Рубрика развивается при поддержке

«Ico всё перевернула»

Эссе создателя Last Day of June о том, как культовая игра Фумито Уэды изменила индустрию — и его самого.

В закладки

Ico — первая игра легендарного Фумито Уэды, создателя Shadow of the Colossus и The Last Guardian, — вышла в 2001 году и быстро приобрела статус культовой. Массимо Гуарини, основатель студии Ovosonico и автор недавней Last Day of June, написал колонку для сайта Gamesindustry.biz, в которой рассказал о том, как произведению Уэды удалось кардинально изменить его восприятие видеоигр.

Массимо пишет о том, что он всегда смотрел на видеоигры как на системы с определённым набором правил и чётко обозначенной целью. Они просто давали ему возможность весело провести время и продемонстрировать свои умения — при этом он всегда полностью отдавал себе отчёт, что перед ним всего лишь игра.

Меня никогда не интересовало, почему Марио всё время скачет, и как у парня из Doom получается носить с собой такое количество тяжёлого оружия. Мне было не так уж важно, почему Данте так фанатично стремится отомстить в Devil May Cry.

Массимо Гуарини
основатель Ovosonico

Как бы сильно Массимо ни погружался в вымышленные миры, он всегда осознавал, что перед ним — всего лишь игра со своими условностями и ограничениями. Он ощущал связь со своим игровым персонажем, погружался в увлекательный геймплей, но ему никогда не приходило в голову, что игры могут вызывать какие-то более сложные эмоции, чем страх, гнев или восторг. По словам разработчика, в те времена о таком «никто не просил».

Всё изменилось в один день — в сентябре 2001 года. По словам Массимо, Фумито Уэда «переписал историю видеоигр». Системы, которые исправно работали в течение долгих лет и не вызывало ни у кого вопросов, впервые были подвергнуты сомнению создателем Ico — «скромно, но эффектно; в японском стиле».

Я прекрасно помню, как впервые запустил игру. Живописный лес, лошади, куда-то уносящие маленького ребёнка, ни диалогов, ни торжественной музыки. Просто реалистичные звуки окружения и невероятно мощная атмсофера. Я уже знал, что передо мной нечто необычное.

Массимо Гуарини
основатель Ovosonico

Спустя десять минут игры Массимо ощутил нечто, чего никогда раньше не испытывал ни в одной игре. Его захлестнули сложные эмоции: обеспокоенность, одиночество, неуверенность. Он почувствовал себя тем самым ребёнком, брошенным и запертым в загадочном замке.

Игра не ставила передо мной никакой сиюминутной цели в духе «не умирай, убей этих, собери то», однако я очень чётко ощущал, что мне нужно делать. Я почувствовал глубокую связь с персонажем и понял, что впервые за мою игровую практику цель игры определялась не чётко прописанными задачами, игровой системой или правилами геймплея, а именно тем фактом, что я и был этим ребёнком.

Похожее чувство у меня уже возникало 10 лет назад, когда я играл в Another World. Но уже следующие 10 минут геймплея вознесли Ico на такую недосягаемую вершину, что я до сих пор вспоминаю об этом как о самом сильном впечатлении, которое мне когда-либо дарила игра.

Массимо Гуарини
основатель Ovosonico

Разработчик говорит о первой встрече с Йордой — девочке с белой кожей, заключённой в железную клетку, напоминающую древнее орудие пыток. Марио тянуло к ней, но вовсе не из-за какого-нибудь конкретного диалога или катсцены. Он не мог не освободить её, потому что судьба Йорды резонировала с его собственной — только что он сам был пленником, ощущал страх и одиночество, а теперь в точно такой же ситуации оказалась эта девочка. Игрок немедленно ощущал эмоциональную связь с Йордой — по той же причине, что и сам Ико. Эмпатия создавалась и поддерживалась самим игровым процессом.

Геймплейные механики Ico выстроены вокруг определённой темы, определённого эмоционального концепта; эти механики были призваны служить ему и поддерживать его, а не наоборот, как было раньше. Это была революция.

Массимо Гуарини
основатель Ovosonico

По мнению Массимо, Ico была высказыванием — возможно, слишком сильным и смелым, чтобы быть единодушно принятым игровым сообществом тех времён. Игры всегда строились вокруг геймплейных механик, а сюжет, тема и всё остальное выполняли лишь вспомогательную функцию — так было в течение долгих лет до Ico и в течение долгих лет после неё. Если жанры кино получали названия в зависимости от эмоций, которые они должны были вызывать у зрителя (комедия, фильм ужасов), то названия жанров видеоигр происходят именно от механик (шутер, платформер).

Фумито Уэда, напротив, подчинил игровые механики теме, заставив воздействовать на игрока эмоционально. Он отнял шкалу здоровья у протагониста и вручил её другому персонажу (Йорде), — сам геймплей заставляет игрока заботиться об этом персонаже, чтобы не проиграть. Простая смена правил с «если я умру, игра закончится» на «если она умрёт, игра закончится» стала выразительным средством. Базовые механики игры работают на то, чтобы мы воспринимали Йорду хрупким, нуждающимся в нашей защите существом; на создание у игроков чувства «одиночества и собственной слабости перед лицом чего-то более значимого и сильного, чем они сами». Даже реализация системы сохранений подчинялась авторскому видению Уэды.

Ico заставила меня сопереживать и проявлять заботу — а ведь в комнате не было никого, только я и геймпад. Можно сказать, что это было первым эмоциональным опытом в истории видеоигр — момент, в который игрок почувствовал, что он переживает и чувствует ответственность за несуществующего персонажа.

Спасибо Вам, Уэда-сан.

Массимо Гуарини
основатель Ovosonico
{ "author_name": "Артемий Леонов", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 19, "likes": 53, "favorites": 31, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 14155, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 29 Dec 2017 11:22:00 +0300", "is_special": false }
Проект в сеттинге киберпанка
Вакансия Game Designer
я с вами!
0
19 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

Игра для меня тоже перевернулась в самый неожиданный момент. Я играл в нее сильно позже выхода(года 2-3 назад), и можете кидаться тапками, но по механикам она для меня показалась "принцем персии на минималках". От геймплея я не получал особого удовольствия, да и нарратив меня как-то не зацепил, а нужда постоянно оберегать девочку от монстров местами дико напрягала. Но вот в самом конце, когда герой думал, что принцесса погибла, но находит ее на берегу, меня прямо пробило на эмоции, глаза были на мокром месте. И я осознал магию этой игры, между героями не было диалогов, они даже говорить не умеют нормально, ты просто тянешь ее за собой всю игру, ведешь за руку и спасаешь это светлое создание от чудовищ. И ты привязываешься к ней, как и герой, который , по сути, является твоей безмолвной аватарой, без особой личности. Очень редкая магия игр. Ради такого я все еще и играю, собственно. Сорри, что так сбивчиво, просто хотелось поделиться.
если еще не играли в ICO, то обязательно попробуйте, как и все игры Уэды, собственно.

Ответить
3

у меня похожая тема случилась, когда увидел fahrenheit

Ответить
3

Играла я в айко больше 10 лет назад. Удивительная игра, мир которой меня пробирал до мурашек.. как ни странно, она меня пугала даже больше Резидента или Фатал Фрейма... @__@ но это был какой-то особый страх, который манил и заставлял играть в игру дальше...
Shadow of the Colossus таких эмоций не принёс.. :(

Всё думаю ее прикупить на распродаже в псн, но что-то останавливает... может, боюсь, что этих эмоций больше не будет.. а может, наоброт ощутить их еще раз боюсь.. не знаю... )))

Ответить
1

ICO \ Shadow of the Colossus \ The Last Guardian — только эти 3 игры вызвали такой сильный эмоциональный отклик

Ответить
2

Повезло, я пытался играть во все 3, дольше всего хватило Коллоса, но в итоге так и не доиграл, боссы-пазлы наскучили, а эмоций/интереса не вызвала ни одна из 3х. Но при этом ясно видно за что их любят, и что игры хорошие.

Ответить
1

А жаль, в колоссе одна из самых эмоциональных сцен в конце.

Ответить
2

Уэда гений

Ответить

Комментарий удален

2

Уэда это гений, Кодзима это гений => Уэда это Кодзима

Ответить

Комментарий удален

0

Ну так как он тоже гений (ну и Суда51 за компанию) то получается Уэда Кодзима Таро Суда51.

Ответить
2

В Мурасаки Бейби от Массимо во многом прослеживается эта любовь к Айко и ее влияние на автора.

Ответить

Весенний хичхакер

2

ICO просто суперская игра. Вот её вроде и словами описать тяжело. Я когда рассказывал про неё друзьям то просто сводил к тому что в неё очень приятно играть.

Ответить
1

Мне было не так уж важно, почему Данте так фанатично стремится отомстить в Devil May Cry

Так он же и не стремится никому отомстить. К нему в агентство приходят и нанимают его, чтобы он демонов убивал. Или я что-то путаю?

Ответить

Весенний хичхакер

Никита
0

В третьей части не так.

Ответить
1

Но он всё равно никому не мстит. По большому счету, 3я часть про то, как чувак идет с братом пообщаться, которого давно не видел)

Ответить
0

Ну, может он мстит за Вергилия\Нело Анджело? :D Но это слишком притянуто, да.

Ответить
0

Уэда, реально, гений. Такого никто не делал до него и после него,боюсь, кому-нибудь создать произведение такой художественной силы в игровой отрасли будет очень и очень сложно. Он задействовал игровые механизмы, технический арсенал, используемый в играх, для создания чего-то необычного, нового, что выходит далеко за рамки понятия игра. Это же он повторил в ласт гардиан. Великий человек. Его произведения (язык не поворачивается назвать их играми) нужно рассматривать в одном ряду с другими произведениями искусства, кино, изобразительным искусством, литературой.

Ответить
0

Такого никто не делал до него

Похожее чувство у меня уже возникало 10 лет назад, когда я играл в Another World.

Ответить
0

промахнулся с комментом....

Ответить
0

ICO>Shadow of the Colossus>The Last Guardian

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }