Оффтоп Олег Чимде
11 098

Антиутопии, которые нам нравятся

Составляем список.

В закладки

Антиутопии — это не только Оруэлл, Хаксли, Замятин и куча подростковой фантастики. Жанр уже много десятков лет на коне и не собирается сдаваться. Вcё дело в том, что вопросы, которые ставят дистопии, будут актуальны всегда.

Делимся нашими любимыми антиутопическими концепциями из игр, книг и кино и предлагаем вам присоединиться в комментариях. Составим список лучших представителей жанра.

Артём Калеев: Half-Life 2

Про антиутопию в Half-Life 2 я уже успел подробно расписать здесь. Мир Half-Life 2 напоминает произведение «1984», и это не случайно: при создании игры Valve им и вдохновлялась. Всюду тоска, безысходность и запустение — и даже спустя 14 лет сеттинг игры всё так же завораживает.

Я бы не назвал это своей любимой концепцией — сеттинг в игре всё же проработан не так сильно, как хотелось бы, — но не вспомнить про главную игровую антиутопию было бы преступлением. Лучше пока ещё не было нигде.

Илья Цуканов: беспросветно тёмное будущее Warhammer 40,000

В сорокатысячном году в галактике Млечный Путь всё настолько беспросветно плохо, что там счастливы либо полнейшие безумцы, вроде орков, либо те, кто почти и не обладал разумом, как тираниды. Все остальные страдают.

Галактику постоянно раздирает непрекращающаяся война, из-за чего никакая местная цивилизация не может сменить свой политический строй, иначе её просто сметут. И каждое из этих обществ — самая настоящая антиутопия, у которой будущее ещё темнее настоящего.

Империум погряз в полнейшем тоталитаризме и титанических масштабов бюрократии, деградируя всё больше и каждый день предавая идеалы своего императора. Эльдары растеряли всё: от своих планет до какой-либо веры в будущее. Некроны из-за череды глобальных предательств превратились в машины во всех отношениях. Тау, чтобы хоть как-то выжить в этом безумии, создали жесточайшую кастовую диктатуру. Те, кто попал в миры хаоситов, тёмных эльдар и прочих безумцев, предпочли бы смерть вместо такой судьбы. Даже боги, наблюдая за галактикой, где нет ни единого уголка для нормальной жизни, сошли с ума и присоединились к превращению Млечного Пути в ещё более ужасающее место.

Ефим Гугнин: «Вожделеющее семя» Энтони Бёрджесса

Не очень известный и крайне недооценённый роман автора «Заводного апельсина» показывает антиутопию, которая станет настоящим кошмаром любого гомофоба. В мире «Вожделеющего семени» правительство, ради борьбы с перенаселением, ограничивает размножение людей — для рождения второго ребёнка нужно получить специальное разрешение, а бездетным людям гораздо проще получить работу. Ещё больше тут любят гомосексуалов, ведь их размножение не волнует вовсе. Доходит до того, что даже многие натуралы в «Вожделеющем семени» притворяются геями — ради привилегий и повышения по службе.

Но интересно даже не то, как Бёрджесс ненароком заглянул в будущее и, по сути, предрёк появление интерсекционального феминизма и похожих течений. Главное достоинство «Вожделеющего семени» — необычный взгляд на антиутопию не как на логичное завершение деспотичного строя, а как на некую стихию. Главный герой, историк, постоянно рассуждает о цикличности эпох, и его слова подтверждаются действием.

Где-то в середине романа антиутопичный строй падает (без какого-либо участия главного героя), и в стране воцаряется хаос: сосед ест соседа, родители едят детей, вокруг тоска и разруха. Но и хаос затем сменяется порядком. А этот порядок наверняка сменится всё той же антиутопией.

Работа художника Keiko González

Данил Свечков: «Высотка» Джеймса Балларда

Сорок этажей на тысячу квартир. Есть начальная школа, банк, бассейны и супермаркет. Самые дешёвые квадратные метры внизу, самые дорогие — наверху. Утопия глазами британского писателя Джеймса Балларда выглядит, как высокий многоквартирный дом, в котором каждый этаж представляет собою срез определённого класса общества.

Властелины душ и судеб могут в буквально смысле гадить на головы тем, кто попроще и победнее. Скоро выясняется, что при проектировании здания были допущены серьёзные ошибки. Из-за этого то вода пропадет, то свет погаснет. Утопия превращается в антиутопию, и в высотке начинается межклассовая борьба, подстегнутая нехваткой ресурсов.

Кто контролирует лифты — тот контролирует высотку!

Кто контролирует лестничные пролеты — тому плевать на лифты!

При всём благополучии внешнего мира, внутренний мир высотки превращается в настоящий ад с постоянными драками, похищением женщин и бассейном, в мутную воду которого принято сбрасывать мертвых соседей.

Чтобы избежать всего этого, жильцам достаточно выйти на улицу, благо никто не блокирует двери, а на работу по утрам надо всем. Но в какой-то момент голодный и грязный мир высотки, который позволяет не прятать своё звериное нутро, становится для них ценнее и приятнее чистой и сытой цивилизации за окном. Выходить на свежий воздух не хочет никто. А ежели совсем желудок от голода сведет, так ещё не всех соседских собак съели.

Олег Чимде: Remember Me

Вообще-то в Remember Me вполне себе утопия, а не дистопия — местный мир действительно работает, а его устройство выглядит благом. В мире кризис, нищета и разруха, а Новопариж, подобно Лондону в «V — значит Вендетта», остаётся островком благополучия. Но в отличие от комикса Алана Мура здесь нет тотальной слежки, казней и ущемления прав жителей. Исключение: тюрьма, где социально-опасным элементам общества стирают воспоминания. А так, тут даже полиция оружие не носит.

Да, имеет место быть некое расслоение — элита живёт в красивых благополучных районах и пользуется всеми благами цивилизации, а тем, кому повезло меньше, прозябают в трущобах. Но до них просто ещё не добрались: главный городской архитектор обещает, что и там наведут порядок.

Благодаря технологиям обмена мыслями здесь даже есть район, где полностью отсутствует преступность или намёки на неё. Жители постоянно обмениваются друг с другом воспоминаниями, поэтому даже злой умысел невозможен.

И тут вдруг появляется главная героиня Нилин, террористка, которая рушит работающую систему. Аллюзия к V очевидна, но есть большая разница: в Лондоне Алана Мура всё-таки фашизм, а в Remeber Me — прекрасно работающая утопия.

Сергей Сабуров: «У нас это невозможно» Синклера Льюиса

30-е годы ХХ века — самое пессимистичное время в истории человечества. Сталинизм в России, нацизм в Германии, множество прочих тоталитарных и авторитарных режимов во множестве стран по всему миру. Последствия экономической депрессии и всеобщая уверенность в неизбежной новой войне, которая начнётся совсем скоро.

На этом фоне и выходит роман достаточно известного, хотя и не слишком популярного за пределами Соединенных Штатов писателя Синклера Льюиса, благодаря которому он прославился по всему миру. В основе книги предположение о том, что некий кандидат в президенты США, который обещает наладить экономику, победить безработицу и вернуть стране былое величие, в действительности очень скоро устанавливает диктатуру.

«У нас это невозможно», — пытается поначалу возражать главный герой книги — пожилой редактор провинциальной газеты. Но скоро уже своими глазами видит, как вводится цензура, упраздняется оппозиция, противники режима, а затем и просто «неблагонадежные элементы» отправляются в лагеря, на улицах появляются патрули минитменов, следящие «за общественным порядком». И бедному старику приходится на собственной шкуре осознать, что ничего невозможного нет.

«1984», «Мы» или «Дивный новый мир» при всей своей актуальности и глубине, всё же не показали, как именно мир скатывается к состоянию антиутопии. А «У нас это невозможно» — показывает, и показывает подробно.

Продолжим в комментариях: расскажите о своих любимых книгах, играх, фильмах и аниме, которые можно причислить к антиутопиям. Соберём список отличных произведений, с которыми стоит ознакомиться всем.

#дискуссии #месяцантиутопии

{ "author_name": "Олег Чимде", "author_type": "editor", "tags": ["\u0434\u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0438\u0438","\u043c\u0435\u0441\u044f\u0446\u0430\u043d\u0442\u0438\u0443\u0442\u043e\u043f\u0438\u0438"], "comments": 208, "likes": 130, "favorites": 222, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 24808, "is_wide": false }
{ "id": 24808, "author_id": 3009, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/24808\/get","add":"\/comments\/24808\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/24808"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

208 комментариев 208 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
46

Дитя человеческое, пожалуй.

Ответить
–4

Оо Этот проходняк кому-то сильно понравился.

Ответить
2

Не поверите, нас таких много.

Ответить
3

Каким местом это антиутопия?

Ответить
2

Антиутопия - это не только политический режим.

Ответить
1

Фильм понравился, особенно длинные кадры. Пользуясь случаем, может объясните, каким образом инфертильность в мире привела к хаосу? Я лично что-то не разгляжу причинно-следственной связи.

Ответить
7

Ну там 15-20 лет прошло.
И как бы человечество двигалось к вымиранию.
Вот и начали бугузить.

Ответить
0

Он весь снят "одним кадром". На эту тему есть даже где-то ролик, где показывают на какие ухищрения им пришлось пойти.

Ответить
1

О да. Сцена в больнице с ребёночком вообще каждый раз до дрожи пробирает.

Ответить
25

День опричника ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить
22

Мы тут антиутопии обсуждаем, а не всякую документалистику ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить
0

С какого перепугу блядская "День опричника" документалка?

Ответить
2

Кстати, а Замок считается за антиутопию?

Ответить
4

Элементы, безусловно, есть, кое-где его пытаются включить в топ-N антиутопий, но это скорее не антиутопический, а кафкианский мир)) Как и Процесс, и В исправительной колонии и др. малая проза

Ответить
0

Да это реализм!:) Пособие по бюрократической системе. Шутки шутками, а вещь уникальная. Экранизация у Балабанова, кстати, довольно неплохая. Минус только за вольности.

Ответить
0

Меня передёрнуло сейчас.

Ответить
5

Сорокин, конечно, довольно мерзко пишет, но тем и доставляет. Паровозик я ещё долго буду вспоминать.

Ответить
2

Не паровозик, а гусеница. ИМХО, одна из самых сильных сцен в повести.

Ответить
2

Самое страшное в этой сцене то, что это легко представить и невозможно развидеть.

Ответить
31

Очень люблю, как построена антиутопия в Биошоке. Игра создана с явным пониманием жанра - истоки Восторга как очередной утопии, и наглядная демонстрация того, что происходит, когда утопию пытаются претворить в жизнь. Пример Восторга настолько яркий, что воспринимается как нечто, случившееся в реальности, настолько правдоподобно игра раскрывает тематику.

Что интересно, лично для меня, человека, разделяющего многие мысли и идеи Эндрю Райана посыл игры звучит не как "не пытайтесь идти по стопам Райана" а "идите по стопам Райана, не повторяя его ошибок". Восторг всё ещё может оправдать своё название...

Ответить
6

ой вэй, скажите, вы случаем "атлант расправил плечи" не читали?

Ответить
0

Нет. Но в планах, само собой.

Ответить
1

Почитайте лучше что-нибудь действительно стоящее, а не эту посредственную многословную тягомотину. У меня вообще такое ощущение, что на западе в либеральной среде постоянно происходит какая-то искуственная накрутка популярности этого романа. Потому что среди людей сведущих никто и близко не считает его важным художественным произведением 20-го века, так же как никто из них не считает Айн Рэнд талантливой писательницей

Ответить
3

Я предпочту сама составить своё мнение.

Ответить
0

А что порекомендуете?

Ответить
0

Если говорить об антиутопиях, то классические жанровые образцы, это "Мы" Замятина, "О, дивный новый мир" Хаксли, "451 градус по Фаренгейту" Брэдбери, "1984" Оруэлла. Но по-моему эти вещи и так все знают. А вообще крутых книг целый океан. Тут главное не замыкаться на фантастике и фэнтези

Ответить
0

Спасибо!
но я про атланта. Вы писали
"что среди людей сведущих никто и близко не считает его важным художественным произведением 20-го века"
тогда какие альтернативные произведения ?

Ответить
0

Не знаю, наверное это должны быть какие-то труды по объективизму и этическому эгоизму. Я хотел сказать, что "Атлант" плох именно как художественное произведение - это по сути многословный политический манифест в форме романа. В сети встречаются разборы творческого метода Рэнд, которые хорошо показывают, что она плохой, дурновкусный писатель. Хотя и как мыслителя ее, насколько мне известно, в академических кругах никто всерьез не воспринимает

Ответить
0

просто меня как-то даже беспокоит количество восторга, хотя на вкус и цвет как говорится...

Ответить
1

Почитай как нибудь "Республика Южного Креста" и заметишь, что некоторые детали Биошока не такие уж и оригинальные (тот же город отдельно от всего мира, пандемия, которая порешала за весь город)

Ответить
0

Ещё мне кажется, что идея антиутопии Bioshock взята с книги "Атлант расправил плечи", где Рэнд считала, что вся цивилизация держится на художниках и учёных. "Восторг" же это город из художников и учёных, который они развратили и уничтожили.

Ответить
13

Хех, ну так это не вам так кажется, это так и есть , ведь Кен Левин хотел раскритиковать "Атланта" в игре и говорил об этом

Ответить
1

Как вы думаете, случайно ли имя и образ одного из главных персонажей -- Эндрю Райна так похожи на имя и жизнь (в каком-то смысле) самой Айн Рэнд? А так, конечно, сценарий игры в качестве одной из своих главных опор подразумевал произведения этой писательницы и их осмысление самим Левином.

Ответить
1

Ну, в "Республике..." конечно обыгрывается диктатура пролетариата, а не свободное предпринимательство, но там есть несколько таких интересных деталей, которые Биошок воспроизвел. Ну и "Республика" была издана в 1904-05 годах, а "Атлант" в 1957

Ответить
0

Однако, не ожидал от вас увидеть своеобразное одобрение идей анархо-капитализма.

Ответить
0

Вы даже не догадываетесь, сколько во мне сюрпризов.

Ответить
0

*думающий эмоджи*

Ответить
0

*дёргает бровями*

Ответить
0

Ну не Восторг же, а Вознесение, Райан был как раз против праздности и за Торжество Человеческой Мысли, он построил свой город, свободный от условностей бюрократического общества, город, где можно Творить, город, где человек сможет Вознестись и быть Богом.

Ответить
17

Навскидку из книг:
"Всем стоять на Занзибаре"
"Машина времени" Уэллса
"Мы", "Котлован", "Чевенгур", "Приглашение на казнь"
"Улитка на склоне"
Конечно, классическая линейка - 1984, 451 градус, Скотный двор, Дивный новый мир, У нас это невозможно

Ответить
10

+ Филип Дик
+ Кинг, в частности "Бегущий человек" (и фильм тоже)

Ответить
8

Кстааати...
Салтыков-Щедрин, "История одного города"!
Вот уж антиутопия так антиутопия, актуальнее некуда)))

Ответить
0

Плюсую. До сих пор не устарела идейно, даже несмотря на своеобразный стиль написания.

Ответить
6

к Кингу "Долгую прогулку" накину

Ответить
0

кстати, да

Ответить
0

Чевенгур - это скорее утопия. Не помню в нем противостояния общества и личности. Всем вроде норм )

Ответить
1

Не так всё однозначно. Естественно, это не каноничная антиутопия, и определение жанровой принадлежности сеттинга "Чевенгура" - это тема отдельной книги)) Горький вообще назвал роман "Лирической сатирой".
Но для меня очевидна связь Чевенгура с антиутопической линией.

Ответить
0

Никогда на рассматривал "Чевенгур" как антиутопию. Хотя...

Ответить
16

Особое мнение, оригинальный Deus Ex, Эквилибриум, некоторые эпизоды Чёрного зеркала и Электроснов Ф. К. Дика, Гаттака.

Ответить
7

Я ожидал от черного зеркала большего. А там все слишком сюрреалистично, что воспринимается как сказка.
Единственная серия, которая впечатлила и вероятна, про солдата, который убивал мутантов, имхо.

Ответить
3

Сан Джуниперо - вполне. Серия про кодзиму - тоже, были бы технологии. Про оценку по соцсетям - есть в реальности в Китае. А вот все, что касается куки - дикая непродуманная чушь, хоть и типа страшная, невозможная в нашем мире, как и серия про контроль детей через аркангела.

А вообще реалистичная антиутопия - оксюморон. Сколько не читал и смотрел, почти никогда мир в таком гипертрофированном виде существовать просто не сможет. Реальность намного прозаичней и иногда страшнее.

Ответить
3

Эквилибриум самый любимый фильм в жанре.Готов его летними ночами пересматривать.
А ещё лучше перед рассветом,когда ещё сумрачно,но уже светает и все остаётся в серых тонах.Антуражно

Ответить
5

451м градусом по фаренгейту и крутыми ган-ката можно сделать больше чем просто 451м градусом по фаренгейту

Ответить
2

Вот да. Может, к логике мира можно найти претензии, но как все эстетически приятно.

Ответить
1

Гаттака- шикарна, наверно один из лучших фильмов-антиутопий

Ответить
0

Имхо, эталон того, как музыка может сделать фильм.

Ответить
15

Из игр не могу не отметить Papers, Please. Просто незабываемый опыт и одна из лучших игровых вселенных в принципе. Слава Арстотцке!

Ответить
5

Могу еще накинуть из игр - отечественная игра Beholder,которая с явными референсами в сторону "1984".

Ответить
1

Да, тоже достойная игра.

Ответить
0

Все планирую в нее поиграть)

Ответить
0

Очень простая и затягивающая игра. Да и стоит недорого. Заберите на ближайшей распродаже, очень рекомендую.

Ответить
0

Да я на виту уже и забрала, давно целилась, а тут скинули

Ответить
10

Про музыку тут еще никто ничего не писал, да? Тогда я начну: Nine Inch Nails - Year Zero. На удивление проработанный концептуальный альбом про страну, рухнувшую от амбиций и жадности власть имущих.

Ответить
4

Не буду оригинальным. Классика.

Ответить
1

Стыдно признаться, но Флойдов мне еще предстоит наверстать.

Ответить
0

Смысла в этом в 21 веке уже почти нет, разве что ранние альбомы представляют ценность

Ответить
1

Смысл в этом есть всегда, ну что вы. К тому же, по своему опыту, люди очень разнятся в своем видении ПФ. Кому The Wall, кому Division Bell, а мне вот WYWH. Про Dark Side of the Moon я вообще молчу.

Ответить
0

Я надеюсь, Вы это не про группу целиком? Из всего того что я слушал (а слушал я немало), это единственная группа, у которой мне нравится почти вся их музыка (не беру во внимание крайне экспериментальные вещи вроде "Several Species of Small Furry Animals Gathered Together in a Cave and Grooving with a Pict" или некоторых слишком уж неадекватных композиций Сида), начиная Piper and the gates of dawn и заканчивая поздней эрой без Уотерса, и которую я слушал сразу альбомами и до дыр. По личным ощущениям, ближе до моего представления идеала нет ничего, хоть есть ещё много исполнителей и отдельных композиций которые очень люблю. Вообще не понимаю как можно говорить о смысле музыки в каком бы то ни было веке.

Ответить
0

Нравится целиком, музыка ПФ безумно разнообразна и технична. Но предпочитаю, как уже сказал, Wish You Were Here, да.

Ответить
2

По-моему, OK Computer (альбом от Radiohead) тоже весьма антиутопичен.

Ответить
1

Да и у Дэвида Боуи, насколько помню, как минимум, две композиции даже так ("антиутопично") и называются: 1984 и Big Brother.

Ответить
1

вижу NIИ - плюсую не разбираясь

Ответить
0

Me, I'm Not - одна из любимых песен. Альбом очень крутой.

Ответить
0

Есть еще концепт-альбом Operation: Mindcrime 1988 года группы Queensrÿche, в стиле Heavy metal/ progressive metal. Для поклонников жанра рекомендую.

https://www.youtube.com/watch?v=cs-dNtwXoXI&list=PLflrhEBouxHMMX3jIYGkPi-NdSpr3gNKk&index=5

Ответить
12

Эпизод "Доктора Кто" под названием "Пробка".
В нём жители Земли из далекого будущего проводят всю жизнь в автомобилях, катаясь по кругу огромной автострады, причем из-за огромного перенаселения и отсутствия регулирования образуется гигантская пробка, которая не исчезнет никогда. Плюс ко всему наркотики и темный секрет, который спрятан у всех на виду.

Вообще, в ДК очень много эпизод в сеттинге антиутопий, навскидку "Последний повелитель времени", "Положение", "День далеков", "Вторжение далеков на землю" и многие другие.

Ответить
9

Из фильмов, конечно Бразилия.

Из аниме:

Волчий дождь, с его угасающим миром, в котором общество Затерянного города прячется за маской безразличия среди стерильных улиц и камер наблюдения. Хорошая иллюстрация обмена свободы воли на благополучие.

Технолайз - его сложно описывать с позиции антиутопии, потому что нет четкого портрета общества, а есть отдельные фрагменты-видения из верхнего - солнечного и безжизненного города и нижнего, серого, мрачного, но с ещё теплящейся искрой жизни.

Видение Эскафлона - ещё одна классика из золотого периода аниме, в котором приключение положено на вполне философскую основу. Дорнкирк - гениальный ученый, наблюдающий за страданием людей, решает воплотить идею об идеальном порядке, ради которого общество превращается в технократический механизм, работающий на завоевание и подавление.
От прочих произведение отличается идеей управления Судьбой, как отдельной существующей силой.

Ответить
1

Туда же некоторые серии аниматрицы.

Ответить
2

Настолько классика, что даже забыл про неё. Ну раз уж пошла такая пьянка с коротким метром, то стоит и "Воспоминания о будущем" упомянуть.

Ответить
0

До чего же давно я смотрел Видения Эскафлона. Какая-то ностальгия прям из-за названия :)

Ответить
0

"Давно не смотреть Эскафлон" - это непозволительная роскошь!
Я раз в год пересматриваю классику, тем более, что ничего даже близко похожего по масштабу не выходило, за исключением, разве что, Фантастических детей.
Печально, что некоторые вообще не смотрели, испугавшись носов персонажей.

Ответить
10

Из книг - Филип К. Дик - "Человек в высоком замке", "Око небесное", "Вера отцов наших", "Лейтесь слезы, сказал полицейский..."
Курт Воннегут - "Механическое пианино"
Юрий Олеша - "Три толстяка"
Валерий Брюсов - "Республика Южного Креста"
Уильям Тенн - "Срок авансом"
Харлан Эллисон - "Покайся Арлекин, сказал Тиктакщик"
Роберт Хайнлайн - "Свободное владение Фарнхэма"(хотя там тянет и на постапок)

Из фильмов - "Метрополис", "Бомж с дробовиком"(бандитская тирания чем антиутопичность, хоть и гиперболизированная), дилогия Блейдраннера(там тоже антиутопичность в некотором смысле), "Побег из Нью-Йорка/Лос-Анджелеса", "Бразилия", "Мир дикого запада"(как фильм, так и сериал)

Из аниме - Технолайз, Эрго Прокси

Из игр - ну первые две части Биошока (в третьей нет такой душевности, имхо, хоть заминусите), Half-Life, Deus Ex, Afterfall Insanity(хотя там тоже больше постапок, я знаю), трилогия The Longest Journey, Full Throttle, Shadowrun Dragonfall и Hong Kong, новые игры по Wolfenstein

Ответить
0

UPD: Есть еще игра Kingpin Life of Crime (со знаменитой бессмертной озвучкой от Фаргуса), там тоже бандитская антиутопия

Ответить
7

Книги:
Лазарчук - Мост Ватерлоо. Грязища, говнища, и Великая Цель. Напоминает, конечно, котлован.
Шекли - Билет на планету Транай. Мечта, рассыпавшаяся в прах.
Лем - Конгресс футурологов. Предвосхитил матрицу.
Дик - Человек в высоком замке. Не буду объяснять, чо уж там.
Дик - Свободное радио Альбемута. Опасный роман, вызывает приход, равно как и ВАЛИС. Создан в одной вселенной.
Гарри Гаррисон - Подвиньтесь! Подвиньтесь!. Не дотянул до адового замеса, немножко притянуто в плане переселения, но атмосферно.
Игры:
Deus Ex первый - в принципе объяснять также смысла нету.
Музыка
The Wall
Это вроде не вспоминали.

Ответить
2

За Pink Floyd -- плюс! Вполне возможно, что у них ещё какие-то дистопии есть, поскольку довольно много концептуальных альбомов у группы.

Ответить
1

Animals, конечно же. Но это пробное перед Стеной
https://ru.wikipedia.org/wiki/Animals_(%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%BC)

Ответить
0

Люто плюсую за лазарчука, его вообще мало кто знает, а у него почти все к антиутопиям или альтернативе относится

Ответить
6

Не знаю, можно ли считать Заводной Апельсин антиутопией, но он у меня любимый, что фильм Кубрика, что книга Берджеса. Меня подкупает то, что повествование ведётся от лица того, кто является антисоциальным элементом и проживает жизнь в такой среде, где буйства, драки и насилие стали обыденностью. Мне кажется, что это очень интересная антиутопия (если он принадлежит к этому жанру, конечно).

Ответить
6

Гроздья гнева. Вроде как обычный роман ни на что такое не претендующий, но когда понимаешь, что это не фантастика никакая, а фоном идут самые настоящие реальные события, то жутковато. Великая Депрессия вполне себе бывшее в реале антиутопичное время.

Ответить
5

Если честно, меня удивляет, насколько огромное количество людей называет антиутопией всё, что угодно, не имеющее с антиутопией ничего схожего. Я даже не говорю про море постапок и в меньшей степени дистопии. Многие просто называют всё подряд. Да описание экс-иезуитской общины в Мельмоте-скитальце больше антиутопия (разумеется, это не антиутопия), чем то, что тут называют.
Бред какой-то.

Ответить
1

Прошу прощения, вместо дистопии должен быть другой термин, который я забыл, которым называется недалекое будущее, в котором проблемы настоящего выросли до крайней степени.

Ответить
0

Кстати да, тот же постапокалипсис под это больше подойдет

Ответить
2

Тут такая странная штука, когда я писал, я был в полной уверенности, что дистопия - это "недалекое будущее, в котором проблемы настоящего выросли до крайней степени" (например, в котором преступность поднялась до крайности, повальная наркомания, и тд - страхи американского общества рубежа 70-80-ых, если не ошибаюсь. Сюда относится Робокоп, Побег из Лос-Анджелеса, Кобра (фильм со Сталлоне), и прочие продукты того времени), но после написания мне сказали, что я немного лажанул, тк дистопия (английский термин) = антиутопия (русский термин), после чего мы полезли в англоязычные словари и стали спорить, что из определений подходит по нашему мнению, а что нет (оказалось, что оксфордский словарь дает крайне широкое определение под которое можно впихнуть всё, что угодно, один литературный словарь дает в определение "то, что может произойти в ближайшее будущее", что как бы говорит, что Мы и Дивный мир не антиутопия (разумеется, они антиутопии, так что словарь идет лесом), и только в еще одном литературном мы нашли фразу "обычно дистопия - последствие попытки создать идеальное общество".

Мне казалось, что существует всемирное точное определение антиутопии (что-то вроде мира с "совершенной" системой общества, которая не в радость людям, как Утопия, а напротив), оказалось, что это не так. Так что у меня загорелось желание свести информацию об основных антиутопиях (то, что ими без сомнения является) и определения различных словарей.

А вот то, что я сначала подразумевал под дистопией мы так и не нашли (возможно этот термин существует только в моей несовершенной памяти, а возможно когда-то я встретил такое неверное употребление в какой-то сомнительной статейки и оно отложилось в голове).

Ответить
5

Деликатесы. Когда будет статья про этот фильм? Антиутопия в отдельно взятом доме.

Ответить
0

Ох, да, какой же прекрасный фильм. Кстати, в прекрасном "Город потерянных детей" мир тоже дистопичен (и даже игра была по мотивам, помню).

Ответить
4

Из кино однозначно "Метрополис" Фрица Ланга 1927-го года (мне просто экспрессионистские произведения нравятся, особливо в литературе; правда, в живописи импрессионизм как-то больше "цепляет") и мультфильм "Валл-И" 2008-го. Из игр я бы Deus Ex занёс оригинальный (2000), immersive sims в целом -- то, во что точно стоит поиграть. А в литературе отметил бы такой роман-провозвестник, как "Путешествия Гулливера" Свифта, одно из любимых произведений детства, которое позднее, при перечитывании, совершенно иначе раскрывается.

Ответить
2

Вспомнил, кстати, что ведь "Кин-дза-дза!" даже Кодзима хвалил, но просто он не входит в мой список "самых-самых")

Ответить
4

«Дом в тысячу этажей» Яна Вайсса, 1929 год. Тот ещё сюр.

Ответить
1

Искал этот комментарий) Одно из любимейших произведений.

Ответить
4

"Улей Хельстрома" (Муравейник Хельстрома в другом переводе) Френка Херберта.
Агент в процессе расследования вероятного нового оружия натыкается на подземный "бункер", в котором живет человеческий улей в буквальном смысле - генетически измененные люди, разделенные морфологическими (и не только) особенностями, как общественные насекомые - с матками, бесполыми рабочими, взаимоконтролем определенными феромонами, тд.
Улей - это "не рациональная" человеческая попытка сделать условно идеальное общество, это именно нечеловеческое общество, состоящее из измененных уже не людей.
Местами описание особенностей этого общества крайне мерзко.

Ответить
0

Герберта вообще сильно интересовали проблемы социального устройства. так что сюда же можно докинуть "барьер Сантороги" (который сперва может показаться, наоборот, утопией) и цикл про Пандору (в котором вроде счастливый конец, а вроде и нет).

Ответить
0

Барьер читал, но он все-таки про закрытое изолированное от внешнего мира общество, а не про неудавшуюся идеальную систему.
Про Пандору еще не читал, только Сон или явь.

Ответить
0

общество Сантароги вполне себе идеально и с осуждением относится к внешнему миру. этому миру в книге просто повезло, что джасперс не распространился вовне)
ну и все-таки вся книга - очень явный продукт своей эпохи. она не о будущем, не о прошлом, она именно о том времени, когда лсд всерьез могли считать полезным. так что ее трудновато полноценно воспринимать - все это слишком далеко от нас.

Ответить
0

Может быть, я плохо помню детали (Улей намного лучше сохранился в памяти), читал лет 9 назад.
Вот именно то, что она не о будущем, меня смущает в отношении к антиутопии. По сути Сантарога - это изолированная секта, подобные общины могут существовать и сейчас (и наверняка существуют), и в момент написания.
Но книга хороша.

Ответить
4

Аркадия из «Футурологического конгресса» Станислава Лема. Мир, жители которого живут в двухуровневой фармакологической нирване, не подозревая, что на самом деле человечество давно пребывает в предсмертной агонии.

«Возвращение со звезд» того же Лема. Космонавт вернулся на Землю после путешествия, которое из-за релятивистского эффекта заняло долгие годы. Земляне за это время успели произвести своего рода медикаментозную лоботомию, удалив все участки организма, отвечающие за агрессию, возбуждение и амбиции. Человечество стагнирует.

Ответить
0

За Лема лайк по-любому.

Ответить
4

Из книг трепетно отношусь к следующим творениям:
Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня" - на мой взгляд, одна из лучших современных антиутопий, описывающих пассивность общества.
Татьяна Толстая "Кысь" - за демонстрацию деградации языка и человека в принципе. Частенько не хватает таких "кривых зеркал".
В каком-то роде "Повелитель мух" Уильяма Голдинга, хоть это и не антиутопия, а монументальный роман-аллегория. Про то, как важно оставаться человеком.
"Остров Крым" Василия Аксёнова, одна из лучших отечественных антиутопий с полит.сатирическим уклоном.
Сюда же "Заводной апельсин" Бёрджесса, который тоже трудно отнести к полноценной антиутопии, но задатки есть, всё о том же, о человеческом.
И ещё одна не антиутопия, скорее уж утопия, но с сюрреалистическим подтекстом - "Игра в бисер" Германа Гессе.

Из фильмов:
"Судья Дредд".
"Сквозь снег"
"Бразилия"
"Зелёный сойлент"
"Акира " ещё наверное

Из игр (скудновато):
"Time Shift "
"Singularity"
"Mirror’s Edge"

Ответить
0

Про Кысь - не стал в своем списке называть, но да.
Игра в бисер - ну натянуто, нет там антиутопии... Книжка просто монументальная, прочитал лет в 15 и так и осталась шедевром на всю жизнь. Кстати, определенная преемственность с миром ИБ нашлась в "Анафеме" Стивенсона, но, конечно, он слабее.

Ответить
0

Я её как раз и причислил к утопии, но слишком уж сюрреалистической. В этом свете можно домыслить настоящую трагедию в Касталии, не пойди главный герой до конца. Там же есть моменты, когда в культуре отделяют людей от обычных и "истинных и понимающих". Школы, где обучают посредством синтеза наук и искусств. В итоге в конце главный герой таки доходит до просветления, что нельзя ограждать искусство от реальной жизни, так сказать, сбросить с себя мантию эскапизма. На протяжении всей книги утопия оборачивается почти что антиутопией, эдакий оксюморон

Ответить
0

Я понял, о чем вы говорите. Это больше похоже на тему "башни из слоновой кости" и столкновения с реальностью. Не совсем утопия, не совсем антиутопия.
А вообще, этот мотив у Гессе был начат в Нарциссе и Гольдмунде. Читали?

Ответить
1

Увы, не читал. Сейчас был занят одновременно Харуки Мураками и Горьким какое-то время.

Из Гессе мне больше всего импонирует "Степной волк".

Ответить
0

Из раннего Гессе ещё прочитайте Демиана, если не читали. Совершенный манифест юнгианства.

Ответить
–2

Толстая и Аксенов - дерьмо.

Ответить
2

Психо-паспорт.
Понравился тем, что в принципе, можно понять как люди до такого докатились.

Ответить
3

Мне лично понравился тем как под контролем Сивиллы у людей полностью исчез моральный компас, а заклейменные ей же преступники по сути единственные, кто этот компас сохранил.

Ответить
3

Почти все помнят "О дивный новый мир"( он безусловно чертовски хорош), но я не видел упоминаний о возможно еще более шикарной антиутопии - "Обезьяна и сущность" того же Хаксли. Эта книга очень коротка, но при этом концентрация в ней мыслей автора зашкаливает, да и мастерство писательское тут на еще более высоком уровне, чем в "Дивном новом мире".

Ответить
3

"1984". И, в слабой степени - "У меня нет рта, а я хочу кричать". Хотя этот рассказ тяжело назвать антиутопией, потому что от цивилизации осталось пять человек.

Ответить
3

"Приглашение на казнь" Набокова

Ответить
0

Жаль, больше плюсов поставить нельзя. Мамка мне в школе подкинула вместе с Замятиным и «Котлованом» Платонова, все три мигом проглотил.

Ответить
3

Удивлен что никто не вспомнил книгу Дмитрия Глуховского "Будущее", по моему мнению весьма достойный экземпляр.

(Если я пропустил коммент с упоминанием данной книги, прошу прощения)

Ответить
0

Тоже удивился этому... Отличное произведение.
Да и, как мне кажется, в 35 метро есть следы того, как написано "Будущее".

Ответить
2

Небольшой рассказ "Ты вейнулся Снеогг я знаала", постапокалиптика + антиутопия.

Ответить
1

О, помню, прочитал его перевод в журнале "Вокруг света"в 1990-ом.

Ответить
0

Достаточно адский рассказ, да.

Ответить
0

Сильная вещь.

Ответить
–1

Из новых "Слепая вера" Бена Элтона, автор вдохновлялся "1984".

Ответить
2

В Infamous довольно неплохо сделали, карикатурно

Ответить
1

Особенно в первом, вообще, серость, электричества нет, разруха, эпидемия, банды, ух

Ответить
1

О как, современные Сомали и ЦАР - это антиутопия. Запомню.

Ответить
–1

"Атлант расправил плечи" - книга производящая сильное впечатление. Во многом поменяла некоторые ценности и отчасти поменяла жизнь на "до и после".

Ответить
6

Айн Рэнд - сорвавшаяся с цепи собака под кличкой Laizes faire. Предлагала угробить всю социалку, люто ратовала за неограниченный капитализм. Ценности, которое она проповедует (в буквальном смысле) - ложные и ни разу не гуманные. Словом, бросилась в дичайшие крайности. Отчитывайтесь нашей литературой:)

Ответить
3

Ой да ладно, это обычный любовный роман (я б даже сказал дамский гаремник) с эдакой злободневной тематикой. Если присмотреться, то получаются почти что "сумерки" про социализм. Запросто можно переименовать в "Мэри Сью и её ухажеры"

Ответить
3

ну, не сказала бы, что дамский роман. не потянет на него из-за того, что образ героини там настолько мизогинный, насколько вообще возможно. да и в принципе все герои максимально отвратительны, как и сами идеи романа, которые суть чистая детская обидка на социалистов / коммунистов.

Ответить
0

Ну там есть неплохая идея "объективной реальности". Мир он такой каким ты его видишь, а не каким представляешь.

Ответить
2

Поиграй в Bioshock ,может еще разок решишь переосмыслить ценности.

Ответить
2

Машина останавливается Эдварда Фостера.

Ответить
2

Мне очень нравится антиутопия в «Мы» Замятина и «Москва 2042» Войновича.
Из игр выделю Papers, Please, Inside и Black The Fall (такой бюджетный Inside, но игра стоящая)

Ответить
2

Никто еще не написал Трансметрополитен? Тогда я напишу.

Ответить
2

Почему Half-Life 2 антиутопия-то? "Землю захватили пришельцы и люди под ними еле выживают" это чистый постапокалипсис, а не антиутопия.

Ответить
0

Из игр наверно самая любимая антиутопия - это Dishonored.
Из кинематографа мне понравились такие работы, как Матрица, Призрак в Доспехах, Триган, Навсикая из Долины Ветров, «V» значит Вендетта, Пляж, Эквилибриум, Воспоминание о Будущем, Королевская Битва, Самурай Джек и Берсерк.
Из книг это будет роман Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня".

Ответить
4

Навсикая О_о

Чисто постапокалипсис же и борьба за выживание. К антиутопии постольку-постольку относится.

Ответить
0

Тут вот инфамос вспомнили, а если так подумать, то мой любимый дивижн вполне себе тоже антиутопия, да, очень близкая к реальности, но пока не состоявшаяся и славатегосподи...

Ответить
3

Ну это постапокалипсис скорее, антиутопия это социум сложившегося неравенства и несправедливости. А Дивижн - про разрушенный мир.

Ответить
1

"антиутопия это социум сложившегося неравенства и несправедливости". Скорее уж социум с главенством одной идеи без альтернатив и с максимальным подавлением личности Этакая полная несвобода. А Ваше определение больше про кибер-панк или подобное. Расслоение и несправедливость, власть сильных и т.п. А в антиутопии несвободно все общество, от статуса это и обеспеченности малая зависимость.

Ответить
0

А там вполне есть такой себе социум и явно несправедливый. Почему постапокалипсис не может быть одновременно антиутопией? Грань довольно тонкая

Ответить
1

я правильно понял, что это месяц антиутопий?

Вообще я считаю, что любой разговор об утопиях без упоминания "Подвиньтесь! Подвиньтесь!" - какой-то неполноценный, но я еще не встречал людей, которые читали это произведение.

Из остальных я бы отметил пусть и не анти-утопичные, но Нужны ли роботам Электроовцы (Дик), Город (Саймака), Фрайди (Хайнлайна), Всемогущий Атом (Старджона), Тигр! Тигр! (Бестера) и много других достойных произведений

Ответить
1

Самый простой и доступный пример утопии, к тому же скопированной с нашей реальности (более того - нашей истории) - это, конечно, "Скотный двор". Почитайте, он небольшой, но последняя строчка вам запомнится навсегда.

Ответить
1

И раз уж тут ещё и музыку обсуждают, добавлю сабжевый альбом Megadeth – Dystopia. У них и клипы на первые композиции с этого альбома выстраиваются в единую историю (хоть анимация там не лучшая, но определённая антиутопичная атмосфера в них есть).

Ответить
1

кандидат в президенты США, который обещает наладить экономику, победить безработицу и вернуть стране былое величие

Это ж описание любой предвыборной программы любого кандидата.

Ответить
1

Психопасспорт

Ответить
1

Город потерянных детей и Деликатесы. Жан-Пьер Жёне очень хорошо умеет создавать самобытный мир, удивительно мрачный и милый одновременно.

Ответить
0

А из какого фильма первый кадр?

Ответить
1

вроде из "Высотки", но могу ошибаться

Ответить
0

Кстати, о русских антиутопиях начала 20 века (Мы, Чевенгур и ряд менее известных и неявных антиутопий). Когда-то я написал статью (ссылки не будет, ибо деанон) про один из очень сильных источников антиутопий в России этого времени. Это провинциальный город. Его образ в представлениях людей сильно изменился в течение 18-19 вв. и благодаря, в частности, литературе (Щедрин, Чехов , Сологуб, Арцыбашев и т.д.), а самое главное - реальному росту социальной напряженности и разрыву в уровне жизни с столицами, - его образ и стал прообразом антиутопического мира. Фактически провинцильный город стал "анти-Китежем".
Не случайно одна из главных книг Замятина - "Уездное" - как раз про мир провинциального города.
Это коротко и очень сумбурно, но может кому-то и пригодится))

Ответить
1

А почему так боишься деанона?

Ответить
0

Товарищ майор, ну...

Ответить
6

Тут у нас культуролог 35 лет от роду, пишет всякое про Замятина, Салтыкова-Щедрина и Платонова. Опасный криминальный элемент. По коням!

Ответить
0

Ранний уход в подполье лишь приближает становление тоталитаризма.
Гражданская позиция не существует без индивида.

Ответить
0

Дак и сегодня ситуация с разрывом провинции и столицы не изменилась. Например, Щедрина сослали в мою родную Вятку, на должность помощника губера. С 19 века Вятка как была Глуповым, так и осталась. По крайней мере в чиновничьих кругах, на уровне муниципалитета и областного правительства - дикий абсурд, никакого гротеска не нужно - знай, записывай. Сплошное вылизывания пяток. (Инсайд. Товарища майора не боюсь. Виделся уже.)

Ответить
–1

Да что вы знаете об антиутопиях. Олдфаги не помнят, ньюфаги не знают.

Ответить
1

Тут несколько человек, включая меня, уже упомянули данный проект, лол

Ответить
0

видел у себя в ленте вконтача 5 раз упоминания Технолайза только за последний месяц.

Ответить
0

только это киберпанк, если мы не мешаем жанры, хотя они и пересекаются, ибо, как правило, антиутопия вытекает из утопии

Ответить
0

Не пойму чем так пробрал людей Bioshock?
Играл только в Bioshock Infinite, пытался за скучным почти коридорным шутером увидеть хоть что-то метафизическо смысловое - что-то увидел, но настолько мало что удалил пройдя треть игры.

Ответить
1

Ну так люди первый упоминают. Это довольно разные игры.

Ответить
0

Россия 2018 года, с реальными сроками за картинки вконтакте, вот моя антиутопия.

Ответить
1

Скажем, году так в 1917 люди развешивали революционные агитки в общественных местах и раздавали их друг другу в казармах и на заводах. За такие вещи недостаточно активно ловили и давали сроки и мы все знаем, чем это кончилось.
Пост в контакте это то же самое, только с поправкой на технологии.
Сверхцель власти всегда есть сохранение власти. Поэтому, ничего удивительного, что революционеры отправляются за решетку.

Ответить
0

Джон Сноу в образе Иисуса или Тодд Говард, сходящий с небес - это очень способствует революции.

Ответить
0

Удивительно, но да, способствует. Потому что в России даже сейчас церковь не отделена от власти. Смешные картинки подрывают авторитет церкви, что косвенно подрывает авторитет власти. Кстати, большевики ведь тоже рисовали смешные карикатуры с жадными и пьяными попами.
На практике, конечно, урон оказывается смехотворно малым, так как авторитет и власти и церкви весьма низкий, по сравнению с 20 веком. Но логика понятна.

Ответить