Затяжная война: обзор Shadow of War

Истинная концовка стоит того, чтобы дойти до неё самому.

Затяжная война: обзор Shadow of War

Перед выходом Middle-earth: Shadow of War в интернете чаще обсуждали просчёты в маркетинговой кампании издателя, чем саму игру. А ведь она из личной истории про месть разрослась до эпической войны с Сауроном за Мордор.

Общее впечатление после Shadow of War — как будто поучаствовал в сражении за Минас-Тирит, и не один раз. С той лишь только разницей, что здесь орки воюют с орками.

Как относиться к расхождениям с каноном

Сразу предупрежу: толкинисты, что ни при каких условиях не принимают расхождения с книгами, точно будут недовольны. Я уже писал про то, как первая часть нарушает каноны. И как бы разработчики ни заявляли, что создают свою историю по принципам вселенной, вторая часть в канон не вписывается.

Шелоб — человек. В войне участвуют дрейки, похожие на драконов огнедышащие существа. В русских субтитрах их почему-то всё равно переводят как драконов — и ничего, что последнего огнедышащего убил Бильбо. А ещё тут орки оккультисткими методами призывают Балрога. Ни в одном произведении Толкина о таком и речи не шло.

Затяжная война: обзор Shadow of War

Более того, события самой временной линии изменили. Разбирая первый трейлер Shadow of War, я предположил, что сражение за Минас Итиль покажут в качестве флэшбеков одного из персонажей. На деле же эту битву перенесли почти на тысячелетие вперёд и вписали в события игры — в период между походом Бильбо и Войной Кольца.

Оправдывает ли возможность поучаствовать в эпической войне за Мордор такие вольности? Думаю, да. Мне тоже не по душе небрежное отношение к наследию Толкина, но я сумел абстрагировался от канона. Если хотите полюбить Shadow of War, то воспринимайте её, как произведение по мотивам.

Подготовка к войне

Затяжная война: обзор Shadow of War

К Shadow of Mordor хотелось придираться уже потому, что многое она заимствовала из других игр: герой двигался как ассасин, сражался как Бэтмен. Разработчиков даже открыто обвиняли в копировании механик из Assassin's Creed 2. В новой части возможности Талиона преобразили так, что теперь его точно ни с кем не спутаешь.

Рейнджер Гондора, вместе со вселившимся в него духом эльфийского кузнеца Келебримбора, выковал новое Кольцо Власти в Роковой горе. Благодаря ему герой может подчинять себе целые армии орков и управлять ими. Если раньше ему поддавались лишь обычные урук-хаи, ездовые животные карагоры, редко и с трудом — тролли, то теперь Талион захватывает и великанов, и големов, и даже дрейков. А подчинённых капитанов орков назначает своими охранниками и вызывает на помощь по ходу боя.

Паркур в Shadow of War больше не напоминает Assassin's Creed. Талион стал подвижнее: на стены он не карабкается, а едва ли не взбегает, второй раз подпрыгнуть в воздухе для него тоже не проблема.

Боевой стиль героя всё ещё похож на стиль Бэтмена из игр Rocksteady. Вроде бы добивания кровавые и смотрятся отлично, а призрачные способности Келибримбора добавляют дракам уникальности — особенно круто, когда дух выскакивает из Талиона и нападает на других противников или контратакует их, пока рейнджер добивает оглушённого орка.

Однако простота связки удар-контратака на двух кнопках утомляет. Потому прямых стычек с рядовыми орками хочется избегать, как и в прошлой части — до тех пор, пока не встретишь серьёзного противника.

Затяжная война: обзор Shadow of War

Система Nemesis в Shadow of Mordor генерировала уникальные противостояния с капитанами орков. У всех противников были свои способности: один мастерски орудует огненными бомбами и мечами, но «очень вкусный для зверей», другой умеет подстраиваться под действия игрока, но уязвим для добиваний — в таком духе. Каждое противостояние было не похоже не предыдущее, а больше всего сражаться с орками подстёгивала простая жажда мести.

Затяжная война: обзор Shadow of War

Shadow of War затягивает теми же приёмами. Когда я впервые столкнулся с капитанами, то вспомнил, за что одновременно и любил, и ненавидел их. Это самые злые и неуступчивые орки. Не добьёте раненого капитана в сражении и упустите его — он потом припомнит каждый из своих шрамов и при встрече будет атаковать вас ещё яростнее. Когда погибаешь сам, то первое, что хочется сделать — отомстить убийце.

Затяжная война: обзор Shadow of War

«Раскачивается» Shadow of War неспешно: Талион и Келебримбор собирают армию, чтобы пойти на войну с Тёмным Властелином, но вместо этого во вступлении отправляются в Минас Итиль и помогают горожанам противостоять натиску армии Назгулов.

Первые пять-шесть часов приходится заниматься привычными по Shadow of Mordor делами. За возможность побывать в Минас Итиле это прощаешь, но знай я заранее, что вступление так затянется, не лез бы в сражения с капитанами. Система Nemesis всё ещё умеет подловить на жажде мести.

Затяжная война: обзор Shadow of War

До войны всё ещё далеко

Главное разочарование Shadow of War наступает, когда понимаешь, что самой войны в основной сюжетной кампании не так много. В трейлерах речь только и шла об эпической битве за Мордор. В записях игрового процесса разработчики делали акцент на захвате крепостей.

Затяжная война: обзор Shadow of War

В игре же нормально повоевать удастся далеко не сразу. Большую часть времени предстоит решать другие, не связанные с захватом Мордора проблемы. Самая серьёзная из них — сражение с Балрогом, которое ещё до выхода игры можно было посмотреть на YouTube.

На одно подобное задание здесь приходится порядка четырёх скрытных вылазок. Все они проходят по одному сценарию: Талион прокрадывается на базу орков, спасает пленников, дерётся с вражескими капитанами. Потом повторяет.

Затяжная война: обзор Shadow of War

В Shadow of War по-прежнему увлекательно быстрый и агрессивный стелс. Когда Талион вслед за стрелой перемещается к орку, бесшумно убивает его, а затем по цепочке ещё нескольких, чувствуешь себя мастером тихих расправ. Когда он таким же образом подчиняет десяток орков и натравливает их на своих же товарищей — мастером саботажа. Вот только подобным приходится заниматься так часто, что даже встречи с капитанами надоедают, какими бы уникальными они ни были.

Лишь часть сюжета посвящена непосредственно войне. И вот там уже происходит всё самое интересное: набор армии, предательства, интриги и, собственно, война.

Затяжная война: обзор Shadow of War

Когда дело доходит до эпических сражений — Shadow of War раскрывается. Основной задачей рейнджера станет захват крепостей: когда Талион поднимает меч к небу и ведёт армию на штурм, чувствуешь себя одним из полководцев армии орков, осаждающих Минас Тирит. Воины рвутся в атаку, тролли ломают стены, со стен в них летят стрелы и огромные валуны.

Захват очень важно тактически спланировать и активно в нём участвовать. Если крепость врага охраняют сильные лучники, а вы не снабдили пехоту щитами, то лишитесь части армии и дальше сражаться будет чертовски сложно.

Затяжная война: обзор Shadow of War

Способности Талиона напоминают умения Леголаса: он может захватить какого-нибудь тролля с катапультой на спине и закидать неприятелей камнями, поработить дрейка и жечь противников с воздуха огнём.

Внутри крепости идут бои «стенка на стенку»: ваши орки воюют против орков Саурона за контрольные точки. Вот только раздавать указания солдатам нельзя, они сами по себе. Помогли захватить точку — войска продвинулись по этому направлению глубже в крепость, проиграли сражение за другую — потеряли часть бойцов, что может критически сказаться на общем исходе битвы.

Для меня возможность побывать в роли полководца, пусть и без прямого управления войсками — одна из причин прощать Shadow of War вольности по отношению к канону.

Затяжная война: обзор Shadow of War

Война за ящики

Настоящая война разворачивается после первого финала игры. Все сюжетные задания пройдены, крепости захвачены. Но затем ваши оплоты один за другим осаждают армии орков. Проиграть очень легко: любая глупая смерть, — даже от шальной стрелы или укуса карагора — и вы потеряли твердыню.

Затяжная война: обзор Shadow of War

Ставки резко повышаются: ещё недавно вы сражались с равными по силам орками, а теперь вам угрожают армии под руководством легендарных капитанов. Приходится срочно отправлять всех подчинённых в бойцовые ямы, чтобы те прокачались, тратить всю накопленную внутриигровую валюту на укрепление оплотов и покупку призовых ящиков.

Притом ящики — не самая большая беда. Открыв их, можно получить снаряжение для Талиона или рекрутов в армию. Если заплатить за золотой или мифриловый сундук, шанс получить легендарное снаряжение или капитанов больше.

Затяжная война: обзор Shadow of War

Но никто не запрещает получить всё то же самое, просто выполняя сюжетные и побочные задания. Можно купить простые ящики за внутриигровую валюту (мирианы). Или выполнять ежедневные сетевые испытания и понемногу получать золото, за которое покупаются самые ценные ящики. Разница только в потраченных силах и деньгах.

Тут расстраивает скорее сама тенденция. К одиночным играм прикручивают монетизацию из F2P-проектов и даже не думают как-то её присутствие обыграть. Казалось бы, что может быть проще, чем раскидать по локациям банальные лавки с продавцами: в одних приобретаешь снаряжение, в других нанимаешь капитанов. Где-то в диалог с торговцем вставить опцию «заплатить деньги», которая направляла бы тебя в PS Store, MS Store или Steam.

Затяжная война: обзор Shadow of War

В этом случае сохранялась хотя бы связь с миром игры. А то получается так: тебе в армию нужны сильные орки, переходишь в меню, затем в магазин, покупаешь нужный ящик, открываешь его — на экране появляется пара орков добавляешь их в войско. Атмосфере это на пользу не идёт.

Дорога к истинной концовке

Я добил четвёртый акт Shadow of War примерно за десять часов — это была захватывающая и мучительно затяжная война. Череда сражений, где ты почти без остановки защищаешь или отвоёвываешь крепости.

Затяжная война: обзор Shadow of War

Для победы не нужны призовые ящики. Всё, что говорили про них в интернете — пустой шум, хотя мы об этом уже писали. На самом деле, понадобится лишь терпение и грамотная тактика. Если не хотите страдать, то вот два простых совета:

  • Подчиняйте самых сильных орков при первой возможности;
  • Тратьте мирианы в первую очередь на улучшение крепостей.

За весь четвёртый акт предстоит отстоять свои крепости по меньшей мере два десятка раз — не самая воодушевляющая перспектива.

Однако игра к тому моменту уже не даёт причин остановиться. Предыдущие несколько десятков часов сюжетных заданий готовят к войне, а история настраивает на продолжение, намекает, что это ещё не всё.

Затяжная война: обзор Shadow of War

В целом, ситуация напоминает NieR: Automata. Каждый решит для себя сам на каком моменте закончить. Выбор определит то, насколько вам понравилось сражаться за крепости в игре. Чтобы ухватить главное, можно пройти Shadow of War до первой концовки, а истинную посмотреть на YouTube.

Но помните, если вы забросите игру после третьего акта, то не откроете для себя настоящую Shadow of War

Затяжная война: обзор Shadow of War

Вся суть Shadow of War — затяжная война. Игра долго раскачивается, в ней часто приходится заниматься однообразными вещами, надоевшими ещё в Shadow of Mordor. Затем долго собирать армию и так же долго воевать за крепости Мордора.

Но в самих сражениях, где ты завоёвываешь или защищаешь крепости, азарт такой же, как в противостояниях с капитанами орков из Shadow of Mordor. Это всё ещё игра про месть, но уже в рамках масштабной войны. И ради возможности вести за собой армии орков, ради полётов на дрейках и сражения с Балрогом Shadow of War можно простить всё.

4848
83 комментария

Ещё одно подтверждение, что лутбоксы не нужны

29
Ответить

Считаю, что издеваться над игроком за то, что он лутбоксы купил — благое дело.

12
Ответить

Это фиаско, братан. Ну, а кто сказал, что ты автоматически побеждаешь, заплатив?

2
Ответить

Ну, это в любом случае провал. Если ты релизнул игру, а самая обсуждаемая вещь в ней - это сундуки. Тем и запомнится.

16
Ответить

Это потому что рекламная компания проводилась идиотами. Журнашлюжки тоже ничерта не разобравшись наговорили, а уж идиотам в интернете лишь бы подхватить какое-то говно и поднять бурю. В общем, щитшторм совершенно не обоснован, донат нафиг не нужен, можно если уж сильно хочется открывать обычные сундучки, благо денег сыпется немерено.

8
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Если для того чтобы раскрыть самую суть игры нужно либо 20 часов мучиться, либо донатить, то это в любом случае провал

5
Ответить