14 хороших игр для тех, кому очень нужно отдохнуть
Лечим выгорание прогулками, общением и физически корректным реалистичным разрушением.
Прежде всего, хотелось бы сделать каминг-аут: я никогда особо не дружил со статьями в жанре «подборки». Как бы я ни изучал материал, меня ни на секунду не оставляет ощущение того, что невозможно сделать исчерпывающий список. Всегда найдётся тот, кто скажет «а почему [вставь название] не включили?», или «что здесь делает [название игры]?». У подобных статей просто нет нормальных критериев качества и полноты [от редактора: ни у каких нет, если кто-то хочет докопаться, он докопается, и порой даже не читая статью].
Поэтому, размышляя о том, что должно быть включено в подборку, я специально выгорел, чтобы лучше погрузиться и прочувствовать тему, а затем сформулировал несколько не очень чётких критериев. Я сам не всегда их соблюдал, но всё же они помогли мне сформировать базу, на основании которой я и подготовил этот список.
Итак, чего в игре точно не должно быть:
- напрасной беготни. Даже в отпуске на море, выбираться из апартаментов и топать до пляжа — самая унылая часть отпуска. Если только это не беготня с целью насладиться видами;
- гринда. Одно дело — пойти куда-то и найти что-то интересное, и совсем другое — регулярно искать что-то с необходимостью раздобыть как можно больше. Только если это не медитативный гринд (такой бывает), расслабляющий вас;
- таймеров и постоянного напряжения. При отдыхе обычно хочется не думать о рабочих задачах и сроках, не хочется ни на что быстро реагировать;
- онлайнов. Когда ни с кем не хочется общаться;
- однообразных механик. Когда игровой цикл небольшой и приходится делать одно и то же;
- технических проблем и раздражающих мелочей. Типа тех, где NPC решил преградить путь, и его никак не уговорить подвинуться, а с другой стороны стоит стул, который является непреодолимым препятствием. Не для того я выгорал, спасибо великодушно.
Игры в подборке
Dave the Diver — игра про рыбалку, менеджмент и приключения. В 2023 году она получила премию Steam «Устройтесь поудобнее». Мы играем за Дейва — дайвера, который отправляется в местечко под названием «Голубая дыра» и там вместе со своими друзьями и бизнес-партнёрами открывает суши-бар.
Dave the Diver для меня — это что-то совершенно особенное, и я действительно получил огромное удовольствие. У меня стрессовая работа, а это время года особенно изматывает, но игра по вечерам и на выходных помогает мне отвлечься. Интересно открывать новых животных и вещи под водой, морские жители смешные, ресторан для меня захватывающий, и я люблю находить новые блюда. Мне очень понравились история и персонажи.
Что-то во мне откликается в образе толстяка, которого недооценивают те, кто от него зависит. Его главная мотивация — есть вкусную еду и жить комфортно, но его постоянно втягивают в чужие приключения. Дэйв — не герой, он просто парень, который сертифицирован выполнять технически сложную работу, которую больше никто вокруг не умеет делать. Немного похоже на меня в реальной жизни. Это доставило мне настоящее удовольствие.
Игровой цикл следующий: день мы проводим под водой, добывая рыб и прочие ресурсы, а вечером в нашем собственном ресторане подаём блюда из морепродуктов, которые наловили днём. Каждый заплыв — не рутина, потому что всякий раз появляется что-то свежее: игровая механика, новое задание, продвижение по сюжету. Очень часто такие продвижения по сюжету или в прогрессе игрока сопровождаются стильными катсценами.
В ходе прохождения постепенно открываются новые возможности: прокачка снаряжения и оружия, развитие ресторана (улучшение старых блюд и открытие новых), а также повышение качества сервиса. Со временем пропадает необходимость нырять под воду ради добычи рыбы. Исследования — вот зачем нам туда: крупные рыбы-боссы, различные биомы, подводная цивилизация, спасение дельфинов, решение головоломок. Плюс у Дейва будут появляться разные побочные заказы: найди определённый ресурс, сфотографируй рыбу, выполни VIP заказ для ресторана, добейся хорошей оценки от фуд-блогера, побеждай в кулинарных баттлах.
А концовка — отдельное удовольствие. Эпилог, в котором можно будет поговорить со всеми своими друзьями-партнёрами и подвести итоги.
Опыт каждого с Dave The Diver:
— Не понимает, почему пиксельная рыбалка получила такие высокие оценки.
— Покупает игру без особой уверенности.
— Находит рыбалку достаточно весёлой, чтобы продолжить.
— Начинает выполнять квесты как в Skyrim, сражаться с боссами из Dark Souls, собирать карточки покемонов, посещать храмы из Zelda, наблюдать, как люди «рататуизируются» твоими блюдами, управлять рестораном, выращивать овощи, держать кур, охотиться на Годзиллу, играть в Тамагочи, становиться миллиардером, делать ставки на гонках морских коньков…
— Возвращается сюда, чтобы сказать остальным вступить в культ.
Теперь ваша очередь.
Spiritfarer — это симулятор обнимашек? Или платформер с мини-играми? Симулятор фермы на корабле с животными? Всё это сразу.
Похоже, что Харон, перевозивший души умерших через реку Стикс, выходит на пенсию. Он выдаёт нам корабль, на котором мы путешествуем, собираем души, помогаем им осознать произошедшее и провожаем их в последний путь. Души представлены в образе животных, хотя при жизни они были людьми.
Вообще — это игра про смерть и её принятие, однако, с точки зрения геймплея, в ходе нашего путешествия нам нужно позаботиться о том, чтобы наши подопечные не грустили и были накормлены, чтобы их поручения были выполнены и всё такое прочее. Для этого вы организуете на корабле различные сооружения: жилища для душ, кухню, сад, кузницу, лесопилку и так далее. Все эти постройки требуют ресурсов, которые вы сможете купить или добыть на различных островах, где вы будете время от времени делать остановки.
Таким образом, на корабле вы будете в основном коротать время: стряпать еду, рыбачить, поливать растения, общаться с душами. На островах уже больше раскрываются платформенные и исследовательские составляющие геймплея.
Как правило, вам нужно будет добраться до какого-то сюжетного персонажа и поговорить с ним, попутно находя разные ресурсы и интересные места. По мере того как ваша «база-корабль» развивается, вы продвигаетесь по сюжету, и вам открываются новые локации.
В какой-то момент вы можете заскучать от ресурс-менеджмента и рутины. Игру называют slow-burner’ом: она развивается медленно, и игровой цикл может показаться однообразным, но игру ценят не за это.
Мне 50 лет и я человек с очень грубой и примитивной эмоциональной организацией, и в некоторых моментах я едва удерживался, чтобы не расплакаться, прикусывая щёку изнутри.
Многие считают, что «взрослая игра» — это кровь, насилие или откровенные сцены. В этом нет ничего плохого, такие игры я любил и буду любить дальше. Но эта игра исследует зрелые темы — отношения и смертность — и делает это честно, без дешёвых приёмов и манипуляций. В этом смысле это самая взрослая игра, в которую я когда-либо играл.
Я никогда её не забуду. Если это звучит так, будто вам может понравиться, перестаньте читать и просто купите её. Разгон медленный, вы не сразу втянетесь, пока не проведёте время с персонажами и историей. Но в итоге вознаграждение огромно.
Gris — это визуально красивый и медитативный платформер, рассказывающий историю эмоционального восстановлении после травм и стресса. В нём вы играете за девушку по имени Грис, затерянную в собственном мире и переживающую болезненный опыт. Весь сюжет передаётся через аудиовизуальный ряд.
Помимо того, что игра рассказывает истории через различные цвета, она также заставляет игроков связывать их с эмоциями и переживаниями. Такое отношение зависит от личного опыта — связь с конкретными цветами у каждого игрока своя. Например, жёлтый для кого-то может означать разлуку, а для кого-то — солнце и радость.
Случайно наткнулся на эту игру и прочитал пару отзывов. Решил, что стоит попробовать… Честно признаюсь, я её не прошёл и даже не играл так долго, как многие из вас. Возможно всего день или два. Но даже за это время у меня появилось новое ощущение радости и надежды на жизнь. Я смог оставить позади боль и страдание, навалившиеся на меня. Я смог ощутить чужую радость и счастье. Я увидел плоды своего «труда». Я смог расслабиться хотя бы на пять минут под эту музыку — достаточно, чтобы понять, что со мной всё будет в порядке.
Мораль проста: никогда не знаешь, что готовит тебе жизнь. И если бы я сдался тогда, когда всё было против меня, я бы не оказался там, где нахожусь сейчас. Эта простая маленькая игра помогла мне это понять.
По мере развития истории ваш персонаж будет расти эмоционально и видеть свой мир по-другому, открывая новые пути для исследования с помощью обретённых сил. В процессе игры постепенно открываются новые локации, игровые механики, головоломки (несложные) и прочие испытания, которые проявляются по мере того, как становятся доступны новые части внутреннего мира Грис.
Эта игра — чёртов симулятор F12. Она заполняет дыру в моей душе, оставляя при этом дыру там, где раньше была моя клавиша скриншота (F12).
A Short Hike — это вертикально ориентированный 3D-платформер на острове, где вы управляете птицей и взбираетесь на гору всё выше и выше, попутно знакомясь с различными персонажами и выполняя мелкие задания. На некоторые действия тратятся ресурсы — золотые перья. Так что поиск, набор и восстановление этих перьев — тоже немаловажная часть игры.
Тёплые, приглашающие цвета в сочетании с расслабляющим саундтреком делают игру мгновенным антистрессом. Это то самое место, куда хотелось бы поехать в отпуск по-настоящему — разве что без риска, что золотые перья закончатся на полпути вверх по скале.
Название игры не врёт — это действительно «короткая прогулка», приключение на один вечер. Но за это время остров предоставит вам большое количество разных приятных развлечений и мини игр: рыбалка, гонки, поиск сокровищ, пускание камешков по воде, помощь незнакомцам или просто парение в воздухе ради чистой радости.
Каждая тропинка может привести к чему-то, так что уходить с намеченного даже рекомендуется, что как бы намекает, что радость приносит не достижение цели, а путь к ней.
Уютная игра. Теперь я хочу поход подлиннее.
На этом, пожалуй, хватит платформеров.
Firewatch — это бродилка от первого лица, где вы играете за мужчину по имени Генри, который сбежал от запутанной ситуации в жизни и устроился работать смотрителем пожарной вышки в дикой местности штата Вайоминг. Нечто странное вынуждает вас покинуть вышку и отправиться в лес исследовать дикую и неизведанную местность. С вами на связи ваша начальница Делайла, голос которой будет вашим спутником в течение прохождения.
Да, это сюжетно-ориентированный опыт. Да, это «симулятор ходьбы». Иногда такие игры тоже бывают хорошими. Эта — одна из них.
Прогулка по лесу, чем не отдых?
Firewatch — это летняя игра. Только ты и твоя «летняя девушка» по рации. Прогулки по красивым лесам и остроумные разговоры. Великолепные виды, которые открываешь, и тайны, которые ждут разгадки!
Ответственность, которую ты оставил позади, и лесной пожар где-то вдали. Но это почти не имеет значения — впереди ещё так много летних дней! А потом игра внезапно заканчивается, и ты не можешь поверить, что всё уже позади. Чувствуешь лёгкое разочарование, хотя, наверное, и ожидал, что всё закончится именно так, без грандиозного финала.
Игра исследует темы и идеи, которые легко перекликаются с собственной жизнью игрока, а не только с жизнью персонажа: так, например, история ухода протагониста от стресса и эмоционального выгорания заставляет задуматься о ценности эскапизма. Диалоги по рации — своего рода дополнительная эмоциональная опора, когда, даже общаясь о простых вещах, вы строите какое-то подобие доверительных отношений.
Кто-то может сказать, что здесь ни нарратива, ни геймплея. Ну, кому как, не у всех бывают удачные отпуска.
В Lake вы играете за Мередит — разработчицу программного обеспечения, которая на время отпуска возвращается в родной провинциальный городок у озера, чтобы присмотреть за домом родителей и помочь отцу, работая почтальоном. Вы будете любоваться пейзажами, развозить почту, знакомиться и общаться с местными жителями, участвовать в сплетнях и, возможно, даже заромансите кого-нибудь. Собственно, в этом и состоит весь геймплей.
Прошу прощения у старушки с её кошками — я фактически накричал на неё прямо при её коте за то, что она забыла моё имя.
История простая, «уютная», но не слащавая. Игра предлагает вам множество незначительных выборов в ходе прохождений, которые, впрочем, довольно поверхностно влияют на сюжет. Например, можно отказаться от более глубокого взаимодействия с персонажами, и это сделает ваше прохождение чуть более простым и немного менее насыщенными на события.
Но игра не навязывает вам определённый способ прохождения. Не забывайте, вы просто проводите здесь отпуск. Просто поступайте, как сами считаете нужным, и смотрите, что игра предложит вам в ответ. Вне зависимости от того, что вы делаете, ваши нервные клетки будут неуклонно восстанавливаться, хотите ли вы этого или нет (не является публичной офертой).
Мило и уютно. Хотя было бы лучше, если б можно было сбивать людей на моём почтовом грузовике.
Почитав отзывы на предыдущую игру в подборке, я подумал, что людям порой требуется выпустить пар, выплеснуть негативную энергию. И если мы не можем просто так сбивать людей, то можем хотя бы попробовать разбить несколько автомобилей.
Как можно догадаться, BeamNG.drive — автомобильный симулятор. Есть даже поддержка VR и игрового руля. Но главный упор здесь сделан на физике повреждений: всё настолько реалистично, что идентичных аварий здесь практически не может быть.
У игры множество режимов, а в вашем распоряжении широкий выбор различных автомобилей и локаций. Можно даже моделировать различные ситуации: то есть если по каким-то причинам вы не хотите попадать в аварию в реальной жизни, вы можете сделать это в игре и смотреть, что будет происходить с автомобилями.
Был разозлён, что моя машина в реальной жизни разбилась не так реалистично, как в BeamNG.
Игра уже десять лет не может выйти из раннего доступа Steam, но это вообще никого не волнует: у игры хороший онлайн и огромная поддержка игрового сообщества.
Величайшая игра и сообщество с кучей модов, но не садитесь за руль своей машины после этой игры.
Суть Keep Driving — не только доехать из точки А в точку Б, но и прочувствовать атмосферу: дорога, случайные события, попутчики, ресурс-менеджмент (топливо, деньги, настроение).
Это опыт путешествия со всеми его плюсами и минусами. Выбираете себе машину, предысторию, багаж — и вперёд, на музыкальный фестиваль в нескольких днях пути. Ваша история может развиваться множеством различных способов в зависимости от принятых вами решений в ходе вашей поездки.
Не думаю, что эта игра могла появиться в моей жизни в более подходящий момент. Сейчас я заканчиваю третий курс колледжа. И, честно говоря, я выгорел и боюсь будущего. Чуть больше, чем через год мне предстоит работать с девяти до пяти, есть, спать и повторять это, вероятно, до конца жизни (ну, если вообще удастся найти работу). Все мои друзья разъедутся в разные стороны, и кто знает, когда мы снова соберёмся вместе.
Но прямо сейчас у меня ещё есть немного времени, и я думаю, что Keep Driving помогла мне понять: я должен ценить всё то время, что у меня есть, даже если оно быстро уходит. Друзья, наверное, самые дорогие для меня люди, и я хочу провести с ними как можно больше времени. Может, когда-нибудь мы все вместе отправимся в путешествие…
Сначала вы путешествуете в одиночку, но в пути вам могут попасться попутчики. Подбирать их или нет — решать вам: у каждого из них свой багаж, предыстория и способности, и всё это сильно может повлиять на дальнейшие события. Попутчики могут помогать, мешать или даже заставить вас изменить цель вашего путешествия.
В пути вы можете останавливаться в городах, чтобы поделать задания, заработать немного денег или закупиться продуктами. Можно улучшать и ремонтировать ваш автомобиль. Ваш багаж представляет собой тетрис-инвентарь для ваших предметов, а также для попутчиков и их предметов. Иногда вам придётся решать, какой багаж взять, а какой придётся выкинуть.
Есть даже элементы коллекционирования. Например, в ходе путешествия вы можете раздобыть компакт-диски, чтобы слушать их в машине, так что фактически вы выбираете, какая музыка будет играть во время вашего прохождения.
Вашего персонажа время от времени посещают различные мысли, рефлексия над которыми меняет модификаторы настроения, энергии и даже может значительно поменять траекторию путешествия. От «разве я не обогнал эту машину раньше?» до «что я делаю со своей жизнью?..».
— Отправился в путешествие.
— Похитил ребёнка.
— Сбил оленя.
— Купил пистолет у наркодилера.
— Начал воровать в магазинах, чтобы выжить.
— За мной погналась полиция.
— Попал в тюрьму.
А потом я запустил Keep Driving.
В Strange Horticulture вы — садовод и владелец магазина странных растений. К вам приходят странные клиенты с не менее странными запросами, а вам нужно понять, чего они хотят. Но есть нюанс: по сюжету вам этот магазин достался в наследство от покойного дяди совсем недавно, поэтому вы понятия не имеете, что за растения у вас там стоят. Поэтому, например, если к вам придёт посетитель и попросит какое-нибудь растение, вызывающее снотворный эффект, вам придётся доставать свой справочник растений и искать в нём соответствующие упоминания,
Фоном к этому незамысловатому геймплею идёт сюжет. Кто эти люди, приходящие в магазин? Зачем им те или иные растения?
И так, постепенно, вы определяете все растения в вашем магазине и раскрываете сюжетные тайны.
У меня чёрная кошка, собственный магазин растений, и я могу расследовать крутую ведьмовскую тайну. Я в деле.
На первый взгляд игра может показаться очередным представителем жанра АБРиТЭЛХ (атмосферных ботанических расследований и тайн с элементами лавкрафтианского хоррора), но стоит дать ей шанс, и вы поймёте, что выделяет её среди прочих.
Напоминает игру Papers, Please, только без стресса.
Если вам нравится ботаническая тема с культистами и вы находите успокоение в несложных текстовых головоломках типа «определи растение по описанию», эта игра для вас.
Dungeons of Hinterberg — Action Hack’n’Slash RPG в сеттинге австрийских гор с шинковкой монстров и несложными паззлами. Главный персонаж, за которого вы играете, — девушка, которая выгорает на работе в юридической фирме и решает, что пора отправиться в отпуск. Вы приезжаете в австрийские Альпы, чтобы убивать монстров на фоне процветающей туристической индустрии, то есть всё это как будто не на серьёзных щах: вы словно ролевик, примеряющий на себя роль авантюриста.
Кто-то описал эту игру как «веганский данжен-кроулер поколения Z» — и это точно передаёт её повествовательный вайб.
Игра прямо и непосредственно затрагивает темы корпоративного выгорания, стресса и важности отдыха через смену занятости и обстановки. Что делают в отпуске уставшие юристы? Убивают монстров, решают головоломки, социализируются, ездят на сноубордах, разгадывают местные секреты, пытаются подружиться с местным псом. Всё это сменяет друг друга и не успевает надоедать.
Игровой цикл здесь строится на одном внутриигровом дне отпуска, который разбит на четыре части: утро, день, вечер и ночь. Утром вы общаетесь с NPC (местными жителями и другими туристами) и решаете, куда вы пойдёте сегодня. Днём вы добираетесь до выбранного вами «данжа», любуетесь местными видами и нарезаете там монстров. Вечером вы делаете все необходимые закупки и апгрейд вашего снаряжения, затем у вас свободное время — можете хоть на спа-процедуры пойти. Ночью возвращаетесь в ваш отель.
Эта игра потрясающая. Я бы хотел, чтобы Австрия в самом деле существовала.
Fallout 4 — ваш уютный уголок среди руин. Это песочница для тех, кто хочет спрятаться от суеты и даже от собственной семьи, чтобы заняться небольшими, но увлекательными заботами. Каждый день здесь вы строите дома, сажаете огороды, украшаете улицы и превращаете руины в уютные поселения, а также бродите по постапокалиптической пустоши в поисках ресурсов с вашим спутником — верным псом. Вам почти не придётся гриндить — большая часть нужных вам материалов для строительства лежат буквально под ногами.
Сюжет в игре полностью опционален, кроме вступительной части игры, но даже и её можно убрать с помощью мода Start me up, если начало игры кажется вам слишком затянутым. Есть элементы RPG и даже ролевая система SPECIAL, как в настоящих играх Fallout, простенькая диалоговая система тоже имеется в наличии.
It just works!
Когда вы откроете список модов к Fallout 4, то увидите ещё множество способов сделать её более уютной. Через какое-то время вы даже можете обнаружить себя подрывающего врагов с помощью кото-нюков.
Лучшая версия The Sims из когда-либо созданных. Стройте дома, удовлетворяйте потребности симов и создавайте яркие сообщества.
Fallout 4 напоминает нам, что даже в постапокалиптическом мире есть место для честного труда и простых радостей.
Отличный пример, закрывающий тему «уютных игр». Wanderstop — небольшая тихая игра с идеей восстановления после выгорания. Игрок управляет персонажем по имени Алта — девушкой-воительницей, отказавшейся от борьбы. Она взяла паузу и теперь пробует жить размеренно: ведь она открыла для себя искусство приготовления чая. Есть даже сюжетные флешбеки.
Ещё один симулятор фермера? Да, но от создателя The Stanley Parable и The Beginner’s Guide, что само по себе может навести на мысль, что здесь будет какой-то подвох. Или нет?
На первый взгляд это обычный ферма-сим: вы выращиваете ингредиенты для чая (у каждого растения свой вкус и запах), декорируете свой чайный магазин, засушивайте листья, завариваете чайный замес и сервируете его для посетителей. Но игра не настолько глубока с точки зрения игровых механик: здесь нет прям какого-то выдающегося менеджмента ресурсов или каких-нибудь приключений, в которых надо участвовать. Это нарративный опыт, скрывающийся под прикрытием очередного игрового цикла «ферма-квесты», плот-твист которого существует вне произведения.
Я дошёл до такого момента в жизни, когда выгорел так сильно, что иногда кажется — пути назад нет. Как бы я ни старался, я не могу вернуться к той версии себя, которая «могла всё». Вместо этого теперь я мечтаю просто замедлиться, вырастить пару растений, читать больше книг, проводить больше времени с собакой. Что-то в этом роде.
Эта игра воплощает это чувство так, что больно, очень больно, но одновременно и очищающе. В неё не играют, чтобы пробежать насквозь. В неё играют ради самого опыта — чтобы дать себе время и делать всё медленно, просто потому, что можно. Не слишком привязываться, видеть, как люди приходят и уходят, собирать воспоминания. Заварить чай.
Если ты понимаешь, о чём я, то тебе стоит сыграть. Она сделана для тебя.
Само приготовления чая представляет собой мини-игру: например, как с алхимией в Kingdom Come: Deliverance. То есть вы не просто кликаете куда-нибудь типа «приготовить чай», а потом смотрите на заполняющийся прогресс-бар «приготовления». Нет.
Вы наливаете воду, разогреваете её до нужной кондиции, поворачиваете вентиль, чтобы вся вода утекла в заварник, затем кидаете туда чайные листья вместе с другими травяными добавками, затем выбираете какую-нибудь чашку под настроение и используете ещё один вентиль для наполнения этой чашки. Затем вы относите чашку чая ожидающему вас посетителю.
Это довольно прикольно, но со временем может надоесть и превратиться в рутину.
Если вам не хочется возиться с приготовлением чая, вас можно понять: Алта тоже не хочет. Действительно, все эти «уютные игры» часто раздражают даже больше, чем должны успокаивать, не так ли? Почему Stardew Valley не попал в эту же подборку? Да буквально по этой же причине: хватит с меня восьмичасового рабочего дня в реальности, чтоб я ещё и в игре впахивал. И если вы к этому времени не забросите игру, вы начнёте что-то понимать…
Игра о том, как чайная лавка в мистическом лесу не способна мгновенно решить эмоциональные проблемы, накопленные за всю жизнь… и почему это совершенно нормально.
«Токсичная позитивность», когда тебе кто-то с добрыми глазами говорит «всё будет хорошо, мой друг», не исправит всех травм и не решит всех проблем, даже если вокруг будут мурчать котики для поглаживания.
Что если вы уже выгорели «дотла»? Что если вы уже давно потеряли то, что многие ещё только боятся потерять? Опозорились уже не раз там, где многие ещё только бояться опозориться? Как дальше быть, когда вы уже всё потеряли и стоите среди руин своей жизни? Что, если вы уже прошли через худшее и возврата нет? А вот играйте и узнаете.
Эта игра убедила меня начать принимать магниевые добавки по 200 мг. Больше я не буду связан углеродной биохимией.
Этот коммент — отсылка к идее «магнезиумная форма жизни» из игры. В игре магнезиум хилит мораль, без которой наш персонаж может умереть. В реальной жизни, кстати, магний тоже помогает как биодобавка для регуляции синтеза нейромедиаторов, и его низкий уровень коррелирует с депрессией.
Disco Elysium — CRPG с большими возможностями для отыгрыша, c упором на нарратив и диалоги. Главный герой — детектив по имени Гарри, который дошёл до крайней стадии саморазрушения: алкоголь, наркотики, полный провал в работе, потеря памяти и здоровья. Он ищет внешние костыли — будь то политика, творчество, расследование преступления или алкоголь — и словно пытается пересоздать себя, но ничего из этого не даёт избавления.
Сюжет не предлагает для Гарри чудесного исцеления, но даёт понимание, что мир ещё способен удивлять, и что есть возможность как-то двигаться по жизни дальше, шаг за шагом.
По сути, Disco Elysium — это игра не столько о провале, сколько о том, что бывает после него. Это игра о том, как собрать свою жизнь в кулак так сильно, что пространство-время изгибается. Это игра о том, чтобы поднять осколки и двигаться дальше — даже если (а особенно если) вы не знаете как.
Даже если мир катится в пропасть.
Outer Wilds — это игра про исследование мира, который существует в очень жёстких временных рамках. Игрок управляет космонавтом-исследователем, который исследует миниатюрную звёздную систему с несколькими планетами.
Не могу дождаться, когда состарюсь и заболею Альцгеймером, чтобы снова и снова переживать этот игровой опыт, как в первый раз.
Через 22 минуты после начала прохождения звезда в системе взрывается, превращаясь в сверхновую, что уничтожает планеты и игровой мир перезапускается в исходное состояние: запускается новый цикл. Однако знания, собранные игроком ранее, сохраняются между циклами. Мир динамически изменяется в пределах цикла: некоторые локации и события доступны в определённое время, что требует от игрока внимательности и планирования маршрутов.
Если попытаться взглянуть на эту игру через призму выгорания и усталости, то можно провести некоторые параллели. Вы постоянно оказываетесь в повторяющейся ситуации, и может показаться, что всё бессмысленно: всё равно всё придёт к одному закономерному концу. Но, несмотря на это, перед вами всё же открываются возможности для новых открытий.
И когда всё заканчивается, это сродни ощущению, когда, оглядываясь назад, всё равно чувствуешь себя в какой-то степени счастливым от того, что ты прошёл этот путь.
Мои любимые игры — это те, которые заставляют задуматься. Да, я люблю хорошую историю, но я ОБОЖАЮ такую, которую нужно разгадывать самому. Историю, которая не даёт всех ответов, но оставляет мне возможность обдумывать её после завершения. Эта игра делает это исключительно хорошо. Я ещё долго буду размышлять и анализировать её.
В целом, хоть мне и понадобилось немного времени, чтобы втянуться, когда это произошло — я был полностью захвачен. Было замечательно пройти её вместе с моими детьми. Это воспоминание, которое я буду беречь очень долго.
После такого, какой отпуск вам ещё нужен?
Заслуживают упоминания
В ходе работы над статьёй было ещё несколько игр, хороших кандидатов, чтобы попасть в подборку, но которые при внимательном рассмотрении не прошли отбор по различным моим критериям. Тем не менее, я не исключаю, что эти игры для кого-то реально окажутся тем самым уютным пледом.
- Stardew Valley — наверное, слишком очевидный выбор, сразу приходящий в голову, когда встаёт вопрос об играх для восстановления и ухода от стресса. Но не каждый способ борьбы с выгоранием сводится к бегству на ферму: для кого-то копание грядок станет отдыхом, а для кого-то — просто ещё одной работой.
- My Time at Sandrock — попробуйте, если вы хотите уютный симулятор фермы с механиками крафта и строительства в постапок-сеттинге прямо «из коробки». Это отличная альтернатива упомянутому в статье Fallout 4, если вы не боитесь немножко побегать и погриндить.
- Bear and Breakfast — ещё один «уютный» лайф-сим. Но мне не хотелось бы превращать подборку в список уютных симов.
- Eastshade — в который вы в роли художника будете гулять по красивейшим местам и создавать великолепные пейзажи, но, возможно, раздражаться из-за технической реализации игры и странных персонажей.
- Fall Guys — бегство в безудержное веселье и беззаботность, Cвоего рода «Игра в кальмара» от мира видеоигр, в которой даже проигрывать весело и хочется ещё.
- Calico — если вам не хватает простого человеческого «погладить кота», то здесь вы их сможете гладить, сажать на голову и даже увеличивать в размерах и ездить на них. В ходе игры вы выполняете уйму квестов в духе «подай-принеси», что, конечно же, не является вершиной гейм-дизайна, но это всё ради котиков, верно?
- VA-11 Hall-A — визуальная новелла в киберпанк-сеттинге, в которой вы выполняете роль бармена, готовя напитки и беседуя с посетителями об их житье-бытье.
- Любая другая игра, которую вы бы добавили в этот список.
Хорошим способом перезарядиться может быть возвращение в игру, в которую вы играли в детстве или молодости. Эффект отдыха достигается не столько за счёт ностальгии, сколько за счёт возвращения в ту атмосферу и в те ощущения, которые вы испытывали, когда ваша жизнь была куда более беззаботной. Вы словно возвращаетесь не только в то время, но и в то состояние души.
Для меня это, например, WoW Classic, в котором я бегаю по старым локациям, не покорёженным катаклизмом, где каждый NPC — мой старый знакомый, где нет никакой суеты, где я ещё не спасаю Азерот, а просто и медитативно рыбачу или убиваю кабанчиков под прекрасную музыку.
Разумеется, у каждого может быть своя игра, возвращение к которой дарит «то самое» ощущение, которое вы, возможно, уже успели забыть. Спустя много долгих лет вы, наконец, вернулись домой.