Gamedev Артемий Леонов
7 438

«Ico всё перевернула»

Эссе создателя Last Day of June о том, как культовая игра Фумито Уэды изменила индустрию — и его самого.

В закладки

Ico — первая игра легендарного Фумито Уэды, создателя Shadow of the Colossus и The Last Guardian, — вышла в 2001 году и быстро приобрела статус культовой. Массимо Гуарини, основатель студии Ovosonico и автор недавней Last Day of June, написал колонку для сайта Gamesindustry.biz, в которой рассказал о том, как произведению Уэды удалось кардинально изменить его восприятие видеоигр.

Массимо пишет о том, что он всегда смотрел на видеоигры как на системы с определённым набором правил и чётко обозначенной целью. Они просто давали ему возможность весело провести время и продемонстрировать свои умения — при этом он всегда полностью отдавал себе отчёт, что перед ним всего лишь игра.

Меня никогда не интересовало, почему Марио всё время скачет, и как у парня из Doom получается носить с собой такое количество тяжёлого оружия. Мне было не так уж важно, почему Данте так фанатично стремится отомстить в Devil May Cry.

Массимо Гуарини
основатель Ovosonico

Как бы сильно Массимо ни погружался в вымышленные миры, он всегда осознавал, что перед ним — всего лишь игра со своими условностями и ограничениями. Он ощущал связь со своим игровым персонажем, погружался в увлекательный геймплей, но ему никогда не приходило в голову, что игры могут вызывать какие-то более сложные эмоции, чем страх, гнев или восторг. По словам разработчика, в те времена о таком «никто не просил».

Всё изменилось в один день — в сентябре 2001 года. По словам Массимо, Фумито Уэда «переписал историю видеоигр». Системы, которые исправно работали в течение долгих лет и не вызывало ни у кого вопросов, впервые были подвергнуты сомнению создателем Ico — «скромно, но эффектно; в японском стиле».

Я прекрасно помню, как впервые запустил игру. Живописный лес, лошади, куда-то уносящие маленького ребёнка, ни диалогов, ни торжественной музыки. Просто реалистичные звуки окружения и невероятно мощная атмсофера. Я уже знал, что передо мной нечто необычное.

Массимо Гуарини
основатель Ovosonico

Спустя десять минут игры Массимо ощутил нечто, чего никогда раньше не испытывал ни в одной игре. Его захлестнули сложные эмоции: обеспокоенность, одиночество, неуверенность. Он почувствовал себя тем самым ребёнком, брошенным и запертым в загадочном замке.

Игра не ставила передо мной никакой сиюминутной цели в духе «не умирай, убей этих, собери то», однако я очень чётко ощущал, что мне нужно делать. Я почувствовал глубокую связь с персонажем и понял, что впервые за мою игровую практику цель игры определялась не чётко прописанными задачами, игровой системой или правилами геймплея, а именно тем фактом, что я и был этим ребёнком.

Похожее чувство у меня уже возникало 10 лет назад, когда я играл в Another World. Но уже следующие 10 минут геймплея вознесли Ico на такую недосягаемую вершину, что я до сих пор вспоминаю об этом как о самом сильном впечатлении, которое мне когда-либо дарила игра.

Массимо Гуарини
основатель Ovosonico

Разработчик говорит о первой встрече с Йордой — девочке с белой кожей, заключённой в железную клетку, напоминающую древнее орудие пыток. Марио тянуло к ней, но вовсе не из-за какого-нибудь конкретного диалога или катсцены. Он не мог не освободить её, потому что судьба Йорды резонировала с его собственной — только что он сам был пленником, ощущал страх и одиночество, а теперь в точно такой же ситуации оказалась эта девочка. Игрок немедленно ощущал эмоциональную связь с Йордой — по той же причине, что и сам Ико. Эмпатия создавалась и поддерживалась самим игровым процессом.

Геймплейные механики Ico выстроены вокруг определённой темы, определённого эмоционального концепта; эти механики были призваны служить ему и поддерживать его, а не наоборот, как было раньше. Это была революция.

Массимо Гуарини
основатель Ovosonico

По мнению Массимо, Ico была высказыванием — возможно, слишком сильным и смелым, чтобы быть единодушно принятым игровым сообществом тех времён. Игры всегда строились вокруг геймплейных механик, а сюжет, тема и всё остальное выполняли лишь вспомогательную функцию — так было в течение долгих лет до Ico и в течение долгих лет после неё. Если жанры кино получали названия в зависимости от эмоций, которые они должны были вызывать у зрителя (комедия, фильм ужасов), то названия жанров видеоигр происходят именно от механик (шутер, платформер).

Фумито Уэда, напротив, подчинил игровые механики теме, заставив воздействовать на игрока эмоционально. Он отнял шкалу здоровья у протагониста и вручил её другому персонажу (Йорде), — сам геймплей заставляет игрока заботиться об этом персонаже, чтобы не проиграть. Простая смена правил с «если я умру, игра закончится» на «если она умрёт, игра закончится» стала выразительным средством. Базовые механики игры работают на то, чтобы мы воспринимали Йорду хрупким, нуждающимся в нашей защите существом; на создание у игроков чувства «одиночества и собственной слабости перед лицом чего-то более значимого и сильного, чем они сами». Даже реализация системы сохранений подчинялась авторскому видению Уэды.

Ico заставила меня сопереживать и проявлять заботу — а ведь в комнате не было никого, только я и геймпад. Можно сказать, что это было первым эмоциональным опытом в истории видеоигр — момент, в который игрок почувствовал, что он переживает и чувствует ответственность за несуществующего персонажа.

Спасибо Вам, Уэда-сан.

Массимо Гуарини
основатель Ovosonico

#истории #мнения

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Артемий Леонов", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 19, "likes": 53, "favorites": 32, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 14155, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 29 Dec 2017 11:22:00 +0300" }
{ "id": 14155, "author_id": 3792, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/14155\/get","add":"\/comments\/14155\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/14155"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64954 }

19 комментариев 19 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
8

Игра для меня тоже перевернулась в самый неожиданный момент. Я играл в нее сильно позже выхода(года 2-3 назад), и можете кидаться тапками, но по механикам она для меня показалась "принцем персии на минималках". От геймплея я не получал особого удовольствия, да и нарратив меня как-то не зацепил, а нужда постоянно оберегать девочку от монстров местами дико напрягала. Но вот в самом конце, когда герой думал, что принцесса погибла, но находит ее на берегу, меня прямо пробило на эмоции, глаза были на мокром месте. И я осознал магию этой игры, между героями не было диалогов, они даже говорить не умеют нормально, ты просто тянешь ее за собой всю игру, ведешь за руку и спасаешь это светлое создание от чудовищ. И ты привязываешься к ней, как и герой, который , по сути, является твоей безмолвной аватарой, без особой личности. Очень редкая магия игр. Ради такого я все еще и играю, собственно. Сорри, что так сбивчиво, просто хотелось поделиться.
если еще не играли в ICO, то обязательно попробуйте, как и все игры Уэды, собственно.

Ответить
3

у меня похожая тема случилась, когда увидел fahrenheit

Ответить
3

Играла я в айко больше 10 лет назад. Удивительная игра, мир которой меня пробирал до мурашек.. как ни странно, она меня пугала даже больше Резидента или Фатал Фрейма... @__@ но это был какой-то особый страх, который манил и заставлял играть в игру дальше...
Shadow of the Colossus таких эмоций не принёс.. :(

Всё думаю ее прикупить на распродаже в псн, но что-то останавливает... может, боюсь, что этих эмоций больше не будет.. а может, наоброт ощутить их еще раз боюсь.. не знаю... )))

Ответить
1

ICO \ Shadow of the Colossus \ The Last Guardian — только эти 3 игры вызвали такой сильный эмоциональный отклик

Ответить
2

Повезло, я пытался играть во все 3, дольше всего хватило Коллоса, но в итоге так и не доиграл, боссы-пазлы наскучили, а эмоций/интереса не вызвала ни одна из 3х. Но при этом ясно видно за что их любят, и что игры хорошие.

Ответить
1

А жаль, в колоссе одна из самых эмоциональных сцен в конце.

Ответить
2

Уэда гений

Ответить

Комментарий удален

2

Уэда это гений, Кодзима это гений => Уэда это Кодзима

Ответить

Комментарий удален

0

Ну так как он тоже гений (ну и Суда51 за компанию) то получается Уэда Кодзима Таро Суда51.

Ответить
2

В Мурасаки Бейби от Массимо во многом прослеживается эта любовь к Айко и ее влияние на автора.

Ответить
2

ICO просто суперская игра. Вот её вроде и словами описать тяжело. Я когда рассказывал про неё друзьям то просто сводил к тому что в неё очень приятно играть.

Ответить
1

Мне было не так уж важно, почему Данте так фанатично стремится отомстить в Devil May Cry

Так он же и не стремится никому отомстить. К нему в агентство приходят и нанимают его, чтобы он демонов убивал. Или я что-то путаю?

Ответить
0

В третьей части не так.

Ответить
1

Но он всё равно никому не мстит. По большому счету, 3я часть про то, как чувак идет с братом пообщаться, которого давно не видел)

Ответить
0

Ну, может он мстит за Вергилия\Нело Анджело? :D Но это слишком притянуто, да.

Ответить
0

Уэда, реально, гений. Такого никто не делал до него и после него,боюсь, кому-нибудь создать произведение такой художественной силы в игровой отрасли будет очень и очень сложно. Он задействовал игровые механизмы, технический арсенал, используемый в играх, для создания чего-то необычного, нового, что выходит далеко за рамки понятия игра. Это же он повторил в ласт гардиан. Великий человек. Его произведения (язык не поворачивается назвать их играми) нужно рассматривать в одном ряду с другими произведениями искусства, кино, изобразительным искусством, литературой.

Ответить
0

Такого никто не делал до него

Похожее чувство у меня уже возникало 10 лет назад, когда я играл в Another World.

Ответить
0

промахнулся с комментом....

Ответить
0

ICO>Shadow of the Colossus>The Last Guardian

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления