обыкновенным заурядным статистом, все хотят быть особенными.

Питер Паркер в интерпретации Сэма Рэйми никогда не был особенным.

Если в комиксах Питер ещё до укуса мог прямо предложить девушке пойти погулять, то в трилогии у него хватило духа лишь на обманку с фотографиями.

Если в комиксах Питер через чувство вины и злобу всё-таки оставил в живых убийцу своего дяди, то в трилогии он смотрел на его труп, хотя мог спасти с помощью паучьих рефлексов и бесконечной паутины; мог хотя бы попытаться.

Об извилинах Питера в исполнении Тоби Магуайра сказано много, но, пожалуй, недостаточно.

Когда в «Человеке-пауке 2» Паркер произносит много умных слов и за кадром полтора часа обсуждает установку с Отто, это подразумевает, что он понимает механизм на его уровне, то есть Питер очень умный. Будущая ошибка Октавиуса подтверждает, что опасения Питера был пророческими, то есть он не просто умный, он понимает установку лучше Отто.

В финальной битве от этого подтекста не остаётся и следа: когда испорченная розетка не останавливает новую установку, Питер беспомощно разводит руками и спрашивает

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

На слова Октавиуса о том, что установку невозможно остановить, Питер отвечает «Думайте!».

Он в буквальном смысле просит другого персонажа, — который понимает собственное изобретение хуже, чем Питер — придумать решение глобального кризиса за него. И бывший злодей придумывает. Но не Питер.

Питер Паркер в трилогии Сэма Рэйми не настолько мужественен, насколько фильмы пытается это доказать; из просто неудачливого задрота он превратился в забитого заморыша; его интеллект находится на уровне ниже среднего, даже когда зрителей пытаются уверить в обратном. И у Питера нет минимальной харизмы, чтобы покрыть всё это больше чем одной репликой.

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Он никак не развивает паучьи силы, потому что после укуса получает всё и сразу; финансовые проблемы сиквела он решил «как-то» за кадром, потому что фильм забыл этот подсюжет сразу после того, как герой избавился от костюма.

Питер Паркер в трилогии Сэма Рэйми хуже обычного человека, и органические шутеры — это просто ещё один кусочек неинтересного паззла.

Итоги

Без паутины Человек-паук превратится в стенолаза со сверхсилой и рефлексами, как Человек-лягушка, но посильнее. Паучий образ завершил именно Питер, создав шутеры с формулой. Он может выкинуть паутиномёты с костюмом в любой момент (что он часто и делал), и Человека-паука не будет. Нет Питера Паркера — нет Человека-паука.

В трилогии у него изначально нет никакого выбора: способность стрелять паутиной он унаследовал генетически. Поэтому в сиквеле для существования выбора понадобился подсознательный блок способностей, который Питер не контролировал. Даже после блока он не задумался о том, чтобы бросить паучью мантию — на это его надоумил безымянный доктор (откуда у Питера взялись деньги на доктора, кстати?).

В комиксах Питер совершал попытки продать формулу: прочность и гибкость паутины гарантировали ему небывалое состояние, но камнем преткновения стал тот факт, что через час материал растворяется. Паук мог создать вечную паутину, но на это ушли бы месяцы, а деньги на лечение Мэй нужны были прямо сейчас.

Тем не менее, после этого он всё ещё мог доработать формулу и разбогатеть: Тони Старк уверял, что такой патент потенциально стоит миллиарды долларов. Паркер ответил, что для патента придётся раскрыть свою личность, и тогда его близкие будут в опасности.

Invincible Iron Man Vol.2 #7 (2009), сценарий Мэтта Фрекшена и рисунок Сальвадора Ларрока
Invincible Iron Man Vol.2 #7 (2009), сценарий Мэтта Фрекшена и рисунок Сальвадора Ларрока

Снова «мой дар, моё проклятье», только более осмысленное.

В защиту Рэйми можно сказать, что разговор со Старком случился через 9 лет после начала производства первого фильма. Но это не железное оправдание: если бы Сэм внимательно читал ран Ли/Дитко и проявил немного фантазии, идея пришла бы ему в голову сама собой.

Отказавшись от концепции механических веб-шутеров, Рэйми вырезал четверть всех проблем Питера Паркера и больше половины способов, которыми он эти проблемы решает. От крепкого саспенса и неожиданного креатива в экшн-сценах до бытового юмора — механические веб-шутеры можно подать с самых разных сторон. Необязательно со всех, но обязательно с наиболее ярких, и у режиссёра была вся необходимая песочница: за исключением Invincible Iron Man № 7 в статье фигурировали только те комиксы, которые вышли до первого сценария картины 16 августа 1999 года.

Перед Рэйми лежала история персонажа длиною в 40 лет, но он её просто проигнорировал. Кто-то возразит и скажет, что режиссёр хотел сконцентрироваться на душе супергероя, и поэтому он выбрал органические веб-шутеры. Мы уже выяснили, что механические паутиномёты служат этой идее гораздо лучше, но допустим. Вопросов было бы гораздо меньше, реализуй Сэм органические шутеры последовательно, логично и с энтузиазмом. Но получилось непоследовательно, глупо и безынтересно.

Проблема органических веб-шутеров Сэма Рэйми неразрывно связана с проблемой трилогии вообще — «оказуалив» концепт до неузнаваемости, Рэйми потерял множество черт персонажа, которые делали его уникальным.

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор

Спасибо, что потратили время на статью!

Если вы узнали что-то интересное о Человеке-пауке в комиксах и кино, не забудьте поставить плюс и написать комментарий! Аргументированная критика приветствуется.

Ещё раз спасибо и до скорых встреч!

Органические веб-шутеры Сэма Рэйми — спорное решение, которое обсуждают до сих пор
692692 показа
46K46K открытий
2626 репостов
548 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить
Ответить