О крае в рисунке

«Спиши края тут, подчеркни там», учат преподаватели в художке. Часто не совсем понятно, о чем речь. Разбираемся подробно, как управлять краями.

Что такое край? Это переход от белого облака к синему небу — край двух больших форм. Или переход от светлого плана на облаке к затененному (слева внизу и в правой части картины). И даже переход от одного мазка кисти к другому — тоже  маленький край.
Что такое край? Это переход от белого облака к синему небу — край двух больших форм. Или переход от светлого плана на облаке к затененному (слева внизу и в правой части картины). И даже переход от одного мазка кисти к другому — тоже  маленький край.

Примечание редакции: мы готовим большой текст о краях (они же контуры, от англ. edges). В процессе наткнулись на отличную статью Грегори Манчесса (Gregory Manchess) по этой теме и решили перевести ее для всех интересующихся. В тексте речь идет о традиционной живописи, но все описанные приемы можно применять в CG. Этот материал особенно пригодится тем, кто делает концепты окружения и/или иллюстрации.

Далее рассказывает Грегори.

«Управление краями — это продвинутый уровень в живописи». Личный опыт автора.

Одна из самых сложных концепций в живописи — это управление краями (они же — контуры, переход одной формы или мазка кисти в другую). Студенты обычно замирают, когда я напоминаю, что контуры в их картине должны быть разными. Это приводит их в ступор. Многие понятия не имеют, что я имею в виду и с чего начать.

Не удивительно. Управление контурами — это продвинутый уровень в живописи, на который учащиеся не обращают внимание, пока им не подскажут. У меня тоже были проблемы с контурами в процессе обучения, но так как у меня не было учителя, который бы мог помочь, пришлось учиться на горьком опыте. Благодаря критике, а иногда и насмешкам.

Я учился на ходу, прислушиваясь к другим художникам и критикам, их комплиментам и тому, как они разносят в пух и прах мои попытки достучаться до зрителя и управлять его вниманием. Я очень внимательно прислушивался к замечаниям по поводу определенных частей моих картин, какими бы незначительными они мне не казались. Было больно, но так я учился.

Я собираюсь сэкономить вам годы мучительного обучения. Приведенные ниже примеры улучшат ваше понимание живописи и управление контрастами при помощи контуров.

Контраст контуров

Управление контурами обычно строится из управления взглядом зрителя, который ходит от одного объекта к другому. Именно благодаря контрасту контуров одни формы заметнее, чем другие.

Посмотрите на сотни контуров, контрастирующих друг с другом, но при этом образующих формы. Попробуйте найти зоны с наибольшим контрастом. 
Посмотрите на сотни контуров, контрастирующих друг с другом, но при этом образующих формы. Попробуйте найти зоны с наибольшим контрастом. 

Жесткие контуры

Их определить проще всего, именно поэтому они выделяются среди остальных. Мозг сразу же сосредотачивается на них, так что используйте жесктие края, чтобы направлять взгляд зрителя к нужному элементу на картине. У жестких краев очень сильный контраст. Если их расположить рядом с мягкими контурами, жесткие будут доминировать.

Тут самый жесткий контур — у границы света и тени на икрах женщины 
Тут самый жесткий контур — у границы света и тени на икрах женщины 

Мягкие контуры

Используйте их, чтобы усилить точку фокуса в картине, оттягивая взгляд зрителя от элементов в расфокусе. Мягкие контуры выступают в роли фона для жестких контуров и выделяют их. Да, именно выделяют. Жесткие края на фоне имеют тенденцию выделяться. Повторюсь, взгляд зрителя скользит мимо всего мягкого, чтобы сконцентрироваться на жестком контрасте.

Контуры облаков служат мягким фоном для более жестких краев, прописанных на фигуре человека.
Контуры облаков служат мягким фоном для более жестких краев, прописанных на фигуре человека.

Утерянные контуры

Одни из самых прекрасных областей картины находятся там, где зритель ожидает увидеть контуры, но не находит их. Рука, которая виднеется на заднем плане, исчезающая щека, края волос, которые едва различимы. Такие детали пробуждают интерес. Учиться, где и когда их лучше всего использовать — рискованно. Под риском я понимаю неопределенность результата. Однако награда за риск — это любопытство и вовлеченность зрителя.

Мозг хочет дополнить недостающие контуры, но для этого ему нужно погрузиться в картину. Именно так картина запоминается человеком — когда она не перегружена и на ней достаточно информации, чтобы сосредоточиться на изображении.

Сколько потерянных контуров вы можете насчитать на этом фрагменте?
Сколько потерянных контуров вы можете насчитать на этом фрагменте?

Стабильные контуры

Это контуры, находящиеся меж двух крайностей. Не слишком жесткие и не слишком размытые, но с достаточным скруглением, чтобы не перетягивать внимание на себя. Это контуры фигур, рукавов, деревьев, гор, архитектуры и т.д.

Столбы железнодорожной конструкции не должны доминировать над остальной картиной и быть слишком жесткими.
Столбы железнодорожной конструкции не должны доминировать над остальной картиной и быть слишком жесткими.

Повторяющиеся контуры

Такие контуры трудно контролировать, потому что их повторяемость привлекает внимание и хоть и является неотъемлемой частью таких элементов, как листва, складки на рукаве, но очень утяжеляет восприятие. Первое, что захочет сделать зритель — это отдохнуть. Другими словами, перестать смотреть, а это не то действие, которое вам нужно от зрителя.

Вам нужно найти способ варьирования таких контуров, чтобы ослабить напряжение в картине. Это можно сделать при помощи жестких, мягких и размытых контуров, вне зависимости от того, что вы видите на референсе.

На рубашке очень много складок. Я списал их, выделив всего лишь несколько в качество акцента.
На рубашке очень много складок. Я списал их, выделив всего лишь несколько в качество акцента.

Контуры и тень

Контроль теней критически важен для успешного рисунка. Тень также необходима для лучшего понимания глубины, контроля тонов и, конечно же, контуров. Теперь вы понимаете, что я имею в виду под жесткими и мягкими контурами, не так ли? Кто обращал внимание, как тени меняются на небольшом участке? Посмотрите на тени от ветвей деревьев на земле и они вас поразят. Ветви, расположенные ближе всего к земле, отбрасывают жесткие тени, а те, что расположены высоко, отбрасывают очень легкие, мягкие тени. На контурах это заметно лучше всего.

То, как тень ложится на поверхность, определяется несколькими факторами: текстурой, формой и углом наклона. Посмотрите на машину при разном освещении и заметите потрясающий набор жестких и мягких контуров, каждый из которых основан на том, как формы отбрасывают тени. Измените их и ваша машина засияет или потускнеет.

Тени определяют глубину рисунка и это выражается в том, как вы управляете их контурами.

Тени на улице, мокрой после дождя в этом фрагменте... задача их передать может пугать, но управление контурами позволяет отлично показать свет, отражающийся на мокром асфальте.
Тени на улице, мокрой после дождя в этом фрагменте... задача их передать может пугать, но управление контурами позволяет отлично показать свет, отражающийся на мокром асфальте.

Цвет и край

Вы можете управлять фокусом на картине при помощи цвета. Граница между контрастными цветами привлекает к себе внимание и/или позволять одному цвету доминировать над другим. То, как именно один цвет перекрывает или переходит в другой, будет привлекать внимание к объекту или отвлекать от него.

Контуры здесь разные: их то списывают, то подчеркивают. Один из способов выделить края, которые использует автор — цвет
Контуры здесь разные: их то списывают, то подчеркивают. Один из способов выделить края, которые использует автор — цвет

Рваный край

Если контуры мазков на картине одинаковые, они создают паттерн. Это делает рисунок плоским. Контроль контуров здесь заключается именно в одинаковости мазков. Если такова ваша цель, то это совершенно нормально. Если вы делаете мазки одинаковыми, то тогда нужно направить внимание зрителя к нужной точке при помощи других приемов, таких как цвет или тон.

Варьирование контуров делает картину интереснее. Это возможно за счет контраста между повторяющимися паттернами и более проработанными участками.

Рваные плоские края волос контрастируют с мягкими мазками на коже.
Рваные плоские края волос контрастируют с мягкими мазками на коже.

Яркие контуры

Попробуйте нарисовать пятна солнечного света, не контролируя контуры. Однако если присмотреться к тому, как свет пробивается сквозь листья и падает на объект, то станет видно, как отличаются контуры солнечных пятен по своей резкости. Свет обычно самый яркий и насыщенный как раз на границе тени и света. Обратите внимание, как переходы от света к тени придают картине интерес и глубину. Добавьте насыщенности на границе с тенью и увидите, как рисунок станет глубже.

На одной икре контуры тоньше, на другой толще. Цвет на этих краях акцентный. Обратите внимание, как свет показали в примере с мягкими контурами выше. 
На одной икре контуры тоньше, на другой толще. Цвет на этих краях акцентный. Обратите внимание, как свет показали в примере с мягкими контурами выше. 

Смешивающиеся мазки

Границы мазка кисти часто варьируются в пределах самого мазка. Начало может быть очень жестким, а в конце мазок может сильно размываться. Мазки могут быть маленькими и четкими, а могут быть размытыми как аэрограф. Или же сперва их стоит нанести жесткой кистью, а затем размыть другой. На картине ниже разница между мазком, который наносится мастихином и кистью довольно очевидна.

Разные инструменты создают разные контуры.
Разные инструменты создают разные контуры.

Текстура

Смешивание цветов и оттенков создает мягкий переход. Вот так просто. Но если перестараться, можно потерять текстуру и интерес. Конечно, есть много картин, которые потрясающе гладкие, переходы в них доведены до идеала, создавая ощущение совершенства. Однако использование одних и тех же переходов на коже, ткани или стене может разрушить этот эффект. Текстура поверхности объекта передает его материал. Нужно также учитывать, что наши органы чувств могут ошибаться, например, пластик может выглядеть, как стекло и т.п.

От способа нанесения краски зависит, как картина будет восприниматься зрителем. Никогда не задумывались, как художники 19 века рисовали бархатные платья? Все дело в контроле тона и контуров.

Ваши глаза занимаются этим на протяжении всего дня: анализируют контуры, поверхности, тон, контрасты. Мозг тратит около 30% всей нашей энергии ежедневно и большая часть уходит на визуальную расшифровку окружающего мира.

После быстрого нанесения пигмента мастихином работу закончили одной-единственной кистью. 
После быстрого нанесения пигмента мастихином работу закончили одной-единственной кистью. 

Перевод выполнен Натальей Сорокиной для Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

8282
4 комментария

Кайф, статья показалась немного репетитавной, но в целом очень приятно читать и есть хорошие примеры, спасибо за материал!

4
Ответить

К сожалению, большинство художников пишут не очень концентрировано, поэтому часто мы делаем не перевод, а пересказ статей зарубежных авторов. Конкретно этот текст показался не очень водяным, поэтому мы сохранили максимальную верность оригиналу. Все-таки когда проговариваешь теорию несколько раз, она лучше запоминается. А примеры тут очень наглядные, это да. 
Рады, что вам понравился текст! 

1
Ответить

Работы крутые

2
Ответить

100%!

Ответить