Теория цвета Иттена

Иоханнес Иттен — швейцарский художник и преподаватель Баухауса. В своей книге «Искусство цвета» он описал основные законы колористики и объяснил принципы субъективного восприятия цвета.

Ниже мы рассмотрим основные положения его теории и на примерах покажем, как работают разные типы цветового контраста.

Суть цвета

Согласно Иттену, цвет — это не просто оттенок акрила или html код, это ещё и субъективное восприятие. Для одного человека чёрный — цвет траура и печали, который вызывает тревогу и чувство опасности, а для другого — это чувство спокойствия, уютной уединённости. Каждый человек уникален — точно так же уникально и его восприятие цвета.

Взаимодействие цветов

Иттен пишет, что человек лучше всего воспринимает цвета в сравнении. При этом один и тот же цвет в двух случаях ощущается по-разному:

Жёлтый на белом фоне воспринимается как мягкий и тёмный цвет, в то время как на чёрном тот же оттенок воспринимается ярче и насыщеннее
Жёлтый на белом фоне воспринимается как мягкий и тёмный цвет, в то время как на чёрном тот же оттенок воспринимается ярче и насыщеннее

Это связано с тем, что окружение влияет на цвет. Если мы хотим, чтобы жёлтый на белом фоне сиял, для него понадобится куда больше места, чем если бы задний план был чёрным.

Цвета влияют друг на друга — поэтому важно рассматривать палитру целиком, чтобы понимать, какой результат она даст.

Круг Иттена

Иттен выделяет первичные, вторичные и третичные цвета, которые вместе составляют круг из 12 основных цветов.

Теория цвета Иттена

Первичные цвета — это красный, жёлтый и синий. Из них можно создать все остальные цвета.

Вторичные — это оранжевый, фиолетовый и зелёный. Мы получаем их при смешивании первичных цветов.

Третичные — все остальные оттенки, полученные при смешении первичных и вторичных цветов.

Опираясь на этот цветовой круг, можно подобрать гармоничную или контрастную палитру.

Цветовой контраст

Контраст — это противопоставление двух и более цветов. С его помощью можно удержать внимание зрителя и выделить главное в сцене.

Иттен выделил семь типов контрастов:

1) по цвету

Это самый простой способ создания контраста — надо лишь взять достаточно удалённые друг от друга по кругу цвета.

Самый сильный контраст по цвету между первичными цветами, считал Иттен:

«Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности»

Ниже — подборка иллюстраций с таким контрастом:

2) светлого и тёмного

Самый простой способ — поставить рядом два разных по яркости оттенка одного цвета:

Однако это может быть и контраст двух разных цветов. Иттен объясняет, что каждый цвет имеет собственную шкалу яркости, которую можно представить в виде квадрата ниже:

Справа выделены чистые цвета
Справа выделены чистые цвета

Мы видим, что фиолетовый — самый тёмный, а жёлтый — самый светлый. Если поставить их рядом, они будут контрастировать не только как удалённые по кругу Иттена цвета, но и как тёмный и светлый.

Несмотря на то, что фиолетовый здесь светлого оттенка, он кажется темнее золотых доспехов. Автор: <a href="https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2Fr9O5E5&amp;cc_key=" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://www.artstation.com/artwork/r9O5E5</a>
Несмотря на то, что фиолетовый здесь светлого оттенка, он кажется темнее золотых доспехов. Автор: https://www.artstation.com/artwork/r9O5E5

3) холодного и тёплого (по температуре)

Иттен считает «красно-оранжевый» и «сине-зеленый» двумя полюсами контраста холода и тепла. Теплохолодность остальных цветов зависит от окружения: один и тот же жёлтый может восприниматься тёплым рядом с голубым и холодным — рядом с красным:

Теория цвета Иттена

Как выглядит этот тип контраста:

За счёт теплого света и холодной тени иллюстрация становится интереснее. Автор: <a href="https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2FklGoKy&amp;cc_key=" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://www.artstation.com/artwork/klGoKy</a>
За счёт теплого света и холодной тени иллюстрация становится интереснее. Автор: https://www.artstation.com/artwork/klGoKy

4) дополнительных (комплементарных) цветов

Это контраст противоположных по кругу Иттена цветов. Художник выделяет три основные пары: «зелёный-красный», «оранжевый-синий», «фиолетовый-жёлтый».

Теория цвета Иттена

Как этот тип контраста выглядит в 3D:

Пример яркого контраста оранжевого и голубого. Автор: <a href="https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2FyJE338&amp;cc_key=" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://www.artstation.com/artwork/yJE338</a>
Пример яркого контраста оранжевого и голубого. Автор: https://www.artstation.com/artwork/yJE338

5) симультанный контраст

В этом типе контраста Иттен делает упор на субъективное восприятие цвета, на его окружение. Например, слева чисто серый того же уровня яркости, что и оранжевый, приобретает оттенок фона:

Теория цвета Иттена

А серый квадрат справа кажется чисто серым, потому что в нём есть оттенок дополнительной пары оранжевого — синего.

6) по насыщенности

В этом типе контраста насыщенные цвета противопоставляются блёклым:

7) по площади цветовых пятен

Этот контраст возникает, когда в палитре преобладает какой-то один цвет. Тогда другие цвета становятся акцентными и подчёркивают детали:

Нет какого-либо универсального решения и палитры, которая подойдёт к каждой сцене. Чтобы правильно подобрать цветовую палитру, необходимо экспериментировать и смотреть на получающийся результат. Рассматривайте все цвета в целом и по отдельности: как они влияют друг на друга? какое впечатление создаёт это сочетание? выделяет ли контраст главное на сцене?

«…подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные» (с) Иоханнес Иттен

Автор: Вероника Меликова
#kaino #color #Itten

5151 показ
20K20K открытий
1515 репостов
29 комментариев

Нас на градостроительстве учили быстро строить районы на основе круга Итенна: какими цветами отражать высотки, а какими малую застройку, чтобы человек сразу ощущал масштабность на плане и перспективе.

Ответить

... правда в конечном итоге все равно надо генплан со стандартными цветами подавать. =)

Ответить

сделаешь пост на тему градостроительства? а то иногда смотрю урбанистов, хочется мнение изнутри узнать

Ответить

Отлично, спасибо!

Добавлю один важный момент - нейтральный серый используется в примерах, но вообще не следует использовать его в цветных работах, поскольку он "грязнит" цвета. Лучше брать либо теплый, либо холодный серый.

Для интересующихся глубже и больше есть Colour and Light : A Guide for the Realist Painter, James Gurney - одна из лучших книг по цвету на сегодняшний день.

Ответить

платье синее.

Ответить

Шикарное издание Дмитрия Аронова! у меня тоже такая есть)))

Ответить

Нет какого-либо универсального решения и палитры, которая подойдёт к каждой сцене. Чтобы правильно подобрать цветовую палитру, необходимо экспериментировать и смотреть на получающийся результат.Вообще то есть. И именно понятные правила лежат в основе подбора цветов. Иначе зачем тогда вообще нужна теория цвета, если подбирать надо экспериментальным путём?

Работает это примерно так: На любых имеющихся 2-3 цветах можно построить цветовую гармонию, используя эти правила. И таким образом сочетать даже не сочетающиеся цвета путем добавления связующих, гармонизирующих общую палитру.
Я много лет назад записывал видео по цветовым гармониям. Как их собирать, и как с ними управляться. И не раз уже тут скидывал ссылку. Судя по комментариям, люди признали это видео лучшим объяснением конспекта по Иттену.

Ответить