В каких случаях мягкая кисть усилит работу, а в каких достаточно жёсткой? Как научиться рисовать мягко и почему Крейг Маллинс советует этого не делать?Что такое крайРазные края на примере картины Джона Сингера Сарджента «Скалы в Дейр Эль-Бахри», 1891Говоря о краях, мы в первую очередь думаем о контурах предметов. На самом деле понятие гораздо шире: края существуют между плоскостями объекта, на границах света и тени, в переходах между цветами и даже очёрчивают отдельные мазки кисти.Край есть между любыми двумя мазками на картине.Марко Буччи (Marco Bucci)Основной характеристикой краев является жёсткость, в зависимости от которой их обычно делят на четыре категории:жёсткий край (hard edge) – самый резкий, бритвенно-острый, вплоть до однопиксельного;твёрдый край (firm edge) – всё ещё сохраняющий резкость, несвойственную мягкому краю, но уже содержащий небольшое размытие. Иногда его объединяют с жестким краем;мягкий край (soft edge) – содержащий видимое смешение цветов. Переход может быть очень плавным, но всегда можно сказать, где кончился один цвет и начался другой;потерянный край (lost edge) – отличается от остальных отсутствием самого края, «растворившегося» в переходе. Зритель может лишь додумать границу – определить точное её положение невозможно.Примеры краев, нарисованные Марко БуччиКрая и тонМарко не случайно поместил жёсткий край между светло-голубым и тёмным цветом фона: контрасты делают границу визуально жестче. Близкие по тону цвета, наоборот, будут смягчать её.Благодаря этому свойству края и тон при правильном использовании способны усиливать друг друга. Одинаково контрастные детали будут выглядеть по-разному, в зависимости от жёсткости края. Используя этот принцип стоит помнить, что смягчить край между разными по тону цветами может быть сложнее и выглядеть это будет менее естественно.Начинающим художникам часто кажется, что наш мир состоит в основном из жёстких краев. Это не так: он буквально наполнен мягкими и потерянными краями, роль которых может быть гораздо важнее, чем жестких.Зачем использовать разные краяПричин, по которым художник может выбрать тот или иной тип края, может быть всего две:выбор продиктован правилам реального мира, такой край помогает сделать работу реалистичнее;выбор продиктован художественными принципами, он делает картину интереснее для зрителя.На первый взгляд, для концепт-художников важнее первый пункт. Поэтому в этой статье мы рассмотрим именно его, а о втором случае читайте в продолжении. Края помогают строить перспективуAaron LimonickПостепенное смягчение краев по мере увеличения расстояния – одно из свойств нашей атмосферы. Объекты у горизонта теряют жёсткость контуров и детализацию — мы уже рассматривали то, как это явление используют в пейзажной живописи. Близкие объекты, напротив, отличаются жёсткими краями и контрастными деталями, которые кажутся ближе. По мнению Нейтана Фоукса (Nathan Fowkes), такая игра краями позволяет добиться максимальной глубины в работе.Nathan FowkesСмягчение края за счёт тона тоже сопутствует воздушной перспективе — с увеличением расстояния контрастность снижается, тона сближаются и светлеют. В некоторых случаях этого может оказаться достаточно и всю работу можно сделать жёстким краем.Craig MullinsА вот пытаться сделать все края мягкими не стоит. Из-за этого зрителю покажется, что изображение не в фокусе. Исключения возможны, но это должно быть осознанным решением. Импрессионисты часто намеренно избавлялись от слишком жёстких краев, придавая картинам воздушность, или же изображая туман.Клод Моне, «Мост Ватерлоо, Эффект Тумана», 1903.С похожей целью некоторые разработчики отказываются от жёстких краев в графике. В результате получается стилизованная картинка, такая, как на этом концепте игры Limbo.Arnt JensenКрая создают иллюзию света и тениСерия Моне «Мост Ватерлоо» хорошо иллюстрирует еще одну особенность краёв: рассеянный и тусклый свет создает больше мягких и потерянных краёв, а жёсткий и яркий – больше жёстких и твёрдых. Тот же самый пейзаж, в ясный день выглядит совершенно иначе.Клод Моне, «Мост Ватерлоо, Эффект Солнечного Света», 1903.Значительную часть жёстких краев Моне помещает на свету, в тени же очертания теряются. Тени сильно сближают объекты по тону, в результате края становятся трудноразличимы, часть картины может остаться практически однотонной.«Утренняя Прогулка» (слева) и «Портрет Эшера Вертаймера» (Asher Wertheimer), Джон Сингер Сарджент.Несмотря на то, что портрет справа содержит очень много мягких и потерянных краёв, он не выглядит незаконченным. Наоборот, чрезмерная детализация теней была бы ошибкой, которую, по словам Крейга Маллинса (Craig Mullins), очень часто совершают начинающие художники. Даже жёстко очерчивая значительную часть деталей на этом концепте для Alien: Isolation, художник Edouard Caplain всё равно теряет почти все края, находящиеся в тенях.Edouard CaplainКонтроль над тенями критичен для хорошей картины. Тени – лучшие учителя для понимания глубины, тона и краев.Грегори Манчесс (Gregory Manchess)Совсем забывать о тенях — другая крайность, которой следует избегать. Яркий свет фар на этом концепте Life is Strange 2 привлекает внимание, но именно тени и находящиеся в них края создают иллюзию закатных сумерек.Edouard CaplainСмягчение краёв характерно не только для теней. Работы в высоком ключе тоже сближаются по тону и легко теряют края. Автор задников для Braid Дэвид Хэллман (David Hellman) пользуется этим, чтобы не перетягивать внимание игрока с персонажей и окружения.David HellmanИ ещё пример.Края используют для передачи текстурыИллюстрация из The Witcher 3: Wild Hunt Artbook, CD Projekt RedКрая некоторых объектов, например, облаков, мягкие сами по себе. Именно с помощью краёв художники 19-го века создавали на холсте реалистичные бархатные наряды. На картине Андерса Цорна (Anders Zorn) хорошо видна разница между золотым кольцом, почти целиком состоящим из жестких краев, написанными мягким краем волосами и бумагой, имеющей жёсткие края только на сгибах.«Эмма Цорн читает» Андерс ЦорнЭто свойство краёв может пригодиться при разработке дизайна персонажей. На этом концепте для League of Legends Джейсон Чан (Jason Chan) создаёт текстуру металла и волос с помощью жёстких краёв, а кожу и полупрозрачную ткань – с помощью мягких.Jason ChanНужно ли бросать всё и учиться работать с краямиВажность и сила краёв, по мнению Бобби Чу и Марко Буччи – это то, к пониманию чего художники приходят, уже набрав определённый опыт. Принципы, описанные в первой части обзора, подходят для начинающих, но Крейг Маллинс советует не слишком увлекаться ими, в первую очередь уделив внимание перспективе, работе с формой и тоном:Края переоценены, они не важны. Края – это вишенка на торте. Они совершенно не нужны для того, чтобы нарисовать хорошую картину – посмотрите на художников-графиковКрейг МаллинсРазвитое графическое мышление, по мнению Крейга, сильно упрощает понимание работы с краем, которую можно считать более продвинутым уровнем.Работы Крейга Маллинса часто изобилуют жесткими краями, смягченными за счёт правильной работы с тономКак научиться рисовать с помощью только жёсткого края и понимать тон, показывает Марко Буччи в этом видео. Для всех, кто уже уверен в своих силах, мы подобрали несколько упражнений, которые помогут потренироваться перед второй частью статьи.Упражнение 1. Найдите разные типы краёвЭто упражнение научит видеть принципы, описанные в статье, в реальной жизни.Попробуйте потренироваться искать самые жёсткие и самые мягкие края на фотографиях и картинах. Учитывайте, что жёсткость может быть относительна: самый жёсткий край на картине импрессиониста может быть намного мягче самого мягкого края на промо-арте к игре.Где на этой фотографии находится самый жесткий край?А вот и ответ: Поищите края на других фото: на портретах, пейзажах, натюрмортах. Можно и на картины художников посмотретьУчтите, что это задание гораздо проще выполнить с картинами — их авторы уже сделали всю работу и расположили края за вас. Изучение картин поможет понять, как работают мастера, а фотографии научат самостоятельно интерпретировать реальность.Вы также можете попробовать сделать простые стадики с натуры. Джон Хьюз (John Hughes) советует использовать для этого обычные камни. Рисуя их, можно потренироваться использовать край для передачи текстуры, а также изучить то, как края ведут себя на свету и в тени.«Стадики» (учебные зарисовки) камей, выполненные концепт-художником Gearbox Software Дэвидом Фортином (David Fortin)Упражнение 2. Научитесь работать с мягким краемЭто упражнение научит делать края интересными и поможет выработать свой стиль работы кистью.Самый простой и, одновременно, худший инструмент для этого — мягкая круглая кисть. По словам Марко Буччи, в ней есть что-то стерильное — она делает неинтересные и лишённые текстуры переходы, не похожие на традиционную живопись. Вместо того, чтобы использовать её, можно:сделать переход через промежуточные тона. Чем больше их будет – тем мягче получится край, уже имеющий простую текстуру;использовать текстурные кисти. Этот способ также подойдет, чтобы добавить характера краю, сделанному мягкой круглой кистью. Хорошо могут сработать разнообразные кисти-брызги;более сложный инструмент — кисть-миксер, имитирующая смешивание сырой краски.Варианты мягких краев, нарисованных Джеймсом Дугласом (James Douglas) (слева) и Марко Буччи (справа)Не бойтесь экспериментировать с разными инструментами и направлением мазков — в этом упражнении важно попробовать найти свой стиль. У каждого художника своя техника работы кистью, поэтому никакого правильного подхода здесь просто не существует.Работа кистью — это то, через что вы рассказываете о себе.Марко БуччиУпражнение 3. Сделайте таблицы краёв разными кистямиЭто упражнение научит контролировать кисть и избавиться от ощущения «Вот бы найти ту самую, правильную кисточку».Жёсткая кисть потребует времени, чтобы сделать мягкие края, в процессе будет полезно пользоваться пипеткой, чтобы брать получающиеся промежуточные тона и смешивать их.Мягким кистям сложнее даются жесткие края, поэтому придется уменьшать ее размеры. В конце можно использовать все понравившиеся кисти сразу.Созданные Марко Буччи таблицы краев.Прим. ред. Нужно больше информации? Вот тут можно еще почитать о краях + скоро выйдет продолжение статьи! Автор текста Артемий Третьяков из Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.#арт #лонг
Хорошая статья, спасибо!
Рады, что вам понравился текст, уже трудимся над продолжением. Края - непростая тема!
Как придать работе реализма? Использовать фоторефы и фотобашить
Это был отличный лонг, большое спасибо!
Очень рады, что материал был вам полезен. Скоро будет продолжение)
Комментарий недоступен
Немного практики — и ваша самооценка как художника обязательно поднимется! ;)