Как составить портфолио, чтобы устроиться художником в геймдеве

Советы от рекрутера MY.GAMES и креативного директора BIT.GAMES.

Каким должно быть портфолио художника, который хочет работать в игровой студии? Что больше всего ценят рекрутеры и арт-лиды, сколько работ нужно показать и почему компания может отказать? Об этом на конференции TBD Pro: Art рассказали старший менеджер по подбору персонала в MY.GAMES Ольга Дёмина и креативный директор BIT.GAMES Антон Лунков.

Видеоверсия

Каким должно быть портфолио

Если вы хотите устроиться художником в игровую студию, то к созданию портфолио нужно отнестись серьёзно — вы должны позиционировать себя как профессионала. В первую очередь вам нужно определить, какой жанр вам наиболее близок и в каком стиле комфортнее всего работать. Также желательно выбрать студию, в которую вы хотите устроиться, и подготовить портфолио целенаправленно для неё. Это значительно повысит шансы на успех.

Профессиональное портфолио следует размещать на специальных площадках: ArtStation, Behance
Профессиональное портфолио следует размещать на специальных площадках: ArtStation, Behance

Есть несколько общих требований, которые стоит учитывать при подборе проектов для своего портфолио. В каждой работе должна быть идея: нюанс, мысль, рассказ. Стремитесь к тому, чтобы ваши рисунки и модели соответствовали принятым в геймдеве нормам графики. Иначе говоря, ваши арты должны выглядеть так, чтобы их можно использовать при создании игры.

Если у вас в портфолио преимущественно незавершённые рисунки, для игровой компании это может стать тревожным сигналом. По таким примерам сложно оценить реальный навык, а недостатки особенно сильно бросаются в глаза.

Первые пять работ, которые у вас находятся в галерее, должны быть самыми красивыми и репрезентативными — именно они первыми показываются в поиске на ArtStation (на Behance видно первые шесть). Поэтому все, кто ищет ваш профиль на этих ресурсах, в первую очередь смотрят на первые рисунки. И если они подходят по критериям поиска, то рекрутер захочет посмотреть и остальное.

При этом важно, чтобы в вашем портфолио было минимум шесть артов. Если их меньше, то работодатель просто не сможет по-настоящему оценить ваши навыки.

В этом портфолио представлены отличные изображения. Но как человек к ним пришёл? Какой у него бэкграунд? Какие смежные задачи он сможет решать? По двум примерам сложно составить общую картину
В этом портфолио представлены отличные изображения. Но как человек к ним пришёл? Какой у него бэкграунд? Какие смежные задачи он сможет решать? По двум примерам сложно составить общую картину

Если в портфолио есть видео, то не стоит делать их слишком длинными — 30 секунд достаточно для одного ролика. Если же у вас гораздо больше материала, просто сделайте несколько видео — так ваши работы будет проще воспринимать.

Не забудьте заполнить профиль на ArtStation и Behance: описание, ссылки на другие соцсети, на проекты и так далее. Чем больше информации о вас, тем профессиональнее это выглядит. Вы можете хранить игровые арты и модели на этих площадках, а на личных страницах в соцсетях — всё остальное.

Хорошо, если на аватарке находится настоящее фото художника — это позволяет уже на ранней стадии почувствовать контакт с человеком и начать формировать его образ.

Как составить портфолио, чтобы устроиться художником в геймдеве

Если вы отучились на художественных курсах, вы можете добавить учебные арты в портфолио. Но не забывайте, что в процессе обучения фидбек куратора может сильно повлиять на итоговый вид рисунка. Поэтому после курсов обязательно отработайте знания, которые вы получили. Самостоятельно создайте похожий проект, чтобы было видно, как вы усваиваете информацию — это качество особенно важно для джунов. Также это покажет ваш навык действовать самостоятельно.

В портфолио могут быть рисунки, которые вы создали исключительно ради удовольствия — это показывает, что вы способны самостоятельно развиваться и обучаться. Также котируется фанарт и проекты, которые вы создали, вдохновившись чужим стилем. Это стандартная практика у художников, которая позволяет познать чужой художественный стиль и найти новый путь для собственного творчества.

Это почти <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fguillemserret&postId=1161434" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">идеальный пример</a> портфолио. Прямо в шапке находится цепляющий арт, страница «О себе» заполнена. Подписки на конкретных художников тоже хорошо говорят о том, чем человек интересуется с профессиональной точки зрения
Это почти идеальный пример портфолио. Прямо в шапке находится цепляющий арт, страница «О себе» заполнена. Подписки на конкретных художников тоже хорошо говорят о том, чем человек интересуется с профессиональной точки зрения

Если вы по какой-то причине не хотите делать своё портфолио публичным, а вместо этого оформляете доступ по ссылке, то не превращайте это в квест — не стоит прятать портфолио в труднодоступном архиве, который вы ещё и забудете обновить. Чем проще доступ, тем лучше.

Важность оформления работ

В традиционном рисовании картины помещают в рамы, которые придают значимость работам. В цифровом рисунке подача не менее важна. Покажите разные вариации своих персонажей, объектов, локаций. И в конце выберите один вариант, который пойдёт в финальный рендер. Оформление увеличивает значимость арта и даёт рекрутеру сигнал, что его надо рассмотреть получше.

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fukie&postId=1161434" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Отличный пример</a>: персонаж удачно подан, есть вариации причёсок, логотип проекта
Отличный пример: персонаж удачно подан, есть вариации причёсок, логотип проекта

На основе одного концепта можно сделать небольшую серию картинок, из которых будет понятна предыстория персонажей и придуманного мира. Это покажет, что вы воспринимаете свои арты комплексно — работодатель такое оценит.

Художница <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fdaria_azherina&postId=1161434" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Дарья Ажерина</a> отлично передала эмоции героя, изобразила его способности. Это показывает, что она мыслит широко и задумывается над тем, как персонаж будет использоваться в проекте. Проект выполнен в рамках учебного курса в Smirnov School
Художница Дарья Ажерина отлично передала эмоции героя, изобразила его способности. Это показывает, что она мыслит широко и задумывается над тем, как персонаж будет использоваться в проекте. Проект выполнен в рамках учебного курса в Smirnov School

На что обращают внимание рекрутеры

В первую очередь важно соответствие стилю проекта — на это обращают внимание даже на самом раннем этапе, когда портфолио смотрят рекрутеры. Хоть они и не вовлечены в создание арт-контента, они смогут примерно оценить попадание в стиль.

Следующий критерий — софт, которым вы владеете. Часто на игровых проектах используют определённые программы. Если у вас нет опыта работы с ними, то ваше портфолио могут отвергнуть.

Например, на проекте могут потребоваться только те художники, которые хорошо владеют Substance Painter
Например, на проекте могут потребоваться только те художники, которые хорошо владеют Substance Painter

Не менее важно качество работ и прогресс художника. Когда в портфолио есть всего три арта, которые выложены в один день, сложно понять, как развивался человек.

Не забудьте составить резюме с подробным описанием предыдущего опыта — оно не так важно, как портфолио, но всё же необходимо при трудоустройстве. В резюме нужно кратко пересказать всю вашу профессиональную историю: где вы учились, какой у вас опыт, чем вы занимались. Всё это имеет значение.

Резюме можно оформить и во вкладке «About» на ArtStation. Работодателю будет удобно сразу в одном месте увидеть путь художника, его дополнительные контакты, навыки, используемый софт.

Также стоит учитывать, что рекрутеры стараются узнать о вас побольше — они ищут ранние проекты, соцсети и ваши следы на разных ресурсах. Чем больше работодатель узнает о вашем художественном пути, тем лучше. Поэтому постарайтесь добавить все релевантные ссылки прямо в резюме.

Даже если вы сейчас не находитесь в поиске работы, резюме лучше держать актуальным. Это как зонтик — никогда не знаете, когда он вам пригодится.

Ольга Дёмина, старший менеджер по подбору персонала в MY.GAMES

Какие навыки требуются

Чем больше релевантных навыков, тем лучше. К примеру, в BIT.GAMES 2D-художники учатся моделировать — если они понимают специфику создания 3D-модели, то они смогут нарисовать концепт так, чтобы у моделлера не возникло никаких вопросов. Зачастую художники сами изготавливают модель. Некоторые идут ещё дальше и делают риги для анимации. Чем универсальнее человек, тем он дороже стоит на рынке, тем нужнее и востребованнее он в любой команде.

Но у каждого специалиста есть доминирующие навыки, к которым особенно высокие требования.

  • Художнику по персонажам обязательно нужно знать анатомию — без понимания строения тела у вас не получится корректно нарисовать даже стилизованных героев.
  • Художнику по окружению важно следить за правильностью построения локаций, освещением, стремиться доводить все элементы до ума.
  • Для 3D-моделлеров особенно важно обращать внимание на топологию объектов — вы должны отлично понимать правила построения сетки. Также прикладывайте развёртку персонажей — это важно для того, чтобы понять, сможете ли вы работать в реальном пайплайне или же вас придётся дополнительно учить. Не забудьте приложить концепт-арт, на основе которого вы моделировали объект. Это покажет, насколько хорошо вы умеете переносить чужие идеи в 3D. Ещё стоит приложить отрендеренную модель — это станет для вас дополнительным плюсом.
Пример UV-развёртки в Blender
Пример UV-развёртки в Blender
  • Аниматорам нужно изучить 12 принципов анимации. Особенно важно обращать внимание на вес объектов: например, если вы анимируете внушительного персонажа, а он порхает как бабочка, то результат будет выглядеть неправдоподобным. Качество рига также может сильно повлиять на то, возьмут ли вас в команду.
  • Для UI-художников важно понимание масштабов. Маленькую иконку не надо растягивать на весь экран. Для какого масштаба иконка задумывалась, в таком масштабе и показывайте. Ещё важна лаконичность и знание теории — вам в целом нужно понимать, как рисуют интерфейсы.

Портфолио — лицо художника. Оно оценивается в первую очередь, поэтому когда вы решаете, выкладывать ли туда новый арт или модель — думайте, с какой стороны она вас характеризует.

Тщательно выбирайте проекты, которые попадут в портфолио. Например, если вы хотите развиваться как художник по персонажам, то не стоит налегать на концепты локаций, потому что это будет сбивать потенциального работодателя.

Старайтесь добиться лаконичности в своих работах и оценивайте их с точки зрения геймдева. Для каких проектов они подойдут? Соответствуют ли они какому-то стилю? Заложена ли в них какая-то идея? Если вы ответите на эти вопросы, то сможете быстро найти недостатки и исправить их, чтобы повысить шансы на успешное трудоустройство.

7272
8 комментариев

Аниматорам нужно изучить 12 принципов анимации.А художникам изучить как пользоваться графическим планшетом? 🤨

Имхо, юзлес статья для пиара говнокомпании.

17
Ответить

XD
10+ опыта научного тыка в графический планшет помогут

Ответить

Странно, мне много людей говорили, что оставлять в портфолио надо лишь актуальные и самые крутые работы. Пусть их будет мало, но они будут жирные. А тут противоположное написано.

Ответить

балансировать на середине

6
Ответить

Важно сформировать о себе комплексное мнение. Самые актуальные и жирные работы показывают твои максимальные возможности, но очень часто при работе над реальными проектами с жесткими дедлайнами у тебя просто не будет времени доводить все до идеала, поэтому в портфолио имеет смысл в отдельный раздел вынести то, какого уровня работы ты можешь выдавать в сжатые сроки. И чтобы этот уровень был относительно стабилен, а лучше чтобы он немного рос о работы к работе

4
Ответить

Если артист способен создавать крутые работы - пусть создаёт портфолио только из них и избавляйся от тех, что перерос, иначе, на мой взгляд, у работодателя/заказчика будут завышенные ожидания по отношению художнику, а у него в свою очередь при найме случится перегрузка от того, что он не тянет заданный собой же в портфеле уровень.

3
Ответить

Есть два подхода
первый : Показывать эволюцию работ
и второй Оставлять актуальное.

Так вот - первое нужно если тебе нужны РАЗНЫЕ заказчики - так ты увеличишь охват. Так же это подходит для некоторых студий - где будут думать как быстро ты ададаптируешься.
Скажем - в граффит могут взять и без тестового - чисто из за работ в портфеле.


Второй совет - если тебе нужны СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННЫЙ вариант заказов. И никакие другие тебе не нужны. В основном его выбирают фрилансеры.

1
Ответить